Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Приобщение дошкольников к музыкально творческой деятельности. «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова

Приобщение дошкольников к музыкально творческой деятельности. «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Забава»

«Игры с песком и водой »

Подготовила:

Воспитатель

Хакимова Т.Ф.

г.Набережные Челны

июнь 2015 г.

Консультация для воспитателей

«Игры с песком и водой».

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Таким образом, игры с песком позволяют:

    стабилизировать психоэмоциональное состояние;

    совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

    стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;

    развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

    стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

    разнообразить способы сотрудничества.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.

Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр картинок, фотографий дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ

В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни).

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.

Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».

Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.

Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.

Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.

Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!».

Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.

Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина).

Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании - самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.

Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой - в соседний.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.

Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).

Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

    Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

    Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

    Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

    Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

    Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

    Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

    Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

    В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

    В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

    Снимаем психическое напряжение и агрессию.

    Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

Игра №1 «Дождик»

Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра № 2 «Кораблики»

Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра № 3 «Поплывет или утонет»

Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»

Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы,камушки,лоскуты ткани,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №4 «Необыкновенные следы»

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Игра № 5 «Прыгающий шарик»

Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра № 6 «Взбивание пены»

Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.

Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной

Игра №7 «Необыкновенные следы»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.

Игра №8 «Дорожки»

Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка

Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).

Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.

Игра № 9 «Поливаем цветы»

Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка

Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмем

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра №10 «Давайте познакомимся»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.

Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику),затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок(проговаривать свои действия),песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и.т.д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.

Слушание

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.).

Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию),

Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.).

Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).

Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т.п.).

Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.

Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Колыбельная», муз. В. Моцарт; «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», муз. П. Чайковского; «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Веселый крестьянин», муз. Р. Шумана; «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди); «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского); произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова; «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька». «Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского: «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москве-ре­ке», муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»); «Грустная песня», «Старинный танец», «Весна и осень», муз. Г. Свиридова; «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди; Органная токката ре минор И. С. Баха. «На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие произведения из детских альбомов фортепианных пьес (по выбору музыкального руко­водителя); «Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара: «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» я «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая Русь»); «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Могут исполняться и другие произведения русских и западноевропейских композиторов (по выбору музыкального руководителя).

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по саду», рус. нар. мелодии; «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Волк и козлята», эстон. нар. песня; «Зайка», «Петрушка», муз. В. Карасевой; «Труба». «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «В школу», муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова; «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «А я по лугу», рус. нар. мелодии; «Скок-скок, поскок», рус. нар. песня; «Огород», муз. B. Карасевой; «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

Песни. «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Моя Россия», муз. Г. Струве; «Нам в любой мороз тепло», муз. М. Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Зимняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Елка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е, Шмановой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Чериицкой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Хорошо, что снежок пошел», муз. А. Островского; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю. Тугаринова; «Новогодняя хороводная», муз. C. Шнайдера; «Песенка про бабушку», «Брат-солдат», муз. М. Парцхаладзе; «Пришла весна», муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, сл. З. Петровой; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; «Урок», муз. Т. Попатенко. «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня; «Про козлика», муз. Г. Струве; «На мосточке», муз. А. Филиппенко; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; «Кто придумал песенку», муз. Д. Льва-Компанейца.

Песенное творчество

«Осенью», муз. Г. Зингера; «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная песенка», муз. Г. Струве; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера; «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; «Медленная песенка», «Быстрая песенка», муз. Г. Струве.

Музыкально-ритмические движения

Упражнения. «Марш», муз. И. Кишко; ходьба бодрым и спокойным шагом под «Марш», муз. М. Робера; «Бег», «Цветные флажки», муз. Е. Тиличевой; «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Шагают девочки и мальчики, муз. В. Золотарева; «Поднимай и скрещивай флажки» («Этюд», муз. К. Гуритта). «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Качание рук», польск. нар. мелодия, обр. В. Иванникова; «Упражнение с лентами», муз. В. Моцарта; «Потопаем-покружимся»;»Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражнение с флажками», нем. нар. танцевальная мелодия; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с лентой» (швед. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева); «Упражнение с лентой» («Игровая», муз. И. Кишко).

Этюды. «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия); «Дождик» («Дождик», муз. Н. Любарского); «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи пляшут», муз. М. Красева. Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой.

Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш, нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко. «Вальс», муз. Е. Макарова; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Е Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова. «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. Е. Адлера: «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лен», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар, мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е, Туманяна. «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус, нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус, нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль. выйду ль я», рус. нар. мелодия.

Характерные танцы. «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского («Вальс»); «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой; «Веселый слоник», муз. В. Комарова.

Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар, песня, обр. В. Иванни-кова; «На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый год», муз. Е. Зарицкой: «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Во саду ли. в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева.

Музыкальные игры

Игры. «Бери флажок», «Найди себе пару», венг. нар. мелодии; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца; «Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта «Экоссез»; «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой; «Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусе (к игре «Поезд»); «Пастух и козлята», рус. нар. песня, обр. В. Трутовского.

Игры с пением. «Плетень», рус. нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кншко; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус. нар. песни; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня. «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Тень-тень», муз. В. Калинникова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обр. А. Гречанинова; «Земелгошка-чернозем», рус. нар. песня; «Савка и Гришка», белорус, нар. песня; «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; «Зайчик», «Медве-дгошка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Журавель», укр. нар. песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка», «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Веселые петрушки».

Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму».

Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чем играю», «Рассказ музыкального инструмента», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха. «Громко - тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи».

Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня - танец - марш», «Времена года», «Наши любимые произведения».

Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение».

Инсценировки и музыкальные спектакли

«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как нa тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева. «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского), муз. М. Красева.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Б. Дюбюк; «Зимний празд-зик», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львенок», муз, В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл. К. Райкинэ; «Вальс петушков», муз. И. Сгрибога.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз, Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская полька», обр. М. Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока-сорока», рус. нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».

источник http://buslik.net/

План

  1. Анализ ситуации.
  2. Проблема.
  3. Планируемые результаты.
  4. Система работы.
  5. Диагностический инструментарий.
  6. Условия, обеспечивающие результаты.
  7. Список использованных источников.
  8. Приложение.

Анализ ситуации.

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, через развитие музыкально - художественной деятельности в детском саду (в соответствии с содержанием образовательной области «Музыка» ФГТ).

Проблема.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста (праздник Масленица).

Задачи проекта:

дидактические: формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа;

развивающие: способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.

Целевая аудитория проекта :

Музыкальный руководитель;

Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп;

Родители, дети от 5 до 7 лет.

Тип проекта:

по методу: творческий;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: краткосрочный.

Планируемые результаты.

По каждой из задач музыкально – художественной деятельности планируется достижение у детей следующих результатов:

- формирование представлений о том, что такое «традиции», ознакомление с традициями русского народа;

Развитие интереса к истории, традициям в жизни людей; развитие поисковой деятельности, творческой активности; коммуникативных навыков;

- воспитание этнокультурной компетентности дошкольников.

Система работы.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре, реализуется через образовательную область «Музыка» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Кроме этого мною используются разные технологии О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технология «Элементарного музицирования с дошкольниками» Т.Тютюнникова», технология М.В. Хазовой «Горенка», музыкально - литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Фольклорные праздники» Г. Науменко.

Творческой группой педагогов детского сада разработан перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народно – обрядовыми праздниками России. Для своей практической работы в данном направлении, я использую:

Развивающую среду в детском саду;

Различные виды фольклора;

Как итог, провожу праздники.

Как итог работы над данной проблемой, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению народных праздников в детском саду.

Этапы проекта

этапы проекта

деятельность педагогов

деятельность детей.

подготовительно - организационный этап

1. формирование проблемы: что такое традиции. откуда берутся традиции, как и из чего складываются.

1. вхождение в проблему.

2. поисковая деятельность о традициях праздника «масленица» в своей семьи.

основной этап.

выполнение проекта:

накопление знаний;

практический этап.

1. совместное планирование деятельности.

2. организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

1. сбор информации.

вопрос: «как на Руси праздновалась масленица? каково значение символов –«масленицы».

1. практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. выполнение проекта.

1.создание мини музея в группе с подборкой предметов быта, костюмов, иллюстраций и т.д. 2.составление и изготовление масленичного календаря.

заключительный

1. подготовка и проведение театрализованного представления «широкая масленица».

1. театрализованное представление «широкая масленица» -

2. экскурсии в мини музей «русская изба»

4. выставки детских работ

Выполнение проекта

Разделы программы

Формы и методы работы

Мероприятия

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников.

Ознакомление пословиц и поговорок о Масленице.

Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г.Скребицкий «Четыре времени года»; русская народная сказка «Снегурочка»; русская народная сказка «Про Филю»

Конкурс пословиц и поговорок, загадок

Оформление альбомов «Пословицы и поговорки»; «Песенки-потешки» о Масленице.

Познавательное развитие

Изучение традиций Масленичных гуляний.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Беседы о Масленице, народных костюмах, жилищах, предметах быта.

НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Изготовление атрибутов к играм, помощь в их организации

Театрализованная деятельность

Театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников.

Театрализованная представление «Широкой Масленица».

Музыкальная деятельность

Изучение народных песен, танцев.

Неделя Масленичных гуляний.

Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов.

Физическая культура

Изучение народных игр.

Русские народные игры, забавы.

Продуктивная деятельность, рисование

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества;

Работа творческих мастерских (рисунки, поделки).

Работа с родителями

Участие в изготовлении папка передвижки «Широкая Масленица»

Участие в изготовлении атрибутов, декораций к празднику (шумовой оркестр, костюмов)

Участие в театрализованном представлении.

Выставка творческих работ.

Чаепитие с блинами «Сладкий вечер»

Вовлечение в

театрализованное представление «Широкая Масленица»

Взаимосвязь с социумом

Взаимодействие филиалом детской библиотеки № 13,

Со студентами Сф СГЭУ

Экскурсия в мини –музей «Русская изба».

Выступление в театрализованном представлении «Широкая Масленица»

Предполагаемый продукт:

Для детей: создание мини-музея «Русская изба» в группе.

Выставки детской деятельности в процессе реализации проекта.

Итоговое мероприятие «Широкая Масленица»

Для педагогов: разработка методических рекомендаций по организации проведения народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях;

трансляция работы по проекту на стендах для родителей в детском саду.

Диагностический инструментарий.

Основные результаты музыкально – художественного развития и воспитания воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

Наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы (с детьми, родителями);

Анкетирование,

Различные тестовые инструменты,

Самооценочные суждения детей.

Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:

  • Определить уровень сформированности представлений детей о народных традициях;
  • Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
  • Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев в семье.

Условия, обеспечивающие результаты

Для приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Материально-техническое о беспечение проекта:

  • Мини – музей «Русская изба».
  • Многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Комната сказок, где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Подобраны произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта с различными видами росписей.
  • Составлен план организации и проведения народных праздников, праздников народного календаря.
  • Подобрана библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа и разных народов мира.
  • Сделана картотека народных игр, народных игрушек и национальных кукол.
  • Составлены конспекты мероприятий совместной деятельности с детьми.

Кадровый состав:

Учебно-методическое о беспечение проекта:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева. «Полная энциклопедия быта русского народа» И. Панкеев, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (для старшей и подготовительной групп), «Наследие» Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, «Наследие» М.Ю. Новицкая, ЭОР (презентации, мультфильм).

Список использованных источников

  1. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991.
  2. «Русский фольклор». Москва, «Художественная литература», 1986.
  3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  5. Бондаренко З.О. «Праздники христианской Руси». Русский народный православный календарь: Справ. изд. Калининград: Кн. Изд-во, 1993.
  6. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
  7. Васильевой М.А., Гербовой В.В.,КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
  9. Даймедина И.П. Поиграем, малыши М., Просвещение, 1992
  10. ЗацепинаМ.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
  11. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.
  12. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  13. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  14. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
  16. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  17. Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Приложения

Приложение 1.

План проведения мероприятий Масленичной недели для старшего дошкольного возраста

Понедельник – Встреча

Работа в музыкальном зале

Работа на погулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Электронная презентация «Широкая Масленица» - знакомство детей со значением и обычаями праздника

Разучивание масленичных закличек (старшая. подготовительная группа);

Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.).

Торжественная встреча Масленицы;

Народные подвижные игры: «Малечина –калечина», «Карусель», «Заря»;

Конкурс на лучшую снежную фигуру

Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Загадки о весне и зиме

беседа «Что за праздник, Масленица?»

Рассматривание альбома «Масленица»

Поговорки про масленицу

Заучивание стих-я «Масленица»

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Приёмный уголок «Масленица Прасковейка»

Вторник – Заигрыш

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия; - Конкурс частушек «Как на масляной неделе»;

Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

Катание на санках. –

Спортивный досуг-развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Разучивание пословиц и поговорок о Масленице.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Разучивание масленичных закличек

Изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы

Изготовление атрибутов к празднику (шумелок, трещёток, шуршалок, тёпиков, свистулет)

Среда – лакомка

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Повтор песни «Как зима с весной повстречалися»

Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия.

Конкурс рисунков на снегу.

Игры – состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»;

Знакомство с символикой блинов.

Продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки)

Разучивание стих-я «Про Масленицу»

Слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Сладкий вечер, Чаепитие с блинами.

Четверг – Разгуляй

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;

Разучивание потешек, поговорок, небылиц;

Инсценировка «Как мужик корову продавал» С.Михалкова.

Пение русских народных песен.

Русские народные игры «Горелки», «Кто быстрее на метле», «Два мороза»;

Катание с ледяной горки.

Игры-эстафеты «Перетягивание каната»

«Снежный тир»

«Кто быстрее на метле»

Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;

Изготовление атрибутов к оформлению праздника (ИЗО-разукрашивание блинов).

Слушание песни «Песня блинам»

Изготовление атрибутов, поделок к оформлению музыкального зала и участков.

Пятница – Проводы Масленицы

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Театрализованное представление «Широкая Масленица»

Театрализованное представление «Широкая Масленица» на улице.

Мультфильм «Масленица».

Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;

Праздничное мероприятие с участием родителей: «Широкая Масленица!».

Приложение 2

Диагностическая карта

Музыкальное воспитание.

Может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

Знания о разнообразных характерах музыки;

Знания особенностей русских плясок;

Умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;

Умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);

Умение придумывать движения, отражающие содержание песни;

Умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

Умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.

Знание и умение играть в русские народные игры.

Высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1 балла.

Дюмина Наталья Владимировна
учитель музыки первой категории

Игровые формы приобщения детей
к музыкальному искусству или творчеству

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Игра- оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин: «...игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.
Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие игры можно рассматриватьв трёх аспектах.
Первый аспект - физиологический, связанный с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект - психологический. Музыка воздействует на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект - педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.
Цели и задачи музыкальной игры:
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1. Коррекционные:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;
развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
обучение речевым, певческим навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
воспитание общей музыкальной, речевой культуры;
формирование эстетическому восприятию окружающего мира; художественного вкуса
развитие эмоциональной сферы.
5. Развивающие:
развитие познавательной активности;
поддержание устойчивого интереса;
укрепление саморегуляции и контроля;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

В процессе игры учащиеся должны:
1. Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.
2. Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.
3. Участвовать в коллективной и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.
4. Развивать умения и навыки музыкального самообразования.
5. Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Разнообразие музыкальных игр
Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки
Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки
Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр - игры-забавы.
Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.
Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А.Д.Войнович.
Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также активно используются в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми.
Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.
Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.
Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.
Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты - ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые не сумели вырасти».
В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.
За время работы в школе я пришла к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

