Весна, весна красная…
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: к
у-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
1. Кого разбудили солнечные лучи? Заполни таблицу.
2. О каком времени года говорится в рассказе?
О весне.
3 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова, которые передают радость жаворонка от встречи с солнышком.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
4. Кого не разбудил солнечный луч? Найди ответ в тексте. Запиши.
Конспект урока чтения во 2-ом классе
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.
Цели урока:
1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.
3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Оборудование:портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.
Ход урока
I . Оргмомент. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя
К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».
Но вначале проведем звуковую разминку.
1. Артикуляция звуков
а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ
протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень
3. Работа со скороговоркой:
От топота копыт пыль по полю летит.
II . Проверка домашнего задания
Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.
Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…» )
Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы. )
А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду .)
Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле. )
Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают )
III . Рассказ о писателе
(Учитель показывает портрет. )
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг . Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться. )
О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе. )
Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
IV . Первичное чтение рассказа
Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора.Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи» )
Понравилось ли вам это произведение?
Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика. )
V . Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания
Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие. )
Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.
Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.
Кельи – это домики для пчел или ульи.
А теперь, ответим на вопросы.
О каком времени года говорится в рассказе?(В нем говорится о весне. )
Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной. )
Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко. )
Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка. )
Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика. )
Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей. )
Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку. )
Какой луч я пропустила? (Третий. )
Куда он попал? Прочитайте. (В курятник. )
VI . Работа с неправильным планом
Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?
Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка
(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка. )
Учитель исправляет план.
Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.
А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.
Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.
Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.
Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.
Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.
VII . Работа по иллюстрации
Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?» )
VIII . Работа над выразительным чтением
А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему. )
В каком абзаце говорится о песенке?
Сколько предложений в этой песенке? (Три. )
Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.
Прочитайте песенку целиком.
Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело .)
Передайте настроение зайчика при чтении.
Аналогично работают с каждой частью рассказа.
Прочитайте задание 4 на стр. 193.
IX . Работа над вопросами и заданиями для повторения
1.Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником , капельником .
В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей . В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень .
В мае растет первая зелененькая травка – травень. ).
2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д. )
3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая .)
4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других .)
Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X . Итог урока : С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?