Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Николай николаевич неплюев. Неплюев николай николаевич

Николай николаевич неплюев. Неплюев николай николаевич

Года в Воздвиженском состоялись торжества посвященные 150-летнему юбилею Н.Н. Неплюева, в которых приняли участие историки из Чернигова, Москвы, Сум, краеведы, священнослужители Православной Церкви во главе с епископом Конотопским и Глуховским Иннокентием (Шестопалем), вице-президент Международной лиги защиты культуры Г.Н. Фурсей, потомки членов Братства.

секта священника Георгия Кочеткова

Память и наследие Н. Н. Неплюева почитаются в секте священника Георгия Кочеткова . Отмечаются разного рода годовщины, а день рождения Неплюева находится в календаре памятных дат секты. Сайт «Преображенского братства» публикует как статьи самого Неплюева, так и разного рода материалы в его честь.

Выставка «Человек веры. Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство»

  • Санкт-Петербург, г. По благословению митр. Санкт-Петербургского Владимира .
выставка «„Он не преклонился перед силой факта“. Н. Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство»
  • пос. Красный, Истринского р-на МО, 2011 г.
  • Москва, Библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2012 г.
  • Воронеж, 2013 г. Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), Департамент культуры и архивного дела Воронежской области, Воронежский областной краеведческий музей, Комиссия по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, Воронежское малое православное братство во имя Тихона Задонского. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия .
  • Архангельск, г. Организаторы: , Культурно-просветительский фонд «Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), а также архангельское ГМО «Художественная культура Русского Севера» и культурно-просветительский фонд «Сретение» .
  • Гомель, 30 декабря г. - 31 января г. Организаторы: , Культурно-просветительский фонд «Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), картинная галерея Г.Х. Ващенко (Гомель), при содействии Гомельской епархии Белорусской православной церкви .
семинары, встречи

Доклад члена секты Наталии Игнатович «„Да будем миротворцы и удостоимся быть признанными Тобою чадами Твоими…“ Трудовое братство Николая Неплюева в России в конце XIX - начале XX века» был прочитан на XXII международной конференции по православной духовности в монастыре Бозе (Италия), прошедшей с 3 по 6 сентября г.

Музыкально-поэтический вечер «Звуки души» кинофильмы

Документальные фильмы: «Точка росы», г. Киевская студия, «Хлеб насущный», «Братство любви» - Леннаучфильм, 1995.

«Братство в наших сердцах» 25:18 (Видео-служба Преображенского братства, 2011) .

образование

Кресто-Воздвиженское братство

Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

обновленчество

Н. Н. Неплюев был не только идейным предтечей обновленчества, но и участником дореволюционного обновленческого движения . В 1905 г. члены группы духовенства, ставшей впоследствии известной как группа 32-х , вышли на Неплюева, который выразил намерение дать средства на издание реформаторского журнала. О. Константин Аггеев пишет 30 января году: «Вторая радость. Был у меня Неплюев. Меня не застал, но я виделся с ним на Христианском содружестве . Он идет навстречу нашим мечтам о журнале. Дает средства» .

сочинения

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. - СПб., 1901-1908.
    • Неплюев Н. Н. Историческое призвание русского помещика // Собрание сочинений. В 5 т. - СПб., 1901-1908. - Т. 3.
    • Неплюев Н. Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений: В 5 т. - СПб., 1901-1908. - Т. 3. - С. 19-20.
  • Неплюев Н. Н. Историческое призвание русского помещика . - М.: тип. И. Барнет, 1880. - 19 с.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Что есть истина? (1893)
  • Неплюев Н. Н. Христианское мировоззрение (1894)
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства . СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.
  • Неплюев Н. Н. Конгресс единого человечества (1900)
  • Неплюев Н. Н. Путь к лучшему будущему (1901)
  • Неплюев Н. Н. Вставай, страна моя родная! (1906)
  • Неплюев Н. Н. Воззвание к друзьям свободы и порядка (1907)
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души (2012) (Сборник молитв, сочиненных Н. Н. Неплюевым.)
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Путь веры. - М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр „Преображение“», 2009. - (Беседы о братстве). - 1 000 экз.
  • Неплюев Н. Н. Беседы о Трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. - М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр „Преображение“», 2010. - (Беседы о братстве). - 1 000 экз.

