Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Прошел ли испытание любовью евгений базаров. Урок "Испытание любовью" по роману "Отцы и дети"(10 класс)

Прошел ли испытание любовью евгений базаров. Урок "Испытание любовью" по роману "Отцы и дети"(10 класс)

Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж - нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то - двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.

Любовь и нигилизм

Анна Сергеевна Одинцова

Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.

Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.

Отношения Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой - очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.

А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.

Трагедия нигилиста

Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.

Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.

Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

  • Сочинение Преступление и наказание Достоевского

    На проблемы своего времени заботившие людей той эпохи, указывает Достоевский Ф.М. в своем произведении «Преступление и наказание». Уникальность этого произведения скрывается в том, что в нем человек стремится отыскать решение

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • Sine ira et studio P.C. Tacitus
    (Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

    В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

    Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

    Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

    Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

    Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

    До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

    Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

    Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

    Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

    Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

    Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

    Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

    При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

    героя любовью к женщине;

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Слово учителя

    в мою стихию»

    3. Работа по тексту романа

    Расскажите об А.Одинцовой

    4. Итоги урока

    Тема: Любовь - главное испытание Базарова

    Цель: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного

    героя любовью к женщине;

    продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

    формировать систему нравственных ценностей (уважение,любовь,сочувствие.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Слово учителя

    «Я уж и так слишком долго вращался в чужой

    для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время

    могут подержаться на воздухе, но вскоре должны

    шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться

    в мою стихию»

    И.С.Тургенев «Отцы и дети», гл.26

    Взаимоотношения Е.Базарова и А, Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. В романе «Отцы и дети» любовная фабула проходит через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.

    Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл.7)

    (У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)

    3. Работа по тексту романа

    Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

    (В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закономерно подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)

    Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

    (Аркадий проникнут откровенным «счастьем находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо.» Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное сирение», как юный паж подле своей госпожи.

    Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?») Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться.)

    Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?

    (В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он - «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» - приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров недалек от истины относительно оценки собственной персоны.)

    Расскажите об А.Одинцовой

    Расскажите историю любви Базарова к Одинцовой.

    (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она - «герцогиня», он - «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине,- неравнодушный и страстный.

    В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно «царица».)

    Почему Одинцова решила «не шутить этим»?

    (Основа ее жизни - спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).

    Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

    (Базаров нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровского чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

    Чем явился для Базарова новый приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?

    (Он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).

    Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.

    Что же произошло во время этой встречи?

    (Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)

    Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

    (Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

    4. Итоги урока

    Как же Базаров изменился за это время?

    (Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его.)

    Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

    Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас…»

    В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

    Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

    Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Письмо Базарова к Одинцовой»

    Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по
    роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
    Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    (И.С. Тургенев)
    Цели урока:
     Обучающая ­ углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с
    другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
    Воспитывающая ­ воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
    Развивающая ­ развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.


    Ход урока
    Вступительное слово учителя.
    Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического
    учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по
    отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только
    для характеристики главного героя: они по­своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи
    Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.
    Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что­то в нем сеть
    привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип
    людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? ­ Репетилова).
    Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их
    истинную ценность.
    – В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с
    Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)
    – Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован
    красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)
    – Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение
    главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)
    – Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую
    образует дверной проём)
    – А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой­ой­ой», «У ней такие плечи,
    каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)
    – Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)
    – Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым
    мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и
    женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с
    Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что­то
    особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с
    Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу
    героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество,
    как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе
    кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.
    – А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его
    появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).
    – Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в
    Базарове «она видела … что­то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же

    закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не
    слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна).
    – Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века,
    Ян Грот, написал:
    Полуоткрытое окно
    ты для меня не отворяешь,
    Не говоришь мне:
    «Вот оно,
    Все то,
    О чем ты так мечтаешь!»
    И облаком волос своих
    Меня окутать
    Ты не хочешь.
    В глазах,
    Как солнце, золотых
    Лучи не блещут мне
    Средь ночи…
    Жизнь стала бременем давно.
    Полуоткрытое окно.
    В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит
    разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к
    прежней активной деятельности.
    Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается
    сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается»
    (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.
    (Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)
    – Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она
    жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание
    на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то
    перед окном, то перед зеркалом».
    (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя,
    думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий,
    спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает
    «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна
    не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А
    глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто­неестественное,
    дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).
    – Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя,
    покой: «Спокойствие всё­таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с
    самого начала, победили.)
    – Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании
    Базаров терпит поражение. Во­первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во­вторых, он начинает сомневаться в
    своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа:
    любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не
    желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она
    сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо
    пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства,
    гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее
    сердце».
    В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб,
    пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и
    самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.