Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании

Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Реферат по информационным технологиям

Применение информационных технологий в музыке

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

1.1 Информационная технология. Виды информационных технологий, их основные принципы

1.2 Информационные системы, их классификация

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

2.1 Педагогические цели использования информационных технологий

2.2 Методические возможности средств информационных технологий

2.3 Классификация педагогических программных средств

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

3.1 Программные средства обучения музыке

3.2 Интернет-технологии в обучении музыке

3.3 Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития

ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В области образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. В настоящее время образование осуществляет переход от «обучения» к «образованию», происходит становление непрерывного и опережающего образования, его фундаментализация. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.

Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения. Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий позволяет реализовать два главных принципа будущей системы образования: принцип доступности и принцип непрерывности. Именно информационные и телекоммуникационные технологии сделали личностно-ориентированное образование более доступным.

Процесс информатизации и компьютеризации общества трансформировал привычные представления об образовании и раскрыл необходимость новых подходов связанных с открытым образованием. Стратегическое значение информационных и коммутационных технологий, применяемых в области образования неоспоримо. Тем не менее, широкое применение информационных технологий не повлекло коренных изменений в системе образования, к глобальному переосмыслению методической системе обучения. По-прежнему отмечается необходимость осуществление широкомасштабных исследований в области применения педагогических возможностей коммуникационных технологий в образовании.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

Сегодня в образовательном процессе многих стран отмечается устойчивая тенденция внедрения и применения современных информационных технологий в обучении. В последние годы в общеобразовательной школе все чаще прибегают к использованию информационных технологий при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования.

Под информатизацией понимается активный процесс введения компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, образования, общественной и личной жизни людей.

1.1 Информационная технология. Виды информационных технологий, их основные принципы

Сегодня информация воспринимается как важный ресурс, наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Процесс переработки ресурсов называют технологией, следовательно, о процессе переработки информации можно говорить как о специфической технологии.

Таким образом, информационная технология - это процесс обработки и передачи данных для получения информации о состоянии объекта, процесса или явления, применяющий совокупность средств и методов сбора информации. Производство информации для ее анализа человеком – главная цель информационной технологии. На основе данной информации принимается решение по выполнению какого-либо действия.

Инструментами информационной технологии выступают различные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

Основными видами информационных технологий являются :

1. Информационная технология обработки данных . Она предназначена для решения хорошо структурированных задач, с известными алгоритмами и всеми необходимыми входными данными. Информационная технология обработки данных используется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации для автоматизации повторяющихся операций управленческого труда.

2. Информационная технология управления предполагает информационное обслуживание всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Информационная технология управления предоставляет информацию в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

3. Информационная технология автоматизированного офиса дополняет систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и осуществление коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой, базируясь на компьютерные сети и другие современные средства передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решений осуществляет выработку управленческого решения в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

5. Информационная технология экспертных систем основана на применении искусственного интеллекта. Экспертные системы позволяют менеджерам получать консультации экспертов по ряду проблем, о которых в этих системах содержится информация.

Новая информационная технология основывается на ряде принципов, например:

1. Диалоговый режим работы с компьютером

2. Взаимодействие с другими программными продуктами

3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

1.2 Информационные системы, их классификация

Информационная система представляет собой организационно-упорядоченную взаимосвязанную совокупность средств, и методов информационных технологий, применяемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленной цели. Основным техническим средством переработки информации являются ЭВМ и средства связи, которые осуществляют информационные процессы и выдают информацию, необходимую для принятия решений.

Информационная система включает компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, людей, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Нужно отметить, что компьютеризация значительно повысила эффективность информационных технологий и расширила сферы их применения.

Информационные системы можно классифицировать по различным критериям.

По признаку структурированности задач можно выделить

· информационные системы для структурированных задач

· информационные системы для частично структурированных или неструктурированных задач:

Создающие управленческие отчеты;

Разрабатывающие альтернативные решения (модельные и экспертные).

По функциональному признаку и уровням управления выделяют:

производственные системы:

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

По степени автоматизации информационные системы делятся на ручные, автоматизированные и автоматические.

По характеру использования информации существуют следующие виды информационных систем:

· информационно-поисковые системы,

· информационно-решающие системы,

· управляющие информационные системы,

· советующие информационные системы,

В зависимости от сферы применения выделяют:

· информационные системы организационного управления,

· информационные системы управления технологическими процессами (ТП),

· информационные системы автоматизированного проектирования (САПР),

· Интегрированные (корпоративные) информационные системы.

Использование информационных систем невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационная технология – это более емкое понятие. Оно отражает современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.


ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

2.1 Педагогические цели использования информационных технологий

Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.

«...Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком... Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...». Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(моделирование художественно-творческого процесса)

Выполнила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ « Детский сад № 1 «Якорек» комбинированного вида г. Гаджиево Мурманской обл.

Иванова Ю.П.

Проверила:

Головина Б.Г.

Мурманск 2012

Введение

Часть I. Теоретическая. Психолого – педагогический аспект.

1.1. Термин «технология» в педагогике.

1.2. Моделирование художественно – творческого процесса.

Часть II. Практическая. Формы и методы работы с детьми.

2.2. «Выбери музыку».

2.4. «Сочиняю музыку».

2.5. «Ребенок и музыка».

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из новых для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимости для правомерного использования степени сформированности.

Новизна подхода к исследованию процесса формирования музыкальной культуры заключается, в основном, в интерпретации полученных данных. На первый план выступают не отдельные по казатели по отдельным методикам (ходя они и дают известное представление о состоянии и уровне развития музыкальной куль туры), а понимание того или иного частного результата как формы выражения тех или иных сторон духовного развития ребенка, как формы духовно-эмоционально го отклика на высокие духовные ценности искусства. Идея такой интерпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» воспитателем - исследователем (а музыкальный руководитель исследуя процесс раз вития музыкальной культуры детей, как бы «автоматически» об ретает этот статус) во всех единичных компонентах формирова ния музыкальной культуры. Потому в исследование входит специ альная методика, призванная образно выразить оценку ребенком своих взаимоотношений с духовной сущностью музыки.

Цель данного реферата – эксплицировать круг понятий, теоретических знаний и методик, характеризующих новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Рассмотреть психолого – педагогический аспект, связанный с применением новых технологий в педагогике.
  2. Исследовать моделирование художественно – творческого процесса.
  3. В практической части отразить формы и методы работы с детьми.
  4. Сделать выводы в соответствии с поставленной целью.

Методами исследования является изучение методической литературы и интернет – ресурсов.

Часть I. Теоретическая.

Психолого – педагогический аспект.

  1. Термин «технология» в педагогике.

Развитие педагогической науки показывает, что появление термина технологии и направления исследований в педагогике не является случайностью. Почему же «случайный» переход термина «технология» из сферы информационных технологий в педагогику на самом деле не случаен и имеет под собой серьезную основу. Определение технологии, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии музыкальный руководитель выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в музыкальном образовании. В качестве таковой может выступать определенный объем музыкального материала. Таким образом, основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Также можно выделить следующие задачи:

  1. привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  2. научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  3. способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  4. привить основы художественного вкуса;
  5. научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  6. обучить основам музыкальной грамоты;
  7. сформировать потребность в общении с музыкой;
  8. смоделировать художественно – творческий процесс.
  1. Моделирование художественно – творческого процесса.

В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на музыки (вообще на занятиях искусства), должно выступать моделирование художественно-творческого процесса, когда воспитанники ставятся в позицию творца-композитора, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себе и для других людей. Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого момента воссоздания. Особенно это важно при освоении детьми сочинений, которые всегда были предназначены только «для слушания»; это важно и для освоения пласта народной музыки – фольклора, когда дошкольники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины; это важно и при освоении (разучивании) любой песни, и для инструментального музицирования. Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда ребенок в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Трудно ли различать «народную» и «композиторскую» музыку? Оказывается, это различие дети почти безошибочно чувствуют уже… с четырех лет!

Цель подобных вопросов ясна: прежде чем что-либо делать, ребенок должен понимать смысл своей деятельности. Потому и необходимо смоделировать творческий процесс, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, т.е. говоря научно, исследовал бы свои ценностные ориентации в этом мире: что значимо для него такое, что может стать значимым для всех людей. И это важное, называемое в искусстве «художествен ной идеей», будет затем определять выбор всех музыкальных средств. Только пройдя путь творца, ребенок может понять, что значит как делать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать. Может быть, после таких опытов дети перестанут говорить, что они поют в хоре, «чтобы развивать свой голос, потому что вместе интересно»; хотят быть артистом, чтобы «выступать на сцене, мне будут хлопать»; хоро шо играть на инструменте - это значит «играть правильно все ноты и выполнять указания учителя» и многое другое. Понятно, что этот универсальный метод совершенно органи чески применим на занятиях музыки. А можно ли метод моделиро вания художественно-творческого процесса применить к занятиям ритмики, художественного движения, музыкального театра, и вообще в свободной музыкальной деятельности? Как это осуще ствить?

В связи с методом моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству. Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид дея тельности, связанный прежде всего с импровизацией. Однако это «творчество» в прак тике сводилось к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда мышление, внутреннее слышание детьми музыки движется по заранее определенному пути. Такой подход к творчеству является неправомерным, так как любая форма приобщения к искусству являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу, должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия.

Критерием творчества выступает не обязательно что-то законченное (например, заключительная фраза попевки, которая «досочиняется», но не требует ничего кроме поиска «мелодических штампов» в своем опыте), а та готовность к творчеству, когда воспитанник хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, ли нии, а может поначалу даже и не проявиться вообще. Смысл готовности к творчеству в том, что внутри ребенка может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в кон кретной мелодии. Именно эта внутренняя работа - про цесс мысленного экспериментирования с выразительными сред ствами, гораздо важнее законченного результата, особен но на начальных этапах вхождения в музыку.

Непо нимание природы и условий детского творчества, непременное желание музыкального руководителя обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики и нарушению естественности и свободы творческого процесса. Отсюда два важных следствия.

Во-первых, главным становится не столько развитие детей (обучение в «чистом виде»!), сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром. И во-вторых, направленность на музыкальное развитие ребенка требует отказа от многих штампов и стереотипов педагогического мышления. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, а значит, и не нужно «тянуть» ребенка в музыку. Иными словами, в отношении музыкального развития не следует заниматься самообманом, фальсифицируя быстрый результат. Необходима та естественность процесса, когда музыкальный руководитель проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искус ства. Для этого надо быть уверенным: в правильности выбора цели - развитии личности воспитанника, его дарований, индивиду альности; в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим музыкальным руководителем; в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят музыкой; и, конечно, в том, что каждый ребенок - художник, и обязательно талантливый. Умение увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом - высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.

Безусловно, это обобщенные критерии. Они будут выявляться уже непосредственно в методиках исследования через более частные, «технологические» критерии, где по уровню проявле ния общего в частном можно будет судить о сформированности того или иного параметра (компонента, элемента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в целом.

Часть II. Практическая.

Формы и методы работы с детьми.

2.1. «Музыкально-жизнен ные ассоциации».

Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизнен ные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия воспитанниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жиз ненному содержанию, выявляет эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, опору восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка должна содержать несколько образов, степень контраста которых может быть различ ной, но обязательно контраст должен «прочитываться» рельефно. При этом соблюдается одно условие: музыка должна быть незнакома детям. Можно рекомендовать, например: «Юмореска» П.И. Чайковского (подготовительная группа, октябрь).

Звучание музыки предваряется доверительным разговора музыкального руководителя с детьми с целью настроить восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, может на помнить события, которые происходили раньше, вызвать чув ства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизнен ной ситуации - успокоить, поддержать, подбодрить. Далее пред лагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2. Где в жизни могла бы эта музыка звучать и как могла бы повлиять на людей?

3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется в виду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, како вы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Для исследования плодотворно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку: это дополнительно позволяет выявить, что каждый возраст ищет, в музыке, на что опирается в своих ассоциациях. В зависимости от постановки воспитательного процесса третий вопрос мо жет иметь различную степень сложности, профессиональной содержательности: сколько образов, к каким жанрам отнесем, в какой форме написана музыка, как осуществляется единство изобрази тельных и выразительных средств и т.д. После прослушивания музыки с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа, при затруднениях с ответами детям напоминаются музыкальные фрагменты. Ответы лучше всего фиксировать в письменной форме (для «истории»: интересно через несколько лет сравнить ответы детей, чтобы проследить динамику музыкального развития). Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развернутость и, художествен ность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое внимание уделяется направлению мышления детей: от общего к частному: от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей, показывают, что они понимают форму произведения как явление вторичное, определяемое содержанием, то можно говорить о раз вивающемся у них целостном восприятии музыкального образа.

2.2. «Выбери музыку».

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению род ственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамика звучания, элементы музыкальной речи, состав исполнителей, инструментарий и пр. Трудность методики в том, что произведения не контрастируют между собой. Например, можно предложить такие произведения:

1 вариант: «Марш» Д.Д. Шостаковича и «Марш» Д.Россини (средняя группа, январь);

2 вариант: «Дождик» А.Лядова и «Грустный дождик» Д.Б.Кабалевского (средняя группа, март).

После прослушивания воспитанники должны определить, какие произведения родственны по «духу» музыки и рассказать, по каким признакам они определили общность.

Методика позволяет выявить особое «чувство музыки». Главное в ней: что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Опора только на средства свиде тельствует о низком уровне восприятия; опора только на свои эмоции - средний уровень. Высшим уровнем надо считать уста новление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может расска зать, почему у него возникают именно эти эмоции, а не другие.

2.3. «Открой себя через музыку».

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель про никнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: на сколько дети «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают ли свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.

