Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как научиться играть на балалайке. Ноты и табулатуры

Как научиться играть на балалайке. Ноты и табулатуры

Разновидности балалаек

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

Настройка балалайки

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности - гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов - квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное - соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

D F# A (высокий)

C E G (низкий)

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

E E A (высокий)

D D G (низкий)

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:

1. Минорный - D F A / A C F
2. Разлад - D E G
3. Обратный - E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 - парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 - парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка - подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм - это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн.014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например.016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки - это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн.

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту "плавающего" неуверенного строя и тусклого звучания.

_______________

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.



Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов - в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

______________

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

________________

История балалайки

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Балалайка считается по обычаю русским инструментом и является редким предметом в домах. Научиться играть на таком инструменте достаточно легко, но не просто найти таких людей, кто хотел бы этим заниматься. Профессионалов в этом почти нет. Зато плюс в том, что конкуренции в этом виде занятий почти нет.
У балалайки есть много преимуществ. Она не трудна в изучении. Носить балалайку легко, ведь она не занимает много места и достаточно удобная. Если её носить в чехле, то она ещё будет удобной для переноски.
Прежде чем приступить к освоению игры на балалайке, придётся сначала выбрать инструмент. Выбор балалайки зависит от музыканта. Ведь играть на ней придётся много, а все балалайки по-своему хороши. Каждая звучит по-разному и у каждой свои тонкости. Привыкнув к одной, навряд ли её можно поменять на другую. Если есть знакомы, который умеет играть на балалайке, можно спросить совета у него.
Если балалайка хорошая, то она должна иметь сильное звучание, приятный тембр и ровный диапазон. В отдельных звуках звук должен быть продолжительным. Недопустимо появление дёргающихся звуков. По размеру балалайка должна быть удобной и индивидуальной.

Главное в балалайке зависит от строения инструмента. Он должен быть прямым и с равными пластинами на одинаковой высоте. Шлифовка на них должна быть чёткой и ровной, а концы не должны выходить за рамки. Важно, чтобы при выборе балалайки она была настроена.

Основы игры

Изучение игры на балалайке можно начать с преподавателем или самоучителем. И в том и в другом варианте есть свои преимущества. Но всё-таки с преподавателем будет намного проще. Большинство упражнений состоит из нотных грамот, так что придётся изучить и их. Также преподаватель сможет показать пример игры, а затем помочь изучить ноты.
Для правильной игры на балалайке следует знать главные основы положения рук и правильной посадки. Сесть нужно на стул, на самый край. Ноги должны быть согнуты на 90 градусов, спина при этом прямая, в левой руке должен лежать гриф со струнами, а сама балалайка между колен. Ноги при этом прижимают корпус инструмента. Играть нужно не напряжённо, стараясь полностью расслабиться и не держать прижатой левую руку и ладонь.

Правильная посадка при игре

  • Балалайка принимает правильное положение во время игры, даже если её не поддерживать левой рукой.
  • Движения совершенно свободны.
  • Посадка естественная и не производит впечатления напряжения.

Важно знать главные приёмы звучания балалайки. Они состоят из бряцанья, пиццикато, тремоло, вибрато, дроби и флажолеты. Правильно будет, если после уроков позаниматься самостоятельно. Перед каждым уроком также следует повторить весь изученный материал.
Следует уметь настраивать балалайку. Для этого нужен камертон. Он издаёт специальный звук, и поможет настроить инструмент. Затем, настраивать балалайку можно уже на слух, не пользуясь такими приспособлениями.

Правильное обращение с инструментом

После игры на балалайке сл
едует вытереть гриф и струны сухой тряпкой. А после транспортировки инструмента, не следует сразу играть, нужно дать отдохнуть 15 минут. Если балалайка нуждается в ремонте, её нужно доверить мастеру, а не ремонтировать самостоятельно.

Хранить балалайку нужно в сухом помещении в чехле. Нельзя хранить рядом с батареей. Необходимо смотреть за тем, чтобы инструмент был всегда чистый. Ставиться балалайка струнами вверх. Если инструмент долго стоит, необходимо ослабить струны. Саму механику всегда нужно смазывать маслом. Ну и конечно, следует бережно относится к балалайке, не ронять и не стукать её, как и любой другой тонкий акустический прибор.

Уход за руками

Вся тяжесть нагрузки при игре будет сконцентрирована на указательном пальце правой руки. Работа пальца не постоянна, и подушечка начинает сбиваться. Если приступать к игре мокрыми руками, то такой процесс пойдёт ещё быстрей.
После длительной игры на пальцах могут появиться мозоли. Затем на этом месте появляются неровности, что приводит к плохой игре. Так что, для таких условий игры нужен уход за руками. Маленькие шероховатости можно убрать с помощью пемзы, облепихового масла и пилочки для ногтей.
Для того, чтобы руки были мягкими, подойдёт питательный крем. Также можно чередовать пальцы во время игры. Вместо указательного используют также средний палец.
После переохлаждения рук не следует играть в полную силу. Мышцы перенапрягаются, и игра идёт не так как надо. Для начала их следует разогреть.
Если кожа потрескалась, необходимо сделать перерыв. Если долго не заниматься, то можно отвыкнуть от игры. Тогда догнать упущенное будет намного сложнее. Главное в занятиях игры на балалайке иметь желание и стремление, тогда будет и способность к игре.


– истинно русский инструмент, который на сегодняшний день становиться все более редким явлением в домах людей. А вы знаете, что научиться играть на традиционном русском музыкальном инструменте – балалайка достаточно просто. В мире почти нет профессиональных балалаечников. Те, у кого присутствует желание научиться играть на ней и те, которые имеют серьезные намерения — не имеют практически конкуренции, что является в какой-то мере безусловным плюсом.

Если вы давно уже мечтаете научиться играть на балалайке, то пришло время приступать к занятиям. Музыкальный инструмент имеет большое количество преимуществ. Кроме того, что практически вся народная музыка играется на балалайке, так еще и этот инструмент в освоение относительно нетрудный. Кстати, балалайку можно взять с собой практически куда угодно: она компактная и маленькая, и в чехле не занимает практически места и для переноски очень удобна.

Первое, с чего следует начать – это как вы будете изучать игру на балалайке, а именно, с самоучителем или с преподавателем. Преимущества имеют оба варианта. Бесспорно, второй вариант имеет больше плюсов, чем первый. Но все же, если у вас нет возможности записаться к преподавателю, то значит остается первый вариант-учиться играть по самоучителю. Прежде чем приступит к занятиям, рекомендуется ознакомиться с нотной грамотой, по той причине, что большинство управлений и композиций для музыкального инструмента имеют нотную запись. Преподаватель может продемонстрировать какие-нибудь приемы и наигрыши прямо «с рук», так как при обучении игре на балалайке обычно нотная грамота у преподавателя изучается, когда вы уже что-то умеете играть.

Изучите обязательно основы посадки и положение рук при игре, это необходимо для того, чтобы хорошо играть, выдавать правильную технику, отличный звук и не уставать. Музыканты балалаечники сидят во время игры так: на краю стула, при этом ноги в коленях согнуты под углом примерно девяноста градусов, прямой корпус, гриф со струнами в левой руке, между колен сам корпус. Ноги немного сжимают корпус балалайки, как бы поддерживая его. Играть следует в расслабленном положении, не прижимая к телу левую руку, так же, не рекомендуется держать ладонь вплотную к грифу. Если вам что-то непонятно, то посмотрите видео-урок – «Как правильно держать балалайку во время игры».

Если с посадкой все ясно, тогда приступайте к изучению основных приемов звукоизвлечения: пиццикато (одинарное, двойное), бряцание, вибрато, тремоло, флажолеты и тому прочее. Самое главное в этом деле не торопиться и не забывать перед каждым занятием повторять все то, что изучалось ранее.

Рецензенты:
заслуженный деятель исскуств России, профессор
А.Б. Шалов
заслуженный артист России, профессор
В.Б. Болдырев

Издательство "Музыка" 2004г. Москва. (184стр.)

Содержание: От авторов Раздел I. Инструмент Выбор инструмента Настройка Хранение Уход за руками Раздел II. Первоначальные навыки игры на инструменте Посадка играющего Основные способы звукообразования на балалайке Пиццикато большим пальцем правой руки Положение на грифе и игровые движения 1-го, 2-го, 3-го пальцев левой руки Развитие двигательных навыков большого пальца левой руки Бряцание Положение на грифе и игровые движения 4-го пальца левой руки Работа над штрихами Раздел III. Двойные ноты. Аккорды. Арпеджиато. Двойные ноты Аккорды Арпеджиато Раздел IV. Развитие техники правой руки. Основные приёмы звукоизвлечения. Тремоло Вибрато Двойное пиццикато Переменные удары Тремоло на одной струне Гитарные приёмы Удар большим пальцем Раздел V. Развитие техники левой руки. Позиции Смена позиций Раздел VI. Колористические приемы звукоизвлечения Пиццикато пальцами левой руки Дробь Флажолеты Глиссандо Раздел VII. Пьесы и этюды без сопровождения Пьесы и этюды в объеме четырех позиций 1. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня 2. А. Руббах. Зайка 3. Л. Бетховен. Экосез 4. Девицы-красавицы. Русская народная песня 5. Научить ли тя, Ванюша. Русская народная песня. Обработка А. Дорожкина 6. Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка Н. Фомина 7. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка В. Насонова 8. Ш. Соколан. Дразнилка 9. Эстонская народная песня 10. Уж как по мосту, мосточку. Русская народная песня. Обработка А. Дорожкина 11. П. Нечепоренко. Колыбельная 12. Латышская народная песня. Обработка В. Попонова 13. В. Мельников. Веселое настроение 14. Ж. Арман. Пьеса 15. А. Моццати. Экзотический напев 16. П. Нечепоренко. Хороводная 17. Светит месяц. Русская народная песня 18. В. Мельников. Маленький марш 19. Ю. Шишаков. Марш 20. Ф. Гюнтен. Урок 21. Л. Шитте. Этюд 22. В. Мельников. Этюд 23. Л. Шитте. Этюд 24. А. Шалов. Этюд 25. В. Артемов. Часы-кукушка 26. В. Мельников. Этюд 27. О. Нечаева. Этюд 28. Б. Страннолюбский. Этюд. Фрагмент 29. И. Беркович. Попляшем 30. В. Мельников. Этюд 31. Т. Захарина. Этюд 32. К. Гурлитт. Этюд 33. К. Черрни. Этюд. Фрагмент Пьесы и этюды в объеме восьми позиций 34. А. Гаврилов. Песня 35. С. Степшина. На птицеферме 36. Не одна-то во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка Н. Фомина 37. То не ветер ветку клонит. Русская народная песня. Обработка П. Нечепоренко 38. П. Нечепоренко. Тема 39. Вязанка. Русская народная песня. Обработка Ю. Акимова 40. Д. Львов-Компанеец. На школьном вечере Этюды: 41. А. Шалов 42. К. Черни 43. А. Гедике 44. В. Мельников 45. А. Шалов 46. А. Зверев 47. И. Ванхайль 48. А. Гедике 49. Г. Вольфарт 50. Г. Вольфарт 51. К. Черни 52. К. Черни 53. В. Мурзин 54. А. Зверев 55. Г. Дулов 56. Н. Будашкин Раздел VIII. Пьесы и этюды в сопровождении фортепиано 57. Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка С. Стемпневского 58. Т. Захарьина. Осенний дождичек 59. Уж как звали молодца. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова 60. Т. Захарьина. Скок-поскок 61. Т. Захарьина. Маленький вальс 62. Ж. Б. Люлли. Жан и Пьерро. Старинная французская шуточная песня 63. М. Красев. Топ-топ 64. По малину в сад пойдем. Русская народная песня. Обработка А. Филиппенко 65. Ж. Б. Векерлен. Пастушка 66. Хохлатка. Немецкая народная песня. Обработка Ю. Черепнина 67. Вик. Калинников. Тень-тень 68. Л. Ревуцкий. Я коза злющая 69. Л. Бетховен. Прекрасный цветок 70. Ж. Б. Люлли. Песенка 71. Ан. Александров. Пьеса на тему немецкой детской песни "Верхом на палочке" 72. Ан. Александров. Пьеса на тему чешской детской песни "Мак" 73. Аз. Иванов. Полька 74. А. Филиппенко. Веселый музыкант 75. В. А. Моцарт. Игра детей 76. Козлик. Русская народная песня. Обработка А. Лысаковского 77. М. Качурбина. Мишка с куклой танцуют полечку. Польская детская песенка 78. Женчичок-бренчичок. Украинская народная песня 79. Под горою калина. Русская народная песня 80. Уж как во поле калинушка стоит. Русская народная песня. Редакция П. Чайковского 81. А. Спадавеккиа. Добрый жук 82. Как по морю, морю синему. Русская народная песня. Обработка М. Балакирева 83. А. Гедике. Маленькая пьеса 84. Л. Книппер. Полюшко-поле 85. Как по полю, полю. Русская народная песня. 86. А. Гедике. Заинька 87. В. Панин. Колыбельная 88. В. Панин. Заводная игрушка 89. В. А. Моцарт. Аллегро 90. Лисичка. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко 91. Н. Голубовская. Марш 92. Кукушечка. Польская народная песня. Обработка Т. Сыгетинского 93. Й. Гайдн. Менуэт 94. К. М. Вебер. Хор охотников. Из оперы "Волшебный стрелок" 95. Ф. Шуберт. Вальс 96. Э. Сигмейстер. Марш 97. И. Гуммель. Экосез 98. И. Беркович. Колядка 99. Журавель. Украинская народная песня. 100. Р. Шуман. Марш 101. И. С. Бах. Менуэт 102. Ф. Шуберт. Лэндлер 103. Д. Кабалевский. Клоуны 104. В. А. Моцарт. Майская песня 105. Б. Феокистов. Плясовой наигрыш 106. М. Глинка. Гуде вiтер вельми в полi... 107. В. А. Моцарт. Вальс 108. А. Дирванвускас. Литовский народный танец 109. М. Иорданский. Песенка про чибиса 110. Н. Мясковский. Танец 111. В. А. Моцарт. Паспье 112. По дорози жук. Украинская народная песня. Обработка К. Шутенко 113. Д. Кабалевский. Пионерское звено 114. А. Гедике. Танец 115. В. А. Моцарт. Полонез 116. Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского 117. Й. Гайдн. Анданте 118. Л. Бетховен. Немецкий танец 119. Б. Дварионас. Прелюдия 120. Спи, моя милая. Словацкая народная песня 121. Как под яблонькой. Русская народная песня 122. А. Жилинский. Детская полька 123. Степь, да степь кругом. Русская народная песня. Обработка Д. Голубева 124. К. Мясков. Грустная песенка 125. П. Чайковский. Гавот. Из балета "Спящая красавица" 126. К. М. Вебер. Вальс 127. Л. Бетховен. Экосез 128. М. Глинка. Не щебечи, соловейку... 129. Д. Кабалевский. Барабанщик 130. А. Зверев. Колыбельная 131. И. Тамарин. Таннец 132. Д. Львов-Компанеец. Мамин вальс 133. Ай, все кумушки домой. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 134. В. Андреев. Грезы. Обработка А. Илюхина 135. Д. Кабалевский. Полька 136. Г. Свиридов. Ласковая просьба 137. Ц. Кюи. Майский день 138. А. Верстовский. Вальс 139. И. С. Бах. Марш 140. Н. Мясковский. Пьеса. Из цикла "Причуды" 141. Н. Римский-Корсаков. Колыбельная. Из оперы "Садко" 142. П. Чайковский. Старинная французская песенка 143. Д. Циполи. Менуэт 144. Н. Фомин. Овернский танец. Обработка Б. Трояновского 145. Б. Флисс. Колыбельная 146. С. Разоренов. Полька 147. Т. Хренников. Колыбельная Светланы. Из музыки к кинофильму "Гусарская Баллада" 148. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка А. Шалова 149. К. Мясков. Прелюд 150. В. Андреев. Мазурка №3. Исполнительская редакуия П. Нечепоренко 151. Л. Бетховен. Аллеманда 152. П. Чайковский. Неаполитанская песенка 153. Цвели, цвели цветики. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 154. У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 155. Заиграй, моя волынка. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 156. По долинам и по взгорьям. Песня времен гражданской войны. Обработка В. Городовской 157. Е. Авксентьев. Юмореска 158. Ю. Шишаков. Этюд 159. В. Панин. Этюд-глиссандо 160. Н. Бакланова. Этюд 161. Г. Беренс. Этюд 162. Р. Ильина. Этюд 163. К. Черни. Этюд 164. Г. Лемуан. Этюд 165. Д. Кабалевский. Этюд 166. Г. Лемуан. Этюд 167. А. Лешгорн. Этюд 168. Н. Агафонников. Догони-ка! Этюд 169. Д. Кабалевский. Этюд 170. Н. Ган. Дождик начался. Этюд 171. П. Куликов. Этюд 172. Э. Дженкинсон. Танец 173. А. Шалов. Этюд-тарантелла 174. Н. Чайкин. Этюд 175. Ю. Шишаков. Этюд Раздел IX. Гаммы и арпеджио

Примечание: обозначения, используемые авторами книги, не всегда совпадают с теми, которые приведены на сайте в разделе теория . Внимательно прочитайте вступление От авторов в начале книги.

Помните , что даже самый лучший самоучитель не способен заменить живого преподавателя.

Особая благодарность пользователю rutracker.org C_Raven-у.

В соответствии с законодательством РФ, все материалы, представленные на этой странице сайта, предназначены исключительно для персонального использования в ознакомительных целях. Все права на них принадлежат их владельцам. После ознакомления с загруженным материалом Вы должны приобрести лицензионную копию или удалить этот материал, в противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.

Остались вопросы? - Задайте их на нашем .

Урок 1 (настройка балалайки и посадка играющего)

Прежде чем настроить балалайку, проверьте, правильно ли расположена подставка для струн. Она должна стоять так, чтобы расстояние от нее до 12-го лада было равно расстоянию от 12-го лада до верхнего порожка ( Расстояние АБ должно быть равно расстоянию БВ (см. рисунок)). Если это условие не будет соблюдено, то балалайка будет звучать фальшиво.

Балалайка и названия её частей

Первую струну балалайки настройте по камертону так, чтобы она давала звук ля первой октавы.

Вторую и третью струны настройте так, чтобы каждая из них давала звук ми первой октавы.

Посадка играющего.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и свободе игровых движений. Садиться следует примерно на половину сидения стула, не глубже. Ноги поставить на полные ступни, причем левую выдвинуть немного вперед. Пятки отставить одну от другой на ширину чуть меньше ладони, носки слегка развернуть. Расстояние между коленями - примерно ширина ладони. Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для этого необходимо правильно найти точки опоры инструмента. Их - четыре. Первая образуется, если поставить балалайку нижним углом между бедер. При этом балалайка должна быть развернута несколько вправо так, чтобы стык ее деки и задинки опирался на правое бедро, а середина двух боковых клепок корпуса опиралась на левое бедро. Вторая создается при опоре верхнего угла инструмента о правую нижнюю часть грудной клетки играющего. Третья возникает после того, как играющий располагает плечо правой руки на верхнем углу балалайки таким образом, что тот оказывается закрепленным между корпусом и плечом играющего. Четвертая точка опоры - подвижная, она связана с пальцами левой руки и грифом. Гриф одной стороной опирается на нижнюю часть основной фаланги указательного пальца, и придерживается стыком основной и ногтевой фаланг большого пальца с другой стороны.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого плечевого сустава играющего. Плечевая часть левой руки располагается в свободном состоянии вдоль корпуса учащегося, к корпусу не прижимается и далеко от него не отводится. Расстояние грифа от корпуса играющего определяется положением локтевого сустава левой руки под углом примерно в 90°. Кистевой сустав левой руки находится в естественном положении, когда тыльная сторона ладони и предплечье образуют прямую линию, с небольшим разворотом в сторону мизинца.

Рациональная посадка имеет большое значение для игры на инструменте. От того, насколько удачно учащийся приспособится к инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге, свобода воплощения творческих намерений исполнителя.

Использованная литература:

1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»