Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Влияние женских образов на печорина. Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам

Влияние женских образов на печорина. Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал "Герой нашего времени" "воплем страданий" и "грустной думой" о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера главного героя.

Гордая черноокая красавица , "дочь горных ущелий", горячо и сильно полюбила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. "Я не раба его", - гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: "У меня нет родных". Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. "Любовь дикарки", ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знатной барышни: "Я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно".

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и . Она полная противоположность Бэле. Если Бэла скупа в своих высказываниях, то княжна Мери "шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки". Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вначале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффектными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печорину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского общества, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. "Я все это знаю уже наизусть - вот что скучно!" В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом "безмолвно страдающая" Мери. Но тихое семейное счастье не для него. "Нет, я не ужился бы с этой долей", признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия". Именно так любил Печорин Веру - единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не только достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, покорная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношениях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, - глубоко чувствующим и переживающим человеком.

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. "Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная женщина, которую я не в силах обмануть", - признается себе он. Только она своим внезапным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно. Утрата Веры - это, пожалуй, самая большая потеря, но его личность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает существенная черта "героя нашего времени" - глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к "разочарованным героям" вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило "жажды бытия" Лермонтова, способности и желания идти к людям. "Под ношей бытия" охладела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: "Авось где-нибудь умру на дороге!"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим ее взаимоотношения с Печориным. Мери обаятельна. Печорин сразу же выделяет княжну из толпы светских красавиц. "Эта княжна Мери прехорошенькая... У нее такие бархатные глаза... Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска, они так
    Конфликт Печорина и Грушницкого - один из главных в романе. (Личность Печорина вырисовывается во взаимоотношениях с окружающими, и в частности с Грушницким. Противопоставление Печорина и Грушницкого - это противопоставление истинного и ложного; Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.) Грушницкий - пародия на Печорина. Ум Печорина и ограниченность Грушницкого. (Печорину свойственно анализировать как собственные поступки, так и действия других людей, Грушницкий же не может разобраться в простых ситуациях.) Разочарование в
    На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе, на его пути встречаются четыре женщины: девушка-контрабандистка ("Тамань"), Бэла ("Бэла"), Мери и Вера ("Княжна Мери"). Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для нее характерна причудливая изменчивость настроений, "быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности": "Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню". Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни,
    История создания романа. (Начало работы - 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. "Бэла" и "Тамань" опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как роман (сборник повестей). Но в 1840 году "Герой нашего времени" увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа - личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман.(Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора - раскрыть характер
    Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм. То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях
    1. Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе "Герой нашего времени" не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В "Фаталисте" ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести
    Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое

Наделенный умом и знанием жизни, защищенный своим скептицизмом от увлечения и иллюзий – лермонтовский Печорин (см. полный текст , краткое содержание и анализ «Героя нашего времени», а также описание образа и характеристику Печорина) знает людей, их страсти в слабости, умеет играть людьми, как пешками (ср. отношения его к Грушницкому, к Максиму Максимычу). Особенно хорошо знает он женщин. Как Онегин , он изучил в совершенстве «науку страсти нежной», и ведет свою игру наверняка, как Ловелас, – этот опытный охотник за женскими сердцами.

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

«Никому не будет принадлежать, кроме меня! – решительно говорит он о Бэле , – она будет моя!» «Женщины любят только тех, которых не знают»; «если ты над нею не приобретешь власти, то даже её первый поцелуй не дает тебе права на второй». «Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, – надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами», – вот образцы тех афоризмов, правил и наблюдений, которые вынес Печорин из знания женщин.

Он сам сознается, что «кроме них на свете ничего не любит» . Это, конечно, опять «фраза», но любопытная. Отношение Печорина к Бэле, к княжне Мери и Вере дает нам образцы различных «приемов», которые он выработал в течение своей практики. Он подкупал женщин, выставляя себя «несчастливым»; он их занимал тем, что он был загадочен и интересен, – заглянуть в его душу манило, как заглянуть в пропасть... Он покорял их силой своей души.

