Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русский характер Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Русский характер Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
– писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
написания.

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва - Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?

Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» - таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт - непринятие действительности Калинова - и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Драма Островского "Гроза"выделяется из великого множества его пьес аккурат благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается "живой"положительный герой. Как правило, у автора довольно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные вечно выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало на самом деле доброго. Катерина - основополагающий персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, "темном царстве"мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех около себя: природу, солнце, церковь, свой жилье со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела подмечать и не замечала. Поэтому и видела девчурка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.

Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, барышня попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело более того не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого вылезать. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может существовать своими мыслями, потому что жестокая реальность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, дорогой мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и задолженности, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на час,

Покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, более того и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордыня, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грешок, но знала она и то, что дальше существовать по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на тот самый шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина с
казала Борису: "Ты м

Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время,
покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо”.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Пьеса «Гроза» была написана А. Н. Остро-вским под впечатлением поездки по Волге в 1856 году. Драматург задумал создать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием «Ночи на Волге». Но к сожалению, замысел не получил воплощения. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла — драма «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бес-приданница».

В «Грозе» автор описал жизнь купеческой се-мьи, положение в ней русской женщины. Когда читаешь «Грозу», невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катери-ной как-то сразу говорит нам, что автор на сто-роне этой милой, но гордой женщины. «Гроза» Островского выделяется из великого множест-ва его пьес именно благодаря Катерине. В дра-матургии очень редко случается «живой» поло-жительный герой. Как правило, у автора доста-точно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные чаще выходят примитив-но-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Остро-вского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанст-ва, что окружает ее. Стремление летать делает ее непохожей на тех людей, в чью среду она угодила благодаря замужеству. Но, к сожале-нию, выход здесь был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблач-ным. Мать в ней «души не чаяла», баловала, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась род-никовой водой, поливала цветы, ходила с мате-рью в церковь, потом садилась за какую-ни-будь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине сни-лись волшебные сны, в которых она летала под облаками. Как же сильно контрастирует с такой тихой, безмятежной жизнью поступок шести-летней девочки: когда-то Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, се-ла в лодку и оттолкнулась от берега!

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. На-божность в ней сочеталась с болью ко всему вокруг. Она любила все: природу, солнце, цер-ковь, свой дом со странницами, нищих, кото-рым она помогала. И вместе с тем она жила в своих мечтах, обособленно от остального ми-ра. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, ос-тальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, а церковь была для нее местом, где все светло, где можно помечтать.

Катерина, встретив на своем пути то, что про-тиворечило ее идеалам, превращалась в непо-корную и упрямую натуру и защищала себя от постороннего, чужого, тревожившего ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно измени-лась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в среду, полную об-мана и жестокости. Дело даже не в том, что Ка-терина вышла за Тихона не по своей воле: ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Гру-стные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Теперь ее удел — тер-петь, пока терпится, и мечтать. Но она уже не может жить своими мыслями, потому что жесто-кая действительность возвращает ее на землю, где ее ждут унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, навер-ное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покида-ет Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина стано-вится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не бахвалился, не кичился своими достоинст-вами, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недо-ставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за-чахнуть, поддерживала ее. Она пошла на сви-дание с Борисом потому, что почувствовала се-бя человеком, имеющим гордость. Это был бунт против покорности судьбе, против бес-правия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежне-му нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на этот шаг, Катерина уже чувст-вовала приближающийся конец и, наверное, ду-мала: «Сейчас или никогда». Она хотела насы-титься любовью, зная, что другого случая не бу-дет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Катерины это рав-нозначно гибели. Грех лежал на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Ка-терина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о люб-ви к другому человеку — грех.

Катерина не может жить дальше со своим гре-хом, и единственным способом хоть частично от него избавиться считает покаяние. Она призна-ется во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень ре-лигиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два во-проса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит в смерти: «Нет, мне что домой, что в могилу —. все равно... В могиле лучше.... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо...» Может возникнуть вопрос: оправдывает ли Ос-тровский Катерину в том, что она пошла на сви-дание к Борису, или осуждает? Судить об этом трудно. Но, если прочитать статью Н. А. Добро-любова «Луч света в темном царстве», можно сделать вывод, что оправдывает, да и не оправ-дать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конечно, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического самоутверждения, ко-торая должна на все решиться и ко всему быть готова».

Автор с гордостью подчеркивает, что ни на ка-кие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Стано-вится понятно, что если Катерина пришла к како-му-то решению, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла героиня с таким характером жить в доме Кабановой? Конечно, нет.

Но как можно решиться на смелый шаг в до-ме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи? И Островский, рассуждая о поступке Катерины, подчеркивает, что есте-ственных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт гово-рит о том, что автор на стороне Катерины.

Преследуемая своим грехом, Катерина ухо-дит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добро-любов определял характер Катерины как «ре-шительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в ха-рактере Катерины все гармонично, едино, ни-что не противоречит друг другу, потому что Ка-терина составляет единое целое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, как не рус-ский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так внешне покорно перено-сить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.

Поэтому можно считать, что Островский оп-равдывает и последний поступок Катерины, со-глашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчер-кивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своим трагическим поступ-ком Катерина, а значит, и автор, бросила вызов самодурству. Она не будет более жертвой без-душной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она свободна! Конечно, горько и гру-стно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Вот почему Добролю-бов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Другой критик Д. И. Писарев в статье «Моти-вы русской драмы» не соглашается с Добролю-бовым, считая поступок Катерины бессмыс-ленным, а сравнение ее с лучом во тьме — на-думанным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал «устои темного царства», считает, что после самоубийства Ка-терины все возвратится на круги своя, пойдет своим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расцени-вали поступок Катерины, она, бесспорно, вызыва-ет сочувствие у читателей и зрителей. А сам Ост-ровский не написал бы пьесы, если бы не сочувст-вовал и не сопереживал своей героине.