источники

  • Авдасев В. Н. Трудовое братство Н. Н. Неплюева. Его история и наследие. - Сумы: АС-Медиа, 2003.
  • Ермаков Д. С. Воспитание в Воздвиженском трудовом братстве (1889-1929 гг.). Педагогика № 5. issn=0869-561Х
  • Н. Н. Неплюев Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. // Кифа . - №№ 7(97). - май, 2009
  • Свет памяти: Н. Н. Неплюев в воспоминаниях современников. - Киев, 2008. - С. 81.
  • Неплюев, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Сомин Н. В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. - 2008. - № 1 (8). - С. 57–72.

Николай Неплюев (1851–1908) - из тех людей, что своим примером доказали: духовное возрождение может идти из среды мирян. У себя в имении в Черниговской губернии он создал сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство. Этот опыт был если не полностью уникальным, то, во всяком случае, весьма необычным для России: в созданной Неплюевом общине нашлось место людям разных сословий, которые сумели явить примеры настоящего христианского единства.

О братстве положительно отзывались многие современники, среди них - святой праведный Иоанн Кронштадтский, профессора духовных академий М. М. Тареев и В. И. Экземплярский. И в наше время идеи Неплюева не теряют актуальности. В Санкт-Петербурге, в музее Анны Ахматовой прошла выставка, посвящённая Николаю Неплюеву и истории Крестовоздвиженского братства, организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и Свято-Петровским малым православным братством. Рассказывает председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Преображенское братство уже очень давно интересуются историей Крестовоздвиженского , созданного Николаем Николаевичем Неплюевым. Некоторое время назад мы познакомились с Валерием Авдасёвым, который живёт на родине Неплюева, в Воздвиженске. Он когда-то с удивлением для себя узнал, что в его родном селе на рубеже XIX–XX веков было такое замечательное явление, как Крестовоздвиженское братство, и это его так увлекло, что он создал музей Неплюева, собрал очень много материалов о нём. И вот мы объединили наши усилия с Валерием. Ведь опыт Николая Неплюева важно донести до современных людей, сейчас, в нашу эпоху он может быть особенно актуальным. Так появилась выставка.

- А чем этот опыт так ценен сейчас?

- Многие из тех, кто посещает эту выставку или просто узнают об этом братстве, говорят, что то, что создал Неплюев, - это утопия, идеал, чудом воплотившийся на очень короткое время. Тем не менее, люди, знающие опыт Неплюева не понаслышке, думают по-другому.

На открытии выставки был Георгий Николаевич Фурсей - внук Андрея Фурсея, одного из ближайших сподвижников Неплюева. Он очень горячо говорил о том, что это был социальный, духовный эксперимент, совсем не утопичный, хотя, возможно, и невоспроизводимый в таких формах, какие были тогда. В основе идеи этого братства лежало не столько экономическое устроение (хотя там в этом плане тоже было много интересного), а понятие о том, что люди могут жить, объединённые христианским духом, христианским смыслом, что общение христиан между собой может быть не номинальным, а реальным. И мне кажется, что христианское братство - реальность и в наши дни.

Как Вы представляете себе существование подобного братства в городской среде? Ведь братство, созданное Неплюевым - это ещё и некое дистанцирование от привычного в те времена общественного уклада.

Наша выставка - это рассказ о том, что люди могут строить свою жизнь на началах христианской любви. Формы же бытия могут быть различными - это зависит от конкретной ситуации, в которой оказывается то или иное сообщество. Дух единства родит формы, которые будут соответствовать данному моменту. А дистанция нужна в евангельском смысле: жить в мире сем, но быть не от мира сего. Ведь и у Неплюева братство не было способом ухода из мира, в созданное им братство вход был открыт любому человеку.

Если человек выбирал этот путь, он мог остаться в братстве. И братчики много делали для крестьян из соседних деревень, в том числе и экономически им помогали. Просто христианское братство показывает остальным людям жизнь иного, лучшего качества.

