Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Христианские мотивы в поэзии "доктор живаго". Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л

Христианские мотивы в поэзии "доктор живаго". Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л

Конспект урока для 11 класса:

Библейские мотивы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»»

ЦЕЛЬ: познакомить с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", показать место стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённых библейской темой, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

ОФОРМЛЕНИЕ : репродукции с библейскими сюжетами, выставка книг с произведениями Б.Л.Пастернака; ТСО - видеозапись фильма "Жизнь Иисуса".

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основания, до корней,

До сердцевины.

Б.Пастернак.

Природа мудра

И всевышнего глаз видит

Каждый наш шаг

На тернистой дороге,

Наступает момент,

Когда каждый из нас

У последней черты

Вспоминает о Боге.

И.Тальков.

ХОД УРОКА .

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II . ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Исходя из основных моментов и эпизодов жизни Б.Л.Пастернака, сыгравших решающую роль в его судьбе, на предыдущих уроках мы выделили в творчестве отдельные периоды.

Расскажите о них. (Основные моменты).

1 период. (1890-1913годы)- рождение поэта, его семья, окружение семьи, поступление на Юридический факультет Московского университета, отказ от музыки, перевод на философское отделение, поездка в Марбург, разрыв с философией, выход книги стихов "Близнец в тучах".

2 период. (1914-1931годы)- увлечение футуризмом, знакомство с Маяковским, выход книг "Поверх барьеров", "Сестра моя - жизнь", повесть "Детство Люверс", женитьба на художнице Е. Лурье, переписка с М. Цветаевой, выход книги "Темы и вариации". Гибель Маяковского. Биографический очерк "Охранная грамота".

3 период. (1931-1945годы)- поездка в Грузию, женитьба на З. Нейгауз, выход книги "Второе рождение", переводы из грузинской поэзии. Арест О. Мандельштама, разговор Пастернака со Сталиным. Занятия переводами. Выход книги "На ранних поездах", поездка на фронт, книга "Стихи и поэмы".

III . ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Тема нашего урока "Во всём мне хочется дойти до самой сути…" Мы должны познакомиться с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", поговорить о месте стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённые библейской темой.

Творческая история создания романа

(сообщение учащегося).

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.

В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).

IV . ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Вступительное слово учителя. Б.Л. Пастернак - один из талантливейших лириков начала 20 века интеллектуального, философского склада, и в этом смысле он является прямым продолжателем традиций русской философской лирики 19 века. Он выдающийся мастер прозы. Б.Пастернак в своей жизни и творческой деятельности ориентировался на общечеловеческие ценности, которые вечны и неизменны для всех времён и народов, которыми живёт весь мир, на которых держится людская близость, попрание которых ведёт к нравственной катастрофе и всеобщей беде. Мысль о любви как истине с особой силой воплощена в романе "Доктор Живаго", в его центральном герое. Для Бориса Леонидовича эта истина была очевидной и дорогой. Пафос романа "Доктор Живаго" - в утверждении самоценности человека независимо от его состояния, классовой принадлежности, национальности. Всё на земле должно совершаться ради него, его счастья, покоя и процветания. Пастернаковские размышления современны сейчас и будут современны всегда.

V . ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Пастернак на протяжении романа не перестаёт размышлять о России, её своеобразии, исторической миссии. Глубочайшие философские раздумья выкристаллизовываются в цикл стихов, завершающих роман. Подчёркивая масштабность и исключительность событий, поэт обращается к иному периоду- времени Иисуса Христа и Евангелия.

Обратимся к стихотворениям Юрия Живаго, объединённых библейской темой.

"ГАМЛЕТ"- это стихотворение можно считать ключевым для романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа (сообщение учащегося).

"РАССВЕТ"

- К кому обращены 1 и 2 строфы стихотворения?

Какими идеями Христа проникся герой после возвращения Бога в его душу? - Понимаются начальные четверостишия вполне определённо. В ранней молодости героя стихотворения христианская религия имела для него решающее значение; в годы мировой войны, революции, гражданской войны, возможно, какое-то время и после неё она потускнела и ушла из души героя стихотворения; но теперь, через много лет, она вернулась с новой силой и новой властью. Образы "Рассвета" приближают человека к Богу и Бога к человеку, человека к природе и природу к человеку. Обратимся к эпиграфу, слова И.Талькова, которые переплетаются с этим стихотворением.

ЧУДО"- о каком чуде идёт речь? - Обратимся к Библии. (Чтение отрывка из Библии о бесплодной смоковнице). Чудо - это вера в то, к чему стремишься, и если действительно в это веришь, то обязательно исполнится.

"ДУРНЫЕ ДНИ"

- Какие дни названы "дурными"?

Какие сцены из Библии упоминаются?

Дурными названы дни, когда был предан и пленён Иисус, перед его мысленным взором проходит вся его жизнь с рождения до Его деяний, далее автор говорит о его чудесном воскрешении.

"МАГДАЛИНА"1 и "МАГДАЛИНА"2

Что объединяет эти стихотворения? Эти стихотворения объединяет история о том, как грешная женщина Магдалина омыла слезами ноги Иисуса, обтёрла волосами и смазала миром. И была прощена за свои грехи.

"ГЕФСИМАНСКИЙ САД". Обратимся к первоисточнику (просмотр видеосюжета "Иисус в Гефсиманском саду")

Стихотворение, замыкающее в романе книгу лирики Юрия Живаго, обращается к тому же эпизоду из Евангелия, что и открывающее её - "Гамлет", только на этот раз Моление о Чаше лишь упоминается, зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды. В подвиге Христа поэт подчёркивает его человечность, способность отказаться от внешнего Чуда как чего-то неорганичного для этого мира. Именно поступок Христа-человека, Сына Человеческого, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает посильность подвига Христа для любого из живущих на земле.

Заключительное слово учителя. Изображённые Пастернаком события соотносятся с великими евангельскими временами. Возникшая связь как бы проясняет идеи пастернаковского романа о чувстве единства всех созданий, людей и природы, о бессмертном начале в человеке, о христианском понимании любви и долга.

Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Так - не на третий день, а через три десятилетия - вернулся к нам "Доктор Живаго".

"Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, объяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, кому служила" (из письма к Г. Бебутову от 24 мая 1958 года).

И теперь именно роман, как судья истинный, судит - самим фактом своего опубликования - судей мнимых, ложных, присвоивших себе право суда. Тех, кто предрекал ему гибель, грозил автору гражданским уничтожением, пытался его унизить. В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989). Таким образом, история публикации романа, отказ от Нобелевской премии, травля поэта властями - это не итог творчества, а лишь очередной и, к сожалению, последний его этап. Истинный же итог жизни, выполнившего свой высший долг человека и поэта - всеобщее мировое признание Пастернака, изучение его произведений в школе.

VI . ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Напишите сочинение на одну из следующих тем: "Пастернак - поэт и человек", "Стихи Юрия Живаго, объединённые библейской темой", «Моё любимое стихотворение поэта».

Евангельская тема в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”
(подготовили Еникеев И.М., Лемпорт А.С.)

Аннотация

В работе собраны и проанализированы некоторые евангельские мотивы, которые встречаются в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”. Сделаны попытки описать их связь с историческими аспектами, а также их смысл в рамках общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова

Евангельская тема, Борис Пастернак, Доктор Живаго.

Евангельская тема в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

[СЛАЙД 1] (Вступительный – 1 мин.)

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее : “Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…” . Данный роман стал своеобразным откровением автора. В “Докторе Живаго” Пастернак дает свои оценку человеческой жизни.

Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: “Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным”

Жизнь, основанная на законах христианской морали, на прощении, на непротиивлении злу, на помощи ближнему, - таким видится Пастернаку человеческий идеал. Возможно, это и есть “суть жизни”, который стремился поэт отразить в своем творчестве.

(Образ свечи – 2 мин.)

Есть один образ, который проходит через весь роман, пронизывает и озаряет его. В метели, в круговороте перемен единственное, что остается неизменным, это горящая свеча – символ человека. Пламя ее невелико, но свет и тепло становятся аллегорией жизни.

Ее мерцание сквозь снегопад видит Юрий Живаго в окне еще незнакомой ему Лары. С этой минуты начинают приходить к нему стихи: “свеча горела на столе, свеча горела” – то и дело приходит нам в память на тех страницах, где рассказано о невольном их отшельничестве посреди разрухи, зимы и войны.

Многое соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри - не пополняемой извне силой, а собою, своею сутью; ее жизнь - это и есть горение. Она светит, не может не светить, пока живет. Ее зажигают и в праздник - в день венчания и на Рождество, и в поминальный час. И она - выражение тех чувств, которыми человек обращается к тому, что считает высшим началом.

Минуло двадцать веков участия Христианства в истории человечества. Каждый из этих двадцати чем-то - мраком ли, светом или сменой их - отмечен в этой истории. Но сейчас едва ли можно оспорить, что первоосновы того, что называется европейской культурой, - именно в нем. А попытки нашего века построить жизнь, минуя те основания обернулись лишь хаосом и кровью. Появилось чувство бесцельности жизни, бессмыслицы отдельного человеческого существования.

Но ведь эта цель должна быть. Об этом нам и пытается сказать Пастернак . Жизнь - как свеча, которая не может гореть для себя. «...Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить...»

И такую свечу «ветер времени», если вызван он естественным движением жизни, не гасит, а только делает ярче.

[СЛАЙД 3] (Симушка Тунцева и ее философия – 1,5 мин.)

Однажды Юрий Живаго слышит, как Симушка Тунцева разбирает богослужебные тексты:

«… человек состоит из двух частей. Из Бога и работы. Развитие человеческого духа распадается на огромной продолжительности отдельные работы. Они осуществлялись поколениями и следовали одна за другою. Такою работою был Египет, такою работой была Греция, такой работой было библейское богопознание пророков. Такая, последняя по времени, ничем другим пока не смененная, всем современным вдохновением совершаемая работа христианство»

Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, прововедь свободы пришли им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной. Как говорится в одном песнопении на Благовещение, Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом”

Пастернак заставляет Симушку высказывать идею, которая лежит в основе православной теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога.

Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа , уподобиться ему, трудиться, чтобы вернуть грешную природу в состояние райской первозданности, вернуть ей Божественный смысл, которым в евангельских притчах наполнена повседневность.

[СЛАЙД 4] (Жертвенность – 1 мин. )

Мысль о жертвенности поэта лежит в основе романа, она определяет поэзию Живаго и одновременно составляет основу мировоззрения самого Пастернака, убежденного в том, что добровольное страдание и самопожертвование цель земного существования человека. Мотив самоотречения присутствует в предпоследней строфе стихотворения «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

По существу, тот же мотив звучит в монологе молодого Живаго о воскресении и бессмертии как продолжении жизни в других.

Искупительное страдание главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.

[СЛАЙД 5] (Отношение к смерти – 1 мин.)

Отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман “Смерти нет”. Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел “эликсир вечной жизни”. Это творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих : “… вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь”

[СЛАЙД 6] (Заключительный – полминуты)

Свое мировосприятие Пастернак переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть жизнь вечная. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие “Бог”.

в романе «Доктор Живаго»

Цель урока: постараться понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, комментированное чтение эпизодов.

Ход урока

I. Слово учителя

Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой - выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность. Идея романа христианская идея свободной личности.

II. Обсуждение вопросов домашнего задания.

Весь роман пронизан христианскими идеями и непосредственно (через речь), и опосредованно (через символы). Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын Бога живаго»: «живаго» - форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично - вариант имени Георгий (Георгий-победоносец). Юрий Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях. В основе сюжета - евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы. В центре размышлений героя постоянно находится триада «жизнь - смерть - воскресение», а творчество понимается как «Слово Божие о жизни».

Роман начинается и кончается сценой похорон. «Шли и шли и пели «Вечную память...» матери Юры в начале романа. В конце его Лара, прощаясь с Юрием, говорит с ним как с живым: «Твой уход, мой конец. Опять что-то крупное, неотменимое. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара, это извините, увольте, это не по нашей части». Все события «мирового значения» - «дрязги», ничто по сравнению с жизнью человека, реализуемой ежеминутно, сейчас, в повседневности, в мелких и незначительных с виду делах. Но последними строками романа являются строки поэтические: роман завершается стихотворением «Гефсиманский сад», воскресением Сына Божьего, бессмертием, жизнью в других людях.

III. Работа по заданиям

Задание 1. Читаем и комментируем «проповедь» Н. Н. Веденяпина (часть 1, глава 5).

