Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. АиФ.ru подготовил список из десяти книг, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, которые стоит перечитать на праздниках.
«А зори здесь тихие…» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?». В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны.
Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии. Одним из самых сильных романов писателя считается эпопея «Живые и мёртвые», состоящая из книг «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. На страницах книги автор воссоздаёт борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев страшной войны до знаменитого «последнего лета». Симоновский уникальный взгляд, талант поэта и публициста — всё это сделало «Живых и мертвых» одним из лучших художественных произведений в своём жанре.
В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.
Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт в 1942 году, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Но в романе «Прокляты и убиты» автор отнюдь не воспевает события войны, он говорит о ней, как о «преступлении против разума». На основе личных впечатлений писатель-фронтовик описал исторические события в СССР, предшествовавшие Великой Отечественной войне, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров, их взаимоотношения между собой и командирами, боевые действия. Астафьев раскрывает всю грязь и ужасы страшных лет, тем самым показывая, что он не видит смысла в огромных человеческих жертвах, доставшихся на долю людей в страшные военные годы.
Поэма Твардовского «Василий Теркин» получила всенародное признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Солдаты сразу признали главного героя произведения образцом для подражания. Василий Тёркин — обычный русский парень, который искренне любит Родину и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные тяготы и находит выход даже из самого трудного положения. Кто-то видел в нём товарища по окопу, кто-то давнего приятеля, а кто-то угадывал в его чертах себя. Образ народного героя настолько полюбился читателям, что даже после войны с ним не хотели расставаться. Именно поэтому было написано огромное количество подражаний и «продолжений» «Василия Тёркина», созданных уже другими авторами.
«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.
«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.
Тинчурин Рамиль Илдусович
Проект о замечательных произведениях отечественных авторов о героях - ровесниках, приблизивших День Победы в 1945 году
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Кобылкино
Каменского района
Конкурс творческих работ «Победа далекая и близкая»
Номинация «Лучший проект»
Проект «Дети войны в литературе»
(по произведениям отечественной литературы)
Глава 1.
Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.......... 6
1.1.Дети блокады.
(По повести В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом»)…….... 6-7
(По повести В. Богомолова «Иван»)……………………….. 7-8
(По повести С. Баруздина «Её зовут Ёлка»)………………….. 8- 9
Глава 2.
Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах
Юных героев войны…………………………………………………....
Их силуэты почти не видны,
В маршах их голос совсем не приметен –
Дети Великой и страшной войны.
Может герои, но, в сущности – дети.
В мае берёзки свежи и стройны,
Солнце для всех одинаково светит…
Чистая жертва для грязной войны –
Дети живые, погибшие дети.
Сергей Афонин
Актуальность выбранной темы
Проблема чтения осознается в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.
С целью сохранения и повышения читательской компетентности
обучающихся наш класс совместно с родителями работает по проекту «Семейное чтение».
Все учащиеся 7 класса читают одно произведение художественной литературы в неделю из рекомендуемого перечня произведений по проекту.
В этом году исполняется 72 года со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. В преддверии этой даты в нашей школе и в классе запланировано и проводится много мероприятий: просмотр документальных фильмов, встреча с участниками боевых сражений, конкурсы чтецов стихотворений и прочтение книг о войне. Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.
По проекту мы прочитали много интересных книг о наших ровесниках – современниках. Но не менее важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас.
Открывая для себя героические страницы литературы, я глубоко заинтересовался подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в конкурсе творческих работ «Победа далекая и близкая».
Гипотеза
Проблема
Цель проекта
Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:
Методы проведения исследования:
Новизна проекта заключается в том, что, принимая участие в проекте «Семейное чтение» и читая книги о сверстниках, мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей, ценой своей жизни завоевавших Победу ради нашего счастливого будущего. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение к чтению произведений о войне.
Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать на уроках по обсуждению книг по проекту «Семейное чтение», на читательской конференции; отрывок из повести О.Громовой «Сахарный ребенок» был выбран для чтения на муниципальном этапе конкурса чтецов «Живая классика». Список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам для самостоятельного прочтения.
Продукт проекта
«О детях-героях».
II. Основная часть
Глава 1. Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.
(По повести Виктора Дубровина «Мальчишки в сорок первом»)
Это повесть о юных ленинградцах, оставшихся в блокированном городе в годы Великой Отечественной войны. Беспечные и озорные в начале повести, герои проходят через большие испытания, которые заставили их, быть может, рано повзрослеть, но не пасть духом.
Повествование ведется от имени мальчика Володи. Его сестру Галю и пса Пирата отправили на Урал вместе со старой маминой приятельницей. Остальная семья осталась в Ленинграде. Тут же остался и лучший друг Володи – Женька, который был большим выдумщиком.
Автобиографичная повесть о детстве в блокадном Ленинграде. Живут себе ленинградские мальчишки, дружат, ссорятся, мирятся, учатся... И вдруг в их жизнь врывается война. Конечно, они хотят бить фашистов, сражаться за свой город, за Родину, представляют себя лётчиками, славными героями. Для них война - захватывающее приключение, мальчишки пока не подозревают, что она принесёт голод, холод, боль утраты, и их жизнь никогда не будет прежней.
Повесть рассказывает не только о детях блокады, но и о том, что всегда нужно оставаться человеком, ценить то, что имеешь, дружить по-настоящему, признавать свои ошибки, уметь прощать и просить прощения и никогда не терять надежду. Такие книги не только помогают узнать исторические факты, но и воспитывают уважение к ветеранам, к нашей истории.
(По повести Владимира Богомолова «Иван»)
Главный герой повести В. О. Богомолова - мальчик Иван. Родом он из Гомеля. Погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти.
И герой принял решение - мстить врагу, стать полезным нашей армии.
Иван - ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти.
Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна.
Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком - ведь рассчитывать приходилось только на себя. Даже смелый Холин в разговоре с Гальцевым сказал: «Третий год воюешь?.. И я третий... А в глаза смерти - как Иван! - мы, может, и не заглядывали... За тобой батальон, полк, целая армия... А он один - Ребёнок!»
Холин, Гальцев, Катасоныч - это взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду. Они относятся к нему по-отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают, как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии.
(По повести Сергея Баруздина «Её зовут Ёлкой»)
Главной героине повести С. Баруздина - Ёлке - в начале произведения 13 лет. Проживает она в подмосковной деревушке с красивым названием Сережки. У Ёлки большая семья, отец осужден «за покушение на общественную собственность». Будучи председателем колхоза, он раздал людям картошку, прихваченную морозом. Ёлку исключили за это из пионеров, но она вопреки всем носила пионерский галстук и хотела вступить в комсомол.
Прошло время, и Ёлкиного отца освободили из тюрьмы. Но началась война. Сообщение о наступлении немцев на страну Ёлка услышала по радио. Всех мужчин, в том числе и её отца, забрали на войну. Осенью копали траншеи, строили оборонительные рубежи. На Москву летели сотни вражеских самолетов, по ночам воздух содрогался от рева машин. Всю родную Ёлкину деревню разрушило немецкими снарядами.
Война изменила девочку. Вместо веселой, озорной пацанки она стала «молчаливая, замкнутая, словно ее подменили. Ни улыбки. Ни бойкости. И внешне неузнаваема: чумазое лицо, платок, надвинутый на лоб, драное пальтишко, высокие резиновые сапоги. Руки красные, обветренные, в пупырышках. Это от воды. Елка ли это? Елка. Елочка. Елка-палка… Она ли? Она».
Однажды Ёлку вызвали в штаб. Ей поручили ответственное задание – передавать информацию на другой берег Нары. Через ледяную реку Ёлка стала ходить на чужой, уже немецкий берег, и потом возвращалась обратно. Отец Ёлки был командиром отряда, он располагался в соседнем лесу и передавал через дочь важные сведения. Фашисты готовились к форсированию реки Нары. Ёлка должна была передать слова отца о заминировании моста через Нару. Ей предстояло пройти через немцев. Она мужественно прошла несколько километров, но потом ее схватили и закрыли в погреб. Потом Ёлку вывели и заставили идти через мост. Колонна немецких бронемашин двинулась за ней. Девочка отважно шла по мосту, а когда достигла берега, прозвучал сильный взрыв. Она быстро побежала к своим, ведь ей нужно было передать срочную информацию, спина и грудь горели. Затем рядом с Ёлкой разорвался немецкий снаряд… Отважная девочка погибла. Ей было всего лишь пятнадцать лет. Её друг, Ленька, тоже не вернулся с войны, он похоронен в братской могиле в далекой Венгрии.
Прочитав художественные произведения о подвигах на войне моих сверстников, хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой художественный взгляд на происходящее.
Проанализировав образы главных героев, я отметил между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих «детей войны» похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчат.
Юные герои повестей обладают «железным» характером, они наравне ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат званием пионеров, все погибают смертью храбрых, их посмертно награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…
Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.
2.1. Результаты анкетирования.
Я решил узнать, что знают мои одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней. Решил выяснить, читают ли мои сверстники литературу о войне. Интересует ли их эта тема.
С этой целью
в классе мы провели анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?
Проведя анкетирование, мы выяснили, что мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. Только 2 человека из 19 (Качаева Алсу и Акжигитова Султания) читали книги о войне, 3 обучающихся знают некоторых пионеров-героев войны; книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, 3 обучающихся назвали авторов художественных произведений о войне. И тогда я решил устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о юных героях. Провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.
Вывод
Проведенное исследование на предмет знания обучающимися 7 класса произведений о войне, о героических подвигах детей показало, что не все мои одноклассники интересуются героями войны. «Героями» нашего времени, к сожалению, становятся вымышленные, виртуальные персонажи из компьютерного мира. Участвуя в нашем семейном проекте, мои одноклассники знакомятся с новыми героями.
Уровень начитанности детей повышается.
Я постараюсь удовлетворить читательский интерес своих ровесников, предложив им список художественных произведений о войне.
III. Заключение
Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…
Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных маленьких героев расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесников, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Написанные по «горячим следам» событий книги о войне являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания прочитанного я извлек главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.
Я постараюсь «достучаться до сердец» моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями, чтобы рассказы и повести о войне стали их настольными книгам
IV. Список литературы
1. Баруздин С.А. Её зовут Ёлкой: повесть.- М.: Дет.лит., 1985.
2. Бринский А.П. Девчонка из Марьиной рощи: военная повесть. - М.: Дет.лит., 1973.
3. Дети военной поры/ Сост. Э.Максимова.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.
4. Идет война народная. Стихи о Великой Отечественной войне/сост. Н.И. Горбачева. – М.: Дет.лит., 2002.
5. Навечно в памяти народной. – М.: Молодая гвардия, 1975.
6. Надеждина Н.А. Партизанка Лара: повесть. – М.: Дет.лит., 1988.
7. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.
8. Час мужества: стихотворения и рассказы. – М.: Изд.Оникс, 2008.
Интернет-ресурсы
1. Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/
V. Приложение
«О детях-героях»
для детей среднего возраста
КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?
Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями можно уже с младшего школьного возраста. Но чтение книг о войне - это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя… Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Книги можно читать вместе, а можно оставить ребенка с выбранной книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому будет готов.
Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».
СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
* Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом) — ссылка
* Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана - героя Великой Отечественной войны.) — ссылка
* Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.) — ссылка
* Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.) — ссылка
* Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.) —ссылка
* Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.) — ссылка
* Маркуша А. Я - солдат, и ты - солдат
СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ
* Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.) —ссылка
СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8–9 КЛАССОВ
* Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.) — ссылка
* Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.) — ссылка
* Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.) — ссылка
* Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.) — ссылка
* Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.) —ссылка
* Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.) — ссылка
Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.
СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10–11-Х КЛАССОВ
В известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» есть очень важная и глубокая мысль: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». В этом году наша страна будет отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта трагедия унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.
Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне :
Школьники среднего звена с удовольствием узнают о детях, своих сверстниках, в годы Великой Отечественной войны, их жизни, делах и подвигах.
Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.
Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, как Вы воспитываете в своих чадах дух патриотизма и любовь к Родине? Наверно, в ответ Вы также спросите меня о том, с которого возраста надо это делать. А я скажу, что для дошколят, это вполне актуально. Удивлены? Ну, ведь наверняка на Ваших книжных полках есть рассказы о животных, растениях. Так?
В садах их учат уважению и трудолюбию, помощи семье и другим людям. Именно с этого начинается воспитание и любовь к стране в целом. Но книжные издания для правильного воспитания являются неотъемлемой частью! Вы согласны? В школе в это понятие вкладывается нечто большее, сюда добавляются более серьёзные произведения. К таким относятся книги о Великой Отечественной войне для школьников. Какими они должны быть по возрастам? И на что надо обратить особое внимание?
Люди нашего поколения ещё понимают смысл таких сочинений, а, главное, их необходимость. Помните, как нам рассказывали учителя о том нелёгком времени? А знаете, для чего это делалось и делается? Чтобы не было повтора событий тех страшных лет. Но, кроме этого, авторы пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественными.
Но какие именно произведения будут интересны деткам? Наверное, о таких же, как они сами. Ведь война стирала грань взросления. Дети там сразу становились взрослыми, трудясь в тылу и на стрельбищах (ведь и такое было). Да, вот это геройство! Все книжки должны учить только уму и трудолюбию! Чтобы и мысли в голову детишек не закрадывалось о тех ужасах, которые происходят с нынешней молодёжью!
Дух патриотизма тут, несомненно, должен присутствовать! Но изучив информацию и пообщавшись с одним педагогом, скажу: чем прощу, тем лучше. Не давайте сразу килограммовых мемуаров для прочтения. И тут должны отсутствовать цифры, это пока дитя не поймёт в 7 лет. Подойдут небольшие рассказы. Например, такие:
Конечно, многое зависит от учителя, как он донесёт это до первоклашек. Но ведь и семья должна тоже влиять на мировоззрение малыша. Вы согласны с этим утверждением?
С каждым годом детки растут, и их восприятие жизни тоже меняется. Литература должна становиться немного серьёзнее. Но тексты также не должны быть слишком длинными, а то и интереса не будет у дитя читать. Нам ведь его необходимо заинтересовать, не так ли?
Читая эти издания, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни. И нельзя терять своё достоинство в любых, даже самых сложных, ситуациях.
Уже такие взрослые в этом возрасте… Самостоятельные детки. Много интересов у них теперь появляется, им любопытно общаться друг с другом, появляются увлечения вне дома. Но книга ведь должна сопровождать и на этом этапе! И, главное, чтобы она вызывала большой интерес! Я почитала много отзывов о литературе на этот возраст. И вот список того, что больше всего нравится деткам:
Тяжело представить, что победа нам досталась и ценой детских жизней. Некоторые из них пока живы. Эти сочинения покупают для деток, но многие взрослые, открыв книгу, зачитываются сами. Ведь интересно знать, что испытали наши бабушки и дедушки в те жуткие времена. А у Вас есть любимые произведения на военную тематику?
В пересчёте на возраст, это 12 ― 14 лет. Вполне взрослый человек, способный многое понять, имеющий свою позицию. А ведь в этом возрасте детишки уже шли на фронт. У моей знакомой бабуля в 14 лет стала бригадиром в колхозе. А кто ещё будет кормить страну?
Именно такие подвиги достойны, чтобы о них писали и говорили ещё многие годы. А вот что будет интересно прочесть нашим школьникам в 6 ― 8 классе.
Но чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с такими вещами, тем лучше. Знаете почему? Потому что на воспитание нового поколения отводится определённый промежуток времени. Сегодня это покажется сложным и слишком печальным нам, завтра, уже будет неинтересным для детишек. Приучайте к хорошей книге, пока есть интерес у малыша.
Мне очень интересно, какие произведения стоят на полках у Вас дома? Что даёте читать детям о войне? Быть может, дополните мой список? Делитесь мыслями, оставляя комментарии! И подписывайтесь на обновления блога. Всего доброго!