Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История развития и виды техник гравировки на металле. Глубокая гравюра на металле

История развития и виды техник гравировки на металле. Глубокая гравюра на металле

- (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (доски), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… … Художественная энциклопедия

- (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия

Ы; ж. [франц. gravure] 1. Рисунок, вырезанный или вытравленный гравёром на гладкой поверхности какого л. твёрдого материала; печатный оттиск такого рисунка. Г. на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Г. резцом, иглой на меди. Цветная г.… … Энциклопедический словарь

Штихели инструменты для торцовой гравюры … Википедия

гравюра - ы, ж. 1) Печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины (доски), на которой вырезан рисунок. Санька показывала только что привезенные из Гамбурга печатные листы гравюры славных голландских мастеров (А. Н. Толстой). 2) Вид графики,… … Популярный словарь русского языка

- (франц. gravure, от graver вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВЮРА оттиск рисунка, вырезанного на стали, камне, дереве и проч. Полный словарь … Словарь иностранных слов русского языка

Гравюра - 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто … Издательский словарь-справочник

- (французское gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (доски), на которой нанесен рисунок. 2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Различают… … Современная энциклопедия

ГРАВЮРА, ы, жен. 1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром. 2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме. | прил. гравюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

гравюра резцом - Самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов. Тематики полиграфия … Справочник технического переводчика

Книги

  • Гравюра на металле. К 115-летию Русского музея , . Иллюстрированное издание знакомит с основными направлениями развития гравюры на металле в отечественном искусстве. История гравюры на металле прослеживается с момента ее появления в России в…
  • Гравюра на металле. Альбом , . Вашему вниманию предлагается альбом, в который вошли гравюры на металле из собрания Русского музея…

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк - он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше - это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта - разновидность офорта - позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто - еще один вид гравюры на металле - позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба - борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит - гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

Гравюра резцом - одна из основных разновидностей углублённой гравюры на металле.

Технология создания резцовой гравюры следующая: в металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек.

Затем в углубления тампонами вбивается краска,

Доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка.

Резцовая гравюра появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра, первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута. На сегодняшний день, древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. При выполнении резцовой гравюры мастер берёт ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона наносит рисунок,

Который затем проходит уже более основательным инструментом - резцом или штихелем.

После этого в доску втирается краска, снимаются её излишки, и печатается лист.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Резцовая гравюра на металле - сложнейшая техника, она требует точности, внутренней дисциплины, значительных физических усилий и многих часов работы. Так, свою знаменитую гравюру "Рыцарь, смерть и чёрт" сравнительно небольшого формата (24,7×18,9 см) А. Дюрер гравировал более трёх месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов.

Чтобы проверить эффект рисунка, художники часто делают так называемые пробные отпечатки до полного окончания работы. Пробные оттиски выдающихся мастеров высоко ценятся прежде всего за их редкость, но, может быть, не меньше за их свежесть, за возможность проникнуть в процесс работы художника. В процессе работы над гравюрой художник часто меняет рисунок и композицию, уничтожает одни линии и заменяет их другими, иначе распределяет свет и тени и т. п., причем фиксирует эти последовательные перемены в ряде оттисков. Такие оттиски (их бывает до десяти и даже больше), которые как бы констатируют эволюцию гравюры, называют «состояниями». Различают также отпечатки «до подписи» (художника) и «до адреса» (издателя). Отличие цены первого и последнего отпечатков может быть очень большим. Кроме того, в ходе работы некоторые художники делают на полях легкие наброски (нечто вроде «пробы пера», фиксирующей внезапно мелькнувшее видение фантазии). Эти «ремарки», зафиксированные в пробных отпечатках, потом уничтожаются.


Печатная форма резцовой гравюры. Портрет Уолта Уитмена. 1860 г.

Самым замечательным мастером XV столетия является немецкий гравер Мартин Шонгауэр, работавший в Кольмаре и Брейзахе. Его творчество, соединяющее в себе позднюю готику и ранний Ренессанс, оказали значительное влияние на немецких мастеров, в том числе Альбрехта Дюрера. Среди мастеров первой половины XVI века стоит отметить уникального голландца - Луку Лейденского. Из итальянских мастеров XV столетия наиболее значительны Андреа Мантенья и Антонио дель Поллайоло. В Италии в XVI веке возникло направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры - это было репродуцирование произведений живописи.

Возникновение репродукционной гравюры связано с именем Маркантонио Раймонди, который, работая до конца первой трети XVI столетия, создал посредством резца несколько сотен воспроизведений с работ Дюрера, Рафаэля, Джулио Романо и других. В XVII веке репродукционная гравюра была чрезвычайно распространена во многих странах - во Фландрии, где было воспроизведено множество полотен, особенно Рубенса. А во Франции в это время Клод Меллан, Жерар Эделинк, Робер Нантейль и другие способствовали расцвету искусства репродукционного классического гравированного портрета.

Просмотры: 2 930

Гравюра на металле (фр. gravure от graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте . С преферансом и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер ). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами - барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров - Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто , или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом - «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд - в Англии; Г. И. Скородумов - в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Вконтакте

Ксилография (греч. - хуlо[n] - дерево; grарhо - писать)

Самая ранняя из гравюрных техник. Европейская ксилография возникла на рубеже 14-15 веков (первая датированная ксилография относится к 1418 году). Гравер работает на плоской отполированной дощечке (из дерева вишни, груши, яблони, самшита, иногда хвойных пород) обязательно продольного распила - вдоль волокон дерева. Поверхность покрывается грунтом, по нему наносится рисунок. Мастер острыми ножами обрезает линии с обеих сторон (отсюда другое название этой техники - "обрезная гравюра на дереве"), а дерево между линиями выбирается долотцами и стамесками на 2-5 миллиметров в глубину. При нанесении краски она покрывает только выпуклые линии, а фон остается белым. Печать с деревянных досок дает большие тиражи 1500 - 2000 оттисков хорошего качества. В 15 - первой половине 16 века широко применялась в качестве книжной иллюстрации. Техника трудоёмкая, требует специальной выучки, поэтому часто художнику принадлежит только рисунок на доске, а вырезает линии под его присмотром профессиональный резчик.

Кьяроскуро (итал. сhiаrо - светлый; scurо - темный)

Цветная ксилография, имитирующая рисунок кистью. Возникла в Италии в первой половине 16 века. При этом способе вырезается несколько досок (чаще три-четыре), на каждой - только те части композиции, которые должны быть окрашены определенным цветом.
Последовательная печать с каждой из досок даёт в результате цветной оттиск. Цветовая гамма кьяроскуро строится на сближенных оттенках одного-двух цветов (серого, охристо-коричневого, зелёного). В Германии и Нидерландах наибольшее распространение получила печать с двух досок - очерковой, передающей контур рисунка, и тоновой. В Нидерландах в 16 веке и позднее во Франции в 18 веке очерковая доска нередко исполнялась в офорте. В старину оттиски кьяроскуро собирались коллекционерами наравне с авторскими рисунками.

Торцовая гравюра на дереве

Способ изобретен в Англии гравером Томасом Бьюиком в последней четверти 18 века. Он стал использовать дощечки торцевого или поперечного распила - поперек древесных волокон - и работать специальным резцом-штихелем. В торцовой гравюре на дереве штрих получается белым - углубленным. Торцовая гравюра на дереве позволяет работать более тонким штрихом, разная степень плотности которого позволяет передать тон. Эта разновидность гравюры на дереве нашла широчайшее применение в 19 веке в качестве средства репродуцирования живописных произведений или имитации их в гравюре.

Резцовая гравюра на металле (нем. - Stich , франц. - gravure au burin , англ. - engraving )


Появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом датируется 1446 годом. Гравер работает на металлической доске стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом, так что линии, штрихи и точки оказываются углубленными в плоскость доски (в силу чего резец относят к техникам углубленной печати). После нанесения краски доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Под давлением бумага вдавливается в углубления с краской и принимает на себя рисунок.
Используя резцы (штихели) различного профиля и размера, гравер получает линии разной толщины и характера, что важно, так как изображение в этой технике создается только комбинациями линий. В качестве металла для доски самой распространенной в 15-18 веках была медь, в 19 веке стали использовать цинк и сталь. Техника трудоемкая, требует специальной выучки и твердой руки, усилий при прорезании металла. Работая над доской, гравер держит её перед собой, положив на кожаную подушку, и для более легкого ведения резца поворачивает металлическую пластину под острием. Резцовая гравюра на металле позволяет получить до 1000 оттисков.

Офорт (от франц. eau-forte - неочищенная азотная кислота).


Возник в начале 16 века. Первый датированный офорт относится к 1513 году. В этой технике металлическая (чаще всего - медная, в 19 веке - цинковая, в 16 веке пробовали использовать железо) доска покрывается кислотоупорным лаком. Существовали разные рецепты приготовления лака, но основу всегда составляли асфальт, воск и мастика. Гравер работает специальным инструментом - офортными иглами различной толщины - процарапывая рисунок в лаке, обнажает поверхность металла. После этого поверхность доски заливается раствором кислоты. При этом металл протравливается только в тех местах, где игла прорезала слой лака до самой доски, и линии рисунка оказываются углублёнными в толщу металла. По окончании травления доска промывается водой, а затем с помощью растворяющих веществ (скипидар, спирт) с неё удаляется лак и на очищенную поверхность наносится краска. При прокатывании между валиками печатного станка краска переходит на влажную бумагу из углублений линий рисунка. Для усиления линий прибегают к повторному многократному травлению: последовательно закрывая слоем жидкого лака те части композиции и линии, которые должны остаться неизменными, повторяют процесс травления необходимое число раз. Офорт не требует такой специальной выучки и таких физических усилий, как гравирование резцом; работа иглой по доске напоминает рисование на листе бумаге. Эти качества офорта сделали технику привлекательной для огромного числа художников на протяжении всей истории гравюры вплоть до настоящего времени. Тираж с офортной доски дает около 500 отпечатков.

Гравюра на стекле (гелиография - греч. гелос - солнце, графо - писать)

Эксперимент, связанный с попыткой использовать фотопроцесс в работе гравера. В качестве доски брались засвеченная фотопластинка или кусок стекла, с одной стороны закатанный черной краской. По такой пластине рисовали офортной иглой, прорезая в одном случае слой фотоэмульсии, в другом - краски. Полученный своеобразный негатив светокопировался на фотобумагу. Наиболее интересные опыты в этой технике были сделаны К. Коро в середине 19 века.

Гравюра сухой иглой (англ. – dry point ; франц. – point seche )


Медная доска процарапывается офортной иглой непосредственно, без покрытия лаком и без травления. Техника позволяет достичь двоякого эффекта. С одной стороны - необычайной тонкости и нежности линий. С другой стороны, прорезая металл, игла образует по краям линии заусенцы (барбы - от франц. barbe - борода; англ. - burr), которые гравер не зачищает и в них задерживается краска, в результате при печати получаются бархатистые штрихи глубокого тона.

Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Из-за того, что при печати под давлением валика заусенцы - барбы и нежные штрихи быстро стираются, гравюра сухой иглой даёт только около 100 хороших отпечатков.

Электрический карандаш


Эпизод в истории гравюры, связанный с попытками облегчить процесс прорезания металла резцом или офортной иглой, подсоединив инструмент, которым работает гравер, к электричеству. В остальном технический процесс остается без изменения. Этими опытами увлекался Э. Дега.

Мягкий лак (франц. – vernis mou )

Разновидность офорта. Техника возникла в 18 веке во Франции. Используется лак с сильным добавлением сала. На покрытую лаком доску накладывается лист шершавой бумаги и наносится рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта (итал. acqua - вода, tinta - тон)


Один из видов травления, изобретенный во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка. Подогретая доска равномерно запудривается смолистым порошком (канифоль или асфальт), отдельные зерна пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между крупинками порошка, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. От размеров крупинок порошка, плотности их расположения и длительности травления зависит глубина тона акватинтного пятна при печати; светлые места перед повторным травлением покрывают жидким лаком. Акватинта позволяет получить от 500 до 1000 оттисков.

