Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отцы и дети павел петрович внешность. Павел Петрович Кирсанов и Базаров: характеристика

Отцы и дети павел петрович внешность. Павел Петрович Кирсанов и Базаров: характеристика

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Детство и юность Павла Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Отцы и дети” Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

Внешность Павла Кирсанова

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.

Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

Общественно-политические взгляды

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».


Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личностные качества

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.



В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении, так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

5 (100%) 2 votes

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз-ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра-жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при-вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест-венными науками, планирует получить степень док-тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра-вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду-шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз-говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен-ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру-га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро-вич — бывший офицер, живет со своим братом в де-ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо-минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз-ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако-вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под-черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима-ет из кармана панталон свою красивую руку с длин-ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв-ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы-ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го-ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида-нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте-ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши-вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре-зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари-стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База-ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер-шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот-но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз-кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба-заров принимается высказывать свои нигилистиче-ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро-вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по-седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта-кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла-сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово-рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель-ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда-ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем-ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви-ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи-сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур-ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото-му Базарова любит прислуга, любят ребятишки...». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива-ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво-рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде-цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за-ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно-шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро-шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только "место расчистить".

"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать", - заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же - типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: "Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни".

РЕФЕРАТ

«Образ Павла Петровича Кирсанова»

тургенев кирсанов роман произведение

Казаков В.С. 10 «Э»

ПРЕДИСЛОВИЕ

И.С.Тургенев является одним из самых уважаемых и почитаемых авторов. Его классические литературные произведения являют собой живой пример отношений между людьми, жившими в девятнадцатом веке, но проблемы всесторонне описанные в его произведениях и по сей день являются актуальными. Произведения И.С.Тургенева отражают не только черты присущие аристократии, но и со всей глубиной литературного стиля показывают простое крестьянское население нашей страны в девятнадцатом веке. Его глубочайшие познания быта тех времён и стилистики современной ему речи показываю многослойность и веяния того общества.

Если заострять вопрос о крестьянах и их общении, то всё это легко прочитать из цикла «Записки охотника». Страсть И.С.Тургенева к охоте дала нам возможность насладиться в полной мере атмосферой и глубиной этого способа забавы. Читая произведения И.С.Тургенева появляется представление о долгой и упорной работе автора перед написанием произведения. Невозможно так точно описывать события и быт без предварительной подготовки.

Классическая Российская литература всегда славилась глубиной и многосложностью слога, но при этом не давила на читателя. «Отцы и дети», которые будут обсуждаться ниже, прекрасно показывают множество психологических и философских течений. Иногда для большего понимания приходится перечитывать подобные произведения не один раз. И при каждом новом прочтении открывается всё более ясная и чёткая картина.

Я не стал заострять внимание на биографии автора, поскольку его книги и являются его биографией и в полной мере отражают личность И.С.Тургенева…

Я хочу объяснить свой выбор. П.П.Кирсанов являет для меня образ человека образованного и по-своему несчастно. В книге ему уделено не слишком большое место, но это и является для меня стимулятором к раскрытию его личности. Я не хочу рассматривая его по ходу произведения, а хочу рассмотреть эту личность с точки зрения психологии и философии. Поэтому у меня есть предложение рассмотреть это как задачу, вроде задач, что решаются в науке логистике. Но также не хочу показаться сухим и техничным в своих измышлениях


ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Любая задача начинается с данного для неё материала. Итак, дано:

Павел Петрович Кирсанов – капитан запаса, человек с красивой внешностью и высокими, аристократическими манерами.

Здесь, после более чем скоромной характеристики начинается характеристика более полная. Из той малой, что уместилась всего на трёх книжных страницах биографии можно делать выводы об этой далеко не заурядной личности…

Итак, этот человек образованный, собранный и прекрасно знающий законы и правила светского общества. Из книги мы узнаём, что П.П.Кирсанов любил светские рауты и общение. В общении с женщинами он чувствовал себя комфортно и уверено. Недаром он слыл светским львом и денди. Во время своей молодости он был красиво сложенным, опрятно одетым и аристократичным молодым офицером. И в нехватки женского внимания его не обвинишь.

Говоря о его личной жизни нельзя не сказать и о его отношении к семье, которая тоже, несомненно, является большой её частью. Хотя он часто был на балах, но о семье, которая в Москве была представлена его младшим братом Н.П.Кирсановым он не забывал. Да и вообще из книги становится ясно, что при всей своей замкнутости и порою даже излишне аристократичности он не мог не проявлять заботу ос своих родных. Примером тому может служить ситуация в которой он одалживает деньги своему брату, да и хотя бы в том факте, что он не остался в городе, а вернулся и поселился у своего брату. Хотя переезд в деревню нельзя рассматривать только, как проявления братских чувств. Свою заботу он также проявляет в тот момент, когда навещает Фенечку и своего племянника. И это нельзя рассматривать, как простая любезность. В те времена, когда рождение ребёнка вне брака являлось отступлением от закона Божьего, для человека его манер и воспитания, приход к ней мог являться знаком плохого тона и любой другой человек врятли бы на такое отважился. Наверняка зная, что его брат Николай придёт к своей избраннице, Павел намеренно его подождал. Этим он показал своё одобрение Николаю и тем самым выразил свои братские чувства.

Это всё показывает его как человека чтящего догматы семьи. Для общества того времени его поступок казался, как минимум дерзким. Но Павел показал, что может отступить от законов общества ради блага своей семьи.

Но более детальный разбор его личности в семье можно оставить на потом.

Как известно, в жизни Павла есть место долгой и несчастной любви, пронесённой им через всю жизнь. Возможно он и женился бы, но одна встреча не дала ему такой возможности на протяжении всей его жизни. Княгиня Р, которая стала предметом его обожания и своим загадочным взглядом навсегда оставила печать на его сердце. Он любил играть с судьбой, в которую скорей всего не верил. Он не мог в неё верить, потому что Павел получал от жизни всё желаемое и не придавал этому особого значения. Его безумное увлечение, его любовь показывает внутренние противоречия в герои и пренебрежительное отношение к обществу. Это пренебрежение и противоречия выражаются в его поступках. Когда он молодой и устремлённый офицер заводит роман с замужней женщиной, притом с репутацией довольно скверной, то становится понятно, что весь жизненный уклад и свои законы он принижает по сравнению со слепым чувством. Он знал, что может себя преодолеть, но стал бороться. Конечно я не праве рассматривать основы и причины его любви к ней, но разобрать задатки к этому чувству могу. Итак, можно рассмотреть её и его, как две личности и найти грани соприкосновения. Она человек скрытный, но при всём это довольно общительный. Её скрытность выражается в поведении, ведь в книге довольно ясно прописан стиль её общения – глупые, совершенно пустые фразы, легкомысленное отношение к браку, ведь на балах она появлялась без своего мужа. Общительность же объясняется конечно же положением в семье. Как бы это глупо это не звучало, но если здраво смотреть на вещи, то становится ясна её заинтересованность. Да, большей частью из-за выгоды она раз за разом посещала светские вечера. У неё с мужем не было детей, а по законам того времени церковь могла спокойно дать разрешение на развод, чего конечно она не желала. Хотя она и была княгине, не могу думать, что у неё имелись достаточные капиталы. Она уже привыкла к красивой жизнь и расставаться с ней не имела никакого желания. Хочу пояснить своё мнение, насчёт того, что она не была финансово независима. Бедность её рода проявляется в её поведении конечно. Во-первых для женщин её положения она противоречила образу богатой помещицы. Она дерзко себя вела и выражалось это в её непринуждённости поведения. Она спокойно шла с кавалером и не пропускала не одного танца. В этой самоотдачи читался немного крестьянский и немного невежественный тон. Обычно именно крестьяне выбирали такую модель поведения. А поскольку это имела место, то означает, что она имела возможность впитать это в детстве, живя в небогатом поместье своих родителей. А точнее отца. Мать её скорее всего умерла когда княжне было мало лет. Не угадывается в её поведении женской руки. Видимо в детстве она не гнушалась играть с крестьянскими детьми. Во-вторых в те времена во время бала женщины отходили на некоторое время в сторону для общении, это было знаком хорошего тона. Княгиня Р же напротив это время общалась с молодыми людьми, что представляло её легкомысленно, чего не могла допустить добропорядочная и хорошо образованная княгиня. А насчёт выгоды скажу открыто, княгиня хотела забеременеть и сохранить своё положение. Можно ещё долго рассуждать о её характере, но это отвлечёт от основного героя. Я сравнивал их личности. Павел тоже был довольно замкнутым, поскольку он не всё время находился на балах. Он старался каждый вечер возвращаться домой в одно и тоже время. В книге не сказано, что он оставался ночевать у знакомых, может лишь когда покорит очередное сердце. Значит почти каждый поздний вечер его мысли оставались скрыты от остальных. Да и из общения братом не видно, что бы он чем-то сильно делился. Значит он имел некоторую внутреннюю скрытность, что несомненно роднило его с княгиней. Вторая точка соприкосновения это упомянутая выше выгода. Павлу было нужно признание и удовлетворение собственных желаний. Это тоже связующая нить с княгиней. Можно приводить ещё множество примеров их связей, но я остановлюсь на главном. А главное здесь это увлечённость княгини им, и его любовь к ей. Я заостряю внимание именно на увлечении княгини, поскольку твёрдо уверен, что она всё равно оставалась со своим мужем. Возможно было посодействовать разводу с ним и быстро выйти замуж за другого, да хоть именно за Павла. Но что-то её удерживало. И скорее именно это было причиной её слёз, которые она проливала по ночам.

Вернёмся к главному. Павел полностью уверенный в своих силах и в её любви к нему, будто парил в облаках. Скорое расставание послужило для него катализатором, это был удар по самолюбию. Павел не мог этого принять, да и любовь всё ещё грела его душу. Он не испугался и не остановился когда это тепло переросло в адский жар. Она стала обжигающим светом, а он глупым мотыльком. Говорят, что на равнее с силой любви, на одном уровне стоит сила мечты. В Павле оба эти два чувства находились в избытке. Оба эти чувства боролись друг с другом и не замечали, как губили человека в котором находились. Жизнь подарила Павлу ещё один месяц с ней в Бадене, но потом он в полной мере ощутил боль разлуки и силу беспощадного желания. Он переживал эту разлуку, но всё же оставлял для себя шанс. Кажется я перешёл к пересказу, но нельзя было этого не сказать.

После этой истории с княгиней Павел ушёл в себя и ощутил слабость. Что-то в нём сломалось и обломки упали в бездну его мыслей. Последней каплей стало известие о её смерти. Уничтоженный, Павел потерял нить связующую его со старой жизнью. Тогда он уже приблизился к образу дяди, которого мы увидели по приезду Аркадия в родительский дом. Возможно глупо прозвучит, но я считаю, что этот образ он носил в себе с самого начала и где-то внутри всегда готовил себя к происшедшим событиям и мукам. Но сын генерала не мог себе позволить показывать чувства и уныние перед обществом, хотя это общество для него уже ничего не значило. Он смог воспитать в себе человека строгого, но либерального. Думаю, что самосовершенствование и стало основной целью существования. Этот английский стиль и лживая чопорность стали неотъемлемой частью Павла, как и его скрытая глубоко боль.

Внешним конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт социальный, противостояние «отцов-аристократов» и молодой разночинной интеллигенции. Однако за внешним конфликтом стоит внутренний, раскрывающий глубинный, философский смысл произведения: отношение человека к жизни, к судьбе. Соответственно, каждый из персонажей в романе предстает в различных «ипостасях», имеет несколько различных «обликов» — социальный, психологический и философски-символический.

Проанализируем в данных аспектах образ Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович представляет собой тип блестящего аристократа, утонченного и рафинированного. Так, уже сама холеная внешность выдает в нем былого светского льва и щеголя: «вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький гал-стух и лаковые полусапожки», «его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

Между тем судьба была к Кирсанову не слишком благосклонной. Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть мужчин. В двадцать семь он был уже капитаном, его ожидала блестящая карьера. И вдруг все изменилось. В петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Однако это препятствие не остановило героя. Много лет он пытался сохранить эти отношения, много лет длилась эта иссушающая и изнуряющая страсть.

Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять ее, его поражала ее странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в ее душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьине и больше уже никуда не выезжал.

Павел Петрович — главный противник Базарова в романе, основной оппонент его в идейных спорах. Кирсанов обладает рядом достоинств: он интеллектуален, проницателен, благороден, обладает волевым характером. По силе своего характера он действительно достойный соперник Базарова. Вместе с тем, Кирсанов консервативен и «в своей оценке человека держится на поверхности, не идет дальше взглядов, слов, случайных проявлений личности». Именно по этим факторам герой формирует свое мнение о человеке или явлении, мнение зачастую однозначное, безапелляционное.

Само же это мнение складывается у Кирсанова под влиянием его принципов, принятых в обществе правил, законов, догм, авторитетных мнений. И в этом слабость позиции героя. Если в Базарове Тургенев подчеркивает независимость мышления, тяготение героя к абсолютной внутренней свободе, творчеству, то в Павле Петровиче, наоборот, — умственную негибкость, духовную ограниченность, зависимость от стереотипов. В жизни Кирсанов придерживается строгих правил, от которых никогда не отступает.

С точки зрения усвоенных стереотипов Павел Петрович оценивает и Базарова. Базаров сразу же не понравился ему — как уважающий себя аристократ, он имеет предубеждение против «лекарского сына». При первом знакомстве с ним Кирсанов не подал руки «и даже положил ее обратно в карман». И в дальнейшем при разговорах с гостем Павел Петрович чувствует «тайное раздражение». Его «аристократическую натуру» возмущает уверенность Базарова, она воспринимается им не иначе, как дерзость, развязность.

Павел Петрович достаточно сдержан, однако в столкновениях с «упрямым нигилистом» выдержка и самообладание часто изменяют ему. Авторские ремарки многократно подчеркивают это: «весь побледнел», «возопил», «горел нетерпением». Мы открываем в Кирсанове и сословную спесь, и заносчивость, и определенную умственную неподвижность.

В описании героя часто проскальзывают иронические нотки, сам Тургенев писал, что в «фигуре Павла Кирсанова» он «погрешил против художественной правды и пересолил». Постоянная смена туалетов смешна и нелепа в условиях деревенской жизни, а Павел Петрович вышел на завтрак в «изящном утреннем костюме», с «маленькой феской» на голове. Уважали его за то, что от него «пахло какими-то необыкновенными, удивительно „благородными" духами».

Кирсанов далек от всего русского, национального. В имении он живет англоманом, уехав затем за границу, он общается больше с англичанами, не читает русских книг. Тургенев часто подчеркивает сухость, рационализм Кирсанова, его строгую приверженность принципам, постоянный контроль над своими чувствами и эмоциями. Глаза — зеркало человеческой души, но в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича, поднятых к небу, не отражается «ничего, кроме света звезд». И далее писатель замечает: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа...».

Однако и эта душа у Тургенева имеет право на существование. Кирсанов вовсе не так черств, как это кажется на первый взгляд. Несмотря на прагматичность его натуры, Павлу Петровичу, видимо, все-таки тоскливо и одиноко в Марьине. Лучшие годы его прошли безвозвратно, безвозвратно ушла любовь... Взор его обращается на Фенечку, и она напоминает ему княгиню Р. У Кирсанова возникает неясное чувство к молодой женщине, не вполне осознаваемое им самим, чувство, в котором он боится себе признаться.

Павел Петрович оказывается способен и на безумство: заметив флирт Базарова с Фенечкой, он вызывает Евгения Васильевича на дуэль. Сама дуэль эта описана, казалось бы, несколько иронически: Базаров ранит Павла Петровича, и последний теряет сознание. Однако обморок его непродолжителен, и вскоре «раненый джентльмен», открыв глаза, начинает обсуждать вид своего «усовершенствованного слуги».

Вместе с тем дуэль эта выявляет в Кирсанове его лучшие человеческие качества: рыцарство, понимание другого человека, способность устыдиться собственной заносчивости, признать достоинства противника. Убедившись в невиновности Фенечки, со слезами на глазах, эмоционально и вдохновенно, Кирсанов просит ее никогда не покидать Николая: «Фенечка! — сказал он каким-то чудным шепотом. — Любите, любите моего брата! Он такой добрый, хороший человек! Не изменяйте ему ни для кого на свете, не слушайте ничьих речей! Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым! Не покидайте никогда моего бедного Николая!»

Павел Петрович здесь в первый раз не скрывает своих чувств: «...глаза его блистали, и, что было всего удивительнее, тяжелая одинокая слеза катилась по его щеке». Фенечка изумлена, она не понимает, что происходит с Кирсановым. «„Господи, — подумала она, — уж не припадок ли с ним?.." А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала».

Характерно, что именно Павел Петрович затем просит брата жениться на Фенечке. Кирсанов оказывается даже способным признать собственную неправоту, несостоятельность своего аристократизма. «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету. Именно, как ты говоришь, станем исполнять свой долг, и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу», — говорит он Николаю Петровичу.

Есть «рациональное зерно» и в самой «идейной позиции» героя. Кирсанов прав в своей критике универсальности базаровского отрицания. Быстрое течение обновляющейся жизни предполагает преемственность к культуре прошлого, к лучшим традициям его. И герой демонстрирует «практическое применение» этих культурных ценностей, позитивный, даже «утилитарный» смысл их.

Так, судьба жестока к Павлу Петровичу: вся жизнь его прошла под знаком «несостоявшегося счастья». Однако он и не думает сопротивляться: по отношению к жизни Кирсанов демонстрирует нам пассивность, «отчаяние пессимизма». Но герой способен как будто подняться над собственной трагедией. Как замечает В. М. Маркович, «драматизм человеческого существования» для него — «не только источник страданий, но и в такой же мере источник самоуважения. Павел Петрович... явно дорожит воспоминаниями о любовной драме... Традиционные критерии гуманистической культуры освящают это самоощущение и служат для него опорой».

Таким образом, характер Кирсанова неоднозначен. С одной стороны, мы видим в нем сухого, бездушного формалиста, слепо следующего всем нормам и правилам, принятым в аристократическом обществе, с другой стороны — смешного, нелепого, одинокого рыцаря, Дон-Кихота, до конца защищающего однажды усвоенные принципы.