Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кого и за что наказывает свита воланда. Кого и за что наказывает воланд

Кого и за что наказывает свита воланда. Кого и за что наказывает воланд

Ну что же, они -люди как люди. Любит деньги, по ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны; ну, что ж? и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос таимо испортил их.
Слова Воланда, взятые в качестве эпиграфа, сказаны им после наблюдения нравов и образа жизни москвичей. Но мессир не остановил действия своей свиты, а продолжил свои наблюдения. Свита же его просто создавала ситуации, в которых люди наиболее ярко проявят свои качества. И, наблюдая их, Воланд смог сделать такой вывод.
Конечно, он мог бы увидеть это и в обыкновенной жизни москвичей, только наблюдая за ними со стороны. Ведь всякое вмешательство может изменить не просто жизни отдельных людей, но и историю всего народа.
Однако, как мы дальше видим, у таинственного гостя столицы были свободны только несколько дней. Он приехал на встречу, которая происходит раз в сто лет и после нее спешно должен уехать. И, чтобы увидеть, как люди ведут себя в определенных условиях, свита и создает эти условия специально для отдельных людей и для целой группы в «пол-Москвы». Но в результате попадающие в эти условия люди гибнут или попадают под следствие, или в психиатрическую лечебницу. Действительно ли так жестоки эксперименты таинственных гостей столицы? Спасся ли хоть кто-нибудь от этих испытаний?
Свита незваного гостя, хотя и недолго пробыла в Москве, однако успела познакомиться с большей частью города. И каждый человек в большей или меньшей степени пострадал от них. Если объединить всех пострадавших в группы, то мы увидим, что на сеансе черной магии в варьете мессир объяснил все причины, по которым простые обыватели Москвы стали его жертвами: чрезмерная любовь к деньгам, любопытство, легкомысленность и квартирный вопрос.
Возьмем, к примеру, председателя жилтоваршцества Никанора Ивановича Бо-сого/Гибель одного из жильцов его дома стала для него лишь новым случаем подзаработать денег. Не напрасно его встречали в коридорах, брали за руки, таинственно заглядывали в глаза и задушевно шептали на ухо. Всем известна была продажность председателя, а он только ждал самого выгодного предложения. К его безмерной любви к деньгам примешивается и легкомыслие. Увидев неожиданно большую сумму, Никанор Иванович совершенно не обратил внимания на обстоятельства, которые всем бросались в глаза: внешний вид предложившего деньги человека. Он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно. И неожиданно у человека появилась совесть и продолжила его мучения. Ведь страшные сны, мучавшие Босого в больнице, были результатом того, что ему стало стыдно за свои дела. Как сказал мессир черный маг, в общем, человек он был неплохой. Однако, он не был и хорошим человеком. Итак, Босой стал жертвой собственной жадности.
Театр варьете был полон зрителей. Но никто из них не удивился ни посыпавшимся с неба червонцам, ни внезапному появлению на сцене великолепного дамского магазина. Именно желание без труда получить желаемое и легкомыслие толкало на сцену женщин и даже мужчин. Никто из них не задумался, за что он может получить такое благо: безмерное количество денег и необыкновенные вещи, которые невозможно купить в московских магазинах. Только высокий чиновник пожелал разоблачения. И женщины, сопровождавшие его, не бросились в «магазин». Эта группа была в отстранении от массы людей. Высокий пост позволял ему иметь все желаемое. И он потребовал категорически разоблачения. И получил его. Разоблачили его самого, чем обеспечили ему большие неприятности дома и, вероятно, на службе. Снова человек сам был повинен в собственных несчастиях. Ему очень хотелось всенародно оскорбить и унизить чародея. Видимо, это доставляло ему большое удовольствие и дома, и на службе, и в театр в тот день он пришел лишь ради этого. И он получил возможность почувствовать себя всенародно оскорбленным.
Примером жертвы другого рода можно представить Ивана Бездомного. Он, напротив, очень внимательный и недоверчивый. Встретив подозрительного незнакомца, он старается установить его личность, чтобы «доложить куда следует». И все же Иван становится первой жертвой мастеров черной магии. Увидев внезапную смерть Берлиоза, Иван понял, как нелепы могут быть утверждения человека о его способности управлять миром. Затем Иван запутался до того, что не мог уже управлять даже собственными мыслями и желаниями. Иван стал жертвой не Во-ланда, но самого себя. Так же и другие жители Москвы стали жертвами собственной алчности, глупости, эгоизма. -.
Во всей Москве Воланд с компанией нашел лишь одну чистую и бескорыстную душу. Только один человек получил от него то, что хотели получить все. Это была Маргарита, искренно полюбившая Мастера и желавшая для себя только одного: возможности наслаждаться покоем любимого человека, и, хотя, по мнению Волан-да, Мастер не был достоин такого, Маргарита заработала это для него. Но покой среди людей невозможен. И Маргарита со своим Мастером покинули людей, землю и отправились вслед за странной группой, неизвестно, откуда появившейся и неизвестно, куда ушедшей.

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

Выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения - не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .

Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд?

За что?

Как?

Берлиоза

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.

Ивана Бездомного

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стёпу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту

Администратора Варенуху

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

За взяточничество

Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу

Барона Майгеля

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

Буфетчика варьете

За жульничество, воровство и скопидомство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Доктора Кузьмина

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

Он хапуга

Вышвыривают из квартиры

Финдиректора варьете Римского

За бюрократизм

Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой

Театрального начальника Семплеярова

За многожёнство

Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

Расправиться с людскими пороками;

Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Художник создавал его на протяжении 12 лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму , Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы послереволюционной Москвы и москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов, которые очень хорош знал. Кроме того , Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома , продавцов и просто уличных зевак.

В романе свое отношение к современникам и коллегам писатель выражает с помощью свиты Воланда. Эти герои судят и наказывают порочных москвичей, восстанавливая справедливость, которой нет в реальной жизни Москвы 20-30 годов.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления, приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы понимаем , что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти. Булгаков показывает нам, как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя.

Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко, он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры , а настоящего поэта от подделки. Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек , - поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду и его помощникам остается только одно – убить тело Михаила Александровича.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту, Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка , либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение, большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали. Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что герой всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым.

И этот герой был справедливо наказан свитой Воланда. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он принял взятку советскими червонцами, которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей , Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья, забыв обо всем на свете: «И , и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось, - шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, они падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, как метко и иронично замечает Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость, сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому за надоедливость оторвали голову.

Таким образом, свита Воланда творит в Москве справедливый суд, наказывая москвичей за все их недостатки. Эта кара – последняя надежда и Мастера , и самого автора. Только Дьявол может защитить и поставить на место зарвавшихся жителей Москвы, погрязших в своих пороках…

Разделы: Литература

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
  3. Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1 >,<Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
  4. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
  5. Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1 >
  6. Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2 >

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль )
Добро и зло.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то, что в правом эпиграфе задаются вопросы Почем у, зачем , откуда зло ? )

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.

Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.

2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»

В презентации:

Дом-музей Булгакова в Киеве.

Приезд Булгакова в Москву.

Булгаковский дом в Москве.

На Патриарших

Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).

Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?

(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)

Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у

Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)

Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд и его свита?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!

Список литературы:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
  2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
  3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
  4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
  5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
  6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
  7. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.

Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис-тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна-жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро-мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.

Первой жертвой свиты Воланда становится Берли-оз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точно-стью. Чтобы понять, почему он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Раз-говор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.

Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясня-ет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлио-за никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма — не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный — не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашед-ший, к счастью, в финале свой истинный путь.

Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в ро-мане Мастер, для которого творческая свобода — вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Бер-лиоз.

Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель по-лучает, ознакомившись с описанием «Дома Грибоедо-ва». Красноречиво говорят о содержании деятельно-сти литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. «Рыбно-дачная секция», «Од-нодневная творческая путевка», «Квартирный во-прос» — это лишь некоторые из них. Ресторан в «Гри-боедове» «считался самым лучшим рестораном в Мо-скве», потому что он отличался «качеством своей провизии» и тем, «что эту провизию отпускали по са-мой сходной, отнюдь не обременительной цене». Ма-териальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают «наиболее талантли-вые» литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту орга-низацию нельзя было вступить, не имея «литератур-ного таланта».

Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответствен-ный руководитель, вся жизнь которого состоит из по-сещения увеселительных заведений и прочих развле-чений. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!» — так характеризует Степу Коровьев. «Он такой же ди-ректор, как я архиерей»,— присоединяется к нему Азазелло.

Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Бо-сой, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице». Воланд говорит о нем, что он «выжига и плут». В предложении «переводчи-ка» «заключался ясный практический смысл», по-этому Босой и приял его. За взяточничество, злоупот-ребление служебным положением наказан Босой. «... брал! Брал.... Прописывал за деньги, не спорю, быва-ло», — признается он.

Не проходит свита Воланда и мимо администрато-ра Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя «перевоспитание», Иван Савельевич приобрел всеоб-щую популярность и любовь за свою невероятную от-зывчивость и вежливость.

Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, «отоварившиеся» в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует об-нажение пороков.

Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разобла-чает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председа-теля акустической комиссии, изображающего из себя «интеллигентного и культурного человека» и беруще-го без зазрения совести под весьма сомнительное по-кровительство «хорошеньких девиц». Позже на до-просе ему пришлось рассказать «и про Ми лицу Анд-реевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыра-зимые муки» и чем нечиста была его совесть.

Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав ста-тью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в же-лании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мас-тера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.

Удивительное превращение происходит с предсе-дателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали репли-ки вроде «не принимаю», «вы чего без доклада влезае-те», «я занят». Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.

Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, «вконец разваливший облег-ченные развлечения». «Очки втирал начальству!» выдает его коллега.

Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилиа-ном Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. «В чем же было дело? В одном — в кварти-ре»,— сообщает о нем автор. Поплавского «мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее вре-мя, что он стал даже худо спать». Смерть Берлиоза по-казалась ему отличным шансом реализовать свои дав-ние намерения. Максимилиан Андреевич готов был «невзирая ни на какие трудности… унаследовать квартиру племянника на Садовой». Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достиже-ния корыстных целей. За корысть он и поплатился.

До смерти напугали проделки нечистой силы бу-фетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и об-мане посетителей буфета.

Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притво-ряться «весьма искусно», ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь «камушки-то... выковырять» или «распилить ее на куски», У схва-ченной с поличным Аннушки наглость сразу пропада-ет, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое «мерси».

Лицемер же Николай Иваныч не случайно превра-щается в борова. Изображая из себя добропорядочно-го семьянина, он не прочь при этом завести отноше-ния с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Воз-вратившись с бала сатаны, он требует удостоверение «на предмет предоставления милиции и супруге», но позже оказывается арестованным «исключительно по глупости своей ревнивой» жены. На допросе Николай Иваныч «не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой».

Жертвой свиты Воланда становится также Смир-новский рынок, на котором цены «кусаются» и обслу-живаются только обладатели валюты, в основном го-ворящие на чисто русском языке.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, хан-жество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.