Роман «Отцы и дети» содержит и раскрывает в себе множество проблемных линий, которые не утратили своей популярности и по сей день.
Конечно, это конфликты разных поколений, разных взглядов и миров. Также, читатель наблюдает за любовным конфликтом. Отдельная роль отводиться и проблематике настоящей дружбы.
В тексте романа мы знакомимся с главным героем – . Уже с первых страниц автор знакомит нас с его другом Аркадием. Только ли была между мужчинами настоящая, искренняя дружба? В этом нужно разобраться.
Аркадий был сыном Николая Петровича Кирсанова. Поэтому, невольно, он относился к лагерю отцов. Конечно, парниша пытался изображать из себя такого же ярого представителя нигилистов, однако, у него это плохо получалось. Все это Аркадий делал ради того, чтобы быть похожим на своего товарища – Евгения. Однако, вернувшись в поместье отца, мы все чаще наблюдаем за тем, как Аркадий делает замечания Евгению за неприличный тон в общении со старшими, за хамское поведение.
Окончательную точку в развитии нигилизма в душе Аркадия поставила Катерина, с которой у молодого Кирсанова завязалась любовь. Он понял, что не имеет ничего общего со своим другом и что он совершенно не поддерживает его мыслей и высказываний.
Литературные критики сравнили персону Аркадия с мягким воском. Вот кто примется его обрабатывать, тот и достигнет результата. При смене оппонента, Аркадий подстраивался и всегда менял свои взгляды.
В отличие от Кирсанова, Евгений был самоуверенным и целеустремленным человеком. Он до последнего верил в свои жизненные убеждения, придерживался правилам нигилистов. Герой отрицал все эмоциональное, чувственное. Возможно, именно поэтому, он не смог разглядеть в Аркаше его истинную сущность. Базаров любил поспорить, вступить в конфликт со старшим поколением. Он держал себя в руках, всегда был с высоко поднятой головой. Он умел довести спор до конца и выиграть конфликтное соревнование.
Именно поэтому, Евгений и Аркадий не могли быть настоящими друзьями. Их товарищеские отношения были наигранными. Ведь, как могут дружить люди разных классов.
Обладая более сильным характером, Евгений постоянно подавлял Аркадия. А тот, в свое время, не имея собственной точки зрения, постоянно волочился сзади товарища. Как же такие отношения можно назвать дружбой!
Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.
Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.
Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.
Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.
Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.
Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".
С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.
Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.
Евгений Базаров | Павел Кирсанов |
Манеры и портрет героев |
|
Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек. | Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид. |
Политические взгляды |
|
Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества. | Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение. |
Отношение к простому народу |
|
Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле. | Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними. |
Философско-эстетические взгляды |
|
Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным. | Верит в существование Бога. |
Девиз по жизни |
|
Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят. | Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности. |
Отношение к искусству |
|
Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства. | Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный. |
Любовь и женщины |
|
Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека. | К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь. |
Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.
В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.
Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.
Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.
Базаров Е. В. |
Кирсанов П. П. |
|
Внешний вид | Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. | Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. |
Происхождение | Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. | Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. |
Образование | Очень образованный человек. Талантливый врач и целеустремленный исследователь. Знакомые пророчат Базарову большое будущее. | Обучался в пажеском корпусе. Мало начитан. Успехами в службе обязан скорее личному обаянию и семейным связям. |
Важные личностные черты | Прагматик и циник. Главным мерилом ценности человека считает его полезность для общества. | Рыцарская натура. В человеке ценит его личность, чувство собственного достоинства. |
Образ жизни | Много ест, любит вино в больших количествах. Рано начинает день, деятелен и активен. | Сдержан в пищевых привычках, мало пьет, любит комфортную жизнь. |
Отношение к любви | Циничное: видит смысл в любви только с физиологической точки зрения. К серьезному чувству оказывается не готов. | Романтик. После смерти любимой женщины оставил блестящую карьеру. Опустошен духом. |
Отношение к народу | Смешанное: сочувствует тяжелому положению бедноты и презирает ее невежество. Общается с крестьянами на равных. | Вслух восхищается народной культурой и патриархальным укладом, но брезгливо избегает прямого общения с крестьянами. |
Отношение к семье | Презирает патриархальные ценности. Любит родителей, но отталкивает их. Критикует родных Аркадия в его присутствии. | Семейные ценности ставит превыше всего. Любит брата и племянника, оберегает их покой и благополучие. |
Отношение персонажей друг к другу | Видит в старшем Кирсанове воплощение худших черт аристократии: бездеятельности и пустословия. | Считает Базарова угрозой устоявшемуся строю. Страшится духа разрушения, который несет новое поколение. |
Речевые особенности | Грубая, простая речь. Активно употребляет фольклорные элементы. | Говорит грамотно, употребляет французские и английские фразы. |
Поведение на дуэли | Много шутит, считает происходящее абсурдом. Не целится в соперника, ранит его случайно. | Серьезно относится к поединку. Терпит неудачу, но результатом дуэли удовлетворен. |
Персонаж в финале | Умирает. Его могила символизирует единственную возможность примирения разных поколений. | Покидает Россию. За границей ведет яркую, но пустую жизнь. По определению автора, живой мертвец. |
