Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит….

«…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит….

«История памятника Н.М. Карамзину»
Идея увековечения памяти русского писателя и историка Н.М.Карамзина у него на родине, в Симбирске, принадлежит представителям местного просвещенного дворянства: П.М. Языкову и А.М. Языкову (братьям поэта Н.М. Языкова), генерал-майору П.Н Ивашеву и князю Ю.С.Хованскому (отцу и зятю декабриста В.П.Ивашева).
В 1833 г. был создан комитет и организована Всероссийская подписка по сбору средств на сооружение памятника. Наибольший отклик эта акция получила в Симбирске и в Санкт-Петербурге, где в списке жертвователей значатся А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, П.А. Плетнев и др.
Комитетом была предложена идея мемориального комплекса, включавшего общественную библиотеку с мраморным бюстом историографа «в главной зале» и гимназическим пансионом (проект губернского архитектора И.И. Лизогуба). Но сторонников идеи памятника-монумента поддержал министр внутренних дел Д.Н. Блудов (1785-1864 гг.), литератор, близкий друг В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, издавший после его смерти, последний, 12-й том «Истории Государства Российского». При его содействии Императорской Академией художеств был проведен конкурс па проект памятника Н.М. Карамзину, в результате которого к рассмотрению были отобраны три работы: профессора архитектуры А.Тона, академика X. Мейера и А.Брюллова, впоследствии, отказавшихся по разным причинам, дорабатывать проекты.
В марте 1835 г. к работе над памятником приступил академик скульптуры, профессор Академии художеств С.Н. Гальберг, «сообразуясь по возможности с общим видом проект господина профессора А. Тона». Проект был завершен к 10 августа 1836 г. и представлен на утверждение в двух вариантах: осуществленный, на пьедестале которого установлена муза истории Клио, и второй, где «сам Автор: Карамзин стоит оперши скрижали своей Истории на колонну - эмблему несокрушимости». Оба проекта «на боковых фасадах пьедестала» размещали горельефы, темы которых были предложены Д.Н. Блудовым, и отражали в аллегорической форме действительные факты из жизни писателя. После смерти С.Н. Гальберга в мае 1839 г., успевшего выполнить глиняные эскизы и карандашные рисунки к проекту, работу над монументом, под наблюдением Совета Академии Художеств, продолжили его ученики.
Статую музы истории Клио изготовили П.А. Ставассер и А.А.Иванов; бюст Н.М.Карамзина - Н.А.Рамазанов и К.М. Климченко; горельеф «Карамзин, читающий историю» - Н.А.Рамазанов, горельеф «Карамзин на смертном одре» — К.М. Климченко.
Отливка бронзовых деталей монумента была осуществлена в литейных мастерских Академии художеств под руководством известного скульптора, барона П.К. Клодта. Необходимые для пьедестала «цельные три, большие куска одинакового красного гранита» были доставлены в Петербург из Финляндии и обработаны, в соответствии с проектом, «монументальным мастером» С.Л. Анисимовым. Им же была выполнена надпись на лицевой грани пьедестала из накладных позолоченных букв, текст которой составлялся с привлечением Министерства народного просвещения и утверждался самим императором Николаем I.
Летом 1844 г. тверской крестьянин Тимофей Михайлов доставил «поводе» весь памятник (с датой «1844 год») на симбирскую пристань, где он пролежал до июля 1845 г., пока не был подготовлен надежный фундамент под многотонный памятник («вниз до 8 аршин»). В спешке забыли поменять дату установления, которая до сегодняшнего дня стоит на пьедестале 1844-ым годом.
Вопрос о месте установки монумента обсуждался с 1833 г., но приоритетной оказалась площадь, образованная «по повелению» Николая I в 1836-1845 гг., при реконструкции центральной части города, между домом губернатора (утрачен в 1969 г.) и Никольской церковью (утрачена в 1930-х гг.) на востоке, зданием классической гимназии на юге, высокой кирпичной стеной Спасского женского монастыря (утрачен в 1930-х гг.) на западе, и построенного в 1841-1843 гг. зданием городской управы на севере.
Памятник был установлен в центре площади по оси ул. К.Маркса (бывшей ул. Дворцовой).
Торжественное открытие монумента состоялось 04.09.1845 г. в присутствии сыновей писателя Андрея и Александра Карамзиных, поэта Д.П. Ознобишина, прочитавшего, посвященную историку, стихотворную оду и академика П.М. Погодина, составившего «Историческое похвальное слово» в честь Н.М. Карамзина.
В 1855 г. вдова Андрея Николаевича Аврора Карамзина, в память мужа, погибшего на Крымской войне, установила вокруг памятника железную ограду с медными вызолоченными сверху спицами (изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле).
В 1866-1869 гг. по проекту городского архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника был разбит сквер.
Использовав античную форму гермы — прямую посадку головы, обнаженную грудь, римскую тогу, лавровый венок - автор, по мнению современников, «достигает поразительного сходства», уловив «лучший, характерный сия лица момент». Открытый, внимательный, устремленный вдаль взгляд, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу передают напряженную работу души и мысли, создавая образ просветителя и патриота. Под бюстом надпись из накладных букв: Н.М.Карамзину историку российского государства повелением императора Николая I-го I844года.
На северной боковой грани помещен горельеф «Карамзин, читающий историю», представляющий чтение писателем императору Александру I глав «Истории Государства Российского» 18 марта 1811 г. в г. Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны.
Изображенный справа Н.M. Карамзин, облаченный в римскую тогу, читает свиток, сидящему в кресле, на фоне российского двуглавого орла, Александру I и опирающейся сзади на его кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев.
На южной боковой грани постамента помещен горельеф «Карамзин на смертном одре», отражающий в иносказательной форме достоверный факт пожалования 13 мая 1826 г. императором Николаем I смертельно больному писателю пенсиона по 50000 руб. ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его семьи, больной Карамзин, в окружении жены и старших детей, изображен в момент получения известия о царском подарке, ставившим раздел между ним и опальной интеллигенцией России. Приподнявшись на ложе, в правой руке он держит свиток Высочайшего рескрипта, а останавливающим жестом левой обращается к крылатой богине Фортуне с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа.
Монумент установлен на цоколе из четырех блоков полированного красного гранита.
Памятник обнесен четырехугольной железной оградой (8.0 х 8.0 м, высотой 1.60 м). Звенья с копьевидными завершениями скреплены между собой штоками с навершиями в виде рельефных шишек и кронштейнами у подножия.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный вид памятника.
К началу 1930-х гг. были сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена надпись на пьедестале, исчезла позолота верхних окончаний ограды, свинцовая расчеканка швов гранитных блоков. В конце 1940-х гг. была восстановлена надпись на пьедестале (без позолоты).
В 1967 г. работником Московского скульптурно-производственного комбината Художественного фонда Л.Я.Урисом были заново перепатинированы, без снятия основной патины, фигура музы Клио, оба горельефа и бюст Н.М. Карамзина; гидроизолированы места крепления анкерных болтов плинта и трещина на южной стороне пьедестала, заделаны эпоксидной смолой выколы гранита, швы между гранитными блоками разделаны под свинец. Восстановлены утраты ограды: изготовлены два кронштейна, восемь крепежных (торцевых) гаек, двенадцать наверший в виде рельефных шишек на штоках, страда очищена от старой окраски и ржавчины, покрыта защитной черной эмалью. Литейные работы были выполнены на Ульяновском моторном заводе.






