Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Толстого "Война и мир"

Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Толстого "Война и мир"

«Война и мир» - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти 19 века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических испытаний. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета – внешний и внутренний. Внешний – это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний – духовная биография героев. Сюжеты постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого и наоборот.

Как же это происходит? Рассмотрим очень важный, но мой взгляд, эпизод, отражающий духовное, моральное состояние действующих лиц романа, вызванное общей бедой. Он расположен в третьей главе четвертой части последнего тома «Войны и мира».

Ключевым выражением в этом отрывке является словосочетание «душевная рана», которую переживают княжна Марья, Наташа Ростова и ее мать. Именно на их тяжелое душевное состояние обращает внимание Толстой-психолог.

Повествование в эпизоде начинается с того, что, кроме Наташи Ростовой, никто не мог помочь ее матери «удержаться от безумного отчаяния». Наташа три недели жила при матери – «поила, кормила ее и не переставая говорила с ней», потому что только ласкающий и нежный голос Наташи успокаивал графиню Ростову. Смерть родного сына Пети во время войны совсем плохо сказалась на здоровье матери: «Через месяц после известия о смерти Пети … она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой».

Рана, которая убила графиню, вызвала к жизни Наташу. Она думала, что жизнь ее кончена после гибели Андрея Болконского. Только такой тонкий психолог, как Толстой, мог написать: «…рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни». Жизнь «проснулась» в Наташе, но это время, которое она провела с матерью, «надорвали ее физические силы». Девушка и сама нуждалась в помощи.

Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. «Новое несчастье еще более сблизило их», - эта мысль писателя и является, пожалуй, самой важной в эпизоде. Княжна Марья уводит к себе совсем ослабевшую Наташу. Рассматривая лицо княжны, Ростова все больше убеждалась, что Марья и ее брат Андрей очень похожи и что на душе у княжны – только желание делать добро. Неожиданно Наташа чувствует симпатию к сестре любимого: «Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями».

Этот эпизод является очень важным для Наташи и Марьи, именно с него начинается «страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами». Они начнут проводить больше времени друг с другом, разговаривать о своих проблемах, вместе бороться с выпавшими на их долю несчастьями.

Самое главное заключается в том, что дружба этих женщин, искренняя и нежная, помогла «зарубцевать» душевные раны каждой из них: «Они все точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его». Речь здесь идет об Андрее Болконском, который был важен и для Наташи, и для Марьи. Молча переживая свое горе, женщины были благодарны друг другу за это молчание, ведь понимающий взгляд и духовная близость всегда важнее ненужных слов.
Несчастье сблизило героинь сильнее, чем радость. Благодаря взаимопониманию и поддержке, они смогли пережить смерть близких людей. Меня поразила искренность и открытость этих женщин, с которой они относились друг к другу и окружающим. Хорошо, когда рядом с тобой в несчастье и радости есть такие люди.

Эта небольшая по объему глава «Войны и мира», являясь мелкой частичкой романа-эпопеи, оказывается глубоко психологичной. Любовь к одному тому же человеку и общее несчастье сближает людей. Душевная красота и близость, преданность и верность – вот что больше всего ценил Толстой в женских образах. Героини «Войны и мира» учат нас размышлять о смысле жизни, помогают нам постичь самих себя и понять то, что горе надо переживать сообща.


Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.

Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».

Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока по литературе

в 10 классе

Анализ эпизода «Пьер в плену»

(т.4, ч.1, г. XI - XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2011

I . Вступительное слово учителя.

– Путь исканий Пьера в продолжение романа – это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

– Почему Пьер оказался в плену?

– Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».

II . Анализ эпизода.

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились , – и торопились не так, как торопятся , чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся , чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело »).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь , оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).

– Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники , которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).

– Какой вопрос мучит Пьера? ( « Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).

Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).

Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного) , призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него .

 И вот тут-то…

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым) .

Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости . Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

Работа по вариантам:

I вариант : просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).

II вариант : пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант : манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).

Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая , голова была совершенно круглая , спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые ; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ).

Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он « четвероугольный ». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

«Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

 Толстой пытается доказать это , но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

III . Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV ).

– К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).

– В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь , когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).

Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично . (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»).

Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

IV . Заключение.

К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали . И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль . Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер»).

Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:

«Мысль о границах свободы и зависимости»

т.4, ч.1, гл. XII


Роман-эпопея "Война и мир" насыщен большим количеством маленьких, но имеющих большое значение эпизодов, не влияющих непосредственно на развитие сюжета и не играющих решающего значения в судьбах главных героев. Эти эпизоды приобретают особое значение для понимания романа как произведения, которое соединяет в себе идеи о личности человека, его роли в истории и о мироздании в целом.

