Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Американец, побывавший в россии, осознал, почему иностранцы боятся русских. Страх америкосов перед русскими вполне оправдан

Американец, побывавший в россии, осознал, почему иностранцы боятся русских. Страх америкосов перед русскими вполне оправдан

«Летом 2014 была на Майорке. Там мало русских туристов, в основном - немцы, англичане, французы и испанцы. Те русские, которых мы встретили, нас приятно удивили - они не пьянствовали, не буянили, а ездили по острову, изучая историю, делая фотоотчеты, и т.д.

Зато немцы... Немцев трезвых найти на Майорке нельзя. Для них во всех магазинах у пляжа продаются ведра (знаете, пластиковые черные, у нас с помощью таких полы моют), к ведру 15 длинных трубочек и наполнение - виски с колой, все вместе за 12.5 евро. Ценник только на немецком. Уже с утра на каждом пляже можно увидеть такие "ромашки" из немецких туристов вокруг ведра.

Русских там любят, как никаких других туристов. Русскими женщинами восхищаются, за неделю отдыха я получила два предложения руки и сердца. Русские женщины считаются там самыми красивыми в мире, но самое главное - русские женщины любят детей и ценят семью, что совершенно сейчас не ценят испанки. У них чаще дети при разводе остаются с папой, а маме некогда - она уезжает куда-то искать свое личное счастье.

Русских туристов любят также, разумеется, за щедрость. Местные рассказывали, что за предыдущий сезон к ним приехали 9 млн. немцев, 7 млн. англичан, 2 млн. французов и только 200 тысяч русских. Но эти 200 тысяч русских потратили в два раза больше денег, чем все остальные, вместе взятые.

Только русский турист, придя в магазин, может не купить лучшего майоркинского ликера по 10 евро за бутылку, только потому, что это слишком дешево!

Майоркинцы дали прозвища туристам:

Немцев называют "Plaça de cap" ("квадратная башка").

Англичан называют "Gambes" ("креветка"). На наш вопрос: "Почему креветка?" Ответ был такой: "Англичане приезжают утром, и сразу идут на пляж. В отличие от немцев, они не пьют в кафе и ресторанах, в крайнем случае, под зонтиком. Они напиваются, лежа на солнце. К вечеру креветка готова!"

Насчет русских, они сказали, что боятся давать им прозвища. И вообще побаиваются. Опять-таки, есть причина. На Майорке местные жители не говорят по-русски, и не понимают, и даже по-английски очень плохо понимают, но зато они очень и очень общительные. Среди европейцев языковой барьер не проблема - когда они не понимают друг друга, они широко улыбаются, пытаются объясняться жестами, знаками и т.д.

И только русские туристы, когда не понимают, что им говорит майоркинец на своем языке, начинает чувствовать себя дураком, а также считать дураками тех, кто лепечет что-то, пытаясь начать диалог. Это сразу же отражается у русского на лице, оно приобретает угрожающий вид (тут наш каталонский друг изобразил лицо свирепого русского). Собеседник пугается, пытается извиниться, опять же, по-каталански, лучше не становится, и лицо русского выражает "не подходи - убью!".

В конце объяснений наши каталонские друзья сказали: "Если такая реакция на простую беседу, вы представляете, что с нами будет, если русские узнают, что у них есть какое-то прозвище?!"

К слову, довольно странное поведение было и у других иностранных туристов по отношению к нашим. Вот один забавный случай (я испытываю гордость за наших мужчин каждый раз, рассказывая эту историю):

Познакомились мы там с двумя молодыми людьми из Пскова, очень образованными, интересными, воспитанными. Оба высокие, под два метра ростом, спортивные, крепкие.

В первый же день отпуска, в кафе на набережной, подошли к столику трое подвыпивших англичан, стали задираться к нашим. Сначала ребята пытались объяснить, что не надо портить отдых всем разборками, но те не унимались. Наши встали, размяли шеи, перекинулись парой слов по-русски, и... Немой ужас в глазах англичан, далее вопрос: "Аre you from Russia?" Наши - мол, да. Англичане: "Oh, sorry, we don"t want problems! Sorry". и убежали. Наши ребята удивились, плечами пожали, догонять не стали.

Спустя два дня аналогичная ситуация произошла с ирландцами (они сидели за соседним столиком и прославляли Ирландию, поэтому мы точно знаем, что ирландцы). И опять, как только узнали, что пристали к русским, рассыпались в извинениях и сбежали, протрезвев.

Еще через день повторилась такая же ситуация, но тут наши ребята успели поймать за шкирку одного, и потребовали объяснить - почему сначала задираетесь, а как узнаете, что мы русские, сбегаете, не хотите драться? Ответ был шикарен. Со слезами на глазах молодой бойкий англичанин рассказал: "Вы, русские, сумасшедшие! Мы на отдыхе так развлекаемся - это очень бодрит, подраться с кем-то, например, с поляками или французами. А русские слишком от души дерутся - то стол в кафе об голову кому-то сломают, то ноги переломают, то в унитазе умоют".

