Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мишель де монтень что он создал. Мишель монтень краткая биография и интересные факты

Мишель де монтень что он создал. Мишель монтень краткая биография и интересные факты

Мишель де Монтень (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Экем де Монтень, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо) — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень»), был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571 году, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 году, в возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580-1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г. В «Опытах» (Книга третья, Глава X — «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

Во время религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон; 10 июля 1588 года был арестован сторонниками католической Лиги, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи. В 1590 году отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы. 11 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университета.

Книги (4)

Опыты. Книга 1

Книга I. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

Опыты. Книга 2

Книга II. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» - один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Опыты. Книга 3

Кника III. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» - один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Об искусстве жить достойно. Философские очерки

Книга состоит из двух частей.

Первая часть — рассказ о французском философе и просветителе XVI века Мишеле Монтене, его времени, его взглядах. Вторая часть — отрывки из «Опытов» Монтеня.

Мишель Монтень — крупнейший французский писатель и философ — гуманист позднего Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу. «Опыты» — основное произведение писателя, которое пережило свое время и продолжает вызывать интерес в наши дни. Это те самые вопросы бытия, над которыми задумывается каждое поколение.

Комментарии читателей

Даля / 18.05.2017 Мудрый старик Монтень... спасибо!

Ю.Р. / 19.11.2015 Если Вы читаете книги, прочтите и эту; если не читаете - прочтите хотя бы эту.

валер / 14.05.2013 в конце 80х покупал какую-то книжку, Монтеня всунули в нагрузку я ещё тогда возмущался.Десять лет простояла на полке все три тома один раз от скуки начал читать и уже добрый десяток лет это моя настольная книга, дествительно как будто ты его слушаешь, сам делаешь вывод, учишся наблюдать замечать жизнь и что происходит в жизни. Теперь дочка сама начала читать, носит книгу и тетрадь для конспектов, я просто оч доволен, пусть будет польза всякому кто объшяется с Мишелем.

Гость / 21.05.2012 Спасибо большое!
Удачи и процветания!

Нико / 31.03.2012 Главное - не чувствуешь, что написано 500 лет назад. Раньше, до прочтения, подозревал в себе несоответствующие коллективности взгляды, как недостаток. Мишель прав - мусора всегда больше!

Олег / 15.07.2011 Купил в букинистическом 3 тома за 3 доллара =_). Интересно, что можно читать абсолютно с любого места, главы особо не связаны между собой. Что для меня, то чтение развивает разносторроний взгляд на самого себя и на то, что происходит вокруг.

Проходящий мимо / 4.03.2011 Замечательная книга!Такое ощущение,как будто он с тобой разговаривает(автор) воочию!

Александра / 7.12.2010 Великий человек,великий разум,открывающий нам бескрайние просторы своей души и предоставление в довольно простой форме своих мыслей. Читайте.!!! Прошу прочтите!

Гость / 12.12.2009 Хорошая книга. Я прочитала только пол первой книги и меня заинтересовало, я на многие вещи стала смотреть по другому.

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон - они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу - «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран - Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, - рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. "Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, - заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение - самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль - слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам".

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, - это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Мишель де Монтень

Знаменитый мыслитель и исследователь философии – Мишель де Монтень - писатель из Франции и философ эпохального периода Возрождения, автор книжного издания «Опыты».

Биография

Рождение Мишеля де Монтеня произошло в семейно-фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де-Монтень, недалеко от Перигё и Бордо. Отец Монтеня являлся участником Итальянских войн Пьер Эйкем, который получил титул аристократа «де Монтень». И работал в своё время в качестве мэра города Бордо. Его отец умирает в $1568$ году. Имя матери - Антуанетта де Лопез , она росла в семье зажиточного арагонского еврея. Раннее детство Мишеля проходит в воспитание по либеральным, гуманистическим и педагогическим методикам отца. Основной учитель Мишеля де Монтеня - образованный немец, но совершенно не знал французский язык и разговаривал с Мишелем только на латыни. Мишель получает отличное образование дома, затем поступает и заканчивает колледж и становится юристом.

Во времена гугенотских войн Мишель де Монтень часто был послом-посредником среди враждующих сторон. Он одинаково удостаивался уважением королём-католиком Генрихом III и протестантом Генрихом Наваррским.

Философия Монтеня

Замечание 1

Сочинения под названием «Опыты» Мишеля де Монтеня представляют собой ряд самопризнаний, которые вытекают преимущественно из исследований и наблюдений над самим собой. В данном труде также имеются размышления над сущностью человеческого духа вообще. Согласно словам философа-писателя, каждый человек может отражать в себе человечество. Он выбирает себя, как одного из представителей рода, и изучает самым основательным образом всё своё душевное движение человеческого мышления. Его философская позиция обозначена как скептицизм, но скептицизм выступает в совершенно особом характере.

Скептицизм Монтеня

Скептицизм Мишеля де Монтеня представляет собой нечто среднее между скептицизмом жизненным, который является результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого стоят определённые убеждения в неправильном факте человеческого познания. Душевное равновесие, разносторонность и здравый смысл выводит его - из крайности того и другого направления. Признаётся эгоизм и эгоистические нотки, которые являются главной причиной действий человека. Мишеля де Монтеня не возмущает это, он находит это вполне правильным и даже необходимым фактом для счастья человеческого бытия и жизни. Потому что, если человек будет принимать интересы других людей так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет чувствовать душевное спокойствие и счастье. Монтень с критикой отзывается о человеческой гордости, он доказывает, что человек не сможет познать абсолютных истин.

Основная мораль Монтеня

Основная черта в морали Монтеня является глубинное стремление к счастью. Данные взгляды он перенял от некоторых философов, и на него же оказали огромное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учения стоиков помогают ему выработать те нравственные равновесия, те философские ясности духа, которые стоики считают главным условием человеческого счастливого бытия. По мнению Монтеня, человек живёт не для того, чтобы приносить в жизнь себе нравственный идеал и быть ближе к нему, а для того, чтобы быть счастливым человеком.

Отношение к несчастью

К неизбежным несчастьям разумно относиться с покорностью. Нужно стараться поскорей свыкнуться с ними. Нельзя заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и другое. Что касается субъективных несчастий, то от самих людей в большой степени ослабить их остроту. Чтобы это заметить, нужно взглянуть с философской точки зрения на славу, богатство, почести и прочее. В обязанности человека входят в первую очередь отношение к самому себе, за данными пунктами должны следовать обязанности по отношению к другим людям и к обществу в целом.

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 11 сентября, находясь в собственном замке, скончался.

Биография из Википедии

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne; полное имя - Мише́ль Эке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень - 13 сентября 1592, Бордо) - французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571 году, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 году, в возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты».В 1580-1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г.В «Опытах» (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом» ).

Монтень и религиозные войны

Во время религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон; 10 июля 1588 года был арестован сторонниками католической Лиги, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи. В 1590 году отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы. 11 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университета.

«Опыты»

История публикации

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе - в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954-1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924-1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. - четвёртое по счёту - с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Жанр

Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» - обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия , но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень - родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее. Само слово «эссе» (с фр. essais - «опыты, попытки») в его современном значении обязано своим происхождением Монтеню.

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня - нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх .

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, - ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского »)

Считая, подобно Эпикуру , достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона , приводимыми Монтенем: «Делай своё дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно своё дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой - бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счёте проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям - чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству - уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительней смены власти, ибо нельзя поручиться, что новый режим даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Политика и педагогика

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка из-за заключающихся в нём - и зачастую неизбежных - пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно недолюбливал гугенотов, видя в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы.

Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел «Опытов» Монтеня оказал влияние на значительную часть последующей педагогики. Отголоски его идей можно найти в педагогических трактатах Яна Амоса Коменского и Джона Локка , в «Эмиле» Руссо, а также в статье Николая Пирогова «Вопросы жизни».

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу , который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий».«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Память

  • В 1943 году во Франции выпущена почтовая марка с портретом Мишеля Монтеня.
  • В 1980 году почта Монако выпустила почтовую марку в честь 400-летия выхода в свет работы Мишеля Монтеня «Опыты».
  • В 1996 году почта Монако выпустила почтовую марку с портретом Мишеля Монтеня.

Сочинения

  • Опыты. 1580 Т.1. / Т.2. / Т.3.
  • Опыты. / пер. А. С. Бобовича, вступит. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954-1958. В 2-х тт. (Серия «Литературные памятники»).
  • Опыты. - М.: «Правда», 1991.

Нострада?мус (14 декабря 1503 — 2 июля 1566) — французский провидец, врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

Первоначальное образование Нострадамус получил дома под руководством деда, которому удалось пробудить в маленьком Мишеле интерес к тайнам звездного неба. Вскоре занятия Нострадамуса настолько вышли за рамки обычной детской любознательности, что ок-ружающие прозвали его «маленьким звездочетом».

Родовой герб Нострадамуса.

В 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». В том же 1534 году он снова отправляется в странствия, в ходе которых знакомится с известным астрологом и учёным Жюлем Сезаром Скалигером. Вероятно по предложению Скалигера в 1536 году Нострадамус обосновался в Ажене. Вскоре в его жизни начинается чёрная полоса. В 1537 году от чумы в Ажене погибают жена и дети, в 1538 году его допрашивает Инквизиция по причине якобы имевших место нелестных высказываний о некой статуе Девы Марии, и в том же году по неясным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером. Нострадамус покидает Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса. Но младший сын Нострадамуса будет назван Сезаром — возможно в честь Скалигера. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии. В 1544 году возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546 году борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За самоотверженный труд врача он был удостоен парламентом Экс-ан-Прованса пожизненной пенсии. Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако дошедшие до наших дней рецепты не выходят за рамки традиционной медицины XVI века. В 1547 г. Нострадамус женился на Анне Понсард, и от этого брака родится впоследствии шесть детей, в том числе Сезар де Нотрдам.

Нострадамус в Ажене с Ю.Ц. Скалигером и будущей женой, к/ф «Нострадамус», 1994


Сезар де Нотрдам

Портрет Нострадамуса в его рабочем кабинете. Из прижизненного издания


Автограф Мишеля Нострадамуса в регистрационной книге медицинского факультета университета города Монпелье.


Обращение знаменитого врача к астрологии и пророчествам выглядело неожиданным. В 1555 г. Нострадамус опубликовал свой первый астрологический альманах, и в том же году в Лионе выходит в свет первое издание Центурий, содержащее 353 катрена с предисловием сыну Сезару. Известно, что эти пророчества принесли ему неприятности. По прибытии в Париж Нострадамус был предупреждён, что власти готовятся допросить его о том, какие науки он практикует, и каким образом делает предсказания. Он срочно возвращается в Салон-де-Прованс, а затем в 1556 г. отправляется в Италию. При этом пророческая деятельность продолжается. В 1558 г. в заключительной части Центурий Нострадамус обращается к королю Генриху II, называя того повелителем мира и раскрывая ему историю человечества в туманной форме на столетия вперёд. Неизвестно, успел ли король, погибший на турнире уже в 1559 году, ознакомиться с письмом предсказателя. После гибели Генриха II, по приглашению сестры покойного, Нострадамус встречается при дворе с королевой Екатериной Медичи. В 1561 г предсказателю едва удалось спастись от крестьян-католиков, обвинивших его в симпатии к гугенотам. В том же году власти на пару дней взяли Нострадамуса под домашний арест, требуя описать судьбу короля Карла IX. Ответ Нострадамуса не сохранился. В 1564 г. Екатерина Медичи и Карл IX навещают предсказателя в Салоне и затем приглашают на встречу в Арль, где назначают его королевским медиком и советником. Однако уже 2 июля 1566 г. Нострадамус умер в Салоне от осложнений подагры. На мраморной плите над его могилой высечена надпись

«Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звёзд, будущие события всего мира»

Бюст М. Нострадамуса в г. Салоне

Известна легенда, как однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят: белого поросёнка, сказал он, съест волк, а чёрного подадут на обед. Чтобы посрамить провидца, хозяин велел заколоть белого поросёнка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол чёрного, в чём затем признался. К периоду итальянских путешествий относится легенда о предсказании папского престола молодому монаху Felice Peretti (будущий Папа Сикст V). В 1820 и 1839 гг. были опубликованы «Пророчество Филиппа Оливариуса» и «Пророчество Орваля, записанное Филиппом Оливариусом», датированные якобы 1542 и 1544 гг. соответственно. Возникли слухи, что на самом деле они сделаны Нострадамусом во время его остановки в ходе странствий в аббатстве Орваль. Старая легенда, пересказанная Шавиньи, первым исследователем творчества Нострадамуса, утверждает, что однажды провидец помог королевскому слуге найти потерянную породистую собаку. Самая громкая легенда связана с предсказанием гибели на турнире короля Франции Генриха II. Вероятно, она имеет под собой основания, так как после этих событий Нострадамус получил признание при королевском дворе. . Ранее Шавиньи для обоснования этой легенды использовал более сложные рассуждения. Тот же Шавиньи пишет, что был свидетелем, как Нострадамус заранее предсказал день и час своей смерти.

Критика

И при жизни и после смерти пророчества Нострадамуса подвергались критике. Основной аргумент критиков заключается в том, что катрены слишком туманны и неконкретны, чтобы их можно было считать настоящими предсказаниями — каждую фразу можно интерпретировать десятками разных способов и в конце концов «подогнать» интерпретацию под реально произошедшие события. Этим, по мнению критиков, и занимаются поклонники Нострадамуса. Действительно, до сих пор никто публично не смог предсказать ни одно событие в будущем, пользуясь так называемыми «пророчествами». Все интерпретации текстов Нострадамуса являются наложением «предсказаний» на уже прошедшие события с целью доказательства их истинности. В современный период лагерь скептиков возглавил представитель Образовательного фонда Джеймса Рэнди и разоблачитель парапсихологии Джеймс Рэнди (James Randi). Сотрудники Образовательного фонда (Форт-Лодердейл, Флорида) регулярно опровергали газетные публикации о кажущейся связи поэзии Нострадамуса с современными событиями. Наиболее ожесточённые споры велись в 1999 году и сразу после событий 11 сентября 2001 года.

Пусть тот, кто будет читать эти стихи, зрело обдумает их.
Да не коснётся их непосвящённая и невежественная толпа.
И все астрологи, сопляки, варвары пусть держатся от них подальше.
Тот, кто поступит иначе, да будет проклят согласно обряду.
(Приписка после 6 центурии)
Более 500 лет будут его рассматривать,
Того кто был орнаментом своего времени,
Потом в один миг будет дарована большая ясность,
Что сделает их очень довольными этим веком.
(Катрен 3:94)

Варфоломеевская ночь

Две злых [планеты] соединятся в Скорпионе,
Великий Сеньор убит в зале,
Чума в церкви, благодаря новому королю,
Нижняя и Северная Европа.


Две злых планеты — Марс и Сатурн — впервые с момента обнародования пророчества соединились в Скорпионе в августе 1572 года, что соответствует событиям Варфоломеевской ночи (24.авг.1572); апогей раскола церкви во Франции. Заговор, организованный матерью короля Карла IX, Екатериной Медичи, с целью устранения лидера французских протестантов, адмирала Колиньи, вышел из-под контроля. Адмирал был убит в отеле де Бетизи, но резня начала распространяться подобно чуме по Парижу, окрестностям, и перекинулась в соседние города. Королю Карлу IX оставалось только примкнуть к католикам и взять на себя ответственность за случившееся. После этого южные протестантские провинции со столицей в городе Ла Рошель заявили о своей политической независимости

Великая Северная война
Люди Восточные ведомые лунной силой,
В 1700 году [совершат] великие походы,
Почти покорив угол Аквилона.

1700 год известен в истории как начало Северной войны, начатой по инициативе России и её союзников против Швеции, в результате которой Россия вернёт Прибалтику («северный угол» империи) и захватит часть Финляндии, обеспечив себе надежный выход к Балтийскому морю. «Аквилон» — поэтический термин, обозначающий страну северного ветра; так можно назвать и Россию, и Швецию. Термин «лунная сила» понимается в контексте катрена 1:48: хронологические рамки Северной войны (1700—1721) приходятся на середину астрологической эпохи Луны (1535—1888).


Падение Персии

В третьем климате, под знаком Овна,
В год 1727, в октябре,
Царь Персии взят Египтянами,
Смерть, потеря, кресту посрамление.

3 октября 1727 года ставленник афганской знати Ашраф, шах Персидский, страна которого была расколота внутренними конфликтами, признал вассальную зависимость от Турции, а также передал туркам около половины территории Персии, включая и Тегеран (столица современного Ирана). Египет в 1727 году был частью Османской империи. Посрамление же потерпела Россия, отказавшаяся от возможности сместить узурпатора Ашрафа из опасений испортить отношения с турками. После смерти Петра I Россия перешла к осторожной внешней политике. Управляющий иностранными делами России, вице-канцлер Остерман, в 1727 году писал: «Наша система должна состоять в том, чтобы убежать от всего, что могло бы нас в какие проблемы ввести». Катрен исполнился лишь частично: шах не был взят в плен, а сама Персия, согласно Агапию Манбиджскому, находится под знаком Тельца.

Французская революция 1792 года
«Год 1792 будут полагать годом обновления века» (Письмо Генриху)

10.авг.1792 во Франции была свергнута монархия. Революционеры провозгласили указанный год началом новой эры, первым годом Французского республиканского календаря. Критики говорят, что здесь Нострадамус всего лишь указывает на теорию планетных циклов. Из трактата Р.Русса (1548): поговорим о великом и чудесном соединении, которое, как говорят господа астрологи, произойдет около 1789 года нашего Господа, через 10 оборотов Сатурна…Мы приближаемся к грядущему обновлению мира… через примерно 243 года от настоящего трактата»

Республиканский календарь на II год Республики

Рождение Гитлера

Потерянный найден, скрывавшийся долгий век,
Будет [этот] пастор почитаем как полубог,
Таким образом Луна, завершившая свой цикл,
Будет осквернена иными желаниями

В 1889 году, по завершении эпохи Луны, родился А.Гитлер. Остальные строки катрена могут быть поняты в контексте мифологии Третьего рейха. Маниакальной идеей Гитлера, навеяной философией Ницше, было вывести из «истинных арийцев» новую породу людей, «сверхчеловека» (полубога). Почести самому фюреру, как спасителю немецкой нации, были подобны почитанию божества, а книга «Майн кампф» заменила для немцев Библию. Гитлера называли аскетом и пуританином, гениальным архитектором и полководцем, новым Великим Фридрихом. Образ прусского короля Фридриха II (1712—1786), который был личным героем Гитлера, стал символом немецкого возрождения, «идеалом нордической красоты» (А.Розенберг). Исполнитель ролей Фридриха в кино актёр Отто Гебюр был лишён права играть другие роли, так как это, по мнению Геббельса, могло «очернить уже созданный образ Великого Короля». Таким образом, первая строка катрена может указывать, что Гитлер родился примерно через век после смерти Фридриха.

Образование и падение СССР
«И в месяце октябре произойдёт так, что случится некое великое перемещение, — такое, что подумают было, что махина Земли потеряла своё природное направление, и погрузилась в вечные потёмки. До этого, в весеннее время, и после этого будут исключительные перемены и смены власти, великие землетрясения, с разрастанием новой Вавилонии, презренной дщери, приращённой мерзостью первого холокоста, и продержится [она] лишь 73 года и 7 месяцев».

В 1984 году астролог П.Глоба попал в Лефортовскую тюрьму, поскольку цитата воспринималась властями как предсказание о падении советской власти. Здесь упомянут месяц октябрь, поэтому многие интерпретаторы принимают Октябрьскую революцию за дату образования Вавилонии. Однако юридически власть большевиков установилась 19.01.1918 с разгона Учредительного Собрания — высшего представительного и законодательного органа. Поэтому 73 года и 7 месяцев истекают 19.08.1991 — этот день известен в истории как Августовский путч, спровоцировавший окончательный распад СССР. Возможно, упомянутое Нострадамусом в начале абзаца «великое перемещение» касается замены в России в 1918 г Юлианского календаря на Григорианский календарь: в этот год после 31 января наступило сразу 14 февраля. «Перемена власти в весеннее время» — Февральская революция (начавшаяся 8 марта по григорианскому календарю).

Вторая мировая война

В состав Великой Германии войдут
Брабант, Фландрия, Гент, Брюгге и Булонь
В результате ложного перемирия.
Великий герцог Армении штурмует Вену и Кёльн.