(Отрекшийся от священнического сана Николай Николаевич Веденяпин определяет историю как «установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению». Веденяпин остается верен своему проповедническому признанию. Он считает, что можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование». В этой «проповеди» Веденяпина очень важное для Пастернака понимание значения и ценности жизни. Основанием для творчества в любой области человеческой деятельности является духовное оборудование»: «любовь к ближнему, ... идея свободной личности и идея жизни как жертвы». Упоминание Иисуса Христа в проповеди отца Николая не случайно. По мнению Н. Л. Лейдермана, в системе ценностных ориентиров романа Сын Божий и Сын Человеческий выступает и символом личностного начала в человеке, его нравственной сути, и тем, кто первым в истории человечества осуществил идею бессмертия. Такое понимание Бога несколько отличается от традиционного, поэтому ортодоксальная церковь дает неоднозначные оценки роману «Доктор Живаго», как, впрочем, и другим произведениям, где использованы библейские мотивы (например, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Плаха» Айтматова). В художественном мире Пастернака духовное и земное тесно связаны, слиты, а своих героев автор соотносит с идеалом Личности, с Христом.)

Задание 2. Обратим внимание на особенности хронологии событий романа.

(Действие романа привязано к православному календарю: мать Юры умерла в канун Покрова; летом 1903 года Юра с дядей едут к Воскобойникову - Была Казанская, разгар жатвы в годы гражданской войны - «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста». Пастернак как будто строит сюжет в масштабе вечности, поэтому смысл даже незначительных событий углубляется, расширяется.)

Задание 3. Найдем элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам, определим их роль.

(Таких элементов и отсылок очень много в романе. Вот лишь некоторые из них: сцена похорон Анны Ивановны (часть третья, главы 15-17); разговор Живаго с Гордоном (часть четвертая, глава 12); упоминание библейских образов в сцене митинга (часть пятая, глава 7); сцена возвращения в Москву, когда доктор Живаго видит сначала храм Христа Спасителя, а потом купола, крыши, дома всего города (часть пятая, глава 16); сцена тифозного бреда Живаго, заканчивающегося словами «Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть» (часть шестая, глава 15); разговор Лары и Юрия и сравнения их Ларой с Адамом и Евой (часть тринадцатая, глава 13); разговор Лары и Симы - толкование евангельских текстов (часть тринадцатая, глава 17).)

Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век».

Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений — «Доктор Живаго».

Роман был начат в декабре 1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии.

Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении «Гамлет», входящем в сборник произведений Юрия Живаго:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток.

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в «Докторе Живаго» Пастернак дает свою оценку человеческой жизни. Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: «Атмосфера вещи — мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным».

Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что «слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому».

По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что «человек в других людях и есть душа человека». На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться. Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: «…вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь».

Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения.

Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Смерти нет». Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога.

Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца». В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они «царство растений — ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни».

Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой — привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие «Бог». Свою точку зрения и изложил автор в романе «Доктор Живаго»

Урок литературы в 11 классе.

« Ты есть сын Бога живаго»

Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Стихотворения Юрия Живаго.

1.Обратить внимание учащихся на жанровое своеобразие романа, неразложимое диалектическое единство поэзии и прозы.

2.Помочь ребятам понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

3.Определить роль поэтического цикла в романе:

Стихотворение « Гамлет»

Стихотворение «Гефсиманский сад»

Стихотворение « Зимняя ночь»

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок- семинар

Ход урока

IОрганизационный момент. Определение целей и задач урока, его места и значения в системе уроков по роману Б. Пастернака.

Слайд «Тема урока»

Я окончил роман, исполнил долг,

завещанный от Бога.

(из письма Пастернака В.Шаламову)

IIУрок – семинар.

Слайд « Портрет Б. Пастернака. Эпиграф»

Обсуждение, объяснение эпиграфа.

Вопросы для обсуждения в ходе урока:

Слайд « Ход урока»

  1. Тематика и проблематика романа.

Человек и революция

Человек и мир

Человек и история

Человек и природа

Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Христианские идеи

Символы

3. Анализ стихотворений.

а) « Гамлет»

б) « Зимняя ночь»

в) « Гефсиманский сад»

Слово учителя. Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности.

Вступительная беседа:

Случайно ли идея жизни стала главной в романе?

В чем прежде всего проявляется идея жизни в романе?

В чем жизнь проявляется наиболее ярко?

Что такое Россия для Живаго?

Итак, что является главным для героя в жизни? (идеи христианства, идеи свободной личности и идея жизни как жервтвы)

Слайды « Библейская тема»

С кем ассоциируется фамилия героя? (с образом Христа)

Символ, заключенный в имени главного героя? (Юрий- вариант имени Георгий, Георгий- Победоносец)

Учитель. Ю.Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях.

Основа сюжета- евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы.

В центре размышлений героя триада: « жизнь- смерть- воскресение»

Творчество- « Слово Божие о жизни»

Слайды « Иисус Христос»

1 группа. Комментарий к « проповеди Веденяпина»(ч.1, гл.5)

- В каких произведениях 20 века вы встречались с подобным пониманием Бога?

(М.Булгаков « Мастер и Маргарита»)

2 группа. Какое значение в романе играет хронология событий?(сюжет в масштабе вечности)

3 группа.Элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам и их роль.

4 группа. Образ Христа и героя романа. Сопоставление.

Учитель . Кончается ли роман смертью доктора Живаго?(Нет, он кончается стихами) Как вы думаете, почему?

(Стихи - это то, что не может умереть)

Стихотворения Юрия Живаго.

Слово учителя. Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Пастернака. Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет « тетрадь Юрьевых писаний»?

Сообщение ученика о живаговском поэтическом цикле. (готовится заранее)

Слово учителя. Итак, поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на « вечный образ», то лучше всего его рассмотреть на

« Стихотворениях Юрия Живаго»

Каким стихотворением открывается семнадцатая, стихотворная глава произведения?

Слайды «Гамлет». Ученик читает стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения « Гамлет»

Почему цикл открывается именно этим стихотворением?

Своеобразие стихотворения. « Гамлет» Пастернака и « Я- Гамлет» А.Блока

Каким образом стихотворение включается в контекст мировой культуры?

Какую формулу Шекспира заставляет вспомнить это стихотворение?

(« Весь мир- театр, и люди в нем актеры»)

Что общего в судьбе Гамлета и Юрия Живаго?

Реализация домашнего задания. Сравнение монолога Гамлета

(В. Шекспир «Гамлет»,акт 1,3)с размышлениями лирического героя стихотворения. Евангельская реминисценция.

Учитель. В этом обращении(Да минует меня чаша сия!) перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду.

Слайды « Гефсиманский сад». Ученица читает отрывок стихотворения.

Анализ стихотворения « Гефсиманский сад»

Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради?

Дайте свою интерпретацию стихотворения.(для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путем страданий, обрести Вечность)

Скрытая полемика с поэмой А.Блока « Двенадцать».

В каких произведениях литературы 20 века вы побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? (М.Булгаков « Мастер и Маргарита», сцена убийства Иуды)

Почему именно это стихотворение завершает книгу лирики Юрия Живаго?

Слово учителя. Существует предположение, что стихотворение «Зимняя ночь»- первое стихотворение Юрия Живаго. Предположение это интересно и в общем соответствует духу романа, его символике.

Ученица читает стихотворение.

А теперь послушаем песню на слова этого стихотворения.

Слайды « Зимняя ночь».

- Определите значение образа-символа свечи по роману и Библии.

(9, 10 главы первой части- канун праздника Рождества Христова. Именно в это время Юрий шепчет про себя: « Свеча горела на столе. Свеча горела…». Он надеялся, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило. Символика свечи восходит к словам в Нагорной проповеди «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» Образ- символ горящей свечи проходит через все повествование, таким образом как бы скрепляет соответствующие части романа)

Какой второй основной образ присутствует в стихотворении?(метель)

Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве?(человеческие чувства)

В каких строчках поэт утверждает: метель бессильна? В чем сила финальной строфы стихотворения?

Философские стихи и привычные слова. Бытие и быт.

Как звукопись передает стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель?

Какие тропы использует поэт? (эпитеты, сравнения)

Словесное построение текста (нет глаголов, обозначающих действия героев)

Почему критики определяют это стихотворение как сплав философской и любовной лирики?.

Обобщение. Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа?

Видеофильм « Б. Пастернак» (отрывок)

Подведение итогов урока.

Какими словами заканчивается роман, каково ваше мнение по поводу финала?

Д.З.1. Лирика Пастернака в оценке критиков, привести примеры высказываний М.Цветаевой,Р.Якобсон, Л.Озерова, А.Синявского, Д.С.Лихачева и др.

2. Продумать темы сочинений по творчеству Б.Пастернака, по одной из тем подготовить тезисный план.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В конце был чей-то сад, надел земельный. Учеников оставив за стеной, Он им сказал: «Душа скорбит смертельно, Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной»… …И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом Он молил Отца…