Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русский характер Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Русский характер Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Сочинение
Две Катерины

План
I. Женская тема в драме А.Н.Островского «Гроза» и в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
II. Две Катерины – две героини, две судьбы. Их сходные и различные черты и особенности:
1. В характере и внешности.
2. В замужестве.
3. В образе жизни, в воспоминаниях, мыслях, мечтах.
4. В запретной любви.
5. В наказаниях, которые произошли в жизни и совести.
6. В обретении смерти в водной стихии.
III. Портрет русской женщины в судьбах двух Катерин Н.С.Лескова и А.Н.Островского.

Александр Николаевич Островский в драме «Гроза» и Николай Семенович Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда» представили женскую душу и любовь, долю женщины, находящейся в купеческой среде. Эти писатели показали, что женщина из купеческого класса, как и всякая другая женщина, также способна к страданиям, переживаниям, чувствам и страстям.
Главными героинями произведений стали две Катерины: Катерина Кабанова у А.Н.Островского и Катерина Львовна Измайлова у Н.С.Лескова. У обеих героинь есть и сходства, и различия в судьбах, в характерах, в отношениях к другим людям, в мечтах, мыслях, речи, в проявлении чувств.
Обе Катерины молоды и красивы. Катерина Измайлова «была по наружности женщина очень приятная», «росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы». Катерина Кабанова – натура поэтическая, лёгкая, возвышенная, «у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Обе женщины вышли замуж не по любви. Катерину Львовну выдали «замуж за купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». Замужество Катерины Кабановой тоже было не по её желанию, не по любви. Мужем её стал сын богатой купчихи – Кабанов Тихон Иваныч, который в глубине души любит Катерину, способен даже простить ей обиду. Чувствуя страх перед маменькой, он не может защитить Катерину и помочь ей в трудную минуту.
Купеческая среда, её порядки и обычаи отражаются в образе жизни героинь. Катерина Кабанова не может привыкнуть к традиционным представлениям купеческой жизни, а постоянные упрёки свекрови делают её жизнь тесной. Утешают её лишь только сны и воспоминания о девичестве, когда она жила «как птичка на воле». До замужества Катерина любила ходить в церковь, видела красивые, яркие сны и мечтала. Вот как она об этом говорит: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится; «А какие мне сны снились…!... Или храмы золотые или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса и кипарисом пахнет…». Если же Катерина Кабанова успокаивает и развлекает себя мечтаниями, то Катерина Измайлова живёт скучно. Она не может себя ничем развлечь, не читает книг, не размышляет, не мечтает. Её жизнь полна тоски, скуки и однообразия: она только зевала, гуляла по дому, по саду, по двору, отдыхала, лежала на высокой своей постели, распивала чай – так проходила её жизнь в купеческом доме день за днём.
У обеих девушек не было детей, что их немало печалило и огорчало. Катерина Львовна от скучной и тоскливой жизни была рада иметь ребёнка: «когда б я себе ребёночка родила, вот бы мне с ним и весело стало». Катерина Кабанова говорит о детях так: «деток то у меня нет», «люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».
Грешная и запретная любовь есть в жизни двух Катерин. В чувствах обеих есть страсть, их чувства глубоки, но это проявляется в каждой из них по-разному. Чувство Катерины Кабановой к Борису – светлое, искреннее, пусть и грешное. Она понимает всю тяжесть этого чувства, но ничего поделать с собой не может. «Сердце болит» у героини, она чувствуется свою вину, боится наказания, ведь этот грех «камнем ляжет на душу». В её любви есть поэтичность, чистота, надежда, но есть и боль, и страдания, и душевные муки. Страсть и любовь к Сергею в Катерине Измайловой погубили все нравственные границы. Ради любви она убивает, ради любви бросает своего ребёнка, ради любви она даже идёт на каторгу. Все грязные поступок свои совершала она хладнокровно, жестоко, с животной силой и безразличием. От её руки умирает «крысиной смертью», тихо и просто, свёкр, со спокойствием и равнодушием убивает она мужа, убивает невинного, чистого душой, племянника мужа, Феденьку. Отказывается от родившегося ребёнка, не интересуясь его дальнейшей судьбой, так как думает только о Сергее. С Сергеем ей и каторга не стала наказанием.
Катерина Кабанова была наказана муками совести, так как в её душе существуют нравственные устои, прежде всего христианские законы, которым она была верна, которые не давали ей спокойно пережить это грешное чувство. Она наказывает себя сама, не дожидаясь, когда жизнь накажет её. Катерина Измайлова, напротив, не чувствует никаких угрызений совести, не страдает и не понимает всю тяжесть и вину совершённых преступлений из-за того, что безбожная и животная любовь к Сергею затмила её глаза, сердце и душу.
Обе героини стали жертвами своих сильных чувств. Борис оставил Катерину одну против тёмного купеческого царства. Смириться, вернуться в дом к мужу, у свекрови она не могла. Другая женщина, может быть, и могла бы это сделать, но не Катерина, созданная Островским. Самоубийство – логичный и единственный выход. Катерина Кабанова уходит из жизни, не принимая мир Кабанихи, Тихона, Дикого, мир тёмного купеческого царства. Катерину Измайлову жизнь наказала не каторгой, а предательством Сергея. И эта героиня тоже не смогла смириться с этим. Преданная Сергеем. Униженная им, она не нашла другого выхода, как умереть и лишить жизни свою соперницу – помеху её счастью. Её хищническое, животное начало остаётся с ней до самой смерти: «…Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе уже не показались».
Ещё одно сходство судеб – это то, что обе Катерины умирают в Волге, в воде. А вода – это символ свободы, она привела героинь к освобождению от мук, к смерти привела их любовь, наполненная искренними чувствами. Лёгкое падение, точно птичий полёт, в воду Катерины Кабановой и звериная месть Катерины Измайловой в воде – два свойства их характеров, которые были свойственны им в жизни.
Н.С.Лесков и А.Н.Островский показали в своих произведениях две души, две судьбы – двух Катерин. В их судебных сходствах проявляются свойства русской женщины: решительность, любовь, полная страсти, глубоких и сильных чувств, забота, свободолюбие и душевная ответственность. Поэтому Катерина Лескова и Катерина Островского – это портрет женщины, которая живёт, мечтает, страдает, переживает, радуется и любит.

Екатерина в драме "Гроза"
Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза"
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная
идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством",
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
– писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
написания.

Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время,
покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо”.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.