Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.
В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря – фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.
Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример – Питер Пауль Рубенс.
Новую жизнь обретает автопортрет – всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен – вот главные любители селфи в реалиях XVII века.
С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты – парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».
Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет – жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.
Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.
Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).
Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития – за это отдельное спасибо Доминику Энгру.
Вот и настал черед реализма. В фокусе художника – социальная характеристика модели и ее психология.
В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент – это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.
Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника – Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.
На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.
В конце XIX– начале XX века на первый план выходит с его лаконичной заостренностью, порой – чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.
В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними – произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики – с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему – из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.
К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.
Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.
Тех, кто хочет познакомиться поближе с великими людьми их эпох в изображении великих художников, наверняка заинтересует лучшая в своем роде книга-путеводитель по лучшим работам этого жанра.
На развитие портретного жанра влияют две тенденции: развитие представлений о значимости человеческой личности, развитие законов живописи, перспективы, изобретение красок и т.д.
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тысяч лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер. «Портрет» сделан мелом. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Ранние образцы станкового портрета - римские портреты, исполнявшие функцию погребальных масок – фаюмские портреты. Они создавались с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.
Мастера Византийской и Западно Римской империи изображают свои модели обобщенно, портреты различных императоров практически не отличимы между собой.
Портреты часто встречаются в античных монетах и медалях.
В период средневековья художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету.
Хотя, в то же время художники начинают придавать понемногу святым черты лица реальных людей.
Одна из первых таких работ, в которой видно начало развития реалистического портрета - портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304-1306 гг.
Джотто
Портрет появляется в книжной миниатюре, особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.
Начинает развиваться и автопортрет.
Хильдегарда Бингенская
Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода - «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.).
Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня»
Психологический окрас носят и портреты японцев .
В перуанской культура индейцев мочика (1-8 вв. ) существовали портреты, на которых видны анатомические особенности людей, их социальный статус.
Первые портреты имели влияние античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Прошло время, прежде чем лица на портретах стали изображаться в фас или три четверти.
Другой важный компонент развития портрета - возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.
Иногда художник идеализировал модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображались портретируемые чаще не на условном фоне в интерьере или пейзаже, часто рядом с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами.
Обновляются средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).
К середине 15 века портретируемый стал на картинах неотъемлемой частицей мироздания - для это использовалось подробное прописывание среды вокруг, малейшие морщины на лице.
В нём проявляются тревога и драматизм эпохи. Маньеризм.
В 17 веке появляются портреты людей, занятых приземленными делами. Реализм.
Появляется сословный портрет.
Возросший интерес к самопостижению способствует развитию автопортрета.
Рембрандт, «Автопортрет»
Продолжает развиваться и аристократический портрет.
В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Барокко.
Рембрандт, «Ночной дозор»
Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра. Заказчик требует от художника лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, идеализация. Классицизм.
Франция задает тон всему миру, парадные придворные портреты с «кукольными лицами» теперь везде. Рококо.
Но ближе к концу 18 века, в эпоху Просвещения появляется социальный портрет. Развивается техника пастели.
Жан-Батист Шарден. «Автопортрет», пастель.
Российская империя заявляет о себе в мировом искусстве живописцами первого класса - это Левицкий, Боровиковский. В их работах проявляются социальные характеристики, психологический анализ, богатые внутренние эмоции.
Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Во второй половине 18 века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того происходит расцвет портретной миниатюры.
Такая ситуация с частным портретом на память сохраняется до 1850-х годов - когда появляется доступная практически всем слоям общества фотография.
Развитие портрета в 19 веке предопределила Великая Французская революция. Романтизм.
Портрет начала 19 века часто строгий и холодный.
К середине века складывается новый эталон парадного заказного портрета.
Винтергальтер
Начиная с середины 19 века появляется портрет реализма.
Импрессионизм.
Художники в портрете отказывались от правдоподобия, оставленного фотопортрету (который начал широко развиваться), сосредоточились на непостоянности человека и среды.
Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.
Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы - у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.
Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", и другие шедевры иконописи.
Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.
В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.
Русские художники-портретисты более позднего времени:
Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретистытого времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем - добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретистывеликолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.
Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретистбыл востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.
Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.
Русские художники-портретисты 18 века:
Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:
Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств. Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова. За свою работу "Девушка с тамбурином" был пожалован званием академика. Будучи в Риме написал свои главные полотна: "Девушка, выжимающая воду из волос", "Ангел с масличной ветвью", "Мать Моисея на берегу Нила". Затем, по возвращении художника в Петербург, художника постигла полоса неудач, и он превратился в нищего. Приют нашел в доме брата в городе Кашине. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года.
Зарянко Сергей (1818-1870) - замечательный русский портретист, прославившийся непередаваемой игрой света и тени на своих полотнах. Техника художника настолько выражена, что внутренний мир человека, изображенного на холсте, как бы теряется в богатстве оттенков и полутонов. Всего Зарянко написал около сотни портретов, большинство которых посвящены императору, его семье и высшей придворной знати.
Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).
Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.
Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.
Русские художники портретисты 20 века:
За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.
Кто же они - художники-портретисты русские? Список их представлен далее.
«Фаюмский портрет» - Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Фаюмский портрет.
«Портрет Грозного» - Портрет царя. Глава 1. Пир Ивана Грозного. К. Лебедев «Портрет Ивана Грозного». Н.В. Неврев «Опричники». Портрет Алёны Дмитриевны. Главная проблема «Песни…» – проблема долга и чести. Иван Грозный и Малюта Скуратов. Парсуна 17 века с изображением Ивана Грозного. В.М. Васнецов «Царь Иван Грозный». Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича.
«Портрет в живописи» - «Портрет крестьянки в русском костюме». Развивать способность чувствовать созвучность настроений, выраженных в музыке и живописи. Ф.Хальс Смеющийся мальчик. «Портрет Микки Морозова». Почему, не "Бабочка", например? Послушная и робкая девочка? Привлечь внимание детей к красоте детских портретов.
«Русский портрет 18 века» - Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию. Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. Учитель ИЗО,МХК. Портрет А. П. Струйской.1772 г. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных.
«Портреты Чехова» - А.Степанов (1858-1923). Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фотопортрет, сделанный С.Линденом. О.Книппер (1868-1959). А.П.Чехов. И.Левитан (1860-1900). Ольга Книппер – жена писателя. А.П.Чехов (1860-1904). Автопортрет.
«Портрет автора» - К. Сомов А. Блок 1907 г. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. И. Крамской И. Репин. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина.
Всего в теме 14 презентаций
August Sander (1876-1964)увлекся фотографией работая на шахте в городе Хердорф в 1890-х годах. Он помогал местному фотографу, а в 1892 году дядя подарил ему среднеформатную камеру,с тех пор он не растается с камерой.Даже когда Зандер служил в армии, он был помощником фотографа. После службы он некоторое время путешествовал по Германии занимаясь архитектурной и промышленной фотосъемкой. В 1901 году Зандер поступил работать в фотоателье в городе Линце. Он оказался талантливым работником: уже через год стал партнером, а в 1904 году выкупил фирму, которая стала называться «Студия художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В этом же году он получил золотую медаль на Парижской фотовыставке, а два года спустя в Линце состоялась его первая персональная выставка.
В 1909 году он продал студию в Линце и переехал в Кельн. Открыв там новую студию, Август Зандер начал работу над главным в своей жизни проектом: «Люди двадцатого века»-«Menschen des 20 Jahrhunderts». Целью проекта было создание группового портрета немецкого народа, так что название было несколько самонадеянным, а может быть для фотографа понятия «человек» и «немец» означали одно и тоже. Тем не менее задумка была грандиозная, и с некоторыми перерывами - службой в армии во время Первой Мировой Войны, фотоэкспедицией на Сардинию в 1927 году - он занимался этим проектом до середины 1950-х годов. В 1929 году вышла книга «Лицо нашего времени», содержащая 60 фотопортретов.
С приходом к власти Гитлера положение Августа Зандера стало опасным. В 1934 году его сын - член Социалистической партии Германии - был арестован, а несколько позже по распоряжению Министерства культуры была запрещена книга «Лицо нашего времени», в которой, по мнению нацистских культурологов, фотопортреты недостаточно соответствовали «расовой эстетике». К счастью сам Зандер остался на свободе и занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, продолжая тайком работать над «Людьми двадцатого века» С началом Второй Мировой Войны он оставил Кельн и переехал в сельскую местность увезя с собой остатки негативов. Этим он спас свою коллекцию от бомбы, которая разрушила его студию в 1944 году - но, как видно, от судьбы убежать не просто: часть негативов была уничтожена грабителями в 1946-м.
Несмотря на все удары судьбы и на то, что в конце 1940-х годов его имя оказалось практически забытым, Август Зандер продолжал усиленно работать. Былая известность вернулась к фотографу в 1951 году после знаменитой фотовыставки «Photokina». В 1952 году музей города Кельна выкупил его довоенные фотографии, а в 1955-м Эдвард Стейхен включил несколько его работ в знаменитую экспозицию «Род человеческий». В конце 1950-х годов Август Зандер был избран почетным членом Германского фотографического общества. Что касается главного труда его жизни - проекта «Люди двадцатого века», то в полном виде он был издан лишь после смерти фотографа.
August Sander у своего дома
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.