Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фреска тайная вечеря леонардо. О тайной вечере

Фреска тайная вечеря леонардо. О тайной вечере

Картина или фреска. Многие называют Тайную Вечерю картиной, но официально она называется фреской. Для тех читателей, кто плохо понимают разницу, мы расскажем точно, чем эти два вида произведений изобразительного искусства отличаются друг от друга.

Тайная вечеря на самом деле не является фреской, не смотрите на официальное название. Леонардо да Винчи писал ее по сухой поверхности, и имел для этого свои причины. Фреску нужно писать достаточно быстро, пока штукатурка не засохнет, а торопиться мастер не хотел.

Рассказывать долго о сюжете мы не будем, последняя трапеза Иисуса Христа. Иисус находится в центре картины, 12 апостолов вокруг него. Иисус сообщает своим ученикам о том, что один из них предаст его. Подробно о том, на что обратить внимание при осмотре картины мы расскажем в конце этой статьи.

Те из туристов, кто пытался найти информацию о Тайной вечере на английском или итальянском языках заметили, что называется это произведение совсем по-другому. Только в нашем языке она носит такое красивое название. В других европейских языках она называется проще – “Последний ужин”. “Last super” – по-английски или “L"Ultima Cena” – по-итальянски. Эти названия вам пригодятся для покупки билетов через интернет.

Проблема с билетами.

После выхода фильма “Код да Винчи” популярность этой достопримечательности очень сильно возросла и до сих пор не утихает. Туристов пускают внутрь строго на 15 минут и ограниченной группой в 25 человек. Не всегда билеты можно купить в кассе, в самый пик сезона летом билетов может не быть на неделю вперед. Зимой ситуация гораздо лучше, билеты, обычно, можно купить на экскурсию в текущий день.

Можно забронировать билеты заранее через интернет. Есть несколько сайтов, где это можно сделать. Все они не имеют русскоязычных версий, только итальянские и английские.

Первый сайт - vivaticket.it отличается демократичными ценами. Билет стоит всего 11,5 евро, включая услуги гида. Но на этом сайте придется зарегистрироваться для покупки билета, а процедура эта непростая.

Второй сайт - www.milan-museum.com дает возможность купить билеты без регистрации, но водить свои контактные данные и данные кредитной карты все-таки придется. Минимальная цена билета на этом сайте 23,5 евро.

Третий сайт - www.tickitaly.com еще дороже, но он и самый понятный и удобный. Билеты тут купить проще всего, но стоят они от 33 евро.

В любом случае, вам вышлют ваучер, которые нужно будет распечатать и предъявить на кассе, в обмен на него вы получите билет.

На что смотреть, когда вы попадете внутрь.

Картина Тайная вечеря изображает момент, когда Иисус сообщает своим ученикам, что один из них придаст его. Предатель Иуда Искариот находится слева от Иисуса Христа. Его легко узнать по одеждам синего и зеленого цветов. (на фото справа мы показали Иуду большим красным квадратом).

Иисус сказал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня” . И действительно, вы видите, что Иуда и Иисус тянут руки к одному и тому же блюду. Этим автор показывает, что Иуда уже разоблачен, но никто за столом этого не замечает. Мы показали руки при помощи красных квадратов на фото справа.

Кстати о фото. Фотографировать внутри категорически запрещено. Хотя, многих туристов это не останавливает.

Второе, на что следует обратить внимание, это лицо самого Христа. Он знает свою судьбу, его выражение совсем не похоже на испуг. Именно над этим лицом Леонардо да Винчи работал больше всего.

И, конечно, стоит обратить внимание на лица апостолов. Они в смятении, каждый спрашивают Иисуса, не он ли предатель. У многих на лицах страх или удивление.

Еще одна интересная деталь находится внизу картины, прямо под Христом. Это часть дверного проема, который тут был проделан уже после того, как фреска сильно разрушилась от времени.

Тайных вечерей в мире три.

В монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане находится оригинал кисти самого Леонардо да Винчи. На самом деле, от мазков самого мастера тут осталось немного. Так как художник рисовал по сухой поверхности, уже через 20 лет Тайная Вечеря начала разрушаться, а через 60 лет фигуры уже были тяжело различимы.

В Италии на их месте сделали дверной проем, но на копиях они, конечно, остались. Одна из этих копий находится в Лондоне в Королевской академии искусств. Вторую копию можно увидеть в Швейцарии в церкви святого Амброджио.

