Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Просвещенные герои «Недоросля» как идеал дворянина для Фонвизина. Д

Просвещенные герои «Недоросля» как идеал дворянина для Фонвизина. Д

Денис Иванович - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени. «Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.

В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические

Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.

Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.

Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.

Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный

Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.

Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.

Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством . И в закладках появилось готовое сочинение.

Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством .


УРОК 14

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ

Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ХОД УРОКА
I . Примерные планы к предложенным темам.

«Вот злонравия достойные плоды».

1. Что характеризует сентиментализм как литературное направление?

2. Основные жанры сентиментализма.

Сентиментализм появился в Европе во второй половине ХVIII в.

Идеология сентиментализма близка просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло.

В ХVIII в. под словом «сентиментализм» понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.

Таким образом, сентиментализм - это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса Стерна и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. В России получил развитие в творчестве Н.М. Карамзина.

Характерные жанры для сентиментализма - письма, где раскрываются в форме доверительного монолога мысли и чувства героев, и путешествия, где описываются случайные встречи и разговоры в пути, самые незначительные дорожные происшествия. Все это важно, так как дает пищу для сердца и воображения.

В произведении сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».


I V . Докажите, что «Путешествие...» принадлежит литературе сентиментализма.
V . Ответ на 2 вопрос домашнего задания .
V I. Домашнее задание.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (по карточке 8).

Карточка 8

Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе , поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках , с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья , писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.


III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

б) Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой . Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:

1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть

угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5. “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.

7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Денис Фонвизин был яркой личностью и талантливым писателем, который умел правдиво изображать различные проблемы русского общества в своих произведениях. Обладая отменным чувством юмора, он непринужденно говорил о сложных вещах, заставлял смеяться над невежеством и глупостью. И все же его смех был не ради развлечения, а ради привлечения внимания к проблеме. Так вышло и в его пьесе «Недоросль».

По форме она названа комедией, но отображает трагические моменты в истории русского государства, а именно: расцвет крепостного права, произвол самодержавия и пагубное воспитание. Центральная проблема – воспитание молодых дворян. Фонвизин показывает на примере главного героя Митрофана, как неправильный подход в воспитании и обучении формирует уродливую личность героя.

Автор был сторонником Просвещения, и свои просветительские идеалы воплотил во многих произведения, в том числе и в комедии «Недоросль». Так как деятели Просвещения ценность искусства видели, прежде всего, в его воспитательно-нравственной функции, то не удивительно, что главная проблема в пьесе – это воспитание недоросля. Писатель был ярым противником домашнего обучения, которое было принято в богатых дворянских семьях. Ведь дети видели только пример своей семьи, не имели социального опыта.

Не слушает своих платных учителей, потому что перенимает стиль общения Простаковой, грубой и невежественной госпожи. Она не умеет читать и писать, поэтому не видит смысла в учебе. Недоросль, видя пример своего дяди Скотинина, начинает и сам вести себя, как грубая и примитивная скотина. А вот рабский пример няньки и отца утверждают в нем мысль о том, что перед властными людьми преклоняются. Поэтому Митрофан и ведет себя властно, грубит другим людям.

Платные учителя не имеют влияния на ученика, потому что боятся увольнения и не видят поддержки со стороны госпожи Простаковой. В таких условия вряд ли может идти речь о полноценном воспитании и науке. Автор поддерживал идею помещения детей в учебные заведения, чтобы оторвать о семьи и только их примера.

Герой живет по «старым» порядкам, не выпрашивая себе высокой должности, как делают это многие другие дворяне. Он видит предназначение настоящего дворянина в делах, в службе родине, а не в чине: «Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

Идеальное государство, по мнению автора, должно опираться на разумные прогрессивные начала, а не на жестокий центризм власти управленцев. Идеалы Просвещения должны породить человека гуманного и умного на месте крепостника. Только прогрессивные умные люди могут управлять державой – основная идея комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».

1. Отражение проблем крепостничества в комедии «Недоросль».
2. Идеал автора - просвещение, борющееся с самодурством.
3. Дворянство у Фонвизина - основная движущая сила России.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени.
«Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.
На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.
В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические
мысли.
Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.
Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них Россия неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.
Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.
Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный
эффект.
Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.
Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.
Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Рос-(ич знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»