Для этого предлагается одно произведение, например, фрагмент из «Танца эльфов» Э. Грига, «Танца Феи Драже» П.И. Чайковского и «В пещере горного короля» Э. Грига и др., и с ним связываются три зада ния (старшая группа, апрель). В 1-м задании дети ставятся в позицию «собеседника музы ки». Она им о чем-то «повествует», и они должны затем расска зать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время «диа лога». 2-е задание предполагает раскрытие ребенком музыкально го содержания в пластике, в движении (это может быть пласти ческая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками). 3-е задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке. Особо подчеркнем: воспитанник рисует не музыку, которую слышит, а именно себя, каким он себя чувствовал во время звучания данной музыки. Это усло вие распространяется на все три задания методики, так как в ней нас интересует не сама музыка, а ребенок, его духовный мир в оценке его самого, т.е. самооценка, музыка же выступает здесь как ее источник, содержательный повод.

2.4. «Сочиняю музыку».

Четвертая методика «Сочиняю музыку» - проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий про цесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной дея тельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых воспитанники выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Зву ки большого города», «Зимняя дорога», сказочные события и пр. После выбора ситуации дети вместе с музыкальным руководителем (его уча стие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного со держания будущего произведения искусства. Например, как про буждается жизнь весной: снег тает, припекает солнышко, капель, падают сосульки, журчат ручьи - как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому?... Или: «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чер неет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепен но появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают ска зочные персонажи и животных) разыгрывают придуманные дей ствия, музыкальный руководитель традиционно следит, какой характер персонажей, их взаимоотношения, как появляются, какие повадки и т.д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструмен тарий, включают голос, пластику - за всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании ху дожественных образов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью осторожных наводящих вопросов).

Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низ кого уровня, да и само творчество детей часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему. Тем не менее, в качестве пара метров оценки можно выделить:

Степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоятель ность замысла, логичность его, ощущение в нем времени и про странства (о чем судим по содержательной стороне творчества);

Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в вы боре средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандарт ность, нетрадиционность, но желательно, чтобы она была аргу ментирована;

Насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него му зыкальный опыт. Например, поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о явлениях и фактах музыки.

Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятель ность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощени ем замысла. Основным критерием здесь выступает, как уже отмеча лось, степень гармонии атрибутов музыкально-творческой деятель ности: гармонии между «слышу-думаю-чувствую-действую».

Итак, каждому выделенному компоненту музыкальной культуры соответствуют определенные методики. Некоторые из них (анкеты, вопросы, наблюдения) носят традиционный характер, другие со зданы специально для программы изучения музыкальной культуры, являются авторскими (но и они близки к традиционным мотивам).

2.5. «Ребенок и музыка» .

Пятая методика «Ребенок и музыка». Музыкальный руководитель просит детей: «Представьте себе, что музыка - живое существо. Попробуйте это существо, эту личность так нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете или исполняете. И не забудьте изоб разить себя в вашем рисунке». Отличие этой методики в том, что дети рисуют не конкретную музыку (впечатления от произведе ния) - их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики: выяснить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или чувствует себя ее частичкой, отожде ствляет себя с ней; насколько целостно он воспринимает «образ музыки» (например, выражая его в чем-то едином - цвете, по рыве, движении и пр.), или представляет его излишне детализи рованным. На эту процедуру отводится не более 15 минут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточ нить, почему он изобразил себя и музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность и попытку ху дожественного выражения «образа музыки» у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта мето дика становится «заключительным аккордом программы диаг ностики музыкальной культуры дошкольников.

Заключение

«...Музыка должна научить свободно и непосредственно вы ражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту ис кусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным досто янием, его собственным языком... Привыкнув свободно гово рить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, что бы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные други ми, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстети ческого воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и ис полнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...».

Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о боль шом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000
  3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1973
  4. Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск, 2000
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти. 2001
  6. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
  7. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999
  8. Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей решает и ряд важных задач:

  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
  • обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.

Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.

Мультимедийная презентация

Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.

  • Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
  • Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
  • Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
  • Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
  • При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
  • Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
  • При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
  • Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.

Список использованной литературы

  1. Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
  2. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
  3. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
  4. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Атласова Елена Андреевна, музыкальный руководитель АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №194 «Капитошка» г. Тольятти

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой» , «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) , «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» - писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком» , - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция) .

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» .

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению
  • ассоциативности художественного мышления
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое
  • палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности
  • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель» , «Обруч» , «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

  • тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности
  • разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки
  • идеи элементарного музицирования К. Орфа
  • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания
  • предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков
  • работы над ощущением формы
  • развития двигательной координации
  • развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента» , стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
  • повышают общий уровень организации ребёнка.
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить) , а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

  • звучащие жесты и музыка моего тела
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

  • музыкальность
  • тембровый слух
  • тонкость восприятия
  • ассоциативность
  • художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра) , которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи» .

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
  2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» . 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» . Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.