Желаем удачного посещения Милана и интересного осмотра фрески Тайная Вечеря. Читайте о других достопримечательностях Италии в наших статьях (ссылки ниже ).

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

Одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи находится в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие в Милане - это «Тайная вечеря» . Фреска, которая в наши дни представляет жалкое зрелище, была написана в конце XV века. Изображение портилось очень быстро, спустя двадцать лет шедевр уже нуждался в реставрации - причиной тому стала специальная техника, сочетавшая темперу с маслом.

Написанию фрески предшествовала долгая и тщательная подготовка. Леонардо выполнил огромное количество набросков, которые помогли подобрать наиболее подходящие жесты и позы фигур. Художник рассматривал в сюжете «Тайной вечери» не только глубокое догматическое содержание, но и огромную человеческую трагедию, которая позволяет раскрыть характеры героев росписи, продемонстрировать их душевные переживания. Для да Винчи «Тайная вечеря» стала в первую очередь сценой предательства, поэтому одной из задач было внести в этот традиционный библейский сюжет драматическую ноту, которая придавала бы фреске совершенно новую эмоциональную окраску.

Размышляя над замыслом «Тайной вечери», художник делал записи, описывающие поведение и действия тех или иных участников сцены:«Тот, что пил, ставит чашу на стол и устремляет взгляд на говорящего, другой, соединив пальцы рук, нахмуривается и смотрит на своего товарища, третий демонстрирует ладони и удивленно приподнимает плечи…» В этих записях не упоминаются имена апостолов, однако да Винчи однозначно определил, позу, мимику и жесты каждого из них. Фигуры должны были располагаться таким образом, чтобы вся композиция представляла единое целое, передавала всю остроту сюжета, полного страстей и переживаний. Апостолы по замыслу Леонардо - это не святые, а простые люди, которые по-своему переживают происходящие события.

«Тайная вечеря» считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия. Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа - это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы. Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика. Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора.

Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель - реалистично передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: «Один из вас меня предаст» . Образ каждого ученика - это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различная.

Современники да Винчи видели гениальность «Тайной вечери» именно в тонкой эмоциональной дифференциации, воплощению которой способствовало разнообразие поз, жестов и мимики персонажей. Эта особенность фрески выделяет ее на фоне более ранних произведений, изображающих библейский сюжет. Другие мастера, такие как Т.Гадди, Д.Гирландайо, К.Роселли и А.Дель Кастанто, изображали учеников сидящими за столом в спокойных, статичных позах, будто они не имеют никакого отношения к происходящему. Эти художники не смогли достаточно детально охарактеризовать Иуду с психологической стороны и располагали его изолированно от остальных апостолов с другой стороны стола. Таким образом, злодейское противопоставление Иуды собранию создавалось искусственно.

Да Винчи удалось сломить эту традицию. Использование богатого художественного языка позволило обойтись без исключительно внешних эффектов. Иуда у Леонардо объединен в группу с прочими учениками, но его черты определенным образом выделяют его среди апостолов, так что внимательный зритель быстро опознает предателя.

Все персонажи действа наделены индивидуальностями. На наших глазах в собрании, еще мгновение назад пребывавшем в полном спокойствии, нарастает величайшее волнение, вызванное словами Иисуса, как гром пронзившими мертвую тишину. Наиболее импульсивная реакция на речь Христа у трех учеников, сидящих от него с левой стороны. Они образуют целостную группу, объединяемую едиными жестами и силой воли.

Филипп вскакивает с места, посылая Иисусу свой недоуменный вопрос, Иаков , не скрывая своего возмущения, разводит руками, слегка откинувшись назад, Фома поднимает вверх руку, будто бы пытаясь осознать и оценить происходящее. В группе, сидящей по правую руку от Учителя, царит несколько иное настроение. От фигуры Христа она отделена значительным расстоянием, и очевидна эмоциональная сдержанность ее участников. Иуда , сжимающий в руках кошель со сребрениками, изображен в повороте, его образ пропитан трепетным страхом перед Иисусом. Фигура Иуды нарочно написана в более темных тонах, она резко контрастирует со светлым и ярким образом Иоанна , который безвольно опустил голову и смиренно сложил руки. Между Иоанном и Иудой вклинился Петр , который опирается рукой о плечо Иоанна и говорит ему что-то, наклонившись к самому уху, другой рукой Петр решительно хватает меч, желая во чтобы то ни стало защитить Учителя. Ученики, сидящие возле Петра, удивленно смотрят на Христа, они будто задают немой вопрос, хотят узнать имя предателя. Последние три фигуры разместились на противоположной стороне стола. Матфей, вытянув руки навстречу к Иисусу, возмущенно обращается к Фаддею , ища у него разъяснения столь неожиданной вести. Но пожилой апостол также находится в неведении, показывая это недоуменным жестом.

