Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История дворца на яузе. Дворец на Яузе: история создания, репертуар театра "Современник" и другие мероприятия на сцене дворца

История дворца на яузе. Дворец на Яузе: история создания, репертуар театра "Современник" и другие мероприятия на сцене дворца

Дворец на Яузе - один из лучших театрально-концертных залов Москвы со столетней историей и насыщенной жизнью современного культурного центра. Классическое театральное здание Дворца на Яузе расположено в старом московском районе, вблизи набережной реки Яузы, в трех остановках метро от Кремля и в трех минутах ходьбы от станции метро «Электрозаводская».

Дворец на Яузе - это универсальная прокатная площадка, создающая широкие возможности для формирования репертуара. Дворец располагает 4 залами разной вместимости, что позволяет включать в его репертуар самые различные жанры, от классических до экспериментально-новаторских. Это театральные и оперные спектакли, симфоническая и камерная музыка, современный танец, джаз, рок, фольклор, художественное чтение.

Существенное внимание Дворец на Яузе уделяет детям: по выходным здесь проходят детские драматические, музыкальные и кукольные спектакли, а в период зимних каникул - новогодние представления.

История здания Дворца на Яузе насчитывает более ста лет. В 1903 году по решению городской думы на берегу Яузы был возведен Введенский народный дом (архитектор И. А. Иванов-Шиц - известный деятель позднего модерна, построивший также Купеческий клуб на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком). Народные дома в 10 окраинных районах Москвы призваны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения.

Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.

Народный дом продолжал работать без перерыва после революции как «рабочий дворец». В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета. Для новых постояльцев старое здание было надстроено по проекту Б. В. Ефимовича в стиле позднего сталинского ампира. В 1959 году театр переехал в сад «Аквариум», где располагается и по сей день, а в этом здании - до постройки телецентра в Останкино - работал Телевизионный театр.

В 2008 году дворец обрел новых хозяев и новое имя - Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе». В здании произведен серьезный ремонт, сделано все необходимое, чтобы обеспечить публику и артистов комфортом современного уровня. Не обошлось и без «археологических открытий»: так, в процессе реконструкции сцены была восстановлена оркестровая яма, которая не использовалась многие годы.

Сегодня Дворец на Яузе - это современный по духу центр, в котором есть место и классике, и эксперименту.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» - площадка со столетней историей и насыщенной жизнью современного культурного центра.

Классическое театральное здание Дворца на Яузе расположено в старинном московском районе Преображенское , в трёх минутах ходьбы от станции метро «Электрозаводская» (пл. Журавлёва , д. 1).

История

Здание построено в 1903 году как Введенский народный дом . Автором проекта стал архитектор И. А. Иванов-Шиц , приверженец лаконичности, рациональности и выразительности в модерне, построивший такие известные дома, как Купеческий клуб на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком) и торговый дом Хомякова на Петровке (ныне Федеральное агентство морского и речного транспорта).

Назначение народных домов, которые построили в десяти окраинных в то время районах Москвы, было просветительским: они должны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения. Но только в двух народных домах был создан театр. Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал хорошую труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьёзный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая в библиотеке книги, а также отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.

В конце 40-х годов XX века невысокое здание Введенского народного дома было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира . С тех пор его торжественный облик, напоминающий по архитектуре Большой театр , почти не изменился, за исключением гранитной лестницы, ведущей к колоннаде дворца, из архитектурного облика которой, в 90-е годы, исчезли шесть огромных (диаметром около полутора метров каждый), гранитных шаров, располагавшихся с правой и с левой стороны гранитной лестницы.

Живое течение истории страны отразилось в истории этого дома, где совершенно естественно существовали разные жанры. Так с до 1959 года до переезда в сад «Аквариум» здесь располагался Театр имени Моссовета , руководимый Юрием Завадским . Затем тут находился «Телевизионный театр », из которого в 1960-е вплоть до ввода в строй Останкинского телецентра велись телетрансляции концертов. Здесь же снимались популярные телепередачи, в том числе «Голубой огонёк », первые выпуски КВН и др.

В бурные 80-е этот дом, бывший тогда Дворцом культуры «МЭЛЗ» , за одну неделю превратился в знаковую точку Москвы: в нём проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА» . Здесь выступали Виктор Цой , Борис Гребенщиков , Петр Мамонов , в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда.

В 90-е годы ДК арендовал Центр Дианетики , впоследствии ставший Церковью Саентологии Москвы .

