Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Реализм – это сочетание индивидуальности и типичности. в литературе реализма

Реализм – это сочетание индивидуальности и типичности. в литературе реализма

В рамках которого живописцы и писатели стремятся изобразить действительность правдиво, объективно, в её типических проявлениях.

Основные черты, характеризующие реализм, - это историзм, социальный анализ, взаимодействие типичных характеров с типичными обстоятельствами, саморазвитие персонажей и самодвижение действия, стремление воссоздавать мир как непростое единство и противоречивую цельность. Этим же принципам следует изобразительное искусство реализма.

Герой реализма

Одна из главных черт каждого художественного метода - тип героя. Реализм - это особенные отношения персонажа и окружающего его мира.

С одной стороны, герой реализма - это суверенная уникальная личность. В этом проявляется влияние гуманизма и наследство романтизма: внимание обращено не на то, насколько человек хорош, а на то, что он уникален, это глубокая самостоятельная личность. Потому данный персонаж не может быть тождественен автору или читателю. Человек, каким его видит реализм, - это не "второе я" писателя, как у романтиков, и не комплекс каких-то черт, а некто принципиально иной. Он не укладывается в авторское миросозерцание. Писатель исследует его. Поэтому нередко герой в сюжете ведёт себя не так, как изначально планировал автор.

Живя по своей логике другого человека, он выстраивает свою судьбу.

С другой стороны, этого уникального героя невозможно отделить от многообразных связей с другими персонажами. Они составляют единство. Одного героя уже нельзя прямо противопоставить другому, как Действительность изображается и объективно, и как образ сознания. Человек в реализме существует в действительность и в то же время - в поле своего понимания реальности. К примеру, возьмем пейзаж за окном, который даётся в произведении. Это одновременно и картинка с натуры, и в то же время - отношение человека, поле сознания, а не чистая реальность. Это же касается вещей, пространства и так далее. Герой вписан в окружающий мир, в его контекст - культурный, социальный, политический. Реализм существенно усложняет образ человека.

в литературе реализма

Художественная деятельность с позиций реализма - это активность познавательная, но направленная на мир персонажей. Поэтому писатель становится историком современности, реконструирующим её внутреннюю сторону, а также скрытые причины событий. или романтизма драму личности можно было оценивать с позиций её положительности, видеть противостояние «хорошего» героя и «плохого» мира вокруг него. Было принято описывать персонажа, который чего-то не понимает в но затем получает некий опыт. В реализме смысловое целое произведения объединяет мир с героем: окружающее становится полем нового воплощения тех ценностей, которыми изначально обладает персонаж. Сами эти ценности корректируются в ходе перипетий. Автор при этом находится вне произведения, над ним, но его задача - преодолеть собственный субъективизм. Читателю передаётся лишь некий опыт, которого он не может испытать, не читая книги.

Среди черт реализма — правдивое изо-бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро-ев в типических обстоятельствах (в то вре-мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель-ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш-ности, темпераменту, умственным и нрав-ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак-тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге-рое произведения. Обобщение черт мно-гих людей в образе одного человека со-ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь-ко противоречиями внутри духовного ми-ра героя, а противоречиями самой дейст-вительности. Писатели-реалисты не толь-ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе-ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе-нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про-исходит идейно-нравственное столкнове-ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо-логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате-ли теории литературы выдвигают в каче-стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас-смотрение предмета или явления.

  • Почему можно утверждать, что каждое лите-ратурное направление стремится отразить правду жизни?
  • И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна-ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле-ния. Они объясняют изображаемые фак-ты со своих эстетических позиций (пре-обладание долга над чувством, культ чув-ства, противоречие между мечтой и дейст-вительностью и т. д.). Эти писатели созда-вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче-ские произведения, в отличие от них, ха-рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру-жающим миром.

