Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная.
Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе - лужайка, голубая лента - ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации - и тогда всем станет интересно.
Разнообразные по форме экраны позволяют создавать "живые" картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.
Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены, например "Воздушный парад", "Перелет птиц", "Запуск космической ракеты" и др.
5. Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.
Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установите внизу экрана планку, на которой можно укреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т. Д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него.
Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
6. Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Коза и семеро козлят", "Двенадцать месяцев", "Мальчиш-Ки-бальчиш", "Гуси-лебеди" и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
7. Бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. Е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. Д. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.
Когда дети увидят, игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.
8. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому - вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается.
педагогический опыт воспитателя:
Терещенко Н.Н., с.Вад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Использование нетрадиционных форм в театрализованной деятельности:
По данной теме я работаю в течение трех лет. Свою работу я начала с того, что подобрала различные виды театров. Затем активно начала использовать театр на своих занятиях, ставить с детьми театральные представления. Ребята моей группы показали такие сказки как «Репка» , «Колобок» , «Сказка о петушке» , «Гуси-лебеди» , «Как зайцы дом строили» (приложение) .
Глава 1.Кукольный театр как вид искусства
1. 1. Кукольный театр в детском саду
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагоги гики и психологии, связанные с:
Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.
Из педагогической практики видно, что дети больше всего любя играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.
Современные дети, не достаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада «Ромашка» .
Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?
Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.
К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.
Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе.
В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, куклами марионетками.
В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой» .
1. 2.Виды кукольных театров
В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:
Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр - он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью) , настольный театр - на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие (приложение) .
Театр игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит - быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её (приложение) . Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.
Театр коробочек, шариков, цилиндров - дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить - глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы (приложение) . Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их, тем, что сделано своими руками.
Театр пальчиков - маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (приложение) . Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию.
Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (приложение) . Цель: формировать умение вождения куклами, самостоятельно придумывать движения для создания образа, развивать мелкую моторику рук.
Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (приложение) . Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой» , обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию.
Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью (приложение) . Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.
Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами. Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.
1. 3. Театрализованные игры
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. По мере развития самостоятельности у детей проявляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Глава 2. Театральная деятельность как процесс взаимодействия, общения и обучения
2. 1.Театрализованная деятельность как приоритетное направление моей педагогической деятельности
Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Работая в детском саду «Ромашка» , одним из приоритетных направлений я выбрала театральную деятельность.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.
< Предыдущая |
---|
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.
Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:
Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.
Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.
Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.
Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.
Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».
Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.
Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.
Из чего же еще можно сделать персонажей кукольного театра:
Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.
Театрализованная деятельность дошкольников.
Описание : данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.«Волшебный мир театра!» Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.Театрализованная деятельность в детском саду
Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театрализованной деятельности
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра Задачи:
познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи:
Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями
Виды театра в детском саду
- бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся
выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественноэстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
В результате театрализованной деятельности
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость,
связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.