Предсказана оккупация Нидерландов и Люксембурга (Брабант), Бельгии (Фландрия, Гент, Брюгге) и севера Франции (Булонь) немецкой армией в результате капитуляции французов. Затем оккупация Австрии (Вена) и Германии (Кёльн) войсками с Востока. К сожалению, не указана дата, однако описанные события имели буквальное исполнение в 1940—1945 гг. В период войны Германии с Францией и странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) катрен был замечен и активно использовался министерством пропаганды Геббельса; однако последняя строка умышленно искажалась. Позднее интерпретаторы заметили, что «герцогом Армении» можно назвать Сталина, рождённого в Грузии (Закавказье), а Кёльном может быть и Берлин (старое название города Кёльн-на-Шпрее)

Холокост

После сожжения рубах
Погонщики ослов сменят различные одежды.
Люди Сатурна сожжены мельниками,
Кроме тех, кто не будет одет.

Первое еврейское вооружённое формирование, созданное в 1915 году в Англии с целью освобождения Израиля от турок, называлось «Zion Mule Corps» — «отряд погонщиков мулов». Идентифицировать «народ мельников» позволяет текст К.Маркса: «Мельницы на козлах, так называемые немецкие мельницы, являлись до середины XVI века единственно известными». Сатурн в астрологии связывается с субботой, которая считается святым днём у евреев. С 1942 года большая часть евреев Европы была переодета в одежду узников концлагерей, из них около 6 млн чел. погибло в результате холокоста

Ленин, Гитлер и Сталин

В пророчествах Нострадамуса даны три хронологии со сроками жизни библейских предков от Сотворения мира до Иисуса Христа. Две хронологии размещены в Письме Генриху и имеют длины 4758 (4757) и 4173,666 лет соответственно. Третья хронология, длина которой 4056 лет, содержится в альманахе на 1566 год. Несоответствие длин хронологий позволяет предполагать, что они используются для предсказания событий будущего. А.Пензенский находит истоки этой идеи в концепции Иоахима Флорского о повторяемости истории, Д. и Н. Зима обращаются к иносказательным инструкциям Нострадамуса по ходу текста, другие интерпретаторы ссылаются на еврейские традиции толкования Торы. В была выдвинута гипотеза, что хронологии необходимо приложить к некоторой точке отсчёта (например, 1557,487 — дата написания Письма Генриху, или 1242 — конец 6000 лет от Сотворения Мира согласно I хронологии) и затем сжать, так чтобы конец 6000 лет в каждой из них совместился с датой 2033,02 от Р. Х. (см. пояснения ниже). Тогда возникают загадочные совпадения:
1557,487 + (2033,02 − 1557,487) × 4173,666 ÷ 6000 = 1888,273 (20 апреля 1889) родился Гитлер
1242,000 + (2033,02 − 1242,000) × 4758,000 ÷ 6000 = 1869,279 (22 апреля 1870) родился Ленин
1557,487 + (2033,02 − 1557,487) × 4056,000 ÷ 6000 = 1878,947 (21 декабря 1879) родился Сталин


С громкими мистификациями на тему предсказаний о разрушении башен Всемирного Торгового Центра можно познакомиться здесь. Из реальных пророчеств Нострадамуса к событию более других подходит

Где всё хорошо и прекрасно, Солнце и Луна, изобилие,
Там приближается разорение,
С неба придёт ввергнуть твою судьбу
В состояние седьмого камня.

Солнце и Луна — алхимические символы золота и серебра. «Седьмым металлом» алхимики называли ртуть, однако этот термин был запрещён церковью, признававшей существование только шести металлов. Неожиданная катастрофа, подобная падению метеора, приходит с неба, провоцируя экономический кризис в процветающей стране. Производится эффект обратный действию философского камня: золото и серебро этой страны обесцениваются, превращаясь в ртуть. К сожалению, катрен не имеет хронологической привязки


На протяжении столетий толкователи видят в пророчествах Нострадамуса нечто близкое и удивительное, часто глубоко личное, выходящее за рамки простой случайности. Однако проходит время, и новые поколения обнаруживают новое понимание ранее разъяснённых фраз. При этом их аргументы остаются в рамках субъективного восприятия вероятностей и носят в конечном итоге квазирелигиозный характер. Однако из вышесказанного всё же должно быть видно, являются ли усилия нострадамоведов банальной глупостью. Другими объяснениями являются: синхронистичность и магия, богодухновенность текстов, астрологическая повторяемость истории.