На уроках музыки в 5 – 9 классах я применяю следующие музыкальные игры и творческие задания:
Игра « Ассоциация»
1 вариант:В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
2 вариант: Придумать и записать не менее 20 слов ассоциаций к определённому термину или понятию. Например: Мюзикл – музыка, диалог, танец, драма, комедия, театр, Америка, «Нотр Дам де Пари» и т.д. На моих уроках служит как контрольно измерительный тест по пройденной теме.
Игра – путешествие «Назад в будущее»
Путешествие на машине времени
Знакомство с музыкой и музыкальными инструментами прошлого.
Игра «Карнавал»
1вариант: Пробуем освоить ритмы Латинской Америки. Для этой игры понадобятся новые инструменты, и сделать их придётся своими руками. Чокало- простая жестяная банка от газированного напитка наполняется мелкими сыпучими предметами_ рисом, песком или мелкими камушками и заклеивается отверстие скотчем и пластырем. Гуиро – в Америке изготавливается из высушенной тыквы. В домашних условиях жестяная банка наполняется высушенным горохом или высушенными косточками маслин, отверстие заклеивается скотчем. Для изготовления маракас – применяются контейнер от шоколадных яиц, который наполняется сухим материалом и одевается на корпус авторучки. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Игра заключается в том, чтобы предварительно потренировавшись, попробовать влиться в звучание заранее заготовленной песни или композиции.
2 вариант: Оказавшись на неизведанной планете чужой вселенной придумать музыкальные инструменты инопланетян и услышать их музыку. Дать названия этим инструментам (придумать как они звучат и нарисовать, или сделать их из подручных материалов(например из гвоздей которые подвешиваются на проволку или из стаканов и т.п.)
Игра «Музыкальный футбол»
Игра проводится по правилам футбола. Класс делится на две команды. Вопрос, или задание - бросок мяча. Неправильный ответ или неправильно выполненное задание – гол (поражение) По количеству голов определяется победитель и ему выставляется отметка за работу на уроке. За игрой внимательно наблюдает судья. Все вопросы и творческие задания связаны с пройденными темами на уроках музыки.
Маршрутная игра « Скорее в дорогу»
Передвижения по специальной карте по отдельным станциям (Городам) с целью ответить на все вопросы и выполнить заранее приготовленные задания по музыке, собрать все буквы (в каждом городе за правильный ответ выдаётся по одной букве) и раскрыть очередную тайну музыки. Игра проводится с целью закрепления пройденного материала и знакомством с новым музыкальным термином или понятием, которое заносится в карту путешествия (муз. словарик)
Ролевая игра «Встать суд идёт»
Игра может проводится по заранее выбранной теме (например «Нужна ли классическая музыка?» «Классическая музыка и современный рок»и др.) В игре происходит защита выбранных позиций, исследование - в рамках правил суда.
Игра «Импровизация»
В этой игровой форме используются пластические, вокальные, литературные импровизации. Класс делится на 3 группы. С предложенными литературными героями 1 группа сочиняет небольшое сочинение – миниатюру, 2 группа озвучивает их вокально или изображает с помощью музыкальных инструментов, 3 группа в пластической импровизации передают образ каждого героя. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально – звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ- способ его воплощения.
Игра «МУЗЫКА НА ВОДЕ»

Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5-7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают.. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух. Для начала старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать любые. Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память.
Задача играющих в этом случае запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие.
Игра «УГАДАЙ-КА»

Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно) Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал.
Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание. Методом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику.
Творческое задание «Мозговой штурм» Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс "Венецианская ночь");
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Творческое задание « Синквейн» Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти. На этих уроках могут быть использованы и разгадывание кроссвордов – как вид игровой формы и творческого задания.
Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации. Презентации можно использовать в рамках игры «День дублёра»
Можно много писать, рассказывать о музыкальных играх. Главное это то, что без них невозможно на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.