В разное время ДК «МЭЛЗ» руководили: известный московский бард С. Я. Стёркин , журналист и продюсер А. Л. Вайнштейн , музыкальный продюсер Григорий Папиш.

В 2008 году Зал получил новое название - Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», - был отремонтирован и возрожден. Создана инфраструктура современного культурного центра. Сегодня это универсальная прокатная площадка с широким репертуаром.

Во Дворце четыре зала разной вместимости. Большой зал на 814 мест с великолепной акустикой выдержан в традиционной стилистике парадного театрального зала. Самые разные жанры: драма, опера, балет, академическая музыка, мюзикл, танец, джаз, эстрада - органично смотрятся на этой сцене. Система трансформации партера и сцены предполагает варианты изменения пространства зала и расположения публики и исполнителей.

Три малых зала - Сиреневый, Розовый и Зелёный (на 70 мест каждый) - предназначены для камерных программ, детских спектаклей, поэтических и творческих вечеров, а также для презентаций и конференций.

С 2011 года центральное двухуровневое фойе Дворца, обладающее прекрасной акустикой, стало функционировать как Концертное фойе на 160-200 мест. В нём проходят камерные концерты, образовательные программы, специальный проект «Органные сезоны во Дворце на Яузе», для которого устанавливается цифровой орган.

Залы и парадные холлы Дворца на Яузе активно используются для организации корпоративных мероприятий, церемоний награждения и личных торжеств.

Существенное внимание уделяется проектам для детей: здесь проходят драматические и кукольные спектакли, мюзиклы, новогодние представления.

Дворец на Яузе сегодня

В 2014 году начался новый этап в жизни Зала, он стал открытой театральной сценой, принимающей у себя коллективы на время ремонта их основных площадок.
С января 2014 года Московский театр Современник начал играть свои спектакли во Дворце на Яузе параллельно с работой на основной сцене, а 1 октября 2015 года открыл здесь свой новый театральный сезон легендарным спектаклем «Три товарища» в постановке Галины Борисовны Волчек.

Сезон 2015-2016 годов - юбилейный для «Современника». 15 апреля театру исполнится 60 лет. В этот день обязательно будет праздник.

11 октября 2015 года во Дворце на Яузе состоялась первая премьера юбилейного сезона - Декамерон .

Напишите отзыв о статье "Дворец на Яузе"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дворец на Яузе

– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.

Дворец на Яузе был возведен на берегу одноименной реки в 1903 году. В здании сооружено пять залов разной вместимости с превосходной акустикой. Благодаря этому его сцены стали пристанищем для сотен достойных просмотра театральных спектаклей, концертов и фестивалей разных жанров.

Экскурс в историю здания

Автором проекта Введенского народного дома является советский архитектор И. А. Иванов-Шиц. Правительство Российской империи преследовало цель культурного просвещения населения, проживающего в промышленных районах. В Москве находится еще девять подобных домов. Меценат А. Бахрушин организовал здесь самодеятельный театр, в репертуаре которого были постановки по произведениям А. Чехова, У. Шекспира и Н. Островского.

До 1947 года архитектурный стиль Дворца на Яузе определялся как рациональный модерн, но в середине прошлого века под руководством Б. Ефимовича его перестроили согласно чертам, характерным лидирующему в то время направлению - сталинскому ампиру. За 104 года существования здания оно успело послужить помещением для многих учреждений и мероприятий. С 1947 года здесь играла труппа драматического театра им. Моссовета. В 1959 году дворец был местом съемок игр КВН и передач «Голубой огонек». Работа Телевизионного театра продолжалась в его стенах вплоть до сооружения телецентра Останкино. Сцены легендарного комедийно-музыкального фильма «Карнавальная ночь» также были сняты во Дворце на Яузе.

В 1980-х годах его стали именовать Домом культуры МЭЛЗ. В конце прошлого века здесь состоялась премьера фильма «Асса» и выставка работ художников, творивших в стиле советского андеграунда. В рамках арт-рок-парада в зале дворца выступили Борис Гребенщиков и Виктор Цой. После того, как его помещения оказались в частной собственности, оно потеряло статус объекта культурного наследия России.

Дворец в наши дни

Свое текущее название здание носит с 2008 года. Спустя несколько лет Министерство культуры РФ приобрело дворец на аукционе «Сотбис» за 30 млн рублей. С 2015 по 2017 гг. во Дворце на Яузе «Современник» ставит часть своих спектаклей в связи с реставрацией основной сцены московского театра.

Здание является концертным комплексом и включает в себя 4 зала. Помимо этого здесь расположено три репетиционных помещения, четыре фойе, буфет и десять гримерных комнат. Большой зал выполнен в классическом стиле с вместимостью 814 человек и площадью 250,6 м². Сцена оснащена поворотным кругом и возможностью трансформации партера. Ниже представлена его схема.

Дворец на Яузе также располагает тремя камерными залами (Зеленый, Сиреневый и Розовый). Площадь каждого равняется 79 м². Залы украшают витражи и лепнина в пастельных тонах.

Дворец на Яузе: «Современник» и его репертуар

Рассмотрим список постановок, пользующихся особой популярностью у зрителей, показ которых запланирован на октябрь и ноябрь 2017 года. В их число входит спектакль «Три товарища» по роману Э. М. Ремарка. Исполнителями ключевых действующих лиц стали А. Хованский, С. Юшкевич, Н. Ефремов, С. Гирин и другие.

Нельзя не сказать несколько слов о полюбившемся спектакле «Игра в Джин». Исполнение главных ролей в нем принадлежит В. Бочкареву и Л. Ахеджаковой. Премьерная в этом году комедийная постановка «Амстердам» почти всегда проходит с аншлагом. В спектакле задействованы А. Бабенко, М. Ефремов, Ш. Хаматов, Е. Павлов, Д. Белоусова, В. Романенко.

Среди множества других спектаклей «Современника», временно идущих во Дворце на Яузе, стоит выделить «Горе от ума», «Пигмалион», «Дама», «Пять вечеров», «Три сестры», «Крутой маршрут», «Враги. История любви», «Осенняя соната», «Вишневый сад», «Олег Ефремов. Посвящение» и «Играем… Шиллера!».

Другие события

В залах Дворца на Яузе проходят танцевальные проекты, вечера джазовой и академической музыки, международные фестивали, оперные спектакли и многое другое. В 2010 году здесь состоялась премьера балетной постановки «Лаура». Начиная с 2011 года, Дворец стал площадкой для «Органных сезонов». В этом же году весной прошел международный фестиваль, получивший название «Посвящение Италии: Viva la Musica!».

Позже на одной из сцен выступил российский оркестр «Виртуозы Москвы». В 2013 году Дворец стал местом проведения международного музыкального фестиваля «Вселенная звука». В 2016 году (16 апреля) прошел премьерный вечер спектакля «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» в честь 60-летия легендарного московского театра «Современник». Весной 2017 года в стенах дворца состоялся творческий вечер В. И. Гафта «Театр - чем ты так прельщаешь?».

Дворец на Яузе это один из лучших театрально-концертных залов Москвы со столетней историей и насыщенной жизнью современного культурного центра. Классическое театральное здание Дворца на Яузе расположено в старом московском районе «Преображенское», вблизи набережной реки Яузы, в трёх остановках метро от Кремля.


Уникальность Дворца на Яузе в его многоплановости. Дворец располагает пятью залами разной вместимости с хорошей акустикой, что позволяет включать в репертуар самые различные жанры.


Здесь проходят международные фестивали, театральные спектакли, концерты академической музыки — симфонической и камерной, оперные и балетные спектакли, танцевальные проекты, джазовые вечера, концерты world music, мюзиклы для семейного просмотра, спектакли и интерактивные музыкальные программы для детей.


История здания Дворца на Яузе располагающегося на Введенской площади, а ныне это площадь Журавлёва, насчитывает более ста лет. В 1903 году по решению городской думы на берегу Яузы был возведён Введенский народный дом.


Архитектор этого дома — Илларион Александрович Иванов-Шиц. Он известен как деятель позднего модерна, построивший также Купеческий клуб на Малой Дмитровке — сейчас это театр Ленком, солдатенковскую больницу — ныне это больница имени Боткина и ряд других зданий.


Народные дома в десяти окраинных районах Москвы призваны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения. Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьёзный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения. Народный дом продолжал работать без перерыва после революции как «рабочий дворец».


В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета. Для новых постояльцев старое здание было надстроено по проекту Б. В. Ефимовича в стиле позднего сталинского ампира. Борис Васильевич Ефимович был не только архитектором, но и инженером, доцентом, проектировщиком 40 уникальных зданий, сооружений и сложных архитектурных сооружений в Москве. Он проектировал санаторий ВЦСПС «Красная Москва» и санаторий «Новая Ривьера» в Сочи, а также музыкально-драматический театр в Воронеже. В 1953 году Б.В. Ефимович, не успев увидеть завершения строительства санатория «Украина», находящегося в 20 километрах западнее Ялты, был сослан в лагеря сроком на десять лет «за излишнюю роскошь» в очередном грандиозном комплексе.


В 1959 году Театр имени Моссовета переехал в сад «Аквариум», где располагается и по сей день, а в этом здании — до постройки телецентра Останкино работал Телевизионный театр. Здесь снимали первые выпуски КВН.


В бурные 80-е годы прошлого века этот дом, бывший тогда Дворцом МЭЛЗ, за одну неделю превратился в знаковую точку Москвы: в нём проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьёва «АССА».

Здесь выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Пётр Мамонов, в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда Сергей Шутов, Тимур Новиков, Сергей Бугаев, дизайнеры Ирена Бурмистрова и Елена Зелинская, архитектор Юрий Аввакумов.Тогда в ДК МЭЛЗ был сконцентрирован эпатажный дух молодого поколения, ожидающего перемен.


В 90-х годах ДК МЭЛЗ из культового места превратился в районный Дом культуры. Период стагнации закончился в 2008 году, когда этот прекрасный дворец обрёл новых хозяев и новое имя — ТКЗ «Дворец на Яузе».


В здании произведён серьёзный ремонт, сделано всё необходимое, чтобы обеспечить публику и артистов комфортом современного уровня.


Не обошлось и без «археологических открытий». В процессе реконструкции сцены была восстановлена оркестровая яма, которая не использовалась многие годы. Сегодня Дворец на Яузе — это современный по духу центр, в котором есть место и классике, и эксперименту.


В Большом зале Дворца на Яузе для зрителей предусмотрено 810 мест. Он выдержан в традиционной стилистике парадного театрального зала. Известен среди профессионалов своей великолепной акустикой. Сцена этого зала оснащена поворотным кругом и всеми необходимыми сценическими механизмами. В оркестровой яме способны разместиться шестьдесят музыкантов. Партер и сцена могут быть трансформированы. Самые разные жанры: опера, драма, классическая симфоническая и хоровая музыка, мюзкл, танцевальные шоу, джаз, рок и эстрада — органично выглядят на этой универсальной площадке.


Малые залы Дворца на Яузе предназначены для камерных программ. Розовый зал имеет 70 мест для зрителей. Сиреневый зал — 70 мест. Зелёный зал — 70 мест. Концертное фойе на 213 мест. Здесь проходят детские спектакли, поэтические и творческие вечера. Это идеальное место для проведения презентаций, конференций, корпоративных встреч. Так как в интерьерах Дворца на Яузе живёт благородство, достоинство и стиль. Парадные интерьеры и сам дух старинного дворца делают любое мероприятие событием достойным и запоминающимся.


Было-стало: Введенский народный дом. фото 1904 г. (вверху) и он же после реконструкции для театра им. Моссовета фото 1957 г.

Самый знаменитое здание на площади Журавлева - бывший дворец культуры МЭЛЗ - Московского электролампового завода. Визуально его интерьеры знает практически вся страна. Ведь в них снимали знаменитый фильм «Карнавальная ночь», который традиционно показывают по телевизионным каналам, как в преддверии Нового года, так и сразу же после него! Покажут его и в этом году…

ИСТОРИЯ ПЛОЩАДИ ЖУРАВЛЕВА

Площадь возникла после указа Павла I 1800 г. о благоустройстве берегов реки Яузы и ее притоков на месте спущенного Прачечного (Хапиловского) пруда на притоке Яузы - речке Хапиловке. Первоначально площадь называлась Введенской по находившейся по соседству церкви Введения в Семеновском, сооруженной к 1736 г. (находилась на площадке за современным зданием ДК МЭЛЗ на месте школы № 446 по Нижнему Журавлёву переулку). Достаточно архаичная для того периода церковь относилась к традиционному типу «восьмерик на четверике», её венчала фигурная барочная глава на высоком тонком барабане. Церковь была разобрана в 1929–1932 гг. для строительства на ее месте школьного здания. В том же 1929 году площадь и переулки были переименованы в память участника Гражданской войны, рабочего Ивана Филипповича Журавлёва (1881-1919), погибшего на колчаковском фронте.
Композиционный центр площади – держит здание, которое первоначально называлось Введенским народным домом (по площади на которой он находился). Это был один из десяти «народных театров» на окраинах города, решение о строительстве которых было принято Московской городской думой в феврале 1901 г., причем самый крупный. В старых путеводителях Введенский народный дом считается находившимся в Лефортове, хотя более правильно отнести его местоположение к старинному царскому селу Семеновскому в историческом центре которого он находился.

КАК СТРОИЛИ ВВЕДЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ

Поскольку площадка для строительства народного дома находилась в непосредственной близости от церкви Введения, это вызвало протесты со стороны Московской епархии и домовладельцев района Введенской площади. Однако, идею сооружения народного дома, как благотворно влияющего на рабочих больших промышленных сел – Семеновского, Преображенского и Черкизова неожиданно поддержали местные промышленники и фабриканты. «Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям… город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных», писали они в своей петиции в поддержку строительство и этот голос оказался для думы более убедительным, чем голос епархии, хотя думцы рассчитывала, главным образом, устраивать в народном доме устраивать популярные чтения, организовать библиотеку, где "беднейший класс мог бы бесплатно читать книги и газеты", а театральным представлениям по идее отводилось далеко не первое место...
На постройку Введенского народного дома был объявлен конкурс. Его выиграл популярный архитектор И.А.Иванов-Шиц - одним из самых последовательных интерпретаторов и приверженцев Венского Сецессиона, и, в частности, творческого почерка знаменитого австрийского архитектора О.Вагнера. Закладка Народного дома или «народного театра», как его назвала газета «Московские ведомости», состоялась 3 июля 1903 г. С самого начала работ архитектор все вопросы о подрядах, материале, качестве строительства и т.п. взял под свой контроль. Благодаря этому к осени 1904 г. здание было подведено под крышу и к ноябрю И.А.Иванов-Шиц доложил городской управе о завершении строительства. Поэтому дума запланировала следующем году устройство в нем народной библиотеки. Как сообщили «Московские ведомости», 23 декабря «был освящен Городской народный дом на Введенской площади, в Лефортово, устроенный городским общественным управлением».
Введенский народный дом обошедшийся Москве почти в 52 тысячи рублей стал квинтэссенцией элегантного, линеарно сдержанного, объемно и декоративно уравновешенного модерна И.А.Иванова-Шица. В структурах его фасадов прочитывалось стремление к ордерной упорядоченности, а в деталях - прежняя приверженность автора к классицизированному "венскому" варианту модерна. Большая сцена была устроена по первому слову техники и оборудована электроосвещением. Зрительный зал спроектирован достаточно просторным: в партере с балконом первоначально было свыше 700 мест. По обеим сторонам зрительного зала находились фойе, где стояли «вешалки для платья».

«…НАРОДНЫЙ ДОМ ДАЕТ НЕ ТРУХУ, А РЕПЕРТУАР ИЗ ОСТРОВСКОГО, ЧЕХОВА…»

26 декабря новый Введенский народный дом начал свою работу. В тот день утром был устроен концерт, а вечером труппа любителей сыграла комедию А.Н.Островского " Свои люди - сочтемся". И концерт и спектакль прошли при "горячем одобрении публики". Однако разгар русско-японской войны сделал это событие менее значимым, чем оно могло бы быть в мирное время.
В начале 1907 г. Московская городская дума поручила заведование Введенским народным домом купцу Алексею Александровичу Бахрушину. известному меценату и коллекционеру, создателю театрального музея. Благодаря ему повысилось качество театральных постановок: удалось собрать хорошую труппу (руководитель - Н. Ф. Аксагарский). В начале 1908 года И.И.Мозжухин - будущая звезда молодого российского киноэкрана получил ангажемент в труппе Введенского народного дома. Работа здесь стала очередной ступенью в творчестве И.И.Мозжухина. Тогда им были созданы интересные характерные образы неотразимого помещика Бабаева в комедии А.Н.Островского «Грех да беда на кого не живет", жалкого Базиля в пьесе Винникова «Мохноногое» и др. Труппу Введенского народного дома использовало ателье А.А.Ханжонкова, с 1909 г. начавшее съемку собственных фильмов. Из нее вышли некоторые звезды немого кино, в частности Мозжухин.
Большую помощь труппе Введенского народного дома оказали Малый и Художественный театры и театр Корша, а декорации к спектаклям нередко выполнялись по эскизам художника В.В.Васнецова. Изменился и репертуар: теперь рабочий зритель мог увидеть на сцене народного дома те же пьесы, что и на сценах центральных театров, но за существенно меньшую плату. Журналист одной из московских газет в 1911 г. писал: "За пределами волн электрического света и витрин роскошных магазинов скромно приютился на окраине городской Введенский Народный дом. Он делает большое дело и делает его так, как дай бог делать это нашим театрам в "центре"... Такой восторженной, я бы сказал, густой тишины во время действия вы не найдете в театрах "высшего света". Нет этого кашля, шепота. И своему зрителю Народный дом дает не труху, а репертуар из Островского, Чехова...". Для детей еженедельно устраивались бесплатные утренники, спектакли, начал работал "синематограф", читались лекции с "познавательным уклоном".
В 1917 г. Введенский народный дом занял Совет Благуше-Лефортовского района. Однако этим нормальная жизнь труппы была парализована, поэтому А.А.Бахрушин подал в отставку и ушел со своего поста. В здании проходили различные мероприятия, причем не только большевиков, но и других политических партий, в частности анархистов. Как то от них выступал из инициаторов создания «Всероссийской федерации анархистов-коммунистов», А.А.Карелин. «Помню, что после лекции А. А. об анархизме, устроенной Лефортовской Районной Организацией Анархистов, в помещении Введенского Народного Дома, один рабочий сказал: Вот здорово говорит-то! Как сказку рассказывает. Все понятно, как на ладони лежит. Не то, что другие болтуны, которые будто нарочно говорят так, чтобы их не поняли", - вспоминал анархист-коммунист И.В.Хархардин.

«…ТЕРПЛЮ ДАЖЕ ЗАВАДСКОГО»

Переименованный в первые годы советской власти в Рабочий дворец Московского городского совета профессиональных союзов – МГСПС, бывший народный дом в 1947 г. было капитально реконструирован. Архитектор Б.В.Ефимович ничтоже сумняшись превратил венский модерн в образец характерного сталинского стиля – «слоновьего ампира», как шутят искусствоведы. Здание будучи расширено и надстроено для театра им. Моссовета (бывшего театра МГСПС) («покровителем» этого театра тогда считался второй человек в Политбюро В.М.Молотов»), получило новый псевдоклассицистический декор с мощным портиком на главном фасаде. Театром им Моссовета руководил режиссер Ю.А.Завадский. В его труппе играли Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая (ее отец одно время заведовал буфетом Введенского народного дома), Николай Мордвинов, Ростислав Плятт и др. Именно с этим зданием связаны многие знаменитые театральные анекдоты-афоризмы Раневской, у которой были непростые отношение с Завадским, которого она называла «перпетуум кобеле» из за многочисленных романов с актрисами. Здесь про опоздавшего на репетицию Завадского, задержавшегося из за награждения звездой героя социалистического труда, Раневская публично бросила презрительное «Ну где же наша Гертруда»?!
Еще анекдот: актриса у психиатра: «Доктор, в последнее время я очень озабочена своими умственными способностями. - А в чем дело? Каковы симптомы? -- Очень тревожные: все, что говорит Завадский, кажется мне разумным...» Все таки анекдоты это специфический жанр устного творчества, в котором быль и выдумки переплетаются, но вот подлинный документ – строки из записной книжки Раневской: «...С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней.
Терплю даже Завадского".

ОТ «КАРНАВАЛЬНОЙ НОЧИ» ДО «ДВОРЦА НА ЯУЗЕ»

Созданные Б.В.Ефимовичем театральные интерьеры и стали декорациями для знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956 г.), снимавшегося в театре, т.е. тогда это здание в реале еще не было домом культуры. В фильме снимались Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Тамара Носова, Андрей Тутышкин, Геннадий Юдин, Борис Петкер, Владимир Зельдин.
Поэтому в 1959 г. вскоре после того как «разобранная на цитаты» «Карнавальная ночь» была удостоена первой премии на Всесоюзном кинофестивале, театр им Моссовета был переведен в сад «Аквариум» на Большой Садовой улице, 16. Его место театра им. Моссовета занял Телевизионный театр, не имевший постоянной трупы. Здесь снимали популярнейшие передачи «А ну-ка, девушки!» и первые выпуски КВН.
В конце 1980-х гг. это здание, бывшее тогда Дворцом культуры находящегося поблизости Московского электролампового завода (ДК МЭЛЗ), за одну неделю превратилось в знаковую точку Москвы, потому что в нем проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА». В 2008 г. оно после реконструкции обрело новую жизнь и новые возможности, в то же время сохранив свое неповторимое лицо. Теперь бывший ДК МЭЛЗ называется "Дворец на Яузе", что связано с новым имиджем этого места, позиционирующего себя как современную театрально-концертную площадку, в которой есть место и классике, и экспериментальным направлениям. В декабре уходящего 2009 г. дворец отметил свое 105-и летие