Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Борис пастернак доктор живаго содержание и проблематика. Рецензия на роман "доктор живаго"

Борис пастернак доктор живаго содержание и проблематика. Рецензия на роман "доктор живаго"

«Схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей крест-накрест»: за что первые читатели ругали роман будущего нобелевского лауреата

Подготовила Надежда Бирюкова

Во время написания «Доктора Живаго» Пастернак устраивал домашние чтения, вынося на суд друзей и знакомых варианты отдельных глав. Среди первых слушателей не было однозначной оценки романа. Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Александр Гладков, Всеволод Иванов, Анастасия Цветаева и Корней Чуковский, не принявшие «Доктора Живаго», высказывали суждения, общий смысл которых Пастернак сформулировал в письме к Валерию Авдееву: «Почти все близкие, ценившие былые мои особенности, ищут их тут и не находят».

Корней Чуковский: «Вчера вечером были у нас Леоновы, а я в это время был на чтении у Пастернака. Он давно уже хотел почитать мне роман, который он пишет сейчас. <...> Роман его я плохо усвоил, т. к. вечером я не умею слушать, устаю за день к восьми часам, но при всей прелести отдельных кусков, главным образом относящихся к детству и к описаниям природы, он пока-зался мне посторонним, сбивчивым, далеким от моего бытия — и слишком многое в нем не вызывало во мне никакого участия».

Анна Ахматова: «Встречаются страницы совершенно непро-фессиональные. Полагаю, их писала Ольга То есть Ольга Ивинская, возлюбленная Пастернака. . Не смейтесь. Я говорю серьезно. У меня... никогда не было никаких редакторских поползновений, но тут мне хотелось схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей крест-накрест. И в этом же романе есть пейзажи... я ответственно утверждаю, равных им в русской литературе нет. Ни у Тургенева, ни у Толстого, ни у кого. Они гениальны, как „рос орешник“».

Александр Гладков: «В „Докторе Живаго“ есть удивительные страницы, но насколько их было бы больше, если бы автор не тужился сочинить именно роман, а написал бы широко и свободно о себе, своем времени и своей жизни. Все, что в книге от романа, слабо: люди не говорят и не действуют без авторской подсказки. Все разговоры героев-интеллигентов — или наивная персонифи-кация авторских размышлений, неуклюже замаскированных под диалог, или неискусная подделка. Все „народные“ сцены по языку почти фальшивы: этого Б. Л. не слышит (эпизоды в вагоне, у партизан и др.). Романно-фабульные ходы тоже наивны, условны, натянуты, отдают сочиненностью или подражанием».

Ариадна Эфрон: «Сперва расскажу о том, что помешало мне, или о том, что не совсем понятно мне, или о том, с чем я не вполне согласна. Во-первых — теснота страшная. В 150 страничек машинописи втиснуть столько судеб, эпох, городов, лет, событий, страстей, лишив их совершенно необходимой „кубатуры“, необходимого пространства и простора, воздуха. И это не случайность, это не само написалось. <...> Получается, что все эти люди: и Лара, и Юрий, и Тоня, и Павел — все они живут на другой планете, где время подвластно иным законам, и наши 365 дней равны их одному. Поэтому у них нет времени на пустые разговоры, нет беззаботных, простых дней, того, что французы называют détente, они не говорят глупостей и не шутят — как у нас на земле. <...> Всегда — и на этот раз — почти пугает твое мастерство в опреде-лении неопределимого — вкуса, цвета, запаха, вызываемых ими ощущений, настроений, воспоминаний, и это в то время, как мы бы дали голову на отсечение, что слов для этого нет, еще не найдены или уже утрачены».

