Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Одоевский В. Ф.: биобиблиографическая справка

Одоевский В. Ф.: биобиблиографическая справка

Тема: «Литературные сказки»

Тип урока: обобщающий.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Литературные сказки».

Задачи урока:

  1. Добиться усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности.
  2. Учить работать сообща, воспитывать навыки коллективной работы и чувство товарищества.
  3. Развивать память, творческие способности учащихся, мышление.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка;
  • табло для подсчета очков;
  • карточки с изображением крестиков и ноликов;
  • карточки с заданием.

Методические пояснения.

Данный урок проводится после изучения раздела «Литературные сказки» и является обобщающим. В течение длительного времени учащиеся работали с разнообразными авторами и читали авторские сказки, необходимо было подвести итог их работы и проверить усвоение темы.

Чтобы поддержать интерес к урокам чтения, я выбрала учебную игру . Игра способствует активизации внимания учащихся, развивает познавательные способности, формирует умение работать в коллективе. Возможно, вас заинтересует учеба за границей ваших детей.

Ход урока литературного чтения

I. Организация класса

(Дети вытягивают карточки и делятся на две команды «Х» и «О» - крестики и нолики).

Педагог: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на информационно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут6 конкурсов. Тема игры «Литературные сказки».

Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса проводится итог, который отмечается в игровом поле знаком команды. В игре побеждает та команда, у которых знаков окажется больше.

II. Основная часть

1. Конкурс «Разминка»

Педагог: Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (вопросы на слайдах №3-12 )

  • Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар, слайд №4)
  • Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан, слайд №5)
  • Бюро знакомств «Очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка, слайд №6)
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит, слайд №7)
  • Сплю, и вижу принца. (Спящая красавица и молодая царевна, слайд №8)
  • Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор, слайд №9)
  • Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда, слайд №10)
  • Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка, слайд №11).

Педагог: Что объединяет героев этих сказок? (Герои литературных сказок). Какая сказка в этом списке лишняя?

Педагог: Вам нужно назвать полные имена писателей и коротко рассказать их биографию (слайды 13-21 ).

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов, 1879-1950 гг.).
  • Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными (Сергей Тимофеевич Аксаков, 1791-1859 гг.).
  • Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин, 1855-1888 гг.).
  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы (Владимир Фёдорович Одоевский, 1803-1869 гг.).

3. Конкурс «Рассуждай-ка»

Педагог: Вам нужно ответить на вопросы, которые вытяните на карточках (слайд 22 ).

Карточка №1

1) Объясните своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной. Приведите примеры.

2) Сказки из данного раздела близки к народным сказкам или существенно от них отличаются? Почему так считаете?

Карточка №2

1) Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Объясните. Приведите примеры.

2) Представьте, что писатель не использовал бы этот приём. Что бы тогда произошло? Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?

4. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках»

Педагог: Отгадайте слово, вспомните в какой сказке, прочитанной на последних уроках, встречается этот предмет и доказжите отрывком из текста (слайды 23-24 ).

  • Он поёт месяц, а ворона каркает целый год.
  • Ласточка день начинает, а он кончает.
  • Не нужна ему золотая клетка, а лучше зелёная ветка (соловей в сказке Гаршина «Сказка о жабе и розе»).
  • Мал горшок, да её варит.
  • Сам её заварил, сам и расхлёбывай.
  • Её маслом не испортишь (каша в сказке Бажова «Серебряное копытце»).

5. Конкурс «Кроссворд» (слайд 25)

№1 «Волшебные предметы»

1) …-невидимка
2) …-самобранка
3) …-самогуды
4) …-самолёт
5) …-кладенец
6) …-семицветик
7) …-скороходы
8) В выделенных клетках волшебная-… (шапка, скатерть, гусли, ковёр, меч, цветник, сапоги, палочка).

№2 «Тайна чудища»

1) Материал, из которого был изготовлен подарок для старшей дочери купца: фарфор, стекло, золото.
2) Место, где рос аленький цветочек: лес, луг, сад.
3) Чудище подарило купцу волшебный: башмачок, перстень, колпачок.
4) Старшая дочь купца просила привезти ей: венец, ковёр, рубин.
5) В чудище злой волшебницей был превращён: барон, князь, принц.
(Ответы: золото, сад, перстень, венец, принц, ларец).

6. Конкурс «Герои сказок» (слайд 26)

Вспомнить как можно больше героев сказки за определённое время.

1) Городок в табакерке.
2) Аленький цветочек.
3) Сказка о жабе и розе.
4) Серебряное копытце.

III. Подведение итогов.

Вот и кончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все -
Подведём итог игре.

Подсчёт Х и О. Награждение победителей.

Литература:

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,М. Просвещение, 2011

2. Поурочное планирование к учебнику Л.Ф.Климановой, И.В.Клюхина, М.Вако, 2007

3. Начальная школа №6, 2006.

Приложение: Презентация к уроку

Областной историко-культурный фестиваль «Декабристские вечера» стал причиной визита в Ишим потомка древнего русского княжеского рода Александра Одоевского.

Когда трескучий сибирский мороз сковал льдом реки и опушил снежным инеем деревья, превратив их в сказочное кружево, наш град на синей реке встречал званого московского гостя Алексея Максина. Его визит в Ишим взволновал культурную общественность. Алексей Борисович, потомок «самого крупного и популярного поэта декабристской каторги», оказался общительным собеседником. Составленное им родословное древо – от великого князя Новгородского Рюрика – принято Российским дворянским собранием как информационный документ.

– Алексей Борисович, какие родственные узы связывают вас с поэтом-декабристом?

– По линии матери Ирины Николаевны Кондаревой моя прапрабабушка княжна Софья Ивановна Одоевская (в замужестве Маслова) является родной сестрой Александра Ивановича Одоевского. Ее я, разумеется, не знал.

А прабабушку Варвару Николаевну Маслову (в замужестве Кондареву) помню. Формально род Одоевских угас, так как Александр Одоевский – единственный сын в первом браке отца, не был женат и не имел детей. По правилам геральдики потомками декабриста считаются дети, внуки его родных сестер и братьев по второму браку отца... Поэтому княжеский титул был присвоен Николаю Маслову 30 июня 1878 года в связи с отсутствием потомков рода Одоевских по мужской линии.
На декабристских мероприятиях меня представляют как наследника декабристов, так как дети сестры являются продолжателями рода, но не княжеского звания.

– Как вам удалось составить столь непростое родословное древо?

– В оригинале родословное древо занимает два чертежных листа. Часть документов Кондаревых и Одоевских находится в Пушкинской библиотеке на Арбате. Работая там, понял, что уложить все от Рюрика не в состоянии: от него произошло очень много княжеских родов. Цепочка прослеживается до того князя, который, прибыв в Одоев, стал Одоевским. Формально он и считается родоначальником рода Одоевских...

– Какие семейные традиции вашего рода незыблемы по сей день?

– Как бы правительство ни относилось к дворянам, раз в год наша семья Кондаревых собирается вместе...

– А сколько вас?

– Сейчас до тридцати человек. Политические разговоры не ведем. Встречаемся, общаемся, обсуждаем вопросы культуры.

– Интересно узнать о каком-нибудь славном представителе вашего рода.

– Архитектор-художник Александр Кондарев спроектировал главный дворцовый зал приемов Ливадийского дворца в Крыму, который возводился к 300-летнему юбилею династии Романовых.

В 1945-м дворец стал местом проведения Ялтинской конференции глав правительств антигитлеровской коалиции Сталина, Рузвельта, Черчилля. Александр Константинович не-обычно решил вопрос освещения зала дворца – использовал метод отраженного света. Его стали применять и на других объектах. Подобным образом освещается, к примеру, станция московского метро «Кропоткинская».

– Алексей Борисович, расскажите о ваших родителях.

– Отец Борис Максин из купеческой среды, а мать – из дворянской. Отец работал инженером-путейцем, большую часть времени проводил на изысканиях. Интересно, что он всегда лично проходил большую часть трассы, чтобы убедиться, что она выбрана правильно и все учтено, как надо. Моим воспитанием больше занималась мама, исключительная красавица и умница. С ней мы часто совершали маленькие походы в лес. Может быть, поэтому после окончания школы серьезно задумался о поступлении в лесной институт... Тем не менее отец многое сделал для формирования моего характера. Во время Великой Отечественной войны он был подполковником.

Родители воспитали меня в духе преданности театру, так как сами были заядлыми театралами. За билетами в Большой стояли трое суток: каждые шесть часов ходили с отцом на перекличку. Предпочтение отдавали Художественному театру. Помню впервые увиденную там постановку «Синей птицы» Метерлинка.

– Театру преданы и по сей день?

– Да, это увлечение я пронес через всю жизнь. В театре существует прямой психологический контакт между исполнителями и зрителями. Чувствую себя там комфортнее, чем перед экраном. Это совсем не означает, что не хожу в кино и не люблю фильмы. Большое впечатление произвел кинофильм военных лет «Поединок».

– А в годы войны ваша семья находилась в Москве?

– Оказались вынуждены полтора года жить в эвакуации в Армении. В Москве перед войной жили между двух заводов: шарикоподшипниковым и тем, что выпускал мотоциклы. В ноябре 41-го военные приказали покинуть дом, так как заводы могли быть взорваны. Нас увезли вместе с предприятиями в Ульяновск. Мама приняла решение ехать к знакомым в Армению.

– В вашей судьбе это единственная разлука с Москвой?

– В 1954 году после окончания судостроительного факультета Московского института рыбной промышленности я семнадцать с половиной лет трудился на Сахалине.

– Романтика позвала?

– Да. Сыграли роль рассказы отца, который был главным инженером проекта строительства тоннеля, соединяющего Южный Сахалин с материком железной дорогой... Не буду прятаться за одну романтику. При направлении на Сахалин у меня сохранялась московская прописка, то есть в любой момент мог вернуться
в столицу, что и сделал.

– Свою вторую половинку встретили на Сахалине?

– Да, моя жена Миниямал Минияровна – медицинский работник. В будущем году отпразднуем золотую свадьбу. Воспитали двух сыновей. Старший Виктор – филолог и экономист, а младший Андрей – журналист.

– Где трудились по возвращении в Москву?

– В Министерстве судостроительной промышленности, в Акустическом институте.

– Поэтический дар Александра Одоевского не унаследовали?

– Больше люблю прозу. Работая на сахалинской судоверфи, однажды написал фельетон в местную газету. Через некоторое время узнал о его судьбе. Прочитав, редактор от души рассмеялся, а потом серьезно сказал: «Печатать не будем, а автору – выдать удостоверение внештатного корреспондента».

– Какому отдыху отдаете предпочтение?

– Под отдыхом понимаю какую-либо деятельность. 7 сентября отметил 80-летие, но продолжаю раз в неделю осуществлять лыжные походы. В Подмосковье имеем большой загородный участок. Читаю лекции об Александре Одоевском, декабристском восстании, малоизвестных событиях и фактах войны 1812 года. К таковым, к примеру, относятся оборона Петербурга от нашествия Наполеона и неосуществленный план включения в битву с Наполеоном дирижаблей.

– Какими источниками пользуетесь при составлении лекций?

– Литературными и архивными. Работал в военно-историческом архиве. Часто сталкиваюсь с противоположным толкованием фактов и событий в литературных источниках. Приходится логически сопоставлять, искать то, что ближе к истине...

– Алексей Борисович! Какое у вас впечатление от Ишима? Столь же светлое, как у Александра Одоевского?

– Считаю, что за Уральским хребтом – в Сибири (как и на Дальнем Востоке) люди более цельные, патриотичные. Чувствую себя здесь в родной среде.