Сильнее всех женщин он захватил Веру, и, в письме к нему, она объяснила, что любовь её выросла из жалости к нему, из интереса к нему (она находила в нем что-то таинственное), наконец, на женском стремлении к подчинению (она нашла в нем «власть непобедимую»). «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым, ни в ком зло не бывает так привлекательно!» – говорит Вера. Она сознает, что он – эгоист («ты любил меня, как собственность»); она убедилась, что её жалость не согреет его сердца, но это не убило её любви, – любовь её потемнела, но не угасла. В её обществе Печорин не ломается, – он ей не говорит «фраз» – напротив, он с нею прост, искренен, поскольку он может быть таким. Вера – образчик женщины, с любовью полной, самоотверженной.

Княжна Мери – романтически настроенная девица – увлеклась «загадочностью» Печорина, ведь этим даже Грушницкий сумел ей импонировать! Печорин, поняв ее, рисуется перед ней, говорит ей «фразы», сгущает тени и краски в своих автобиографических признаниях, – и княжна Мери теряется, путается, – у неё кружится голова, ее тянет в эту таинственную туманную бездну...

Бэла покорена силой Печорина; для неё, дикарки, выросшей в обстановке восточного рабства, мужчина, прежде всего, – господин, она перед ним – раба, и она сделалась рабой Печорина, который другого отношения к женщине и не признавал.

«Я никогда не делался рабом любимой женщины, – напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». «Отчего это?» – задает себе вопрос Печорин, и с интересом естествоиспытателя-наблюдателя старается разобраться в поставленной психологической загадке: «оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу, и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страданий» и «груст-ной думой» о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера глав-ного героя.

Гордая черноокая красавица Бэла, «дочь горных ущелий», горячо и сильно по-любила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. «Я не раба его», — гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: «У меня нет родных». Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. «Любовь дикарки», ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знат-ной барышни: «Я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно».

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Она полная противоположность Бэле. Если Бэла ску-па в своих высказываниях, то княжна Мери «шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки». Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вна-чале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффект-ными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печо-рину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского обще-ства, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. «Я все это знаю уже на-изусть — вот что скучно!» В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом «безмолвно страдающая» Мери. Но тихое семейное счастье не для него. «Нет, я не ужился бы с этой долей», признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ни-чем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удоволь-ствия». Именно так любил Печорин Веру — единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не толь-ко достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, по-корная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношени-ях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, — глубоко чувствующим и переживающим человеком. Материал с сайта

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. «Вос-поминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная жен-щина, которую я не в силах обмануть», — признается себе он. Только она своим вне-запным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть соб-ственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступлен-но и беспомощно. Утрата Веры — это, пожалуй, самая большая потеря, но его лич-ность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает су-щественная черта «героя нашего времени» — глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к «разочарованным героям» вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило «жажды бытия» Лермонтова, способности и желания идти к людям. «Под ношей бытия» охла-дела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: «Авось где-нибудь умру на дороге!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характер печорина в романе герой нашего времени сочинение
  • сочинение женские образы романа герой нашего времени
  • эпиграф к сочинению женские образы из романа герой нашего времени
  • женские образы и их роль в романе герой нашего времени
  • Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера глав­ного героя.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Сочинение на тему «Печорин и его женщины» 3.67 /5 (73.33%) 3 votes

Сколько посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Для нее пишут музыку, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются на дуэли, сходят с ума, о ней поют, на ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, таким образом, выражали свою жизненную философию. И роль женщины в обществе одна из важнейших. О женских образах 19 столетия принято говорить – «пленительные», и это правда. Ведь женщина – источник радости, силы и вдохновения.
Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. В романе «Герой нашего времени» три образа женщины: Бэла, княжна Мери и Вера.


Бэла – юная черкешенка, о которой читатель узнает из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидел ее на свадьбе, был пленен ее необычной красотой. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены, и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут…У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она по традициям Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о Мери Печорин позволяет себе ироничный, даже насмешливый тон в отношении княжны. Мери Лиговская – очень молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, конечно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, не понимает игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском.
Мери становится предметом соперничества Грушницкого и Печорина. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. Конечно, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Печорин – неординарная личность, поэтому он искал особенную женщину, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но такой не было. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это всего лишь больное прошлое Печорина, временный порыв души.
Лермонтов составляет портрет героя из пороков общества. Однако, возможно, что отношения Печорина и Веры – это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтова любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой. Благодаря женским образам в романе писателю удалось раскрыть основные черты характера главного героя и придать роману неповторимость, свежесть, четкость восприятия.