Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вас пригласили на бал: в чем пойти, как себя вести и другие советы. Как организовать бал без головной боли

Вас пригласили на бал: в чем пойти, как себя вести и другие советы. Как организовать бал без головной боли

На носу корпоратив, выпускной в школе или университете, а вы не знаете, как лучше отпраздновать это событие? Организация бала — вот что вам нужно. Бал в Москве — это еще не заезженный сценарий, в отличие от обычных застолий или .

Все-таки бал- это роскошное, грандиозное мероприятие , которое проводится с особым шиком. Изысканная обстановка, дамы в красивых длинных платьях, галантные кавалеры в смокингах и бабочках, веселье, танцы и кураж .

Виды балов

Это только на первый взгляд кажется, что балы все одинаковые. На самом деле их существует несколько видов. Мы готовы организовать любой под ваш запрос .

  • Венский бал в Москве
  • Осенний бал
  • Бал-маскарад
  • Молодежный студенческий бал
  • В детском саду

Для кого мы работаем

Если раньше балы были прерогативой исключительно аристократов, то сегодня классовые границы абсолютно стерты. К тому же, мы готовы устроить проведение бала даже в детском саду. Популярностью пользуются и . Особенно колоритными получаются выездные балы . Торжественное событие происходит в настоящем дворце, где декорациями выступают залы, в которых еще несколько столетий назад проходили такие мероприятия.

Не меньшей популярностью танцевальные вечера пользуются и у взрослой аудитории . Сотрудники компаний с удовольствием принимают участие в костюмированном представлении . Там они раскрепощаются и узнают друг друга получше. А уникальные фотографии в старинных платьях и смокингах еще долго рассматривают за обеденными посиделками.

Как организовать бал без головной боли

Танцевальное мероприятие относится к категории праздников с повышенной ответственностью. Именно поэтому ивент-агентство “МУР” уделяет организации балов особое внимание.

Предлагаем полный спектр услуг:

  • выбор места проведения торжественного события;
  • фотографа и видеооператора;
  • приглашенных артистов;
  • продуманный до мелочей сценарий;
  • живые статуи (Хостес, );
  • заказ автобуса;
  • небесные фонарики и т. д.

Вы всегда можете озвучить ваши идеи и пожелания . Организация балов от нашей компании проходит под девизом: “Мы делаем то, что хочет клиент… в рамках приличия ”.

Нужна ли репетиция

По всем канонам бал - это танцевальный праздник . И если раньше непременно танцевали вальс, полонез и мазурку, то сегодня из обязательной программы выбирается всего 1 классический танец.

Вот его крайне желательно отрепетировать заранее. Под присмотром хореографов пары отрабатывают танцевальные па. У профессиональных танцоров большой опыт обучения детей и взрослых. Они умеют сделать так, чтобы простые движения сложились в красивый танец . Обычно общим классическим танцем открывается вечер. Это очень эффектно смотрится потом на видео и задает настроение всему мероприятию.

В остальное время, в зависимости от сценария и места проведения, может играть миксы классической и современной музыки. Если это детский бал, то детские песни.

Когда проводятся балы

Бал в Москве – это волшебная сказка, которая не оставляет равнодушным никого. Разгар традиционно приходится на осень, зиму и конец весны . Проведение осеннего бала открывает сезон.

Зимой это обычно бал-маскарад , который отлично дополняет новогодние сценарии корпоративов. А весной школьники и студенты все чаще на выпускной просят организовать им бал в качестве прощального праздника.

Примите и вы новые традиции. Закажите организацию бала в компании “МУР”. Получите грандиозное торжество , незабываемые эмоции и роскошные фотографии на память.

Степень сложности подготовки


высокая

Декор


свечи, гирлянды, бархат, маски, цветочные композиции

Цветы


белые и темно-красные розы, фиолетовые тюльпаны, зеленый и белый бульденеж

Музыка


Бах, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукс, Перселл
Цвета

Фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный, черный, красный, белый, бордовый, пурпурный

Угощения

Медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курица с розмарином, французский хлеб, пирожные, печенье, торт, фрукты, шампанское

Тематические развлечения

Танцы, аукцион, прогулка, игра «Театр», танцевальные карты, голосование за лучший костюм, фотосессия

Идея тематической вечеринки бал - маскарад

Идея бал-маскарада заставляла быстрее биться сердце, и течь в венах кровь начиная с 16 столетия. Какой-то умный (или слишком влюбленный) француз придумал прийти на королевский бал в маске. Немного позже маска стала символом равенства богатых и бедных, умных и глупых, мужчин и женщин. В принимали участие лишь пестрые птицы без пола, возраста, даже, порой, голоса. Это была идеальная среда для вероломных интриг, сплетен, и, конечно же, запретной любви. А еще - человек в маске мог позволить себе быть другим. Одним маска помогала победить комплексы, а другим, напротив, позволяла тщательно скрыть свою развратную сущность. Истинное «Я» оставалось, где то там, в свете полдня. В полумраке же маскарадного бального зала рождался новый человек, который писал свою, загадочную историю. Так какой же будет загадочная история вашего праздника? Начинаем планировать вечеринку!

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРИНКЕ БАЛ - МАСКАРАД

1. Выбор темы маскарада

Выбор темы зависит от нескольких факторов. Прежде всего, вашего общего виденья праздника и предпочтений. Вот несколько опробованных на практике предложений:

Mardi Gras

(тематический для почитателей ярких цветов и красок, перьев, бурного веселья и танцев)


Призрак оперы

(более сдержанный праздник в духе викторианской величественной эпохи, с классической музыкой и соответствующим теме драматизмом)

Аристократический бал 18 столетия

(роскошное мероприятие, главным акцентом которого является помпезность нарядов, множество драгоценных украшений, изысканные кушанья)

Старый Голливуд

(мир гламура светской тусовки, представители которой кокетливо прикрывают взгляд изысканной маской)

Кроме того, на выбор темы может повлиять и место проведения праздника (для викторианского бала необходимо арендовать большой танцевальный зал, а для старого Голливуда хватит и скромной гостиной вашего дома). Ну и, конечно, бюджет. Если, например, «Голливуд» и «Призрак оперы» - малобюджетные мероприятия, то на «Mardi Gras» и «Аристократический бал» - придется основательно раскошелиться.


2. Приглашения на бал - маскарад

После того, как с темой определились - начинаем приглашать гостей. Доминирующим символом для любой темы праздника в духе , является, конечно же, .

Для лицевой стороны планшета такой стильной пригласительной открытки использована идея оформления венецианских будуаров. Стены расписаны золотом, мерцающие в свете канделябров цветы, дорогие, утонченные ткани…

Этот вариант более прост и экономен. Маску-основу вырезаем из плотной бумаги (картона), и декорируем, с использованием подручных средств. Вместо серпантина (или вместе с ним) можно использовать аэрозольные серебряные блестки на основе клея или металлизированные крупные «горошины» конфетти.
Текст приглашения формулируем произвольно. Важно указать дату, время, тему праздника, место, дресс-код, и сроки RSVP информации.

3. Наряды для бал - маскарада

Нет ничего хуже, чем тематический праздник с гостями, которые проигнорировали строку о дресс-коде. Маскарад без костюмов изначально обречен на провал. Избежать неловкостей, конфузов и испорченного настроения помогут три простых правила:

I. Пригласительные открытки нужно вручить всем гостям как минимум, за две недели до мероприятия;

II. Ставить вопрос о дресс-коде четко, громко и категорично.

Постарайтесь объяснить своим гостям, что благодаря их сказочным костюмам тема вечеринки «оживет», что во время эпохи Возрождения маскарады проводились лишь для избранных, элиты общества, и под конец - объявите конкурс на самый лучший карнавальный костюм (с последующим вознаграждением победителя).

III. Подготовьте запасные маски для тех гостей, которые страдают «дефектами слуха», или - слишком прагматичны по своей сути, чтобы прочувствовать всю глубокую философию будущего праздника.

Запасная , вместе со строгим указанием: мужчины во фраках, женщины - в вечерних платьях - вполне способна спасти бал-маскарад, который может оказаться на грани провала.

А если гости добавят к наряду маленькую изюминку - туфли в стиле ярких птиц Рио - получится замечательный маскарадный туалет.

Костюм для бал-маскарада может быть как тщательно продуманным помпезным нарядом так и неким юмористическим образом с эротическим подтекстом.

Мужчины так же, в зависимости от темы праздника, могут прийти как в строгом фраке с бабочкой, так и в костюме развязного пирата в треуголке, или Зорро.

4. Маски для вечеринки бал - маскарад

Отличным решением для дорогого бала в духе Средневековья станет вот такая на основе гипса.

Сделать ее можно в домашних условиях, применив немного подручных средств и художественного таланта. Для одной маски понадобится: 20 лент медицинского гипса на марлевой основе (шириной 2,5 см и длиной 4 см), жирный крем, вода. Смажьте лицо кремом (чтобы избежать раздражения и аллергической реакции), наложите размоченные в воде гипсовые полоски. Позвольте гипсу высохнуть у вас на лице. С помощью острого ножа придайте готовому оттиску нужную форму. А дальше - дайте волю творчеству и фантазии.

Более простой вариант - маска-очки из ткани. Гипюр, жемчуг, стразы, кожа - это лишь малая часть инструментов, способных сделать женский взгляд из-под маски таинственным, загадочным, совершенным.

И самый элементарный вариант маски - гипюровая повязка на глаза. Тайна, экспрессия, харизма - это только несколько слов, из плеяды тех, которые вы услышите благодаря маске в свой адрес на вечеринке.

5. Декор для бал - маскарада

Идеальным местом для бал-маскарада станет танцевальный зал эпохи Ренессанса. Гобелены, картины, канделябры со свечами, громоздкая резная мебель… К сожалению, таких во всем мире осталось не больше десятка, да и те - музеи. Что же делать? Вернуть свой (или арендованный) дом на несколько столетий назад во времени!

Драпировка . Купите несколько отрезов бархата для драпировки стен «бального зала». Отлично подойдут бордовые, темно-зеленые и темно-синие ткани.

Свечи . Бал-маскарад требует создания романтический, загадочной атмосферы. Отключите центральное яркое освещение на вечер, воспользуйтесь боковыми светильниками и красиво оформленными свечами.

Маски . Маскарадные маски (с перьями, стразами, лентами) станут отличным украшением для стен, стола, входных дверей вашего дома.

Бокалы . Для вина, шампанского, других напитков стоит тоже декорировать в духе праздника.

Меню . Если вы планируете фуршет с самообслуживанием, то этот атрибут вам не понадобится. А если ваш бал-маскарад по сценарию должен медленно превратиться в званый ужин - подготовьте для каждого гостя такое меню. Впечатление о вашем празднике возрастет в несколько раз.

Гирлянды . Необычные подвески из цветов или бабочек придадут вашему вечеру шарма, необычности, загадочности.

Другое для маскарада . Серебряные, золотые, фиолетовые, зеленые воздушные шары, серпантин и электрические гирлянды тоже можно использовать в качестве декора для бал-маскарада (особенно, если тема праздника Mardi Gras). Для яркого праздника подойдет и живая зелень в качестве декора, и разноцветные ленты.

6. Музыка для взрослой вечеринки бал - маскарад

Участники бал-маскарада эпохи Ренессанса слушали элитарную музыку того времени: Баха, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукса, Перселла. Пластинки и диски с классической музыкой можно найти в продаже. Вечные мелодии будут задавать тон вашему вечеру, поощрять гостей войти в образ, пообщаться на вечные темы и просто хорошо провести время.

ХОД ВЕЧЕРИНКИ БАЛ - МАСКАРАД (СЦЕНАРИЙ)

1. Развлечения на маскараде

Конечно, основным видом деятельности на бал-маскараде являются танцы. Классические (если вы при французском или итальянском дворе), зажигательные латинские (если вы на ярком карнавале). Неплохо было бы, если бы кто-то из гостей сделал имениннику необычный подарок - пригласил инструктора по бальным танцам для праздничного мастер-класса.

Можно также обыграть на вашем празднике идею танцевальных карт. Помните, при дворе Людовика 14 дама танцевала следующий танец с тем кавалером, имя которого значилось в ее карте. А еще можно поэкспериментировать с танцевальной картой, и внести туда не реальные имена ваших гостей, а имена героев, в которых они перевоплотились.

Игра «Театр»

Интеллектуальное, творческое и вместе с тем - веселое занятие. Гости делятся на две команды. Одна команда составляет короткий сценарий, другая - выполняет указания «режиссера». Основой сценария может стать известный фильм (на который вы общими усилиями сделаете пародию), театральное представление, или детская сказка.

Обязательный конкурс, который нужно провести среди ваших гостей, если они пришли на праздник в маскарадных костюмах и тщательно поработали над своим образом. Устройте тайное голосование (установив ящик для записок с голосами в прихожей), или - явное (посредством подсчета самых громких аплодисментов в адрес того, или иного героя вечера). А победителя наградите призом.

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.

Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Бальная книжка

Платье, драгоценности, веер и маленькая коробочка или книжечка, с изящным карандашиком-замочком.

Дивная безделушка, полудрагоценная, из черепахи, кости или перламутра, в сафьяновом переплете или с шелковой подкладкой, с бумажными или костяными страницами, иногда в фарфоровом или серебрянном чехле.

Она пригождалась не только строгим маменькам, но и порядочным дамам. А как же - все должно быть по порядку!

Вальс, мазурка, кадриль и даже ту-степ. Бальные книжки были в ходу не только у дам, но и у мужчин.

Элементарно они помогали не спутать партнершу в танце и помнить все свои обещания.

Бальный этикет не одобрял постоянного выбора партнеров для танцев - приличным считалось исполнить совместно три-четыре танца, в промежутке приглашая других партнеров.

Если верить Википедии, бальные книжки широко вошли в обиход на публичных балах в 20-х годах 19 века. Изначально их использовали только дамы, но постепенно приобщился и сильный пол.

Наиболее ранние варианты бальных книжек представляли собой веера из тонких пластин, скрепленных заклепкой и носимых в виде брелка, или в особом футляре.

До 40-х годов их могли печатать на фарфоре:

В 50-х годах дорогие материалы сменяются картоном, но зато возрастает дороговизна переплета, а отделка обложки переходит в разряд ювелирного искусства.

И хотя, по словам герцогини, бальные книжки в 90-х годах 19 века - это уже некий анахронизм, реально они существовали еще в начале 20 века.

Оригинал записи и комментарии на

2.2.1 Правила проведения бала

Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в залу до разъезда) соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности», которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение «порядка» и «свободы».

Светский этикет строго определял правила проведения бала. Церемониалы балов строго расписывались, не допускались никакие вольности, соблюдался этикет и жесткая социальная иерархия.

В XVIII в. в российскую культуру балов были привнесены игры: карты, лото, фанты. Кроме того, частью бальных развлечений стало новомодное курение. Особое внимание уделялось, конечно, искусству танцев. Открывались специальные школы, состоятельные люди нанимали личных танцмейстеров.

Постепенно обязательным элементом воспитания детей стало обучение бальным танцам, таким, как полонез, контрданс, кадриль, хоровод, трепак и т.д.

Рассмотрим эти правила на примере императорского бала начала XIX века.

Приглашения на императорские балы посылали не позже чем за две недели до начала праздника. Первый бал сезона проходил в Николаевском зале Зимнего дворца, куда приглашали до 3000 гостей. Далее устраивались балы концертные (до 700 человек) и эрмитажные (до 200 человек). Название соответствовало тем залам, которые отводились в Зимнем дворце под танцы.

На придворные балы приглашались гражданские чины с супругами первых четырех классов Табели о рангах (канцлер, действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник); воинские чины (полный генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник); придворные (обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-гофмейстер, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер, камергер). Помимо этих сановников на бал приглашались иностранные дипломаты с их семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры - «танцоры» и гости по специальному приказанию императорской семьи. Строго регламентирован был и порядок записи гостей. Гофмаршал двора вел особый реестр приглашенных. Непременным условием приглашения на придворные балы для мужчин было обладание формальным правом быть представленным императору, для дам - предварительное фактическое представление императрице.

Празднество начиналось, как правило, в половине девятого вечера. Опаздывать было не принято. Разосланные Двором повестки являлись официальным приглашением во дворец. Нельзя было перепутать и вход в Зимний дворец, через который гости попадали на бал. Здесь все имело свой порядок: для великих князей - Салтыковский подъезд, для придворных - подъезд их величеств; гражданские чины проходили через Иорданский, а военные - через Комендантский подъезды. Эффектным было убранство дворца и его площади: около Александровской колонны разжигались костры, парадная мраморная лестница затягивалась мягким ковром. Гости проходили между двух шпалер лейб-казаков в бекешах и арапов в больших тюрбанах. Далее их встречали придворные лакеи в белых чулках, в лакированных башмаках и мундирах, шитых галунами с государственным орлом.

Бал открывал церемониймейстер. В его руках жезл - длинная трость черного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом андреевской ленты. Императорская чета выходила из Малахитового зала. Оркестр начинал играть полонез. Церемониймейстер трижды ударял своим жезлом, и танец начинался. В первой паре шел император, как правило, под руку с женой главы дипломатического корпуса. Обер-гофмаршал, окруженный церемониймейстерами, шел впереди царя, как бы прокладывал ему путь. «Придворный полонез являлся настоящим священнодействием», -вспоминал начальник канцелярии Министерства императорского двора А.А.Мосолов 6 .

Далее - вальс. Его открывал кто-то из офицеров гвардии, один из лучших танцоров Петербурга. После мазурки гости переходили в зал, где был приготовлен ужин. Празднество завершалось котильоном. Во время бала лакеи обносили приглашенных конфетами, прохладительными напитками, мороженым. В соседних залах были накрыты столы, украшенные цветами, с различными лакомствами, фруктами, шампанским в ведрах со льдом.

Я помню свое обещание написать о балах. Выполняю. =)

С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal , итал. ballo , нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.


Владимир Первунинский - Бал

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


Владимир Первунинский - Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские - гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов - семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Владимир Первунинский - Бал

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский - Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский - Незнакомка


Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Язык цветов