Базаров Е. В. | Кирсанов П. П. |
|
Внешний вид | Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. | Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, “породистая” внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. |
Происхождение | Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. | Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. |
Образование | Очень образованный человек. Талантливый врач и целеустремленный исследователь. Знакомые пророчат Базарову большое будущее. | Обучался в пажеском корпусе. Мало начитан. Успехами в службе обязан скорее личному обаянию и семейным связям. |
Важные личностные черты | Прагматик и циник. Главным мерилом ценности человека считает его полезность для общества. | Рыцарская натура. В человеке ценит его личность, чувство собственного достоинства. |
Образ жизни | Много ест, любит вино в больших количествах. Рано начинает день, деятелен и активен. | Сдержан в пищевых привычках, мало пьет, любит комфортную жизнь. |
Отношение к любви | Циничное: видит смысл в любви только с физиологической точки зрения. К серьезному чувству оказывается не готов. | Романтик. После смерти любимой женщины оставил блестящую карьеру. Опустошен духом. |
Отношение к народу | Смешанное: сочувствует тяжелому положению бедноты и презирает ее невежество. Общается с крестьянами на равных. | Вслух восхищается народной культурой и патриархальным укладом, но брезгливо избегает прямого общения с крестьянами. |
Отношение к семье | Презирает патриархальные ценности. Любит родителей, но отталкивает их. Критикует родных Аркадия в его присутствии. | Семейные ценности ставит превыше всего. Любит брата и племянника, оберегает их покой и благополучие. |
Отношение персонажей друг к другу | Видит в старшем Кирсанове воплощение худших черт аристократии: бездеятельности и пустословия. | Считает Базарова угрозой устоявшемуся строю. Страшится духа разрушения, который несет новое поколение. |
Речевые особенности | Грубая, простая речь. Активно употребляет фольклорные элементы. | Говорит грамотно, употребляет французские и английские фразы. |
Поведение на дуэли | Много шутит, считает происходящее абсурдом. Не целится в соперника, ранит его случайно. | Серьезно относится к поединку. Терпит неудачу, но результатом дуэли удовлетворен. |
Персонаж в финале | Умирает. Его могила символизирует единственную возможность примирения разных поколений. | Покидает Россию. За границей ведет яркую, но пустую жизнь. По определению автора, живой мертвец. |
(Пока оценок нет)
БАЗАРОВ И
АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ
(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)
В
произведениях Тургенева второй половины
Сын лекаря,
внук дьячка, Базаров наделен глубоко
народными чертами. Ясный ум, практическая
сметка, глубокое знание жизни, неутомимое
трудолюбие, энергия, огромная воля,
независимость в суждениях и поступках,
мужественное и честное отношение к жизни и
к смерти - вот важнейшие особенности
характера Базарова. Он - человек дела, “не
терпит красивых слов”. “Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы, - говорил
между тем Базаров
Базаров -
нигилист, человек, который не склоняется ни
перед какими авторитетами, который не
принимает ни одного принципа на веру.
Действительно, Базаров отрицает весь
существующий строй России, религию,
обветшалую нравственность, дворянскую
культуру, народные предрассудки. Автор
вокруг своего героя создает атмосферу
вражды и непонимания: дворянам с Базаровым
не по пути. Но он наталкивается и на
непонимание со
В романе
есть и другие персонажи, разделяющие
взгляды Базарова, увлеченные современными
идеями. Однако Тургенев показывает
глубокое различие между главным героем и
его “учениками”.
Таким “учеником”
является Аркадий Кирсанов. В отличие от
разночинца Базарова - это молодой человек
из дворянской семьи. С первых же страниц
романа мы видим приятелей рядом. И сразу же
автор дает понять, насколько Аркадий
зависит от своего друга, но далеко не во
всем похож на него. Восторгаясь природой в
разговоре с отцом, сын вдруг “бросает
косвенный взгляд назад и умолкает”.
Аркадий находится под обаянием личности
старшего товарища, чувствует в нем
замечательного, может быть, великого
человека, с наслаждением развивает его идеи,
шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в
глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд
поэзии, нежных чувств, любит “говорить
красиво”. Нигилистические убеждения не
становятся его натурой. Постепенно между
приятелями назревает конфликт, Аркадий все
чаще не согласен с другом, но сначала не
решается прямо говорить об этом, чаще
отмалчивается.
Прощаясь с
Аркадием, Базаров дает точную оценку
личности своего приятеля, подчеркивает
различия между ними: “Для нашей горькой,
терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть
молодая смелость да молодой задор, для
нашего дела это не годится. Ваш брат
дворянин дальше благородного смирения или
благородного кипения дойти не может... а мы
драться хотим...”
В сущности,
Аркадий - “мякенький либеральный барич”.
Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,
мечты о коренных переменах в общественной
жизни, стремление “место расчистить”.
Евгений последователен в своих воззрениях,
иногда доходит до цинизма. Тургенев
подчеркивает, что Аркадия коробит от
циничных высказываний друга. Да и характер
Кирсанова требует постоянной зависимости
от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,
теперь - Кате.
Неудача
постигает Евгения и в личной жизни - он
полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь
сломила Базарова, выбила его из колеи, в
последних главах он уже не тот, каким мы
знали его в начале романа. Несчастная
любовь приводит Базарова к тяжелому
душевному кризису. Все валится у него из рук,
и само заражение его кажется не таким уж
случайным. Базаров умирает, не успев ничего
совершить. Перед смертью, которую он
встречает просто и мужественно, герой как
будто сознает, что время его
Я считаю,
что этот роман навсегда останется одним из
самых загадочных произведений мировой
литературы, наряду с “Горем от ума”
Грибоедова. В этих книгах отражены извечные
противоречия человеческой жизни -
максимализм юности и житейская
умудренность, бескомпромиссность... Что
лучше? Ответ на это в вечности, в
спокойствии
Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1