Столетье протекло!.. Безмолвен знаменитый

Наш русский Златоуст, обворожавший слух!

Но вещий глас его, творенья - не забыты:

В них слово искренно, в них слышен Русский дух!

Народный славе он сочувствовал сердечно,

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

Д. Ознобишин. 11 Симбирский юбилей Н.М. Карамзина. С - к, 1867, с. 148 - 150.

По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным военачальникам. Так что намерение сибирян соорудить памятник Карамзину было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим самодержцем Всероссийским.

По сохранившимся в архивах документам нельзя однозначно сказать, кто именно первым подал мысль о необходимости сооружения памятника Карамзину в Симбирске, но всё говорит за то, что застрельщиками безусловно явились генерал-майор Пётр Никифорович Ивашев (Сподвижник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., отец декабриста), трое братьев Языковых, а также их ближайшие знакомые князь Ю.С. Хованский, отставные штаб-ротмистр П.А. Бестужев и капитан-лейтенант А.Д. Валуев. В пользу приоритета в этом деле Ивашева и Языковых говорит и тот факт, что П.Н. Ивашев, Александр, а потом и Петр Языковы были избраны членами комитета по сбору средств на памятник Карамзину.

В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс на проект памятника Карамзину. Совет Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все представленные проекты не удовлетворили министра внутренних дел. В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани, Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.

В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.

Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля.

Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К.М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей "Истории" Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: "Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 год". Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио - 3,55 метра.

История создания монумента


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге
  • Памятник Никитину

Смотреть что такое "Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)" в других словарях:

    Памятник Н.М. Карамзину (Ульяновск) - Памятник Н.М. Карамзину Памятник Н.М. Карамзину монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил… … Википедия

    Ульяновск - город, ц. Ульяновской обл. В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан гор. Синбирск как ее начальный пункт. Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившей название от Синбирского городища (20 км … Географическая энциклопедия

    УЛЬЯНОВСК - (б. Симбирск, до 1780 Синбирск) обл. центр РСФСР. Родина В. И. Ульянова Ленина, переим. в его честь 9 мая 1924. Расположен на берегах pp. Волги и Свияги. На 1 янв. 1972 382 т. ж. (в 1897 42 т. ж., в 1923 67 т. ж., в 1939 98 т. ж., в 1959 206 т.ж … Советская историческая энциклопедия

    Ульяновск - (до 1780 – Синбирск, до 1924 – Симбирск) город, центр Ульяновской области РСФСР. Расположен на берегах Волги и Свияги. Транспортный узел: ж. д. линии на Москву, Казань, Уфу, Саратов; речной порт (см. Волжского бассейна речные порты),… … Большая советская энциклопедия

    Памятник букве Ё (Ульяновск) - История создания памятника Памятник букве Ё. Автор А.Зинин Памятник в день открытия … Википедия

    Гальберг, Самуил Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гальберг. Гальберг Самуил Иванович Род деятельности: Скульптор Дата рождения: 13 декабря 1787(1787 12 13) … Википедия

Памятник Карамзину в Ульяновскеустановлен в честь русского писатели и историка. Автором монумента является Гальберг Самуил Иванович, талантливый скульптор. Память о великом писателе в виде монумента была оставлена по просьбе братьев поэта. Карамзин часто с осени до весны жил в Симбирске в частном особняке, расположенном на Старом Венце. Писатель внес неоценимый вклад в русскую литературу.

История создания памятника

История памятника Карамзину в Ульяновске берет свое начало с 1833 года, когда тринадцатого июня губернатор Загряжский подал прошение царю Николаю Первому о создании монумента писателю. Документ был подписан 38-ю симбирскими дворянами.

Император удовлетворил просьбу. Нужны были средства на постройку памятника. Первые взносы сделали братья и дворяне, подписавшие прошение. Вскоре все деньги были собраны, но встал вопрос об облике монумента.

Создание памятника

Конец спорам был положен царем. Николай Первый приехал в Симбирск в августе 1836 года. Император лично указал место и назвал имя того, кто будет заниматься созданием монумента. Так, памятник Карамзину в Ульяновске (в те времена город назывался Симбирск) был поручен профессору Гальбергу.

Монумент должен был быть установлен между городским магистратом и гимназией, рядом с ограждением Спасского монастыря. Для работы Гальбергу отводилось три года. По планам, памятник должен был окружаться золотыми барельефами.

Средства на многие материалы были выделены из казны. Но приступил к работе профессор только черед два года. Он умер в мае 1839 года, так и не успев полностью завершить свой шедевр. Доделывать монумент пришлось ученикам профессора.

Описание

Памятник Карамзину в Ульяновске создан в духе тех времен, выполнен в стиле классицизма. На пьедестале возвышается статуя Клио, музы истории. В правой руке у нее скрижали, жертвенник бессмертия. Это главная книга Карамзина. В левой руке музы находится труба, с помощью которой она вещает о российской жизни.

В монументе выдолблена небольшая ниша, в которой находится бюст писателя. Пьедестал памятника украшен горельефами. На северном изображен сам Н. М. Карамзин, читающий отрывок из своего произведения в присутствии императора и его сестры. На другом горельефе писатель изображен на смертном ложе, которое окружено семейством поэта.

Все фигуры запечатлены в античных одеждах. На пьедестале была отлита медными буквами надпись о том, кому посвящен монумент. Его высота - 8,52 метра, у пьедестала - 4,97 м, у статуи Клио - 3,55 м. Пьедестал памятника сделан из красного гранита, привезенного из Финляндии. Изготавливалась эта часть монумента в Петербурге скульптором Анисимовым.

Бюст Карамзина, горельефы и статуя Клио отлиты из бронзы в Академии искусств. Руководил работами профессор Клодт. Все детали памятника были привезены в Симбирск в 1844 г. с большими сложностями, а следующей весной прошли подготовительные работы.

На открытии монумента двадцать восьмого августа 1945 года в соборе собралось дворянство, купцы, воспитанники духовной семинарии и гимназии. Пришло множество горожан. Все они после панихиды отправились на площадь, где был установлен и открыт памятник. Сам писатель и не предполагал, что за свои произведения он будет увековечен.

Карамзин очень любил романы Вальтера Скотта. Писатель очень хотел поставить ему памятник в саду собственного дома. Оказалось, что и сам Карамзин стал не менее любимым литератором.

Дальнейшее обустройство и описание памятника Карамзину в Ульяновске

Сначала, как только монумент был установлен, он был обнесен деревянной решеткой. В 1855 г. вдова старшего сына Карамзина, Аврора Карповна, занялась обустройством памятника.

По ее просьбе была удалена деревянная решетка и поставлена металлическая, богато украшенная золочеными медными окончаниями. В 1866 г. в Симбирске произошел большой пожар, и площадь вокруг монумента после восстановления стала радовать глаз зеленым сквером. А на каменном фундаменте появилась новая чугунная решетка.

Вторая жизнь памятника

В 1931 г. памятник Карамзину в Ульяновске чуть было не подвергся сносу. Монумент уже утратил свою первозданность. Позолоченные наконечники на ограде были сбиты, отколоты куски гранита чеканка и надпись уничтожены. Медную статую даже пытался продать через газету один предприимчивый горожанин.

Памятник отстояли Гречкин, директор исторического музея, и Вольсов, местный архитектор. В 1944 г. были заново отлиты буквы из меди для надписи. Вторую жизнь памятник Карамзину приобрел после капитальной реставрации, проведенной в 1967 г. Надпись, правда, оказалась несколько искажена. В первоначальном варианте слово год было отлито с «ъ» знаком на конце. В современном варианте этой буквы нет.

Н. М. Карамзин умер в мае 1826 г. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Петербурга. На могиле Карамзина установлен памятник из белого мрамора. Он выполнен в виде прямоугольного саркофага, украшенного позолоченным бронзовым венком.

Памятник историографу Николаю Карамзину в Ульяновске, открытый в 1845 году, хранит много загадок. В частности, до последнего времени было не совсем ясно, кто именно изображён на боковых барельефах его постамента. Точки над «i» расставила историк Елена Беспалова.

Жизнь в барельефах

Самая значительная часть симбирского памятника Карамзину - это мифологический персонаж - муза истории Клио, а скульптура самого историографа располагается в нише постамента. А ещё есть два барельефа на боковых гранях, в которых запечатлены главные моменты жизни историка. Все персонажи на них, по традиции - в античных одеждах.

Фото: wikipedia.org

Какие именно моменты изобразить на барельефах, в 1834 году предложил министр внутренних дел Дмитрий Блудов, близко знакомый с историографом.

Бронзовые барельефы украшают постамент с северной и южной стороны. Тему северного барельефа Карамзин сам упоминает в посвящении «Истории государства Российского» императору Александру I», где рассказывает о «незабвенных», «счастливейших» для него минутах в 1811 году, когда в Твери читал монарху главы своей книги.

Карамзин Фото:

Понять, кто есть кто на этом барельефе, не составляет труда: сам историограф, стоя, читает свиток. Ему, сидя в кресле, внимает сам император. На спинку кресла опирается женская фигура. Известно, что при чтении глав «Истории» присутствовала младшая сестра императора великая княгиня Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским генерал-губернатором принцем Георгом Ольденбургским.

Пенсион «под занавес»

Елена Беспалова со ссылкой на исторические документы «расшифровывает» каждую из фигур не столь очевидного южного барельефа, на котором Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении «семейства и друзей» в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона в 50 000 целковых - ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей.

Скульптор Самуил Гальберг, претворяя идеи Блудова в своём проекте, изобразил Карамзина, окружённого тремя фигурами: две женские, одна из которых, находящаяся в центре группы, изображена с возведённой к небу рукой (словно обращается к Божьему Промыслу), и одна - мужская, расположенная на переднем плане. Вероятно, в женской фигуре с поднятой рукой автор проекта изобразил жену Николая Карамзина Екатерину Андреевну, повторяющую движение руки умирающего. В другой женской фигуре, считает автор книги, следует видеть либо его старшую дочь, 24-летнюю Софью Николаевну, или её сестру Екатерину, четырьмя годами младше. Действительно, как свидетельствовал князь П. А. Вяземский, в последние дни жизни Карамзина «две дочери, уже тогда взрослые, разделяли вместе с матерью нежные и беспрерывные о нем попечения». Перед умирающим - крылатая Фортуна с рогом изобилия, рассыпающиеся богатства из которого подбирает младенец на полу.

