Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Славянские народы. Происхождение славян

Славянские народы. Происхождение славян

То, как Вы относитесь к смерти, формирует Вашу жизнь. Посмотрим, во что верили арии и их потомки, славяне, и что такое для них была правильная жизнь.

Мы Бога не боимся

Славяне не были атеистами, когда отсутствие веры в высшие силы и бессмертие души разрешает любые поступки. В их миропорядке были Боги, были высшие силы, было понимание божеских заветов - все, что есть и у христиан, мусульман, буддистов и т.д. И, конечно, именно божеские заповеди определяли мораль, формировали совесть, руководили мирскими поступками.

Но поразительное отношение славян к миру, Богам и к себе, в любом случае нельзя назвать «богобоязненным»! И пропасть лежит между славянской верой и христианской, где основной заповедью является: «Я, раб Божий».

Славяне верили в Правь, и знали, что мир устроен ПРАВильно, по законам светлых Богов. Этим можно поражаться бесконечно, но отсутствие пороков, которые сейчас процветают, в те времена строилось на гордом ощущении: «Мы потомки Богов». Своих предков надо уважать, просить совета и помощи, но как их можно бояться? Славяне и не боялись.

Нет ни Рая, ни Ада

На иллюстрации «Устройство мира» (см. ниже) из книги «Боги и люди» (издательство «Северные Сказки») показано то, как славяне представляли себе мир.

Мы с Вами живем в Яви - отсюда выражения «наяву», «мечта стала явью», «являться» в значении быть. Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Мир явный, это мир людей, мир, в котором человек лишь гость. Душа, временно обретая плоть, проходя через явное состояние, учится и совершенствуется.

Но, одновременно, существует Правь - и наш миропорядок в явном мире - это отображение мира Прави. Жить «неПРАВильно» - это значит, нарушать сложившийся миропорядок. Правь также называлась «Светлый Ирий» и состояла из девяти небес. На седьмом небе жили Светлые Боги Прави. Отсюда выражение «Оказался на седьмом небе» как синоним высшего счастья.

И, наконец, Навь - это мир, в который уходит Душа в ожидании следующих явных жизней. И что очень важно! Вспомните заветы христианской религии - надо соблюдать заповеди, потому - что надо «спасать душу», иначе она попадет в Ад. У славян в период расцвета культуры не было понятия Ада (только позднее, под влиянием той же христианской религии, произошли искажения - появилось представление о Пекле (как нижнем мире, где страдает душа) и о том, что некоторые души поднимаются в Правь, Светлый Ирий)!

Не было ни Рая, ни Ада, и это означало, с точки зрения психологии, что у славян не было основных внешних регуляторов поведения - ни позитивной мотивации в виде пряника («будешь хорошо себя вести, попадешь в Рай и блаженствовать вечно»), ни отрицательной мотивации в виде кнута («будешь плохо себя вести, попадешь в Ад и вечно гореть в адском пламени»).

И, если Вы задумаетесь от том, как целый народ жил без этих регуляторов, Вы сможете понять гордую славянскую мораль: «Я человек, я Бог, и то, что я делаю, есть ПРАВильно». Изначальное самосознание, регулируемое только собственной совестью.

Творцы против убийц

В современном мире такое самосознание на основе исключительно внутренних регуляторов порождает как просветленных творцов, так и злодеев и убийц. Кто такие эгоисты, злодеи и убийцы? Они БезСовестные.

Строить свою жизнь по велению Совести… Откуда берется в человеке Совесть? Совесть формируется в детстве. Именно поэтому нерушимыми славянскими традициями были свадебные обряды, закрепляющими начало семьи на всю жизнь, крепость семейных уз для воспитания следующего поколения. Только в таких условиях у ребенка формируется правильное мировоззрение - внутренняя свобода, регулируемая правильной совестью.

Именно поэтому мы можем признать, что наши предки славяне были талантливым народом - свободным и живущим правильно. Вы ведь знаете, что верховным Богом славян был Сварог, Бог - кузнец, из искр кузнецы которого рождались Боги, а, если эта искра попадала на человека, то в нем просыпался Творец. Отсюда выражение «искра Божья», которая означает талант.

Как нам разбудить генетическую Совесть?

Некоторые из нас уже проснулись - не случайно мы сейчас здесь, на этом сайте, ищем какие-то ответы на потаенные вопросы.

На мой взгляд, очень хороший способ - это читать книги издательства «Северная Сказка».

Книга «Боги и люди» - очень светлое и мягкое вхождение в тот, другой мир наших предков.
Мир, который который вмещает в себя и смерть, и жизнь, и Богов, и леших. И, самое главное - это мир, в котором живут человечные Боги и благородные Люди, живущие по-божески.

Это «всего лишь» сказки, которые можно читать самому для себя, или читать вслух для детей, но сказки такие, что хочется плакать и смеяться, переживать за героев и верить в Добро, которое, возможно, именно в этой сказке, как в жизни, так и не одержит победу над Злом.

Заказать книгу можно на сайте www.севернаясказка.рф
Заказывайте, читайте, пусть Ваша жизнь будет ПРАВильной!

Давным-давно, на землях России, Украины и Белоруссии жили племена, называющие себя славянами.

К славянам относили себя: поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др. А одно из племен, жившее по берегам озера Ильмень и реки Волхов, называло себя просто - славяне. Именно они являются нашими предками.

Славяне жили родами, т.е. имели родственные связи меж собой. Главный среди родичей назывался князем. Все спорные вопросы и разногласия между родами, решались на всеобщем собрании, которое называлось «вече».

Чтобы обезопасить свои рода набегов воинствующих племен, славяне, как правило, селились в местах окруженных крутыми склонами или оврагами, вдоль рек. Свои поселения древние славяне обносили частоколом. Бревна, которые использовались для сооружения частокола, тщательно обтесывались и обжигались на огне. Когда их глубоко врывали в землю, бревна плотно прилегали друг к другу таким образом, что не было между ними ни малейшего зазора. Такая изгородь стояла долго и была чрезвычайно крепкой. Поэтому такие поселения и называли «городами», от слова «городить» т.е. огораживать поселения. Основным занятием древних славян было земледелие, пчеловодство, рыболовство, пушной промысел и охота.

Интересны так же и древние верования славян

Славяне верили, что Бог един, но проявляет себя во множестве ликов. Три основные сущности Бога, три силы, на которых держится мироздание, назывались Явь, Навь и Правь. Правь – это звездный закон, единый для всей Вселенной. Это высший закон Бытия Мира и развития. Закону Прави подчинена Явь, т.е. мир явленный Всевышним, рожденный Родом. А мир Нави – это духовный, посмертный, мир пращуров и богов. Сами себя славяне называли «православными», т.е. прославляющими Правь. На своих капищах (местах религиозного поклонения), они пели славы богам, т.е. пели гимны, прославляющие богов. Даже хоровод, являлся в то время религиозным таинством. Он олицетворял собой Великое Коло - Колесо Бытия, которое обязательно должно было неустанно вращаться. До сих пор в русском языке есть выражение «жить по правде», т.е. жить по законам Прави.

Кухня древних славян

Кухня древних славян не отличалась разнообразием. В основном готовили кисели, квас, щи, каши. До наших времен дошла даже поговорка «щи, да каша – пища наша». В ту пору, картофеля наши предки не знали, поэтому основными ингредиентами щей были капуста и репа. Пироги пеклись в основном по праздникам, как и блины. Слово «блин», произошло из более древнего слова «млин», т.е. из намолотого зерна. В то время, блины в основном пеклись из гречневой муки, а вместо дрожжей, в тесто добавлялся хмель. Изготовленные таким образом блинчики были рыхлыми, ноздреватыми. Они хорошо впитывали масло и сметану. Поэтому их подавали на стол вместе. Как правило, первый блин отдавался птицам, т.к. древние славяне верили, что души предков иногда прилетали к своим потомкам в виде птиц. Первый испеченный блин был поминальным. Печь блины на поминки, до сих пор считается русской традицией.

После принятия христианства на Руси, многие тысячелетние традиции были забыты, но многие живы до сих пор. Они остались в виде пословиц и поговорок, древних праздников и сказок. Может быть поэтому, русский народ до сих пор печет блины и гадает на святки. Мы до сих пор охотнее празднуем Масленицу и печем блины, нежели постимся и отмечаем Рождество. У нас до сих пор, в Великом Устюге, живет Дед Мороз, а Снегурочка, его внучка, веселит детей на празднике Нового года. В отдаленных деревнях, некоторые бабушки, умывая по утрам своих правнуков, до сих пор приговаривают: « Водичка, водичка, умой внучку личико. Чтобы щечки краснели, чтобы глазки горели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

Как же хочется, чтобы и наши дети знали о культурных традициях наших предков.

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

">">

Славя́не - крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе к I тыс. до н. э. Славяне говорят на языках славянской группы индоевропейской языковой семьи и уже в середине первого тысячелетия нашей эры сознавали (по письменным источникам) своё этническое единство. Обоснованы и версии (Г.В. Вернадский, В.Я. Пропп, Б.А. Рыбаков), что глубины этнической памяти славян, как и других народов на планете, уходят к периоду позднего (верхнего) палеолита.

В настоящее время в основном расселены на обширной территории Центральной и Восточной Европы и далее на восток - вплоть до Дальнего Востока России. Значительные группы потомков славян, постепенно ассимилирующихся с местным населением, проживают в Западной Европе, Северной Америке (США и Канада), Израиле и Австралии. Славяне (в основном русские) проживают и в Закавказье и Средней Азии. Сейчас здесь их численность и доля постепенно сокращаются за счёт действий титульных народов, направленных на усиление эмиграции.

Согласно Повести временных лет (с заменой ятя на е):

…Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и нарекоша ся поляне. а друзии деревляне. зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи. инии седоша на двине и нарекоша ся полочане. речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота. отъ сея прозъваша ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря. и прозъваша ся своимь именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ. а друзии седоша на десне. и по семи. и по суле. и нарекоша ся север. и тако разиде ся словеньскъ языкъ. темь же и прозъва ся словеньская грамота… ">

Проблема Велесовой книги на данный момент слишком политизирована, чтобы давать этому источнику однозначную оценку. Находка дощечек Новгородской псалтыри начала 11 века с письменами под слоем воска отчасти работает на версию в пользу подлинности Велесовой книги (вероятно, дошедшей до современности в списке 17 - 18 вв.).

… греки злое говорят, но мы имеем имя славы …

Прародина


ПРАРОДИНА СЛАВЯН ПО ТЕОРИИ Б.А. РЫБАКОВА а - праславяне «сколоты» в VI-IV вв. до н. э.; б - «Русская земля» VI-VII вв. н. э.

По современным этногенетическим представлениям (работы А.А.Клесова и других авторов), славяне-арии как преимущественно носители мужской гаплогруппы R1a1 формировались в округе Карпат в 5 тыс. до н.э., откуда их потомки расходились по Восточной Европе и ряду земель Евразии http://www.runitsa.ru/publikation/chudinov/reviews/031108/ , http://www.rusk.ru/st.php?idar=153367 , http://www.lebed.com/2009/art5482.htm и др. Вместе с тем необходимо учитывать носителей всех основных мужских и женских гаплогрупп, участвовавших в этногенезе славян тысячи лет назад. К примеру, мужская гаплогруппа R1a1 существенна у киргизов и ряда других народов.

Б.А.Рыбаков и другие видные ученые допускают существование в памяти праславян сюжетов времен охоты на мамонтов и иных, связанных с палеолитом. Многие ранние источники отмечают происхождение славян с юга. Например, русские летописи от нарцев еже суть словен . Данные археологии и языкознания указывают на протославян в Европе с 3 тыс. до н.э. И основные славянские земли в Европе оказывались в энеолите там, где они находились и в раннем средневековье.По многотысячелетней истории стран (народов) прапрапращуры славян наряду с другими этносами - как люди современного типа - происходят до 80 - 160 тыс. лет назад из округи Африки, что современная наука прослеживает по гаплогруппам и диалектам протоязыка далеких пращуров всех современных людей.

О славянах, как самостоятельном этносе писал готский историк Иордан в первой половине VI века , явно подчеркивая связь этого этноса со Скифией:

«В этой Скифии гепидов Тиса) с юга же (его) отсекает сам великий Данувий , с востока - Флутавсий (Олт либо Прут водоворотами Истра Дакия Альпами . У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы венетов .

Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами . Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча , на правом берегу Дуная) и озера, которое называется (Единого мнения о местонахождении Мурсианского озера не существует), вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море Данастра вплоть до Данапра . Эти реки удалены друг от друга на много переходов…

Деление

Панславянизм против членения славян по регионам, подчёркивая единящие черты славянства. Геополитические противники славянства всячески гипертрофируют региональные различия славян, стимулируют их религиозную и иную обособленность. Примерно со средних веков в славянстве выделяют:

  • восточных (русские ; подразделяются на великоросов , украинцев и белорусов , иногда отдельно от украинцев рассматривают русинов);
  • западных (поляки , чехи , словаки , лужичане , кашубы);
  • южных (болгары , сербы , черногорцы , хорваты , словенцы , боснийцы , македонцы).

Современные государства, где славяне составляют большинство населения

  • Приднестровская Молдавская Республика (непризнанное государство)

Литература

  1. Документы по истории России до XVIII в. - Прокопий Кесарийский о славянах и антах. Хрестоматия по истории СССР. - М., 1951. - Т. 1. - С. 16-17. (c)
  2. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 - 2. указатель этнонимов.
  3. Золин П.М. Полемика в поддержку А. А. Клёсова http://www.proza.ru/avtor/zolinpm1&book=4#4 этногенетика от палеолита России http://www.proza.ru/avtor/zolinpm1&book=2#2 Многотысячелетние корни словено-русов http://www.proza.ru/avtor/zolinpm1&book=1#1 Версия Словера о Словене и Русе? http://www.proza.ru/2010/12/10/526
">

  • Свод древнейших письменных известий о славянах. Коллективный труд. Многотомник.
  • Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь, 1996 (Интернет)
  • Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М. 2001.
  • Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., «Наука», 1976.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Издательство «Наука», 1981 г.
  • Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Издательство «Наука», 1987 г.
  • Соколянский А. А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.
  • Седов В. В. Славяне в древности. Славяне в раннем средневековье. М., 1994.
  • О. Н. Трубачев ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН И ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА. (Этимология. 1988-1990. - М., 1992. - С. 12-28).
  • Золин П.М. Циклы статей в Интернете

Ссылки

">"> ">

Всего: приблизительно 300-350 млн. Славянские общины и землячества есть во многих странах мира
Восточная Европа , Азия и Балканский полуостров

Язык Религия Расовый тип Родственные народы

Славянские языки

Славянские и другие языки индоевропейской группы «сатем» обозначены красным

">

"> ">

Многие рефлексы сближают иллирийский с балтийскими и славянскими языками.

Происхождение

">

Летописная версия

Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет » послепотопные события предстают так:

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия <...> Армения Малая и Великая <...> Сарматия , жители Тавриды, Скифия , Фракия , Македония <...> Иллирия, славяне <...> Адриатическое море . Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос <...>

[земли] до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского <...>

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская (чаще указывают на провинции Реция и Норик). От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне, иные - ободриты.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота , от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî ), в арабских источниках как «сакалиба », иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды ».

Прародина


Карта балтийских и славянских археологических культур III-IV вв.

">

">

Наиболее ранние упоминания, позволяющие решать проблему славянского этногенеза, относят ко временам прибалтийских венедов (Плиний Старший , Тацит). Более подробны сведения 5 - 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска , византийского писателя Прокопия Кесарийского .

Одним из первых о славянах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе , писал готский историк Иордан в первой половине VI века :

В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов , который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же (его) отсекает сам великий Данувий (Дунай), с востока - Флутавсий (Олт либо Прут), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами , неистовствуя, катится в воды Истра . В их (рек) окружении лежит Дакия , укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами .

У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов . Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами .

Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча , на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города.

Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра . Эти реки удалены друг от друга на много переходов… После избиения херулов (германское племя, разбитое в гепидами и лангобардами) Херманарик также двинул войско на венетов , которые, хотя и достойные презрения из-за их вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика.