Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Труппа бдт. Театр ищущий: история БДТ

Труппа бдт. Театр ищущий: история БДТ

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание:
раздел «О театре» на сайте БДТ в настоящее время обновляется и дополняется.

История Большого драматического театра

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.

В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством

Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа,

в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 -
Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 - И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал.

Из книги «Зеркало сцены»

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения.

В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер.

Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «На дне» М. Горького… становились событиями

в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой,

В.И. Стржельчика, З.М. Шарко, В.П. Ковель, В.А. Медведева, Л.В. Неведомского, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной.

В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля.

В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

27 апреля 2007 года театр простился с К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.

Им. Г. А. Товстоногова в 2019 году будет отмечать свой столетний юбилей. В его сегодняшнем репертуаре классические пьесы и произведения современных авторов. Театр входит в число знаменитейших и популярнейших в России.

О театре

БДТ Товстоногова существует с 1919 года. Изначально он назывался Особой драматической труппой. Первые спектакли демонстрировались в зале Консерватории. Через некоторое время театр обрёл свое здание. Набережная реки Фонтанки стала местом расположения легендарного БДТ. Художественное руководство новым храмом искусства было поручено знаменитому поэту А. А. Блоку. Идейным вдохновителем стал Максим Горький. В репертуар того времени входили произведения Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго. Главной своей задачей БДТ считал противопоставление благородства, достоинства и чести царившим в мире жестокости и хаосу.

Двадцатые годы XX века стали для нового театра непростыми. Сначала М. Горький уехал в другую страну, затем скончался А. Блок. Покинул БДТ художник А. Бенуа. Ушёл из театра главный режиссёр А. Лаврентьев. В труппу приходили новые постановщики. Но надолго никто не задерживался. Так продолжалось вплоть до 1956 года. Основу репертуара в то нелёгкое время составляли произведения советских драматургов.

В 1956 г. у театра началась новая жизнь. Произошло это благодаря приходу на должность главного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова. Он прослужил в БДТ тридцать лет. Георгий Александрович создавал спектакли, которые становились настоящими событиями. Постановки его отличались оригинальностью, свежестью, новизной и собственным взглядом на произведения. Этот человек превратил театр, находившийся в числе аутсайдеров, в одного из лидеров страны. Георгий Александрович пригласил в труппу таких выдающихся актёров, как Т. Доронина, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, С. Юрский, К. Лавров и т.д. Это был лучший коллектив в СССР. В 1964 году театр был удостоен почётного звания "Академический". В 1970 г. открылась ещё одна сцена БДТ - Малая.

В мае 1989 г. Георгий Александрович возвращался домой с репетиции нового спектакля на своём автомобиле. С ним случился сердечный приступ. Великий режиссёр умер прямо за рулём. Кончина гения стала большой утратой для театра. Труппа не могла оправиться от шока. Вскоре артисты выбрали нового худрука. Им стал К. Ю. Лавров. Актёр старался продолжать традиции, заложенные Георгием Александровичем. В 1992 г. театру было присвоено имя Г. А. Товстоногова. Кирилл Юрьевич Лавров занимал пост худрука до 2007 года. Затем его сменил Т. Чхеидзе. С 2013 года художественным руководителем БДТ является А. А. Могучий.

Репертуар

БДТ Товстоногова предлагает своим зрителям драмы, комедии, классические произведения и пьесы современных авторов.

В 2017 году на его сцене можно увидеть следующие спектакли:

  • "Гроза".
  • "Лето одного года".
  • "Алиса".
  • "Солдат и чёрт".
  • "Язык птиц".
  • "Губернатор".
  • "Человек".
  • "Видимая сторона жизни".
  • "Дом Бернарды Альбы".
  • "Война и мир Толстого".
  • "Мария Стюарт" и другие.

Труппа

Своими артистами издавна славится БДТ Товстоногова. Актёры здесь служат талантливые и профессиональные. Многие из них имеют звания и награды. Коллектив состоит из подающей надежды молодёжи и прославленных знаменитостей, имеющих большой опыт и известных широкой аудитории по многочисленным работам в кино.

Труппа театра:

  • Максим Бравцов.
  • Виктор Княжев.
  • Леонид Неведомский.
  • Светлана Крючкова.
  • Елена Шварёва.
  • Олег Басилашвили.
  • Нина Усатова.
  • Сергей Стукалов.
  • Алиса Фрейндлих.
  • Георгий Штиль.
  • Ируте Венгалите и многие другие артисты.

Режиссёры

В БДТ работает несколько постановщиков спектаклей.

Режиссёрская группа:

  • Людмила Шувалова.
  • Андрей Максимов.
  • Александр Никаноров.
  • Полина Неведомская.
  • Александр Артёмов.

Л. Шувалова и А. Максимов работают в БДТ дольше других.

Андрей Николаевич родился в 1955 году. В 30 лет окончил ЛГИТМиК. Карьеру он начал в городе Кемерово. Затем были Новосибирск, Красноярск, Омск, Вильнюс. С 1993 года А. Максимов служит в БДТ Товстоногова. За годы творческой деятельности он поставил более тридцати спектаклей.

Л. П. Шувалова окончила театральное училище в Нижнем Новгороде. В БДТ пришла работать в 1951 году. Свой творческий путь Людмила Павловна начинала как актриса. Через 20 лет артистической деятельности стала ассистентом режиссёра. А в 1980 году - постановщиком. Л. П. Шувалова за большой вклад в театральное искусство награждена орденами II и I степеней «За заслуги перед Отечеством».

Г. А. Товстоногов

Г. А. Товстоногов родился в 1915 году. С детских лет Георгий Александрович очень любил театр. Но после окончания школы он по настоянию отца поступил в железнодорожный институт. Проучившись там недолгое время, юноша понял, что у него другое призвание, и бросил этот вуз. В 1931 году Г. А. Товстоногов начал работать в русском ТЮЗе города Тбилиси в качестве актёра. Через два года поступил учиться в ГИТИС на режиссёрский факультет. В 1946 году переехал в Москву, а в 1949-м - в Санкт-Петербург.

С 1956 года Георгий Александрович - режиссёр БДТ. Товстоногов возглавил этот театр в период, когда он находился на грани закрытия. Коллектив был ужасный. Худруки постоянно менялись. Посещаемость - низкая, а финансовые долги - высокие. Благодаря Георгию Александровичу БДТ в кратчайшие сроки поднялся на ноги. Г. Товстоногов возглавлял театр тридцать лет - до самой смерти. Кроме того, этот гениальный режиссёр вёл преподавательскую деятельность, был профессором, написал две книги, работал на телевидении и радио.

Покупка билетов

БДТ Товстоногова, как и многие другие театры, предлагает два способа покупки билетов. Первый - в кассе, второй - через интернет. На официальном сайте театра в разделе "Афиша" необходимо выбрать интересующий вас спектакль и удобную дату. Затем нужно определиться с рядом и местом, в этом вам поможет схема зрительного зала, которая представлена в данном разделе статьи.

При помощи банковской карты или электронного кошелька производится оплата заказа. Приобретённые билеты отправляются на имейл покупателя. Их необходимо будет самостоятельно распечатать и в бумажном варианте предъявить при входе в зал. Если вы желаете приобрести билеты в одной из касс, то запомните их режимы работы: с 10:00 до 21:00 - Главная сцена, и с 10:00 до 19:00 часов - Малая. Перерыв - с 15:00 до 16:00. Студенты творческих вузов могут приобрести билеты со скидкой за один час до начала спектакля и при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

Вы никогда не были в БДТ? Нет? К сожалению, мне тоже не довелось побывать на живых спектаклях Большого Драматического Театра им. Товстоногова. Как ни говори "халва" - во рту слаще не станет, но стоит произнести "Ханума!" Этот спектакль по праву стал визитной карточкой театра, который сегодня отмечает свою 93-ю годовщину.

Удивительно, каких больших актеров в разное время на своей сцене собрал этот театр: Георгий Товстоногов , Кирилл Лавров , Ефим Копелян , Олег Борисов, Павел Луспекаев , Олег Басилашвили , Татьяна Доронина , Светлана Крючкова ,Нина Усатова , Ольга Волкова

К счастью мы можем их вспомнить по ролям в кинофильмах и телеспектаклях.

Я не буду рассказывать об актерах подробно, просто хочу, чтобы вы их сегодня вспомнили, хотя бы некоторых….

Борис Бабочкин - не воспринимается как актер, а как живая легенда, герой гражданской войны и любимый персонаж советского кино 1930-х годов Василий Иванович Чапаев. Для нас он так и остался героем одной роли.

Людмила Макарова - совсем недавно отметила свой 90-й юбилей на сцене театра, она до сих пор играет на сцене БДТ и, хотя у нее было огромное количество ролей, но для нас она навсегда Главная Ханума нашей страны. Сколько раз этот спектакль шел на телеэкране? Я не знаю, но откладываются все дела, когда слышу "Гре-ех одному быть.... Гре-ех холостым быть...!"




Людмила Макарова вчера, сегодня и всегда

Ефим Копелян - даже если вы не смотрели "Неуловимых мстителей", "Вечный зов" или "Соломенную шляпку", то голос "Семнадцати мгновений весны" знает вся страна. После выхода на экран этого фильма артист в шутку стал называть себя "Ефим Закадрович". В БДТ актер пришел еще до Товстоногова и работал в театре до конца своих дней вмсете с женой - Людмилой Макаровой.


Евгений Лебедев - его первая роль на сцене БДТ - мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда". Да что там "мамзель"! Этот актер блестяще играл "врагов" (как я в детстве ненавидела его Ромашова в "Двух капитанах"!) и героев (фильмы "Поезд милосердия" и "Блокада"), умильного пьяницу ("Энергичные люди") и даже... лошадь! Холстомер - одна из лучших его ролей в спектакле "История лошади" по Л. Толстому.


Сцена "со стаканом" из спектакля "Энергичные люди"

Недавно в БДТ прошел вечер памяти актера в честь его 95-летия, а 2000 году была учреждена Премия имени Евгения Лебедева - бронзовая фигурка актера в роли Холстомера…

Нина Усатова - настоящая русская Женщина: уверенная, сильная, решительная и такая добрая, домашняя, уютная. В любой роли хороша: от деревенской тетки (фильм "Остров") до влюбленной помещицы (спектакль А. Островского "Блажь!") и от тетушки из Next, а до матушки в фильме "Поп". Действительно всенародно любимая актриса: в день своего 60-летия она получила удивительный подарок - сделать выстрел из пушки Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.



"Супница или Кипящие страсти"

Как в разговоре об этом театре не вспомнить ее, актрису, без которой он для зрителей просто немыслим! На сцене БДТ играл ее отец Бруно Фрейндлих, а перечислять роли самой Алисы Бруновны бессмысленно, все они известны и любимы нами безмерно!



Алиса Фрейндлих - королева сцены, королева кино, королева всегда и во всем.

Гастроли Большого Драматического Театра им. Товстоногова в любом городе всегда заканчиваются аншлагом, на его сцене играли и играют большие мастера. Хочется от всего сердца поздравить труппу театра с Днем рождения и пожелать не только творческих успехов, но и новых достойных этой сцены актеров.

Какие спектакли этого театра вы снова хотели бы увидеть? Какие роли актеров БДТ вам полюбились?