Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Авилов михаил иванович. Авилов Михаил Иванович Avilov Michael

Авилов михаил иванович. Авилов Михаил Иванович Avilov Michael

Михаил Иванович Авилов (1882-1954) - русский советский живописец и педагог, Народный художник РСФСР (1953), действительный член АХ СССР (1947), лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Даты жизни

М. И. Авилов родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. Участник Первой мировой войны.

1893 - учился в Рисовальной школе ОПХ.

1903 - в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

1904 - учёба в ИАХ, мастерская Ф. А. Рубо, с 1910 - у Н. С. Самокиша.

1913 - присвоено звания художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

1916 - первая премия «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники».

1918 - в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах.

1921 - на преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств.

1922 - преподаёт в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (по 1930 год).

1923 - член Ассоциации художников революционной России.

1941 - работа в блокадном Ленинграде (по декабрь).

1947 - действительный член АХ СССР. Преподаватель в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (до самой смерти).

1953 - Народный художник РСФСР

М. И. Авилов умер 14 апреля 1954 года. Похоронен на Тихвинском кладбище. Надгробие - бюст работы Н. В. Давыдкина.

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (1941)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • народный художник РСФСР (1953)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943)

Творчество

Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. Первые фронтовые зарисовки в годы Первой мировой войны были опубликованы в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России». Многие картины построены как многофигурные композиции по героико-историческим принципам. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и временам гражданской войны, участник создания панорамы «Штурм Перекопа». Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов.

Выставки

Принимал участие в выставках с 1908 года, в том числе на выставках Академии художеств, Общества имени А. И. Куинджи и других.

Галерея

Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее, Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого, Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

  • «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913)
  • «Опричники» (1916)
  • «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)
  • «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943, Русский музей)

Ученики

  • Годлевский, Иван Иванович (1908-1998)
  • Добрина, Мария Фёдоровна (1920-1995)
  • Захарьин, Владимир Алексеевич (1909-1993)
  • Мамбеев, Сабур Абдрасулович (р. 1928)
  • Романычев, Александр Дмитриевич (1919-1989)
  • Скориков, Юрий Иванович (1924-1994)
  • Тельжанов, Канафия (1927-2013)
  • Тетерин, Виктор Кузьмич (1922-1991)
  • Чарский, Евгений Гаврилович (1919-1993)
  • Рубин, Ефим Евсеевич (1919-1992)
Художественная энциклопедия

Авилов Михаил Иванович

Авилов Михаил Иванович

(1882-1954), советский живописец. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1904-13) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР (с 1923). Работал преимущественно в батальном жанре. Произведения Авилова ("Сибирские партизаны", 1926, ГМР; "Поединок Пересвета с Челубеем", 1943, ГРМ, Государственная премия СССР, 1946) отмечены динамикой и эффектностью композиционных решений.


Литература: В. Бродский, М. И. Авилов, М., 1956

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - Николай Павлович, партийный псевдоним ГЛЕБОВ - сов., партийный и гос. деятель. С 1904 активно участвовал в революционной борьбе...

    Большой филателистический словарь

  • - политический деятель. В 1917 нарком почт и телеграфов. В 1918 главный комиссар Черноморского флота. С 1923 председатель Петроградского губернского совпрофа. С 1928 начальник строительства, директор завода "Ростсельмаш"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Николай Павлович - сов. парт. и гос. деятель. Род. в Калуге в семье сапожника. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Парт. работу вел в Калуге, Москве, Петербурге, на Урале. Неоднократно арестовывался и высылался...

    Советская историческая энциклопедия

  • - сын чиновника, по образованию юрист, по профессии адвокат. К революционному движению примкнул будучи студентом; дважды высылался из Москвы за участие в студенческом движении...
  • - Актер, Заслуженный артист России; родился 8 августа 1953 г. в г. Москва. Снимался в фильмах: "Большая игра" ; "Господин оформитель" ; "Узник замка Иф" ; "Зимняя вишня" ; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Руководитель Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - Главный государственный ветеринарный инспектор РФ с 1994 г.; родился 7 июня 1940 г. в г. Лабинске Краснодарского края...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни, родился 3 мая 1967 г. в г. Москве. Другие места проживания: Джитогора или Джетогора, или иначе Домодедово, Самара...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в 1882, ум. 1954; живописец, народный художник России, действительный член АХ СССР. Член Общества Куинджи. Создатель эпических батальных полотен "Прорыв польского фронта 1-й Конной армией в 1920 году" и "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Олимпийский чемпион по десятиборью, Заслуженный мастер спорта; родился 6 августа 1948 г. в г. Одессе; бронзовый призер Олимпийских игр 1976 ; участник Олимпийских игр 1968 ; чемпион СССР 1972, 1975, 1976...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, сержант. Участник Великой Отечественной войны с января 1943 г. Воевал в составе 148 иап. В апреле в воздушном бою на Кубани таранил самолет противника. Погиб в бою 29 апреля...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1887, в Калуге, сын сапожника. Революционную деятельность начал с 1904, как с.-д. большевик, в Калужской организации. В революции 1905 принимал активное участие...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - М. И. Пер родился 15 августа 1895 г. в Варшаве. Медицинское образование получил в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил Иванович, советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904-13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...
  • - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904‒13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Николай Павлович, советский государственный и партийный деятель. Родился в Калуге в семье сапожника, рабочий-печатник. Член Коммунистической партии с 1904...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский государственный и партийный деятель. Родился в Калуге в семье сапожника, рабочий-печатник. Член Коммунистической партии с 1904. Партийную работу вёл в Калуге, Москве, Петербурге, на Урале...

    Большая Советская энциклопедия

"Авилов Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

АНТИПИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

АНТИПИН Михаил Иванович Михаил Иванович Антипин родился в 1925 году в селе Рождественка Увельского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов. Работал в родном колхозе трактористом. В Советскую Армию призван в марте 1943 года. В боях с

Авилов Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 1 (461) от 16.01.2018

Последнее десятилетие XX века оценивается современниками весьма противоречиво: кто-то называет его «проклятыми 90-ми», а кто-то, наоборот, вспоминает как период свободы и возможностей. В 2018 году станут совершеннолетними те россияне, которые 90-е не застали совсем. «Газета недели» попросила саратовского предпринимателя Михаила Авилова (владельца салонов «Villeroy & Boch» и «Телепорт»), который занимается бизнесом ещё с конца 80-х, развенчать мифы о том времени и заодно сравнить его с нынешним.

Михаил Владиславович, бытует мнение, что чтобы разбогатеть в 90-х, нужно было обязательно нарушить закон или что-нибудь украсть. Это так?

Совершенно не так. У каждого были свои 90-е. Те, кто по своей природе был «заточен» под бандита, занимались рэкетом. А те, кто под создание дополнительной стоимости - торговлей, логистикой, ноу-хау, да чем угодно. Конечно, очень многие состояния действительно начинались с приватизации, когда заводы и недвижимость продавались за бесценок - хотя и на это деньги сперва нужно было заработать. Но всё равно такой сценарий был совершенно необязательным.

По моим весьма субъективным ощущениям, где-то половина капиталов того времени была заработана вполне честным путём. К тому же сделать капитал - это одно, совсем другое - сохранить его и приумножить. Вот здесь уже воровство не поможет, это творчество и бизнес. С этим справились единицы, и сейчас эти люди числятся в первых сотнях «Форбс» (списке самых богатых россиян, регулярно составляемом журналом «Forbes». - Прим. ред. ).

- Говорят, что 90-е были золотым временем для бизнеса, а сейчас всё наоборот. Это правда?

Никогда не бывает ничего золотого. Всё всегда взвешенно. Конечно, в 90-е ты посадишь ветку - вырастет дерево. Потому что, во-первых, конкуренция была гораздо меньше, чем сегодня. Бизнес только появлялся, и он был очень простым: купил на одном конце Москвы за рубль - продал на другом за пять. Во-вторых, рынок тогда проглатывал всё: любую чепуху, даже дорогущие вещи. В стране был тотальный дефицит, деньги бегали за товаром. Помню, когда в 95-м мы начали заниматься мебелью, к нам приезжала фура, и мы продавали прямо с колёс, не занося в зал.

Сегодня это трудно себе представить: чтобы достучаться до потребителя, приходится прилагать огромные усилия, а это означает дополнительные издержки и уменьшение средств, которые ты можешь пустить на развитие.

Но при этом в 90-е были сумасшедшие ставки по кредиту: помню, «Сбербанк» выдавал займы под 360 процентов годовых, то есть под 1 процент в день. 240 процентов считалось уже верхом удачи. И если тогда было меньше налоговых проверок и контролирующих органов, то работали другие структуры, изымающие излишки - те же бандиты.

- Вы сами бандитам когда-нибудь платили?

Нет, хотя сталкивался с этим регулярно. Во-первых, я не обладал настолько большим бизнесом. Во-вторых, у меня в этой среде были и остаются друзья детства, так что все вопросы мы решали по-другому. Если люди для меня что-то делали, в ответ я предоставлял им взаимные услуги, обходились без откатов и оплат. Бандиты ведь тоже были частью общества и быстро интегрировались в бизнес.

- А ваши знакомые предприниматели платили?

Знаю, что некоторые платили, хотя лично я при этом не присутствовал. Но чтобы кто-то кому-то платил ежемесячно - об этом я даже не слышал. Понимаете, бандиты ведь тоже просто так не приходили. Они появлялись по каким-то наводкам: если ты где-то «накосячил», кого-то задел. Тогда с тебя уже могли спросить. А если ты нормально строил бизнес, уважительно относился к людям, на тебя никто не жаловался, ты не лез на рожон и не бычился - то какие к тебе могли быть претензии? Конечно, были и беспредельщики, но они быстро кончились, потому что на любой автомат находился свой пулемёт. Вся эта беготня с паяльниками очень скоро ушла в прошлое, вопросы стали решать более-менее вменяемые люди.

- А какие вопросы они решали?

Например, есть спорная ситуация между двумя предпринимателями: кто-то кого-то обманул, неправильно понял, взял дополнительные обязательства и не смог их вовремя выполнить и так далее. Договориться между собой они не могут, а вопрос требует срочного решения. Тогда подключается третий арбитр. Государство в виде полиции и судов в то время занималось совсем другими делами и не принимало никакого участия в этих процессах. А природа же не терпит пустоты. Вот тогда и появились такие решальщики - иногда это были действительно бандиты, а иногда просто авторитетные люди.

- То, что в двухтысячных бандиты стали заканчиваться, - это связано именно с приходом Путина к власти?

Мне кажется, здесь нет какой-то одной причины. Если рассуждать глобально: любой хаос стремится к порядку, а порядок - к хаосу. Хаос 90-х стремился к порядку, потому что в нём проще и понятнее жить. Но в идеальном состоянии система тоже не может долго находиться - и тогда порядок начинает разрушаться. Это движение бесконечно. Поэтому я не думаю, что уход эпохи 90-х был результатом конкретно чьей-то целенаправленной работы. Это произошло по целому ряду объективных и субъективных факторов.

Переломным моментом стал кризис 98-го года: наступило отрезвление, смыло пену, которая скопилась за все эти годы. И уже после этого началось какое-то вменяемое движение.

А когда пришёл Путин, действительно появилось ощущение, что у нас впереди что-то есть и за это стоит цепляться. Для бизнеса появилась новая формация - государство в виде регулятора. Решальщиков вытеснили люди в погонах. Стали лучше собираться налоги, вместо дикого рынка заработала бизнес-ткань, появилась какая-то деловая этика. Ведь в 90-е все ориентировались на ощупь. Никто не знал, что делать и как себя вести. Здесь потрогал - тебя ударили, пошёл туда. Выжили те, кто не свинничал и не заказывал своих партнёров. И не бегал по каждому поводу жаловаться бандитам.

- То есть приход Путина хорошо сказался на бизнесе?

Изначально да. Начались более-менее вменяемые действия по наведению порядка в правовом поле, что всеми было воспринято позитивно. Путин с Кудриным (министром финансов России в 2000-2011 годах. - Прим. ред. ) смогли провести очень удачную налоговую реформу. Ведь тот груз налогов, который нёс на себе бизнес, не позволял ему развиваться, поэтому предприниматели стремились уходить в тень. А реформа дала экономике мощный толчок - бизнес вышел из тени, повысилась собираемость налогов, у государства появился неплохой бюджет, стали выстраиваться общественные институты.

Хотя, конечно, есть здесь и большая заслуга золотого нефтяного времени (с 2002 по 2008 годы цены на нефть выросли более чем в пять раз. - Прим. ред. ): это дало дополнительные сверхдоходы в бюджет, повлекло инвестиции в экономику и так далее.

- Когда начинать бизнес было проще: в 90-е или сейчас?

С формальной стороны тогда и сейчас всё примерно одинаково. Вообще, в таком вопросе в первую очередь важен внутренний настрой человека. Это и есть самое сложное. Остальное уже детали. В два окна тебе надо обращаться за справками или в пять - это не принципиально. Если человек внутренне не готов к бизнесу, ему в любое время всё будет мешать. На самом деле это миф - что тогда было какое-то особое время возможностей. Возможности есть всегда, просто когда-то их больше, а когда-то меньше. И всегда есть люди, которые ими пользуются либо не пользуются.

В 90-е, например, совершенно отсутствовала нормальная работа чиновников. Сейчас в каких-то моментах бюрократию даже можно похвалить, а тогда чиновничий беспредел был такой, что будь здоров. Никто ничего не хотел делать, кроме как ради своего кармана. Зато в худшую сторону изменился уровень подготовки кадров. Сегодня он никакой. Люди, которые приходят на вакантные должности, элементарно не обладают грамотной речью. В 90-е школы и институты ещё давали какие-то базовые знания, а теперь, мне кажется, там этого просто не требуют.

- Если бы вам предстояло начать бизнес сегодня, а не тогда, вы бы сделали это?

Если честно, я бы подумал. Очень крепко. Может быть, действительно чем-то другим бы занялся. Просто потому что в текущей экономической ситуации не вижу светлого горизонта. Время не то. Сегодня мы видим картину, обратную двухтысячным: налоги растут, инвестиции падают, бизнес схлопывается.

- А говорят, что российская экономика, наоборот, на подъёме. Президент недавно про это рассказывал...

Сейчас смеяться буду. В каком месте она на подъёме? Лично я чувствую, что становится только хуже и хуже. Основное показатель экономики - это платёжеспособный спрос населения. Но пока он падает, и падает стремительно. Период, когда платёжеспособность была такой же низкой, я помню только в кризис 98-го. Но тогда у людей всё равно оставались сбережения, и уже в 99-м началось какое-то движение. А сейчас те, у кого остались деньги, просто их не тратят.

- Сегодняшний кризис, по вашим ощущениям, тяжелее, чем кризисы 98-го и 2008-го?

Кризис 2008-го я даже как-то не заметил - были трудности, но не глобальные.

А вот с 98-м сложно сравнивать. Тогда все активы обесценились ровно в четыре раза, образовался экономический вакуум, никто не знал, что делать и что будет завтра. И это произошло одномоментно: просто раз - и всё, начинай с чистого листа. А сейчас идёт постепенное удушение - такая ползучая асфиксия. Чувство неопределённости и растянутости даже похуже, чем в 98-м. Вроде бы у тебя всё ещё что-то есть, и это работает, но дела идут всё хуже и хуже. Для того чтобы держаться на прежнем уровне, приходится прикладывать огромные усилия. Точек роста я не вижу, окончательное схлопывание может произойти очень быстро - в течение месяца-двух, и в этом состоянии мы живём уже долгое время.

- Так всё-таки хорошо, что 90-е ушли?

Скорее, да. С одной стороны, то время вспоминается как действительно интересное. Это был период позитивных ожиданий. Всё росло, развивалось, кто-то постоянно чем-то занимался и всегда был на волне удивления: «Вот это они сделали, давай так же или по-другому!». С другой стороны, как-то мутно всё было. Мы жили одним днём и не знали, что произойдёт завтра. Утром ты уезжал из дома и не мог даже предположить, когда вернёшься. Можно было попасть под раздачу просто потому, что ты проходил мимо. Сейчас порядка всё-таки больше. Пускай даже этот порядок несовершенен и не всем нравится.

Живописец, график, сценограф

Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 - Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде - Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 - член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 - Государственной премии СССР за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), в 1953 - народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор. С 1947 - действительный член Академии художеств СССР.

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов - один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Биография

Выдающийся русский и советский живописец, график, иллюстратор и педагог. Один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1953).

Работал главным образом в батальном жанре, мастер масштабных исторических полотен посвящённых ратным подвигам и героическим победам русского народа. В основном творчество Авилова посвящено знаменательным страницам российской истории; гражданской и Великой Отечественной войне. Много занимался книжной графикой, автор многих революционных и антифашистских плакатов 1920–1940-х годов («Революция 1905 года» 1930, «Руби гадов!» 1941, «Били, бьем и будем бить» 1942).

Михаил Авилов начинал своё обучение в школе Общества поощрения художеств (1903), позже посещал студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 годах в качестве вольнослушателя обучался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств (ИАХ) в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 года – у Н. С. Самокиша. По окончании получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913). В этом же году создаёт другое историческое полотно «Царевич Иван Иванович на прогулке».

Жил в Петербурге (Петрограде – Ленинграде). Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники».

Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917). Свои первые фронтовые зарисовки Авилов опубликовал в петроградских журналах «Солнце России» и «Нива». В это же время написал картину «Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта». После демобилизации жил в Иркутске, Тюмени, Барнауле, где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздникам. Работал иллюстратором в издательствах, выполнял театральные декорации спектаклей. В 1921 году Михаил Авилов возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 года член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1922 по 1930 год являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Создал ряд значительных произведений на упомянутые темы: «Рабочие привозят пушки Пугачеву», «Тарас Бульба с сыновьями» (1922), «Разоружение частей колчаковской армии» (1926), «Сибирские партизаны» (1926), «Прорыв польского фронта конницей Будённого» (1927), «Прорыв польского фронта Первой конной армией» (1928). Многие исторические картины художника отличаются особым динамизмом, сложной многофигурной композицией, большим количеством подробно проработанных деталей и аксессуаров. Большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок и штудий моделей, лошадей. Живописной манере художника присущи колористическое разнообразие и ясность образов. Михаил Авилов участвовал в создании известной панорамы «Штурм Перекопа».

В годы войны создал одну из самых знаменитых батальных картин в русском искусстве – «Поединок Челубея с Пересветом» (1943). На этой картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина «Поединок» стала своеобразным подарком бойцам Красной армии, которые разгромили врага под Курском и Орлом, и погнали фашистов на запад.

Работы М. И. Авилова находятся в крупных столичных и региональных музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пермской картинной галерее, Днепропетровском художественном музее и других.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.