Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Руководство по рисованию перспективы. Воздушная и линейная перспектива: виды, понятие, правила изображения и методы нанесения набросков

Руководство по рисованию перспективы. Воздушная и линейная перспектива: виды, понятие, правила изображения и методы нанесения набросков

Этот урок посвящен основам перспективы в рисунке. Я поэтапно покажу, как построить предмет в перспективе. Поэтапно, а не как обычно показывают готовый рисунок с линиями, а потом сидишь и думаешь, как оно и что. Линейная перспектива в рисунке — это видение объекта нашими глазами, т.е. мы все знаем как выглядит железная дорога (картинка ниже), рельсы и шпалы расположены на одном расстоянии друг от друга,

но когда мы встаем на середину железного пути, человеческий глаз видит другую картинку, вдалеке рельсы сходятся. Так мы и должны рисовать перспективу в рисунке.

Вот наше графическое изображение. Точка, где рельсы сходятся находится прямо перед нами, эту точку называют точкой схода. Точка схода находится на линии горизонта, линия горизонта — это уровень наших глаз. Если б наши глаза находились ровно там, где шпала, мы бы видели только одну сторону шпалы и все.

Это построение перспективы с помощью одной точки и одна сторона объекта находится прямо перед нами. Так мы можем изобразить разные фигуры. В первом случае мы видим без искажений прямоугольник, во втором — квадрат. Величину длины самого предмета рисуем на глаз из собственных наблюдений по линии лучей. В первом случае может быть книга или другой предмет, во втором — прямоугольный параллелепипед (прямоугольник в объеме). Чтоб найти невидимую сторону, нужно провести лучи от точки схода к нижним углам квадрата, потом опустить прямые от дальних углов вниз и точки пересечения соединить прямой. А нижние грани будут идти по нарисованным лучам.

Чтоб нарисовать цилиндр в перспективе, сначала нужно найти середину основания, для этого мы от угла к углу чертим прямые и строим круг. Соединяем линиями и стираем невидимую часть.

Итак, ниже на рисунку показаны объекты, направленные одной стороной прямо к нам, т.е. без искажений. Верхнее изображение показываем, когда мы смотрим наверх, по середине — прямо и последнее(в самого низу) — взгляд падает вниз. Помним, что искаженные стороны, которые идут строго по лучам определяем на глаз.

Например, так мы можем изображать дома или другие предметы, которые находятся сбоку.

Это мы рассмотрели построение перспективы в рисунке, когда одна сторона не искажается, а как же нам быть, если объект к нам стоит под ребром под разными углами. Для этого используется построение перспективы с двумя точками схода.

Смотрите, квадрат — это перспектива без искажений, но на третьем примере показан вариант расположение его ребром строго посередине. Мы произвольно определяем высоту квадрата, отмеряем подальше одинаковые отрезки, это будут точки схода А и В. От этих точек проводим прямые к концу нашей линией. Смотрите угол должен образоваться тупой, т.е. больше 90градусов, если он 90 или меньше, то удалите дальше точки схода. Ширина искаженных сторон определяется на глаз путем наблюдений и образного восприятия.

Вот еще примеры, где, например, здание находится под разным ракурсом. Это мы рассмотрели перспективу в рисунке, если смотрим прямо.

А если мы смотрим немного вниз, то у нас будет немного другая картина. Мы должны задать высоту квадрата и точки схода А и В, они у меня будут находится на одинаковом расстоянии от предмета. Рисуем лучи от этих точек до верха и низа линии. Опять таки ширину искаженных сторон определяем на глаз и они идут по лучу. Чтоб достроить куб, нам нужно провести еще дополнительные линии от точек схода до левого и правого верхних углов куба. Потом выделить фигуру, которая образовалась в ходе, это будет верх куба.

Начиная обучение рисунку, каждый ученик сталкивается с новым для себя понятием — перспективой. Перспектива — это наиболее эффективный способ воссоздания на плоскости объема и глубины трехмерного пространства. Существует несколько способов водворения иллюзии реальности на двухмерной поверхности. Чаще всего используются для изображения пространства правила линейной и воздушной перспективы. Еще один распространенный вариант — угловая перспектива в рисунке. Каждый из этих способов имеет свои особенности.

История возникновения фронтальной линейной перспективы

Вначале рассмотрим понятие линейной перспективы. Ее также называют фронтальной. В эпоху раннего Возрождения в 1420 году во Флоренции великий архитектор, инженер и скульптор Филиппо Брунеллески открыл этот вариант моделирования трехмерного пространства на плоскости. По традиции он отправился в Рим изучать руины, и для того чтобы точнее зарисовать их, Брунеллески создал данную систему. Затем он представил свое открытие во Флоренции.

