Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Характеристика и образ простаковой в комедии недоросль фонвизина сочинение. Сравнительная характеристика госпожи простаковой и митрофанушки

Характеристика и образ простаковой в комедии недоросль фонвизина сочинение. Сравнительная характеристика госпожи простаковой и митрофанушки

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своём сыне, Митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится.

Ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (Гришке: «Выйди вон, скот», Простакову: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»).

Особенно характерным для Простаковой я считаю эпизод, в котором Митрофанушка, Простакова, Правдин и Стародум демонстрируют свои познания в математике, географии и истории. Именно в этом эпизоде госпожа Простакова выказывает своё отношение к образованности Митрофана: «да что за радость и выучиться?» Однако, Митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна».

Я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Характеристика госпожи Простаковой пример

Эту мысль вскользь проводит и Простакова: «Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. Но Митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. Финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера Митрофанушки, а Простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

– госпожа Простакова. Драматург изображает её ярко и реально. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, понимаем всю ее несложную примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презлой фурии», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, это – необычайная грубость г-жи Простаковой: первое действие начинается с того, что она бранит портного Тришку, называя его «скотом, воровской харей и болваном». Та же грубость видна в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и бесчеловечная жестокость. Узнав, что девка Палашка заболела, слегла и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она, бестия! Лежит! Бредит, бестия! Как будто она благородная!» Тришку портного она велит мужу наказать за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану , плохо сидит. «Плуты! воры! мошенники! всех прибить до смерти!» – кричит она людям. Дурное обращение со слугами Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину, «с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится!» Крепостных своих она совершенно разорила оброками и сама это говорит: «с тех пор, как все, что у крестьян было, мы обобрали, ничего уже содрать не можем». То же самое делает и брат ее, Скотинин, со своими крестьянами: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали», говорит он, «я ни на кого не бил челом: а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Брат и сестра получили одинаковое воспитание, которым отчасти объясняется грубость их нравов. Простакова сама рассказывает, что их у отца было восемнадцать человек братьев и сестер, но, кроме нее с братом, все «примерли»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «иных из бани мертвых вытащили; трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались; двое о Святой с колокольни свалились; а достальные сами не стояли...» Детей дома ничему не учили. Отец сердился, когда «добрые люди» уговаривали его отдать сына в школу, и кричал: «прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

В разговоре со Стародумом , Простакова дорисовывает портрет своего отца: «Покойник батюшка», говорит она, «воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал, бывало, всегда, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит». При этом он «эконом» великий был, другими словами, – скупой скряга. «Покойник, свет», оканчивает свой рассказ Простакова, «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное им детям, отразилось на характере и взглядах Простаковой.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Однако, соглашаясь с отцом в том, что «без наук люди живут и жили», Простакова старается дать сыну своему Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «век живи, век учись». Она понимает, что теперь без грамоты больших чинов не получишь. Поэтому семинарист Кутейкин уже третий год как учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин – арифметике, а немец Вральман, пользующийся в доме особым почетом, как иностранец, всем наукам. Простакова ничего не жалеет для того, чтобы вывести Митрофанушку в люди, но, сама не понимая ничего в науках, она вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну – единственная хорошая черта ее характера, хотя, по существу, это – примитивное, грубое чувство; сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какая бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова совершить преступление, пытается увезти Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Поэтому, когда все ее злодеяния раскрыты, когда Правдин берет в опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и грозит отдать ее под суд, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к своему обожаемому сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И когда Митрофан, в ответ на этот крик материнского сердца, грубо ее отталкивает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – она не выдерживает своего горя и со словами: «И ты! И ты меня бросаешь!» лишается чувств. В этот момент невольно становится жалко г-жу Простакову; автор сумел изобразить ее действительно, как живое лицо. Указывая на нее, Стародум говорит известные заключительные слова комедии: «Вот злонравия достойные плоды!»

Простаков, характеристика которого является предметом настоящего обзора, - это второстепенный персонаж известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он интересен тем, что оттеняет черты характера своей своенравной супруги, которая занимает видное место в произведении. Он отец главного героя Митрофанушки, и его личность отчасти объясняет нрав молодого человека, который прописан автором как избалованный юноша недалекого ума.

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

Образ героя

Простаков, характеристика которого должна обязательно включать анализ степени его образованности, судя по отзывам окружающих, человек недалекого ума. Это объясняет тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. Он не имеет собственного мнения, всецело предоставил своей супруге решение домашних проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем на нее полагается, и это еще раз доказывает, что настоящей хозяйкой в доме является именно она.

Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая супруга. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом его жены, под пером талантливого драматурга выглядит ее полной противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно сильно бросается в глаза читателю. Автор создавал комедию положений, в которой каждое действующее лицо является носителем какого-либо недостатка, и одновременно критиковал социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.

Герой - дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.

К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.

Внешность

Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.

Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Сравнение героев

Как правило, больших затруднений у учеников не вызывает характеристика Простаковых. «Недоросль» - это пьеса, которая, как говорилось выше, является комедией положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и замечания окружающих. Супруги Простаковы в этом отношении не стали исключением. Несмотря на разительное отличие в их характерах, у обоих есть одна общая черта - это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, так же как и его мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, - но не предпринимает никаких попыток для исправления молодого человека. Пожалуй, именно в этом заключается главная ошибка обоих персонажей.

Отношения супругов

При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» - это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.


Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе : Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

4.5 (90%) 2 votes

/ / / Сравнительная характеристика госпожи Простаковой и Митрофанушки

Пьеса Фонвизина - это, по большому счету, великое рассуждение о зловредном воспитании. Затронутые в ней проблемы остаются по сей день актуальными. Автор прибегает к ярким приемам сатиры, чтобы доступно изобразить типичные образы людей. Это выражается даже в именах и фамилиях героев. Например, Правдин – самый честный человек в комедии. Скотинин – мелочный человек, живущий по принципу скотины: вкусно есть и сладко спать. Ради таких удовольствий он не гнушается подлыми методами.

Центральные персонажи – , недоросль, и его мать, . Их сравнительная характеристика позволит читателю глубже взглянуть на проблему в пьесе.

Простаков Митрофан Терентьевич – центральный герой комедии, именно о нем говорится в названии – «Недоросль». Он происходит из дворянской семьи Простаковых. Само имя Митрофан переводится буквально, как «матерью явленный». Он по сути является отражением госпожи Простаковой.

В России 18 века недорослями считали несовершеннолетний юношей, которые еще не поступили на государственную службу. В переносном значении так же недоросль означает глупого человека-недоучку. Оба определения подходят главному герою. Ему всего 16 лет и он не хочет ничему обучаться. Госпожа Простакова нанимает для Митрофанушки платных учителей, но толку мало, ведь сын ленив и глуповат. Да и сама Простакова не отличалась большим умом, но имела большие амбиции. Узнав о том, что станет наследницей Стародума, она хочет выдать ее замуж за сына. Митрофанушка с радостью воспринимает эту идею, ведь «хочет жениться, а не учиться».

Госпожа Простакова души не чает в своем ребенке. Но ее любовь неразумна, ведь на самом деле вредит сыну. Так, например, она в жажде накормить Митрофана, раскармливает его до колик в животе, или же каждый раз бросается защищать его ото всех, не позволяя Митрофану самому бороться. Такое поведение автор расценивает как зловредное воспитание, которое было частым явлением в богатых семьях.

Митрофан не ценит заботу матери, часто огрызается и вообще относится к ней пренебрежительно. Он уверен, что все ему что-то должны. Юноша привык к свободному проявлению чувств, ведь считает себя умным. Его завышенное мнение о себе приносит неудобства положительным персонажам в пьесе.

У Митрофана и Простаковой много общего – они просты, глупы и злонравны. Свои желания они ставят выше желаний других людей. Можно сказать, что Простакова все же уступает одному человеку – сыну. Она выполняет все его прихоти, защищает и вроде бы любит. Но эта любовь все же эгоистична. Госпожа не хочет потерять свою единственную отдушину, которой является ее сын Митрофан. Другими словами, он ей нужен, чтобы чувствовать свою важность. В результате она просто «портит» ребенка. Митрофан растет таким же эгоистом, как и она.

Фонвизин в комедии показал вред неразумного воспитания, его влияние на формирование личности недоросля.