Сегодня речь пойдет об этнографе конца девятнадцатого века Максимове Сергее Васильевиче. О его жизни и трудах можно узнать в содержании данной статьи.
Сергей Васильевич был этнографом и публицистом. Родился он в 1831 году, 25 сентября. Место рождения - Костромская губерния, Кологрифский уезд, Парфеньево (посад). Всю свою жизнь Сергей Максимов посвятил путешествиям, в которых и родились его статьи и книги. Он является почетным академиком АН Санкт-Петербурга. Умер этнограф в городе на Неве, дожив до 69 лет, 3 июня 1901 года.
Сергей Максимов был не единственным сыном своих родителей. У него имелось два брата: Василий стал хирургом, а Николай - писателем.
В Костромской губернии, где родился и рос, Сергей посещал посадское училище, в котором и получил начальное образование. В дальнейшем, с 1842 года, посещал мужскую Костромскую гимназию, которую окончил в 1850 году.
После гимназии в течение двух лет обучался на медицинском факультете в университете Москвы, после чего уехал в Санкт-Петербург и продолжил получать знания в медицинской академии, познавая хирургическое дело.
Первый литературный опыт Максимов Сергей получил, написав очерки о народном быте. На него обратил внимание сам Тургенев и, окрыленный своими первыми успехами, молодой автор организовал пешую экскурсию, в ходе которой предполагал писать о быте народа. Первоначально Сергей Васильевич прошел через Владимирскую губернию, далее попал в Нижний Новгород, последней точкой была губерния Вятская.
Пройдя немалый путь, Максимов стал первым писателем, получившим прямой опыт изучения и описания быта народов. Чтобы узнать все то, что увидел за время своего путешествия Сергей Максимов, стоит прочитать интереснейшую книгу "Лесная глушь", куда вошли очерки "Повитуха", "Маляр", "Колдун", "Кулачок", "Булыня", "Нижегородская ярмарка", "Соцкой", "Вотяки", "Извощики", "Швецы", "Сергач" и "Крестьянские посиделки".
Различные этнографические экспедиции были организованы князем Константином Николаевичем. В числе одной из них Сергей Максимов отправился на Север. Здесь он увидел много удивительных мест, в том числе Северный Ледовитый океан и Белое море. Написанные в этом путешествии работы можно прочитать в книге "Год на Севере". В данное издание вошли очерки из "Морского сборника" и отдельные работы из "Библиотеки для чтения" и других издательств.
Целью дальнейшего путешествия на Дальний Восток было исследование новой для России Амурской области, совсем недавно присоединенной. В данной экспедиции Сергей Максимов приобрел много бесценного опыта и знаний, которые изложил в нескольких очерках, вошедших в книгу "На Восток".
Обратный путь этнографиста не был легким, ему поручили сложнейшее задание - разведать и описать жизнь ссыльных людей в тюрьмах Сибири. Сергей Васильевич как можно четче и честнее описал жизнь преступников и, конечно, эти очерки не стали достоянием свободных людей. Морское ведомство не избавилось от статей, как от многих подобных работ, а напечатало под секретным грифом издание "Ссыльные и тюрьмы". В будущем некоторые самые безобидные работы попали в "Вестник Европы" и "Записки Отечества". Затем, много лет спустя, была выпущена книга "Сибирь и каторга".
В 1862 году Сергей Максимов начинает новое путешествие, которое длится год. За время очередных странствий этнограф посетил Урал, юго-восток России, берега Каспийского моря. Статьи, родившиеся в тех местах, вошли в "Морской сборник", "Отечественные записки", "Семью и школу". Из самых примечательных работ стоит отметить "Субботники", "Скопцы", "Божий промысел", "Хлысты", "Прыгуны", "Ленкорань", "Молокане", "Духоборцы", "Сетка общих", "Иргизские старцы".
В дальнейшем из напечатанных статей в "Сыне Отечества" и "Иллюстрациях" была составлена книга "Рассказы из историй старообрядцев". Также по приглашению товарищества издания "Общ. польза" для Комиссии по устройству народного чтения и "Досуга и Дела" Сергей Максимов сам отредактировал и составил издания для чтения, которых насчитывается около восемнадцати. Среди них "Мерзлая пустыня", "Крестьянский быт", "Дремучие леса", "Соловецкий монастырь", "Русские степи и горы".