Варлам Шаламов: «Я давно уж не читал на русском языке что‑либо русского, соответствующего литературе Толстого, Чехова и Достоевского. „Доктор Живаго“ лежит, безусловно, в этом большом плане. <...> Мне так много нравится мест в книге, что трудно назвать лучшее. Пожалуй, все же это кусок из дневника Веденяпина — о Риме и Христе. Я переписал себе этот чудесный кусок и его выучу. <...> Теперь о том, что мучает меня, что так дисгармонично книге, что почему-то существует наряду с важнейшими мыслями, с тончайше-чудесными наблюдениями природы, покоренной и подчиненной настроениям героев, с единством нравственного и физического мира, блестящим образом достигнутого, осуществленного многократно в романе. О явлении грубом, резко кричащем, выпадающем из всего музыкального ключа романа.
Я говорю о языке простого народа в Вашем романе. Именно о языке, а не психологической оправданности поступков этих людей. Ваш язык народа — все равно, рабочий ли это, крестьянин ли или городская прислуга, — Ваш народный язык — это лубок, не больше. Кроме того, у Вас он одинаков для всех этих групп, чего не может быть даже сейчас, а тем более раньше, при большей разобщенности этих групп населения».

Лидия Чуковская: «Читает. Все, что изнутри, — чудо. Чудо до тех пор, пока изнутри. Забастовка дана извне, и хотя и хорошо, но тут чудо кончается. Читает горячо, как будто „жизнь висит на волоске“, но из последних сил». 

Написание романа «Доктор Живаго» стало долгожданным исполнением мечты Пастернака. Начиная с 1918 года он сделал множество попыток написания произведений в прозе, но под разными предлогами ему приходилось оставлять эту затею. Написать что-то выдающееся о жизни человека было его целью. В этот период по всей земле, а особенно в России произошли кардинальные изменения. В соответствии с временем менялся и стиль творения автора, на более близкий и понятный народу. Преобразовываясь под натиском приобретенного опыта стиль следовал душевному состоянию Пастернака.

Произведение «Доктор Живаго» сначала немного пугал меня. За его прочтение я бралась дважды. Столько же раз я откладывала ее не справившись с большим количеством имен и случаев в начале произведения. Произведение притягивало как непреодоленное препятствие. И наконец с третье попытки я вчиталась в произведение, немного лучше запомнив героев. Чтение затянуло меня, очень заинтересовало. Всегда, окунаясь в какой-то созданный авторский мир я проникаюсь им до глубины души и живу вместе с героями описанными событиями. И в этот раз, я и по ныне остаюсь под впечатлением от произведения Пастернака.

В произведении я открыла для себя революцию со стороны новой, со стороны прав личности в отдельности. Автор описывает революцию и Гражданскую войну не становясь не на чью сторону, ни на сторону красных как это делалось в «Разгроме», «Чапаеве» и так далее, ни на сторону белых как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам». События излагаемые Пастернаком - это повествование устами человека, которые совершенно не желает вмешиваться в события происходящего кровопролития. Этот герой хочет жить спокойно и уверенно, вместе с любимыми родными, любить и быть любимым, выполнять сою работу и писать стихи.

Название романа - это имя главного героя, доктора Юрия Живаго. Его отец был миллионером, но разорился и покончил жизнь самоубийством. Его воспитывал дядя, который был человеком свободным и очень простым «У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». С успехом закончив университет, Живаго женится на своей девушке Тоне. Потом карьера идет в рост, любимая работа идет прекрасно! Будучи еще студентом Живаго увлекается поэзией и философией. Затем у него рождается сын, и в принципе жизнь прекрасна! Но в эту безоблачную картину врывается война. Юрий едет работать полевым врачом. Перед нашими лицами глазами творчески развитого и талантливого человека, который борется за свое дело описываются события столетия в сложившихся обстоятельствах, а его стихотворения - выражают надежду и стремление к светлому и безоблачному мирному будущему.

Главному герою, с самого детства отвратительны те, кто злоупотребляют соблазнами, развратом, кому не чужда пошлость, не чужды угнетения более слабых, унижение и ущемление человеческой чести и достоинства. Все эти отвратительные и низкие пороки воплощены в адвокате Комаровском, который выполнит трагическую роль в судьбе Живаго.

Юрий, на мой взгляд, расположен сочувствовать моральным принципам революции., гордиться ее героями, личностями направленных действий, таких, как Антипов - Стрельников. Но он так же отчетливо понимает к чему приводят эти действия. Жестокость, ни к чему другому кроме жестокости привести не может. Обычное течение жизни нарушается и сменяется разрухой и бестолковыми, цикличными приказами и призывами. Он видит как власти стоящие за революцией губят и народ и самих себя, становясь ловушкой и для людей и для тех кто проповедует идеологию революции.

Я думаю, что именно эта мысль и есть главным отличием «Доктора Живаго» от рассказов, которые писал Пастернак до войны. Пастернак подчеркивает, что все описанные им кошмары войны, то есть описанная им Первая мировая - это лишь начало еще более кровопролитных, жестоких и страшных событий. Лара - героиня произведения считает: «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Автор подробно и близко описывает нам губительные и уничтожающие последствия войны. Очень близка к этому описанию жизнь одного из героев - Памфила Палых, который говорил: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». Но ничто не остается незамеченным и не дается даром. Ужасающе страшна судьба Памфила. Он, ожидая и предчувствуя расплату за все совершенные жестокости, сходит с ума в постоянном страхе за жизнь жены и детей, и своими руками убивает их, хотя и любил до безумия.

Этот и многие другие эпизоды нам описал автор, чтобы подчеркнуть мысль о том, что идея переделать и переломать жизнь - бессмысленна, это невозможно практически сделать. Жизнь - не вещь, а то, к чему стремится власть простой люд при всех своих возможностях просто не может выполнить. Это выше человеческих возможностей. Человек в большинстве своем может выполнять какие-либо действия только во благо. Фанатизм, как пытается нам донести автор, это губительное дело.

Которую мы изучили на уроке. Это произведение по жанру считается философским и затрагивает исторические моменты. Здесь автор упоминает такие события, как жизнь людей в начале двадцатых годов, упоминает войны, в том числе русско-японскую, гражданскую, а также революцию 1917 года. Сегодня, изучив Доктор Живаго, нам предстоит сделать краткий романа.

Роман Доктор Живаго, чей анализ по главам мы сейчас рассмотрим, автор написал в 1957 году. Однако в нашей стране его опубликовали спустя более тридцати лет, в 1988 году.

Если смотреть в сюжет, то Пастернак в своем романе изобразил жизнь и судьбу русской интеллигенции в годы революции. В центре работы история жизни Юрия Живаго, начиная с его подросткового возраста, когда он хоронил мать и завершая периодом 1929 года, когда герой умирает от разрыва сердца. Через призму жизни героя, мы видим мир, где приходилось жить интеллигенции того поколения, к которому относился и Пастернак. Сначала революцию все ожидали с восторгом, представляя ее весьма отдаленно, но потом все они увидели реальность с ее конфликтами, столкновениями, когда подавлялась индивидуальность и требовалось полное подчинение.

Анализ романа Доктор Живаго кратко

Писатель не описывает ход исторических событий, он представляет читателю споры и раздумья героев произведения, где они рассуждают о назначении человечества.

Доктор Живаго не встал на борьбу с историческими событиями, он не борется с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним. Он остается личностью, прежде всего.
Юрий Живаго рос сиротой и получил образование медика. По просьбе умирающей Тониной матери, в чьей семье жил Юра, он женится на Тоне. Встретится ему на пути и Лара Гишар, которую он полюбит. Их не один раз будет сталкивать судьба. Две женщины, как два символа эпохи. Тоня — нежная и надежная, Лара — символ перемен, что появляется и тут же исчезает.

Сам Живаго всегда с воодушевлением принимал исторический ход событий. Верил, например, в революцию, но спустя время понимает, власть ввела всех в ограниченные рамки, навязывая свою «свободу». Такое герой не приемлет, поэтому с семьей уезжает подальше от происходящего. В Юрятине он вновь встретит Лару и они полюбят друг друга. Герою придется метаться между выбором, но тут его отправят в качестве доктора в отряд партизан. Однако Живаго всегда оставлял за собой право выбора. Например, он стрелял не во врага, а в дерево, выполняя свои обязанности и занимаясь лечением партизан, он лечит также раненого колчаковца.

Далее мы узнаем, что Живаго убегает из партизанского лагеря. Он возвращается к Ларе, в то время как его жена отправляется в Европу. Но не остается Юрий с Ларой, что олицетворяла кратковременное счастье, ведь чтобы ее не преследовали, он просит ее уезжать с Комаровским, сам же Живаго едет в Москву. Он опускается на самое дно. Он деградирует, не следит за собой. Не находит Живаго удовлетворение ни в работе, ни в поэзии, теряя свои навыки. И вот наступает день конца, Живаго умирает в душном вагоне, а с ним умирают и его мечты.

План

1. Знакомство с Живаго. Юра сирота.
2. Вдова Гишар в Москве. Комаровский испытывает чувства к Ларе — дочери Гишар.
3. Забастовка рабочих.
4. Юра живет в москве в доме Громеко. Первая встреча с Ларой.
5. Окончание университета. Елка у Светницких.
6. Лариса следует за мужем на Урал. Свадьба Живаго и Тони.
7. Юрий на фронте. Живаго с семьей едут на Урал.
8. Отношения Юрия и Лары.
9. Юрий в плену у партизан. Живаго бежит.
10. Тоня с отцом за границей, Живаго живет с Ларой.
11. Лара с детьми едет вместе с Комаровским.
12. Стрельников застрелился, Живаго едет в Москву.
13. Живаго и Марина. Смерть Юрия.
14. Таня — дочь Юры Лары на попечении брата Живаго Евграфа.

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» имеет известность во всем мире. Стоит упомянуть и то, что именно за это произведение Борис Леонидович получил «Нобелевскую премию». Пастернак не старался написать художественный роман, он писал историю России.

Главный герой – Юрий Живаго. Именно его жизнь и судьба тесно переплетается со всеми событиями, описанными в книге. Пастернак показывает жизнь главного героя, начиная с подросткового возраста. Уже с того времени Юрий знал что такое «беда постучалась в двери». Будучи еще не до конца сформировавшейся личностью он хоронит мать. Эти печальные события главным образом влияют на его судьбу и мировосприятие. Его история – это история всей страны, а не только жизнь одного человека. Читатель видит не банальные битвы и сражения. Он видит раненых.

Автор рассказывает о том, как Живаго ведет свои собственные бои в операционной, он спасает жизни. Пастернак не боится описать в красках все подробности больничной суеты: кровавые бинты, гноящиеся раны, хриплые стоны больных. Там, на улице, за стенами лечебного заведения, начинается новая жизнь, пишется история. А здесь, в белых палатах, у каждого человека свои переживания, печали и, даже, свои радости.

Через весь роман автор проводит линию двойственности. Пастернак умело рассказывает о двух войнах, раздирающих Россию. К слову, одна из них – гражданская. Далее рассказчик говорит о двух женщинах, в которых главный герой влюблен одинаково: Живаго словно разрывается между новой и старой жизнью. Между женой Тоней и любовницей Ларой. Именно эти женщины являются главными символами в романе. Старая эпоха сменяется новой и это надо принять. Но главный герой не в силах принять верное решение, он опускается на «дно». Он теряет вдохновение, перестает следить за своим внешним видом, ни что его не радует: ни работа, ни любовь. Даже поэзия не может залечить его душевные раны. Всё, что у него осталось – это подработка за гроши, в какой-то московской лечебнице.

Смерь Юрия Живаго, тоже символична: он умирает в душном вагоне, но он не один – с ним «уходят» его мечты. Именно это дает осознание того, что сюжет этот не только про войны. Он про любовь, про философию, про мысли интеллигенции. Благодаря этой двойственности романа, читатель может взглянуть на происходящее с разных ракурсов, оценить ситуацию с двух сторон.

Во многом, сам Пастернак тоже относится к революционной интеллигенции. Поэтому верно предположить, что в романе он изложил и свои мысли, свои размышления и своё отношения к этому событию. Его точку зрения можно считать авторитетной, ведь он лично в тех революционных событиях.

Анализируя роман, можно сделать вывод, что он, во многом, глубоко философский. Но весь трагизм сюжета заставляет сочувствовать герою и вместе с ним пережить все его думы. А благодаря частному случаю Юрия Живаго можно понять общее состояние народа в то время. В общем, Пастернак рассказывает о жизни русской интеллигенции, вступившей на путь революции. Роман, написанный более полувека назад, остается актуальным до сих пор.

Вариант 2

Ярким произведением, которое раскрывало отношения человека с эпохой, был роман Пастернака «Доктор Живаго», написанный во второй половине 20 века. В романе рассказывается о человеке, который жил в эпоху революций, поэтому это творение вызвало негодование властей.

Пастернак считал, что судьба человека никак не связана полностью с тем временем, в котором живет сам человек. Можно сказать, что главный герой, Доктор Живаго, не пытался бороться с этими обстоятельствами, однако, и не приспосабливался к ним. Он всегда оставался человеком. Живаго настоящий мастер своего времени, он может предугадать и поставить с точностью верный диагноз, однако, не стремиться лечить.

В раннем возрасте Юрий остался сиротой и попал в семью к профессору Громеко, у которого была уже дочь, ровесница Живаго.

В 1912 году молодые люди получили достойное образование. Юрий стал врачом, а Тоня, дочь профессора – юристом. Однако мать Тони заболела и при смерти молила детей пожениться, ведь они всю жизнь росли вместе и любили друг друга особенной любовью. Они исполнили волю матери. Однако вскоре Юрий познакомился с гордой Ларой Гишар и влюбился.

Все события, которые происходят в жизни у Живаго, он воспринимает с воодушевлением. К примеру, его восхищала хирургия революции. Однако со временем Юрий понимает, что советская власть ставит человека в жесткие рамки и лишает свободы и счастья. Это пугало молодого человека и он переезжает.

В Юрятине, куда переехал Живаго, судьбы Юры и Лары снова пересеклись. Они полюбили друг друга. Перед мужчиной становиться трудной выбор: кто ему дороже, Тоня или Лара. Вскором времени Юрия забирают партизаны, не давая права выбора, так как им нужен был хороший врач.

Побыв немного в лагере, Живаго решается на грандиозный поступок и сбегает из лагеря. Он еле добирается к любимой Ларе, на нем не было живого места. За время, пока Юрий был с партизанами, Тоня и дети переехали в Европу и все связи оборвались. Мужчина понимал, что его возлюбленную будут преследовать, и он уговорил ее уехать с Комаровским, который мог бы ее обезопасить, пусть и на некоторое время.

Живаго остался один и решил вернуться в Москву. Там он был отдан сам себе, перестал следить за собой. Он остался в полном одиночестве. Мужчина перестал любить себя, он разочаровался в мире и свои эмоции выплескал в творчестве. Результатом его деятельности становиться последняя глава романа « Стихотворения Юрия Живаго».

Анализ 3

Известное произведение «Доктор Живаго»- роман об участии человека в Истории.

В нем с точностью показан образ дороги, занимающий одно из центральных мест в романе. Железная дверь же символизирует Россию и пути- перепутья 20 века и личного жизненного пути. Повествование дается от имени человека, не желавшего вмешиваться в братоубийственную войну, который ненавидит жестокость, хочет жить в полном мире со своей семьей и создавать новые стихи.