Фигуры, сидящие с обоих концов стола, показаны в полном профиле. Это сделано не случайно: Леонардо таким образом замкнул движение, посылаемое от центра росписи, подобный прием художник применял ранее в картине «Поклонение волхвов», там эту роль выполняли фигуры юноши и старика, расположенные по краям полотна. Однако в этом произведении мы не видим столь глубоких психологических приемов, тут в основном использованы традиционные средства выражения. В «Тайной вечере», напротив, ярко выражен сложный эмоциональный подтекст, аналогов которому в итальянской живописи XV века не существует. Современники да Винчи сразу распознали неподдельную гениальность передачи отнюдь не нового сюжета и восприняли «Тайную вечерю» по достоинству, окрестив ее новым словом в изобразительном искусстве.

Иисус Христос вместе со своими учениками запечатлен кистью Леонардо во время последней их встречи за ужином вечером перед казнью. Поэтому не удивительно, что фреска сделана в монастырской столовой. Мастер, как и положено истинному гению, работал хаотично. В какие-то периоды он мог днями не отходить от своего творения, а затем забросить работу на некоторое время. «Тайная вечеря» стала единственным крупным законченным произведением да Винчи. Роспись наносилась нетрадиционным способом, использовались масляные краски, а не темпера - это позволило производить работу гораздо медленнее и давало возможность вносить по ходу некоторые изменения и дополнения. Фреска написана в своеобразном стиле, у зрителя может сложиться впечатление, что изображение находится за запотевшим стеклом.

Трудно найти человека, вовсе не знакомого с иконой «Тайная вечеря». Те, кто регулярно посещает храм и участвует в церковных таинствах, наверняка неоднократно видели её над Царскими вратами. Кто имеет обыкновение молиться дома перед трапезой, вешает образ в столовой. А неверующему человеку хоть раз в жизни, да попадалась на глаза знаменитая фреска Леонардо да Винчи, написанная для миланского монастыря - тоже, по сути, икона… Но какой смысл заложен в ней? Что символизирует образ? Какой цели служит?


Таинство Евхаристии

Что означает икона «Тайная вечеря» для христианина, рассказать и легко, и крайне трудно. Легко - потому что всякий человек, хотя бы поверхностно знакомый со Священным Писанием, знает, о каком событии она повествует. Трудно - оттого, что к осознанию глубинного смысла того, что свершилось во время праздничной трапезы в Сионской горнице, каждый приходит по-своему…

Круглый год, за редким исключением, Церковь совершает Таинство Причастия, установленного самим Христом 2000 лет назад. Тогда, на Тайной вечере накануне Пасхи - а во времена Иисуса это был праздник в честь освобождения иудеев из египетского рабства - произошло знаменательное событие. Собственноручно омыв ноги ученикам и разделив с ними трапезу, Иисус преломил хлеб и раздал его апостолам, со словами: «сие есть тело моё». А после, передав следом и чашу, провозгласил: «сие есть Кровь Моя».

С тех самых пор Церковь воспроизводит это действо в Таинстве Причастия или, иными словами, Евхаристии. В Таинстве, благодаря которому человек, некогда отпавший от Бога, может воссоединиться с Ним, стать одним целым с Его высшей природой, получить неоценимые духовные блага. Принимая хлеб и вино - тело и кровь Христовы, принесённые в жертву за людей - мы принимаем в себя Его часть и вечную жизнь.

Сюжет первого причастия часто встречается в росписи храмов

Главное значение иконы «Тайная вечеря» заключается в том, чтобы служить напоминанием о первом причащении апостолов, о последовавшем за этим предательстве Иуды и добровольной жертве, принесённой Иисусом Христом за нас.

Где разместить икону?

Нужна ли в доме икона «Тайная вечеря»? Если вы человек верующий и желаете дополнить ею свой домашний иконостас, такого вопроса не должно и возникать. Конечно, нужна!

Впрочем, сразу оговоримся: строгих правил на эту тему нет. Есть лишь традиция, требующая, чтобы в жилище православного христианина находился образ Иисуса Христа, Божьей Матери и Святых угодников. А будет ли это особо почитаемый русским народом Николай Чудотворец, святые, имена которых носит хозяин дома и члены его семьи или кто-либо другой, зависит только от вас. Найдётся в этом ряду место и для апостолов, запечатлённых в один из самых значимых, волнующих моментов: принятия первых на этой земле Святых Даров.

