Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Архитектура начала 20 века черты. Русская архитектура

Архитектура начала 20 века черты. Русская архитектура

Архитектура конца ХIХ – начала ХХ века. Истоки развития архитектуры ХХ века следует искать в развитии науки и техники середины и конца ХIХ в. В это время традиционные архитектурные формы вступают в противоречие с новыми функциональными и конструктивными задачами строительства зданий. Не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, архитекторы начинают механически копировать формы различных исторических стилей. Со второй половины XIX в. в архитектуре господствовала эклектика . Архитекторы используют приемы и формы эпох ренессанса, барокко и классицизма. Это – или стилизация под какие-то известные исторические архитектурные произведения, или смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей. Например, здание Парламента в Лондоне ( 1840-1857 гг.) было построено в стиле «готического романтизма».

В связи с бурным развитием капитализма в этот период увеличилась потребность в утилитарных зданиях: вокзалах, биржах, сберегательных кассах и т.п. В постройках зданий подобного назначения конструкции из стекла и металла часто оставались открытыми, создавая новый архитектурный облик. Эта тенденция была особенно заметна в инженерных сооружениях (мостах, башнях и др.), в которых декор полностью отсутствовал. Важнейшими вехами в утверждении этой новой архитектуры, основанной на технических достижениях века, стали такие строения как Хрустальный дворец в Лондоне (1851 г.) и два крупнейших сооружения Парижской всемирной выставки 1889 г. - Эйфелева башня (Г. Эйфель ) и Галерея машин (М. Дютер ). Их влияние на последующую архитектуру было огромным, хотя в XIX в. подобные здания были единичными, являясь плодом инженерной деятельности.

Своей основной задачей большинство архитекторов считали архитектурно-художественную разработку проектов, рассматривая её как декорирование конструктивной основы. В гражданском строительстве внедрение новой строительной техники шло медленно, и в большинстве случаев металлический каркас, ставший уже распространенной конструктивной основой зданий, скрывался под кирпичной кладкой. Нарастало противоречие между передовыми техническими устремлениями и традициями, основанными на кустарных методах. Только к концу XIX столетия стал намечаться поворот наиболее прогрессивной части архитекторов в сторону освоения передовой строительной техники, поиску форм, отвечающих новым конструкциям и новому функциональному содержанию зданий.

Этому повороту предшествовало развитие прогрессивных теорий, частности, французского архитектора Виолле-ле-Дюка (1860-70-е гг.). Главным принципом архитектуры он считал рационализм, который требовал единства формы, назначения и конструктивных методов (это было выражено формулой - «камень должен быть камнем, железо - железом, а дерево - деревом» ). По его словам «современная металлическая конструкция открывает совершенно новую область для развития архитектуры». Практическое воплощение рационалистических принципов архитектуры впервые было осуществлено в США представителями так называемой «Чикагской школы», лидером которой был Луис Салливен (1856 – 1924 гг.). Наиболее ярко их творчество проявилось в строительстве многоэтажных конторских зданий в Чикаго. Суть новой метода строительства заключалась в отказе от облицовки металлического каркаса массивом стены, в широком использовании крупных остекленных проемов, в сведении декора к минимуму. Л. Салливен последовательно воплотил эти принципы в здании универмага в Чикаго (1889-1904 гг.). Конструкция здания полностью подтверждало сформулированный Салливеном тезис: «Форма должна соответствовать функции» . Архитектор стоял у истоков развития строительства высотных зданий в США, которое широко развернулось в XX веке.

Стиль модерн. Поиски новых форм в архитектуре европейских стран рубежа XIX-XX вв. способствовали становлению своеобразного творческого направления, получившего название стиля модерн . Основная задача этого направления - «осовременить» средства и формы архитектуры, предметы прикладного искусства, дать им живую и динамичную пластику, которая больше отвечала духу времени, чем застывшие каноны классицизма.

В архитектуре конца ХIХ - начала XX в. модерн характеризовался рядом типичных для этого направления особенностей. Архитекторы широко использовали новые строительные материалы - металл, листовое стекло, обливную керамику и др. Живописная многообъемность и пластика построенных зданий сочеталась со свободной трактовкой их внутреннего пространства. При оформлении интерьеров основу составлял характерный для модерна затейливый орнамент, который часто напоминал линии стилизованных растений. Орнамент использовался в живописи, изразцовой технике и особенно часто - в сложных по рисунку металлических решетках. Глубокий индивидуализм композиций - одна из наиболее характерных черт модерна. Среди выдающихся архитекторов модерна можно назвать в России - Ф. О. Шехтеля (1859- 1926); в Бельгии - В. Орта (1861 - 1947); в Германии - А. Ван де Вельде (1863- 1957); в Испании - А. Гауди (1852 - 1926) и др.