Оказывается, некоторые страховые компании в Европе, которые страхуют туристов от травм, полученных в драке, не страхуют от драк с русскими. Слишком серьезные травмы! (Достоверно не знаю про правила страхования туристов в Европе, пишу со слов пойманного англичанина).

Еще один случай был рассказан владельцем пункта проката скутеров и мотоциклов. Мы с подругой хотели взять маленький скутер напрокат, но наши права категории B не подошли. Тогда мы в шутку спросили, сколько стоит такой скутер, может купить и поехать? Реакция собеседника нас потрясла: "О, нет, опять?! А мне потом что делать?!"

Нам стало интересно, что он имеет ввиду, и оказалось, что не прошло и месяца с тех пор, как приходила компания русских, тоже без нужных прав. Тоже хотели на скутере покататься. Не получив напрокат, наши спросили, почем продаст.

Продавец (как ему казалось) назвал огромную сумму в 600 евро. Наши сказали: "Пфффффф, берем", достали из кармана 600 евро и заплатили за скутер. Продавец в полном шоке, наши уехали на скутере. Но через два дня у наших закончился отпуск, а в самолет взять скутер нельзя. Перед отъездом они пригнали скутер продавцу, и со словами: "Слушай, постоит у тебя немного", уехали. По закону он пользоваться этим скутером не может, а выбросить боится (вдруг русские вернутся), поэтому вынужден организовать у себя передержку».

«Только наш человек» - Михаил Задорнов, 2013 (г. Саратов)

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться - в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.


В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» - это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды - при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно - так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, - писал немецкий врач Макс Плотен - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Чтобы понять смысл слов иностранного происхождения, достаточно просто точно перевести их на русский язык. Каждый в России слышал слово «русофобия». Но правильно ли мы понимаем его значение? Многие считают, что оно означает НЕНАВИСТЬ к России и всему русскому. А так ли это?

Что такое русофобия?

Клаустрофобия – это СТРАХ замкнутого пространства, агорафобия – СТРАХ открытых дверей. А русофобия, если перевести это слово буквально, означает СТРАХ русского. Почему же тогда говорят о ненависти? Может, ненависть появляется из-за страха? Некоторые люди ненавидят змей или пауков, потому что не понимают их и боятся. Возможно, пауки точно так же и по той же причине ненавидят людей.

Сегодня уровень русофобии на «цивилизованном» Западе просто зашкаливает. Может быть, жители западных стран негативно относятся к русским, потому что боятся их? А боятся, потому что не понимают. Для «цивилизованного» человека поступки русских иррациональны и непредсказуемы, поэтому они пугают, вызывают чувство недоверия.

Постараюсь подтвердить это утверждение примером.

Случай в европейской глубинке

Произошло это в одном маленьком провинциальном французском городке, страдающем от наплыва мигрантов. Не факт, что все описанные события абсолютно правдивы. Возможно, здесь добавлено много придуманных деталей, а может и весь рассказ придуман. Не знаю. Как говорится, за что купил, за то и продаю.

Итак, в одном маленьком городке во Франции есть небольшой частный магазинчик. Каждое утро туда привозят ароматные, теплые и хрустящие багеты. Местные жители обычно приходят к самому открытию магазина и выстраиваются в очередь.

И одним таким утром, когда магазин уже открылся, но продавец еще не начал отпускать товар, произошло это экстраординарное событие. Багеты стояли в корзинах, как карандаши в стакане, и источали аромат свежеиспеченного хлеба. Очередь терпеливо ждала. Но вдруг зашла стайка крепких бородатых ребят ближневосточного происхождения. Пятеро молодых арабов, весело гомоня на своем языке, подошла к корзинам и забрала все багеты, после чего встала в очередь.

Настроение стоящих в ней французов заметно испортилось, но ни единого возгласа возмущения не прозвучало. А ведь эти люди пришли за свежим хлебом, который им не достался. Но французы промолчали, так как они граждане цивилизованные и толерантные. Конечно, приезжие арабы – это для местных французов настоящее бедствие, но что поделаешь.

И в этот момент из очереди послышался возглас на неизвестном языке: «Что за х…!». От очереди отделились два молодых человека славянской внешности и подошли к арабам. Как говорится, беда не приходит одна. Вторая «беда», подойдя к первой, без лишних разговоров отняла все батоны.

Но это было только начало. Произошедшее дальше заставило просто опешить всех присутствующих французов. Русские раздали «трофейные» багеты каждому в очереди, по одному в руки. Причем выражение их лиц было таким, что отказаться никак нельзя. Когда в руках каждого француза оказалось по батону, парни оставили и себе по одному, а остальные багеты вернули арабам. После этого, не произнеся ни слова, вернулись в очередь.

И представьте, какой это был кошмар с точки зрения цивилизованного европейца. Два русских парня не только отняли багеты у ужасных арабов, но и раздали их. Если бы они захотели, то могли даже заставить французов съесть эти батоны.

И если русские такое сделали голыми руками, то на что они способны, имея автоматы Калашникова, танки и самолеты. Конечно, их следует бояться!

Поступки русских людей лишены всякой логики с точки зрения жителя «цивилизованного» западного мира. Поэтому они вызывают беспокойство и страх.

Именно это ощущение дискомфорта при виде русских и называется русофобией.

О русских, и в частности, о российских мужчинах, в мире ходит множество мифов и легенд. Над которыми мы, россияне, иногда можем только посмеяться… Давайте рассмотрим некоторые из них.

Миф первый. Все русские мужчины – пьяницы

На самом деле Россия далеко не первая страна в мире по количеству употребления алкоголя на душу населения. В этом плане она уступает Италии, Франции и некоторым штатам США. Да, у нас действительно принято расслабляться и снимать стресс с помощью спиртного. Но, чтобы дойти до «некондиции», большинству наших мужчин требуется выпить гораздо больше, чем, скажем, большинству финнов. Тех, кто «употребляет» ежедневно, у нас не так уж много – не больше, чем в любой другой стране. Многие пьют только по выходным и праздникам – в общем, «по случаю». Так что пьяницами их при всем желании не назовешь.

Миф второй. Русские мужчины – лентяи

Добросовестный труд на Руси испокон веков был традицией. Русские крестьяне пахали от зари до зари. После революции рабочие и колхозники строили коммунизм, выполняя планы пятилеток. В наше время многие мужчины готовы тяжело работать, чтобы кормить семью. Например, у менеджеров по продажам заработок часто зависит от результатов продаж: «как потопаешь, так и полопаешь». Да, конечно, есть синекуры, которые занимают «блатные» работники, просиживающие штаны в офисе. И везде есть сотрудники, которые используют любую возможность, чтобы переложить свои обязанности на кого-то другого и бить баклуши. Но таких единицы. А основная масса действительно трудится.

Миф третий. Русские мужчины вороваты и не отличаются честностью

На Западе сегодня все боятся «русской мафии». Забывая о том, что представители мафии – это лишь небольшая часть российского населения. А ведь русские купцы издавна славились своей честностью! Все изменилось после революции, когда стали сажать в тюрьму за «спекуляцию» и «расхищение народного добра». А без этого люди часто не могли существовать в условиях социалистической экономики. В нынешней России о богатых людях часто говорят «наворовал», потому что сложно достичь успеха и заработать денег, если ты не коррумпирован, если ведешь дела честно и не скрываешься от налогов. Так поступают почти все бизнесмены и чиновники. Иногда они попадаются с поличным и оказываются фигурантами громких дел. Но разве можно судить по ним обо всех российских мужчинах в целом? Среди последних очень много честных, трудолюбивых людей, которые никогда не возьмут чужую копейку.

Миф четвертый. Русские мужчины нечистоплотны

Почему-то миф о «немытой России» очень живуч. Хотя русские (и мужчины в том числе) еще до появления водопровода как минимум раз в неделю мылись в бане. В отличие от жителей Западной Европы. Так, известно, что испанская королева Изабелла вымылась с головы до ног всего один раз – перед свадьбой. А о французском «короле- солнце» Людовике XIV говорят, что он принимал ванну всего дважды за всю жизнь… Сегодня европейцы из экономии применяют для мытья уже использованную воду. А вот русские любят мыться в проточной воде. Кстати, само слово «славяне» означает «льющие воду». Что же касается непосредственно наших мужчин, то есть среди них, конечно, и грязнули. Но все же большинство имеют полезную привычку принимать душ.

Миф пятый. Русские мужчины невоспитанные

Наверное, этот миф возник из-за Хрущева, якобы стучавшего ботинком по трибуне в ООН. Да, русские часто ведут себя эмоционально и несдержанно. Но зато большинство российских мужчин помогут даме донести тяжелые сумки, заплатят за нее в кафе, подадут пальто, придержат перед ней дверь… А на Западе – равноправие, и там от представителей сильного пола таких поступков по отношению к женщине не дождешься. И кто более воспитанный?

Миф шестой. Русские мужчины ходят в ушанках

Да, ушанка русской зимой является самым подходящим головным убором для мужчин. Но ушанки носят и мужчины других стран. Так, она является частью обмундирования некоторых воинских частей Канады и частью зимней формы немецких полицейских. Но в теплое время года ни один русский мужчина надевать ушанку не станет.

Миф седьмой. Русские мужчины хороши в постели

У российских мужчин в среднем куда меньше комплексов, чем у их западных собратьев. И геев среди них меньше, да и физической конституцией жителей нашей северной страны бог не обидел… Поэтому они часто выгодно отличаются в глазах западных женщин от их собственных соотечественников.

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.