Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Изобретение саксофона. Виды саксофонов

Изобретение саксофона. Виды саксофонов

Одним из известных медных инструментов считается саксофон . История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году. Вначале саксофон применялся только в военных оркестрах. Спустя некоторое время инструментом заинтересовались такие композиторы как Ж. Бизе, М. Равель, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и А. И. Хачатурян. Инструмент не входил в состав симфонического оркестра. Но несмотря на это, при звучании, прибавлял сочных красок в мелодию. В 18 столетии саксофон начинает использоваться в джазовом стиле.

При изготовлении саксофона применяются такие металлы, как латунь, серебро, платина или золото. По общей структуре саксофон схож с кларнетом. На инструменте имеется 24 звуковых отверстий и 2 клапана, которые выдают октаву. На данный момент в музыкальной индустрии используется 7 видов данного инструмента. Среди них самыми популярными считаются альт, сопрано, баритон и тенор. Каждый из видов звучит в разном диапазоне от Си – бемоль до Фа третьей октавы. Саксофон имеет разный тембр, который напоминает звучание музыкальных инструментов от гобоя до кларнета.

Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.

Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов.

За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».

История саксофона таит в себе много интересного, а длится она почти 2 столетия. В наши дни данный инструмент можно считать самым ярким и современным, ведь его использование уместно в любом стиле музыки. Изобрел сие «чудо» бельгийский мастер Антуан-Жозеф Сакс (Адольф Сакс) . Впервые саксофон появился в 1842 году, и применялся исключительно в военных оркестрах. У него не было бы никакого будущего, если бы знаменитые композиторы не решили попробовать инструмент в своих творениях. Давайте вспомним, кто увидел в саксофоне большое и перспективное будущее:

  • М. Равель «Болеро»;
  • Ж. Бизе «Арлезианка»;
  • А. К. Глазунов «Концерт для саксофона с оркестром»;
  • С. В. Рахманинов «Симфонические танцы»;
  • М. Равель добавил саксофон в фортепианный цикл М.П. Мусорского «Картинки с выставки»;
  • С.С. Прокофьев добавил его в «Ромео и Джульетта»;
  • А.И. Хачатурян «Гаянэ»;

Те, кто тесно связан с музыкой, знают, что все перечисленное в этом списке оставили серьезный след в истории музыки. Если в шедеврах тех времен использовался такой молодой инструмент, как саксофон, то это достойный показатель успешности изобретения Адольфа. Композиторы говорили о том, что саксофон способен передавать самые яркие краски их произведений благодаря очень выразительному звучанию, которого нет у других инструментов. Естественно, после такого триумфа, инструмент вышел в массы и нашел большой круг поклонников.

История саксофона в джазовой музыке

Но все-таки, яркий и необычный инструмент, о котором мы говорим, не очень вписывался в ряды симфонического оркестра, ему можно было давать лишь некоторые эпизоды. Поэтому саксофон нашел свою стихию в джазовой музыке, и стал главным солистом, вместе с трубой. С этого момента и началось все самое интересное, ведь саксофон сыграл значимую роль в истории джазовой музыки. История саксофона рассказывает о том, что в 1920-х и 1930-х годах стали появляться джазовые саксофонисты , которые доказали, что саксофон идеальный инструмент для джазовых импровизаций и синкопированных ритмов. Вместе с развитием джаза этот инструмент находил себя в новых интересных стилях:

  • Кул-джаз
  • Прогрессив-джаз
  • Хард-боп
  • Ладовый (модальный) джаз
  • Соул-джаз
  • Джаз-фанк
  • Фри-джаз
  • Криэйтив
  • Фьюжн
  • Постбоп
  • Эйсид-джаз
  • Смуз-джаз
  • Джаз-мануш

В наши дни история саксофона дошла до того, что на нем играют современную музыку, о которой раньше даже никто не знал. Такой яркий и красивый инструмент стал чуть ли не самым популярным и любимым среди людей всего мира. Молодые и начинающие музыканты, выбравшие его, стараются играть больше новой поп-музыки и не упускать из виду новинки. Одно можно сказать точно, популярность саксофона только растет и будет расти еще очень долгое время.

Антуан Жозеф Сакс (под псевдонимом Адольф Сакс) родился 6 ноября 1814г. в маленьком городе Бельгии - Динан, в семье знаменитого мастера духовых инструментов. Его отец Шарль Жозеф Cакс, был профессиона...

Саксофон снаряжен довольно сложной конструкцией. Механизм клапанов имеет сложную структуру - все продуманно до мелочей. Всего на саксофоне 19-22 клапана - зависит от модели. На корпус сверху одевает...

Кто изобрел саксофон?
Саксофон относительно молодой музыкальный инструмент, который появился примерно 150 лет назад. Инструмент был изобретен музыкантом и скрипичным мастером, по имени Адольф Сакс, позднее инструмент назвали его именем.
Патент на саксофон впервые зарегистрирован в марте 1846 года. Однако Сакс начал разработку духового инструмента много лет назад, когда Адольф работал в магазине музыкальных инструментов своего отца. Его отец, Чарльз Сакс, был мастером музыкальных инструментов, и научил сына всем тонкостям изготовления музыкальных инструментов. Чарльз позволял Адольфу экспериментировать над своими собственными проектами в магазине.
В молодости Адольф обучался игре на флейте и кларнете в Консерватории музыки Брюсселя. В то время юный Адольф заметил, что духовые инструменты обладали очень узким диапазоном. И он начал искать решение этой проблемы.
Эксперименты Сакса с бас-кларнетом привели его к изобретению инструмента, который представлял собой духовой инструмент, изготовленный из металла.
Когда он показал новый инструмент композитору Гектору Берлиозу в 1841 году, композитор был в восторге от изобретения. Позднее Берлиоз написал статью в престижном журнале «Jounal des Debats» в Париже, в котором он дал положительную оценку изобретению Сакса.
В 1842 году он переехал в Париж, где открыл скромную мастерскую на улице Сент-Джордж. Однако проект Сакса включал в себя не один инструмент. Его патент 1846 года описывал 14 различных версий саксофона от F contrabass вплоть до E flat sopranino. Среди них бфли E плоский контрабас, C бас, B басовый, E плоский баритон, C тенор, B плоский тенор, F alto, E flat alto, C сопрано и B плоское сопрано.
1844 и 1845 годы были весьма плодотворными для молодого изобретателя. Переехав в Париж в 1842 году, Сакс направил свои силы на популяризацию своего творения. Парижская промышленная выставка 1844 года оказалась платформой, позволившая ему продемонстрировать свои особенности. В том же году состоялся дебют хорового концерта «Chant Sacre» Гектора Берлиоза, в которой использовался саксофон.

В 1845 году Адольф смог убедить французских военных заменить традиционные французские рожки и фаготы на саксофоны. Через три года после дебюта «Chant Sacre» Берлиоза, в 1847 году в Париже открылась первая специализированная школа игры на саксофоне.
В 1866 году первоначальный патент Сакса истек и другие производители инструментов начали попытки модернизацию инструмента и выпускать собственные версии. В течение следующих нескольких десятилетий было много экспериментов по изменению дизайна скасофона и созданию альтернативных версий. Сам Адольф обновил свой первоначальный патент в 1881 году. В новом патенте Сакс сделал несколько нововведений, увеличив длину колокола и расширив диапазон, обеспечиваемый четвертым октавным ключом.

Когда Сакс умер в 1894 году,бизнес был продолжен его сыном Адольфом Эдуардом. Саксофоны обрели широкую популярность в 1920-х годах когда джазовые группы начали использовать саксофоны в качестве основного инструмента. Среди величайших джазовых саксофонистов были Лестер Янг, Коулман Хокинс, Чарли Паркер, Сонни Роллинз, Орнетт Колман и Джон Колтрейн
Эксперименты, направленные на увеличение звукового диапазона и улучшения дизайна инструмента продолжались после Второй мировой войны.
Сегодня обширная семья саксофонов, созданная Адольфом Саксом, была сокращена до пяти: сопрано, альт, тенор, баритон и бас-саксофоны. Из них саксофоны тенор и альт являются наиболее предпочтительным инструментами для саксофонистов.

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.


В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.


Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.


Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.


История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.


Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.


Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.


Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.


Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.


K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.


Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!