Однако у Крестовоздвиженского братства ведь были и конфликты с внешней средой, с теми же соседними крестьянами, некоторые из них вредили братству…

Вот более современный пример: моя знакомая из Архангельской губернии рассказывала, что в её деревне поселился фермер, создал образцовое хозяйство, а через год это хозяйство пожгли. Зачем? А чтоб не выпендривался - все в нищете, и ты не высовывайся. Ну, для христианина конфликт с миром сим в некотором смысле неизбежен.

Опыт Крестовоздвиженского братства был уникальным в ту эпоху? Или раньше уже существовали какие-то подобные общины? А, может быть, и тогда же?

В более полном варианте выставки, чем нам удалось разместить в музее Анны Ахматовой, есть специальный стенд, посвящённый различным явлениям русской жизни конца XIX - начала XX века, в контексте которых появилось Крестовоздвиженское братство и школы Неплюева. С одной стороны, в это время было очень мощное педагогическое движение: многие помещики устраивали у себя в имениях школы для крестьянских детей - это было очень распространённое явление. С другой стороны, было и коммунитарное движение, куда община, созданная Неплюевым, тоже вписывается.

Но было и то, что выделяло Крестовоздвиженское братство из этих движений: христианская основа. Неплюев собирал людей не вокруг какой-то социальной идеи, а вокруг Христа. Что касается более ранних времён, то нужно вспомнить украинские братства XVI - XVII веков, возникновение которых было связано с необходимостью противостоять западному влиянию. Важно отметить, что это были именно мирянские движения, направленные на сохранение Православия, тогда, когда даже некоторые церковные иерархи принимали унию.

Начиная с 1861-го года, когда климат в стране несколько поменялся в связи с отменой крепостного права, в России возникло много братств - в воздухе витала идея какой-то ответственности за получивших свободу крестьян. Самым знаменитым было братство, созданное Александром Гумилевским в Санкт-Петербурге при храме Рождества Христова на 6-й Рождественской (ныне 6-й Советской) улице. Храм этот в советское время был снесён. А ещё была бурная волна братств после 1905-го года, когда стало понятно, что традиционные приходские структуры не очень-то вдохновляют людей на церковную жизнь. И конечно, много братств возникло в первые роды поле революции. Одно из самых известных - Александро-Невское братство в Петербурге.

- А в наше время кто-то пытается делать что-то подобное?

Насколько я знаю, у католиков есть в чём-то похожие общины мирян, которые занимаются сельским хозяйством. Общины эти небольшие, человек по 15–20. Есть братство святого Эгидия, они занимаются социальной деятельностью и, насколько я понимаю, вместе не живут. Но вообще в наше время возникает очень много волонтёрских проектов, когда у людей появляется желание как-то объединяться и что-то делать вместе. И с одной стороны, люди пытаются объединяться, с другой стороны, людям вместе быть трудно. Но такие движения часто подчёркнуто нерелигиозны.

Один представитель такого движения мне рассказывал, что у них в организации две табуированные темы - религия и политика. То есть вера теперь воспринимается, как то, что людей разделяет. Именно здесь опыт Неплюева может быть востребован, ведь он и его сподвижники показали, что христианская вера может объединять людей для полноценной жизни, для творчества. Крестовоздвиженское братство способствовало личностному развитию его членов, тех крестьянских ребятишек, которые приходили в школу братства, что называется, от сохи. В людях, не имевших до этого ни культуры, ни самосознания, раскрывались очень интересные творческие личности. Ведь из этого братства вышло много учёных, писателей, поэтов.

И мы общаемся с потомками неплюевцев. Тот же Георгий Фурсей - физик, член . Его отец, крестник Неплюева, был художником, прекрасно играл на музыкальных инструментах. Будучи в ссылке в Архангельске, он играл в Архангельском симфоническом оркестре - вот такое образование ему дали в братстве.

В Москве живет Будаговская Наталья Валентиновна, внучка Черненко Семёна Фёдоровича. Семён Фёдорович Черненко (1877–1974) был известным ученым-селекционером, создал около 60 новых сортов яблонь и около 10 новых сортов груш, которые были высоко оценены специалистами. За его достижения ему была присуждена государственная премия в 1947 г., из которой он помог деньгами семье Фурсеев.

На открытее выставки из Челябинска приезжала литератор и общественный деятель Людмила Сергеевна Федоренко, внучка братского поэта и учителя истории в школах Неплюева.

