Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание:
работу можно выполнить с детьми от 3 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение:
украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель:
выполнение пейзажной композиции с использованием нетрадиционных приёмов рисования.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с цветом, закрепить знание названий цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный;
- сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения (локальный цвет предмета: трава зелёная, небо синее, облака белые, солнышко жёлтое, божья коровка красная, а пятнышки у неё чёрные);
- сформировать навык правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы, добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования;
- сформировать навыки правильного набора краски на кисть, снятия лишней краски о край баночки легким прикосновением ворса, тщательного промывания кисти, перед набором краски другого цвета; приучить к осушению промытой кисти о тряпочку или край баночки;
- учить детей заполнению пространства листа цветом (фон работы), используя в работе горизонтальные широкие мазки;
- упражнять в рисование линий различной направленности (горизонталь, вертикаль) и длинны, в использование приема примакивания кисти к бумаге;
- учить использовать в работе нетрадиционные способы рисования (растирание и подсушка фона влажной салфеткой, пальчиковая палитра), учить замыкать контурные линии в кольцо (солнышко, божья коровка);
- развивать творческое воображение и интерес к изобразительной грамоте.
Ход мастер класса:
Будем рисовать сейчас!
Где тут кисточки у нас?
Вот они! Стоят как дружно!
И из всех - одну взять нужно.
Эта кисточка худа.
Эта, как кусок хвоста,
Эта вовсе, как мочалка,
Эту, новенькую, жалко!
А вот эта хороша
Для любого малыша (выбираем самою большую кисточку)
Начинаем работу над рисунком с синего цвета неба. Напоим кисточку водичкой (для фона берём большую кисть), уберём излишки воды о край баночки, а затем набираем на кисть краску. Краску набираем на кисть очень аккуратно, только на ворсинки, лишнюю краску также убираем о край баночки.
Рисовать начинаем с самого верха листа, ноносим горизонтальные линии.
Цели: Познакомить с растениями луга, закреплять представление о цветах, формировать бережное отношение к цветам, к природе, учить видеть красоту в природе, вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования.
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: компьютер, диапроектор, слайды с изображением растений, цветов, Красная книга, краски, мыльный раствор, подкрашенный краской, трубочка от коктейля.
1. Вводное слово воспитателя.
В- Сегодня мы совершим путешествие в удивительное царство луговых трав и цветов.
В каждом краю есть немало мест, где растут одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие участки лугами.
Посмотрите, как красив цветущий луг летом! (На экране появляется изображение цветущего луга. Слайд 1)
В-Ребята, а как вы считаете, красив луг летом? Вы бывали летом на лугу? Что вы там видели?
(Ответы детей)
2. Беседа о цветущем луге.
В- Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга- одни из самых лучших.
Луга очень красивы в летнюю пору, жарким днём он наполнен густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.
В- Какие растения луга вы знаете?
(Ответы детей)
(На экране появляются слайды с изображением растений луга)
В-Это мятлик, тимофеевка, клевер.
А кто из вас видел растение мышиный горошек?
(Показ слайда, и показ настоящего растения)
Исследовательская работа: Почему растение называется мышиный горошек? Какая особенность у этого растения?
Каждому ребенку раздаю растение мышиный горошек. Дети рассматривают его, потом отвечают на вопросы.
В- Это растение очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет - ведь стебелёк у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на соседей. Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветках много нектара. Ещё это растение является хорошим кормом для животных.
В- Какую пользу приносит мышиный горошек человеку и животным?
Д- На цветках пчёлы собирают мёд, является кормом для животных.
3. Музыкальная разминка: «Бабочки»
А теперь представьте, что вы бабочки, а зал- большой цветущий луг.
Крылья тонкие, тонкие.
По утрам на луга летим, по утрам на луга летим.
Там цветочный нектар едим.
День в заботах проводим мы,
Ночью сладкие видим сны.
