Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Образ Весны в искусстве и литературе». Занятие в группе продленного дня

«Образ Весны в искусстве и литературе». Занятие в группе продленного дня

ФИЛАРМОНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Картины природы в поэзии, музыке, живописи»

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны. Можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты и поэты.

Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывания ветра и целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и различных животных!

Природа – настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.

Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)

Чтец:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим,
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины. Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж приобрёл популярность в то время, когда активно развивалась промышленность, когда всё больше людей переселялись в город. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Природа величава, прекрасна, богата и такие выдающиеся мастера кисти, как Левитан, Саврасов, Шишкин, и многие другие, изображали родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые, стоят сады вишневые, в истоме лета, в печали осени.

Слайды с осенними пейзажами

Осень

Чтец:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И. Левитана

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.

Слайд «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники» - первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображён человек.

Слайд «Золотая осень»

Пожалуй, наиболее популярна среди всех работ отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы. Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. А. Бунин)

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку, особенно музыку Петра Ильича Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.

Слайд с портретом П.И. Чайковского

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Сейчас мы прослушаем пьесу - элегию «Осенняя песнь».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Чтец:

… Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Зима

Слайды с зимними пейзажами

Чтец:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И.Э. Грабаря

Нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Он вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. Художник очень любил изображать иней. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

Слайд И. Э. Грабаря «Иней»

Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба.

Чтец:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

( Ф. И. Тютчев)

Слайд « Февральская лазурь»

Перед вами репродукция знаменитой картины "Февральская лазурь".
Во время одной из своих обычных утренних прогулок Грабарь был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого жемчужных берёз и сапфировых теней на белом снегу. Я стоял около дивного экземпляра, берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять…Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. В картине художник наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объём у стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты "Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".

Весна

Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами, обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым

Слайды с весенними пейзажами

Чтец:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Фёдор Тютчев)

Слайд с портретом А.И. Сасрасова

Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали весеннюю природу. Один из них – Алексей Кондратьевич Саврасов . Кому не знакома эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.

Слайд «Грачи прилетели» А.И. Сасрасова

Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.

На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. В пасмурном небе идет борьба весны с зимой. Вот-вот пойдет снег.

Много воды. Снег рыхлый, тает. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета. Настроение тревожное. Даже неуютно.

В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны. Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

На картине Саврасова изображён конец марта. А этот случай был в апреле.

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

–Убирайся вон, задира,

– Просвистел ему скворец.

– Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей,

– Прочирикал воробей.

–Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

– Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди . Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

Звучит «Весна» Антонио Вивальди Цикл «Времена года»

Лето.

Слайд с портретом И.А. Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося художника, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь и родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

Слайд «Рожь» И.А. Шишкина

«Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи.

Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее, не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.

Чтец:

Рожь, рожь… дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край,

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды,

Вагоны, состава хлеба

Над землей.

(А. Т. Твардовский)

А сейчас мы хотели бы показать вам еще картины Ивана Шишкина посвященные лету.

Слайды с пейзажами И. А. Шишкина

Чтецы:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

(Николай Рыленков)

Слайд «Утро в сосновом лесу» И. А. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Послушайте в исполнении Чистяковой Насти песню про такого же медвежонка, как на картине «Ай я жу-жу».

Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

Чтец:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри какого цвета
Огромная планета.

И сейчас для вас будут танцевать «Веселые карандаши» в исполнении младших классов хореографического отделения

Мы надеемся, что картины, прозвучавшие стихи, музыка, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Спасибо за внимание!

Ведущий 1 : Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий 2: Очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица в этом зале.
Ведущий 1 : Сейчас на дворе весна. Она ассоциируется у нас с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.
Ведущий 2 : И не удивительно, что именно в эту пору мы решили провести наш конкурс «Мисс Весна 2013».
Ведущий 1 : Участницы нашего конкурса, как весенние цветы: такие же прекрасные, нежные, чувственные.
Ведущий 2: Их красота очаровывает нас. А кто не любит красоту? Красота спасет мир!
Ведущий 1 : И так, встречайте, наши конкурсантки.