Спустя 15 лет, в 1435 году, еще один представитель эпохи Возрождения — Альберти — окончательно утвердил теорию архитектора и разъяснил ее художникам в своем трактате «О живописи». Но еще до открытия художники умели создавать реалистичные изображения, используя законы перспективы интуитивно. Линейная и воздушная перспектива в живописи существовали, но не были описаны теоретиками. Уже на подсознательном уровне внимательному мастеру было очевидно, что, если продолжить линии стен и полов дома, они обязательно сойдутся в какой-то точке. Еще в XIII веке художник Дуччо ди Буонинсенья пытался передать в своих работах объем и пространство, выходя за пределы живописи. Но сами законы линейной и воздушной перспективы появились позже.

Понятие точки схода и линии горизонта

Давайте разберем на конкретном примере, что из себя представляет перспектива. Если смотреть на рельсы или другие параллельные прямые вдаль, то можно заметить, что они постепенно сближаются и соединяются в одной точке, которая располагается на горизонтальной линии, где небо сходится с землей. Это место называется линией горизонта. Она располагается на уровне глаз наблюдателя и дислоцируется в отдалении впереди. Найти ее проще всего, проследив за тем, в каком направлении расположены прямые построения на рисунке. Все они будут стремиться сойтись в одном месте. Точка, в которую направлены все параллельные прямые, называется точкой схождения или точкой зрения. Воздушная и линейная перспектива сходны тем, что обычно имеют линию горизонта.

Эти два понятия очень важны для понимания и правильного построения линий в рисунке. Существует одно важное правило — при отдалении предметы визуально уменьшаются, а расстояние между ними сокращается. При помощи точек схода можно определить высоту объекта на любом расстоянии от них. Благодаря тому, что их можно перемещать по линии горизонта, фронтальная перспектива может быть довольно разнообразной. При центральном расположении композиция будет уравновешенной и симметричной. Если сместить точку схода - появляется динамика и интересная асимметрия.

Способы построения фронтальной линейной перспективы

Фронтальная линейная перспектива также иногда называют научной. Очень долго такой вариант считался единственно возможным. Она состоит из трех основных элементов:

  • точки схода;
  • линии горизонта;
  • перпендикуляров.

Начнем рассмотрение построения этого вида перспективы с холста. Отметим на нем прямоугольник — он будет рабочей плоскостью. Затем нужно определить расположение точки схода. Она может находиться в центре холста или смещаться в сторону. Затем отмечаем линию горизонта и начинаем соединять точки на сторонах прямоугольника с точкой схода. Можно изобразить комнату, нарисовав дощатый пол, стены и окна. Но проблема возникает, когда приходится изображать более сложные объекты, например, пол из плитки. Здесь не обойтись без нахождения точки замера.

Построение сложных объектов

Интуитивно будет понятно, что по мере удаления предметы становятся меньше и более узкими, а горизонтальные линии будут смыкаться. Сложность состоит в том, чтобы правильно определить, насколько плотно они будут друг к другу прилегать и рассчитать пропорции. В своем трактате «О живописи» Альберти предлагает создать еще одну точку за пределами картины на уровне глаз, то есть на линии горизонта. Теперь через нее и линии на «полу комнаты» можно провести прямые, которые проявят перспективные сокращения. Через них, в свою очередь, можно будет провести параллельные прямые и дорисовать нужные нам объекты. Перспектива с двумя точками схода используется для изображения объектов с позиции в углу, когда видны две стороны, и называется угловой. Их поверхности на рисунке как будто сжимаются, что и создает иллюзию протяженности в пространстве.

Масштаб объектов

Для правильного построения объектов и верной передачи геометрии пространства важно заранее определить масштаб. Например, при изображении комнаты понадобятся ее параметры в метрах. За метр можно принять любую единицу измерения, например, 2 см, и выстраивать объекты исходя из нее. Масштабная линейка наносится на линию горизонта и вертикальные части рамки. Через точку схода и точку на линейке легко провести линии построения, так как для прямой нужно только две точки. Это облегчает создание проекций.

Определение точки замера

Затем нужно найти точку замера. Перед этим определяется расположение наблюдателя. Допустим, он находится в 6 метрах от противоположной стены комнаты. Если точка схода смещена, на линии горизонта нужно отложить по линейке 6+1 метров в масштабе, двигаясь от той части картины, которая располагается ближе. Если за 1 метр мы приняли 2 см, следовательно, откладывается 14 см. Так мы получаем точку замера. Теперь через нее и засечки можно провести прямые линии, чтобы получить точки на противоположной части картины. Затем для создания сетки остается лишь соединить их с точкой схода, после чего провести через эти точки прямые, параллельные линии горизонта.