Южный барельеф памятника Николая Карамзина. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

За спиной умирающего - мужская фигура. Может быть, это кто-то из сыновей? Но самому старшему сыну Николая Михайловича, Андрею, тогда исполнилось только 11 лет. По свидетельству князя Вяземского, едва ли не единственным другом, находившимся постоянно при смертном одре Николая Михайловича, был другой симбирянин - Александр Иванович Тургенев (1784-1845гг.).

Александр Тургенев. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

Он оказался не только свидетелем смерти и похорон Карамзина, но являлся, бесспорно, самым добросовестным их хроникёром, рассказавшим обществу о последних днях Николая Карамзина. Кстати, эта же личность связана с кончиной другого великого россиянина - Александра Пушкина. Именно Александр Тургенев отвёз его тело из Петербурга в родовую усыпальницу Святогорского монастыря.

Кого имел в виду Гальберг, помещая мужскую фигуру в изголовье умирающего Карамзина, сомневаться не приходится.

Елена Беспалова в своей книге «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске (история создания по документам, письмам и периодическим изданиям)» подмечает даже некое портретное сходство изображённого мужчины с многочисленными гравированными портретами А. И. Тургенева. Кстати, книга выйдет в свет в ноябре этого года.

Открытием года можно назвать «расшифровку» южного барельефа.

«Чугунная баба»

Считаете ли вы памятник Николаю Карамзину – украшением и визиткой города?

  • Да, это наш выдающийся земляк, и памятник очень удачный.
    88%
  • Да, но есть нюанс: на памятнике есть два аллегорических барельефа, понятные далеко не каждому.
    4%
  • Нет, потому что сам Карамзинский сквер в настоящее время не в лучшем состоянии.
    8%
  • Мне всё равно, я не знаю, кто такой Николай Карамзин.
    0%

Статуя Клио была привезена в Симбирск в 1843 году и пролежала на берегу Волги почти два года, пока не доставили из Петербурга пьедестал и бюст Карамзина.

Аллегорический характер монумента значительно уменьшает производимое им впечатление. Люди, включая вполне образованную прослойку, не могли понять, почему персонажи представлены полуобнажёнными, в античных одеждах. Простой народ, не имея понятия о музе истории Клио, считал статую на пьедестале изображением жены историка.

А сам памятник был известен в народе как «чугунная баба».

Значение барельефов не могли объяснить и интеллигентные люди, за исключением тех, кто специально интересовался подробностями проекта памятника. Интересно, что сам скульптор профессор Самуил Гальберг хотел поставить на пьедестал статую самого Николая Карамзина и сделал два прекрасных глиняных эскиза, но, вероятно, по чьему-то настоянию ограничился только бюстом историка, а на пьедестал поставил музу.

Из книги Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования»

Цифры и факты

Памятник Карамзину стал вторым в серии монументов XIX века, посвящённых деятелям науки и культуры. До этого момента памятники посвящались лишь монархам и историческим деятелям далёкого прошлого. Первым памятником деятелю недавнего прошлого стал памятник Михаилу Ломоносову в Архангельске (1832 г.), третьим – Гавриилу Державину в Казани (1847 г.). Эти три памятника выполнены по единому принципу, когда на постаменте находится некое аллегорическое изображение, а бюст самого героя – в нише постамента. Первым памятником в России, где высшую точку занимает сам его герой, стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга (1855 г.).

Мнение эксперта. Год на «троечку», или эпоха без гармонии

Сергей Петров, краевед, доцент Ульяновского госуниверситета:

- Объявленный нашими властями «Год Карамзина» проводится крайне слабо. Возьмём книгоиздание. Уже август заканчивается, а не изданы важнейшие книги, посвящённые Карамзину, в том числе профессора Любови Сапченко и Елены Беспаловой. До сих пор не вышел сборник прошлогодней конференции, посвящённой историографу. Но ведь дорого яичко к Христову дню! Все эти книги должны были попасть в руки наших земляков ещё в начале года!

Много лет говорили, в том числе и я, что у нас нет ни словаря Н. М. Карамзина, ни «Карамзинской энциклопедии». Нет его настоящей летописи жизни и творчества. Очень тревожные сведения поступают по поводу главного мероприятия года Карамзина: обещали, что 12 декабря должно быть открыто реконструированное здание областного госархива. Есть опасения, что событие в намеченный срок не состоится.

Значительные деньги потрачены на изготовление слов из пластмассы, которые выставлены вдоль фасада ДК «Губернаторский», такие как «гармония», «эпоха»… Якобы эти слова ввёл в оборот Карамзин. Когда я проверил по словарям XVIII века, оказалось, что это сделали другие люди, старшие современники Николая Михайловича. Доверились интернету - и вот результат.