1.Вот выходит номер раз.

Блеск ее прекрасных глаз

Прямо в сердце направляет

И влюбляться заставляет. _______________________________

2.Номер два – мадам, что надо!

И вся публика ей рада.

Ей похлопаем в ладоши

У нее видок хороший. __________________________________

3.Вот выходит к нам на сцену,

Зная точно себе цену,-

Номер третий, деловая

И девчонка – вот такая!_______________________________________

4.Вот уже номер четыре

Улыбается все шире

И смеется и хохочет

Тоже мисс быть первой хочет! ______________________________

Ведущий 2 : Итак, все участницы на сцене. Посмотрите на эти прекрасные создания, как непривычно приятно смотреть на наших прелестных девочек и девушек. А выглядят они так неспроста. Во-первых, на дворе время года — весна, месяц – март, число – 6 , а скоро и 8, а праздник – Международный женский день. Разрешите всех присутствующих представительниц прекрасного пола поздравить с этим замечательным днем. Во – вторых, сегодня мы всех приглашаем окунуться в 19 век и побывать на балу.

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

И в — третьих, нам с вами предстоит выбрать только одну участницу, которой по результатам будет присвоено звание «Мисс весна 2013». А оценивать мастерство наших конкурсанток будет компетентное жюри в составе:

___________________________________________________________

Ведущий 1 . Итак мы начинаем наш Весенний бал. В 19 веке бал было принято открывать парным танцем «Полонез». Но мы немножко отступим от традиции и первый конкурс нашей программы называется — «Визитная карточка», так как в любой визитке мы находим все необходимые сведения о ее владельце. И чтобы нам ближе узнать наших конкурсанток, а им друг друга, они сейчас обменяются визитными карточками, т.е. расскажут нам о себе и своих интересах.

Приглашаем участницу под № 1 _______________________________

Приглашаем участницу под № 2 _______________________________

Приглашаем участницу под № 3 _______________________________

Приглашаем участницу под № 4 _______________________________

Пока жюри оценивает выступления, немного истории о балах 19 века

Бал — это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XIX веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.

Второй конкурс нашей программы называется — «Полонез». Участницы под музыку двигаются друг за другом по кругу, а жюри оценивает ритмику, пластичность, танцевальность каждой участницы по пятибальной системе.

Еще немного истории. Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Слово жюри.

На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света.

Ведущий 1 Следующий конкурс называется «Изысканный вкус».

Сейчас я буду произносить названия различных продуктов, а вы по очереди отвечаете, какой продукт я назвала. За каждый правильный ответ – 1 балл. Артишок (овощ); Чеддер (сыр); Сазан (рыба); Фисташки (орехи); Хурма (фрукт); Баклажан (овощ); Бобы (овощ); Брусника (ягода); Бычки (рыба, грибы); Буженина (мясо); Виноград (ягода); Квас (напиток); Кефаль (рыба) ; Кольраби (овощ); Корица (пряность) ; Кумыс (напиток); Петрушка (овощ); Арбуз (ягода); Редька (овощ) ; Клубника (ягода) ; Медовуха (напиток). (21)

Жюри оценивает выступления.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Музыка и танцы были частью дворянского образования. А мы нашим юным очаровательным созданиям предлагаем блеснуть чтением наизусть.

Следующий конкурс называется «Поэтический».

Пока жюри оценивает выступления, Дворянский бал был школой общения для людей. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

Вот и мы предлагаем нашим юношам признаться в симпатии к девушкам. (Читают признание в любви Онегина к Татьяне). Дополнительный балл прекрасной даме.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Пока кавалеры готовятся, хотелось бы обратить ваше внимание и на других очаровательных созданий. Парад причесок.

Выступление поклонников. Дополнительный балл участнице.

Следующий конкурс называется «Тайная переписка». Написать красиво на листе бумаги начало письма Татьяны к Онегину.

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

А пока наши конкурсантки работают мы поиграем… Во время проведения бала в особых комнатах курили, играли в карты, шахматы и шашки. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру. А играть любили в … фанты.