Главный персонаж был сыном обанкротившегося миллионера, покончившего жизнь самоубийством. После смерти матери воспитывался у дяди, имевшего дворянское чувство равенства со всем живущим. После успешного обучения в университете, Юрий удачно женится на дочери фабриканта и посвящает себя любимой работе. Он становится врачом. Еще в студенчестве у него пробудилась тяга к сочинительству. Вроде все складывалось хорошо. Рождение сына внесло счастье в его дом. Но неожиданное наступление войны омрачило его планы, и он вынужден ехать на фронт.

Первая мировая война-преддверие и исток событий кровавых и страшных. Одна из героинь Лариса считает, война есть следствие вины всех ранее существующих поколений. Эту мысль автор поддерживает описанием судеб многих героев. Ярко показана судьба Памфила Палых, который винится Живаго в том, что он уничтожил со спокойной душой огромнее количество господ. И все это было до революции 1917 года. И Памфила судьба наказывает. Потихоньку он начинает сходить с ума, переживая за свою семью. И в итоге он их всех убивает, будучи в ненормальном состоянии.

Страшен конец жизненного пути и Антипова-Стрельникова, бывшего педагога, ушедшего на фронт. О нем слагали легенды, но революция пробудила в нем жестокость. Даже его товарищи хотели расстрелять комдива. Затравленный, преследованиями, Стрельников убивает себя. Совсем немного просуществовал и Живаго, так как главный герой никак не мог жить в условиях нового времени. Пастернак также в романе показал красивую историю любви, произошедшую в годы страшных военных условий. Описание любовных отношений Юрия и Ларисы - это прежде всего гимн взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Идея романа продолжает оставаться актуальной во все времена. Власть должна сделать так, счастливые моменты всегда присутствовали в жизни людей, однако счастье не нужно насильно навязывать.

Рецензия на роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

«Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться.

Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии.

Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга.»

Евграф Живаго.

В названии книги Бориса Пастернака «Доктор Живаго» лежит, как можно догадаться, имя ее главного героя. Какой вывод может сделать из подобного названия человек, не читавший книгу?

Наверное, какая-то биография какого-то доктора?

Действительно, в процессе чтения мы узнаем все о судьбе этого замечательного героя - доктора Юрия Андреевича Живаго. Однако сказать, что роман написан о нем, на мой взгляд, будет не совсем правильно. А может быть даже совсем неправильно. Скорее, это роман о России, где множество судеб и бед слились в начале двадцатого века в одно страшное слово: революция.

Признаться, для меня путь к этой книге лежал неблизкий - сначала я посмотрел русскую экранизацию и был приятно тронут этим сериалом, в который, как позже выяснилось,было внесено немало дополнений по сравнению с содержанием книги. Дополнения эти, впрочем, оказались весьма удачными. Эти приятные минуты просмотра стали поводом для обращения к первоисточнику, что я, воспользовавшись удачным случаем, и сделал. Итак, вернемся к книге.

Безусловно, при рецензировании исторического романа приходится оценивать его по двум критериям: как литературное произведение и как своеобразный учебник истории.

Начнем, пожалуй, именно с истории. Я считаю, что роман «Доктор Живаго», подобно произведению Пушкина «Евгений Онегин», может претендовать на «звание» «энциклопедии русской жизни» своего времени -конца XIX - начала XX веков. Все этапы истории, все важнейшие перемены в жизни людей того времени показаны очень подробно и красочно - вместе с героями мы переживаем становление советской власти и попытки белых противостоять этому; гонение на церковь; карточную систему питания; коллективизацию, которую один из героев романа называет ошибкой; становление НЭПа - самого двусмысленного и фальшивого советского периода - по словам автора; создание комитетов бедноты. Особый интерес представляет жизнь Юрия Живаго среди партизан и сюжетная линия Стрельникова-Антипова - внепартийного человека, временного «попутчика» советской власти, по судьбе которого мы видим, как в дальнейшем вышеназванная советская власть этих «попутчиков» «благодарила». А на замечательном и добром герое Мише Гордоне автор показывает нам полную злоключений судьбу человека, испытавшего все «прелести» жизни еврея в России, прошедшего концлагерь и путь «смертника» на свободу - через фронт.

Но хотя роман «Доктор Живаго» и является историческим, в первую очередь - это все-таки роман - одно из лучших литературных произведений. Об этом говорит и Нобелевская премия, присужденная Пастернаку по литературе, от которой он, как нам известно, вынужден был отказаться.

Действие романа практически охватывает полвека, огромное количество героев представлено нашему вниманию, а также множество сюжетных линий, которые переплетаются в невероятный, удивительный узел - все герои встречаются, все оказываются связаны друг с другом. Здесь возникает некоторое чувство неправдоподобия: кажется, в жизни такого быть не может. Иначе придется невольно начать верить в судьбу. Но нужно помнить, что «Доктор Живаго» - это не летописная хроника, а исторический роман. А в романе может быть все, что угодно.

Впечатляет описание пейзажей, интерьера, проработанное до мелочей. Но самое главное, что бросается в глаза и чем мне понравился роман - это диалоги и монологи героев, которые хочется перечитывать снова и снова, чтоб «дойти до самой сути». Они спорят обо всем - об истории, революции, жизни, новостях, культуре, Боге (о вере в романе герои размышляют чаще, чем о других темах - поневоле пришлось людям вспомнить о Боге в смутные времена) - и мысли эти, на мой взгляд, заслуживают пристального внимания. Огромное место уделяется раскрытию внутреннего мира героев - богатого внутреннего мира! После прочтения подобных вещей хочется всплеснуть драматично руками и вздохнуть: поизмельчал русский народ, поизмельчал… Таких умных и образованных людей представляет нашему вниманию автор, что невольно приходится усомниться: а не идеализирует ли он?

Особо в романе нужно выделить тему любви: любви отнюдь не простой и ясной, но сложной и мучительной. Двоякое положение Юрия Живаго вызывает сочувствие к нему и его женщинам - Ларе и Тоне, и хочется воскликнуть: «Ну разберись ты уже со своими женщинами!» Но разобраться он не успевает - судьба справилась лучше. Да, в этом романе безусловно присутствует тема судьбы.

Отдельно хочется вспомнить о смерти Юрия Живаго: в отличие от фильма, в книге он умирает на Родине, а не за границей. Умирает в тесном, душном трамвае, из которого пытается выбраться, но нервная толпа не оставляет ему на это никаких шансов. А близкие не могут похоронить его по-христиански - хотя Живаго при жизни былверующим человеком - и кремируют. Для меня этот драматичный эпизод стал кульминацией в произведении, точкой кипения, точкой наивысших переживаний.

В заключение хочется вернуться к истории. Вернее - к исторической объективности романа.

Читая роман о революции, всегда необходимо обращать внимание на два вопроса:

· С какой стороны смотрит автор на революцию: «красной» или «белой»

· И главное, к какому выводу автор приводит читателя в книге: нужна ли была революция?

Что по этому поводу можно сказать о романе «Доктор Живаго»? Автор старается охватить обе стороны, пытаясь одинаково правдиво описать все жестокости как «красных», так и «белых», а главное - описать то, как страдает от любой смены власти народ. Нужна ли была революция по мнению Пастернака? Читая роман, я пришел к выводу, что Пастернак признавал, что нужно что-то было в обществе менять, но не такой дорогой ценой.

Что же можно сказать об объективности романа? Можно ли доверять автору в описании исторических событий, которых он являлся свидетелем, в которых участвовал и к которым имел свое, субъективное мнение? Ведь нам известно, что отношения у автора с советской властью были не совсем гладкими. Но… Возможно, в наше противоречивое и непонятное время подобным книгам можно доверять больше, чем учебникам истории, которые постоянно переписываются, а факты в них интерпретируются в соответствии с современной политикой? Тут, наверное, дело личное и сугубо индивидуальное. Я Борису Пастернаку верю.

Игорь Бур