А мы бабочки-мотыльки, а мы бабочки-мотыльки
Крылья тонкие, тонкие.
(дети выполняют движения в соответствии со словами в тексте)
4. Беседа о цветах.
В- На лугу очень много цветов- синих, желтых, белых. К ним относятся: одуванчики, колокольчики, ромашки и другие. Отгадайте загадки:
1.Рос шар бел,
Ветер дунул-
Шар улетел. (одуванчик)
В-Ребята, вы знаете, что одуванчик -лечебный, с помощью одуванчиков лечат самые разные болезни. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховичками. Зубной травой называют одуванчик и за целебные свойства. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко сок. Ну а пуховичками называют одуванчики за их пуховички.
В -Ребята, а теперь вы повторите какие имена получил одуванчик? Почему?
(Ответы детей)
2 загадка: Эх, звоночки синий цвет.
С язычком, а звону нет. (колокольчик)
(Появляется на экране изображение колокольчика)
3 загадка: Стоит на лугу кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое. (ромашка)
(На экране появляется изображение ромашки)
5.Цветы из Красной книги.
В- В поле, на лугу, в лесу, в садах- всюду очень много цветов. А для чего нам нужны цветы?
Д- Чтобы украшать мир.
В- Правильно, молодцы ребята. Цветы украшают нас своей красотой, их дарят друг другу на праздники, на дни рождения.
Есть цветы, которых с каждым годом становиться всё меньше. Они могут совсем исчезнуть.
Урок рисования для младших школьников. Рисование бабочек
Мастер-класс по рисованию. «На цветочном лугу. Бабочка»
Назначение: мастер-класс по рисованию предназначен для младших школьников. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель:
развитие творческих способностей детей посредством художественно-изобразительной деятельности.
Задачи:
развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым; вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворений о бабочках и цветах.
А сегодня посмотрите…
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился!
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!(С.Антонюк)
А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют? (ответ: бабочки) (
Да, сегодня мы будем рисовать бабочек – самых красивых и, наверное, самых любимых из насекомых. Они настолько красивы, что их называют «летающими цветами». Окрашенные в яркие тона, эти создания порхают с цветка на цветок и питаются сладким нектаром.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Для работы нам понадобится
альбомный лист, цветные восковые карандаши, акварель, небольшая кисточка, стаканчик для воды.
Начнем нашу работу
. Альбомный лист расположим по горизонтали. В верхней части листа, ближе к центру расположим нашу бабочку: нарисуем небольшой круг, затем добавим «капельку» и еще одну поменьше – это будет голова и туловище бабочки.
В нижней части листа начнем рисовать цветы. Сначала нарисуем серединку в форме овала.
Начинаем разукрашивать.
Серединка у моих цветов будет голубая. Возьмем фиолетовую акварель и ультрамарин.
Напоминаю, чтобы рисовать «по-сырому» необходимо предварительно увлажнить тот участок, который будем разукрашивать. Затем последовательно и аккуратно вводим акварель нужного цвета – вода сама поможет краске заполнить пространство, а добавление другого оттенка создаст неповторимую палитру. Главное не перемешивать краску при помощи кисточки.
Вот так будет выглядеть сердцевинка цветка.
В верхней части листа нарисуем небо в солнечную погоду. Для этого возьмем бирюзовую и лимонную акварель.
Солнышко, небо и ветерок…
Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки,
Крылья расправила, как лепестки.
О-о-о! Чудо случилось! Среди красоты,
Как волшебство, появились цветы!
…Я ближе красу разглядеть захотел,
Но самый прелестный цветок улетел! (В. Гвоздев)
Предлагаю сделать нашу бабочку-красавицу похожей на цветы. Для этого будем применять все те оттенки акварели, которые были уже использованы в рисунке. А туловище закрасим черной краской.
Елена Викторовна Добрякова
Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья! Благодарю Вас, что нашли время заглянуть на мою страничку. Постараюсь быть Вам полезной.
