Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Характеристика евгения онегина кратко. Образ евгения онегина в цитатах

Характеристика евгения онегина кратко. Образ евгения онегина в цитатах

Сложно найти в мире литератора, который бы дал столько величайших образцов творчества по различным видам живого литературного слога, как А.С.Пушкин.

Среди его главных произведений – роман «Евгений Онегин». Чем ценен этот роман?

«Евгений Онегин» — это одно из самых сложных и важных произведений поэта. Оно выполнено в новаторском жанре – в стиле «роман в стихах».

Главный герой романа – Евгений Онегин. Что представляет собой Онегин? Молодой человек, дворянин, рождение которого застало смену веков: восемнадцатого и девятнадцатого. Завсегдатай светского общества, «глубокий эконом», философ, знаток «науки страсти нежной». В обществе во всём преуспел. Образован, изящно одет, как надо «острижен», знаток латыни и танцев, почитатель Адама Смита. Он умел непринуждённо кланяться, везде поспевать – в театр, на балет, на приёмы.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но очень быстро к Онегину пришла усталость от мишуры и блеска, шума и суеты света. «Чувства в нем остыли», измены утомили, «друзья и дружба надоели». А знакомый многим недуг под названием «русская хандра» начал овладевать им.

Душа Евгения Онегина от природы не искалечена. Она испорчена наносным: соблазнами общества, страстями, бездействием. Онегин способен на добрые дела: в своей деревне барщину он заменяет «легким оброком».

Онегин чувствует: отношения, сложившиеся в обществе, ложные. В них нет искры правды, они насквозь пропитаны лицемерием. Онегин тоскует; и эта вечная тоска по чему-то стоящему, истинному.

Волею судеб Онегин оказывается в деревне, где знакомится с Татьяной Лариной, задумчивой, мечтательной уездной барышней. Она пишет ему любовное письмо – и тут в полной мере проявляются эгоизм и холодность души Онегина. Он учит её жизни, читает ей бесчувственную отповедь, отвергает её любовь.

Случай сводит Онегина с молодым соседом Ленским. Ленский – романтик, он далек от действительности, чувства его неподдельны и непосредственны. С Онегиным они совершенно не похожи. Между ними возникает ссора, за ней следует дуэль и Онегин убивает Ленского на этой дуэли. А затем, с ещё большей тоской от раскаяния в этом невольном, ненужном злодействе уезжает скитаться по России.

Онегин возвращается в Петербург, вновь встречается с Татьяной. Но что это? Какая разительна перемена. При виде Онегина у неё даже не шевельнулась бровь. Равнодушная княгиня, неприступная богиня.

Что происходит с Онегиным? «Забота юности – любовь?..»

В душе его, ранее холодной и расчётливой, затеплилось нежное чувство. Но теперь отвергнут он. Принеся в жертву свою любовь и любовь Онегина, Татьяна, возможно, указала главному герою путь к нравственному и духовному возрождению.

Евгений Онегин – продукт светского общества, он соблюдает правила приличия, но в то же время свет чужд ему. Секрет здесь кроется не в обществе, а в нем самом. В его неспособности к делу, к жизни с твёрдыми идеалами и целями. Перед ним нет задач, которые нужно решить, он ни в чём не находит истинного смысла.

Почему же Пушкин своего героя, как носителя высокой идеи – человеческой личности, её свободы и прав, ставит в такое странное положение, почему в сознании это лицо является героем неудачным и несостоятельным? Объяснение тут может быть двояким. Согласно первой версии, Пушкин создал своего героя под влиянием Байрона, и, таким образом, Онегин является отзвуком тех героев, «тревожных типов», проникнутых скептицизмом и разочарованностью, каковые выдвинула в то время западная культура, и как таковые, будучи пересажены на чужую почву, они оказываются здесь на деле неудачными и не состоятельными.

Другое объяснение может состоять в том, что подобные «тревожные типы» могли возникнуть самостоятельно на русской почве, благодаря отчасти всё той же западной культуре с одной стороны, а с другой стороны, благодаря русской жизни, которая давала достаточный материал для скептицизма и для разочарования.

Их несостоятельность и непригодность к русской жизни впервые осознана Пушкиным и это сознание проникло в наше общественное самосознание, что доказывает вся наша последующая русская литература. Эти «тревожные типы» продолжали существовать долгое время в нашей литературе в произведениях Лермонтова, Грибоедова, Тургенева и других авторов, с тем же характером несостоятельности и непригодности к русской жизни.

