Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что относится к средствам музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение

Что относится к средствам музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение

Музыка - это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени последовательностей звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданных человеком и воспроизводимых на музыкальных инструментах или человеческим голосом.

Зимина А.Н.(2000) утверждает, что содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, ритм, лад, темп, размер, регистр, динамические оттенки, структура музыкального произведения.

Наиболее важными из них являются ритм и мелодия, по праву называемые «королём и королевой» музыкального искусства.

Музыка, как и любой вид двигательной деятельности, имеют такой важный общий параметр как протяжённость во времени и ритмическая основа.

Ритм - это организованная последовательность звуков различных длительностей во времени. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками, являющимися своеобразными единицами музыкальной речи.

За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Остальные ноты - ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д.

Длительность звука имеет довольно относительное понятие. Так, половинная или даже целая нота быстрого музыкального произведения, используемого для упражнений бегового характера, будет на слух восприниматься как более короткая в сравнении с четвертью в марше или даже восьмой в медленном вальсе или гавоте.

Не менее важным средством музыки является пауза. Она является своеобразным «знаком молчания» и может длиться столько же, сколько и любая нота, то есть, существует целая, половинная, четвертная, шестнадцатая и т.д. паузы, во время которых звуки замолкают. Паузы имеют большое художественное значение в выражении чувств и эмоций, образа музыкального произведения и также должны учитываться в движении, где могут передаваться как внезапной остановкой движения, принятием той или иной позы.

В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Он не зависит от высоты звуков или их силы. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами, и др.).

Чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли) принято называть тактом. Такты бывают разного размера.

Непрерывно повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных ритмических единиц (отрезков времени) называется метр. Он применяется для организации музыкальных звуков различной силы звучания (тяжести).

Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Он организует звуки во времени. В записи музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе, указывает на количество долей в каждом метре (такте), знаменатель обозначает длительность этих долей.

Как указывают Н.В. Казакевич Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2001) и ряд других исследователей, для занятий физическими упражнениями наиболее удобны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах - по сильным и слабым. Например, 2/4 - две доли (сильная и слабая), 3/4 - три доли (сильная и две слабых), 4/4 - четыре доли (первая- сильная, третья - относительно сильная, вторая и четвертая - слабые). Полька, галоп и т.п. относятся к музыкальному размеру 2/4, вальс, мазурка - 3/4, марши - 4/4. Размеры 4/4 и 6/8 называются сложными, так как в них кроме основного акцента на первую долю есть еще одна - относительно сильная доля.

Необходимо помнить, что многие музыкальные произведения начинаются со слабой доли, а не с полного такта (с сильной доли). Такой такт называется затактом и должен быть учтён при выполнении двигательного действия.

Счёт во время выполнения упражнения можно вести по тактам (например, в вальсе) или по четвертям. В случае, когда на каждую четверть такта движения делаются разные, считать по четвертям обязательно. При выполнении отдельных танцевальных движений счёт может вестись и по восьмым (раз- «и»).

С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. При обучении занимающихся это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой.

Музыкальный метр, ритм содействуют в процессе занятий физическими упражнениями воспитанию умения применять различные по амплитуде, длительности и интенсивности движения, сочетать их во времени о пространстве. Вместе с тем они положительно влияют на развитие сложной координации, ориентировки в пространстве, быстроты реакции и других важных качеств.

Коджаспиров (2005) утверждает, что мелодия является важнейшей основой музыки. Она представляет собой художественно осмысленный ряд музыкальных звуков, определённым образом организованных во времени и воплощает различные образы и состояния, что составляет идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. Они воспроизводятся движением рук или всего тела: на восходящую мелодию выполняются движения вверх и «от себя», на нисходящую - наоборот, движения к низу, «к себе». На волнообразный мелодический рисунок следует чередовать движения вверх и вниз, и наоборот. Особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто. Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполнении резких, коротких движений.

Следует учитывать, что высота звуков может также быть отражена в понятии регистр. Существуют три музыкальных регистра: высокий, низкий и средний.

Казакевич Н.Г (2001) пишет, что огромное значение для отражения характера и образа музыкального произведения имеет лад. Ладов существует несколько - лидийский, фригийский, ионийский, дорийский и др., но основными и наиболее часто встречающимися в современной музыке являются мажорный и минорный лад. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности. Однако, большое значение для того, как будет восприниматься настроение музыкального произведения, имеет сочетание лада и темпа.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. В наиболее общем виде он может быть разделён на медленный, умеренный и быстрый. Каждая разновидность темпа в значительной степени определяет характер музыкального произведения. Произвольное его изменение может полностью исказить замысел композитора.

Как и в музыке, в занятиях физическими упражнениями темп является важным средством выразительности движения. В медленном темпе движения выполняются широко, тяжело, с большой амплитудой. Он также применяется для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Умеренный темп используется для сопровождения спокойных, сдержанных и подвижных движений, большинства общеразвивающих, танцевальных, прикладных упражнений. Быстрый темп нужен для быстрых и очень быстрых движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Постепенное изменение темпа (замедление или ускорение) в движениях способствует большей выразительности.

Следующим средством музыкальной выразительности является динамика, что в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Они придают музыкальному произведению более выраженный образ, характер, дополняют и раскрывают содержание. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Большое значение для характера выполняемых двигательных действий имеют музыкальные штрихи - легато, нон легато и стаккато.

Так, легато обозначает - плавно, связно. Звуки при легато звучат непрерывно, как бы переходя один в другой. Соответственно, и движения должны выполняться плавно.

Стаккато - звучит отрывисто. Это связано с тем, что короткие по длительности звуки отделены короткими паузами. При выполнении упражнения стаккато будет отличаться резкостью, порывистостью движений.

Нон легато означает - не связно и отражается чёткими размеренными движениями.

Совокупность средств музыкальной выразительности, создающих идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, называется музыкальной формой. Она тесно взаимосвязана со структурой музыкального произведения.

Структура является композиционным строением и определяется наличием частей музыкального произведения, особенностями метро-ритма, фактуры и т.д. К структурным элементам относятся: мотив, фраза, предложение, период. При этом мотив является наименьшим музыкальным построением. Соединение двух последовательно звучащих мотивов образует музыкальную фразу, звучание двух фраз - предложение, двух предложений - период, и, далее - двух периодов - простую двухчастную форму музыкального произведения (например, куплет-припев).

Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.

Коркодинова Дарья Александровна
Должность: преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации: 05.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска

Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.

Тема: Средства музыкальной выразительности.

Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин

Коркодинова Дарья Александровна.

Г. Нижневартовск 2018

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной

выразительности

2. Умение отличать средства музыкальной выразительности

3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,

сольфеджио, спец. инструмент)

Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки

2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в

соответствии с возрастом)

3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.

Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.

2. Развитие воображения, памяти, мышления.

3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.

План урока.

Организационный момент

Объяснение нового материала

Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по

подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и

разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?

Давайте разберемся!

Объяснение нового материала.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и

веселье всему существующему в мире, является воплощением того

прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий

характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы

С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие

помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними

познакомимся.

Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная

мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,

то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».

Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это

Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если

мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется

инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное

произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и

попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия

Инструментальная. (записываем)

Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,

свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются

русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)

И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это

пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –

Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)

Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без

которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование

различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает

способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка

лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то

ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)

Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или

грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на

инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад

мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального

произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и

медленным (адажио). (записываем)

Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это

окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от

скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса

или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь

Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.

(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку

на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).

Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).

Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).

Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете

угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем

регистры)

Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,

которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –

строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение

состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется

гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,

то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды

фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих

Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила

звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента

«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.

Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).

Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.

Итог

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной

выразительности и появляется прекрасная музыка.

Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в

произведении Чайковского «Новая кукла».

Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в

столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для

каждого из средств. (слушаем и анализируем)

А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!

Домашнее задание

Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте

самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к

концу, всего доброго, до свидания!

«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

Задачи занятия:

Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Оборудование:

Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

Ноутбук;

Фломастеры;

Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия

    Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

    Беседа о выразительных средствах музыки:

- слушание музыкальных примеров;

- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

Сообщение «К. Гардель. Танго»

Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

( играют до 2цифры)

Ответ: Баяны, металлофон, домры

Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

Слушают музыкальные отрывки:

    Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

    УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

( играют 2 цифру )

Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

Ответ: Короткие длительности.

Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

Педагог: А что называют темпом?

Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

(играют 3 цифру)

Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

Играют 3 цифру

Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .

Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

Элементы музыкальной выразительности
Мелодия

Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

Лад

Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

Регистры

По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .

Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

Ритм

Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

Метр

При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

До встречи!

С уважением, Ирина Анищенко

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

регистр 6. метр

тембр 7. лад

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

1. РЕГИСТР

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Meццо-сопрано

^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

мужской (плотный, яркий тембр),

женский (теплый, прозрачный тембр),

смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты
^ Ударные инструменты
Скрипка

Валторна

Виолончель

Контрабас

Колокольчики и др.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

У м е р е н н ы е темпы

Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

3.
^ Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы
^ Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

Piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

предельно тихо

очень тихо

не очень тихо

не очень громко

громко

очень громко

Forte fortissimo

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

Subito forte - sub.f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo -decresc. - ослабляя

Smorzando - smorc. - замирая

Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

^ Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

^ Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

^ Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа

Хорей (/ -)
Ямб (- /)
Дактиль (/ - -)

^ Бу-ря мгло-ю

не-бо кро-ет.

В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

Слы-шу ли го-лос твой

звон-кий и лаc-ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

Марш - 44 , пунктирный ритм.

Задания и вопросы:

1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

..................................................................................................................................................

^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

Подумай:

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

.................................................................................................................................................................

10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

....................................................................................................................................................................

11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

piccolo контрольная работа. Так subito!

"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

"Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

"Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

"Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

^ Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд

Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

Параллельные (напр.

Дo мажор – ля минор)

Одноименные (напр.

Соль мажор - соль минор) лады.

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

8. ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

^ По количеству звуков:

По интервальному строению:

Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды – аккорды из

четырех звуков и т.д.

Аккорды секундового строения (кластеры)

Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

Аккорды квартового строения (квартаккорды)

Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Задания!

Подпиши данные аккорды!

2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

В мажорном ладу:

В минорном ладу:

4. Определи тональность и вид лада!

5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

(миксолидийский) от натурального Соль мажора!

9. ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
^ Основные виды полифонии
Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

Напр., канон, фуга или инвенция

Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
^ Основные виды фактуры:

Формы имитационной полифонии:

Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

^ Вопросы и задания!

1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

Роберт Шуман

Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

^ ПЕРВАЯ УТРАТА

1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

................................................................................................................................................

б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

Лад - .........................................................................................................................

Темп - ........................................................................................................................

Динамика - ..............................................................................................................

Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

Фактура - ...............................................................................................................

^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

.............................................................................................................................................................

В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

А) полифоническая фактура,

Б) аккордовая фактура,

В) мелодия с аккомпанементом.

Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи тему пьесы наизусть!

10. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

Восходящая мелодическая линия

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

Нисходящая мелодическая линия

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

Волнообразная мелодическая линия

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

Скачкообразная мелодическая линия

Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

Вершина - кульминация

Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

Вершина – источник

Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

Вершина – горизонт

Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

А) ..........................................................................

Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

П.И.Чайковский (1840-1893)

Фортепианный цикл «Времена года»

Июнь (Баркарола)

Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

Найди и определи по нотному примеру

Обозначение темпа - ....................................................

Размер -...................................................

Тональность - .............................................

Динамические оттенки - .........................................

Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

А) только в верхнем

Б) в верхнем и среднем

.........................................................................................................................................................

Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

...........................................................................................................................................................

Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

А) только поступенное движение в одном направлении

Б) много скачков

В) волнообразное движение

Октябрь (Осенняя песня)

Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

..........................................................................................................................................................

Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

А) фанфарная интонация

Б) интонация вздоха

В) нет характерных интонаций

Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи начальную тему пьесы!

Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

В) неуравновешенная, изломанная.

Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

Подпиши названия инструментов по-русски!

Группы музыкальных инструментов

Струнную группу –

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука:

С определённой высотой звука:

боль­шой барабан

малый барабан

колокола

ксилофон

треугольник

виброфон

кастаньеты

тамтам и др.

колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