Меццо-тинто (итал. mezzo - полу-, tinta - тон)


Называется также чёрной или английской манерой, или шабкунст (Schabkunst). Первая гравюра в этой технике была сделана в 1642 году, но её расцвет приходится на 18 столетие. Особое распространение техника меццо-тинто получила в Англии. Металлическую доску обрабатывают специальным инструментом в виде лопатки с серповидным краем с острыми зубцами – качалкой. Слегка покачивая, инструмент двигают по доске в разных направлениях, в результате чего поверхность получает равномерную шероховатость, дающую при печати густой, бархатистый тон. Затем специальным трехгранным стальным ножом (шабером), срезающим зазубрины, и различных гладилок (burnisher) гравер "выглаживает" рисунок от черного к белому. Чем лучше выглажена доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает до 200 отпечатков, причем лишь первые 20-30 листов обладают бархатистостью и богатством тональных отношений. Поэтому в 18 веке хорошие меццо-тинто стоили дороже рисунков.

Литография (греч. литоc - камень, графо - пишу)

Изобретена в 1796 году в Германии А. Зенефельдером. Техника основана на свойстве некоторых пород известняка не принимать краску после протравливания слабой кислотой. Пластина из известняка полируется или делается равномерно шероховатой. На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью специальной литографской тушью. После протравливания камня смесью кислоты и гуммиарабика покрытые рисунком места легко принимают краску, чистые поверхности камня её отталкивают. При помощи валика доска покрывается краской и печатается в станке на плотной бумаге. Вместо известняка могут использоваться специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Литография даёт тиражи в несколько тысяч оттисков.

Автография (греч. autos - сам, grapho - пишу)

Иначе называемая жиллотаж (по имени французского гравера Фирмена Жилло, опубликовавшего в 1867 году описание своего метода) или автоцинкография. Суть техники состоит в переводе литографии в высокую печать. Для этого на отшлифованную цинковую пластину передавливался сочный литографский оттиск. Затем пластину травили кислотой "ступенчатым" методом - в несколько приемов, чтобы лучше сохранить штрихи. После 6-9 последовательных травлений на металлической доске получался рисунок достаточно высокого рельефа, пригодный для печати в типографской машине.

Монотипия (греч. mono - один, typos - отпечаток)

Художник наносит изображение кистью масляной или типографской краской на металлическую пластину, с которой произведение печатается на увлажненную бумагу. В нарушение принципа тиражности печатной графики при этой технике можно получить только один качественный оттиск. Живописными эффектами, мягкостью тональных переходов и размытостью, неопределенностью контуров получаемое изображение напоминает акварель по влажной бумаге. Отдельные мастера в разные эпохи эпизодически прибегали к этой технике (в 17 веке - Дж. Б. Кастильоне, в 18-19 - У. Блейк, на рубеже 20-го - Э. Дега).

Затяжка

Прием, позволяющий создать тоновое пятно в офорте. Вытирая доску перед печатью в станке, художник намеренно оставляет тонкий слой краски в тех местах, где он хочет передать эффект тона.

Состояние

Так называется фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской. Любое изменение композиции на доске - от нескольких едва заметных штрихов до кардинальной переработки - дает новое состояние. Особенно много состояний - до двадцати - известно у офортистов. Последовательность оттисков разных состояний позволяет восстановить процесс работы над гравюрой, проникнуть в "творческую лабораторию" мастера (богатейшие возможности для этого представляют офорты Рембрандта). Следует помнить, что нового состояния не образуют эксперименты, достигаемые различным нанесением краски для печати. Изменения рисунка на доске могут быть сделаны как рукой художника, так и позднейшим издателем, причём и в этом случае они дадут новое, хотя уже и не авторское состояние.