Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Натюрморт толстого цветы фрукты птица описание. Описание картины Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица

Натюрморт толстого цветы фрукты птица описание. Описание картины Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица

Всем известно произведение, знаменитого художника Фёдора Толстого "Цветы.фрукты.птица" Что касается её наполнения, она безусловно относиться к натюрмортам. Немного из истории, натюрморт как стиль написания начал зарождаться в двадцать седьмом веке в Нидерландах. В тот период широко распространялась наука, и все её отрасли. Именно поэтому писатели и художники стали стараться запечатлеть живую природу, окружающую людей, показать весь её глубокий внутренний мир. Как правило для изображения в своих картинах они выбирали цветочные композиции, растения, фрукты, овощи и так далее.

В данном произведении основное место собой занимает ваза с обычными, живыми цветами, которые украшали многие участки. Одним из цветков является цветок анютины глазки, с ярко - жёлтыми лепестками и красно - тёмной серединой. В дополнение к нему выбраны цветы нежных и практически белоснежных цветов. Стебельки и листочки каждого из представленных цветов зелёные, это может говорить только об одном, все используемые цветы относительно недавно срезаны, и совсем ещё свежие.

В стеклянной вазе, которая наполнена свежей водой отражаются стебельки и листочки. Возле вазы на деревянном столике неаккуратно положены различные фрукты, а также ягоды, это и виноградик, и яблочки, и даже веточка смородины. Каждый фрукт запечатлён сочным, спелым, а ягоды прекрасно их дополняют. Для их изображения создатель произведения не жалеет смелых красок и насыщенной цветовой палитры. Среди всей цветовой палитры преобладают красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, а также оливковые цвета. Чтобы произведение казалось более реалистичным помимо всего вышеперечисленного на нём присутствуют и существа, которые относятся к живой природе.

Например на ветке винограда расположена еле заметная птица, которая разрисована теми же цветами, что и основная композиция. Так же на картине есть бабочка, почти зелёного цвета, и мотылёк, летающий над столиком. Вся картина расположена на деревянном столике, на против деревянной стены, это тоже очень свойственно тому времени, так как в старые времена стены практически каждого дома были выполнены из дерева, и мебель тоже. Весь цвет фона наполнен тёплыми цветами и оттенками, это говорит только о том, что картина создавалась с любовью. Каждая из выбранных для неё красок наполнена нежностью, теплом и уютом. А это не может не вызывать тёплый отклик в лице зрителей.

Фёдор Толстой, как и любой художник, специализирующийся на натюрмортах старается обратить внимание людей к живой и неживой природе, поэтому и запечатлеет её на одном полотне. Ну а зрителям остаётся лишь научиться видеть прекрасное в обыденном.

5 класс, по плану

Сочинение №2

Картина Федора Петровича Толстого (1783-1873) «Цветы, фрукты, птица» написана в жанре классического натюрморта. Это не единственное произведение Толстого в этом жанре, но большинство его предыдущих натюрмортов («Букет цветов, бабочка и птичка», «Веточка винограда», «Ветка сирени и канарейка») выглядят, как пробы или эскизы к этой одной из самых крупных работ автора в жанре натюрморта. Написана она была около 20-го года 19-го столетия. Кроме живописи, Федор Петрович успешно занимался скульптурой, графикой, создавал театральные костюмы и эскизы для царских монет.

Натюрморт, как жанр живописи, показывает зрителю красоту окружающих его вещей – это могут быть цветы, фрукты, посуда и многое другое. В картине «Цветы, фрукты, птица» Толстой объединил сразу несколько одушевленных и неодушевленных предметов изображения: яблоки, вазу с цветами, гроздь винограда, несколько веточек смородины, птичку, бабочку, мотылька и муху. И каждому из них отведено в картине свое место.

Все «предметы» расположены на простом деревянном столе, на фоне стены из оструганных досок, но теплые желтоватые и песчано-оранжевые тона наводят на мысль, что за окном стоит светлый солнечный день, и все настроение картины словно пропитано летним солнечным теплом.

ентральное место в композиции занимает небольшой букет садовых цветов в тончайшей прозрачной стеклянной вазе. Вода в ней настолько чиста, что сквозь нее просматриваются тоненькие стебельки цветов и доски стены, а на поверхности вазы отражаются блики солнечного света, падающего из окна. Сами цветы хрупкие и нежные, одна веточка с тремя белыми с нежно-голубыми прожилками соцветиями, вторая с четырьмя кремово-розовыми цветами и одним нераспустившимся бутоном, третий цветочек напоминает анютины глазки желто-коричневого оттенка с красными прожилками. На его фоне светлые цветы сами кажутся будто прозрачными. Разбавляют букет несколько зеленых листочков.

Вокруг вазы расположено несколько спелых красно-зеленых яблок и одна половинка яблока. Срез плода прописан художником настолько тонко и точно, что возникает непреодолимое желание попробовать его. На крайнем слева яблоке сидит муха, ее, видимо, тоже прельстили спелость и красота плодов.

Справа и чуть сзади изображена гроздь зеленого винограда. Ягоды написаны настолько реалистично, что, кажется – их только что сорвали с лозы, даже остались на ягодах следы утренней росы, они как бы чуть запотевшие. От ветки винограда с двумя свежими резными листьями в разные стороны «расползаются» тонкие витые усики, напоминающие чей-то причудливый округлый почерк. Может быть, это своеобразная подпись самого автора картины?

На черенке виноградной ветки пристроилась небольшая яркая птица с голубой «шапочкой» на головке и голубым в черной окантовке треугольником на спине. Зеленоватые крылья она прижала к бокам, а черный хвостик задорно торчит вверх. Птичка крепко вцепилась тоненькими лапками в ветку винограда, а голову опустила вниз, словно стараясь дотянуться до спелого яблока.

На переднем плане с края стола свисают несколько веточек спелой красной и белой смородины. Красные ягоды напоминают полупрозрачные рубины, а белые – бутоны нераспустившегося ландыша. Вокруг данной композиции порхают бабочка и маленький мотылек.

Вся картина прописана с такой тонкостью и изяществом, что ни одна деталь не дает возможности усомниться в своей подлинности. Натюрморт словно пропитан солнечными лучами и теплым летним воздухом, поэтому так и тянет прикоснуться к нему, чтобы ощутить беспечную детскую радость, которую он пробуждает в нас.

Сочинение по картине Цветы фрукты птица Толстого 5 класс

Федор Петрович Толстой – это один из представителей знаменитых художников России. На своих полотнах мастер отображает окружающий его бытовой мир. Кисти творца принадлежит прекрасный натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Федор Петрович на своем полотне запечатлел сорванный в поле цветы, сочные фрукты и птицу – все полностью соответствует названию. Художник подарил возможность зрителям насладиться красотою летнего натюрморта.

Перед нами стеклянная ваза с полевыми цветами нежно – розового цвета, которые наверняка приятно благоухают. Возможно, этот легкий аромат и приманил сюда бабочек, которые порхают вокруг. Нежные почти прозрачные лепестки цветов оттеняют насыщенно – зеленые листья. Привлекает внимание прозрачная вода в вазе, словно вобравшая в себя много солнечного света, и теперь сияющая им.

Вокруг вазы лежат фрукты и ягоды. На переднем плане выделяется алая гроздь смородины. Ее ягоды смешались с другим желтым сортом, они словно переплелись друг с другом, став единым целым. Также нам видны крупные сочные спелые яблоки. Их бока налились ярким красным и желтым цветом. Дополняет натюрморт гроздь винограда темно-зеленого цвета.

На виноградной лозе близ яблока расположилась небольшая изящная птичка. Она наклонила свою маленькую любопытную головку вниз, а вострый хвостик задрался вверх. Маленькая певунья словно ищет что-то на яблоке, наверно то, что ее приманило к этому натюрморту. Ее перья переливаются коричневым и иссиня-черным цветом.

Картина Фёдора Петровича Толстого залита ярким светом. Яркая насыщенная палитра красок, которую использует художник, вызывает чувство тепла и уюта на душе. Зрителю в жаркий летний день как будто удалось попасть на летнюю веранду, где его ждет красота природы. Натюрморт подчеркивает гармоничное сочетание живой и неживой природы.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс

    Георгий Григорьевич Нисский – живописец, который в каждое творение искусства вкладывал душу, чувства, эмоции. Все это делает сейчас его картины настоящими и проникновенными. Георгий Григорьевич постоянно писал пейзажи.

  • Главные герои Мастера и Маргариты сочинение

    Главными героями в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" являются Воланд, Мастер и Маргарита. Воланд встречается уже в самом начале романа. Он - мужчина средних лет, хитрый,Сатана, Дьявол, могущественный «князь тьмы»,

  • Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

    Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

  • Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

    Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.

  • Вишнёвый сад - драма, комедия или трагедия? Сочинение

    Много десятилетий театральные критики спорят, к какому жанру можно отнести пьесу «Вишневый сад»: к драме, комедии или трагедии и так и не приходят к единому мнению. Сам, А.П.Чехов, обусловил ее, как комедию, конечно, автору виднее. Не зря он

  • Сочинение Моя семья в Великой Отечественной войне

    Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, дедушки, прабабушки и бабушки.


Сочинение по картине Толстого "Цветы, фрукты, птица"

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица".
Особенности художественного мира любого творца определяет, безусловно, его личное мировосприятие. Подобно тому, как мы слушаем музыку и читаем литературные произведения, созерцание живописных полотен всегда представляет собой контакт между нами, зрителями, и художником. Если отображенный на полотне взгляд на мир автора картины созвучен нашему мироощущению, то эта картина навсегда займет место в нашем сердце.
В определенный момент жизни мне довелось увидеть репродукцию натюрморта Ф. П. Толстого "Цветы, фрукты, птица". Картина просто заворожила меня. Полотно, на первый взгляд простое по технике исполнения, изображающее всего три вещи - цветы, фрукты и птицу, приковывало взгляд благодаря потрясающей игре красок.
Нужно сказать, что автор картины Ф. П. Толстой был особенной фигурой в русском искусстве. Он стал известен не только как живописец, но и как скульптор. Его живопись отличала важная черта - мастерское владение техникой рисунка, благодаря чему его полотна производили впечатление, что изображенное на них живое, настоящее. Его акварель "Цветы, фрукты, птица", хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, - яркое подтверждение виртуозного владения кистью мастера.
Художник изобразил в центре картины прозрачную вазу из стекла, в которой находится букет полевых цветов. Среди собранных в букет цветов красный с белой каймой мак, темно-синие с белыми и фиолетовыми вкраплениями анютины глазки, красно-оранжевый цветок, похожий на георгин. В центре букета - нежная, сиренево-розовая мальва. Над букетом возвышается веточка с темно-синими цветками. Кроме того, в составе цветочной композиции - продолговатые листья трав. Красота полевых цветов воспета и в литературе. Так, у поэта Ивана Бунина есть замечательное стихотворение "Полевые цветы", в котором он говорит:
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они И говорят про давно забытые Светлые дни.
Автор картины нарисовал черно-желтую бабочку-парусника, которая вот-вот сядет на край стеклянной вазы. Кроме того, в правом углу акварели живописец изобразил птицу с серой грудкой, красным оперением вокруг клюва, темно-серыми с желтыми пятнами крыльями. Птица сидит на жердочке, которая лежит рядом с вазой. Все три детали акварели художник изобразил на фоне кофейного цвета, что придало натюрморту особую хрупкость и вместе с тем выразительность. Удачное соотношение фона и самого натюрморта, скрупулезно, до малейших тонкостей прорисованные детали заставляют восторгаться и создают иллюзию, что нашему взору явилась цветная фотография. Художник этой картины прославляет красоту окружения человека - природы и вещей. Предметы, растения, животные всегда окружают человека и украшают его жизнь. Красота окружающего мира и вещей - то, чем живет человек, без чего человеческая жизнь стала бы бледнее и беднее. Важно, чтобы каждый из нас сумел развить в себе способность видеть в обычном шедевр. Тогда жизнь станет гармоничнее, радостнее. Живописец благодаря своему таланту смог увидеть в привычном чудо и заставил нас взглянуть на это свое открытие его глазами.

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" .
План сочинения
Краткая информация о художнике
Композиция натюрморта
Цветовая гамма
Красота есть гармония; в ней залог успокоения.
Ф. М. Достоевский
Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой поступил в Академию художеств. Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставниками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофьев, а также известный портретист эпохи романтизма О. А. Кипренский.
Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной совет "Союза благоденствия", однако прекратил участие в деятельности декабристов задолго до восстания 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой предложил вниманию императора Николая I два серьезных трактата: "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства". В этих трудах содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства и налогообложения, а также ряд социальных мероприятий.
В качестве скульптора Ф. Толстой работал с различными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям "Одиссеи" Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.
В целом о творчестве Ф. Толстого можно сказать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живописным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пером к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", которые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого - это попытка запечатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее известные работы в этом жанре - "Букет цветов", "Бабочка и птичка", "Цветы, фрукты, птица". Среди живописных работ Ф. Толстого есть семейный автопортрет, жанровые сценки.
Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отраслях искусства: так, он сочинил два балета ("Эолова флейта" и "Эхо"), которые, однако, не были поставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.
Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Федор Толстой в 1873 г. в Петербурге.
А теперь обратимся к анализу одного из произведений художника - натюрморту "Цветы, фрукты, птица". В основу композиции положен воображаемый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно находятся кисть винограда и яблоки. В центр композиции художник поместил стеклянный сосуд с цветами. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает колоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет образован тремя ветвями: двумя ветвями с несколькими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цветка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цветами, находящаяся справа, стоит чуть под углом к поверхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.
В левом нижнем углу на переднем плане мы видим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева яблока зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желтокрасной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое - возможно, муху или мелкую бабочку.
Справа от стеклянного сосуда помещаются яблоко с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной художником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд - в центре, желто-красные яблоки - чуть позади него, зеленые - ближе к зрителю, а кисть винограда - чуть дальше яблока. Виноградная кисть изображена очень живописно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно передал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики виноградной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется треугольный белый "воротничок". Птица сидит, опустив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом художник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мелкими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.
Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой находится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.
На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен контур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, серовато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.
Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" преобладают золотисто-желтые, красноватые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яблока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта - умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.

Сочинение “Цветы, фрукты, птица” Ф.П. Толстого.

Природная красота всегда привлекала внимание представителей самых разных слоев искусства. Не меньшего внимания удостаивалась и фауна, нередко среди живописцев встречаются поклонники анималистического направления. А что, если совместить в одном произведении предметы животного и растительного мира? Картина Федора Петровича Толстого Цветы, фрукты, птица умещает в себе все изящество и утонченность окружающего нас мира, демонстрирует гармоничное сочетание его составляющих.

В центре полотна расположена округлая ваза из тонкого и хрупкого стекла, вода внутри прозрачна, и отчетливо видны изящные стебли стоящих в ней цветов. Художник использует преимущественно постельные тона , так один садовый цветок сочетает в себе белый и нежно-голубой цвета, второй – бело-розовый. Третий же выделяется яркой желтизной с небольшими красными вкраплениями, что придает живости не только этой части, но и всей картине в целом. Стебли и листья растений имеют насыщенный зеленый оттенок, значит, этот небольшой букет был собран совсем недавно, и зелень еще не успела потускнеть.

На золотистом столе возле сосуда разложены румяные яблоки, написанные так реалистично , что хочется надкусить одно из них. Маленький жучок, расположившись на фруктах, тоже желает отведать одно из них, что говорит о спелости и сладости с любовью собранных плодов. Чуть поодаль художник изображает массивную кисть винограда, листья ее свежи и, кажется, вытягиваются навстречу солнечным лучам. Веточки белой и красной смородины с прозрачными сочными ягодами дополняют поистине летнюю атмосферу творения.

Натюрморт пронизан светом, отражающимся в каждом предмете, создавая уют и тепло. Видно, с какой заботой и трепетом Толстым были собраны фрукты и ягоды. Их волшебный аромат витает в воздухе, кружит голову и возбуждает аппетит. Конечно, такое сочетание сладости с нежностью не могло оставить равнодушными представителей местной фауны, так необыкновенная маленькая птичка приземлилась на гроздья спелого винограда, а две бабочки кружат над букетом, будто опьяненные его благоуханием.

Полотно заряжает зрителя летним радостным настроением, вся она пропитана свежестью и солнцем. Натюрморт будто окружен золотом, так отражаются солнечные лучи в поверхности светлого деревянного стола и заднего фона. Атмосфера воздушности и легкости вдохновляет на мечтания, вызывает необыкновенный прилив энергии, заряжает положительными эмоциями . Наверное, поэтому она так нравится многим ценителям искусства.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Микулинская гимназия»

Интегрированные предметы: русский язык, изобразительное искусство

Тема «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Класс: 5

Цели:

1) русский язык: углубить представление об описании в художественном стиле речи; формировать навыки написания сочинения-описания по картине;

2) изобразительное искусство: научить определять жанры изобразительного искусства; вызвать интерес к изучению истории русского натюрморта 19 века; показать отличие картины от иллюстрации; воспитывать любовь и уважение к произведениям изобразительного искусства.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Существуют разные виды искусства: музыка, театр, балет, архитектура, литература и живопись. Каждый вид искусства имеет свой собственный изобразительный язык. В архитектуре это форма, материал, в музыке – звук. Что же является изобразительным языком живописи? Давайте подумаем над словом «живопись». Его лексическое значение можно выразить через словосочетания «живо пишу» или «пишу красками».

Слово учителя изо:

Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена путем фотографии, клише, то ее называют репродукцией. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, является иллюстрацией. Таким образом, картина пишется на основе жизненных впечатлений, исторических событий, с натуры. Иллюстрация же создается к какому-либо литературному произведению.

Слово учителя русского языка:

Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.П.Толстого, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер натюрмортной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения натюрморта. А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», описывая альбомы светских дам, написал:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Давайте заглянем, подключив наше воображение, в одну из комнат дворянской усадьбы, насладимся красотой только что сорванных цветов, фруктов, ягод и, конечно, начнем описывать все увиденное, используя богатство русского языка и те чувства, которые вас охватят на этом уроке.

3. Работа с биографией Ф.П. Толстого

Сообщения учащихся с презентацией:

1. Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

2. Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

3. Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.

4. Небольшие графические листы Ф.П. Толстого с изображением цветов, плодов, птиц и насекомых стали одним из самых оригинальных явлений в истории отечественного искусства. В начале XIX века чрезвычайно модными в России были «ботанические рисунки», альбомы цветов, а также «обманки», берущие начало еще в XVIII столетии. Они-то и стали отправной точкой натюрмортных рисунков Толстого. Мастер писал о счастье художника передавать «свои чувства в восхитительных, завлекательных для ума формах». Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. С тщательностью художника-ювелира он создавал рисунки с букетами цветов в стеклянных сосудах, фруктами и ягодами, с прозрачными росинками на них, разноцветными бабочками и бразильскими птичками. В каждом цветке или ягодке выражено бесконечное восхищение художника красотой мира.

4. Работа с искусствоведческим текстом.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать красоту красок окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Опираясь на данный текст, сформулируйте определение термина «натюрморт». Подчеркните в данном тексте слова и словосочетания, которые позволяют отличить натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

5. Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица»

Вглядитесь в репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Что сразу привлекло ваше внимание? Почему?

Рассмотрим картину детально. Что изображено на ней? Опишите предметы. Как художник расположил их?

Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

На что похожи две веточки смородины?

На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их.

Какова палитра этого полотна?

Какие чувства предлагает нам испытать художник?

6. Работа по обогащению словаря учащихся.

  • Подберите определения к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;

  • Закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал…

7. Работа над планом сочинения.

  • Вступление.

1) Слово о художнике;

2) Первое впечатление от картины.

  • Основная часть.

1) Описание центральной части полотна;

2) Правый и левый фланг картины;

3) Цветовая палитра, которую использует автор;

4)Основная мысль произведения.

  • Заключение.

Настроение, которое создает картина.

8. Написание сочинения, редактирование черновых работ.

9. Домашнее задание по усмотрению учителя.

10. Итоги урока.