В Трудовом братстве Неплюева истоки таких признанных деятелей науки и культуры, как украинский композитор П. И. Сеница, историк П. К. Федоренко, селекционер П. И. Терницкий, конструктор М. В. Бондаренко, профессор А. М. Столяренко, почвовед П. А. Костюченко, профессор-вулканолог Софья Набоко и многие другие.

- А потомки неплюевцев проявляют интерес к истории своих семей?

Те, с которыми общаемся мы, проявляют. Вообще память о братстве среди его потомков сохранялась потом в течение десятков лет после того, как само братство перестало существовать. Георгий Фурсей вспоминает, что уже когда его отца репрессировали, то где бы ни оказалась их семья, братчики посылали им посылки, помогали им выжить. То есть совсем эти своеобразные общины распались, может быть, всего лишь лет 20–30 назад. Ныне живущие потомки братчиков собираются, скорее, по нашей инициативе, но с воодушевлением.

Свято-Филаретовский институт издал некоторые труды Николая Неплюева. Вы - первые, кто занялся этим в постсоветской России?

Нет. На открытии выставки был доктор философских наук, профессор неплюевовед Александр Федорович Малышевский, он издавал трёхтомник сочинений Неплюева, в котором были собраны богословские и исторические труды Николая Николаевича. А мы издаём очень специфические тексты, которые, может быть, не всем будут интересны - это отчёты о жизни братства. Люди ведь не просто жили там и работали, они пытались как-то эту жизнь осмыслить. То есть в жизни братства постоянно присутствовал элемент духовной рефлексии. И вот Неплюев писал эти отчёты на основе собраний братства, на которых подводились какие-то итоги. Так что остались документы, которые характеризуют жизнь Крестовоздвиженского братства изнутри.

Как по-Вашему, общинная жизнь в городской среде труднее, чем в том варианте, какой был у Крестовоздвиженского братства? Или, наоборот, в городе легче?

Это просто другая жизнь. Например, в Крестовоздвиженском братстве люди трудились и зарабатывали деньги. Что-то шло на общие нужды, что-то попадало на их личные счета. И в братстве были, например, община учителей и община прачек. В обычной среде учителя получают за свой труд больше денег, чем прачки. Но Неплюев считал, что если мы живём в единой христианской семье, то такого экономического разделения быть не должно. Вот такое мне трудно представить в жизни городской общины. Мне кажется, что в Крестовоздвиженском братстве так выражалось христианское единство, доверие между людьми.

Вообще неплюевцы много размышляли о том, как сочетается потребность человека в личном пространстве с соборностью. Ведь Неплюев был очень вдохновлён идеями Хомякова, и ему близка была мысль Хомякова о том, что личность проявляет себя в полноте, только когда она раскрывается в соборном единстве, в творческом взаимодействии с другими личностями, и эту творческую личность нельзя путать с индивидуальностью (когда человек выстраивает границы между собой и другими и занимается самовыражением.). Преподаватель Московской духовной академии Михаил Тареев бывал в общине Неплюева и оставил очерк под названием «Живые души», в котором описал виденные им проявления этого соборного единства.

- Откуда вы брали экспонаты для выставки?

Что-то мы взяли из музея в Воздвиженске, что-то нам предоставили потомки братчиков из своих личных архивов.

Выставка была показана в Санкт-Петербурге, сейчас она работает в Архангельске. А смогут ли увидеть её жители других городов?

У нас были приглашения показать её и в Туле, и в Ельце. Мы откликаемся на предложения людей из разных городов.

Беседовал Игорь Лунёв

В 1875 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в Мюнхене в Императорском посольстве. В 1877 году покинул Мюнхен и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.

В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году, до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», - писал Неплюев. Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей.

Осенью 1880 года Н. Н. Неплюев переселился в своё родовое имение в Черниговской губернии. Его отец занимал должность губернского предводителя дворянства и редко бывал в имении. Все дела находились в ведении главного управляющего, который не только не сочувствовал начатому молодым Неплюевым делу, но и считал его проживание в имении крайне неудобным. «Всесильный управляющий на каждом шагу воздвигал новые препятствия, и все кругом боялись помогать мне, опасаясь навлечь на себя его неудовольствие», - вспоминал Н. Н. Неплюев.

Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению», принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года.

Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы

В 1883 году Неплюев подал прошение в Министерство государственных имуществ об открытии школы. Летом 1884 года в Воздвиженск приезжал уполномоченный от министерства Д. С. Москальский. После своего визита он дал благоприятный отзыв в докладе министру. Прошение об открытии школы было поддержано министром М. Н. Островским. В конце зимы 1885 года Неплюев подписал договор с Министерством государственных имуществ, был утверждён устав школы. 4 августа 1885 года школа была открыта, на её деятельность была выделена государственная дотация на содержание преподавателей и учебные пособия в размере 3500 рублей в год. Остальные расходы оплачивал Неплюев. Обучение было бесплатным. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому Завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю. Впоследствии в братство неоднократно приезжали чиновники министерства, проверяя деятельность школы, принимали участие в приёме экзаменов, проверяли, как школьники выполняют полевые работы и т. д.

В 1888 году Н. Н. Неплюев обратился к министру государственных имуществ М. Н. Островскому с докладной запиской, в которой просил его дать Воздвиженской школе права приглашать на должности учителей бывших воспитанников школы, успешно ее окончивших. Разрешение это было получено. Это было важной вехой в развитии школы. Влияние братских преподавателей благотворно сказывалось на учебном процессе: «Несмотря на то, что официальный образовательный ценз их предшественников был выше, я считаю себя вправе сказать и говорю это с убеждением - никогда до того школа наша не имела преподавателей лучше подготовленных к выполнению своих обязанностей и так добросовестно их выполняющих».

В 1891 году открылась аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек - Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева - Мария Николаевна Уманец.

Воспоминания посетителей школы

Вот как описывает Воздвиженские школы один из посетителей братства, А. Тюменев:

Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства

В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших».

С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.

Братские священники

В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.

К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви». На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.

Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

Другая сторона любви к Богу - братолюбие. Жизнь в братстве - духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения». Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного - добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.

«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов». Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею». Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года». Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный». Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным».

Публичные лекции

С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», - писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. - «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями.

В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов). Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский), «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц». Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви». Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Библиография

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901-1908.
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства. СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.

Начало деятельности

В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году , до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», - писал Неплюев . Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей .

Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению» , принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года .

Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы

Мужская школа. Продолговатое каменное здание, потонувшее в зелени, с длинным коридором и спальнями по обеим сторонам. В коридоре нас встретили воспитанники босиком и со швабрами - мыли полы. Прислуги нет. С детства труд внушается им, как одно из содержаний жизни. Актовая зала школы - большая комната, увешанная по стенам портретами друзей Братства. Здесь портреты императора Александра III, давшего Трудовому братству права юридического лица, бывшего министра М. Н. Островского, поддержавшего школу в её становлении, епископа Черниговского и Нежинского Сергия, образованнейшего архипастыря, весьма сочувствовавшего делу братства. …

Лица у мальчиков открытые, добродушные, глядят прямо, на вопросы отвечают толково и к стенкам не жмутся. Ходят в простых блузах из черкасина, кто босиком, кто в сапогах. Но нигде не заметно шума, возни, драки, хотя в некоторые комнаты мы заходили, видимо невзначай. …
Пройдя большой фруктовый сад размером 7-8 десятин, мы вошли в широкий и длинный коридор большого одноэтажного дома. Женской школой заведуют две сестры Н. Н. и его старушка мать. С какой любовью они относятся к своему делу, которое они не отделяют от своей жизни, я увидел после воочию. Здесь чистота и порядок, если можно так выразится, изящнее, чем в мужской школе. Обстановка тоже. … Сборная зала мужской школы была полна воспитанниками, когда я вошёл в неё. Они тихо разговаривали между собой, так что не требовалось вмешательство дежурного учителя.
Вошёл Н. Н. Неплюев и сел за столом против учеников. Я поместился рядом.
- Кто должен читать сегодня дневник? - спросил Н. Н.
Из рядов вышел мальчик лет пятнадцати, стал за пюпитр и начал чтение дневника, где излагалась одна из воскресных бесед Н. Н. Речь шла «о доверии». Николай Николаевич поправлял записанное неточно и спрашивал некоторых, как они понимают тот или иной вопрос. Внимательно наблюдая за детьми, я заметил, что все они мысленно работают и участвуют в обмене мнений. …
Николай Николаевич обратился ко мне.
- Может быть вы предложите какой-нибудь вопрос для обсуждения?
Мною овладело искушение.
- У вас, обратился я к Н. Н., всё основано на принципе любви и это слово беспрестанно повторяется воспитанниками. Я хотел бы знать, насколько сознательно они употребляют его.
- Вот наш гость хочет узнать как вы понимаете слово любовь, что вы подразумеваете под ним? Не может ли кто-нибудь объяснить?

Напряженная тишина была ответом в первое время. … И не удивительно, что воспитанники сначала ответили молчанием. Но потом начали отвечать. Я не буду приводить их ответов, замечу только, что они высказали много сознательной, пытливой работы ума. Мне же только и хотелось узнать - не повторяют ли они с чужого голоса.

Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства

Основная статья: Крестовоздвиженское православное трудовое братство

В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших» .

С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.

Братские священники

Священник Александр Секундов

В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.

К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви» . На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.

Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

Другая сторона любви к Богу - братолюбие. Жизнь в братстве - духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения» . Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного - добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.

«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие» . Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви» . Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов» . Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею» . Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года» . Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный» . Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным» .

Публичные лекции

С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», - писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. - «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями .

В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов) . Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский) , «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц» . Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви» . Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске .

Последние годы жизни

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Библиография

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901-1908.
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства. СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Крестовоздвиженское трудовое братство на сайте Живой Журнал .
  • Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. Фрагмент лекции, прочитанной Н. Н. Неплюевым в стенах Московской духовной академии в январе 1907 г.
  • Фрагменты хроники жизни Крестовоздвиженского братства. Из Отчетов блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 года по 11 сентября 1901 года.
  • Фурсей А. И. Имеют ли основание говорить о «Неплюевщине» и «Неплюевцах». СПб., 1902.
  • Труды Н. Н. Неплюева и работы о нём на сайте predanie.org

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Богословы по алфавиту
  • Родившиеся 11 сентября
  • Родившиеся в 1851 году
  • Умершие 21 января
  • Умершие в 1908 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

общественный деятель и писатель; родился в 1851 г.; по окончании курса в спб. университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал последовательно детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую (1-го разряда) и женскую (2-го разряда) сельскохозяйственные школы (с субсидией от министерства земледелия и государственных имуществ), детский приют и Крестовоздвиженское трудовое братство (Устав братства утвержден в 1894 г.; членов к 1 января 1897 г. было 65). В сельскохозяйственные школы, служащие "колыбелью" братства, "ученики-работники" и "ученицы-работницы" принимаются с 13-летнего возраста; первые составляют два братских кружка (старший и младший). Цель братства - заботиться о христианском воспитании детей, согласовать, по возможности, весь строй жизни с духом христианской веры и способствовать упорядочению жизни и за пределами братства. Главное заведование братством - в руках полноправных членов, живущих в пределах его деятельности. Все окончившие школу вступают в братство и становятся преимущественно или преподавателями, или арендаторами земель Н. Принцип братского единения и строго христианской жизни проводит Н. и в своих сочинениях. Главные из них: "Совесть" (М., 1881), "Мысли и советы искреннего друга" (СПб., 1882), "Хлеб насущный" (СПб., 1883), "Что есть истина" (Лейпциг, 1893), "Благовест библейский", "Трудовые братства" и "Братские союзы" (Лейпциг, 1893), "Христианское мировоззрение" (Берлин, 1895), "Воздвиженская школа - колыбель трудового братства" (СПб., 1894). Н. написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепьяно).

  • - ГЕ Николай Николаевич, рус. художник. В 1857 окончил АХ, участвовал в организации Т-ва передвижных худож. выставок. В 1852 он выполнил в манере К. П. Брюллова небольшую картину на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии, работал в Риме и Флоренции...

    Художественная энциклопедия

  • - также Николай Николаевич, внук Николая I, великий князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии...

    Энциклопедия Кольера

  • - 1. - рус. вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-адъютант, ген.-фельдмаршал. Получил воен. воспитание. Начал службу в 1851 в лейб-гвардии Конном полку, с 1852 командовал бригадой гвард. кавалерии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Род. 189, ум. после 1966. Журналист, поэт. С 1920 г. в эмиграции. Был редактором художественно-литературного еженедельника "Дальневосточный огонек" , сотрудничал в русских газетах Китая "Русский голос", "...
  • - Почетный член РАЕН с 1996 г.; родился 10 сентября 1913 г. в г. Николаевске-на-Амуре; окончил Московский архитектурный институт в 1939 г.; участник Великой Отечественной войны; доктор архитектуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-адъютант и статс-секретарь императора Павла...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайный советник, сенатор, член Государственного Совета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вице-президент коммерц-коллегии; род. 19 мая 1731 г. в Константинополе, ум. 24 мая 1784 г. в Петербурге. В 1752 году в чине капитана Н. по именному указу отправился в Оренбург помогать отцу в делах по управлению краем...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком...

    Биографический словарь

  • - один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский...
  • - общественный деятель и писатель; родился в 1851 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии. В 1857≈59 работал в Риме, в 1860≈69 во Флоренции. Жил в Петербурге и на хуторе в Черниговской губернии...
  • - I Никола́й Никола́евич, русский великий князь, третий сын императора Николая I, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы...

    Большой энциклопедический словарь

"Неплюев, Николай Николаевич" в книгах

Новосильцев Николай Николаевич

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Новосильцев Николай Николаевич Вигель: «Всех старее летами и, конечно, всех выше умом был Николай Николаевич Новосильцев». Относительно «старее» сейчас появились некие разночтения. Большая Советская энциклопедия отняла у Новосильцева семь лет жизни, утверждая, что он

ПУНИН Николай Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПУНИН Николай Николаевич 16(28).10.1888 – 21.8.1953Поэт, искусствовед, художественный критик. Сотрудник журнала «Аполлон». Муж А. Ахматовой (1924–1938). Погиб в ГУЛАГе.«25 марта 1917. Гумилев сказал: есть ванька-встанька, как ни положишь, всегда станет; Пунина как ни поставишь, всегда

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый». Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора

Николай Николаевич Ге I В первый раз я увидала Николая Николаевича Ге в нашем доме в Москве в 1882 году.Мне тогда только что минуло восемнадцать лет. Помню, как, вернувшись с катка, с коньками в руках, я направилась в кабинет отца и по дороге от кого-то из домашних узнала, что у

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Николай Николаевич Ге 1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый».Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Николай Николаевич НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1856), ген.-адъют., ген.-от-кав., по гв. кав., верх. главноком. 1914-1915, поч чл. Ник. инж. и Ник. воен. акад. русск. военно-ист. об-ва, внук имп. Ник. I, сын в. кн. Ник. Ник. Старш. (1831-1891) и Алекс. Петр. (в иноч. Анастасии), ур. принц. Ольденбургской (1838-1900),

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831–1894)«Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека,

Николай Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Николай Николаевич Повесть (1970)Бывший вор-карманник Николай Николаевич за бутылкой рассказывает историю своей жизни молчаливому собеседнику.Он освободился девятнадцати лет, сразу после войны. Тетка его прописала в Москве. Николай Николаевич нигде не работал - куропчил

Николай Николаевич Ге

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Николаевич Ге (1831-1894 гг.) художник Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует

Николай Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Николай Николаевич Николай Николаевич (до кончины своего отца – Н. Н. Младший) – великий князь, старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего, родился 6 ноября 1866 г. Окончил курс в Николаевской академии генерального штаба; тогда же зачислен в списки

Ге (Николай Николаевич)

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Ге (Николай Николаевич) Ге (Николай Николаевич) – один из оригинальнейших, по направлению, русских художников живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимн. в Kиеве, потом поступил в киевский унив., а оттуда перешел в петербургский; но на второй же год, оставив унив. и поступил в

Ге Николай Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич , русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ В городской библиотеке города Тайги я случайно наткнулся на тоненькую книжку, на обложке которой чудовищная обезьяна отчаянно боролась с набросившейся на нее пантерой. Книжка была издана в 1945 году. Это меня поразило. В годы войны писать про обезьяну,