4 класс Чтение

Тема: КВН «Литературные сказки»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирования

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Ход урока

I . Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные «X » и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называют­ся - «Крестики» и «нолики».)

Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа­ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема игры - «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука­заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от­мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе­дит та команда, у которых знаков окажется больше.

II . Конкурсы

1. Конкурс «Разминка».

Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна мо­ лодая.)

Охранному агентству на постоянную работу требует­ся 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Бе­ лочка.)

2 . Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за­
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет, и доказать отрывком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского ма­стера. С детства привлекали его люди, предания, сказ­ки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в по­мещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизил­ся с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже ста­ли известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

4. Конкурс «Живая картинка».

Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз­вучить кадры.

5. Конкурс «Рассуждай-ка».

Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы­тяните на карточках.

(Карточки см. в приложении.)

6. Конкурс «Сочини сказку»

Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю­жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вер­толет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, те­левизор.

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва­ет такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

III . Подведение итогов

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора...

На табло взгляните все -

Подведем итог игре.

Подсчет «X » и «О».

Награждение.

IV . Проверка техники чтения

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя


а) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания,

сказки и песни родного Урала.
б) Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком « Беседа любителей русского слова ». Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.
в) Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на его характер как будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.
г) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и учёные столицы.
4. Объясни, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки?
Проверочная работа 5.

« Делу время – потехе час».


  1. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

а) Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
б) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
в) Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
г) Ученику – удача, учителю – радость.
2. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.
а) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.
б) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.
в) грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.
г) Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить.


  1. Разгадай кроссворд.

По горизонтали. 1. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.


  1. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

  2. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

  3. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

  4. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было… .

  5. Его не умели ценить герои произведения Е. Л. Шварца.

  6. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали.


  1. Черта характера человека, любящего трудиться.

  2. По сценариям этого писателя сняты фильмы « Золушка », « Дон Кихот » и др.

Проверочная работа 6.

« Страна детства».
1. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Запиши.
а) Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

б) Эта девочка вдохновила великого композитора.

в) Обиженная тётя сказала, что в будущем Минька будет… .

г) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

д) Этот инструмент мог петь обо всём.
2. Вспомни, где это было. Ответь на вопросы.
а) Где проводил осень Эдвард Григ?

б) Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик?

в) В каком городе родился К. Г. Паустовский?

г) Где провёл детство Б. С. Житков?

д) В Санкт- Петербурге в семье художника родился… .
3. Прочитай модернизированные пословицы и поговорки, восстанови их. Запиши.
а) По лесу надо с корзинкой ходить.

б) Скучен день до вечера, коли делать уроки.

в) Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

г) Испокон века телевизор растит человека.

д) Первая двойка прощается.

е) На шпаргалке далеко не уедешь.
4. Отгадай загаданное слово в пословицах и поговорках. Для какого произведения оно является ключевым? Укажи название произведения и автора.
а) Поздний ОН гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола Его не выгонишь.

Незваный ОН хуже татарина.
б) Не вся та ОНА, что звучит.

Под хорошую ЕЁ и змеи пляшут.

Фома ЕЁ разумеет, а Ерёма плясать умеет.
5. О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Укажи название произведения и автора.
Ворота открыты, а он в подворотню лезет.

За тараканом – с барабаном, за комаром – с топором.

Зачем туда с ножом, где топор положен.

Проверочная работа 7.

« Поэтическая тетрадь 1 » (часть 2).

« Бабушкины сказки »

В. Я. Брюсов « Наши царства »

С. А. Есенин « Опять сон »

М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка »

« Детская »

2. По четверостишию узнай стихотворение и его автора. Запиши.

а) И сидим мы, еле дышим. б) Месяц вышел. Громче шорох.

Время к полночи идёт. Зебра мчится вдалеке.

Притворимся, что не слышим, Лес, взрывая листьев ворох,

Если мама спать зовёт. Тупо тянется к реке.