Максимов Сергей Васильевич прожил долгую и интересную жизнь. Свои познания он занес в очерки, из которых впоследствии написал книги. Это его наследство потомкам. Конечно, сейчас все совершенно иначе, чем в далеком девятнадцатом веке, но все же очень интересно прочитать те работы, которые хранят быт наших предков.
В 1859 году из очерков писателя составляется первый том "Года на Севере", он носит название "Белое море". В том же году выходит и вторая часть произведения, "Поездка по Северным рекам". В 1886 году на свет появляется "Ледяное царство".
После смерти писателя его труды продолжили публиковать. Так, в 1903 году выпустили "Нечистую, неведомую и крестную силу". В 1955 году появляются "Крылатые слова", в 1989 году - "По Русской земле", и в 2002 году мир смог прочесть "Каторгу Империи".
Максимов Сергей Васильевич (25.09.1831-3.06.1901), русский этнограф, фольклорист и писатель, автор многочисленных рассказов и очерков, написанных по этнографическим материалам. Совершил много путешествий по различным районам России. Изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, промысловиков, заключенных и др. (“Год на Севере”, 1859, и др. работы).
Максимов был близок славянофилам, стоял на твердых патриотических позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.
Значительный интерес представляют произведения Максимова, в которых собраны сведения о малых народах России, о колонизации Приамурья (“На Востоке”, 1864), о положении ссыльных и состоянии тюрем в России (“Сибирь и каторга”, ч. 1-3, 1871), о русских народных верованиях (“Нечистая, неведомая и крестная сила”, 1903). Не утратила своего значения книга Максимова “Крылатые слова” (1890).
Максимов Сергей Васильевич (25.IX.1831 - 3.VI.1901) - русский этнограф, фольклорист и писатель, автор многочисленных рассказов и очерков, написанных по этнографическим материалам. Почетный академик (с 1900 года). Совершил много путешествий по различным районам России. Изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, промысловиков, заключенных и др. ("Год на Севере", т. 1-2, СПБ, 1859, и др. работы). Под влиянием славянофильства идеализировал патриархальный уклад. Значительный интерес представляют произведения Максимова, в которых собраны сведения о малых народах России, о колонизации Приамурья ("На Востоке", СПБ, 1864), о положении ссыльных и состоянии тюрем в России ("Сибирь и каторга", ч. 1-3, СПБ, 1871), о русских народных верованиях ("Нечистая, неведомая и крестная сила", СПБ, 1903). Не утратила своего значения книга Максимова "Крылатые слова" (СПБ, 1890).
Р. С. Липец. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Сочинения: Собр. соч., т. 1-20, СПБ, (1908-13).
МАКСИМОВ Сергей Васильевич (25.09.1831-3.06. 1901), писатель-этнограф, очеркист. Родился в с. Парфентьево Кологривского у. Костромской губ. в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером. По окончании училища в с. Парфентьеве поступил в Костромскую гимназию. Летом 1850 приезжает в Москву поступать на историко-филологический факультет Московского университета, но прием был только на медицинский. Среди новых друзей - будущий историк Д. И. Иловайский и будущий знаменитый врач С. П. Боткин . Впоследствии напишет: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу». Этим проблескам сознания он обязан редакции «Москвитянина», где познакомился со своим земляком А. Ф. Писемским . Через многие годы А. Н. Майков напишет ему: «Вы помните ваше знакомство с Писемским: не знаю, он ли был крестным отцом ваших первых произведений, но помню, что его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно действовал на вас, еще юношу, и не остался без влияния на дальнейшие ваши труды. Он, кажется, первый и указал вам на изучение жизни русского народа, найдя в вас и нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность». Максимов сблизился со своим костромским земляком именно в то время, когда «Тюфяк» А. Ф. Писемского и «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского забили, по словам А. А. Григорьева , «светлыми лучами», открывая новые пласты народной жизни. В 1850 ядро молодой редакции «Москвитянина» составил кружок Островского. Это было второе поколение 20-летних славянофилов, старшему из которых, Островскому, было 27 лет, а младшему, Максимову, 20. Вспоминая об этом 2-летнем московском периоде, Максимов особо подчеркивал, что «в кружке московских друзей привольно было лишь коренным русским людям», каждый, писал он, «побывавший здесь уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто он на свое природное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». С этим «патентом» молодой писатель явился в 1852 в Петербург. Недаром в первых же его этнографических очерках критики отметили «отсутствие космополитизма».
В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», - посоветовал он молодому писателю.
Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь».
В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) - на Нижнюю Волгу, Писемского - в Астраханскую губ., Афанасьева-Чужбинского - на Днепр, Данилевского - в Малороссию и Крым, М. Михайлова - на Урал, Н. Филиппова - на Дон, а самого молодого из них Максимова - на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере».
Затем последовали др. экспедиции: в 1859-60 - на Амур, в 1862-63 - на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867-68 - на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая».
Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям. В 1872 в журнале «Школьная жизнь» (№ 11-13) был опубликован цикл его очерков для детей среднего возраста «Куль хлеба и его похождения», в 1873 вышедший книгой (переиздания 1875, 1881, 1894). Спустя столетие (1982, 1985, 1987) «Куль хлеба» вновь оказался в центре внимания, причем уже не только детей. Максимов создал поэму о хлебе, гимн русскому хлебу и русскому хлебопашцу: «Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом деле: крестьянин землю пашет, хлеб сеет, собирает и продает; ел бы богач деньги, кабы убогий не кормил его хлебом. Ни о чем так сильно не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба. Без хлеба не крестьянин. Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба несытно, без него и у воды худо жить, без хлеба смерть; хлеб - дар Божий, батюшка, кормилец».
Во время этнографических экспедиций Максимов вел и фольклорные записи - песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, но все их передал фольклористам. В его этнографических книгах фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография - внешнюю. Они - как душа и тело народа.
Лишь в одной книге Максимов собрал воедино эти фольклорные золотые россыпи, выделив из них самородки крылатых слов. В 1880-е он публикует в различных газетах и журналах свои заметки, посвященные толкованию отдельных слов и выражений. В 1891 его «крылатые слова» были изданы, а затем неоднократно переизданы, став, наряду с «Кулем хлеба», одной из самых популярных книг.
Современники по праву называли Максимова патриархом народоведения. Его Собрание сочинений, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Но и оно - далеко не полное. Собрание сочинений стало итогом его полувековой литературной деятельности, но посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Это удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии Наук, - был писателем иностранным… Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».
Калугин В.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .
Собр. соч. Т. 1-20. СПб., 1908-13;
Избранное. М., 1981; Год на Севере. Архангельск, 1984;
Куль хлеба и его похождения. М., 1982;
По Русской земле. М., 1989.
Очеркист, этнограф, мемуарист, путешественник. Окончил Парфентьево-посадское и Кологривское уездные учили-ща и Костромскую гимназию (1850). В 1850 г. Максимов поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1852 г. переехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургиче-ской академии. В 1854 г. в «Библиотеке для чтения» опуб-ликовал первый художественно-этнографиче-ский очерк «Крестьянские посиделки в Костром-ской губернии».
Максимов встречался с Достоевским в 1870-е гг., например, на литературном обеде 13 декабря 1877 г., о чем вспоминает писатель Д.Л. Мордов-цев: «...13 декабря был второй литературный обед (сначала была повестка, что собираться в клубе, который позволили открыть, но потом, по неустройству еще в клубе, опять собрались у Палкина). На этом обеде, между прочим, были: Стасюлевич, Спасович, Плещеев, Курочкин, Полетика, Бутлеров, Гайдебуров, Достоевский, проф. Андреевский, Вейнберг, Микешин, По-лонский — поэт, Скабичевский, Чубинский, Максимов, Каразин и т.д., и т.д. После обеда был выбор обеденного комитета, закрытою баллотировкою...».
Достоевский с Максимовым встречались так-же на похоронах Н.А. Некрасова 30 декабря 1877 г. вспоминает о встрече Максимова с Достоевским в начале июня 1880 г. в Москве на Пушкинском празднике: «Через день мы зав-тракали с Федором Михайловичем у Тестова, ели расстегаи. Завтрак был интимный, была все своя компания. Я была одна дама и сидела в середи-не стола, и по правую руку моим кавалером был Федор Михайлович. Нас было немного: я с му-жем, Островский, Григорович, Максимов С.В., Горбунов и Берг Н.В. Завтрак шел оживленно. Конечно, разговоры шли о литературе и о поли-тике...».
О встрече Максимова с Достоевским 6 июня 1880 г. в Москве рассказывает : «Несколько минут сцена оставалась пуста; наконец, из-за правой кулисы вышла Камен-ская, затем Климентова, потом писатели: Тур-генев, Островский, Юрьев, Максимов, Достоев-ский, Потехин, Писемский, за ними актеры: Самарин, Мельников, Горбунов и, наконец, ди-ректор частной гимназии, член Общества люби-телей словесности и распорядитель по устрой-ству торжеств Комитета — Поливанов, бог зна-ет почему попавший в апотеоз, так как в области литературы заявил себя только изданием какой-то учебной книги по русскому языку, кажется грамматики. Все поименованные лица прошли перед бюстом Пушкина, обогнули его с левой стороны и затем сзади него выстроились ряда-ми, глупо глядя на публику, пока Рубинштейн махал своей палочкой и руководил оркестром и невидимым хором. Каждый из вышепоимено-ванных нес с собою венок, который клался им к подножию пушкинского бюста...». В своем важней-шем произведении «Сибирь и каторга» Максимов указывал: «Тюремный словарь невелик <...>. Самостоятельность [в пополнении словаря. — С. Б.] могла проявиться лишь от влияния боль-шинства. Мы имеем случай доказать это теми словами, которые подмечены Ф.М. Достоевским в омской военной тюрьме».
Максимов Сергей Васильевич (25.09.1831-3.06. 1901), писатель-этнограф, очеркист. Родился в с. Парфентьево Кологривского у. Костромской губ. в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером. По окончании училища в с. Парфентьеве поступил в Костромскую гимназию. Летом 1850 приезжает в Москву поступать на историко-филологический факультет Московского университета, но прием был только на медицинский. Среди новых друзей - будущий историк Д. И. Иловайский и будущий знаменитый врач С. П. Боткин. Впоследствии напишет: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу». Этим проблескам сознания он обязан редакции «Москвитянина», где познакомился со своим земляком А. Ф. Писемским. Через многие годы А. Н. Майков напишет ему: «Вы помните ваше знакомство с Писемским: не знаю, он ли был крестным отцом ваших первых произведений, но помню, что его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно действовал на вас, еще юношу, и не остался без влияния на дальнейшие ваши труды. Он, кажется, первый и указал вам на изучение жизни русского народа, найдя в вас и нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность». Максимов сблизился со своим костромским земляком именно в то время, когда «Тюфяк» А. Ф. Писемского и «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского забили, по словам А. А. Григорьева, «светлыми лучами», открывая новые пласты народной жизни. В 1850 ядро молодой редакции «Москвитянина» составил кружок Островского. Это было второе поколение 20-летних славянофилов, старшему из которых, Островскому, было 27 лет, а младшему, Максимову, 20. Вспоминая об этом 2-летнем московском периоде, Максимов особо подчеркивал, что «в кружке московских друзей привольно было лишь коренным русским людям», каждый, писал он, «побывавший здесь уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто он на свое природное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». С этим «патентом» молодой писатель явился в 1852 в Петербург. Недаром в первых же его этнографических очерках критики отметили «отсутствие космополитизма».
В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», - посоветовал он молодому писателю.
Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь».
В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) - на Нижнюю Волгу, Писемского - в Астраханскую губ., Афанасьева-Чужбинского - на Днепр, Данилевского - в Малороссию и Крым, М. Михайлова - на Урал, Н. Филиппова - на Дон, а самого молодого из них Максимова - на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере».
Затем последовали др. экспедиции: в 1859-60 - на Амур, в 1862-63 - на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867-68 - на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая».
Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям. В 1872 в журнале «Школьная жизнь» (№ 11-13) был опубликован цикл его очерков для детей среднего возраста «Куль хлеба и его похождения», в 1873 вышедший книгой (переиздания 1875, 1881, 1894). Спустя столетие (1982, 1985, 1987) «Куль хлеба» вновь оказался в центре внимания, причем уже не только детей. Максимов создал поэму о хлебе, гимн русскому хлебу и русскому хлебопашцу: «Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом деле: крестьянин землю пашет, хлеб сеет, собирает и продает; ел бы богач деньги, кабы убогий не кормил его хлебом. Ни о чем так сильно не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба. Без хлеба не крестьянин. Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба несытно, без него и у воды худо жить, без хлеба смерть; хлеб - дар Божий, батюшка, кормилец».
Во время этнографических экспедиций Максимов вел и фольклорные записи - песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, но все их передал фольклористам. В его этнографических книгах фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография - внешнюю. Они - как душа и тело народа.
Лишь в одной книге Максимов собрал воедино эти фольклорные золотые россыпи, выделив из них самородки крылатых слов. В 1880-е он публикует в различных газетах и журналах свои заметки, посвященные толкованию отдельных слов и выражений. В 1891 его «крылатые слова» были изданы, а затем неоднократно переизданы, став, наряду с «Кулем хлеба», одной из самых популярных книг.
Современники по праву называли Максимова патриархом народоведения. Его Собрание сочинений, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Но и оно - далеко не полное. Собрание сочинений стало итогом его полувековой литературной деятельности, но посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Это удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии Наук, - был писателем иностранным… Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».
МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Максимов, Сергей Васильевич - известный этнограф, почетный академик (1831 - 1901). Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. В 1850 - 1851 годах напечатал анонимно ряд переводов и компиляций. В 1854 г. поместил в "Библии для чтения" несколько этнографических очерков. В 1855 г. Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Результатом был ряд очерков, напечатанных в "Библии для чтения" и др. изданиях, составивших впоследствии книгу: "Лесная глушь" (Санкт-Петербург, 1871). Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича, морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), Максимову достался Север; он отправился к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры и напечатал ряд статей в "Морском Сборнике", "Библии для чтения" и "Сыне Отечества", составивших затем известную книгу: "Год на Севере" (Санкт-Петербург, 1859; 4-е издание, Москва, 1890). Морское ведомство поручило Максимову отправиться на Дальний Восток, для исследования только что приобретенной Амурской области. Путешествие это было предметом нового ряда статей в "Морском Сборнике" и "Отечественных Записках", вошедших в книгу: "На Восток, поездка на Амур в 1860 - 61 годах" (Санкт-Петербург, 1864; 2-е издание, 1871). На возвратном пути в Россию Максимову было поручено обозрение сибирских тюрем и быта ссыльных, но это исследование к опубликованию не было разрешено, а было издано морским ведомством "секретно", под заглавием: "Тюрьмы и ссыльные" (Санкт-Петербург, 1862). Позже в "Вестнике Европы" и "Отечественных Записках" появились отдельные статьи Максимова по этому вопросу, а затем и книга: "Сибирь и каторга" (Санкт-Петербург, 1871; 3-е издание, Санкт-Петербург, 1900). В 1862 - 63 годах Максимов посетил юго-восток России, прибрежья Каспийского моря и Урала. Из статей, вызванных этой поездкой, в "Морском Сборнике" появились две - "Из Уральска" и "С дороги в Уральск", а остальные, касающиеся раскола ("Иргизские старцы", "Ленкорань", "Секта общих", "Молокане", "Духоборцы", "Прыгуны", "Скоппы", "Хлысты", "Субботники", "Божий промысел" и другие), напечатаны в "Деле", "Отечественных Записках", "Семье и Школе". Еще ранее из статей Максимова, напечатанных в "иллюстрации" и "Сыне Отечества", составилась книжка: "Рассказы из истории старообрядцев" (Санкт-Петербург, 1861). Максимов редактировал и сам составил книжки для народа: "О русской земле", "О русских людях", "Мерзлая пустыня", "Дремучие леса", "Русские степи и горы", "Крестьянский быт прежде и теперь", "Соловецкий монастырь" и другие. Командированный (1868) Географическим Обществом в северо-западный край, Максимов объездил губернии Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую и свои наблюдения напечатал в книге: "Бродячая Русь Христа ради" (Санкт-Петербург, 1877). В 1873 г. Максимов выпустил книгу: "Куль хлеба и его похождения" (4-е издание, Санкт-Петербург, 1894), в 1890 г. вышел большой ценный труд: "Крылатые слова" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1899), в котором даны интересные объяснения различных слов и оборотов живой русской речи; в 1899 г. появилась книга: "Нечистая сила" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1903). В 1900 г. Максимов был избран в почетные академики. В 1908 - 13 годах вышло "Собрание сочинений" Максимова в 20 томах, в которое не вошли его литературные статьи, воспоминания и другое. - Полный список работ Максимова составлен А.Г. Фоминым и приложен к ХХ тому собрания сочинений Максимова - Ср. П.В. Быкова, в I томе "Собрания сочинений Максимова"; А. Пыпин "История русской этнографии", том II; "Исторический Вестник" (1901, книга VII); "Русская Мысль" (1901, книга VI).
Краткая биографическая энциклопедия. 2012