Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Танцы со строгим этикетом. Балы и традиции

Танцы со строгим этикетом. Балы и традиции

Ах, какой был изысканный бал,
Бал, какого еще не бывало,
Их сиятельство граф
Всех у входа встречал,
Красотою графиня блистала.
Андрей Макаревич

Для школьных и внешкольных педагогов по-прежнему актуальна такая форма общения детей, как танцевальный вечер. Организации и методике его проведения посвящено немало статей в центральных изданиях. Одной из важнейших разновидностей танцевальной программы остается бал. Предлагаемая разработка рассчитана на участников от 13 до 18 лет.

Связь времен

Танцевальная программа (дискотека, бал) – это специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в соответствующей статье сообщается: «Бал (франц. bal , итал. ballo , нем. Ball от ballare – «танцевать») – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.

Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно и лишь в новейшее время несколько упрощен.

Начало им (балам) положено Петром I заведенными тогда ассамблеями. <…> Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. <…> С тех пор балы вошли в жизнь как обычное увеселение. Балы торжественные даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож…»

Требования к подготовке

Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако в ходе подготовки возникают и значительные трудности: незнание подростками правил поведения на балу и старинных танцев (полонез, котильон и т.д.). Для того чтобы ребята во время бала не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют свое мастерство на суд жюри.

Использование бала в качестве танцевальной программы принесет наилучшие результаты, когда в детском объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи.

Проведение бала в XXI веке является обращением к культурным образцам прежних эпох, другими словами, в основе этого мероприятия лежит моделирование, имитация – ролевая игра. Целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета, исторического или литературного. Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому есть смысл заранее проговорить роли в детском коллективе).

Бал лучше всего проводить в достаточно большом коллективе: три-четыре старших класса или загородный лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются в группы по четыре-пять человек и исполняют игровые роли родственников, приятелей.

Уточним список главных персонажей бала:

Два распорядителя;

Хозяин и хозяйка;

Герои бала с дамами или кавалерами (две-три пары);

Восемь меценатов;

Организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумие».

Распорядители

Надо подумать о выборе распорядителей бала. Желательно, чтобы распорядителями были пара: молодой человек и девушка, и лучше, если они будут уметь танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.

Герои бала

Наш опыт свидетельствует, что весьма уместными на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в школе (лагере) раньше. В опыте лагеря старшеклассников «Кентавр» бал хорошо сочетается с целой серией предваряющих его конкурсных программ: Рыцарский турнир, Круг ножей, Колизей (соревнование мальчиков и юношей в игровом фехтовании). В итоге на балу появляются настоящие герои. Дело в том, что в императорской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, богачи из сказок). Думается, что в методическом плане было бы дурным тоном назначить героев бала волевым решением. Это должны быть настоящие герои. Такие герои в ходе бала будут заслуженно пользоваться особым вниманием, с ними будет связана сюжетная линия общего действа – награждение и чествование.

Любое хорошее настоящее воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не случайно в определении бала есть формула «собрание… лиц обоего пола», поэтому в центре действа следует поместить юношей и девушек. Мы достаточно скептически относимся к варианту выбора королевы и короля бала. Лучше, если право быть героем бала будет заслужено не красотой костюма или лица, а действительно важными для всего сообщества достижениями.

Меценаты

Еще при подготовке к балу необходимо выбрать так называемых «меценатов», тех, кто будет выставлять призы на конкурсы для гостей бала. Лучше всего, если в качестве меценатов выступят наиболее авторитетные педагоги и старшеклассники, чьи призы хотели бы получить многие старшеклассники. При этом можно пойти разными путями: сделать список меценатов открытым либо, наоборот, тайным. Стоит предварительно подготовить всех тех, кто будет дарить свои призы участникам бальных конкурсов. Пусть предполагаемые меценаты заранее подумают, что именно они могли бы подарить. Расскажите им, какой конкурс будет проводиться для розыгрыша конкретного приза. Важно, чтобы человек, вручающий приз, подготовил речь, которую он будет говорить, когда станет награждать победителя «своего» конкурса. Не забудьте предупредить, что речь должна быть короткой, не более одной-двух минут, в ней он должен сказать, почему выбран тот или иной победитель.

Хозяин и хозяйка

Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствовавшие дамы не оставались без кавалеров. Чтобы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустившую даму.

Также важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, чтобы участники подготовились и могли отрепетировать самый первый и главный танец всего бала. Может сложиться ситуация, когда не один, а несколько человек отличатся от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того чтобы никого из ребят не обижать и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.

Важно создать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только развешивая и изготовливая с ребятами афиши, но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на балу, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Костюмы

В ходе подготовки бала есть важная и непростая задача – обеспечить внешний вид участников, соответствующий торжественности момента. Как показывает наш опыт, значительная часть подростков, юношей и девушек, не очень понимают, как подобрать адекватный гардероб. Отсюда возникают совершенно грустные моменты, когда на сцену в какой-то момент поднимается девушка в сапогах или юноша в нечищеных туфлях.

Взрослым также необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж. Кроме этого очень важно помочь ребятам продумать свой внешний вид (особенно это важно для девочек). Желательно это делать заранее, за несколько дней до бала. Может оказаться, что у ребенка не найдется чистой одежды и ее надо будет постирать и погладить.

«Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака – бархатное платье, на них двух – белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque (по-гречески). Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены».

Л.Н.Толстой

Поведение на балу

Распорядители и конечно же меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для ребят. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-учителям – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, чтобы дама записала их в свою книжечку и не забыла о данном обещании.

Хозяину и хозяйке необходимо помогать ребятам в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) – в таком случае надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.

Пространственно-временная организация бала

Один из самых важных моментов при проведении бала – его органичность в жизни детско-взрослого сообщества. Ситуация лагеря или выездного сбора актива школы, конечно, более подходит для этого дела. Однако если всю лагерную смену не заходила речь о бале и вдруг в последние дни мы решили провести танцевальную программу в форме бала, то вряд ли что-либо может получиться. В школе бал целесообразно приурочить к какому-либо событию, однако в конце учебной четверти старшеклассники могут не найти в себе дополнительных сил на подготовку к балу и участие в нем.

По нашему опыту, бал целесообразно устраивать примерно на 1,5–2 часа. Время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что ребята должны успеть одеться и настроиться на праздник. Желательно, чтобы и после окончания бала они не торопились снять свои красивые наряды и не спешили «бежать» на следующее, другое по эмоциям мероприятие. Важно, чтобы атмосфера праздника осталась с ребятами надолго. В условиях лагеря можно проводить данную форму с полдника до ужина: ребята после часа отдыха успеют одеться и привести себя в порядок, сходят на полдник и через полчаса, одевшись, будут готовы. Хотя самое оптимальное время проведения мероприятия – с ужина до вечерки / вечерних отрядных кругов.

Бал – явление достаточно специфичное и требующее усилий от участников, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все готовы танцевать в соответствии с бальным стилем либо вообще длительное время. В то же время у этих ребят имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями. Поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

Бальный зал, где разыгрывается основное танцевальное действие;

Шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;

Салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);

Салон «Остроумие» – на этой площадке предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои).

Оформление зала и реквизит

При подготовке бала важно обеспечить реквизит и музыку, необходимые для проведения мероприятия. Организаторам необходимо заранее запастись музыкальными записями,соответствующими бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.). Не стоит пренебрегать современными медленными танцами, даже хорошо, если они будут достаточно известными. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.

Бальных книжечек должно быть больше, чем девочек, желающих пойти на бал. Потому что, во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых, возможен вариант, что кто-то из дам в сильном волнении потеряет книжечку, тогда педагоги должны быть готовы предоставить новую взамен.

Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме) партитуру вечера , состоящую из музыкальных композиций и конкурсов. Тогда ребята смогут спланировать, кого и когда они решат пригласить на танец. А девочки соответственно смогут заранее понять, скольким кавалерам они готовы дать согласие на тур танца. Партитура может быть написана на стилизованном цветном листе формата А4.

Необходимо позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера и реквизите, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором проводится бал, будет действительно представлять из себя большой, светлый бальный зал. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, возможно, оно будет находиться на возвышении, например на сцене). Конечно, всегда остается вариант договориться с каким-либо музеем или другим культурным заведением города об аренде большого, светлого танцевального зала. При продумывании расстановки необходимо выделить место для проведения конкурсов. Важно, чтобы каждому участнику вечера было удобно наблюдать за конкурсной программой.

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.

Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Бальная книжка

Платье, драгоценности, веер и маленькая коробочка или книжечка, с изящным карандашиком-замочком.