Разместите икону в столовой, чтобы молиться перед едой. Или на кухне, где проходят обыденные, но такие домашние и тёплые завтраки и ужины. Или же на своём домашнем иконостасе - почему бы нет?

В некоторых семьях многие десятилетия хранятся поистине драгоценные святыни

К слову, «Тайную вечерю» наряду со «Святой Троицей» разрешено размещать над ликами Спасителя и Божьей Матери - настолько высоко ценится этот образ.

О чём молиться?

Чем помогает икона «Тайная вечеря»?

  • Прежде всего, как и любая другая, она даёт нам возможность сосредоточиться на общении с Богом, поведать Ему о своих тайных мыслях, тревогах и радостях, обрести душевное спокойствие в молитве.
  • Если икона висит в кухне, хозяйка может читать короткую молитву, прося благословения на начатое дело всякий раз, когда принимается за стряпню.
  • Если в столовой, как уже говорилось, перед образом молятся до и после свершения трапезы.
  • В церкви, где «Тайную вечерю» по традиции размещают у Царских врат, прихожане обращаются к ней, дабы получить благословение правильно принять Святые Дары.
  • А ещё перед образом можно просить о прощении грехов, причём как в храме, так и дома.

Молиться можно обо всём, что лежит у человека на душе

Великий Четверг в Церкви…

В памяти о праздничной трапезе, некогда тайно свершившейся в Иерусалиме, посвящён отдельный день Страстной недели - Великий Четверг. В 2019 году он выпадает на 25 апреля, а значит, в этот день мы снова будем с благоговением вспоминать таинство, свершённое Спасителем для своих учеников; сопереживать его страданиям, принятым на кресте; оплакивать смерть; радоваться воскресению и стараться приобщиться к Христу через исповедь и Евхаристию.

…И в народных традициях

Великий Четверг не зря называется ещё и Чистым. В этот день христиане стремятся в обязательном порядке посетить баню или принять дома ванну. Если это невозможно, например, вы находитесь в пути, следует ополоснуть хотя бы лицо и руки.

Водной стихии уделяется особое внимание. Крестьяне в этот день старались улучить минутку и сбегать на источник или к ручью с ведром: считалось, что «четверговая вода» смывает все грехи, накопленные за год, дарует здоровье, а если бросить в реку поношенную вещь, следом за нею утекут беды и невзгоды.

В память об омовении ног апостолов и мы стремимся встретить праздник в чистоте

Однако хозяйкам отлучаться к реке было некогда. Четверг для них становился днём большой готовки. Растирался творог для пасхи, пеклись куличи, на плите томились и шкварчали в раскалённом масле скоромные блюда, которыми полагалось угощать домочадцев в светлый праздник. Ну а прочие члены семьи занимались покраской яиц, ведь до того времени, как можно будет дарить родным, друзьям и просто знакомым главное пасхальное угощение в яркой скорлупке, времени оставалось всего ничего…

Видео: Тайная вечеря и первое причастие

Больше о значении Таинства Причастия и Тайной вечере вам расскажет видео православного телеканала «Радость моя»:

И ещё немного о Великом Четверге:

Фотогалерея: Тайная вечеря на иконах и фресках

Чудо - а иначе и не назовёшь - совершившееся в Иерусалиме накануне Пасхи, занимало умы иконописцев и простых художников во все века. Тем лучше! Сегодня у нас есть великолепная возможность взглянуть на самые разнообразные изображения «Тайной вечери»: фото икон, фресок и картин, написанных как века назад, так и современными мастерами. Каждая по-своему - шедевр!

Возраст некоторых икон трудно установить

Иуду часто изображают тянущимся через стол за блюдом

А как часто изображают Тайную Вечерю в витражах!

Знакомый сюжет встречается и на старинных гобеленах

Каменные барельефы выглядят особенно внушительно

Не даёт Тайная Вечеря покоя и нашим современникам

Даже скульптура не обошла вниманием волнующую тему

Ради возможности взглянуть на нее в Милан стремятся миллионы туристов в независимости от сезона.

Оригинал фрески находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на одноименной площади Милана. Церковь была построена в эпоху Возрождения. Она была заказана архитектору Дж.Солари доминиканскими монахами. Фреска «Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца. Художник выполнил полученный заказ в трапезной монастыря в 1495-1497 годах.

Повреждения и реставрации

За время своего более чем полутысячелетнего существования фреска была неоднократно повреждена. И самими доминиканскими монахами, которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов. И войсками Наполеона, которые превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов. И бомбами союзников, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны. После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим.

Уже в конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» – это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.

Описание

До сих пор многие ученые-искусствоведы считают « Тайную вечерю» Леонардо да Винчи величайшим произведением мирового искусства. Даже в эпоху да Винчи фреска считалась его лучшей работой. Ее приблизительные размеры 880 на 460 см. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования такого непрочного материала фреска начала разрушатся уже где-то через 20 лет после своего создания.

На картине изображен момент, когда Иисус Христос за ужином сообщает своим ученикам, что один из них, Иуда, сидящий вторым по правую руку от Христа, предаст его. На картине Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности, Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях. Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальным местом для созерцания картины – это расстояние в 9 метров от нее на высоте 3,5 метров от уровня пола.

Неповторимость «Тайной вечери» состоит в поразительном многообразии и богатстве эмоций изображенных персонажей. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства.

А возвращаясь, он часами простаивал перед наброском, рассматривая его и критикуя свою работу.

Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.

Самым сложным для Леонардо при написании картины было найти модели для написания Добра, воплощенного в образе Христа, и Зла, воплощенного в образе Иуды. Существует даже легенда о том, как были найдены идеальные модели для этих образов на великой картине. Однажды живописец попал на выступление церковного хора. И там, в лице одного из юных певчих хора, он увидел прекрасный образ Иисуса. Он пригласил мальчика к себе в мастерскую и выполнил несколько набросков. Спустя три года основная работа над «Тайной вечерей» была почти закончена, а Леонардо так и не нашел подходящей модели для Иуды. А заказчик торопил, требуя скорейшего окончания работы. И вот, предприняв многодневные поиски, художник увидел оборванца, лежащего в сточной канаве. Это был молодой человек, но он был пьян, оборван, и выглядел сильно одряхлевшим. Решив не тратить время на зарисовки, да Винчи попросил привести этого человека прямо в собор. Безвольное тело притащили в храм, и мастер рисовал с него греховность, смотрящую с его лица.

Когда работа была окончена, бродяга пришел в себя и испугано вскрикнул, увидев картину. Оказалось, что он уже видел ее, три года назад. Тогда он был молод и полон мечтаний, и какой-то художник пригласил его позировать для образа Христа. Позже все изменилось, он потерял себя и опустился в жизни.

Может эта легенда говорит нам о том, что добро и зло – это две грани одной монеты. И в жизни все зависит от того в какой момент они встречаются на нашем пути.

Билеты, время работы

Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.

Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон с апреля до ноября билеты необходимо бронировать не менее чем за 4 месяца.

Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.

Покупать билеты выгоднее всего на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it , который доступен на итальянском и английском, но по факту билетов там никогда нет. По состоянию 2019 год взрослый билет стоит 12 евро + 3,5 евро сбор.

Как купить билеты в последний момент

Как же увидеть знаменитую фреску?

Перелопатив весь интернет и проанализировав десятки сайтов-посредников, я могу рекомендовать только один надежный сайт для покупки билетов онлайн «в последний момент» – это www.getyourguide.ru

Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.

Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.

Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.

Время работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие: с 8-15 до 19-00 с перерывом с 12-00 до 15-00. В предпраздничные и праздничные же дни церковь работает с 11-30 до 18-30. Выходные – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться

Добраться до Санта-Мария-делле-Грацие можно:

  • На трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
  • На метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Каждая работа Леонардо да Винчи является уникальной и загадочной. Вот и вокруг «Тайной вечери» ходит много тайн. Даже само название полотна несет сакральный смысл. В работе прослеживается немало скрытых посланий и символов.

Не так давно легендарную работу было реставрировано. После реставрации полотна и удалось узнать много нового, хотя целиком смыл картины до сих не ясен. Постоянно появляются все новые и новые предположения по поводу скрытого смысла картины.

Именно Леонардо да Винчи справедливо считается наиболее загадочной личностью в изобразительном искусстве. По поводу его творчества есть кардинально разные мнения. Кто-то считается Леонардо практически святым человеком, кто-то уверен, что он продал душу дьяволу. Но, какие бы мнение не был по поводу творчества и личности Леонадро да Винчи, в его гениальности никто не сомневается.

История создания картины

С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.


Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.



2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…

3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

Будьте интересными вместе с