Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нет величия там где нет простоты. Нет величия там где нет простоты добра и правды

Нет величия там где нет простоты. Нет величия там где нет простоты добра и правды

Здравствуйте)
я вот даже специально вбил в поисковике эту цитату, чтобы знать, к какому произведению Толстого она относится. с удовольствием обнаружил, что этим произведением является "Война и мир", а фраза применена для обличения эгоцентризма знаменитого Наполеона Бонапарта. все мы знаем, каким кумиром был Наполеон при жизни. он был великим. и что же? после нескольких крупных поражений и потери армии и самых преданных соратников всё его величие рассыпалось прахом. почему же так произошло? вот теперь оставим в покое Наполеона и порассуждаем в общих чертах.
не секрет, что для того, чтобы стать значимой фигурой, подняться со дна и достигнуть высот, - нужно приложить немало усилий. немало великих людей начинали свой с самой низкой ступеньки. но вот человек достиг вершины, он так сказать на коне, на гребне славы. и вот здесь и наступает очень важный момент, на котором многие из великих делали и делают ошибки. я уже как-то говорил, что быть знаменитым - это очень серьезное испытание. так вот, не раз бывало, что слава и величие буквально одурманивали достигших их людей. они забывал о том, кем они был, о том, благодаря чьей прямой или косвенной поддержке они достигли этих высот, о том, что жизнь изменчива и ничего не вечно. они мнили себя божествами, которым все должны кланяться. окружали себя роскошью. шли на любую ложь, на любое злодеяние по отношению к тем, кто пытался их образумить или противиться их высокомерию. они возносил себя над людьми и переставали понимать их проблемы, чувствовать их потребности и сопереживать им. итак, мы имеем на выходе эгоцентричное величие. которое искусственно муссируется самим носителем этого величия и его подхалимами, подпевалами. это не значит, что такой человек не делает ничего полезного для других людей. делает. но беда в том, он при этом так себя превозносит, что его полезные начинания вызывают не почтение, а отторжение. такое величие является очень шатким, оно держится, пока есть сила, поддерживающая его (армия, влияние, авторитет, власть, деньги и т. д.); если эта сила пропадает, то рассыпается и само величие. потому что оно было основано на неправильном фундаменте. а сам бывший обладатель величия становится никому не нужным и всеми презираемым. или же вообще теряет свою жизнь.
однако были и те, кто несмотря на достигнутые высоты и успехи, не забывали о том, что когда-то они были, грубо говоря, в параше, что были те, кто помог им добиться таких достижений. они осознавали свою связь с "простыми смертными", четко понимали их потребности и чаяния, старались помочь им и поддержать, общались как с равными, готовы были отдать свою жизнь за их благополучие. все свои добрые и полезные дела они совершали без всякого самопревозношения и самовосхваления. и вот такое величие более прочное. для его поддержания не нужно прибегать к грубой силе. оно живет долго, в том числе и после смерти такого человека. о нем сохранятся добрая память в веках. это и есть подлинное величие.
ух, сколько бреда понаписывал, да уж)


В своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой ставит множество проблем, повествует о множестве героев, как исторических деятелей, так и обычных людей, вовлеченных в исторические потрясения. Писатель на страницах романа размышляет и о глобальных событиях (война с Наполеоном, затронувшая всю Европу), и о простых житейских проблемах: несчастная и счастливая любовь, благосостояние, отношения между детьми и родителями и многие другие. Размышляет Толстой и о том, что такое настоящее величие.

В начале 19 века зародился настоящий культ Наполеона. Еще бы! Из совсем никому неизвестного капрала этот человек, благодаря своему таланту и целеустремленности, «дорос» до императора. Это вызывало восторг и преклонение. Еще Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно…» Здесь поэт не только говорит о восхищении гением императора, но и поясняет свою мысль: миллионы людей, конечно, только для безнравственного человека могут быть «двуногими тварями» и «орудием». Таким и был Наполеон, ведь началом его карьеры была кровавая бойня в Тулоне, где он подавлял мятеж.

Однако в то время об этом мало кто знал или помнил. Наполеон казался великим человеком. В романе Толстого, например, им восхищается князь Андрей. Однако это чувство проходит, как детская болезнь, когда Андрей слышит и видит своего кумира на Аустерлицком поле, лежа там раненый. «Какая прекрасная смерть», - произносит император, глядя на князя. И это безумные слова, сказанные сразу после того, как Болконский созерцал небо, постигая бессмысленность многих привычных вещей (слава, власть, воинская доблесть), поражают князя. Он вдруг понимает, что человек, для которого смерть прекрасна, просто напыщенный глупец.

Лев Толстой и в самом деле впоследствии изображает Наполеона надутым, постоянно рисующимся в глазах окружающих ничтожным человечком. Он талантлив, это правда, но талантлив только в одном - в войне, в убийстве. Все остальное - страстная жажда славы и мирового господства - глубоко антипатично писателю. Своих целей император добивается, ведя военные действия, подавляя и покоряя страны и народы. Ему безразлично, сколько людей погибнут ради того, чтобы сам Наполеон мог назваться правителем мира.

Писателя возмущает не только эта моральная недоразвитость императора. Он со злой иронией показывает, как Наполеон стремится «произвести впечатление»: ведет себя «величественно», изображает из себя полубога какого-то. Автор противопоставляет напыщенной манере поведения Наполеона простое и спокойное обращение Кутузова, который ведет себя естественно, не стремясь выразить свое величие в вычурных позах или словах.