  • Что привлекает вас в героях реалистических произведений?
  • Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи-тельности и создания реалистических ха-рактеров, а от художественного мастер-ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге-роев, их жизненность, богатый нравствен-ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч-шие личностные свойства в неблагоприят-ной окружающей среде, которая формиру-ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

  • Может ли сказка быть реалистическим произ-ведением?
  • Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве-дущих современных специалистов в об-ласти сказковедения профессора Т. В. Зу-евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета-лями. Развлекательный характер не про-тиворечит идейной устремленности сказ-ки — выражению сочувствия беззащит-ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче-ское разрешение. Сюжет сказки мог фило-софски восприниматься в качестве мета-форы реальных человеческих отноше-ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле-жит антитеза между мечтой и действи-тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».

  • Может ли басня быть реалистическим произ-ведением?
  • Баснописец действует в рамках того ли-тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла-фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа-вина и И. А. Крылова. Басни Крылова — реалистические произведения.

  • Попробуйте доказать, что прозаические про-изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.
  • В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка» и роман «Дубров-ский», в 8-м — повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя-тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про-изведения Пушкина можно назвать пото-му, что в них отражены реальные соци-ально-философские конфликты, харак-терные для второй половины XVIII — первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо-отношения народа и власти, нравственно-го облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности — ведущие для этих произведений. Герои в них обри-сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно-вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу-гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш-кин ведет полемику с эстетикой романти-ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве-ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю-жета приводит героев, как правило, к ре-алистической развязке. Например, Алек-сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован-ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю-бившим играть с крестьянскими девушка-ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва-товством Алексея и Лизы, которую за-теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст-вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

  • Можно ли считать реалистическими сатириче-ские произведения? Мотивируйте свой ответ.
  • Несомненно. Сатира, как и басня, впи-сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти-ческие сатиры, комедии, эпиграммы. Ре-алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру-гое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело — использова-ние специфических приемов сатиры, на-пример гиперболы, гротеска, несоответст-вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова- Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го-ре от ума» — примеры реалистической са-тиры.

  • Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?
  • Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш-кина — волшебная сказка, в которой слы-шатся отголоски русских народных ска-зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав-ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти-ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной». По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов-ному складу.

  • Как доказать, что Евгений Онегин — реалисти-ческий герой?
  • В ответе на второй вопрос по всему текс-ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге-роям реалистическим. Герой дан в разви-тии, действует в типических обстоятель-ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге-роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реа-листичности изображения героя способст-вует показ его взаимоотношений с авто-ром романа, сопоставление их восприятия действительности.

  • Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, — реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.
  • Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском — вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характе-ристику героев, нужно отметить хладно-кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст-венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно-го — в России, в высшем свете, другого — в Германии, в Геттингенском университе-те, в центре немецкой романтической фи-лософии. Онегин был проницателен, да-вал точные характеристики людям, Лен-ский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль-ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек-ло друг к другу молодых людей, и эту общ-ность тоже можно отметить — интеллекту-ализм, разносторонние духовные интересы.

  • Как объяснить, что Владимира Ленского час-то считают романтическим героем? Как это опро-вергнуть, если такое утверждение неверно?
  • Те, кто утверждают, что Владимир Лен-ский — романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро-мантический герой. Ленский — поэт-ро-мантик, который формировался под влия-нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо-дом, правдиво отразил его характер, увле-чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги-бели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре-алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве-ка. Итак, образ Ленского — это реалисти-ческое изображение Поэта-романтика.

    Какие признаки реализма вы можете назвать?

    Среди черт реализма - правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в герое произведения. Обобщение черт многих людей в образе одного человека составляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столько противоречиями внутри духовного мира героя, а противоречиями самой действительности. Писатели-реалисты не только прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характера человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведении очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в "Горе от ума" Грибоедова происходит идейно-нравственное столкновение Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психологи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследователи теории литературы выдвигают в качестве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рассмотрение предмета или явления.

    Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?

    И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Однако у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направления. Они объясняют изображаемые факты со своих эстетических позиций (преобладание долга над чувством, культ чувства, противоречие между мечтой и действительностью и т. д.). Эти писатели создавали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистические произведения, в отличие от них, характеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окружающим миром.

    Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

    Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действительности и создания реалистических характеров, а от художественного мастерства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость героев, их жизненность, богатый нравственный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа "Евгений Онегин" заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои лучшие личностные свойства в неблагоприятной окружающей среде, которая формирует иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

    Может ли сказка быть реалистическим произведением?

    Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ведущих современных специалистов в области сказковедения профессора Т. В. Зуевой: "Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми деталями. Развлекательный характер не противоречит идейной устремленности сказки - выражению сочувствия беззащитным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопическое разрешение. Сюжет сказки мог философски восприниматься в качестве метафоры реальных человеческих отношений, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение".

    Может ли басня быть реалистическим произведением?

    Баснописец действует в рамках того литературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием "Волк и Ягненок" у Ж. Лафонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина и И. А. Крылова. Басни Крылова - реалистические произведения.

    Попробуйте доказать, что прозаические произведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

    В 7 классе мы читали и изучали повесть "Барышня-крестьянка" и "Дубровский", в 8-м - повесть "Капитанская дочка". Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоятельно прочитали все "Повести Белкина", а также "Пиковую даму", спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими произведения Пушкина можно назвать потому, что в них отражены реальные социально-философские конфликты, характерные для второй половины XVIII - первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимоотношения народа и власти, нравственного облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности - ведущие для этих произведений. Герои в них обрисованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироновых, Маша Миронова и Петр Гринев, и Екатерина II. "Повести Белкина" очень интересно построены, в них Пушкин ведет полемику с эстетикой романтической повести, которой в 30-е годы XIX века зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сюжета приводит героев, как правило, к реалистической развязке. Например, Алексей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарованным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, любившим играть с крестьянскими девушками и ухаживать за ними. Коллизия со сватовством Алексея и Лизы, которую затеяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольствию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

    Несомненно. Сатира, как и басня, вписывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицистические сатиры, комедии, эпиграммы. Реалистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое другое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело - использование специфических приемов сатиры, например гиперболы, гротеска, несоответствие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Сказки" М. Е. Салтыкова - Щедрина, комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - примеры реалистической сатиры.

    Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

    Поэма "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина - волшебная сказка, в которой слышатся отголоски русских народных сказок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых составляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалистическому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради "поэзии действительной". По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духовному складу.

    Как доказать, что - реалистический герой?

    В ответе на второй вопрос по всему тексту романа "Евгений Онегин" уже была доказана принадлежность Онегина к героям реалистическим. Герой дан в развитии, действует в типических обстоятельствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер героя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реалистичности изображения героя способствует показ его взаимоотношений с автором романа, сопоставление их восприятия действительности.

    Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, - реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

    Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском - вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характеристику героев, нужно отметить хладнокровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойственную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одного - в России, в высшем свете, другого - в Германии, в Геттингенском университете, в центре немецкой романтической философии. Онегин был проницателен, давал точные характеристики людям, Ленский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Ольги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влекло друг к другу молодых людей, и эту общность тоже можно отметить - интеллектуализм, разносторонние духовные интересы.

    Как объяснить, что Владимира Ленского часто считают романтическим героем? Как это опровергнуть, если такое утверждение неверно?

    Те, кто утверждают, что Владимир Ленский - романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и романтический герой. Ленский - поэт-романтик, который формировался под влиянием немецкого романтизма, "поклонник Канта", он пел "нечто и туманну даль" и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подходом, правдиво отразил его характер, увлечения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его гибели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о реалистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX века. Итак, образ Ленского - это реалистическое изображение Поэта-романтика.

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к теме «Реализм» уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
      Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все
      Повествовательная часть романа построена по четкому и стройному плану. Первая и вторая главы - широко развернутая экспозиция: автор знакомит нас с главными героями своего романа, дает им характеристику на фоне быта: в первой главе - Онегину, во второй - Ленскому и семье Лариных). Завязка основной сюжетной линии (последовательного ряда событий) - письмо Татьяны к Онегину, приведенное к третьей главе. В четвертой главе кульминационный момент (точка наивысшего напряжения действия) в сюжетной
      Пафос (ог греч. pathos - страдание, воодушевление, страсть) - яркое эмоциональное выражение главной мысли произведения. Известный русский критик В. Г. Белинский рассматривал пафос как "идею-страсть", которую художник "созерцает... не рассудком, не чувством... но всею полнотою и целостью своего нравственною бытия". Пафос Художественного Произведения - вдохновение, переживание душевного подъема, вызванное определенной идеей, событием или картиной. Пафос - это своеобразная "душа произведения".
      Идея Произведения - основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. Чернышевского, истинная идея "приучает отвращаться от всего пошлого,
      Жанр произведения - сентиментальный роман. Жанровый подзаголовок - "Из воспоминаний мечтателя". Композиционно состоит из четырех новелл, рассказывающих о четырех романтических ночах из жизни главного героя. Эти лучшие ночи в его жизни заканчиваются с наступлением хмурого дождливого утра. Завязка действия - бесцельное блуждание главного героя по Петербургу и почти детективный сюжет, связанный со знакомством с Настенькой. Действие получает дальнейшее развитие, в котором раскрывается история Настеньки (так зовут девушку). Читатель находится в напряжении до самого
      1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.

    Текущая страница: 10 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

    3. Какую роль в решении проблемы играет вновь и вновь упоминающийся в пьесе «создатель Ватикана»?

    4. Какие афоризмы вошли в нашу речь из этой «маленькой драмы»?

    5. Как объяснить, почему слова «Гений и злодейство / Две вещи несовместные» звучат в речи и Моцарта, и Сальери и разделены одним и тем же переносом?

    1. Почему составители книги «Болдинская осень» так решительно восстали против ограниченного толкования проблематики драмы? Как мотив зависти связан с кругом проблем, которые обозначает эта драма?..

    2. Как связана легенда об отравлении Моцарта с оценкой того, что такое творчество?

    3. Напишите сочинение (или только его план) на тему одного из популярных афоризмов этой драмы: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»; «Поверил (Проверил – Авт. ) я алгеброй гармонию»; «Труден первый шаг и скучен первый путь», «Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает Мадонну Рафаэля, / Мне не смешно, когда фигляр презренный / Пародией бесчестит Алигьери».

    О реализме

    Все литературные направления заботились о правдивости, естественности отражения жизни. Всё же был прав один из писателей начала XX века, когда сказал, что «классики видели предметы в освещении фейерверка, сентименталисты признавали свет луны, романтикам нужна была молния…». Одним реалистам, представителям того направления, которое решилось отражать жизнь такой, как она есть, выпало на долю постигнуть глубины мысли и чувств, не отрываясь от жизненной правды. Однако великие писатели, которых принято называть классиками, представляли все эти направления, и нельзя сказать, что только реалисты могут быть признаны единственными авторами, которые наставляют читателей и волнуют их умы и сердца.

    Чтобы задуматься над такой сложной проблемой, как отражение жизни в искусстве, проследим, как меценат Савва Мамонтов помогал певцу Фёдору Шаляпину сформировать художественный вкус. Великий актёр рассказал об этом в своей книге «Маска и душа» (начало событий происходит на Нижегородской ярмарке).

    «Вкус, должен я признаться, был у меня в то время крайне примитивный.

    – Не останавливайтесь, Феденька, у этих картин, – говорит, бывало, Мамонтов. – Это всё плохие.

    Я недоуменно пялил на него глаза.

    – Как же плохие, Савва Иванович? Такой ведь пейзаж, что и на фотографии так не выйдет.

    – Вот это и плохо, Феденька, – добродушно улыбаясь, отвечал Савва Иванович. – Фотографии не надо. Скучная машинка.

    И он вёл меня в отдельный барак, выстроенный им самим для произведений Врубеля.

    – Вот, Феденька, – указывал он на „Принцессу Грёзу“, – вот это вещь замечательная. Это искусство хорошего порядка.

    А я смотрел и думал: „Чудак наш меценат. Чего тут хорошего? Наляпано, намазано, неприятно смотреть. То ли дело пейзажик, который мне утром понравился в главном зале выставки. Яблоки как живые – укусить хочется; яблоня такая красивая – вся в цвету. На скамейке барышня сидит с кавалером, и кавалер так чудесно одет (какие брюки! Непременно куплю себе такие)“.

    Я, откровенно говоря, немного в этих суждениях Мамонтова сомневался. И вот однажды в минуту откровенности я спросил его:

    – Как же это так, Савва Иванович? Почему вы говорите, что „Принцесса Грёза“ Врубеля – хорошая картина, а пейзаж – плохая? А мне кажется, что пейзаж хороший, а „Принцесса Грёза“ – плохая.

    – Вы ещё молоды, Феденька, – ответил мне мой просветитель. – Мало вы видели. Чувство в картине Врубеля большое .

    Объяснение это не очень меня удовлетворило, но очень взволновало».

    Для нас поучителен и финал этой истории.

    «В Москве мне предстояло… решить спор между аппетитной яблоней в цвету, понравившейся мне, и неудобоваримой „Принцессой Грёзой“, нравившейся С. И. Мамонтову… Наш знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан не имел прямого отношения к моей театральной работе, но именно он заставил меня почувствовать ничтожность банальной яблони в цвету и великолепных брюк молодого человека на скамейке…

    – Протокольная правда, – говорил Левитан, – никому не нужна. Важна ваша песня , в которой вы поёте лесную или садовую тропинку.

    Я вспомнил о „фотографии“, которую Мамонтов называл „скучной машинкой“, и сразу понял, в чём суть. Фотография не может мне спеть ни о какой тропинке – ни о лесной, ни о садовой. Это только протокол. Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, – это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи».

    Наблюдения Шаляпина помогают задуматься над тем, что любое направление в искусстве связано с жизнью и может отражать жизнь, хотя формы этого отражения различны.

    В XIX веке русская литература достигла расцвета, и этот расцвет во многом был связан с реализмом . Термин «реализм» утвердился лишь в конце XIX века, но само направление определилось раньше. Самым отчётливым признаком этого направления можно признать его стремление к широкому, многостороннему, правдивому отражению реальной жизни. Часто отмечают, что при этом типические характеры изображаются в типических обстоятельствах.

    Реализму свойственно стремление охватить действительность во всём богатстве её содержания, осмысляя всю цепочку причин и следствий в каждой жизненной ситуации. Реализм демонстрирует способность передавать самое сложное переплетение различных фактов, определяющих течение истории. Точное отражение реального мира вы наблюдали, изучая «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, используя при этом материалы его же «Истории Пугачёва». По утверждению французского писателя-реалиста О. де Бальзака, писателю принадлежит лишь роль секретаря, а историком является само общество.

    В русской литературе XIX века реализм связан с творчеством Пушкина, Крылова, Тургенева, Некрасова, Льва Толстого и многих других поэтов, писателей, драматургов.

    Вопросы и задания

    1. Какие признаки реализма вы можете назвать?

    2. Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?

    3. Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

    4. Может ли сказка быть реалистическим произведением?

    5. Может ли басня быть реалистическим произведением?

    6. Попробуйте доказать, что прозаические произведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.

    8. Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?

    9. Как доказать, что Евгений Онегин – реалистический герой?

    10. Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, – реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.

    11. Как объяснить, что Владимира Ленского часто считают романтическим героем? Как это опровергнуть, если такое утверждение неверно?

    Михаил Юрьевич Лермонтов
    (1814–1841)

    Судьба и поэзия Михаила Лермонтова овеяны глубоким трагизмом. Известный исследователь творчества Лермонтова Эмма Гернштейн в книге «Судьба Лермонтова» писала: «В истории жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна. Белые листы, корешки вырезанных страниц, письма с оторванным концом – вот что мы находим в рукописях, в которых говорится о судьбе поэта». И прежде всего загадочно то, что личность поэта вся словно соткана из противоречий.

    На внутреннюю сложность Лермонтова указывал ещё А. И. Герцен: «Он влачил тяжкий груз скептицизма через все мечты и наслаждения». Белинский отмечал «в рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

    Соединение несоединимого отразилось и в описании внешности Лермонтова, лучшее из которых принадлежит И. С. Тургеневу: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь ощущал всякий».

    Впоследствии впечатления современников были великолепно обобщены В. Я. Брюсовым в его сонете:

    К портрету Лермонтова

    Казался ты и сумрачным и властным,
    Безумной вспышкой непреклонных сил;
    Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
    Ты демонски-мятежное любил!

    Ты никогда не мог быть безучастным,
    От гимнов ты к проклятиям спешил,
    И в жизни верил всем мечтам напрасным:
    Ответа ждал от женщин и могил.

    Но не было ответа. И угрюмо
    Ты затаил, о чём томилась дума,
    И вышел к нам с усмешкой на устах.
    И мы тебя, поэт, не разгадали,
    Не поняли младенческой печали
    В твоих как будто кованых стихах!

    Светлые и трагические воспоминания оставили детские годы поэта. Родился он в Москве, но вскоре был перевезён к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой в имение Тарханы Пензенской губернии.

    «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».

    Ангел


    По небу полуночи ангел летел
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звёзды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.

    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов,
    О Боге великом он пел, и хвала
    Его непритворна была.

    Он душу младую в объятиях нёс
    Для мира печали и слёз;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался – без слов, но живой.

    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.

    Д. С. Мережковский был уверен, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», что всё написанное позднее это и есть воспоминание о прошлом и вечном.

    Детство было омрачено ранней смертью матери, разрывом между отцом и бабушкой, рассказами о самоубийстве деда на новогоднем балу в Тарханах. Всё это, несомненно, повлияло на характер Лермонтова, а следовательно, и на его творчество.

    После смерти матери Елизавета Алексеевна добилась, чтобы маленький внук Миша остался на её попечении, и ему пришлось жить в разлуке с отцом, о котором он слышал только дурное. Впоследствии он отмёл все недостойные наветы на отца и отдал ему должное в стихотворении, посвящённом его смерти.

    Ужасная судьба отца и сына…


    Ужасная судьба отца и сына
    Жить разно и в разлуке умереть,
    И жребий чуждого изгнанника иметь
    На родине с названьем гражданина!
    ………………………………
    Дай Бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
    Того, кто был всех мук твоих причиной!
    Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
    Что люди угасить в душе моей хотели
    Огонь божественный, от самой колыбели
    Горевший в ней, оправданный Творцом?
    Однако ж тщетны были их желанья:
    Мы не нашли вражды один в другом,
    Хоть оба стали жертвою страданья!..

    Бабушка заботилась о будущем внука, дала ему хорошее образование, сначала дома под руководством замечательного педагога русского и латинского языков Александра Зиновьевича Зиновьева. Он следил за новыми течениями в искусстве и литературе, питал склонность к романтизму, его воззрения повлияли на формирование поэтических взглядов юного Лермонтова. Ещё с ранних юношеских лет Лермонтов тянется к поэзии и задумывается над сущностью поэтического творчества.

    Поэт


    Отделкой золотой блистает мой кинжал;
    Клинок надёжный, без порока;
    Булат его хранит таинственный закал -
    Наследье бранного35
    Бра́нный (устар.) – здесь: воюющий.

    Востока.

    Наезднику в горах служил он много лет,
    Не зная платы за услугу;
    Не по одной груди провёл он страшный след
    И не одну прорвал кольчугу.

    Забавы он делил послушнее раба,
    Звенел в ответ речам обидным.
    В те дни была б ему богатая резьба
    Нарядом чуждым и постыдным.

    Он взят за Тереком отважным казаком
    На хладном трупе господина,
    И долго он лежал заброшенный потом
    В походной лавке армянина.
    Теперь родных ножон, избитых на войне,
    Лишён героя спутник бедный;
    Игрушкой золотой он блещет на стене -
    Увы, бесславный и безвредный!

    Никто привычною, заботливой рукой
    Его не чистит, не ласкает,
    И надписи его, молясь перед зарёй
    Никто с усердьем не читает…

    * * *
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Своё утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы;
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам36
    Фимиа́м – здесь: восторженная похвала, лесть.

    В часы молитвы.

    Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой37
    Вечева́я – от слова «вече» – в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

    ,
    Во дни торжеств и бед народных.

    Но скучен нам простой и гордый твой язык, -
    Нас тешат блёстки и обманы;
    Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
    Морщины прятать под румяны…

    Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?

    Вопросы и задания

    2. Охарактеризуйте особенности композиции стихотворения.

    1. Какую роль играют первая и вторая части стиха в композиции этого произведения?

    2. Какой художественный приём наиболее активно используется в этом стихотворении?

    3. Найдите в стихотворении наиболее яркое определение роли поэта.

    В каких известных вам стихотворениях Лермонтов размышляет о роли поэта в обществе?


    С сентября 1828 по август 1832 года Лермонтов учится в Московском благородном пансионе, а затем и в университете. Н. Ф. Вистенгоф воссоздаёт в своих воспоминаниях образ Лермонтова-студента. «Выделялись между нами и люди, горячо принявшиеся за науку: Станкевич, Строев, Красов, Компанейщиков, Плетнёв, Лермонтов, Ефремов…

    Перед рождественскими праздниками профессора… проверяли знания своих слушателей за пройденное полугодие…

    Профессор Победоносцев, читавший изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос. Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Победоносцев сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

    – Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда могли вы почерпнуть эти знания?

    – Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас ещё не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабжённой всем современным…

    Лермонтов любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное московское Благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет, а при встрече с нами делал вид, будто нас не замечает. Не похоже было, что мы с ним были в одном университете, на одном факультете и на одном и том же курсе. Он постоянно окружён был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтенными и влиятельными лицами…»

    При этом продолжаются раздумья молодого поэта над сущностью творчества, идут напряжённые поиски своего места в поэзии.

    Монолог


    Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    Мы, дети севера, как здешние растенья,
    Цветём недолго, быстро увядаем…
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд её мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.

    В Москве юный Лермонтов испытал глубокие сердечные чувства к Варваре Александровне Лопухиной, которая была потом выдана замуж и всю жизнь прожила с нелюбимым человеком. Наталья Фёдоровна Иванова, к которой Лермонтова тоже влекло сильное чувство, не ответила взаимностью. Этим женщинам поэт посвятил много прекрасных стихотворений.

    Исследователи отмечают особенности любовной лирики Лермонтова. В его стихах изображается не столько образ любимой женщины, не столько выражается признание в любви, сколько рассказывается о своём отношении к миру.

    Нет, не тебя так пылко я люблю…


    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе лишь прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.

    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором,
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю.

    Я говорю с подругой юных дней,
    В твоих чертах ищу черты другие,
    В устах живых уста давно немые,
    В глазах – огонь угаснувших очей.

    Вопросы и задания

    1. Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова («Я не унижусь пред тобой…», «Но я вас помню – да и точно…», «Оставь напрасные заботы…», «Прости! – мы не встретимся боле…» и т. д.).

    2. Что объединяет и различает их в передаче любовного чувства, образов любящего и любимого?


    В 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург и собирается поступать в Петербургский университет. Однако случилось так, что он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Хотелось самостоятельности. Офицерская служба, казалось, давала больше возможности быть в действии, в движении. Но… поэт очутился в среде людей, которые мечтали лишь о блестящей служебной карьере и развлечениях.

    В конце 1834 года Лермонтов был произведён в корнеты гусарского полка, который размещался в Царском Селе. Служба занимала немного времени. Лермонтов посещает балы, маскарады. Но больше отдаётся литературным занятиям. Наблюдения за нравами офицерства и светского общества отразились в незавершённом романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад».

    Наступил январь 1837 года. Гибель Пушкина всколыхнула всю Россию. Лермонтов выступил с полным скорби и негодования стихотворением «Смерть поэта», был арестован и выслан на Кавказ. Имя поэта сразу стало известным в русском обществе. Его стихотворное обличение было справедливо воспринято современниками как смелое политическое выступление.

    Весной 1837 года Лермонтов прибыл на Кавказ. Здесь он беспрерывно странствовал: изъездил всю линию от Кизляра до Тамани, ночевал в чистом поле, засыпал под вой шакалов. Полученные впечатления нашли отражение в поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».

    Петербург встретил Лермонтова как признанного поэта. По словам писателя Муравьева, «песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду». Прочитав «Три пальмы», Белинский воскликнул: «На Руси появилось новое могучее дарование – Лермонтов».

    Вторая ссылка на Кавказ последовала в 1840 году после дуэли с сыном французского посла де Барантом. Направляясь к месту ссылки, поэт на несколько дней остановился в Москве и на одном литературном обеде читал отрывки из «Мцыри» в присутствии Гоголя.

    Служба на Кавказе носила боевой характер. Он участвовал в кровопролитных боях, проявляя чудеса храбрости. Командование ходатайствовало о награждении поручика Лермонтова орденами и золотой саблей, но царь «не изволил изъявить монаршего соизволения на испрашиваемую награду».

    Пленный рыцарь


    Молча сижу под окошком темницы;
    Синее небо отсюда мне видно:
    В небе играют все вольные птицы;
    Глядя на них, мне и больно и стыдно.

    Нет на устах моих грешной молитвы,
    Нету ни песни во славу любезной:
    Помню я только старинные битвы,
    Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

    В каменный панцирь я ныне закован,
    Каменный шлем мою голову давит,
    Щит мой от стрел и меча заколдован,
    Конь мой бежит, и никто им не правит.

    Быстрое время – мой конь неизменный,
    Шлема забрало – решётка бойницы,
    Каменный панцирь – высокие стены,
    Щит мой – чугунные двери темницы.

    Мчись же быстрее, летучее время!
    Душно под новой бронёю мне стало!
    Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
    Слезу и сдёрну с лица я забрало.

    Вопросы и задания

    1. Какие мысли и настроения владеют лирическим героем?

    2. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно? Испытывает ли герой чувство вины?

    3. В чём смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нём заложено определённое противоречие: «само понятие „рыцарь“ включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте своё мнение.

    4. Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?

    1. С помощью каких приёмов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста.

    2. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчёркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

    3. Третья и четвёртая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развёрнутую метафору. Проанализируйте её и раскройте смысл.

    Во многих стихотворениях Пушкина и Лермонтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит своё освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждёт её?


    В начале 1841 года Лермонтов в столице хлопотал о своей отставке. Ему хотелось заниматься только литературной деятельностью, мечтал издавать журнал. Но выйти в отставку ему не разрешили. После кратковременного отпуска он был вынужден покинуть Петербург. Перед отъездом Лермонтов говорил об ожидавшей его скорой смерти, так как знал, что его полк назначен в самую тяжёлую экспедицию. Прощаясь с Петербургом, поэт написал гневное стихотворение «Прощай, немытая Россия…».

    Мрачное предчувствие, и не просто предчувствие, а видение своего будущего отразилось в стихотворении «Сон», написанном в год смерти.

    Роман «Герой нашего времени» состоит из повестей, имеющих собственные законченные сюжеты, объединённых образом главного героя – Григория Александровича Печорина. Это «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Есть в произведении два предисловия: первое – ко всему роману, второе – к дневнику Печорина.

    Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

    Вконтакте

    Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

    Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

    Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

    Основные признаки данного направления следующие:

    1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
    2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
    3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
    4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
    5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
    6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

    Основные жанры

    В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

    1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
    2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
    3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
    4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
    5. Рассказ.
    6. Повесть.

    В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

    Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

    Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

    В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

    Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

    И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

    В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

    Родоначальник реализма

    Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

    В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

    Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

    Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

    Неореализм в литературе

    Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

    Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.