Таким эпизодом является и заключение мирного договора в Тильзите. В этом эпизоде пересекаются важные идейные линии, затрагиваются мотивы войны, честности, справедливости. Автор позволяет нам увидеть новые детали в описаниях двух императоров - Александра и Наполеона.

Тильзитский мир – важнейшее событие в развитии международной политики в начале XIX столетия, а сама встреча великих императоров стала эпохальной. Мы представляем атмосферу торжественности и величественности.

Но Толстой в свойственной ему манере изображает все без величественного ореола, правдиво и просто.

Заключение мирного Тильзитского договора автор изображает через восприятие Николая Ростова, прибывшего для того, чтобы доставить императору прошение Денисова о помиловании. Ростов едет ночью, он не хочет быть узнанным, поэтому на нем штатское платье, он чувствует неловкость и смущение, которые еще больше увеличиваются, когда он видит все происходящее. Сначала он с недоумением обнаруживает в квартире Бориса французов, а ведь в армии к ним еще относились с презрением, ненавистью и даже некоторым страхом. Толстой при этом не поддерживает ни Бориса, ни Николая. Первый спокойно ужинает с бывшими врагами, второй яростно их ненавидит, хотя, по сути, они уже не являются врагами.

Да, он естественен во время войны, но надо уметь общаться с людьми вне военных действий. Однако и эта мысль не абсолютна, ведь писатель рассказывает нам о том, как Борис, нелюбимый герой Толстого, запросто находится в одной компании с французами.

В данном эпизоде большое значение имеют образы и их расстановка. Мы видим противопоставление образов Ростова и Бориса. Ростов просит за Денисова, как ранее просил за себя Борис у князя Андрея. Но сейчас роли изменились. Борис слушает Николая свысока, будто тот – подчиненный и докладывает о происходящих событиях своему генералу. Ростов чувствует неловкость, ведь раньше они общались вполне дружески. Толстой выставляет в этой сцене Бориса в крайне невыгодном свете.

В этом эпизоде Николай Ростов разочаровывается и в своих идеалах, рушатся его прежние убеждения. Герой представлял государя исключительной личностью, справедливее и великодушнее которой никого нет. Но автор показывает нам и своему герою истинное лицо императора, и Николай постепенно меняет свое мнение об Александре. Император оказывается вовсе не таким безупречным монархом, каким он представлялся Николаю и народу. Вот государь показывается на крыльце, и Николая поражает его внешний облик, в котором читаются одновременно величие и кротость. Однако Толстой очень быстро снижает этот образ: император – фразер. Для него сказать фразу – это почти создать художественное произведение. Но эта фраза с реальной жизнью не имеет ничего общего.

Николай восхищается русским императором, а Борис – Наполеоном, который показан в романе более уязвимым, чем Александр. В свою очередь, Ростов сильнее Бориса.

Толстой планомерно развенчивает образ Наполеона. Французский император плохо держится в седле, его внешняя характеристика непривлекательна: на губах неприятно-притворная улыбка, у него малый рост и маленькие белые руки. За Наполеоном тянется длинный хвост свиты.

Ростову неприятно наблюдать за тем, как Бонапарт легко и свободно общается с Александром, а русский император благосклонно отвечает ему. Николай не может понять, как могут мирно общаться законный государь и преступник.

Лазарев, которого признали самым храбрым в этой войне, получает награду. Николаю это кажется несправедливым, ведь, по его мнению, Денисов, возможно, был храбрее Лазарева, а сейчас он отбывает наказание. Вся сцена заключения Тильзитского мирного договора является противопоставлением эпизодам войны, а также предшествующим главам в госпитале, где мы видели всю правду жизни, и поняли, насколько она неприглядна. При этом мы не можем сказать, что в душе Николая Ростова происходит кардинальный перелом. Он видит происходящее, но не пытается дать ему оценку, разобраться в том, что он чувствует, он пугается своих мыслей. И хотя он понимает, что война с ее жестокостью, с гибелью невинных людей, оторванными руками и искалеченными судьбами и Наполеон со своей белой ручкой и Александр, улыбающийся Бонапарту, как-то не вяжутся между собой. Вот и вырывается из души Ростова пьяный крик - вопль отчаяния, который вызван глубоким разочарованием в том, во что он свято верил. Но и верить в то, что нет государя, нет Бога, он не согласен. Так Толстой вводит мотив сомнения, благодаря которому возможен нравственный рост человека.

Итак, эпизод заключения Тильзитского мира играет в романе значительную роль, поскольку показывает оборотную сторону мира, которая не подвластна сознанию истины, но наполнена неприкрытой жизненной правдой. В таком мире искренний, честный человек чувствует себя неловко. Автор стремился показать реальную жизнь людей и человеческий путь в этой жизни.

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.