Конкурс с болельщиками

Ведущий А мы продолжаем испытывать наших конкурсанток. Следующий конкурс называется « Найди пару .» Сейчас вам выдадут листочки, где записаны имена, фамилии знаменитых людей. Вам нужно будет объединить романтические пары.

На листочках заранее написаны имена героев, которые перепутаны.

Пушкин - Н. Гончарова, Антоний - Клеопатра,

Ростропович — Вишневская; Варум – Агутин, Королёва — ТАРЗАН

Иван - Марья, Руслан - Людмила, Пигмалион- Галатея,

Наполеон — Жозефина, Петрарка – Лаура, Золушка – Прекрасный принц.

Мастер — Маргарита; Джон Леннон - Йоко Оно, С. Есенин - А. Дункан

Ведущий А пока наши девушки работают, я предлагаю вам определить обладательницу приза зрительских симпатий.

Жюри удаляется для подведения итогов.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайло- вич Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на госу- дарственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям. А наш бал подходит к концу, слово жюри…

Ведущий Вот и подошел к концу наш праздник. Просим всех конкурсанток выйти в центр зала. Итак, глубокоуважаемое жюри, просим высказаться и решить участь конкурсанток.
Подведение итогов. Вручение дипломов.

Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно

И светится вселенная, пока

Свет женщины расплескан по вселенной.

Ах, женщины, и красота, и праздник,

И героини юношеских снов!

С рожденья в дочерях весны прекрасной

Надежда, Вера и любовь!


определить призы: 1. «Мисс Весна», 2.«Мисс……..», 3.«Мисс ……»,4. «Мисс ……..», 5. «Мисс …….

4

«Образ Весны в искусстве и литературе».

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Учитель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Учитель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Учитель : Ну конечно, ребята. Это весна . Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Учитель : Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.(Учитель включает магнитофон).

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Учитель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Учитель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образ Весны в искусстве и литературе».

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

Воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

Культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Учитель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Учитель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Учитель : Ну конечно, ребята. Это в есна . Тема нашего занятия « Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Учитель: Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне. (Учитель включает магнитофон).

Учитель: Я прошу вас прочитать мне стихи русских поэтов о Весне. Наверняка вы знаете их. (Ученики читают стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, И.С.Никитина)

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Учитель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Учитель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (
Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)


Внеклассное занятие по теме «Искусство» для учащихся 6-7 классов.

Литературная гостиная «Осенний Вернисаж», 6-7 класс

Материалы могут быть использованы в составлении разных проектов с осенней или зимней тематикой учителями, детьми, родителями.
Цель: Формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
1. Продолжить работу над выразительным чтением и навыком аудирования.
2. Способствовать возрастанию в детях любви к родной природе.
3. Продолжить работу над формированием классного коллектива

Ход встречи

Ведущий: «Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.»

Эти слова принадлежат нашему великому поэту Афанасию Афанасиевичу Фету.
Кто же такой художник и что такое искусство?
Мы сегодня попытаемся лишь прикоснуться к этому важному в жизни человека вопросу.
Искусство - это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Когда мы говорим: «искусство» - всегда имеем в виду уникальность, неповторимость. И когда мы вошли в этот зал, то сразу увидели эту неповторимость, которая смотрит на нас с полотен художников. Да, это всего лишь репродукции, но даже в них заметна удивительная особенность манеры письма, особенность самих образов, художником запечатленных. Мы смогли догадаться, что есть общая для всех этих картин тема – это тема «Осени». Осень - самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Именно поэтому она так сильно привлекала к себе внимание художников, композиторов, поэтов- всех тех, кто творит истинное искусство.
И сегодня мы не только увидим, но и услышим, как многогранно в нашем русском искусстве звучит тема «Осени».

Чтец 1:
Осень (1842)
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(И.Тургенев)

Ведущий: Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
Когда все вокруг так наполнено поэзией, то ты сам в себе вдруг открываешь поэта. Наши девочки: Ира и Аня прочтут вам свои стихи об осени, которые были навеяны им этим сентябрем.

Чтец 2:
Листва шуршала
И тихо на ушко мне что-то шептала:
- Хочу поведать тайну я.
Ты думаешь шуршит листва?
Нет, я царица-осень.
Царица листьев и грибов,
Дождя и солнца и ветров.
Дам радуги-дуги кусок
И приготовлю кузовок
Для урожая нового.
(Кузьмина Анна, 7кл.)

Чтец3:
О чем шепчут листья в лесу?
Не известно про то никому.
«шу-шу-шу»-
Не пойму, нет, никак не пойму.
Ну, а если музыка в сердце твоем,
И стихи не слетают ни ночью, ни днем?
Эти листья откроют вдруг тайну небес,
И про мир нашуршат, где так много чудес.
Постучится Господь: «Тук-тук-тук,
В эту осень открой мне, пожалуйста, друг
в сердце дверь».
(Комлева Ирина, 7кл)

Ведущий: Звучат стихи, но как будто чего-то не хватает, и ты понимаешь, что не хватает музыки. Когда рядом близкие люди, когда в руках гитара, то музыка, уже звучащая в сердцах, становится слышна всем.

Звучит песня «Солнца не будет жди – не жди»

Ведущий: Я задала себе вопрос, а бардовская песня имеет ли право относиться к искусству? Может быть, оно не такое тонкое и изящное? А может быть это этюд, набросок к тому, чтобы родилось что-то высокое, сильное, завораживающее, как в тех картинах, репродукции которых мы видели.
Так хочется на минуту вернутся к ним, потому что каждый из нас особенно отметил для себя из множества какой-то один пейзаж, почему-то именно он показался понятным и близким.
Мы сейчас будем передавать вот это яблоко по нашему кругу и делиться, почему именно та или иная картина более других созвучна каждому из нас. Передавая яблоко, мы произносим фразу: картина
(называем художника и название) созвучна мне, потому что…

Идет игра

Ведущий: Да, мы увидели знакомые места, мы почувствовали особую тайну и притягательность осени: опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, осеннего дождя в пасмурной дымке неба поздней осени. А сейчас всё это мы услышим отрывок из фортепианного цикла Петра Чайковского «Октябрь», в исполнении учителя музыки..

Ведущий: Красиво, торжественно. И в тоже время особая таинственная грусть остается после прослушивания этой удивительной пьесы.
Осень- это особая пора тайн, загадок. Но стоит присмотреться, прислушаться, и ты сам вдруг станешь участником этого великого торжества Осени.

Чтец 4
Падая в травушку солнечным днем?
Нежностью лета и свежестью мыслей,
Пряностью звездной, луны серебром
С липовым вкусом, слегка сладковатым,
Терпкостью клена и вязью дубов…
Радугой летних рассветов, закатов
В них отражается солнца Любовь…
Чтец 5
Знаешь, как пахнут осенние листья,
Если их дождик смочил сентября?
Запахом тайны и вечностью истин -
Всем, что дарует Праматерь-Земля,
Будто готовится к длительной спячке
И укрывается шалью-листвой…
Дождик обильно польет её, значит,
Выпьет Земля пред зимою настой…
Чтец 6
Знаешь, в Природе есть множество нитей,
Связанных крепко в единый узор,
Но в че
реде этих ярких событий
Осень по-своему радует взор.
Выйди на улицу в вечер осенний,
Тот аромат полной грудью вдохни
И до поры долгожданной весенней
Где-то в душе сохрани эти дни…
Елена Ольховик

Ведущий: А еще наш внимательный русский народ подмечал приметы осенних месяцев, давайте заглянем за спинку нашего стула и узнаем, какая же осень в представлении наших предков.

Приметы осени

Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается
27 сентября - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту).
4 ноября - Казанская. До Казанской - не зима, с Казанской - не осень. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
28 сентября - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
Сентябрь - хмурень
В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: " Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем".
Октябрь - грязник
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Ноябрь - листогной

Ведущий: Да, искусство поистине многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека...