Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Болконский и пьер сравнительная характеристика. Сравнительная характеристика андрея болконского и пьера безухова - сочинение любую на тему

Болконский и пьер сравнительная характеристика. Сравнительная характеристика андрея болконского и пьера безухова - сочинение любую на тему

Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого. Они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях, остро чувствуют фальшь и пошлость и в целом близки по духу. "Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. У них разный жизненный опыт. Так в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение, Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Пьер по наивности ещё благоговеет перед салонными гостями.

Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера.

Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывает в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся.

В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобрёл расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женился на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее гневно бросил ей: "Где вы, там разврат и зло".

В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. "Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствовал ее внутреннюю пустоту.

Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер ушёл в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему казалось, что он нашел свой смысл жизни. И в этом была изрядная доля правды.

Пьер жаждал деятельности и решил облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствовал себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорил: "Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни". Этот вывод стал для него главным на всю жизнь, хотя он впоследствии разочаровался и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаровался и в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Любовь к Наташе спасла Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский, наконец-то, понял предназначение человека на земле. Он осознал, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркнула все его планы… Но его эстафету подхватил Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознал себя частью этого народа, частью его духовной силы. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось движение декабристов.

Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться", ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость". Любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Эти люди остались до конца верны себе, своей совести и верны своей Родине.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (2 вариант)

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет.
Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу. “Противоположности дополняют друг друга”, - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.
Андрей и Пьер- деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.
В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.
Тем временем положение Пьера в свете полностью меняется. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: “Где вы, там разврат и зло”. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. “Редкое внешнее очарование” его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту.
Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: “Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни”. Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.
Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.
Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Лев Толстой дал клятву: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость”.
Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Льва Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем, Льва Николаевича Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (3 вариант)

Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, герои произведения имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование.Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях.

Адрей с Пьером очень откровенны в своих беседах, а на некоторые темы они могут говорить только друг с другом, поскольку находят друг у друга понимание, даже имея абсолютно разное мировоззрение. Андрей Болконский Пьер Безухов В салоне А. Шерер Андрей ведет себя апатично, светское общество внушало ему отвращение. презирает здесь собравшихся.Пьер по наивности выказывает большое почтение салонными гостями Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.

Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.Андрей ищет наполеоновскую славу на войне Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. Андрей неудачно женился, был несчастлив в семейной жизни, поэтому он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Разочаровавшись в Наполеоне, потрясенный смертью жены, князь Андрей впадает в меланхолию. Он для себя решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Получив богатство и титул, Пьер приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Болконский с большим воодушевлением принял участие в работе комиссии Сперанского.Позже, поняв, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. На фронте Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жит ь, помогая и сочувствуя людям, принося пользу человечеству.Война 1812 года, а особенно плен и встреча с Платоном Каратаевым изменили жизнь Безухова, показав ему истинный смысл жизни.

Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

содержимое:

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное — силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

«Противоположности дополняют друг друга», — говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей — рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы. Андрей и Пьер — деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны.

Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы — эта та же любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света — Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: «Где вы, там разврат и зло». В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. «Редкое... внешнее очарование» его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: «Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни». Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы. Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться» ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная пошлость». Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Почему Пьер Безухов и Андрей Волконский относятся к числу

любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем

разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего

Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер

по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Волконский,

имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей

отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической

цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца,

сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой

воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не

имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они

остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны,

независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с

этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей

может быть откровенен только

с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен

верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти

мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над

чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро

чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и

сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и

извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей

обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь

светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать

себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на

дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему

ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он

понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл

жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои

проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже

различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни

идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во

времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет

наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда

девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя

время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни

наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь

Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что

жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не

интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же

любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив

богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света.

Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой

женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там

разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился.

Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за

опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому

что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро

понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме

Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и

бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым

желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная

доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь

крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя

счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я

живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать

счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя

он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться

своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием

Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной

натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в

работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для

народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как

Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа

ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но

счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После

разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного

благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение

человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя

людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь

Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть

перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер,

оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа,

частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми.

Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях,

любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для

лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких

людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов.

Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л.

Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и

опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная

пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои

верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение

сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого

всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы

нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно

волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать

При всем различии содержания и формы романов ("Рудин" - 1855,

"Отцы и дети" - 1862) И.С.Тургенева у них одна общая проблема -

необходимость обоснования общественной, общественно-

преобразовательной деятельности.

Впервые тип современного общественного деятеля появляется у

Тургенева в одном из рассказов "Записок охотника", в "Гамлете

Щигровского уезда" (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип

Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы

философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений

на баррикады - жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский

Гамлет намечает и другой путь - изучение России и ее потребностей

для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской

революционности и либерального просветительства развита в образах

Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не

в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом

Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик

в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей

Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов,

комический противник Рудина.

Основная линия романа - любовь Рудина к Наталье Ласунской.

Условия для их "романа" крайне неблагоприятны, ибо пребывание

Рудина в имении ее матери - случайность. В любви Рудин проявляет

черты характера, роднящие его с "Гамлетом..." и другими "лишними

людьми": склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства,

волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но

сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство

"лишних людей"). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев

меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и

неспособным к делу - и личному и общественно значимому. Гибель

Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение

революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России.

Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и

необходимости этого "лишнего человека" с его романтическими

исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах

и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев - "последние из

могикан" идейного и революционного движения 40-х годов.

Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева-

противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может

осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в

дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание

передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и

Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной

В "Отцах и детях" изображен более крутой, чем в предыдущих романах

исторический перелом в жизни России. И опять, как и в "Рудине", в

этом романе один сюжетный центр, один герой - выражение этого

перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы

Социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в

усадьбе Кирсановых - как лазутчик во вражеском стане. Он один

выражает новые общественные силы, остальные персонажи - или враги

его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина).

Базаров - нигилист, т.е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ

героичен и трагичен одновременно. Социально-политические черты

нигилиста в Базарове - это принадлежность к демократической

интеллигенции, политический радикализм, философский материализм.

В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем

дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над

аристократом. Кроме аристократа-англомана П.П.Кирсанова, в романе

представлены старый романтик, затянутый рутиной барского

усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист;

либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец.

Базаров близок к народу, любит его любовью революционера,

тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских

массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести

общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного

темперамента, неукротимостью протеста. Эти обаятельные черты

революционного разночинца Тургенев наблюдал в редакции

"Современника" в пору своего сотрудничества в нем.

Но в "Отцах и детях" писатель предупреждает и о культурных потерях,

которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит

парадоксы в поведении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на

Пушкина. вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм.

(Здесь будет уместно процитировать текст.) В этом проявился

либерализм Тургенева, его высокая культура и прозорливость

художника-реалиста. Предвидел Тургенев и то, что за эти опасения на

него обрушится и консервативная, и революционная критика.

Смерть Базарова, по выражению Герцена, исторически закономерная

случайность: такие незаурядные люди обычно обречены первыми.

Есть в базаровской смерти и еще один смысл - научный. Ученый-

естественник, Базаров гибнет ради "чистой" науки и помогая людям,

ведь вокруг него темнота, грязь, болезни, т.е. его наука оказывается

родственной его революционным деяниям - обе направлены на

улучшение жизни. "Ведь он не на медицинском поприще собирается

прославиться?" -риторически спрашивает Базаров-отец его молодого

друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше

революционер, нежели врач. Его смерть похожа на смерть Рудина,

который умирая, выполняет не свою главную историческую задачу, и

Инсарова из романа "Накануне", который умирает накануне

революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он

умирает одиноким, не оставит последователей.

Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов,

посвященных раскрытию личности и деятельности передового

человека, стремящегося изменить общественное бытие, Тургенев в

финалах "убивает" героев такого типа. В этом проявился политический

пессимизм писателя, неверие в возможность радикальным путем

преобразовать русское общество, русскую жизнь.

179. ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни

назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского

вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли

интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре

общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-

демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого

общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая

личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую

фигуру. Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает

его "нигилизм". Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих

убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.

Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от них.

Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим

финалом - он погибает.

Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости,

разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями.

Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем

и его "учениками".

Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова,

это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц

романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять,

насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож

на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг "бросает

косвенный взгляд назад и умолкает". Аркадий находится под обаянием

личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может

быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя

своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем

иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит "говорить красиво".

Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно

между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с

другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще

отмалчивается /например, когда Базаров смеется над музыкальными

пристрастиями его отца/, а потом начинает и спорить с приятелем.

Наконец, Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь: он

влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым

характером, делает ей предложение.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего

приятеля, подчеркивает несходство между ними: "Для нашей терпкой

бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а

есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни

может... А мы драться хотим..." В сущности Аркадий - "мякенький,

либеральный барич". Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,

мечты о переменах в общественной жизни, стремление "место

расчистить". Евгений последователен в своих воззрениях, иногда

циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует

постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,

теперь - Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным

хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.

есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с

презрительной насмешкой. Это, во-первых, "ученик" Евгения, как он

сам представляется. Ситников и "эмансипе" Кукшина. Эти люди тоже

говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе

Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными

вопросами". Но Тургенев использует разнообразные художественные

средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не

понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без

смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с

одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской

вязью", характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными

словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения",

"Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!",

"Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а

рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть". Тургенев ясно

показывает, что их отрицание существует только для отрицания:

"возможность презирать и выражать свое презрение было самым

приятным ощущением для Ситникова". Эти герои не понимают самых

простых вещей. Ситников, например, заявляет, что развязная,

бестолковая Кукшина - это "высоко нравственное явление". То, что

кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: "Ситников

в особенности нападал на женщин", а потом пресмыкался перед своей

женой "только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова".

Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев.

Вот портрет Ситникова: "тревожное и тупое выражение сказывалось

чертах его прилизанного лица", "глаза глядели пристально и

беспокойно". Кукшина также все делает "нарочно", "неестественно",

выражение ее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой

собой, а изображать нечто. Свободу она понимает как развязность и

демонстрирует ее вовсю: Ситников "развалился в креслах и задрал ногу

кверху". Даже описание одежды оттеняет их характеры: "не совсем

опрятное платье" "растрепанной" Кукшиной, "чересчур элегантные

перчатки" Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с

нескрываемым презрением.

Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и

Лебезятникову из романа Достоевского "Преступление и наказание". По

словам Достоевского, "они пристают к самой модной ходячей идее,

чтобы ее опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним

образом служат". На фоне этих персонажей особенно ясно видны

подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное

одиночество.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

12 мая 2014

К «Войне и миру» Лев Толстой шел мучительно и долго. Первое название задуманного произведения звучало как «Декабрист», затем - «Все хорошо, что хорошо кончается», следующее - «1805 год», и только в конечном варианте написанное становится романом-эпопеей о русском обществе, диалектике души и смысле жизни. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев повествования, - явное тому подтверждение.

Толстой и его герои

Будучи писателем-гуманистом, Лев Николаевич в каждом своем произведении исследовал душу человека, ее внутреннее развитие, взлет или падение. Он рассматривал каждую личность как часть мироздания, ему интересно в ней все. И писатель пытается разобраться, что делает человека великим или низким, что самое главное в его жизни, может ли он влиять на историю.

Ведя героев романа через испытания светским обществом, деньгами, любовью, войною, автор всегда показывает внутренние переживания людей, мотивы, по которым они действуют. Именно с этой точки зрения всегда рассматриваются искания Андрея Болконского, который оказался слишком хорошим, чтобы жить в этом мире.

Эволюция же Пьера Безухова - это духовный рост самого автора, ему очень близок этот персонаж, поэтому именно за него он выдает замуж Наташу Ростову (самый любимый образ Льва Толстого), которую он считал идеалом русской женщины.

В «Войне и мире» насчитывается более пятисот персонажей, большая часть из них - это реальные исторические лица. Гениальная многоплановость романа позволила Толстому всех их разместить по своим местам, определить параллели (может, даже и не специально).

Система образов

Если разделить всех героев произведения на четыре уровня: исторический, общественный, народный и природный (метафизический), то легко найти вертикали, к которым принадлежат Андрей Болконский и Пьер Безухов. А также тех, кто им соответствует. Наглядно можно это показать в таблице.

Кристаллическая решетка «Войны и мира»

Как видим, князю Андрею и графу Безухову, стоящим на одной ступени общественной лестницы, на историческом и народном уровне соответствуют разные люди, да и стихии у них не совпадают.

Неукорененность, беспочвенность жизни Болконского, сопровождающиеся постоянными стремлениями к недостижимым идеалам, роднят его именно с тем бездонным голубым небом, которое открылось ему на Аустерлицском поле.

Совсем не таков Пьер. Именно он и ему подобные - Кутузов и Платон Каратаев - могут победить Наполеона и мнящего себя сверхчеловеком Долохова, поставить на место столь хорошо умеющего воевать Тихона Щербатого. Характеристика Пьера Безухова, точнее, ее анализ, проведенный на метафизическом уровне, свидетельствует о том, что его стихия - вода. А только она может погасить любое пламя, даже враждебно бушующее.

Отношение к высшему обществу

Несмотря на всю разность натур, князь Андрей и Пьер являются любимыми героями Толстого. Мы встречаемся с ними на первых же страницах романа, повествующих о салонной жизни. И сразу же видим различие в их поведении, но тут же понимаем, что эти люди испытывают друг к другу глубокое уважение и привязанность.

На этой, выражаясь современным сленгом, великосветской тусовке, они по одной причине - положение обязывает. Но для князя здесь все неинтересно и понятно. Царящие в высшем обществе фальшь, пошлость, погоня за деньгами, продажность давно ему опротивели, и он не скрывает своего презрения к собравшимся.

Молодой же граф здесь новичок, он благоговейно наблюдает за гостями и не замечает, что к нему относятся как к человеку второго сорта, ведь он незаконнорожденный сын, и достанется ли ему наследство, пока неизвестно. Но характеристика Пьера Безухова была бы неполной, если не уточнить, что пройдет совсем немного времени, и он так же, как князь, станет относиться с чувством брезгливости к светскому холодному блеску и пустой болтовне.

Черты характера

Дружба этих людей, столь непохожих ни внешне, ни внутренне, строилась на доверии и уважении, потому что они чувствовали искренность этих отношений, желание помочь разобраться в себе и людях. Пожалуй, это яркий пример того, как противоположные характеры могут мирно дополнять друг друга. Им интересно вместе.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, какими они появляются в начале романа, будет не в пользу второго. Князь имеет трезвый, можно даже сказать, государственный ум, практическую цепкость, умение доводить начатое дело до логического завершения. Он необычайно сдержан, собран, высокообразован, умен, тверд характером и имеет огромную силу воли.

А Пьер - натура чувствительная, непосредственная, широкая, искренняя. После приезда из-за границы он попадает не в лучшую компанию светских кутил и бездельников. Безухов понимает, что делает неправильно, но мягкость характера не позволяет ему разорвать ненужные связи. А далее появляется Курагин со своей сестрой, а уж этому прожженному интригану ничего не стоило обобрать доверчивого Пьера, женив его на Элен.

И все же князь Андрей, такой правильный и холодный, рационалист до мозга костей, именно с Пьером был свободен от условностей и позволял себе говорить совершенно откровенно. Да и Безухов в свою очередь верил только ему и уважал Болконского безгранично.

Испытание любовью

Удивительное дело: имея опыт неудачных браков, оба героя влюбляются в одну девушку, удивительную своей искренностью и непосредственностью, с неуемным желанием жить - Наташу Ростову. И теперь уже сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, их отношение к любви будут не в пользу первого.

Да, князь оказался счастливее, ведь он стал женихом Наташи, тогда как граф не смел даже себе признаться, как дорога ему эта светлая девочка. Молодая Ростова стала лакмусовой бумажкой в проявлении истинных чувств Пьера и Андрея. Если первый был готов всю жизнь любить молча, ведь для него счастье Наташи было превыше всего, а потому простить ей он готов все, то второй оказался обыкновенным собственником.

Болконский не смог понять и принять раскаяний бедной девочки в измене, которой, по сути, и не было. Только на смертном одре, когда вся прошедшая жизнь уже не имела значения, когда все честолюбивые помыслы оказались не нужны, князь Андрей понимает, что такое любить. Но это чувство, скорее, не к определенному человеку, оно даже и не земное, а божественное.

Испытание войною

Характеристика Андрея Болконского как воина блестяща. Это тот самый тип русских офицеров, на которых держится армия и страна. Он в меру осторожен, смел, быстро принимает решения в экстремальных ситуациях, заботится о подчиненных. Недаром Кутузов не хотел отпускать его из своего штаба на передовую.

Война 1805 года, непонятная и несправедливая, опустошила князя. После ранения и французского плена, когда в его глазах рухнул и обесценился идеал Наполеона, жизнь Болконского опустела. Но на Бородинском сражении мы видим уже другого Андрея. Здесь он вместе со своим народом, и он понял, что главная цель существования человека - помогать другим людям.

Для Пьера война оказалась чистилищем души. Он остался в Москве, чтобы убить Наполеона, но, спасая ребенка, попал под арест, потом готовился к расстрелу, а затем его ожидали плен и отступление с французами. Полная характеристика Пьера Безухова невозможна без образа Платона Каратаева. Именно через этого мужика графом постигается народный характер, его ценности и приоритеты. Наверное, именно после встречи с Каратаевым и начинается путь Безухова-декабриста.

В поисках истины

И Андрей, и Пьер на протяжении всего романа томительно ищут смысл жизнь, идя путями духовных исканий. Они то разочаровываются, то снова воскресают для новых дел. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова показывает, что испытания, уготовленные им судьбой, в общем-то, очень похожи.

Свою смерть князь Андрей осознал как возвращение. Его миссия на этой земле закончилась - впереди бесконечность и вечность.

Вместо вывода

Не стоит забывать, что первоначальный замысел Толстого состоял в том, чтобы написать роман о декабристе. В самых первых черновиках главного героя уже звали Пьер, а его жену - Наташа. Но оказалось, что без экскурса в войну 1812 года ничего не будет понятно, а потом стало очевидным, что начинать нужно с 1805 года. Вот и получилась замечательная книга - «Война и мир».

А ее герои - Пьер и Андрей Болконский - встают перед нами как лучшие представители того времени. Их любовь к Родине деятельна. В них Лев Николаевич воплотил свое отношение к жизни: жить нужно полной грудью, естественно и просто, тогда и честно получится. Можно и нужно ошибаться, все бросать и начинать снова. А вот спокойствие - душевная смерть.