Заключение

Пушкин внес в наше общественное сознание высокую идею человеческой личности, её свободы и её прав, но вместе с этим он провел в наше сознание и тот факт, что эта высокая идея в руках наших передовых людей, имеющих и образование, и воспитание, нередко, и по большей части, разбивается об их личный эгоизм, вследствие чего не приносит ожидаемых результатов. Тогда как в массе русского народа идея теплится, как искра под массой пепла, и при всяком удобном случае готова загореться, подвигая массу и каждого в отдельности человека на великие подвиги.

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.

Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».

С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т.е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.

Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит

Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…


Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.

Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:

…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.

Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…

Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не прошли.

Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.

Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.

Евгений Онегин изображается Пушкиным как «молодой повеса». Мальчиком Евгений растет беззаботным и беспечным, ведь его учитель, по происхождению француз, учит его всему «шутя», дабы «не измучилось дитя». Поэтому Евгений не получил должного образования. Став юношей, он быстро делается завсегдатаем светских мероприятий, ведь в круги высшего света он смог с легкостью вписаться, благодаря владению французским и умению танцевать.

В общении с милыми дамами Онегин быстро осваивает «науку страсти нежной», ловко покоряя сердца красавиц:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.

Онегин, благодаря своему умению очаровывать женщин, постоянно получал приглашения на различные приемы в свете, принимая ежедневно по несколько записок, в которых его зовут посетить какое-либо светское мероприятие.

Онегин — ухоженный и модный молодой человек, тщательно следящий за своим внешним видом и за своей одеждой, он много времени проводил у зеркала, в арсенале его косметических средств были:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

Собираясь на очередное увеселительное мероприятие, он очень долго прихорашивался перед зеркалом и » из уборной выходил подобный ветреной Венере…»

Онегин был избалован женским вниманием, он привык к свободному и вольному образу жизни, когда ему легко доставалась всё самое лучшее. Он не привык к ответственности, к обязательствам, все его связи с женщинами носили мимолетный и несерьезный характер. Постоянная беспечность, повторяющаяся ежедневно, в итоге опостылела Онегину, перестала приносить ему удовлетворение:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Именно в таком состоянии, когда он устал от развлечений, от измен и интриг, Онегин отправился в деревню, где и состоялось его знакомство с Татьяной. И хотя Онегин был «повесой» и «франтом», самовлюбленным и избалованным женским вниманием мужчиной, умеющим превосходно «играть» на струнах женской души, мог искусно притворяться и лицемерить, к Татьяне он смог отнестись с уважением и пониманием. После её признания в любви к нему, Онегин не посмеялся над нею, не стал распространять слухи, он постарался откровенно поговорить с ней, желая ей полюбить более достойного мужчину.

Свой добрый и понимающий характер Онегин проявляет и по отношению к своему другу, Владимиру. Он снисходительно и терпеливо выслушивает его романтические рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово», предполагая, что с возрастом «блаженство» Ленского всё равно пройдет:

И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Перед тем, как состоялась дуэль с Ленским, Онегин испытывает чувство вины, его мучает совесть, что не смог остудить пыл поэта. Он осознает, что его друг слишком молод, слишком горяч. Онегин отдает себе отчет в том, что напрасно сыграл столь злую шутку со свои другом, посмеявшись над его » нежной и робкой любовью». Но всё же он слишком самолюбив, чтобы попросить прощения у Ленского и предотвратить дуэль, к тому же он не хочет слышать «хохотни глупцов», ведь отказ от дуэли может быть принят обществом за трусость.

Онегин, всё-таки, очень неоднозначная личность. Сама Татьяна в размышлениях о нем говорит:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?

Такие рассуждения возникли у Татьяны после изучения книг, найденных ею в доме Онегина, это были произведения, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно…»
Татьяна листала страницы и видела на многих из них отметки Онегина, где его душа «себя невольно выражает».

Всё это говорит о том, что Евгений Онегин был всё-таки думающим человеком, с живой и умеющей чувствовать душой, не до конца развращенной светским обществом.

Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?

Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: "Какое низкое коварство…"

Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,

Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман...

Прямота Онегина - характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.

Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал...

Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.

В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: "Служил отлично-благородно".

Слова «отлично-благородно» - обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, - помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке. Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих - «долгами жил». Жить в долг - тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется. Отец Онегина - один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.

В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».

Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» - иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.

Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина - любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может. Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д. Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.

Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.

Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.

Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.

Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути. Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов. Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.

Однако угрюмость Евгения - результат его отвращения к светскому обществу - еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.

Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, - быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.

В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.

Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…

В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.

Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа. Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение. Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика - все дано в двух последних строках этого четверостишия.

Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: "Сосед наш неуч, сумасбродит" и т.д.

Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.