в) Нам хорошо. Пока ещё в постели г) Слово скажешь, в траву ляжешь,

Все старшие и воздух летний свеж, Чёрной цепи не развяжешь.

Бежим к себе. Деревья нам качели Снизу яма, сверху высь,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.. Между них вертись, вертись .

3. Догадайся, о ком из поэтов изученного раздела идёт речь. Запиши.

а) После Константиново, где детство « прошло среди полей и степей », четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелем в доме Панфиловых допоздна – пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых стихи этого поэта отличались особой лёгкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

б) Сочинять начал с восьми лет, а семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов он не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твёрдо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать всё многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог.

С детских лет его манило неведомое:

Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

И тайны полюсов, и бездны подземелий,

И дерзкие пути междупланетных стран.

в) В октябрьские смертные дни, когда к власти пришли большевики, она остаётся в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в её стихах страшный быт преображается в высокую поэзию:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите! Гора рукописных бумаг…

Так. – Руку! – Держите направо,-

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина - может без кружев!

4. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Что тебя в нём тронуло? Кто его автор?

Проверочная работа 8.

« Природа и мы ».
1. Соедини авторов с их произведениями.
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Выскочка »

А. И. Куприн « Кабан »

В. П. Астафьев « Приёмыш »

Е. И. Чарушин « Стрижонок Скрип »

М. М. Пришвин « Барбос и Жулька »
2. Запиши название произведения и укажи его автора.
а) Какое произведение открывает раздел?
б) В каком произведении сорока лишилась хвоста?
в) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
г) Герою этого произведения пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
д) Они были разными, но дружба их – крепкой.
е) Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.
3. Узнай, из каких произведений эти предметы. Укажи название произведения и автора.
а) норка б) рога в) хвост г) миска д) лодка е) метла
4. Узнай героя по описанию. Вспомни, из какого он произведения и кто его автор. запиши.
а) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!
б) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.
в) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь жалобно кричит…
г) Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.
д) Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
е) Летом он постоянно с головы до хвоста бывал унизан колючими « репяхами » , осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

Проверочная работа 9.

« Поэтическая тетрадь 2 » (часть 2).

1. Отгадай загадку и вспомни, какому прекрасному времени года был посвящён раздел «Поэтическая тетрадь ».
Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

Зажгла огней рябиновых костёр.

То – щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождём.
2. Соедини авторов с их произведениями.

С. А. Клычков « Лебёдушка »

Д. Б. Кедрин « Весна в лесу »

С. А. Есенин « Сентябрь »

Б. Л. Пастернак « Бабье лето »

Н. М. Рубцов « Золотая осень »
3. В каком отрывке встречается олицетворение.
а) Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.
б) Наступило бабье лето –

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щёлке муха ожила.
в) А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

4. По нескольким строчкам узнай стихотворение и запиши, кто его автор.
а) А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные…
б) Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.
в) И ничего не желаю,

И ничего не хочу!
г) Сжалься осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!
5. Вспомни, какие сравнения использует Б. Л. Пастернак. Выпиши их.
6. В каком из прочитанных стихотворений главным становится повествование о событиях из жизни героев. Укажи название стихотворения и автора.

Проверочная работа 10.

« Родина ».
1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы.
Мой первый друг, Антипин Колька!

Он, верно, помнит этот день,

Когда на тихом солнцепёке

Накрыла нас живая тень.

Мы оглянулись и застыли,

Разинув в оторопи рты:

Стоял солдат, седой от пыли,

И улыбался с высоты.

И вдруг, подхваченный тем мигом,

Признав чутьём, а не с лица,

Я задохнулся сладким криком

В немом объятии отца.

К его щеке припал и замер,

А сзади в ярком свете дня

Смотрел сиротскими глазами

Антипин Колька на меня.

В. Богданов
Вопросы:
а) Как ты понимаешь смысл стихотворения? О чём оно?
б) Можно ли это стихотворение ввести в раздел, который вы только что изучали?
2. Допиши имя и отчество автора.
Дрожжин ________________
Слуцкий _________________
Никитин _________________
Жигулин _________________
3. По двум строчкам узнай произведение и его автора.
а) Мина кораблю пробила днище

Далеко- далёко от земли.
б) Я в каждом шелесте листов

Сгорят, как старое жнивьё.
г) Посмотрю на юг –

Нивы зрелые…

Проверочная работа 11.

« Страна фантазия ».

Прозрачный-________ Раздался- ________ Сюрприз- ___________
3. Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) Ранним майским утром к гостинице___________ подкатил светло – серый автомобиль.
б) Почётный гость приехал из _______________.
в) Директор с ____________ помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на __________ этаж.
г) Над деревьями прострекотал маленький __________ - воздушное _____________.
д) Оставив Электроника, профессор подошёл к __________, набрал на диске номер.
е) Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться _____________________.
4. Расшифруй, что здесь написано, и ты узнаешь настоящее имя писателя-фантаста Кира Булычёва.
SИWLГGOVIPSWЬ WBLSCSGEWBILOSVЛOGIДOWBVSИЧG MWSIOЖGWEVSЙLIKOSL

5. Как можно охарактеризовать Алису? Выбери нужное. Дополни, если считаешь нужным.
Добрая, злая, смелая, трусливая, находчивая, отзывчивая, __________________________________.
6. Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Выбери правильный ответ.
а) Мы осторожно выкопали … кустов

пять шесть семь
б) Я начал готовить к съёмкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся…

лечебные цветы удивительные цветы светящиеся цветы
в) Механика звали…

Жёлтый Красный Зелёный
г) Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил…

швабру щётку метлу
д) Для борьбы с кустиками хотели применить…

огнемёт пулемёт водомёт
е) Кустики победила Алиса при помощи…

ведра лейки шланга

ж) Кусты бродили по песку и …

искали воду искали солнце искали еду

з) Самый маленький и непоседливый кустик очень любил…

чай морс компот

Проверочная работа 12.

« Зарубежная литература ».
1. Узнай произведение. укажи его название и автора.
а) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.
б) В этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви.
в) Главного героя этого произведения учитель часто наказывал.
г) В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса.
д) Этим произведением заканчивается раздел.
е) В этом произведении можно узнать о подводной жизни.

«Существительные общего рода» - Умница - ? Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Сколько родов в русском языке? Итоги урока Что нового узнали на уроке? Словарная работа. Закрепление темы. Тихоня не торопился домой. Иголок очень много, А нитки ни одной. Новая тема. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода?

«Мать Тереза» - В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Практические советы Матери Терезы. Есть только один язык – язык сердца. Мать Тереза - пример бескорыстия, любви, веры и милосердия. - Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. Жить стоит. Надпись на стене основанного Матерью Терезой приюта для умирающих от СПИДа.

«Урок Древний мир» - Науки-помощницы. Новые слова. Карта мира. Вещественные. В чем отличие древнего человека от современного? Проверь себя. Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Знакомство с древним человеком. Лента времени. Назовите материки, где находились первые стоянки древних людей.

«Культура Древней Индии» - В основе хозяйства - ирригационное земледелие. В Древней Индии успешно развивалась наука. Агни – бог огня. Поклонение многим животным свидетельствует о сохранении фетишизма и тотемизма. Астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Сегодня буддизм распространен в Китае, Японии и других странах.

«Женщина-мать» - Церковь Петра и Февронии. Через 9 лет муж был казнен. Зачем, господин, мое веселье По ковылю ты развеял?». Храм-часовня Ксении Петербургской. Ярославна. «О ветер, ветрило! Женщина! «Святые дочери России». «…Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом, С подснежником в конце зимы!». Камилла Ивашева. Петр и Феврония.

«Род имён прилагательных» - Не знаем. Проверь. Расшифруй слова брз пльт квр. 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных. Береза пальто ковер. Знаем. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Проблема. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. 1. Способ определения рода у имен прилагательных.