Противопоставляет этих героев Толстой и еще в одном отношении: в их манере командования войском. Наполеон - гениальный полководец. Он уверен в себе и твердой рукой двигает войска, как шахматные фигуры на доске. Он ощущает себя творцом истории. Кутузов же словно бы ничего не решает, он как стрелочник, направляющий нужным образом поезда, которые едут сами. По мысли Толстого, истинными творцами истории являются не личности вроде Наполеона, а народные массы. Вот Кутузов и дает народному патриотизму, его стремлению победить врага, напавшего на родной край, разгуляться на воле. Он «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит», по словам автора. Для Льва Толстого Кутузов - идеал полководца.

В результате автор делает вывод о том, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», то есть Наполеона нельзя считать великим человеком. Ведь в нем нет ни простоты (он все время играет роль какого-то божества), добра и правды, ведь ради своей прихоти он губит тысячи людей. Истинно великий человек должен служить Отечеству и народу, а не самому себе.


Природа наделила ядом тех, кто ползает.

Сильным он ни к чему.

А. Мицкевич

Главная идея романа-эпопеи «Война и мир» - утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения, разъединения.

В романе оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России: народный и антинародный. Толстой считал народ главной, решающей силой истории. Г1о мнению писателя, ведущую роль в национально-освободительном двилеении играет не дворянство, а народные массы. Близость того или иного героя романа «Война и мир» к народному лагерю является его нравственным критерием.

Противопоставление Кутузова и Наполеона играет в романе важнейшую роль. Кутузов - истинный народный вождь, выдвинутый народом. В отличие от исторических деятелей тина Александра I и Наполеона, которые думают только о славе и власти, Кутузов не только способен понять простого человека, но сам он по натуре своей простой человек.

В облике Кутузова Толстой прежде всего отличает его простоту. «Ничего от повелителя нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости!»

Описывая Наполеона, писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выра-жении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя, как актер на сцене, он убежден, что все, что он говорит и делает, «есть история ».

Для Толстого Кутузов - идеал исторического деятеля, идеал человека. Толстой писал о цели, которой посвятил себя Кутузов: «трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Противопоставляя Кутузова Наполеону, писатель замечает, что Кутузов вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и самым обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, облегчая, насколько это возможно, бедствия народа и войска.

В противопоставлении Наполеон - Кутузов, составляющем стержень романа, доказывается, что победит тот, кто действует в соответствии с ходом исторических событий, тот, «чья личность наиболее полно показывает общее».

Толстовский Кутузов постоянно находится в самом центре военных событий. Кутузов всегда видит свое войско, думает и чувствует с каждым солдатом и офицером, в душе его есть все то, что есть в душе каждого солдата.

Толстой постоянно подчеркивает в своем Кутузове гуманность, которая, по мнению писателя, могла оправдать власть Кутузова. Гуманность в сочетании с властью и представляла «ту человеческую высоту, с которой он направлял все свои силы не на то, чтобы убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Для Кутузова жизнь каждого солдата - драгоценность.

При объезде Наполеоном поля боя после сражения мы видим на его лице «сияние самодовольства и счастья». Погубленные жизни, несчастья людей, сам вид убитых и раненых - основа счастья Наполеона.

«Высшая человеческая высота» Кутузова находит выражение в его речи перед Преображенским полком, в которой он говорит, что до тех пор, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди » .

Нельзя говорить о полном отрицании Толстым роли и значения личности в истории, в движении народных масс. Толстой настойчиво подчеркивал, что Кутузов один чувствовал подлинный смысл событий.

Каким лее образом мог этот человек так верно угадать значение народного смысла событий?

Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том «народном чувстве», которое Кутузов носил в себе во всей его чистоте и силе.

Кутузов для Толстого - истинный народный вождь, выбранный народом. Образ Кутузова в романе - образ народного единства, образ самой народной войны.

Наполеон же выступает в романе как главное, «концентрированное выражение самого духа разъединения».

Сила и величие Кутузова именно в единении с армией и народом. Характерной чертой Наполеона, как отмечает писатель, является то, что французский полководец поставил себя вне людей и над людьми и поэтому не мог понимать ни добра, ни красоты, ни правды, ни простоты.

Толстой писал, что там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия. Величие Кутузова -величие добра, простоты и правды.

Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности Толстой применяет нравственный критерий. Вслед за Пушкиным Толстой утверждает, что «гений и злодейство - две вещи несовместные» .

Толстой не только не отрицает, он утверждает великую личность, великого человека всем своим романом, потому что он утверждает величие народа. Впервые в мировой литературе эти понятия слились в единое целое. Толстым было впервые утверждено, что чем полнее личность воплощает в себе народные черты, тем она является более и более великой.

Казалось бы, в этой-то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, — казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы — маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов. Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит: — J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le général, — и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади. Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу. И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание. Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого — нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик. — «C"est grand!» — говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand — хорошо, не grand — дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких-то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна. «Du sublime (он что-то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», — говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoléon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости. Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом. «Это величественно!» ...величественное... «От величественного до смешного только один шаг...» «Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг».

По мнению Л. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне-нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту-зова — полководца народной войны, и Наполеона — «ничтожней-шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо-гатство — он вместе с русскими солдатами борется засвободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу-шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «...по непреодо-лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав-ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт-рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры-ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, вевои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша-ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме-сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю-дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед-них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа-леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он чцтал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля-дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли-зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внеш-не это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но имен но в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полководца.

Наполеон — полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще-ния. По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж-дый вез и нес сдобой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы... со-стояла... в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак-теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир-ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.


Похожие сочинения
  • Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Просмотров: 5007