Вкусной кашки полон луг,
Кашку ту не ест мой друг,
Да и я её не ем:
Можно есть её не всем.
Вот корова тёти Маши
Очень любит эту кашу
И, когда её жуёт,
Молоко вкусней даёт.
Разным кашки цвет бывает.
Луг с ней словно оживает.
Ей по нраву юг и север.
Кашка та зовётся….? КЛЕВЕР)
(Ольга Огланова)
Пырей ползучий
Знают все, что он сорняк вредный и ползучий
Только всё это не так, знай на всякий случай
Если кот твой занемог, если сух его лоток,
Набери-ка тех корней и отвар ему налей!
Нет камней и воспаления!
Вот полезное растение!
(Наталья Усова)
Интеграция в следующих образовательных областях :
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Цель: Совершенствовать технику изображения, расширяя набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании.
Данный мастер-класс будет интересен :
Для воспитателей подготовительной к школе группы,
Преподавателям дополнительного образования по ИЗО,
Заинтересованным, в развитии творческих способностей своих детей, родителям.
Предварительная работа с детьми :
Наблюдения за цветущими луговыми травами,
Чтение стихов про луговые цветы,
Разгадывание загадок на тему луговых растений,
Беседы о пользе лекарственных растений, растущих на лугу.
Материалы: картон белый формат А4, гуашевые краски, палитра, баночка с водой, кисточки беличьи: толстую для рисования ночного неба и тонкую для рисования цветущих луговых трав, колпачки от фломастеров с рельефом, похожие на цветы или бутоны для штампинга, деревянная палочка для набрызга, бумажные салфетки.
Совет: стол для рисования лучше защитить клеенкой, так как при выполнении набрызга, брызги краски попадают не только на лист бумаги.
Итак, все готово. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем рисовать!
Ход работы:
I ЧАСТЬ «Рисуем ночное небо с лунным сиянием»
1) В верхней части листа рисуем круг белой гуашью.
2) Смешиваем на палитре белила и синюю гуашь – получив голубой цвет, обводим им белый круг.
3) Вокруг голубого круга рисуем круг синий. Ширину полос выбираем по своему усмотрению.
4) Следующий круг будет черным. Этим же цветом закрашиваем всё оставшееся пространство листа – это ночное небо.
5) Но на небе не бывает четких кругов между холодным, белым светом луны и черным небом. Добиться плавного перехода от одного цвета к другому можно нанося поочередно штрихи. Сначала белой краской на голубом фоне (по кругу). Затем голубые штрихи на синем фоне и темно-синие штрихи на синем фоне. Так небо приобрело глубину.
6) Промываем кисть в чистой воде и чистой сырой кистью «сглаживаем» нанесенные ранее штрихи. И вот наша луна уже «сияет» на ночном небе. Но что-то на нём не хватает? Правильно – нет звезд. Что бы сделать бриллиантовую россыпь звезд на небе надо обмакнуть широкую кисть в белила и деревянной палочкой стряхнуть с нее краску мелкими каплями на наш рисунок. Этот прием называется набрызг. Мы уже с ним знакомы и легко справимся с этой задачей.
Совет: Если же некоторые пятна получатся несколько крупнее, чем нам бы хотелось, то можно промакнуть их бумажной салфеткой и закрасить это место той краской которая там была ранее (голубая, синяя или черная).
Вот и готово ночное небо с ярким лунным сиянием. Надо дождаться пока краска полностью высохнет, что бы приступить ко второй части рисования луговых трав и цветов.
II ЧАСТЬ: «Рисуем луговые травы и цветок клевера»
1) Темно-зеленой краской рисуем траву. Травка не бывает в природе одного размера, она есть совсем маленькая и повыше. На лугу с травой играет ветер, и она не стоит ровно «По стойке смирно», а изгибается по влево, то вправо, туда, куда подул игривый ветерок. Более высокие травки мы нарисуем по краям нашего рисунка, а травинки покороче-по центру.
2) Меняем цвет на светло-зеленый. Продолжаем тонкой кистью, кончиком, рисовать нашу луговую траву.
3) Теперь нам понадобится зеленая краска холодного оттенка. Если ее нет, то в зеленую краску на палитре добавим немного синей краски.
Этим цветом мы нарисуем стебель, листья и бутон нераскрывшегося клевера. Из наших наблюдений помним, что стебли у клевера не бывают ровными. Они часто бывают разветвленными на две или даже три части и вьются на земле. Подумайте, где вы хотите расположить главный (раскрывшийся) цветок клевера на вашей картине, а где будут бутон и листик. А может он будет не один? Решать только вам.
4) Вспомните, как выглядит листок клевера? Правильно, он состоит из трех маленьких листиков со светлыми треугольничками на каждом из них. Набираем светло-зеленую краску, можно даже разбавить ее на палитре белилами и рисуем треугольнички на каждом листочке.
5) Смешиваем на палитре красную и белую краску так, что бы получился розовый цвет. Тонкой кистью, кончиком, маленькими вертикальными мазками рисуем цветок клевера (форма у него бывает и круглой и овальной).
Немного мелких штрихов добавим на наш нераскрывшийся бутон клевера.
6) Добавляем в красную краску, на палитре, немного синей краски и, получив бордово-сиреневый цвет, наносим еще несколько мазков на наш главный цветок. Можно еще поэкспериментировать и подобрать два три варианта оттенков для нашего клевера – от почти белого, до бордового.
Это только добавит объема цветку.
7) Темно-зеленой краской, тонкой кистью, проведем по краю стебля и немного с любой стороны листиков.
Этот прием так же добавляет объем.
III ЧАСТЬ: «Рисуем цветущую траву пырей»
1) Вспоминаем, как выглядит пырей: длинные тонкие листочки, длинный тонкий стебелек, склонившийся под ветром и на конце стебля – колосок-метелочка.
Стебель и метелочка пырея обычно гораздо светлее листьев. Смешиваем на палитре белила с небольшим количеством светло-зеленой краски, можно добавить капельку охры. Тонкой кистью рисуем стебель с колоском метелочкой. Колоски у пырея бывают разные: и узкие и широкие, подлиннее, и покороче. Рисуй по своему усмотрению. А может у тебя будет не один пырей?
2) Мы помним, что предметы, которые расположены близко к нам, мы видим крупными, а те, что вдалеке – совсем маленькими. Как же нарисовать много-много цветов, растущих вдалеке, по всему нашему лугу? Я предлагаю применить знакомый нам из прошлых занятий прием штампинга или печати. Мы уже печатали мятой бумагой, ватными палочками, пробками от бутылок. А сегодня мы будем штамповать наши цветочки рифлёными колпачками от фломастеров или маркеров.
Обмакните их поочередно сначала в светло-зеленый цвет и нанесите несколько печатей на рисунок (это нераскрытые бутоны клевера,
потом в бордовый и, наконец, в розовый - это цвета кашки луговой или клевера.
Штампуем наши цветочки в произвольном порядке.
3) Желтой краской по одному два касания добавим цвета на каждый отросток колоска-метелочки нашего пырея.
Так он цветет в июне.
Вот и всё. Я уверена, что у вас получилась изумительная картина.
На прогулке можно поиграть в веселую игру с пыреем. Она называется «Курочка, петушок или цыпленок». В эту игру мы с радостью играли в детстве. Двумя пальцами крепко сжимаем пырей чуть ниже метелочки. Спрашиваем друга: «Отгадай: курочка, петушок или цыпленок?» Получаем ответ, например: курочка, и начинаем сдвигать пальцы вверх, к кончику соцветия пырея. Они собираются в пальцах всегда по разному: если «гребень ровный» - это курочка,
если с длинным хвостиком – «петушок», если соцветий совсем мало осталось в пальцах – это цыпленок. Вот так просто и весело.
Спасибо за внимание.
Использованы следующие интернет-ресурсы:
https://www.stihi.ru/2011/10/22/4457
Нарисуй мне сердце счастье
Нарисуй луга в цвету
Дом Христа и Распятье
И любимую мою,
Нарисуй весенний вечер
Город добрий и радной
Сладкий и душистый ветер
Под ярко - полную луной
Нарисуй мне лес и речку
Мирно спяшие дома,
Нарисуй любовь и веру,
Старушку мать у очага
Нарисуй глоза родние
Тье что нет в миру милей
Воскреси те дни былые
Где не знал огньи потерь
Нарисуй мне сердце счастье
Скрипку, розу, бокал вина
И друзей что были вместье
От начало до конца
Нарисуй мне...
Нарисую тебя из увиденных снов,
Что приходят ночами, как тайна.
Лунной ночью закрою я дверь на засов,
Чтобы дольше продлилось желанье.
У рассвета возьму - нежность теплых лучей,
У заката - пурпурного цвета.
У лугов попрошу - изумруды морей,
А холсты у лазурного неба.
Облака помещу в голубые луга.
Розой алой впишу солнце-сердце.
Лепестками коснется мой лучик тебя,
Оживляя любовь безвозмездно...
А когда на востоке зальется заря,
Мы уйдем по росе в небывалость.
Расцветут...
Нарисуй мне розовое небо,
И назови его моим именем.
Нарисуй мне белую птицу,
Которая летает выше солнца!
Нарисуй мне синию траву,
И посади на ней цветы!
Нарисуй мне улыбку,
Большую,но черную...
Ты посмотришь на неё,-
И вспомнишь обо мне.
Нарисуй мне красных ящериц
И желтого кота,
О котором я с детства мечтаю.
Нарисуй,ведь это так просто
просто сесть и нарисовать,
А я буду смотреть
И видеть там твои чувства,
твою грусть и восхищение...
Нарисуй земную радость малыша,
И смелую...
Нарисуй меня, любимый...
Самую красивую.
Нарисуй меня, любимый...
Самую... счастливую!!!
Нарисуй мне небо в звёздах...
Подари... одну.
Пусть желание исполнит...
Да заветную... мечту.
Нарисуй мне море синее...
И корабль на волнах.
Нарисуй мне ветер свежий...
Поцелуем на губах.
Нарисуй мне дождик летний..
Тёплый... тёплый... озорной.
Буду я под ним кружиться...
Нарисуй мне мир... цветной.
Нарисуй мне радугу...
Радугу... любви.
Возьми нежно... за руку...
И люблю... скажи...
Нарисуйте мне дорогу,
Что ведет обратно в жизнь.
Нарисуйте эти годы,
Что хотелось бы прожить
Нарисуйте мне погоду,
Нарисуйте теплый дождь.
Нарисуйте жизни годы,
Не рисуйте только грусть.
Нарисуйте мне дорогу
По которой не прошел
Помолитесь вместе Богу,
Чтоб от горестей ушел.
Нарисуйте образ счастья,
Покажите где оно.
Опасайтесь лишь ненастья,
Что от зависти дано.
Нарисуйте лицемеров,
Чтобы видеть их в лицо,
Знать дано ещё при жизни
Просвещённых подлецов…
Нарисуйте...
Нарисуй мне лето, нарисуй,
Я пройдусь по огненному саду.
Ты танцуй, душа моя, танцуй,
Ты теперь одна моя отрада.
Нарисуй мне радугу и лес,
Нарисуй поляночку с цветами,
Солнышко, глядящее с небес,
Я его потрогаю руками.
Нарисуй мне реченьку и плёс,
Нарисуй домишко над рекою,
У окошка троицу берёз,
С нежной шелестящею листвою.
Нарисуй мне травы и рассвет,
Нарисуй тропинку на закат.
Я уйду по ней от всех сует,
За собой оставлю листопад.
Нарисуй мне лето, нарисуй,
Пусть рисунок...