Дивная безделушка, полудрагоценная, из черепахи, кости или перламутра, в сафьяновом переплете или с шелковой подкладкой, с бумажными или костяными страницами, иногда в фарфоровом или серебрянном чехле.

Она пригождалась не только строгим маменькам, но и порядочным дамам. А как же - все должно быть по порядку!

Вальс, мазурка, кадриль и даже ту-степ. Бальные книжки были в ходу не только у дам, но и у мужчин.

Элементарно они помогали не спутать партнершу в танце и помнить все свои обещания.

Бальный этикет не одобрял постоянного выбора партнеров для танцев - приличным считалось исполнить совместно три-четыре танца, в промежутке приглашая других партнеров.

Если верить Википедии, бальные книжки широко вошли в обиход на публичных балах в 20-х годах 19 века. Изначально их использовали только дамы, но постепенно приобщился и сильный пол.

Наиболее ранние варианты бальных книжек представляли собой веера из тонких пластин, скрепленных заклепкой и носимых в виде брелка, или в особом футляре.

До 40-х годов их могли печатать на фарфоре:

В 50-х годах дорогие материалы сменяются картоном, но зато возрастает дороговизна переплета, а отделка обложки переходит в разряд ювелирного искусства.

И хотя, по словам герцогини, бальные книжки в 90-х годах 19 века - это уже некий анахронизм, реально они существовали еще в начале 20 века.

Оригинал записи и комментарии на

Весна пришла в Москву поздно. Хотя на улицах ещё лежит снег, довольно скоро в школах прозвучит последний звонок, и у десятков тысяч молодых людей начнутся уже не детские хлопоты - сдача ЕГЭ и поступление в вузы. Ну а венец всех школьных тревог и радостей, конечно, выпускной. Правда, теперь на смену бюджетным школьным вечерам пришли выпускные балы, чем дальше, тем больше становящиеся проблемой для не очень обеспеченных родителей.

Бал как явление вообще входит в моду, и, помимо выпускных, проводятся многочисленные реконструкции исторических балов. О том, что же такое настоящий бал и чем он отличается от обычного танцевального вечера, мы поговорили со специалистом по церемониальной культуре России, профессором факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Оксаной Захаровой. Оксана Юрьевна - автор двух книг, посвящённых истории бальной культуры в России, а потому к понятию «бал» она относится с особым трепетом.

- Оксана Юрьевна, что же такое настоящий бал?

Сначала хотелось бы сказать о бальной культуре в России. Всё-таки нужно различать бал и танцевальный вечер. Сейчас балом могут назвать и простую ресторанную вечеринку - когда одни люди едят и кто-то рядом танцует. Такого никогда в России раньше не было.

- То есть бал - это не частная вечеринка…

Бал - это событие в жизни общества и это, прежде всего, церемония. У него было символическое значение, он выражал некую нравственную идею. Когда люди собирались на бал, они демонстрировали себе и миру свою нравственность и свою культуру.

Первые попытки ввести балы на Руси предпринимались ещё Лжедмитрием I. Но тогда это было слишком большим вызовом русской культуре. Сто лет спустя Пётр I вводит ассамблеи - «собрания лиц обоего пола», на которых предписывалось танцевать. Поначалу танцы были наказанием для русской публики, но у этого нововведения была своя идея - во-первых, сблизить все сословия (на балы приглашались не только дворяне), во-вторых, смягчить нравы русских в отношении женщин. И уже тогда существовало различение бала и танцевального вечера. На танцевальном вечере разрешались игры, вокальные номера, не было такого жёсткого дресс-кода… В общем, нынешние балы - это, скорее, танцевальные вечера. Ведь, строго говоря, если ты зовёшь на бал, то должны быть отдельные залы для танцев, игр и ужина, отдельные дамские комнаты, оркестр.

К балу долго готовились, дамы появлялись обязательно в новом платье… Но главное, бал - это не просто развлечение, у бала всегда была идея.

- Какая, например?

Придворный бал - особое явление, это политическое событие. Последний придворный бал в России проводился в 1904 году. Тогда на балу отсутствовал японский посол, что было замечено. В европейских газетах тут же написали, что Россия на грани войны с Японией. Повторяю, бал - это всегда церемониал, и даже в полонезе пары выстраивались строго в зависимости от положения в обществе.

Известны аристократические балы - знаменитые балы Голицыных, Воронцовых, Юсуповых.

Давались и общественные балы - они чаще всего были благотворительными. Кстати, у нас часто об этом забывают, что вход в высшее общество - это как раз занятия благотворительностью. Это было и в Европе, и в России. Во второй половине XIX века в России был бум благотворительных балов, и даже издавались указы, ограничивающие их проведение.

И даже партикулярные балы, которые устраивались частным лицом по случаю семейного торжества, несли определённую идею. Бал - это всегда демонстрация рыцарственности, преклонения перед женщиной. В этом смысл и мазурки, и многих других бальных танцев. Конечно, на танцевальном вечере тоже нельзя хамить дамам, но всё же поведение могло быть более свободным.

- В России довольно сильно реконструкторское движение, поэтому исторические реконструкции балов тоже не редкость. Вы считаете, им не хватает нравственной идеи?

Я знаю многих устроителей этих балов и уважаю этих людей, но одного я никак не могу донести до них. Восстанавливать танцы, костюмы - это хорошо, но чтобы бал действительно «живым», нужна одухотворяющая идея. Понимаете, мы сейчас берём только форму, прежней бальной культуры нет. Почему бы не сделать эти балы благотворительными - тогда бы в их проведении появился настоящий смысл.

- Сейчас слово бал ассоциируется, в первую очередь, со школьными выпускными. Это прощание со школой, с детством. Разве это не идея?

Когда девушка 16-17 лет впервые выезжала на бал - разумеется, в сопровождении маменьки и папеньки - это означало её вступление во взрослую жизнь. Но мне не известно ни одного случая в отечественной истории проведения бала по случаю окончания девушками или юношами какого-либо учебного заведения. Да и в честь чего его проводить? Какой подвиг они совершили?


- Но ведь были и молодёжные балы.

Конечно. Но в этом случае приглашали родителей, преподавателей. Если это женское учебное заведение, со вкусом одетые девочки демонстрировали гостям свои таланты. Устраивались выставки их работ - картин, вышивки, они пели на разных языках, танцевали… На глазах публики девочки и девушки демонстрировали то, чему они научились. А что происходит сейчас?

Какая-то вакханалия, когда детей катают на теплоходах и перекармливают в ресторанах - и всё это почему-то называется балом. Если вы хотите назвать это балом, надо год к этому готовиться. Поверьте, когда приходишь к молодым людям и объясняешь, что такое настоящий бал, они с радостью подхватывают эту идею.

- Сложно представить бал в современной школе - всё равно ведь мало кто умеет хорошо танцевать.

Наши предки считали, что танцы облагораживают человека, а потому они преподавались во всех учебных заведениях Российской империи. Но даже сейчас всё не так уж безнадёжно. На самом деле, достаточно нескольких мастер-классов, чтобы дети смогли участвовать в бале. Не сложно сшить и платье. Было бы ещё лучше, если в наших школах вместо одного урока физкультуры ввели бы урок танцев.

Но главное - я бы изменила сам принцип проведения бала. Что происходит сейчас? Родители сдают тысячи и думают, чем бы потешить чадо, как его развлечь. Я бы сместила акценты: наоборот, сами школьники должны развлекать родителей и учителей. Пусть они сами придумают программу. Какие-то сценки, номера, да пусть будет даже капустник. Я всегда говорю в таком случае детям: «Подумайте, что вы можете подарить светлое и доброе тем людям, которые все эти годы дарили тепло вам. Покажите, что вы можете».

- Но это будет уже не совсем бал…

Конечно, это будет именно выпускной вечер. И вообще, слово бал нужно употреблять осторожнее.

- Получается, настоящих балов в России нет и в ближайшее время не будет?

Конечно, та культура, которая была в России - мы даже представить не можем, насколько она была высокой - утеряна. Но не всё так плохо, шансы на восстановление традиции есть. 19 мая пройдёт XX благотворительный Венский бал в Москве, который будет посвящён героям войны 1812 года. Дебютантов отбирают не по красоте глаз и цвету волос. Меня приятно удивили вопросы об истории, о культуре и традициях. Отбор здесь жёсткий, и традиции - по мере сил - соблюдаются. Стоит только помнить, что это именно Венский бал, а в России была несколько иная бальная традиция.

Академия детского творчества, которая объединяет московские профессиональные художественные коллективы, тоже готовит детско-юношеский бал, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Я сама написала сценарий, мы проводим занятия по бальному этикету и истории. Бал состоится в сентябре, надеюсь, у нас всё получится.

Культура балов в России постепенно восстанавливается, причём происходит это «снизу», стихийно. Пока, правда, на уровне этикета. Это пока что уровень таблицы умножения. Бал как церемониал - это уже высшая математика.

Беседовал Борис Серов

Ваш сын или дочь оканчивают среднюю школу или колледж? Или может быть вы - выпускник? Ну, тогда примите поздравления! Конечно, вы должны решить, как вы собираетесь праздновать такой важный случай!

Шаги

    Примите решение о дате и времени. Это часто является наиболее трудной задачей всех выпускников. Если ваши гости должны прилететь из других частей страны, подумайте о том, чтобы провести вашу вечеринку в ночь или день после окончания школы. Таким образом, все ваши гости смогут отпраздновать с вами, пока они находятся в городе. Также вы можете подождать, пока все не окажутся в городе по какому-то поводу - возможно, кто-то собирается жениться в середине июня? В таком случае, вы можете провести вечеринку за несколько дней до свадьбы. Ваш день рождения через несколько недель после окончания? Может быть, вы могли бы устроить огромный день рождения и выпускной в одном лице? Что бы вы ни выбрали, будьте внимательны к вашим гостям и вашей семье - у них тоже есть планы.

    Обдумайте ваш бюджет. Вечеринки стоят дорого, поэтому выяснение вашего бюджета является ключевым фактором. Размер вашего бюджета, как правило, соответствует размеру вашей вечеринки. Вы на мели? Подумайте о проведении вечеринки с несколькими друзьями; вам придется сократить расходы на блюда и аренду вполовину или в треть. А может быть, вы можете позволить себе нанять хороший зал для приемов и ди-джея и организатора, то, чего вы обычно не в состоянии сделать. Ваши средства не ограничены? Тогда небо - ваш предел!

    Выберите место. Теперь начинается самое интересное! У вас масса хороших вариантов!! Есть так много привлекательных мест: ваш двор, местный парк, ресторан, кемпинг, необычный отель, парк аттракционов или пляж. Кто сказал, что выпускной бал должен быть душной вечеринкой в пыльной гостиной бабушки? Можно даже сделать вечеринку половина на половину: пусть ваши родители устроят свою идеальную вечеринку для вас и, если это не то, что вы хотите, проведите остаток вечера с друзьями. Покатайтесь на лодке на озере или отправьтесь в поход в следующие выходные. Празднуйте!

    Попросите в вашем местном зоопарке несколько дружелюбных животных напрокат, чтобы пообщаться с гостями. Поверьте мне, я пробовал это, это действительно классно!!

    Составьте список своих гостей. Обычно этим занимаются ваши родители, но не забудьте внести свой вклад. Школьные друзья, учителя и преподаватели должны быть в списке тоже. Однако, когда вы делаете этот список, будьте абсолютно уверены, что все, кто, как предполагается, выпускается в этом году, на самом деле выпускается. Это позволит вам избежать очень неловкого момента, когда вы пытаетесь пригласить кого-то, кто, как выясняется, на самом деле еще не закончил учебу.

    Купите и отправьте приглашения. Конечно, ваши гости должны получить основную информацию в письменном виде. Многие школы предлагают пакеты для приглашений, но часто по высокой цене. Тем не менее, ученики все чаще выбирают другие варианты, заказывают их в фото центрах или делают самостоятельно. Многие люди используют простые, рукописные приглашения и вручают их в школе или на работе.

    Создайте меню. Как ни прискорбно это звучит, но многие люди приходят на выпускные вечера просто из-за еды. Не разочаруйте! Сделайте свое меню соответствующим теме вашей вечеринки. Празднуете в своем дворе? Приготовьте бургеры на гриле, хот-доги, сделайте несколько холодных салатов. Подумайте о привлечении вашей семьи в приготовлении некоторых блюд, тогда у вас будет, например, знаменитый картофельный салат тети Анны. Или вы всегда можете доверить это организаторам. Хотя этот вариант может стать довольно дорогим, вы будете получать профессиональные услуги, и вы можете приятно провести время, общаясь с гостями вместо того, чтобы постоянно заботиться о приготовлении блюд.

  1. Купите украшения на ваш праздник! У вас есть масса вариантов: креп бумага, воздушные шары, скатерти, центральные украшения, плакаты и т.д. Большинство людей просто украшают зал, используя школьные цвета. Они также выставляют смешные фотографии ребенка, школьные проекты и спортивное снаряжение. Вы можете также создать какую-то гостевую книгу или футболку, чтобы гости оставляли вам свои подписи на память.

    • Это ваша вечеринка? Не забудьте принять и отправить открытки с благодарностью в течение месяца после вашей вечеринки. Если учитель приложил вам в открытку лотерейный билет, напишите ему о том, выиграли ли вы что-то или нет. Скажите спасибо всем, кто помог в планировании, оплате, и тем, пришел на вашу вечеринку.
    • Обычно вы можете найти недорогие выпускные украшения на магазинах «все по доллару» или на распродажах. Другой вариант для тех, кто планирует заранее, это посетить магазины и распродажи сразу после окончания сезона выпускных. Вы найдете удивительные скидки, которые вы просто не сможете пропустить.
    • Не забудьте взять приглашение, если вы посещаете чей-то выпускной вечер. Вложите ли вы в него деньги или нет, оно даст человеку знать, что вы были там.

    Предупреждения

    • Создайте хорошее последнее впечатление. То как вы поведете себя на этой вечеринке - это то, как приглашенные будут помнить вас!
    • Будьте готовы к неожиданностям! Может пойти дождь, поэтому спланируйте еще что-нибудь кроме барбекю в вашем дворе. Или может оказаться, что место, которое вы арендовали, возможно, случайно заказал кто-то еще. Поэтому всегда имейте запасной план!
    • Ни в коем случае не ведите машину в нетрезвом виде. Если вы выпили, будьте ответственны и либо выберите трезвого водителя, либо возьмите такси, либо проведите ночь в чьем-то доме. Позвоните родителям или родителям друга, если это необходимо. Умереть на выпускной вечер – вряд ли кто-нибудь об этом мечтает. Это ужасная трагедия.
    • Подумайте очень тщательно о доступности алкоголя, особенно если на вечеринке будут несовершеннолетние. Местные законы варьируются, но ответственность хозяина является огромной, если кто-то пострадает или попадает в аварию, выпив на вечеринке. Для большинства взрослых нет вечеринки без алкоголя, но хозяин должен иметь возможность контролировать, кто пьет и сколько. Есть случаи, когда люди теряют свои дома в судебных процессах, если судьи решают, что они повели себя как нерадивые хозяева.
    • Если вам достаточно лет, чтобы пить по закону, и у вас на вечеринке есть учителя, постарайтесь избежать пьянства и дурацкого поведения. Если вы пьете, тогда постарайтесь сохранить веселье до наступления темноты или к концу вечеринки.

Однако настоящей столицей балов можно считать Вену — после венского конгресса 1815 года зарождающаяся буржуазия начала развлекать светскую публику танцами и великолепной музыкой. И даже сегодня Венский оперный бал является важнейшим событием в Европе!

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские — гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — писал Пушкин.
Фото:

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов — семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Фото: Depositphotos

К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда и напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов. Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения.

Балы проходили в специальных залах — апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными, курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.

В зависимости от повода, программа мероприятия могла варьироваться. Угощение включалось в программу любого бала. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте.

Хозяин и хозяйка принимали гостей у входа. После приветствия гости направлялись в бальный зал. В перерывах между танцами можно было отдохнуть. Было принято ухаживать за теми дамами, с которыми мужчины сидели за столом.



Фото: ru.wikipedia.org

Одежде уделялось особое внимание. Короткие, до колен штаны были дресс-кодом для мужчин до конца 17 столетия, потом появится фрак с белой бабочкой и жилетом. Для дам шились легчайшие наряды — из шелка, газа, кружев. Бальное платье было укороченным, чтобы не мешать в танце. Бальные туалеты для молодых девушек на выданье были выдержаны в светлых тонах. Широко использовались украшения из живых и искусственных цветов. В те времена было не принято юным девушкам надевать дорогие массивные украшения. Нетанцующие дамы приезжали в длинных платьях из тяжелых тканей. Замужние женщины были обязаны появляться в головных уборах — легких шляпах, наколках из кружев или беретах.

Кстати, о беретах. Помните, у Пушкина А. С. «…кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит? Увы, давно я не был в свете ». Евгений Онегин, будучи на балу, не узнал Татьяну Ларину в эффектном головном уборе!

«О, времена! О, нравы! » На дворе двадцать первый век! И вновь появился интерес к балам, и каждый из нас стремится хотя бы раз побывать на таком мероприятии.