Обратная линейная перспектива

Еще один вариант перспективы, который применялся в образцах византийской и древнерусской живописи, называется обратной линейной перспективой. В этом случае предметы изображаются так, будто бы они увеличиваются по мере того, как удаляются от зрителя. Созданное такого рисунка, в отличие от воздушной и линейной перспективы, имеет некоторые особенности: у изображения в данном случае будет несколько горизонтов, точек зрения и некоторые другие нюансы в построении.

В процессе удаления от глаз наблюдателя предметы на картине в обратной перспективе становятся шире, как будто точка схода дислоцируется на месте самого смотрящего. При этом образуется целостное пространство, которое ориентировано на наблюдателя. В отличие от воздушной и линейной, обратная перспектива чаще всего используется для создания сакральных образов. Она помогает воплотить пространство символов, сделать зримой духовную связь, лишенную конкретной материальной формы. У нее есть строгое геометрическое описание, в чем она похожа на линейную. Обратная перспектива возникла еще в Средние века и применялась для создания икон, фресок, мозаики. Интерес к ней снова вернулся в XX веке, когда наследие Средневековья стало вновь популярно.

Воздушная перспектива

Наряду с фронтальной линейной перспективой существует понятие воздушной перспективы. Ее способ построения заключается в том, что удаленные предметы изображаются как бы в дымке, за слоем воздуха и с минимальным количеством деталей. Близкие же — более четкие и яркие. Чем больше воздуха — тем более размыт предмет. Сочетание двух видов перспективы, воздушной линейной и фронтальной, позволяют создавать полотна, неотличимые от настоящих. Если же на картине изображаются дополнительные примеси в виде дождя, песка или тумана, грани далеких образов практически стираются. Первым это понятие описал великий художник Леонардо да Винчи. Соблюдение правил линейной и воздушной перспективы очень важно для создания реалистичного рисунка. Но применяются они при создании далеко не всех картин

Пейзаж с линейной и воздушной перспективой

При создании наброска в дальний план обычно пишут ненасыщенным, используя белила с добавлением серого цвета. Поэтому на картине второй план светлее и размытее, чем первый. Но многое здесь зависит от целей художника. Правила линейной и воздушной перспективы в графическом наброске используются не всегда. Для пейзажей в красных оранжевых цветах, например, для заката или сюжета с использованием огня второй план пишется с использованием теплых оттенков — красных или желтых. В этом случае воздушная и линейная перспектива дополняют друг друга. Общий тон заднего плана при этом должен быть более мягким и светлым. Обычно рекомендуется делать передний план в теплых оттенках, а для заднего использовать холодные тона.

Воздушная и линейная перспектива имеют свои законы оформления. Так, в воздушной перспективе существует правило деталей: то, что находится в удалении, человеческий глаз различить не способен, поэтому оно изображается размытым. Похожим является правило контуров, согласно которому очертания далеких предметов также не должны быть слишком четкими. Воздушная и линейная перспективы позволяют создавать полотна, в точности передающие объем объектов и имитирующих иллюзию дополнительной реальности.

Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.

Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?

Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.

Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.

Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.

Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.

С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками , и трёхмерное пространство.

На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.

Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.

Одноточечная перспектива в рисунке . Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.

Двухточечная перспектива.

Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.

Трёхточечная перспектива.

Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.

В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.

На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!

Этот урок посвящен темам перспективы и точек схода .

Видео показывает очень быстрый набросок комнаты (которая придумана), демонстрирующий линейную перспективу с двумя точками схода, которая наиболее часто используется художниками. Обратите внимание на две точки схода на горизонте. В этом случае обе точки схода находятся в пределах листа бумаги. Это не всегда так. Точки схода всегда будут на горизонте. Горизонт всегда будет на уровне глаз наблюдателя. Обратите внимание, как на эскизе все параллельные линии сходятся в ту же точку на горизонте.

Рисование внутренних пространств - это очень хороший способ для понимания перспективы. Для практики попробуйте нарисовать комнаты внутри вашего дома.

О Линейной Перспективе

Линейная перспектива в живописи - это набор правил, используемых для рисования 3-мерных объектов на плоской (2-мерной) поверхности. Тема может быть довольно сложной, но к счастью, вам не нужно быть экспертом, чтобы хорошо рисовать. Существуют 2 основных правила линейной перспективы, которые вы должны помнить:
  1. Объекты, которые находятся ближе, изображаются бóльшими в размере.
  2. Параллельные линии пересекаются на горизонте.
Мы расскажем подробнее об этих 2 точках ниже.

Правило #1: Объекты, которые находятся ближе, кажутся больше в размере.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает 3 черные картины, висящие на стене.

Как вы думаете, картины одинакового размера в реальной жизни?
Имеют ли они одинаковый размер на рисунке?

Ответ на первый вопрос – ДА. Картины, изображенные здесь, имеют одинаковый размер в реальной жизни. Ответ на второй вопрос – НЕТ. На рисунке ясно видно, как изменяются размеры картин с расстоянием. Когда расстояние увеличивается, картины изображены меньшими. Картина, которая ближе всего к нам, нарисована самой большой, вторая - меньшей, и последняя - наименьшей.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Правило #2: Параллельные линии пересекаются на горизонте.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает железнодорожные рельсы.

Разве рельсы когда-нибудь пересекаются в реальной жизни?
Пересекаются ли они на рисунке?

Ответ на первый вопрос, конечно - НЕТ. Рельсы никогда не пересекаются в реальной жизни, они параллельны друг к другу.
Ответ на второй вопрос – ДА. Если вы посмотрите внутрь туннели, вы заметите, что все 4 рельсы (которые расположены параллельно друг к другу в реальной жизни) встретятся в одной точке. Эта точка будет на горизонте.

Пример с Одной Точкой в Перспективе

Рисунок слева изображает куб, нарисованный с одной точкой в перспективе.
Перспектива с одной точкой используется для рисования объектов, которые непосредственно обращены лицом к зрителю.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Пример с Двумя Точками в Перспективе

Рисунок слева изображает куб с двумя точками в перспективе.
Перспектива с двумя точками наиболее часто используется в рисунке. Куб слева является очень хорошим примером обоих правил линейной перспективы. Обратите внимание на то, что передняя грань выглядит больше в размере (правило #1). Также обратите внимание на то, как параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте (правило #2).

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Привет! В этой статье я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы . Как правило эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей . Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже. А чтобы не быть голословным и не писать статью ради статьи про теорию линейной и воздушной перспективы, рассмотрим эти законы на конкретном практическом примере. Нарисуем с вами простенький пейзаж. И заодно последовательно разберем каждое правило.

В качестве инструментов предлагаю взять сухую пастель, бумагу для пастели формата А4 и клячку. Бумагу я взял серого цвета, но можно использовать белую. Вначале как всегда выполним набросок. Я решил набросать его из головы, как возьмет рука. Но перед этим давайте вспомним правила линейной перспективы :

  1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
  2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

Значит, нам нужно отметить горизонт и набросать объекты, которые будут удовлетворять правилам выше. Вот что получилось у меня при наброске простым карандашом:

Горизонт я решил закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. С левой стороны показал деревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах (2-е правило линейной перспективы). А в центре пейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте (1-е правило линейной перспективы). Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами.

С линейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законами воздушной перспективы и откроем коробку с пастелью. Закрасим небо голубым цветом, слегка убавляя цвет к горизонту. Добавим пару облаков. Солнце пусть будет у нас с левой стороны.


Читаем первый закон воздушной перспективы - Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.


Второй закон воздушной перспективы - Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленый цвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка же наоборот вблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Все это дело растушевываем пальцами, придавая рисунку однородный тон и плавные переходы цвета.


Третий закон воздушной перспективы - Это мы и проделаем с деревьями с левой стороны от дорожки. Вначале темно-зеленым закрасим лесок позади берез. Он подчеркнет холмистую местность. На его фоне покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядит очень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едва заметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву короткими штрихами мелка. Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев - темные. Т.к. мы рисуем березы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Не детализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз. Воображение зрителя и так поймет, что это березы. А излишняя детализация будет противоречить следующему закону.


Четвертый закон воздушной перспективы - Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисовать березы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим на правой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березу.


Затем дубы на ближнем фоне. При этом дубы будут иметь еще больше деталей по сравнению с березами (конечно насколько позволяет бумага с ее фактурой). Не забываем под дубами добавить зелено-синюю тень с примесью темно серого или черного.


Закрепим четвертый закон и нарисуем вблизи траву острым краешком пастели вертикальными штрихами. На дорожке слева синим добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас тень будет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков для антуражу)


Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы - Чтобы запомнить этот закон подчеркнем тень дорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины. Остальная дорожка мягко размыта ранее. Добавим на дорожку немного деталей в виде горизонтальных коричневых полос. Чем ближе к нам тем резче штрихи. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, просто намечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чуть растушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом, те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.

На этом все, можно ставить подпись. Конечно получился не гиперреалистичный пейзаж, но я надеюсь, вы усвоили и запомнили основные правила линейной и воздушной перспективы .


Итак, давайте еще раз повторим законы воздушной перспективы :

Первый закон: удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Второй закон: светлые объекты вдали темнеют, а темные - светлеют. Третий закон: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние - плоско и одинаковыми по тону. Четвертый закон: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние - обобщенно. Пятый закон: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних - мягкими.

Применяя рассмотренные законы линейной и воздушной перспективы , ваши работы будут на порядок отличаться в более лучшую сторону от работ художников, которые эти законы игнорируют. Поэтому всегда держите их в голове при рисовании своих картин.