Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Авилов Михаил Иванович (1882–1954). Авилов михаил иванович

Авилов Михаил Иванович (1882–1954). Авилов михаил иванович

Художественная энциклопедия

Авилов Михаил Иванович

Авилов Михаил Иванович

(1882-1954), советский живописец. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1904-13) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР (с 1923). Работал преимущественно в батальном жанре. Произведения Авилова ("Сибирские партизаны", 1926, ГМР; "Поединок Пересвета с Челубеем", 1943, ГРМ, Государственная премия СССР, 1946) отмечены динамикой и эффектностью композиционных решений.


Литература: В. Бродский, М. И. Авилов, М., 1956

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - Николай Павлович, партийный псевдоним ГЛЕБОВ - сов., партийный и гос. деятель. С 1904 активно участвовал в революционной борьбе...

    Большой филателистический словарь

  • - политический деятель. В 1917 нарком почт и телеграфов. В 1918 главный комиссар Черноморского флота. С 1923 председатель Петроградского губернского совпрофа. С 1928 начальник строительства, директор завода "Ростсельмаш"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Николай Павлович - сов. парт. и гос. деятель. Род. в Калуге в семье сапожника. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Парт. работу вел в Калуге, Москве, Петербурге, на Урале. Неоднократно арестовывался и высылался...

    Советская историческая энциклопедия

  • - сын чиновника, по образованию юрист, по профессии адвокат. К революционному движению примкнул будучи студентом; дважды высылался из Москвы за участие в студенческом движении...
  • - Актер, Заслуженный артист России; родился 8 августа 1953 г. в г. Москва. Снимался в фильмах: "Большая игра" ; "Господин оформитель" ; "Узник замка Иф" ; "Зимняя вишня" ; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Руководитель Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - Главный государственный ветеринарный инспектор РФ с 1994 г.; родился 7 июня 1940 г. в г. Лабинске Краснодарского края...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни, родился 3 мая 1967 г. в г. Москве. Другие места проживания: Джитогора или Джетогора, или иначе Домодедово, Самара...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в 1882, ум. 1954; живописец, народный художник России, действительный член АХ СССР. Член Общества Куинджи. Создатель эпических батальных полотен "Прорыв польского фронта 1-й Конной армией в 1920 году" и "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Олимпийский чемпион по десятиборью, Заслуженный мастер спорта; родился 6 августа 1948 г. в г. Одессе; бронзовый призер Олимпийских игр 1976 ; участник Олимпийских игр 1968 ; чемпион СССР 1972, 1975, 1976...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, сержант. Участник Великой Отечественной войны с января 1943 г. Воевал в составе 148 иап. В апреле в воздушном бою на Кубани таранил самолет противника. Погиб в бою 29 апреля...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1887, в Калуге, сын сапожника. Революционную деятельность начал с 1904, как с.-д. большевик, в Калужской организации. В революции 1905 принимал активное участие...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - М. И. Пер родился 15 августа 1895 г. в Варшаве. Медицинское образование получил в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил Иванович, советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904-13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...
  • - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904‒13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Николай Павлович, советский государственный и партийный деятель. Родился в Калуге в семье сапожника, рабочий-печатник. Член Коммунистической партии с 1904...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский государственный и партийный деятель. Родился в Калуге в семье сапожника, рабочий-печатник. Член Коммунистической партии с 1904. Партийную работу вёл в Калуге, Москве, Петербурге, на Урале...

    Большая Советская энциклопедия

"Авилов Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

АНТИПИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

АНТИПИН Михаил Иванович Михаил Иванович Антипин родился в 1925 году в селе Рождественка Увельского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов. Работал в родном колхозе трактористом. В Советскую Армию призван в марте 1943 года. В боях с

Авилов Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ
Авилов Михаил Иванович родился в 1882 г.
По своему образованию и основному направлению творчества - исторический живописец.
В 1913 году окончил Академию художеств в Петербурге как художник-баталист (учился в классах у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша).
С 1921 г. преподавал в Ленинградском Художественно-промышленном техникуме.
Во время Великой Отечественной войны активно работал над военно-патриотической тематикой ("Поединок на Куликовом поле", 1943 г.).
В послевоенные годы М. И. Авилов - профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
М. И. Авилов - мастер исторических полотен. В основном, творчество посвящено знаменательныим российским событиям и временам гражданской войны. Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 20-х годов XX века.
Исторические полотна: «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913), «Опричники» (1916), «Прорыв польского фронта Первой конной армией в 1920 году» (1928), «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943).

Музеи: ГРМ, ГТГ, Пермская картинная галерея, Днепропетровский худ. музей (Украина), исторический музей им. Д. И. Яворницкого (Украина), Николаевский худ. музей им. В. В. Верещагина, Музей Революции, Музей Красной армии.

Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.

Авилов Михаил Иванович (1882) учился в Ленинградской Академии художеств по батальному классу Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша, которую окончил в 1913 г.
Первые годы революции провел в Сибири, ведя художественно-педагогическую работу и работая в издательствах.
В 1921 г. вернулся в Ленинград и стал работать в Художественно-промышленном техникуме.
Участвовал на выставках „Весенней", Передвижников, Т-ва художников, Акварелистов, О-ва им. А. И. Куинджи, АХР, ССХ.
Работы имеются в музеях Революции, Красной армии и др.

(Картина: «Приезд тов. Сталина в Первую Конную армию. Новый Оскол. 1919 г.»)

Фотографии:

Выставки:
Принимал участие в выставках с 1908 года, в том числе на выставках Академии художеств, выставках „Весенней", Передвижников, Общества имени А. И. Куинджи, Акварелистов, АХР, ССХ.
Литература:
Бродский В., М. И. Авилов, М., 1956.
Статьи о художнике:
С сайта artinvestment.ru


18 сентября 1882 (Санкт-Петербург) - 14 апреля 1954 (Ленинград)
Живописец, график, сценограф
Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 - Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».
Жил в Петербурге (Петрограде - Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки.
После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.
В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 - член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).
В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 - Государственной премии СССР за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), в 1953 - народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор. С 1947 - действительный член Академии художеств СССР.
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.
Авилов - один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Авилов Михаил Иванович

Michael Avilov

(1882 - 1954)

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Авилов Михаил Иванович — русский советский живописец, график, сценограф.


Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903-1904). В 1904-1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо , с 1910 — Н. С. Самокиша . В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» .

Жил в Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников» , Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники» . Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе , Ленинградском художественно-промышленном техникуме . С 1923 — член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны» , 1926; , 1926; , 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 — Государственной премии СССР за картину (1943), в 1953 — народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в , профессор. С 1947 — действительный член .

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов — один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей — снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.


Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , , ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
___________________________

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского , известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры - это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в .

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Руб о , автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой» , а также Николай Семенович Самокиш , тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее - «Переход Красной Армии через Сиваш" . От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след - Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.

Начал он все-таки издалека, с полотна . Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны» , созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника - . Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение - это шаг к новой, более значительной работе.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

Начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба - и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга , сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов .

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина - народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее .

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 1 (461) от 16.01.2018

Последнее десятилетие XX века оценивается современниками весьма противоречиво: кто-то называет его «проклятыми 90-ми», а кто-то, наоборот, вспоминает как период свободы и возможностей. В 2018 году станут совершеннолетними те россияне, которые 90-е не застали совсем. «Газета недели» попросила саратовского предпринимателя Михаила Авилова (владельца салонов «Villeroy & Boch» и «Телепорт»), который занимается бизнесом ещё с конца 80-х, развенчать мифы о том времени и заодно сравнить его с нынешним.

Михаил Владиславович, бытует мнение, что чтобы разбогатеть в 90-х, нужно было обязательно нарушить закон или что-нибудь украсть. Это так?

Совершенно не так. У каждого были свои 90-е. Те, кто по своей природе был «заточен» под бандита, занимались рэкетом. А те, кто под создание дополнительной стоимости - торговлей, логистикой, ноу-хау, да чем угодно. Конечно, очень многие состояния действительно начинались с приватизации, когда заводы и недвижимость продавались за бесценок - хотя и на это деньги сперва нужно было заработать. Но всё равно такой сценарий был совершенно необязательным.

По моим весьма субъективным ощущениям, где-то половина капиталов того времени была заработана вполне честным путём. К тому же сделать капитал - это одно, совсем другое - сохранить его и приумножить. Вот здесь уже воровство не поможет, это творчество и бизнес. С этим справились единицы, и сейчас эти люди числятся в первых сотнях «Форбс» (списке самых богатых россиян, регулярно составляемом журналом «Forbes». - Прим. ред. ).

- Говорят, что 90-е были золотым временем для бизнеса, а сейчас всё наоборот. Это правда?

Никогда не бывает ничего золотого. Всё всегда взвешенно. Конечно, в 90-е ты посадишь ветку - вырастет дерево. Потому что, во-первых, конкуренция была гораздо меньше, чем сегодня. Бизнес только появлялся, и он был очень простым: купил на одном конце Москвы за рубль - продал на другом за пять. Во-вторых, рынок тогда проглатывал всё: любую чепуху, даже дорогущие вещи. В стране был тотальный дефицит, деньги бегали за товаром. Помню, когда в 95-м мы начали заниматься мебелью, к нам приезжала фура, и мы продавали прямо с колёс, не занося в зал.

Сегодня это трудно себе представить: чтобы достучаться до потребителя, приходится прилагать огромные усилия, а это означает дополнительные издержки и уменьшение средств, которые ты можешь пустить на развитие.

Но при этом в 90-е были сумасшедшие ставки по кредиту: помню, «Сбербанк» выдавал займы под 360 процентов годовых, то есть под 1 процент в день. 240 процентов считалось уже верхом удачи. И если тогда было меньше налоговых проверок и контролирующих органов, то работали другие структуры, изымающие излишки - те же бандиты.

- Вы сами бандитам когда-нибудь платили?

Нет, хотя сталкивался с этим регулярно. Во-первых, я не обладал настолько большим бизнесом. Во-вторых, у меня в этой среде были и остаются друзья детства, так что все вопросы мы решали по-другому. Если люди для меня что-то делали, в ответ я предоставлял им взаимные услуги, обходились без откатов и оплат. Бандиты ведь тоже были частью общества и быстро интегрировались в бизнес.

- А ваши знакомые предприниматели платили?

Знаю, что некоторые платили, хотя лично я при этом не присутствовал. Но чтобы кто-то кому-то платил ежемесячно - об этом я даже не слышал. Понимаете, бандиты ведь тоже просто так не приходили. Они появлялись по каким-то наводкам: если ты где-то «накосячил», кого-то задел. Тогда с тебя уже могли спросить. А если ты нормально строил бизнес, уважительно относился к людям, на тебя никто не жаловался, ты не лез на рожон и не бычился - то какие к тебе могли быть претензии? Конечно, были и беспредельщики, но они быстро кончились, потому что на любой автомат находился свой пулемёт. Вся эта беготня с паяльниками очень скоро ушла в прошлое, вопросы стали решать более-менее вменяемые люди.

- А какие вопросы они решали?

Например, есть спорная ситуация между двумя предпринимателями: кто-то кого-то обманул, неправильно понял, взял дополнительные обязательства и не смог их вовремя выполнить и так далее. Договориться между собой они не могут, а вопрос требует срочного решения. Тогда подключается третий арбитр. Государство в виде полиции и судов в то время занималось совсем другими делами и не принимало никакого участия в этих процессах. А природа же не терпит пустоты. Вот тогда и появились такие решальщики - иногда это были действительно бандиты, а иногда просто авторитетные люди.

- То, что в двухтысячных бандиты стали заканчиваться, - это связано именно с приходом Путина к власти?

Мне кажется, здесь нет какой-то одной причины. Если рассуждать глобально: любой хаос стремится к порядку, а порядок - к хаосу. Хаос 90-х стремился к порядку, потому что в нём проще и понятнее жить. Но в идеальном состоянии система тоже не может долго находиться - и тогда порядок начинает разрушаться. Это движение бесконечно. Поэтому я не думаю, что уход эпохи 90-х был результатом конкретно чьей-то целенаправленной работы. Это произошло по целому ряду объективных и субъективных факторов.

Переломным моментом стал кризис 98-го года: наступило отрезвление, смыло пену, которая скопилась за все эти годы. И уже после этого началось какое-то вменяемое движение.

А когда пришёл Путин, действительно появилось ощущение, что у нас впереди что-то есть и за это стоит цепляться. Для бизнеса появилась новая формация - государство в виде регулятора. Решальщиков вытеснили люди в погонах. Стали лучше собираться налоги, вместо дикого рынка заработала бизнес-ткань, появилась какая-то деловая этика. Ведь в 90-е все ориентировались на ощупь. Никто не знал, что делать и как себя вести. Здесь потрогал - тебя ударили, пошёл туда. Выжили те, кто не свинничал и не заказывал своих партнёров. И не бегал по каждому поводу жаловаться бандитам.

- То есть приход Путина хорошо сказался на бизнесе?

Изначально да. Начались более-менее вменяемые действия по наведению порядка в правовом поле, что всеми было воспринято позитивно. Путин с Кудриным (министром финансов России в 2000-2011 годах. - Прим. ред. ) смогли провести очень удачную налоговую реформу. Ведь тот груз налогов, который нёс на себе бизнес, не позволял ему развиваться, поэтому предприниматели стремились уходить в тень. А реформа дала экономике мощный толчок - бизнес вышел из тени, повысилась собираемость налогов, у государства появился неплохой бюджет, стали выстраиваться общественные институты.

Хотя, конечно, есть здесь и большая заслуга золотого нефтяного времени (с 2002 по 2008 годы цены на нефть выросли более чем в пять раз. - Прим. ред. ): это дало дополнительные сверхдоходы в бюджет, повлекло инвестиции в экономику и так далее.

- Когда начинать бизнес было проще: в 90-е или сейчас?

С формальной стороны тогда и сейчас всё примерно одинаково. Вообще, в таком вопросе в первую очередь важен внутренний настрой человека. Это и есть самое сложное. Остальное уже детали. В два окна тебе надо обращаться за справками или в пять - это не принципиально. Если человек внутренне не готов к бизнесу, ему в любое время всё будет мешать. На самом деле это миф - что тогда было какое-то особое время возможностей. Возможности есть всегда, просто когда-то их больше, а когда-то меньше. И всегда есть люди, которые ими пользуются либо не пользуются.

В 90-е, например, совершенно отсутствовала нормальная работа чиновников. Сейчас в каких-то моментах бюрократию даже можно похвалить, а тогда чиновничий беспредел был такой, что будь здоров. Никто ничего не хотел делать, кроме как ради своего кармана. Зато в худшую сторону изменился уровень подготовки кадров. Сегодня он никакой. Люди, которые приходят на вакантные должности, элементарно не обладают грамотной речью. В 90-е школы и институты ещё давали какие-то базовые знания, а теперь, мне кажется, там этого просто не требуют.

- Если бы вам предстояло начать бизнес сегодня, а не тогда, вы бы сделали это?

Если честно, я бы подумал. Очень крепко. Может быть, действительно чем-то другим бы занялся. Просто потому что в текущей экономической ситуации не вижу светлого горизонта. Время не то. Сегодня мы видим картину, обратную двухтысячным: налоги растут, инвестиции падают, бизнес схлопывается.

- А говорят, что российская экономика, наоборот, на подъёме. Президент недавно про это рассказывал...

Сейчас смеяться буду. В каком месте она на подъёме? Лично я чувствую, что становится только хуже и хуже. Основное показатель экономики - это платёжеспособный спрос населения. Но пока он падает, и падает стремительно. Период, когда платёжеспособность была такой же низкой, я помню только в кризис 98-го. Но тогда у людей всё равно оставались сбережения, и уже в 99-м началось какое-то движение. А сейчас те, у кого остались деньги, просто их не тратят.

- Сегодняшний кризис, по вашим ощущениям, тяжелее, чем кризисы 98-го и 2008-го?

Кризис 2008-го я даже как-то не заметил - были трудности, но не глобальные.

А вот с 98-м сложно сравнивать. Тогда все активы обесценились ровно в четыре раза, образовался экономический вакуум, никто не знал, что делать и что будет завтра. И это произошло одномоментно: просто раз - и всё, начинай с чистого листа. А сейчас идёт постепенное удушение - такая ползучая асфиксия. Чувство неопределённости и растянутости даже похуже, чем в 98-м. Вроде бы у тебя всё ещё что-то есть, и это работает, но дела идут всё хуже и хуже. Для того чтобы держаться на прежнем уровне, приходится прикладывать огромные усилия. Точек роста я не вижу, окончательное схлопывание может произойти очень быстро - в течение месяца-двух, и в этом состоянии мы живём уже долгое время.

- Так всё-таки хорошо, что 90-е ушли?

Скорее, да. С одной стороны, то время вспоминается как действительно интересное. Это был период позитивных ожиданий. Всё росло, развивалось, кто-то постоянно чем-то занимался и всегда был на волне удивления: «Вот это они сделали, давай так же или по-другому!». С другой стороны, как-то мутно всё было. Мы жили одним днём и не знали, что произойдёт завтра. Утром ты уезжал из дома и не мог даже предположить, когда вернёшься. Можно было попасть под раздачу просто потому, что ты проходил мимо. Сейчас порядка всё-таки больше. Пускай даже этот порядок несовершенен и не всем нравится.

Авилов Михаил Иванович

Живописец, график, сценограф

Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 - Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде - Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 - член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 - Государственной премии СССР за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), в 1953 - народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор. С 1947 - действительный член Академии художеств СССР.

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов - один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры – это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств.

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой», а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее – «Переход Красной Армии через Сиваш. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след – Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.


Рабочие привозят пушки Пугачеву


Начал он все-таки издалека, с полотна «Рабочие привозят пушки Пугачеву». Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны», созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника – «Прорыв польского фронта армией Буденного». Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение – это шаг к новой, более значительной работе.


Прорыв польского фронта конницей Будённого. 1927 г.


Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами – это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», – без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.



«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба – и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга, сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина – народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину «Поединок Пересвета с Челубеем» любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее.


Царевич Иван на прогулке



Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта



Взятие станции Касторная



Конь, запряженный в санки



Московская тройка.



На Мамонтова!



Опричники в Новгороде



Партизаны в белорусских лесах



Разоружение частей Колчаковской армии. 1926



Танки на манёврах. 1934 г.



Выбор места для боя