Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Аргументы по произведению мастер и маргарита. Аргументы на тему «Месть и великодушие» из романа «Мастер и Маргарита» Булгаков

Аргументы по произведению мастер и маргарита. Аргументы на тему «Месть и великодушие» из романа «Мастер и Маргарита» Булгаков

Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, «без приглашения». Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева. А есть такие, чьи книги читать совсем не просто, для них нужен особенный настрой и даже предварительная подготовка. Для меня таким писателем явился М.А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, вошел в ряд подлинных шедевров русской литературы. Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует и высочайшая художественность.

Среди наших писателей послевоенной эпохи Михаил Афанасьевич Булгаков теснее других связан с поисками истины.

Истина... Какое глубокое и емкое слово! Стараясь осмыслить его, мы говорим «истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за все происходящее па земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.

В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека.

Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих - это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.

Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становится главной проблемой романа.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и Бездомного - со встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?» Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет»

Ho развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека зависит от тысячи случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотичном миро? Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.

«В белом плаще, с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа невиновен. Ho Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!». Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Ho в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.

Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Ho он - воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказание не могут заставить изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет «ни власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христа, но это не богочеловек, а тот, кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию.

Ho в мире булгаковского романа появляется и Сатана - Боланд - со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Боланда на окружающее близок автору. Всего на три дня Боланд и свита остаются в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей наготе: «Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги».

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Всевидящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческой природы. Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем предсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни, и можно ли изменить этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Ho Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает страх во имя жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера: «Я погибаю вместе с тобой». Она идет нa самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитав роман, я еще долго размышляла над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты.

Так что же такое истина, по Булгакову? Истина - это ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный выбор жизненных путей. Истина - это всепобеждающая сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер - прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.


Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера - действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, - свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году. Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной. Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства. В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое. Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх. Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

«Месть и великодушие» — одно из самых выгодных направлений, ведь все мы знакомы с этими понятиями и помним немало примеров из литературы, которые могут раскрыть каждое из них. Поэтому важно запастись несколькими аргументами на каждый случай.

  1. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» месть сатаны, на первый взгляд, кажется правосудием. В Москве гуляли литератор Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Они обсуждали антирелигиозную поэму. К ним присоединился неизвестный, по виду иностранец, которого насмешило и даже, кажется, обидело утверждение о том, что бога и дьявола нет, а человек сам своей жизнью управляет. Незнакомец рассказал им историю о том, как Понтий Пилат послал на смерть Иешуа Га-Ноцри за то, что тот высказывался против власти. Потом иностранец предсказал, что Берлиоз лишится головы. Вскоре мужчина попал под трамвай, и пророчество сбылось. Иван Бездомный заподозрил во всём иностранца, пытался поймать его и свиту, но угодил в психбольницу, где у него диагностировали шизофрению. Так, Воланд отомстил людям, которые усомнились в его существовании, и нам не жаль их, потому что они и вправду заслужили наказание за то, что превратили творчество в политическую пропаганду. Но правосудие – это когда все виновники наказываются, а не только те, кто нагрубил судье.
  2. Месть, которую вполне можно оправдать, описывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Незнакомец, который представился Воландом, поселился в квартире Берлиоза, отправив в Ялту сожителя по фамилии Лиходеев, который был директором театра Варьете. Председателя жилищного товарищества дома, где они жили, Никанора Ивановича Босого стали осаждать граждане, желавшие заполучить комнату покойного. Мужчина отправился в квартиру, взял у переводчика Волонда Коровьева взятку рублями и ушёл. Потом Коровьев позвонил в полицию и сообщил, что Никанор Иванович спекулирует валютой. У мужчины нашли доллары вместо рублей и его арестовали. Сатана отомстил герою за заносчивость и корыстолюбие, и давно пора, ведь Никанор всегда пользовался своим служебным положением ради достижения выгоды, и при этом умудрялся презирать своих просителей, которые занимались тем же. Этот урок пошел председателю на пользу, поэтому в данном случае месть может быть оправдана.
  3. Месть может застать человека врасплох, даже если он и не думал, что дал ей повод появиться. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз описывается подобный случай. Степан Лиходеев, которого сатана отправил на другой конец СССР, стал посылать телеграммы из Ялты в театр с просьбой подтвердить, что это он, но финдиректор Римский и помощник Варенуха сочли это за шутку, так как тот человек несколько часов назад находился в Москве. Варенуха хотел идти в милицию, но ему позвонили и сказали этого не делать. Мужчина пообещал, но не послушался, тогда его схватили и потащили в «нехорошую квартиру», где обнаженная женщина пыталась его поцеловать. В итоге его превратили в вампира, и он вынужден был скитаться с шайкой Воланда. Этот пример доказывает, что нельзя всяческими ухищрениями избежать мести. Она может нагрянуть даже в связи с тем, что нельзя считать достаточным основанием для контрудара. Единственный метод миновать возмездия – не делать того, что может его за собой повлечь.
  4. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» демонстрируется пример мнимого великодушия напоказ, в которое люди, тем не менее, охотно верят. Воланд начал сеанс чёрной магии. Он сказал, что люди изменились внешне, и хотел проверить, остались ли они такими же внутренне. Сперва наколдовал дождь из денег, потом кот оторвал голову конферансье, который назвал происходящее фокусом, и вернул её обратно. Далее Воланд организовал магазин, где можно было оставить старую одежду и взять новую, причем, дорогую иностранную обновку. Под переполох и звук марша маг со свитой исчезли, а потом прямо на разодетых дамах испарилась прекрасная одежда. Деньги со временем тоже превратились в то, что едва ли может походить на червонец. Поздно граждане поняли, что подлинное великодушие не кланяется со сцены, не ищет сотен любопытных глаз. Оно преподносится скромно и неприметно, чтобы человек, принимающий его, не чувствовал себя сконфуженным и обязанным.
  5. Настоящее великодушие проверяется в беде. Так, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герой попадает в сумасшедший дом, причем его же друзья и коллеги обвиняют его в помешательстве и спешат поскорее избавиться от него. Никто из них, товарищей и знакомых, не усомнился в правильности подобных мер. Никто не протянул руку помощи. Однако нашелся один незнакомец, душу которого можно назвать великой. В то время как Иван Бездомный разговаривал сам с собой, к нему в окно вошёл человек, который представился мастером и сказал, что утащил ключи у фельдшерицы, но при этом не убегает из больницы, потому что у него нет дома. Поэт рассказал ему свою историю. Мастер сообщил, что Иван встречался с сатаной. Также рассказал о себе: писал роман о том прокураторе и любил замужнюю женщину. В беседе с другим человеком, понимающим и вежливым, Бездомному стало как-то легче на душе, он уже не так боялся своего заточения. Мастер не побоялся прийти и помочь новой жертве прийти в себя. Именно такие поступки являются примерами настоящего великодушия.
  6. Люди далеко не всегда могут оценить подлинное великодушие. Зачастую человек незаслуженно страдает из-за него. Например, в книге М. А. Булгакова прокуратор приговорил к смертной казни молодого философа, который помог ему излечиться от головной боли. Этой страшной участи он был обязан своим высказываниям о Боге, который стоял, в его понимании, выше Кесаря. Понтий Пилат понимал, что Иешуа не виновен, но побоялся пойти против местного духовенства и позволил несправедливости свершиться. Толпа жадно наблюдала за казнью Иешуа и двух разбойников на Лысой горе. А ведь этим людям Иешуа ничего не сделал, более того, кому-то он даже помог. Тем не менее, люди с удовольствием издевались над ним и смотрели, как он истекает кровью. Лишь один верный ученик Га-Ноцри, Левий Матвей, выкрал тело учителя, заодно отвязал и остальные. К сожалению, великодушие подчас обезоруживает человека, и он не может даже себя защитить. А толпа глуха и слепа к истинной добродетели.
  7. Нередко великодушие просыпается в человеке под влиянием любви. Например, М. А. Булгаков описал подобный случай в своем знаменитом романе. Героиня потеряла любимого человека и больше всего на свете хотела его вернуть, но не знала, где его искать. С Маргаритой познакомился Азазелло, намекнув на то, что он знает, где искать Мастера, и пригласил ее на прием к Воланду, дав ей волшебный крем. Конечно, ей было очень страшно, но она храбро превозмогла колебания ради любви. Она намазалась, стала невесомой, и полетела на половой щётке к Воланду. Там Маргарита провела бал, и сатана вернул ей Мастера с его квартиркой и целым романом, который автор до этого сжег. Но чего стоил ей этот бал? Боль, страх, отвращение и жалость – вот чувства, которые едва не разорвали ей сердце. Она даже отказалась от своего желания, чтобы облегчить загробную жизнь Фриды. Теперь героине, убившей своего ребенка, больше не подносили платок – орудие убийства. Воланд оценил великодушие гостьи и вознаградил королеву своего бала. Таким образом, любовь к Мастеру раскрыла в женщине ее добродетели.
  8. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент – суждение, подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность, жизненность нравственных постулатов (охраняйте природу, любите родину, берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать структуру текста-рассуждения:

    тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);

    доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть утверждения);

    микровывод (итог сказанного).

Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного, но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы, затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом. Так, например, после вдумчивого чтения и тщательного разбора романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» у учеников в тетрадях остается добротный материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку:

Проблемы, поднятые

Аргументы, подготовленные обучающимися

Проблема веры

1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера – это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза – героя романа, известного литератора, председателя правления МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и расплачивается своей головой. Берлиоз уходит в никуда, в небытие, потому что, по мнению М. А. Булгакова, каждому воздастся по его вере. (Лесина Е., 11 класс.)

2. Что такое вера? К чему приводит человека безверие? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба Берлиоза – нелепая, внезапная смерть – вот то, что ожидает неверующего человека, убеждённого атеиста. Он ни во что не верил и был наказан ничем – небытием. Иными словами, неверие приводит человека в пустоту, туда, где нет ничего, совсем ничего, а вера, наоборот, ведет его к свету, к лучшей жизни. (Бураншин А., 11 класс.)

3. Может ли вера спасти человека? Над этой проблемой задумывается автор романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Его главная героиня надеется на спасение своего возлюбленного, верит в торжество справедливости, в то, что настоящие «рукописи не горят». Преодолевая трудности, не задумываясь о собственной жизни, она смело идет на все ради возвращения дорогого ей человека. После долгих мучений и бессонных ночей, заключив сделку с Дьяволом и побывав королевой бала Сатаны, она обретает счастье, которое дарит ей Воланд за её безграничную веру и неугасимую надежду. (Салимгареев Б., 11 класс.)

4. Эта проблема раскрывается, по моему мнению, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере двух героев: Берлиоза и Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз, которому от известного композитора досталась лишь фамилия, не верит в Бога, отрицает его существование, «проповедует» ложные истины, за что и прощается с жизнью. А бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, напротив, утверждает, что Бог есть. Определяющей для него является вера в добро. В свое время он сделал то же самое открытие, которое совершил Мастер, написав роман: «Злых людей нет на свете». Рисуя этих героев, автор доносит до нас мысль о том, что вера (это может быть вера не только в Бога, но и в любовь, в справедливость, в свои силы, в добро) у человека обязательно должна быть, потому что она наполняет жизнь смыслом, помогает преодолевать трудности, справляться с невзгодами. (Поддубов А., 11 класс.)

Проблема добра и зла

1. На страницах романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков решает проблему взаимодействия добра и зла. Воланд, мистический князь тьмы, вместе со своей свитой попадает в Москву, чтобы испытать людей и покарать взяточников, предателей, жуликов. Дьявол борется с ними силами зла: кто-то умирает, кто-то сходит с ума. Грань между добром и злом очень тонка, поэтому не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. (Ширко А., 11 класс.)

2. На протяжении всего романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко отражается борьба между добром и злом. Воланд, как представитель темной силы, явившись в Москву, убеждается, что зло, алчность, зависть создали вокруг себя мир, похожий на ад. Население погрязло в пьянстве и разврате. Жадность побеждает разум. На сеансе черной магии в московском варьете он в прямом и переносном смысле раздевает граждан, позарившихся на дармовое «добро», и делает вывод, что люди, как и прежде, любят деньги и только иногда милосердие стучится в их сердца. Зло призвано уничтожать зло, чтобы торжествовало добро. (Закирова А., 11 класс.)

3. Своеобразно решает конфликт добра и зла в своем произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве, в которой существуют ложь, недоверие к людям, зависть. Фантастическое зло в романе, представленное в образе Воланда, наказывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, Никанор Босой, Александр Рюхин. Мы узнаем, что Лиходеев, хорошо известный в культурных высоких кругах Москвы, - опустившийся бездельник, пьяница и развратник; Босой - буфетчик варьете – плут и вор; поэт Рюхин – «балбес и бездарность». Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. (Гадыльшина Э., 11 класс.)

4. Будет ли зло в нашем мире наказано? Восторжествует ли в нем добро? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В одном из эпизодов произведения мы сталкиваемся с журналистом Алоизием Могарычем, который пишет донос на Мастера, стремясь «переехать в его комнаты». На некоторое время он действительно поселяется в подвальчике своего бывшего приятеля. Но вскоре Могарыч лишается неправедно нажитого имущества. Зло наказывается. Подтверждается мысль, высказанная еще в Библии: каждому воздастся по делам его. (Бураншин А., 11 класс.)

Проблема любви

1. Проблему истинной любви не раз поднимали в своих произведениях русские писатели. Ярким примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем мы видим двух любящих друг друга людей, именами которых названо произведение. Однако их светлое чувство раскрывается автором по-разному. Мастер не готов бороться за свою любовь. Попав в психиатрическую больницу, он надеется, что Маргарита забудет его, нищего и больного. Главное для него - это благополучие любимой. Он не хочет обременять ее. Маргарите же гораздо важнее быть рядом с возлюбленным. Она, несмотря ни на что, борется за свое счастье и побеждает. (Копнина А., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков поднимает проблему любви. Он показывает истинную любовь Мастера и Маргариты. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Счастье любимой для Мастера главнее всего. Маргарита продает душу дьяволу ради Мастера, делает все возможное во имя любви. Воланд, сатана, вознаграждает Маргариту за милосердие к Фриде, несчастной женщине, удушившей своего ребенка, и возвращает ей Мастера, подарив им вечный покой. (Артамонова Т., 11 класс.)

Проблема ответственности

1. В «закатном» романе М. А. Булгаков поднимает важную проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству. Так, председатель МАССОЛИТа Берлиоз, человек образованный и неглупый, вяло плывет по течению жизни, так как боится потерять свою должность и общественные привилегии. Его не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он не верит ни в Бога, ни в дьявола, и за это несет наказание. «Каждому будет дано по его вере», - говорит Воланд и лишает жизни Берлиоза за его самоуверенность и атеизм. (Бикбулатова В., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков говорит об ответственности. Его герой, могущественный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, считающий себя не только жестоким, но и справедливым, проявляет слабость и трусость, отправив на казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимает, что Иешуа несет людям добро, видит в нем целителя душ, но из-за боязни потерять власть идет против самого себя, против своей совести. Пилат мог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого, поэтому ответственен за свой выбор и наказан за него высшими силами. (Ишимбаева Е., 11 класс.)

3. Ответственность – та черта характера человека, которая облагораживает его, делает духовно прекрасным. Именно ее лишен Понтий Пилат, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он, прокуратор Иудеи, побоялся взять на себя ответственность за отмену смертного приговора Синедриона Иешуа Га-Ноцри. Именно попытка избежать ответственности привела к тому, что странствующий философ, несущий добро, был несправедливо казнен. Ответственность – вот краеугольный камень всего лучшего, светлого, праведного. (Уразбаев Р., 11 класс.)

Таким образом можно организовать работу по любому произведению, а если начинать её с пятого класса, то к окончанию одиннадцатого у школьников будет солидная база аргументов для подготовки к ЕГЭ.

Умение связно мыслить, а также выразительно говорить или писать, пригодится ученикам не только на уроках литературы и русского языка, но и на всех других предметах без исключения. Понадобятся и навыки компрессии (представлены в таблице) – сжатия текста. Все эти умения необходимы на ЕГЭ по любой дисциплине, относятся к метапредметным и составляют деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции.