Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой ференц лист. Ференц лист биография кратко

Кто такой ференц лист. Ференц лист биография кратко

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был управляющим имения графа Эстерхази Он был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; Он преподал Ференсу основы фортепианной игры . В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел "перевести на язык фортепиано" колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, "романами". В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей - сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г. фон Бюлова, а потом стала женой Рихарда Вагнера.



(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда - отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа - Грезы любви (Liebestraum).



Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) . Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Среди транскрипций Листа - фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.



Оценки творческого наследия Листа - композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.



Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист , внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет . Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Детство

Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян.
Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.

Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.

Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.

Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.

Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Париж

Чтобы заработать денег на проживание во Франции и еду, Ференцу нужно было постоянно выступать с концертами. Так в столь юном возрасте вместо учёбы мальчику пришлось заняться профессиональной деятельностью.

К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Листа, в большей степени это были этюды для его концертного репертуара. Уже в 14-летнем возрасте он написал первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которую в 1825 году даже поставили в Гранд-опере.

В 1827 году скончался отец композитора. Лист крайне тяжело пережил эту потерю, около трёх лет он не мог выбраться из подавленного состояния, у юноши часто стало проявляться мистическое настроение, которое прежде наблюдалось очень редко. В связи с этими событиями Ференц пропал из парижской жизни, да так, что в одной из газет даже написали на него некролог.

Вернулся он к жизни во время французского восстания в 1830 году. События вокруг бурлили, все призывали к справедливости, у Листа даже появилась идея написать «Революционную симфонию». Ференц начал активно концертировать, сошёлся с другими музыкантами (Берлиозом и Паганини) и литераторами (Гюго, Жорж Санд, Дюма, Мюссе), снова принялся за оттачивание своего исполнительского совершенства.

В 1835 году Ференц занялся педагогической и литературной деятельностью. Были изданы его публикации о Шумане и о социальном статусе французских артистов.

Путешествие по Европе

В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.

В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.

В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.

В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Последние годы жизни

В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:

  • ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
  • реквием;
  • ораторию «Христос»;
  • четыре псалма;
  • венгерскую коронационную мессу.

В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.

Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.

Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.

Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».

Личная жизнь

В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.

Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.

Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:

  • в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
  • в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
  • в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.

В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.

В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.

Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

В плеяде имен великих деятелей музыкального искусства XIX века особое место занимает имя Ференца Листа. Его уникальный талант проявился еще в раннем детстве, был вовремя замечен и поддержан заботливыми родителями, благодаря чему мир стал богаче на одного композитора, пианиста, критика.

Вся судьба Листа была теснейшим образом связана с музыкой, буквально каждый шаг его жизни неотделим от творчества. Он не просто воспроизводил великие музыкальные шедевры, но и выступил новатором в деле их адаптации для любимого им фортепиано. Ференц Лист создавал и собственные произведения, абсолютно неповторимые и узнаваемые с первых нот, заставляющие душу замирать и трепетать, поддаваясь настроению автора, навсегда запечатленному в его композициях. Выходец из небольшого венгерского селения, он покорил всю Европу своим талантом и харизмой, его выступления сопровождались неизменными аншлагами. Об истоках такой невероятной притягательности Листа как нельзя лучше расскажет его биография.

  • Взлет карьеры музыканта начался в Вене 1 декабря 1822 года, а в течение жизни Лист стал не просто исполнителем и композитором, но и публицистом, дирижером, педагогом.
  • Руки Ференца были словно созданы для фортепиано - его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.
  • Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент - не выдерживали струны и молоточки.
  • Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
  • Во время посещения Англии Листа пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Ее величеству разговаривать.
  • Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.


  • Имя композитора - венгерский вариант немецкого имени Франц, а при крещении на латыни было записано как Франсискус. В некоторых источниках используется немецкий вариант, хотя общепринятым является именно «Ференц».
  • Бетховен , поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
  • Будущий король Франции Луи-Филипп, еще будучи герцогом, организовал для Листа выступление в оперном театре в Италии. Во время концерта музыканты из оркестра были настолько зачарованы игрой молодого дарования, что пропустили место, где должны были вступить сами.
  • Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.

Крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель неиссякаемой энергии и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель, Ференц Лист внес огромный вклад в мировую культуру. Разные страны могут гордиться тем, что его имя неотделимо от их культуры: Венгрия - родина Листа, Франция, где прошла его юность, и где он стал великим артистом, Швейцария и Италия, где он с особой силой ощутил в себе не виртуоза, но прежде всего художника, Германия, с которой связан центральный, наиболее плодотворный период его творчества. Менялся характер его деятельности, но неизменно сохранялась ее просветительская направленность. И как дирижер, и как пианист-исполнитель, и как музыкальный критик, Лист без устали пропагандировал лучшие сочинения мировой музыки, стремясь приобщить к ним самого широкого слушателя, а также сделать известным творчество композиторов-новаторов.

Лист прожил не просто долгую (75 лет), но необыкновенно интенсивную творческую жизнь. Жанры, к которым он обращался, весьма разнообразны. В его наследии есть опера и оратории, в том числе духовные, симфонии и симфонические поэмы, множество фортепианных сочинений, хоры и сольные песни, а общее число сочинений превышает 1200.

Детские годы Листа прошли в Доборьяне , одном из венгерских поместий князей Эстергази, где отец будущего композитора служил смотрителем овчарни. Ференц Лист рос вундеркиндом. Исключительные музыкальные способности, проявившиеся в очень раннем возрасте, он унаследовал от отца, который и стал его первым учителем. В 9 лет Лист уже дал свой первый сольный концерт, сыгравший в его судьбе решающую роль: несколько богатый венгерских магнатов решили спонсировать обучение гениального ребенка в одном из европейских культурных центров. В конце 1820 года отец повез его в Вену .

В Вене учителем Листа по фортепиано стал знаменитый педагог Карл Черни , ученик Бетховена, занимавшийся с ним бесплатно в течение полутора лет, а по композиции — 70-летний Антонио Сальери, учитель Бетховена. Встретился Лист и с самим Бетховеном, присутствовавшим на одном из его концертов. Бетховен, угадавший в ребенке гениальный талант, подойдя к роялю, при всех поцеловал его (Лист гордился этим всю свою жизнь).

Парижский период (1823 - 35)

Мечтая учиться в прославленной Парижской консерватории, Лист вместе со своим отцом переезжает в столицу Франции. Однако ему, как иностранцу, было отказано в приеме . Юноше пришлось довольствоваться частными уроками. Он стал заниматься у известного итальянского композитора и оперного дирижера Фердинандо Паэра и профессора консерватории Антонина Рейхи .

Очень скоро имя Листа, благодаря его многочисленным концертным выступлениям в разных городах и странах, стало широко известно. Его опера «Дон Санчо, или Замок любви», написанная под руководством Паэра (самое крупное из ранних сочинений Листа), была поставлена в крупнейшем парижском театре Grand Opera .

В августе 1827 года Листа постигло тяжелое горе — во время отдыха на море (в Булони) внезапно умер отец. Теперь ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками. И тут Листа ждал новый удар, на этот раз - на любовном «фронте». Среди знатных учениц модного пианиста была 17-летняя графиня Каролина де Сен-Крик. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, но граф отказал музыканту от дома и поспешил выдать дочь замуж за аристократа. Лист заболел, перестал выступать в концертах, погрузился в религию и даже был готов отречься от мира. По Парижу распространился слух о его смерти, в одной из газет даже был помещен некролог. «Излечила» юношу Июльская революция 1830 года. Подобно Берлиозу, который обработал «Марсельезу» «для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах», Лист задумывает Революционную симфонию. Он намеревался использовать в симфонии три знаменитые мелодии - гуситскую героическую песню XV века, протестантский хорал «Господь - твердыня наша» и «Марсельезу». Симфония так и не была написана, хотя композитор частично использовал ее материал в других сочинениях.

Бурная атмосфера романтического Парижа захватывает Листа. Он увлекается театром, литературой, философией, в том числе христианским социализмом аббата Ламенне, часто общается с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, и все эти впечатления находят позднее отражение в его фортепианных и симфонических программных сочинениях.

В становлении художественного мировоззрения Листа огромную роль сыграли три музыканта. Это Паганини , находившийся в зените своей славы (его игра произвела на Листа «впечатление сверхъестественного чуда» ), Шопен , которому он впоследствии посвятил книгу (это была самая первая монография о Шопене) и Берлиоз . Лист, присутствовавший на исполнении , сразу стал активным сторонником французского новатора. Вскоре он переложил Фантастическую симфонию для фортепиано, сумев передать все богатство оркестрового звучания. Это была его первая «фортепианная партитура», за которой последовал «Гарольд в Италии», а затем все девять симфоний Бетховена.

В конце 1833 года Лист познакомился с графиней Мари д"Агу, писавшей романы под псевдонимом Даниель Стерн. Ради молодого музыканта она оставила мужа и детей, уехав с ним в Швейцарию.

Годы странствий (1835 - 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д"Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) - одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д"Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его , сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни - Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Последний период творчества

Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.

Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.

Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них - оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория - «Христос» - и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда - «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.

Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.

Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.

К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 - 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16-19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».

Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя - Изольда - была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.

Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории - итальянец Л. Керубини

В октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.

Введение

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt ; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя - 31 июля 1886, Байройт, Германия) - австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.

1. Характеристика

Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Голландии и Германии.

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г. (последний концерт был дан в Елисаветграде), после этого Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.

Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и Альберт.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

2. Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат (область) Шопрон.

2.1. Родители

Отец Франца Листа, Адам Лист (1776-1826) служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстерхази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Говорят, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер (1788-1866), родилась в Кремсе (Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 г. рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.

С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

2.2. Париж

После Вены Лист едет в Париж (в 1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает сочинять - в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.).

В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.

В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 г.). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видя в нём только виртуоза). Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял.

В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию - так начинается следующий период жизни Листа.

2.3. «Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage» ), преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику - играет симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе» (см. выше). В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается.

В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский.

2.4. Веймар

В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини - сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников - Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.

Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи.

2.5. Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 г. Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Эжен Д’Альбер, Мориц Розенталь, Игнац Фридман и многие другие. Пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

3. Интересные факты

    В 1842 году Ференц Лист в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда.

    Лист исполнял в музыкальном обществе в Байройте свое новое произведение. Это была чрезвычайно сложная композиция, написанная в быстром темпе. Лист сыграл ее с присущей ему виртуозностью и закончил игру под восторженные аплодисменты. Польщенный Лист вежливо поклонился публике и гордо сказал:

Только два пианиста в Европе могут так исполнить это произведение - я и Ганс фон Бюлов!Тогда присутствовавший на этом вечере молодой Жорж Бизе подошёл к роялю, сел и с не меньшей виртуозностью исполнил только что услышанное произведение без нот, по памяти. - Браво! - воскликнул смущенный Лист. - Но, мой молодой дружище, не следует так напрягать свою память, вот вам ноты.Бизе вторично, теперь уже по нотам, прекрасно сыграл произведение маэстро. - Поздравляю, - протянул ему руку Лист. - Теперь вы - третий в Европе!

4. Произведения

Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Литература

    Лист Ф. "Письмо о дирижировании"

    Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)

    Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)

    П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)

    Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)

    К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).

    Гаал Д. Ш. Лист. - М. «Молодая гвардия», 1977. - 319 с. - (ЖЗЛ; Вып. 572). - 100 000 экз.

    Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков: РА - Каравелла, 2002. - 336 с. ISBN 966-7012-17-4

    Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque , L´Age d´Homme, Suisse, 2003.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).