В начале XX в. модерн начинает терять свое значение, но многие достижения архитекторов этого направления оказали свое влияние на последующее развитие архитектуры. Главное значение стиля «модерн» состоит в том, что он, как бы «расковал цепи» академизма и эклектики, которые долгое время стесняли творческий метод зодчих.

Творческие устремления прогрессивных архитекторов европейских стран начала XX в. были направлены в сторону поиска рациональных форм строительства. Они стали изучать достижения Чикагской школы архитектуры. Внимательнее присматривались к рациональным решениям промышленных зданий, инженерных сооружений и к новым формам общественных зданий, полученным на основе металлических конструкций. Среди представителей этого направления нужно выделить немецкого архитектора Петера Беренса (1868 - 1940), австрийцев Отто Вагнера (1841-1918) и Адольфа Лооса (1870 - 1933), французов Огюста Перре (1874 - 1954) и Тони Гарнье (1869 - 1948). Например, Огюст Перре своим творчеством показал широкие эстетические возможности, таящиеся в конструкциях из железобетона. «Техника, поэтически выраженная, претворяется в архитектуру» , - вот формула, которой следовал Перре. Эта творческая программа оказала огромное воздействие на архитектуру последующего периода. Из мастерской этого мэтра вышло много известных архитекторов, в том числе один из выдающихся лидеров архитектуры ХХ века - Ле Корбюзье.

Одним из первых, кто понял необходимость активного участия архитекторов в промышленном строительстве, был Петер Беренс . Он становится во главе крупного предприятия электрической компании - АЭГ, для которой проектирует ряд зданий и сооружений (1903-1909 гг.). Все здания, построенным по проекту Беренса, отличаются целесообразностью инженерных решений, лаконичностью форм, наличием больших оконных проемов, а также продуманным планом, который отвечает производственной технологии. В этот период стремительно увеличивается интерес художников и архитекторов к индустрии и промышленной продукции. В 1907 г. в Кёльне был организован немецкий «Веркбунд» (союз производителей), целью которого было преодоление разрыва между кустарными и промышленными изделиями, придание последним высоких художественных качеств. В деятельности этой организации принимал активное участие и П. Беренс. В его мастерской воспитывались архитекторы, которые после первой мировой войны станут во главе мировой архитектуры, и направят ее развитие в совершенно новое русло. Архитектура 1920-1930-х годов. Первая мировая война стала важным рубежом в развитии всего мира. В послевоенный период индустрия, освободившаяся от заказов военного характера, предоставила архитекторам и строителям возможность широко использовать машины для производства строительных работ, конструкций зданий и благоустройства быта. Методы индустриального строительства, удешевляющие возведение зданий, все более привлекают внимание архитекторов. Железобетонный каркас, отличающийся простотой форм и относительной легкостью изготовления, широко исследуется архитекторами на предмет его типизации и стандартизации. Одновременно проводятся творческие эксперименты в области эстетического осмысления этой конструкции в членениях фасадов.

Наиболее последовательно новые принципы формообразования строений были разработаны одним из крупнейших основоположников современной архитектуры Ле Корбюзье (1887-1965). В 1919 г. в Париже он организовал и возглавил международный журнал «Эспри Нуво» (Новый дух), который стал трибуной для творческого и теоретического обоснования необходимости пересмотра традиционных принципов художественного творчества. Главный принцип, который пропагандируется на его страницах - использование новой техники. Образцом эстетической выразительности стал проект, который на чертеже выглядит как прозрачный остов жилого дома в виде шести легких железобетонных опор и трех горизонтальных плит, соединенных между собой динамичной лестницей (он получил название «Домино»,1914-1915). Эта архитектурная конструкция на основе каркаса допускала трансформирующие перегородки помещений, что предполагало гибкую планировку квартир. «Домино» стал своего рода архитектурным «кредо» архитектора. Данная система варьировалась и развивалась мастером практически во всех его постройках 20 - 30-х годов.

Ле Корбюзье выступает с новаторской архитектурной программой, сформулированной в виде тезисов: 1. Поскольку несущие и ограждающие функции стен разделены, дом должен быть поднят над уровнем земли на столбах, освобождая первый этаж для зелени, стоянки автомашин и т.п. и усиливая тем самым связь с пространством окружающей среды. 2. Свободная планировка, допускаемая каркасной конструкцией, дает возможность в каждом этаже давать различное расположение перегородок и в случае необходимости изменять их в зависимости от функциональных процессов. 3. Свободное решение фасада, создаваемое благодаря отделению от каркаса стены-мембраны, несет в себе новые композиционные возможности. 4. Наиболее целесообразная форма окон - горизонтальная ленточная, логически вытекающая из конструкции и условий зрительного восприятия человеком окружающего мира. 5. Крыша должна быть плоской, эксплуатируемой, что дает возможность увеличить полезную площадь дома.

В ряде построенных зданий 20-30-х годов Ле Корбюзье в основном следует провозглашенным тезисам. Ему принадлежит фраза - «Крупные проблемы современного строительства могут быть решены только с применением геометрии» . Постройки этого периода проникнуты стремлением геометризировать формы построек, используя правило «прямого угла», уподобить облик дома некой машине, приспособленной для обслуживания человека. Корбюзье - сторонник «духа серийности» в архитектуре, ее машинной организованности. Его лозунгом стало выражение - «Техника - носитель нового лиризма» .

Поиски новых архитектурных форм ведутся в 20 - 30-х годах на основе внимательного учета разнообразных функциональных задач, которые начинают все более диктовать композиционное решение, как внутренней организации пространства, так и внешнего облика зданий и комплексов. Постепенно функционализм становится ведущим направлением европейской архитектуры.

Особая роль в его развитии принадлежит архитектору Вальтеру Гропиусу (1883-1969) и основанному им в 1919 г., в Германии «Баухаузу» (Дом строительства). Эта организация просуществовала с 1919 до 1933 г. Деятельность Баухауза охватывала «создание вещей и зданий, как заранее спроектированных для промышленного производства », так и современного жилища, начиная с предметов домашнего обихода и кончая домом в целом. В этом случае изыскивались новые материалы и конструкции, вводились индустриальные методы и стандарт. Разрабатывается новое понимание роли архитектора. В.Гропиус писал, что «Баухауз стремится в своих лабораториях создать новый тип мастера - одновременно техника и кустаря, одинаково владеющего и техникой, и формой». В соответствии с основными задачами Баухауза была организована подготовка архитекторов и художников прикладного искусства. Метод преподавания строился на неразрывном единстве теории и практики.

Принципы функционализма в градостроительстве были закреплены в работе и документах международной организации архитекторов (CIAM ). В 1933 г. этой организацией была принята так называемая «Афинская хартия», где была сформулирована идея жесткого функционального зонирования городских территорий. Основным типом городского жилища объявлялся «многоквартирный блок». Пять основных разделов: «Жилище», «Отдых», «Работа», «Транспорт» и «Историческое достояние городов» должны были формировать город в зависимости от функционального назначения. В конце 20-30-х годов средства и приемы функционализма стали абсолютизироваться, что сказалось на качестве архитектурной практики. Появлялись каноны и штампы, схематизировавшие форму. Проработка функциональных и технических сторон проектирования часто шла в ущерб эстетической стороне. Крупные зодчие, исходя из функциональных принципов, искали новые пути формообразования.

Органическая архитектура . Совершенно другое, во многом противоположное функционализму, архитектурное направление представлено выдающимся американским архитектором Франком Ллойдом Райтом (1869-1959). Органическая связь здания с природой стала одним из ведущих принципов его деятельности. Он писал, что «современная архитектура есть естественная архитектура, исходящая из природы, и приспособленная к природе» . Технические достижения рассматривались им в качестве источника расширения творческих методов архитектора. Он выступал против подчинения их индустриальному диктату, стандартизации и унификации. Широко использовал в своей деятельности традиционные материалы - дерево, естественный камень, кирпич и др. Его творчество началось с создания небольших домов, так называемых «домов прерий» . Он располагал их среди природных ландшафтов или на окраинах городов. Эти дома отличала уникальность конструкции, материалов, горизонтальная протяженность зданий.

В скандинавских странах под воздействием этих идей сложились национальные школы архитектуры. Наиболее последовательно они проявились в Финляндии, в творчестве А. Аалто (1898-1976). Для его творческого метода характерны тесная связь с природным ландшафтом, свободная трактовка пространственной композиции строений, использование кирпича, камня, дерева. Все эти элементы стали особенностью финской архитектурной школы. Таким образом, в 20-30 годах основным архитектурным направлением оставался функционализм. Благодаря функционализму архитектура стала использовать плоские крыши, новые типы домов, например, галерейные, коридорные, дома с двухэтажными квартирами. Появилось понимание необходимости рационального планирования интерьера (например, звукоизоляции, передвижных перегородок и т.п.).

Наряду с функционализмом существовали и другие направления: архитектурный экспрессионизм (Э.Мендельсон ), национальный романтизм (Ф. Хёгер ), органическая архитектура (Ф.Л. Райт, А. Аалто ). В этот период для архитектуры характерно применение железобетонных и металлических каркасов, распространение панельного домостроения. Постоянный поиск новых форм приводил к преувеличению роли техники и определенной фетишизации техницизма в современном мире.

Основные тенденции развития архитектуры второй половины ХХ века. Колоссальные разрушения в Европе времен Второй мировой войны обострили потребность реконструкции разрушенных городов и сделали необходимым массовое жилищное строительство. Начавшаяся НТР и последующее развитие строительной техники предоставили архитекторам новые материалы и средства строительства. Появился термин индустриальное строительство , сначала распространившийся в массовой жилищной застройке, а затем, в промышленной и общественной архитектуре. В основу строительства была положена каркасная модульная сборная железобетонная панель.Она имела ограниченное число типов, которые в композиции зданий сочетаются весьма разнообразно, а это, в свою очередь, подчеркивает сборный характер конструкций. Архитекторы вырабатывают основные принципы строительства: типизация, унификация и стандартизация зданий. Появляется промышленный сборный каркас, панели перекрытия в сочетании с мелкоразмерными элементами стен, перегородок и т.п.

Распространению индустриального метода способствуют идеи функционализма . Функциональный аспект получает широкое распространение при планировке квартир, жилых и общественных зданий, при архитектурном планировании и организации жилых территорий. Основной планировочной единицей становится микрорайон, основанный на разработанных еще «Афинской хартией» принципах. В послевоенный период каркас и панели начинают применять при строительстве высотных зданий.

После Второй мировой войны центром архитектурной мысли стали Соединенные Штаты Америки. Это объяснялось тем фактом, что в период распространения фашизма из Европы в США эмигрировали многие крупные архитекторы (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ и др.). В 50-е годы лидирующие положение заняли работы Мис ван дер Роэ в США. Все его творчество – это поиск идеальной по простоте прямоугольной структуры из стекла и стали – «стеклянной призмы », которая в дальнейшем стала своего рода «визитной карточкой» стиля «Миса». Работы американского архитектора породили множество подражаний в США и странах Европы, что привело к тиражированию конструктивной идеи и, в конечном счете, утрате гармонии, превратившись в однообразный архитектурный штамп. Из-за своего повсеместного распространения функционализм часто еще называют «интернациональным стилем» . С формальной точки зрения, функционализм привел к абсолютизации прямого угла и сведению всех средств архитектуры к «великим элементарным формам»: параллелепипеду, сфере, цилиндру и обнаженным конструкциям из бетона, стали и стекла.

В этот период многие архитекторы и инженеры продолжают искать новые формообразующие конструкции с учетом последних технических достижений НТР. Появляются здания на основе вантовых, пневматических конструкций. Итальянский архитектор-инженер П.Л.Нерви изобретает армоцемент , благодаря которому жесткость конструкции достигается самой геометрической формой в сочетании с ребрами, складками, которые используются и как средство художественной выразительности (здание ЮНЕСКО в Париже (1953-1957), Дворец труда в Турине (1961)).

Мексиканский архитектор Ф.Кандела разработал новых принцип перекрытий - гипары . Здания с их использованием представляют собой тонкостенную конструкцию, напоминающую какую-либо природную структуру (например, ресторан в Сочимилко (1957) напоминает раковину). Творческий метод Ф.Канделы – следование природным формам, что предвосхищает возвращение к идеям органической архитектуры в начале 60-х годов таких известных мэтров от архитектуры, как Ле Корбюзье (капелла в Роншане , 1955 г.) и Ф.Л. Райта ( музей Гугенхейма в Нью-Йорке, 1956–1958 гг.).

Среди наиболее ярких национальных архитектурных школ и их лидеров, следует особое место отвести творчеству бразильского архитектора Оскара Нимейера . Ему, пожалуй, единственному из современников, представилась возможность воплотить мечту архитекторов ХХ века – полностью спланировать и построить новый город, спроектированный с учетом последних архитектурных идей и достижений технического прогресса. Таким городом стала столица Бразилии – Бразилиа. О. Нимейер использовал в строительстве новые конструктивные принципы: опора плиты на перевернутые арки (Дворец рассвета), перевернутые пирамида и полусфера (Задание Национального конгресса). Этими приемами он достигал необычайной архитектурной выразительности строений.

На азиатском континенте большие успехи делает Япония, где выделяется творчество крупнейшего архитектора страны Восходящего Солнца, К.Танге . Его стилю свойственны опора на традиции национальной архитектуры в сочетании с поиском выразительности самой структуры постройки (например, спортивный комплекс Йойоги в Токио, Радиоцентр и издательство «Яманаси» в Кофу). К. Танге стоял у истоков формирования нового направления, названного структурализм . Оно получило свое развитие в 60-х годах XX века. В 70-е годы техницизм этого направления приобретает черты некоторой изощренности. Яркий пример тому, построенный в 1972-1977 гг. в Париже Центр искусств им. Ж. Помпиду (арх. Р.Пиано и Р.Роджерс). Это здание можно считать программным, положившем начало целому направлению в архитектуре. Это направление сформировалось на американской почве в конце 70-х годов и получило название «хай-тек ».

Постмодернизм . На рубеже 70-х годов наметился кризис функционализма в его наиболее упрощенной и распространенной форме. Широко растиражированные прямоугольные коробки «интернационального стиля», построенные из стекла и бетона, плохо вписывались в сложившийся веками архитектурный облик многих городов. В 1966 году американский архитектор и теоретик Р.Вентури опубликовал книгу «Сложность и противоречия в архитектуре», где впервые поднял вопрос о переоценке принципов «новой архитектуры». Вслед за ним, многие из ведущих архитекторов мира заявили о решительном изменении архитектурной мысли. Так появилась теория « постмодернизма ». Определение было введено в широкое употребление с 1976 года, когда оно было растиражировано журналом «Ньюсуик» применительно ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «интернационального стиля». Таким образом, любое здание с забавными странностями объявлялось построенным в стиле «постмодерна». Отцом постмодернизма стали считать А. Гауди . В 1977 году на свет появилась книга Ч.Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» , которая стала манифестом нового направления. Основные характеристики постмодернизма в архитектуре сформулированы им следующим образом. Во-первых, историзм – основа и прямое обращение к историческим стилям прошлых столетий. Во-вторых, новое обращение к местным традициям. В-третьих, внимание к конкретным условиям места строительства. В-четвертых, интерес к метафоре, придающей выразительность языку зодчества. В-пятых, игровое, театрализованное решение архитектурного пространства. В-шестых, постмодернизм – это кульминация идей и приемов, т.е. радикальный эклектизм.

Самая интересная и многосторонняя из европейских школ, архитекторы которой работают в русле постмодернизма, это – «Тальер де Аркитектура» (Архитектурная Мастерская). В 80-е годы имела проектные отделения в Барселоне и Париже. Французские комплексы Тальер получили название «вертикальных городов-садов», «жилых стен», «обитаемых монументов». Обращение к старым стилям происходит не с целью воскрешения прошлого, а для использования старой формы, как наиболее чистой, вырванной из всякого исторического и культурного контекста. Например, жилище – виадук или жилище - триумфальная арка. Несмотря на очевидный эклектизм, работы Тальер 80-х годов все же можно назвать наиболее удачным подходом к использованию классических стилистических источников.

Пестрота и многообразие тенденций – отличительная особенность современной архитектуры западных стран. В развитии стилевых форм наблюдается так называемый радикальный эклектизм. С одной стороны, он понимается широко, как период бесстилья, отсутствия конфронтации между течениями, стилистических альтернатив, принятия искусством «поэтики любого типа». С другой стороны – эклектика трактуется как метод работы, распространенный среди многих современных художников и отражающий их скептическое отношение к стилистическим «табу и запретам» авангарда. Современными критиками отмечается, что нынешнее состояние искусства, в частности, архитектуры, отличает возможность появления « нео-все-что-угодно», когда художник свободен странствовать по истории, выбирая любые средства для выражения своих замыслов. В архитектуре – это работа одновременно в нескольких временных периодах и культурах. В настоящее время мировая архитектура постоянно находится в стадии эксперимента. Появляются необычайные проекты, часто напоминающие здания из фантастических романов. Поистине, фантазии архитекторов неисчерпаемы.

Архитектура в конце XIX - начале XX веков.

Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неоготика, неоромантика, неоклассика – таков спектр эклектических экспериментов русских архитекторов 2 половины XIX – начала ХХ в.

В России поиски новых путей в искусстве концентрировались в Петер­бурге и Москве.

Если в Петербурге в большей степени прояви­лись общеевропейские тенденции нового искусства, то в Москве преимущест­венное развитие получили националь­ные традиции, перерабатываемые в соответствии с новым эстетическим идеалом. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О.Шехтеля (особняк С.П.Рябушинского 1902 г.).

Некоторые направления русского модерна, например неороманский или неоклассицизм, формировались в условиях влияния финского, немецкого и английского романтизма. Так, влияние финской архитектуры ощущается в неороманском фасаде церкви французского посольства в Пе­тербурге архитекторов Л.Н.Бенуа и М.М.Перетятковича.

В России примеры неоклассицизма появляются на рубеже веков под влиянием немецкой архитектуры и ранних построек венского модерна. Один из них - это здание Академии Генераль­ного штаба, построенное А.И. фон Гогеном в 1900 г. в Петербурге. В архи­тектуре этого здания применены формы немецкого неоклассицизма, смягченные в духе классицизирующего венского модерна. В дальнейшем такой «симбиоз» получил распространение, и в русской архитектуре возникла своеобразная стилистическая линия «модернизированного» неоклассицизма.

Архитекторов и критиков архитекту­ры, близких «Миру искусства», более всего привлекал «русский ампир» или, как его еще называли, «александровский классицизм». Среди архитекторов, опиравшихся в своем творчестве на тра­дицию русского классицизма, были такие крупные мастера, как И.Фомин, А.Таманян, В.Щуко. Не­сомненным лидером этого направления в русской архитектуре начала века был И.Фомин, начинавший как сторонник западноевропейского модерна. Постро­енная им в 1911-1913 гг. на Камен­ном острове в Петербурге дача Половцева стала, вероятно, лучшим произве­дением этого направления русского нео­классицизма.

Одним из наиболее видных и самобытных направлений в русском модерне можно назвать архитектуру неорусского стиля. Неорусский или псевдорусский стиль - представляет собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Зародившись во второй половине XIX века, к началу века ЧЧ неорусский стиль претерпел некоторые изменения. В конце XIX в., когда неоготика постепенно вытесняется неороманикой, меняется ориентация и неорусского направления. Русские архи­текторы ищут в истории националь­ного зодчества примеры обобщенных форм, целостной и ясной композиции.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И.П.Ропет (настоящее имя и фамилия И.Н.Петров). Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А.Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А.А.Семенова и О.В.Шервуда (Исторический музей в Москве).

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества (низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, использование многоцветных изразцов и массивной ковки и пр.). Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного - здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле.

Еще одно направление русского неоклассицизма сформировалось к 1910-м годам. Это направление ориенти­ровалось на западноевропейский неоклассицизм более поздней генерации, вступивший во взаимодействие с неоро­мантическим направлением модерна. Этот вариант «международного» нео­классицизма характеризовался мону­ментальностью, использованием гранитной облицовки и «рваной» поверх­ности каменной кладки. Он был особен­но популярен в строительстве зданий банков, символизируя консерватизм, на­дежность и устойчивость. Наиболее известными из таких построек были петербургские здания Азовско-Донского банка, построенного Ф.И.Лидвалем в 1907-1910 гг., и Русского торго­во-промышленного банка, созданного М.М.Перетятковичем в 1910-1915 гг.

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре 2 половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т.е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т.д.

1. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.

2. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. – М.: Искусство, 1979.

Церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве , строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Владимиро-Суздальская архитектура (XII-XIII вв.)

В период феодальной раздробленности роль Киева как политического центра начинает ослабевать, в феодальных центрах появляются значительные архитектурные школы. В XII-XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество . Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты.

Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли , построенная в середине XII века. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава. Храм крестовокупольного типа , четырёхстолпный, трёхапсидный , одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами . В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля » церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Светская архитектура Владимиро-Суздальской земли мало сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира , несмотря на большие восстановительные работы XVIII века, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых годах, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово ( -).

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII-XVI вв.)

Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде . Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче . Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582-1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове , построенные в 1671-1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, высотой в два метра, сложены из камней.

Архитектура Московского княжества (XIV-XVI вв.)

Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III . В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор . Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий . В 1484-1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор . В 1505-1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор . В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений - укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Архитектура Русского царства (XVI в.)

Русская архитектура XVII века

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем , что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках , выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья . После завершения строительства храма, в 1653 году , Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей - сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле . Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове . Наиболее известны Ростовский кремль (1660-1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря . Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко .

Деревянная архитектура

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище , а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере .

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви - два восьмерика с повалом , поставленные на четверик , с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок -небо . Небо кондопожской церкви Успения - единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объем покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трех сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм - Троицкая церковь в селе Нёнокса . Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи . Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным ее примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области , деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области , деревянное зодчество Урала - в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства .

Эпоха Российской империи

Русское барокко

Первый этап развития русского барокко относится еще к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко . Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века - во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным .

Классицизм

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм . Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги . Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778-1786), Князь-Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги стали символом петербургского классицизма. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792-1796), (1806), здание Академии наук (1786-1789) и др.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир . Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин , Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон . Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801-1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание (1806-1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание Биржи (1805-1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу , Днепр , Неву и Волхов .

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов . К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827-1834), Троице-Измайловский собор (1828-1835).

Дом Пашкова в Москве

Последней крупной фигурой, работавшей стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси . По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819-1825), Здание Главного штаба (1819-1829), Здание Сената и Синода (1829-1834), Александринский театр (1832).

Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова , сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774-1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове , Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева .

Русский стиль в архитектуре XIX-XX веков

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского , Степана Кричинского , Андрея Аплаксина , Германа Гримма , хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Архитектура начала XX века

В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн , неоклассицизм , эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель . Известнейшая его работа - особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) - основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).

Свое развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко . Его первый практический успех в неоклассике - постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров . В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине .

Послереволюционный период

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина . Им создается проект т. н. Башни Татлина , посвященной III Интернационалу . В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.

Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных . Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург , который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.

Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм . Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Основоположником стиля в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский . Лидером течения был Николай Александрович Ладовский . Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую «Обмас» (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе .

После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев . В 1918-1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранити лабрадоритом . В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко .

Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность властей в их работе постепенно начинает угасать. Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме ». С 1930-х годов авангардные течения в советской архитектуре утихают.

Сталинская архитектура

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке . После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике , характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления.

Вторая половина XX века

4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве », положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия » На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура . Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко . 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положивший начало новому жилищному строительству, положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки » по имени Никиты Сергеевича Хрущёва .

В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственный Кремлёвский дворец по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина . В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина . С 1965 по 1979 проходило строительство Белого дома в Москве, по конструкции схожее со зданиями начала 1950-х годов. Типовая архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объемах существует и в современной России.

Современная Россия

После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити . Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас .

См. также

Литература

  • Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. Изд.: Белый Город, Москва, 2009
  • «Architecture: Kievan Rus and Russia» in Encyclopædia Britannica (Macropedia) vol. 13, 15th ed., 2003, p. 921.
  • William Craft Brumfield, Landmarks of Russian Architecture: A Photographic Survey. Amsterdam: Gordon and Breach, 1997
  • John Fleming, Hugh Honour, Nikolaus Pevsner. «Russian Architecture» in The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture , 5th ed., 1998, pp. 493–498, London: Penguin. ISBN 0-670-88017-5 .
  • Russian art and architecture , in The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
  • Russian Life July/August 2000 Volume 43 Issue 4 «Faithful Reproduction» an interview with Russian architecture expert William Brumfield on the rebuilding of Christ the Saviour Cathedral
  • William Craft Brumfield, A History of Russian Architecture. Seattle and London: University of Washington Press, 2004. ISBN 0-295-98393-0
  • Стефанович П. С. Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север //Вестник церковной истории . 2007. № 1(5). С. 117-133.

Примечания

Ссылки

(Жилой масив на Усачева)

Архитектура Москвы 20-х годов ХХ века представляет собой удивительный микс. Смешалось все: купеческие застройки прошлых веков, традиционный московский стиль чудно гармонировал с новыми застройками социализма, стиль которых в будущем получит название: конструктивизм.

(Московская фабрика)

Итак, Москва 20-х. Город обрел статус столицы и – пошло-поехало. Созвали архитекторов, и началась эпоха строительства бумажного. С 1918 года усиленно работает группа гениев под руководством Л.Каменева, предлагая генеральные застройки будущей столицы. Проектировали и мечтали, порой выдавая такие идеи, что впору поверить в чудеса. Чего стоят только трамваи под облаками и огромный аэровокзал на Ходынке, предложенные Чаяновым. И построили бы, да прозаическая причина помешала воплотиться мечтам. Денег не было.

(Зимняя улица)

А вообще строительство нужно начинать со слома старого. Тут все обошлось. Зимы 20-х годов выдались неимоверно холодными, а отопление благополучно вышло из строя еще в 1920 году. Жители срочно обзавелись буржуйками, и правительство разрешило топить печи…домами. Разбирали и растаскивали старые деревянные постройки, которые тесным кругом толпились за пределами Садового кольца. Так Москва сама себе расчищала площадки.

(На Театральной площади)

В силу того, что население первопрестольной после революции увеличилось в разы, стало важно срочно возводить многоэтажные дома. Первый жилой массив решено было строить на улице Усачева (1924 г. арх. И.Мешков). Рис. 1 По тем временам стройка – грандиозная. Закладывался прообраз будущих жилых микрорайонов столицы: 4-5 этажные дома, рядом детсады и школа, магазины и аптеки. Такой вариант – новшество. Подобные массивы стали появляться на Шаболовке и возле Савеловского вокзала.

(Комплекс на Берсеневской)

Еще одна грандиозная постройка 20-х: жилой комплекс на Берсеневской набережной (Рис.2), выстроенный в 1928-1930 гг. (арх. Б. М. Иофан). Этот дом-город объединял воедино новые представления о доме для советского человека. Громадный комплекс совмещал в себе жилые постройки и производственный сектор. Фасад дома во многом предопределили архитектуру будущих строений на Москве реке. А сама река, еще не забранная в гранит, с перекинутым через нее Большим Каменным мостом, еще не обзавелась достойным речным фасадом. Предполагалось, что этот комплекс на Берсеневской свяжется в единое целое с будущим Дворцом Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Тогда становится понятной сложная архитектура здания, его массивность со стороны реки и крупные, не по времени, размеры.

(Дом-коммуны на Орджаникидзе)

Выразительная гримаса архитектуры того времени: дома-коммуны. Их было несколько, но самым одиозным был такой дом на ул. Орджоникидзе (арх.И.Николаев), предназначенный для студентов (Рис. 3). Идея проста: зачем студенту просторы? Достаточно, что есть место для ночлега, все остальное – учиться, есть, справлять нужду и принимать душ можно сообща. Дом вместил в себя тысячу комнат по 6 кв. м. В отдельном здании располагались столовая и читальный зал. Связывались все это санитарными постройками. Предполагалось, что здесь будущий студент должен раздеться, принять душ и проследовать либо в свои 6 метров, либо в столовую. К счастью, такие проекты не прижились, но как памятник эпохе говорит о многом.

(Клуб Русакова на Стромынке)

Но строили не только жилые дома. Фантазия конструктивистов находит воплощение в здании клубов. Их возводили много, преимущественно на центральных улицах: клуб имени И. Русакова на Стромынке (Рис. 4) и клуб им. Зуева на Лесной улице (арх. Мельников), дворец культуры Пролетарского района - ныне дворец культуры ЗИЛа (арх. бр. Веснины). Эти строения имели яркие черты конструктивизма: необычные формы, нагромождение углов на фасадах и геометрические линии, отсутствие симметрии и окна, выложенные единой лентой, лаконичность и монолитность.

(ЦКДЖ)

Но больше всех известен ЦДКЖ (рис. 5) , который и сейчас украшает площадь возле Казанского вокзала (1925, арх. М. Щусев).

(Редакция Известий)

Дом "Известий" (рис. 6), построенный по проекту арх. Г. Бархина в 1925-1927 гг, не вызвал восторга у многих архитекторов. Бархина обвиняли, что он подражает стилю, но внутренней сути, идеи конструктивизма не схватил. Тем не менее, дом стоит до сих пор. Более того, это строение послужило отправной точкой для реконструкции площади Пушкина. Кстати, здание Центрального телеграфа (инженер И. Рерберг) в начале Тверской улицы (рис. 7)– ровесник дома "Известий".

(Центральный телеграф на Тверской)

Еще один архитектор, М.Щусев, тоже не был поклонником конструктивизма, хотя его и назначили для строительства самой главной постройки 20-х годов – мавзолея. Первый, деревянный, был возведен в спешном порядке в 1924 году (рис. 8) и предназначался исключительно для того, чтобы миллионы граждан могли попрощаться с вождем мирового пролетариата. Чуть позже, в этом же году, построили второй вариант мавзолея, тоже из дерева (рис. 9). Он простоял 5 лет. И лишь в 1929 году мавзолей заковали в гранит и он обрел черты того культового здания, которое знакомо всем нам (рис.10).

(Иверская часовня)

В это же время началась реконструкция Красной площади. Во-первых, после 1924 года запретили захоронения на площади, хотя в годы революции площадь была огромным кладбищем. Еще чуть раньше, в 1922, снесли Иверскую часовню (рис. 11), так как она мешала проведению парадов. По этой же причине снесли часовню Александра Невского и передвинули памятник Минину и Пожарскому туда, где он стоит сейчас. Кстати, массовое разрушение храмов начнется позже, в начале 30-х. А пока Москва еще была златоглавой.

(Башня архитектора Шухова)

Нужно назвать еще одну грандиозную стройку 20-х годов – Шуховская башня (1920-1922 гг, арх. В.Шухов). На то время это была самая высокая башня в России. А 19 мая 1922 года отсюда впервые начали трансляцию радиопередач (рис. 12).

Но это только начало. Самые грандиозные перемены начнутся в 30-х, когда Москва будет напоминать огромную стройку и впервые станет ясно проступать облик столицы.

В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.

Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, много­этажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.

Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным мате­риалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.

Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.

Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.

Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. , М. А. , А. Н. , И. Э. , С. В. , А. С. .
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. (1859-1926), А. В. (1879-1949).

В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.

В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).

Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорус­ском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.




Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.

Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требования­ми новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остро­умовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.

В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).

Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX - начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказы­вались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.

Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений - и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).