Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Воспитание эстетической культуры личности. Формирование эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности. Формирование эстетической культуры личности

Ольга ПИВКИНА, преподаватель Бугульминского педагогического колледжа

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, устойчивость отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию, человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей наглядно представлены в достижениях мировой культуры.

Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических факторов. В нём задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. Эстетические знания, убеждения, чувства, навыки и нормы функционально связаны друг с другом. Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественной, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей.

Мера выражения навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень её эстетической культуры. Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте, человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое образование - необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;

Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и искусству. Общение с искусством наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Наглядность, яркость, выразительность делают искусство доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности.

Интерес к изобразительной деятельности проявляется у детей довольно рано. Родители и педагоги должны поощрять эти стремления. Любой взрослый человек может многое подсказать ребёнку в рисунке, развивать его зрительную память. Рисование и лепка - это активный процесс, заставляющий детей точно воспринимать предмет, или непосредственно его созерцая, или восстанавливая по памяти, или привлекая одновременно и накопленный жизненный опыт и воображение. Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно дошкольного возраста, большое наслаждение доставляет не столько результат, сколько сам процесс рисования. Следует отметить также, наличие тесной связи между приобщенностью к искусству и развитостью нравственных установок человека, социальной активностью и высокой культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности. Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком. Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности.

Изучение студентами междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей», предполагает разработку конспектов организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства; составление искусствоведческих рассказов и пр. Выполнение выпускных квалификационных работ позволяет полнее изучить особенности народного декоративно-прикладного искусства; осознать задачи, содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, проявить творческие способности, художественный вкус. Эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться как настоятельная необходимость и обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает человека действовать по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Список литературы:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Изд.центр «Академия», 2009.

2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению — непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель — формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

// Январь 9, 2009 // Просмотров: 16 430

Известный ученый Б. Т. Лихачев выделяет критерии эстетической воспитанности: эстетическая восприимчивость, фактический уровень образованности в области культуры, наличие эстетического идеала, вкуса, представлений о совершенстве в искусстве и действительности; способность, эстетически оценивать действительность в каждой сфере жизнедеятельности, а также эстетическую образованность человека.

Заслуживает внимания определение М. А. Верба: эстетическая культура -- интегральное образование, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способности личности. Ученый включает в состав эстетической культуры такие компоненты, как эстетическая образованность, система ценностных ориентаций, эмоциональная восприимчивость к красоте, художественно-творческие способности. Перечисленные качества можно рассматривать как направляющие элементы духовно-практического эстетического опыта.

При уточнении сущности понятия «эстетическая культура личности» за основу было взято определение М. А. Верба, который под эстетической культурой личности понимает стержневое базисное качество личности, позволяющее ей полноценно понимать, общаться с прекрасным в жизни и активно участвовать в его созидании.

Эстетический интерес определяют как избирательную направленность психических процессов человека па предметы и явления действительности, стремление заниматься приносящей удовлетворение деятельностью (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Эстетический интерес есть своеобразный побудитель, обеспечивающий активное протекание всех психических процессов и продуктивность деятельности. Вместе с тем эстетический интерес является единством эмоциональных, волевых, мыслительных процессов, в которых обязательно присутствует познавательное начало, так как, интересуясь предметом, личность стремится узнать его лучше.

Для эстетического интереса имеет значение сосредоточенность на объекте, самостоятельность и упорство в преодолении потока информации, но еще большее значение имеет внутренняя готовность человека воспринимать эстетическую информацию. Поэтому эстетический интерес может возникнуть у человека лишь в ситуациях, содержащих и дефицит информации, что, конечно, присутствует в процессе физического воспитания, в физкультурно-спортивной деятельности.

При обосновании двигательного компонента эстетической культуры личности важно учитывать, что объектом эстетической деятельности является сам человек. Один из аспектов формы эстетической деятельности -- формирование красоты телосложения и движений человека. Красивое телосложение предполагает стройность (осанку), подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела.

Основным фактором, позволяющим считать тело человека эстетической ценностью, а также материальной ценностью физическом культуры, является положение о том, что именно тело и его «окультуривание» (прежде всего становление телосложения; воспитание двигательных способностей, необходимых для социальной практики) есть объект, предмет и результат, отражающий освоенность ценностей эстетической и физической культуры. Кроме того, само тело представителя рода человеческого уже есть проявление культуры (тело как отражение социальной культуры, материальная основа целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела).

Атлетическое сложение человека всегда являло собой эталон абсолютно пропорциональной фигуры (телосложения). Эстетический стандарт пропорциональности -- формирование изящества и симметрии форм тела. Симметрия телосложения проявляется в размерах тела, соразмерности конечностей, грудной клетки; нормальном (в пределах половозрастных норм) типе телосложения (астеник, гипостеник, нормостеник). В старшем школьном возрасте важно сформировать пропорциональное телосложение, направленность на укрепление мышечного корсета, обеспечивающего сохранение и укрепление навыков правильной осанки, и соответствующую возрасту и полу физическую подготовленность.

Атлетическое телосложение предполагает хорошо развитую мускулатуру, которая подчеркивается осанкой. Осанка -- это привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, взор направлен вперед. Именно осанка обуславливает тип телосложения и наряду с весоростовым показателем является показателем функционального состояния организма, его работоспособности и восстанавливаемости. Но главное, эти показатели служат основой жизненной активности организма человека, достаточно значимым звеном в двигательном компоненте и служат предпосылкой становления компонентов эстетической культуры личности.

Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Эстетическое «оформление» телосложения человека раскрывается в двигательных действиях с целью придания им эстетической выразительности, пластики, ритмичности и привлекательности.

Динамичность двигательных действий есть единство показателей, отражающих внутреннюю и внешнюю сущность двигательного действия. Динамичность -- сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обуславливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений ритмом, пластичностью, темпом и амплитудностыо.

Ритмичность -- правильная организация движений во времени, закономерное чередование (длительность, пары, акцентирование) отдельных элементов движения. Ритмичность является характеристикой техники физических упражнений, отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники двигательного действия в единое целое и является важным признаком двигательного компонента (Ж. К. Холодов).

Пластичность определяется как закономерная последовательность сменяющихся положений человеческого тела, а также его отдельных частей, при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности.

Амплитудность есть размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду.

В обосновании аксиологического компонента эстетической культуры личности следует учитывать, что определяющим началом отношения старшеклассника к красоте служат его ценностно-эстетические ориентации. Аксиологический компонент интегрирует ряд личностных, свойств, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания. Сознание -- это отражение, а также отношение человека к окружающему миру, нормы, критерии, реализующиеся в сложном комплексе индивидуальных избирательных связен личности с различными сторонами объективного мира (С. Л. Рубинштейн). Основу эстетического сознания составляет система наиболее общих отношений, существенных знаний, критериев, внутренне принятых личностью и отражающих те или иные социальные позиции. Знания же нужны в первую очередь для конструирования личного отношения к миру -- личного, т.е. чувственною (к человеку, труду, социуму, познанию, красоте, безобразному, телосложению, физкультурно-спортивной деятельности).

Ценностные ориентации личности выражают осознанное эстетическое отношение человека к действительности, личную эстетическую позицию каждого индивида. Принятой личностью эта подвижная система отношений становится тогда, когда на ее основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, способности личности, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности, действительное единство слова и дела (тела и души). В таком качестве личная эстетическая позиция проявляется в способности личности, а аксиологический компонент служит предпосылкой деятельности его. Важно отметить, что для старшеклассника ценностное отношение к миру порождается самосознанием индивида как свободного субъекта деятельности, восприятие которым мира, его переживания и духовные позиции складываются в пространстве своеобразного отбора освоенных им фрагментов всего наследия культуры.

Качество принятия ценностей эстетической культуры проявляется в личностной включенности в процесс эстетического самосовершенствования, самообразования. Эстетический идеал как целостный, чувственно-конкретный образ совершенного человека и совершенной жизни является для индивида и ориентиром, и стимулом деятельности в сфере красоты, и том числе и в физкультурно-спортивной деятельности. В самом понятии физического совершенства заложен эстетический идеал гармонического соответствия внутреннего содержания внешним формам. В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. Идеал есть понятие, образ, совершенство. Эстетический идеал -- цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к прекрасному.

С эстетическим идеалом личности соотносятся свойства, качества, особенности всех встречающихся ему в социальной практике объектов, процессов, явлений, в оценке их личность определяет качество предпочтений в соответствии с тем, какую чувственную реакцию они вызывают. В этом значении понятие «идеал» совпадает с понятием «прекрасное». Согласно современным научным представлениям механизмом реализации и саморазвития эстетических знаний, интересов, идеалов, направленности системы отноше-ний к эстетике реальности выступает именно деятельность личности. Основу четвертого, созидательного блока личностных свойств, структуры эстетической культуры личности составляет деятельностный компонент.

К обоснованию деятельностного компонента эстетической культуры личности важно отметить следующие положения. Эстетическую деятельность, можно рассмотреть как обобщенную характеристику внешней (умения, способности) и внутренней творческой активности личности, совершаемой в соответствии с установившимися в социуме критериями прекрасного. Мотив обуславливает особенности поведения, и деятельности личности. Эстетическая потребность -- устойчивое стремление личности к удовлетворению склонностей, желаний в сфере прекрасного (к возвышенному, героическому, комическому). Мотив -- побудитель, определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный, духовный), ради которого она осуществляется, или осознанная потребность. В этой связи мотивы эстетической деятельности отражают:

  • -получение эстетического наслаждения от участия в физкультурно-спортивной деятельности;
  • -освоение ценностей эстетической культуры (материальных, художественных, духовных);
  • -обеспечение творческой самореализации в двигательных действиях и создаваемых вещах (преобразование себя и социума) через освоение ценностей обшесоциального и физической культуры.

Однако вряд ли правомерно рассматривать как эстетические чувство мышечного удовольствия или совокупность различного рода гедонистических чувств и переживаний, возникающих в процессе спортивной деятельности. Другое дело, что на их основе у спортсмена действительно могут быть сформированы эстетические чувства и переживания.

Эстетические эмоции и переживания в спорте во многом определяются его игровым характером. Игра всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Она, как правило, связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности игроков. Все это определяет широкий диапазон эстетических переживаний, связанных с игровой деятельностью, а значит, и спортом.

Наличие условий для проявления творческих способностей - один из главных источников возникновения эстетического наслаждения от процесса спортивной деятельности.

Возможность поиска и применения новых, нестандартных, оригинальных приемов и решений имеется во всех видах спорта, особенно игровых. Например, в футболе большое пространство игрового поля, большое количество игроков, отсутствие временных ограничений на владение мячом, возможность выполнения технических приемов любой частью тела, кроме рук и т.д. предоставляют спортсменам широкие возможности для выбора и применения самых разнообразных технико-тактических действий. Успех сопутствует тому, кто способен на действительно творческие действия.

В спорте (особенно спорте высших достижений) спортсмен действует в присутствии других людей, которые наблюдают за ним. В этом плане деятельность спортсмена схожа с игрой актера, поскольку он стремится "найти контакт" с публикой, получить ее поддержку, почувствовать ее взволнованность. Первый в истории отечественной тяжелой атлетики чемпион мира в тяжелом весе А.С. Медведев писал по этому поводу: "Нам, спортсменам, так же как и артистам, необходим душевный контакт с публикой, необходима ее искренняя поддержка, ее взволнованность, которая, как по проводам, передается на сцену и зажигает исполнителей". Этот "контакт с публикой" является одним из главных источников эстетических переживаний спортсмена.

Важный источник эстетических переживаний в спорте - и сам накал спортивной борьбы за достижение победы. Эта борьба вызывает у спортсменов различные эмоции и переживания, которые достаточно подробно проанализированы и описаны психологами спорта. О.А. Черникова выделяет, например, такие эмоции спортивной борьбы: эмоции предстартовых состояний, спортивное увлечение, спортивный азарт, боевое воодушевление, "спортивная злость" и др. Некоторые из этих эмоций, такие, например, как "боевое воодушевление", "спортивное увлечение", вызывающие у человека радость, состояние вдохновения, весьма близки к эстетическим переживаниям, хотя и не тождественны полностью с ними. В состоянии "спортивного увлечения" спортсмен перестает замечать окружающие явления, не имеющие непосредственного отношения к ведению спортивной борьбы. Увлеченный игрой, он не слышит реакции публики, шум на трибунах, окликов товарищей. В этот момент вся его деятельность мобилизуется на выполнение требуемой в данной ситуации игровой деятельности. Эта деятельность доставляет спортсмену большое удовлетворение, и чувства, которые он испытывает в этот момент, во многом сходны с эстетическим.

Одной из характерных черт восприятия любого вида зрелищного искусства является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя. Этот эффект, как правило, характерен для спортивного зрелища и во многом объясняет эстетические переживания зрителей, и, в частности, их способность воспринимать движения спортсменов как полные смысла и красоты.

Отмеченные выше и другие, связанные с ними, эстетические проявления спорта - отнюдь не второстепенные, а весьма существенные его компоненты.

Прежде всего, важно учитывать, что современный спорт выполняет важную зрелищную функцию. Под зрелищным обычно понимают такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей.

Этим требованиям зрелищности удовлетворяет спорт. Он является деятельностью, которая совершается по строго оговоренным условным игровым правилам. Эти правила заранее известны и хорошо понятны зрителю. Ему известны цели действий спортсмена в соревновательной борьбе и способы, которыми можно воспользоваться для их достижения. В связи с этим соревнование выступает для зрителя как определенная смысловая целостность. Любое частное событие зритель может соотнести с общей идеей спортивной борьбы, что позволяет ему легко оценивать влияние этого события на результат действий противоборствующих сторон в целом.

Вместе с тем важно отметить, что эстетическая организация спортивных соревнований, эстетическое совершенство в выполнении движений способны существенно повысить зрелищность спорта. Американский философ П. Вайс отмечал по этому поводу, что одна из основных причин существования зрелищных видов спорта связана с желанием человека воспринимать совершенство, с удовольствием, которое он получает от такого восприятия.

Особо важное значение в этом плане имеет техническое мастерство спортсменов. Чем выше техническая подготовка спортсменов, тем больше и масштаб задач, которые они способны решать, тем разнообразнее приемы, которыми они пользуются. Фантазия, импровизация, творческие решения различных игровых задач - вся эта "интеллектуальная красота" спорта, как это иногда называют, - существенно повышает зрелищную привлекательность спорта. И напротив, отсутствие мысли, шаблон, однообразие, схематизм в действиях спортсмена или команды резко снижают их эстетическую оценку, а значит, и зрелищность.

эстетическое воспитание культура спорт

Мы уже говорили о том, что эстетическая культура является интегральным специфически человеческим личностным образованием. Структура этого образования, как видно из определения, имеет достаточно сложный и разветвленный характер, но все компоненты его дополняют друг друга и как бы последовательно вытекают один из другого.

Эстетическая культура начинается с эстетического восприятия. Этот структурный компонент является, пожалуй, основополагающим и системообразующим. Процесс воспитания эстетической культуры личности начинается с формирования у каждого воспитуемого потребности и способности эстетического восприятия. Последнее в значительной степени отличается от восприятия человеком окружающего мира вообще. Эстетическое восприятие - это избирательное восприятие объектов, явлений и процессов материального мира и духовной жизни людей. Причем избирательность здесь прежде всего определяется сложившимися в обществе, народе, группе людей представлениями о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, гениальном и бездарном и т. д. Но вместе с этим нельзя забывать и о том, что любое восприятие как психический процесс всегда субъективно, детерминировано индивидуальными особенностями воспринимающего. Эстетическое восприятие также не может и не должно быть лишено некоторого элемента субъективности, так как без этого вряд ли справедливо утверждение о том, что эстетическая культура воспитуемого будет действительно индивидуальной и уникальной.

Избирательность эстетического восприятия заключается в том, что оно из всего многообразия поступающей в наше сознание информации обращает и сосредотачивает внимание человека на эстетическом ее содержании. Преимущественно на основе такой информации создается образ предмета или явления, способный вызвать чувственно-эмоциональную реакцию и последующее переживание, которое вызывает у человека определенное чувственное состояние. Раз возникнув, оно заставляет человека вновь и вновь искать встречи с вызвавшими его предметами или явлениями.

В результате непосредственно эстетического восприятия человеком окружающего мира возникает эстетическая эмоция. Это прежде всего реакция на эстетические воздействия действительности, которые уловило восприятие. В этом смысле эстетическая эмоция обозначает высший этап развития человеческой чувствительности в ее действенном, непосредственном проявлении. Эстетические эмоции уже могут формировать специфически человеческие мотивы личностно-субъективного и социального плана, которые выступают в форме переживаний, желаний, отношений и т. д. И именно эти формы мотивов, связанные со стремлением к неосознанной, а тем более к сознательной цели, определяют духовный уровень эмоциональной жизни человека. В связи с этим важно уметь направлять эстетические эмоции в нужное русло, ведь через них человек интериоризует важные общественные идеи. Социальные институты, заинтересованные в высоком уровне эстетической культуры людей, должны позаботиться об эстетической привлекательности тех или иных воспитательных воздействий.

По эстетическим эмоциональным реакциям, по дифференциации отношений к эстетически значимым (и незначительным) явлениям природы, общественной жизни, созданным руками человека предметам и произведениям искусства можно судить об уровне развития эстетической культуры. Эстетическая эмоция оказывает влияние на процесс совершенствования сущностных сил человека. Через нее индивид сталкивается с объектами, отвечающими или не отвечающими критериям его эстетической культуры. Положительные и отрицательные эмоции этого плана побуждают личность к активной эстетической деятельности.

Разнообразные объекты окружающего мира могут вызывать у человека целый комплекс многочисленных эмоциональных реакций, в том числе и эстетического характера. Среди этого множества выделяется, как правило, наиболее сильный эмоциональный импульс, который вызывает определенные переживания.

Эстетическое переживание - следующий компонент эстетической культуры - это конкретное психическое состояние личности, вызванное какой-либо сильной эмоцией. Природа эстетического переживания такова: в нем отражаются специфические свойства и качества объекта переживания. В отличие от эстетических эмоций, переживания глубоко осмыслены, прежде всего с личностных позиций. Качество, интенсивность, характер переживаний зависят не только от специфики объектов, но и от особенностей субъекта переживаний - человека.

Эстетические эмоции и переживания, связанные со всей системой общественных отношений человека, занимают одно из центральных мест в структуре эстетической культуры. Для развития более сложных ее компонентов необходимо закрепить те или иные простейшие процессы в устойчивых психических образованиях и физиологических механизмах. В эстетической культуре подобной основой является эстетическое чувство - концентрированное проявление и закрепление силы соответствующих эмоций и переживаний, являющихся мощными стимуляторами творчества.

Эмоции и переживания, возникающие при воздействии на личность эстетически значимых для нее объектов, выражаются во вполне определенных чувствах. Причем характер последних определяется не просто свойствами воздействующего объекта, условиями среды или личностными характеристиками субъекта, а особенностями ее взаимодействия с конкретным субъектом. Эстетическое чувство, сформировавшись, закрепляются в специальном физиологическом механизме, обеспечивающем постоянное функционирование этого образования психики, и поэтому оно является одной из констант эстетической творческой способности, обеспечивающей постоянный настрой личности на эстетическое творчество.

Включенные в жизнь и деятельность человека рациональные элементы эстетического сознания (анализ эстетических категорий в жизни, рациональный подход к разбору произведений искусства и т. д.) могут усилить или ослабить первоначальные эмоции и переживания и соответствующие им чувства, но они не могут их полностью нейтрализовать. Вместе с тем все это не только закрепляет впечатление, усиливает и проясняет видение мира и художественных ценностей, но и обеспечивает дальнейший рост эстетического потенциала личности.

Формированию эстетических чувств необходимо уделить особое внимание со стороны учителей, воспитателей и родителей, поскольку через них прежде всего осуществляется социализация. В них концентрируется многосторонний чувственный опыт человека, переживание освоенных личностью ценностей человеческой культуры, идеальных представлений о прекрасном и т. д. Формированием эстетического чувства, можно сказать, заканчивается процесс чувственно-эмоционального эстетического развития личности. На основе сформированных эстетических чувств строятся новые эстетические образования другого уровня - те элементы эстетической культуры, которые сами влияют на способы восприятия человеком мира, на взаимодействие его с окружающей средой и людьми, на эстетическое восприятие и понимание, а не зависящие от них. К такого рода структурным элементам относится, например, эстетический вкус.

Эстетический вкус, по своей сути, - это регулирующая составляющая, центральное образование в структуре развитой эстетической культуры. Наличие развитой системы эстетических восприятий, эмоций и переживаний, чувств автоматически не предполагает наличия вкуса. Эстетический вкус - это не выражение или регулятор чувственного познания и сознания человека, а своеобразный психологический «мост», соединяющий чувственную и рациональную сферы эстетической культуры. Ведь отношение человека к миру, потребность и способность к его преобразованию и собственному совершенствованию не могут опираться только на эмоционально-чувственные оценки, даже очень хорошо развитые. Они предполагают наличие определенного логического обоснования оценки действительности и понимания сущности этих оценок. Если чувственно-эмоциональная оценка одного и того же предмета может меняться в зависимости от внешних обстоятельств, состояния здоровья, настроения индивида в конкретный момент, то оценка, данная с позиций эстетического вкуса, не изменится только при изменении самого вкуса и больше ни при каких обстоятельствах.

Пути формирования эстетического вкуса достаточно сложны. Только развернутое доказательство положительного или отрицательного смысла того или иного объекта окружающей действительности, аргументированное обоснование этого смысла, созданное на основе эстетических эмоций и чувств, позволяет человеку осмыслить и, может быть, изменить свое отношение к объекту. Осознание своих эстетических чувств - первый шаг к формированию эстетического вкуса.

Смысл и основная функция эстетического вкуса как раз заключается в том, чтобы обеспечить человеку достижение внутренней гармонии между различными сферами его жизнедеятельности, независимости эстетической культуры от стихийных и случайных факторов внешней или внутренней (биологической) среды кратковременного действия.

Итак, эстетический вкус можно определить как систему духовно-рациональных предпочтений личности, формирующихся на основе исторически детерминированных представлений человека о прекрасном и побуждающих его к активной соответствующей этим представлениям жизнедеятельности.

Сформированный эстетический вкус является основой для формирования индивидуальных эстетических взглядов и убеждений. Эстетические взгляды представляют собой систему логически обоснованных суждений о важнейших эстетических категориях и произведениях искусства, основанную на накопленных человечеством знаниях в этой сфере. Эти взгляды выражают осознанную личную эстетическую позицию каждого индивида. Когда на их основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, воля и другие свойства и качества, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности, эстетические взгляды переходят на уровень эстетических убеждений. В таком случае взгляды становятся эстетической частью мировоззрения личности, которая определяет всю сферу эстетической деятельности, эстетические отношения человека к миру, эстетические потребности, эстетический образ жизни и т. д.

Во всей иерархии компонентов эстетической культуры личности, на всех этапах ее развития присутствует эстетический идеал. В общем смысле эстетический идеал - это целостный конкретный чувственно-интеллектуальный образ, в котором сконцентрированы представления людей о совершенной и счастливой жизни и деятельности человека и общества. Достижение этого идеала в конечном итоге становится главной целью жизни эстетически культурного человека. Эстетический идеал - исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта, человека и общества, а также природы, поэтому стремление к нему в разной степени выражено у всех без исключения людей, причем характер этого идеала бывает абсолютно различным для разных индивидов в зависимости от характера и уровня развития других компонентов эстетической культуры, описанных выше. Кроме того, идеал динамичен, он изменяется одновременно с развитием общества, общественных отношений.

Формирование эстетической культуры личности является важнейшей из задач эстетического воспитания. Специфика этой задачи заключается в передаче подрастающему поколению всего накопленного человечеством опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и особенно в системе художественных ценностей и в отношениях человека с природой. Нельзя не отметить присутствия в эстетической культуре процессов активного освоения и преобразования мира в соответствии с идеалами. При высоком уровне развития эстетической культуры высоки и идеалы, а значит, общество и каждый человек в отдельности прогрессирует более интенсивно.