Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Знакомство детей с понятием музей. Презентация "Я поведу тебя в музей"

Знакомство детей с понятием музей. Презентация "Я поведу тебя в музей"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Всеволодовская сош №42

Методическая разработка

сценария внеурочной деятельности

«Знакомство со школьным музеем»

для 7-летних детей /1 класс

победитель ПНПО 2008г
Осинина Т. И.

Ногинск-5

2016 год

Тема урока . Знакомство со школьным музеем.

Цели урока . Знакомство с экспонатами музея.

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Оборудование: экспонаты музея, магнитофон, шерстяные нити, ножницы, образцы кукол из нитей.

1). Орг. момент . Учитель приветствует детей, проверяет отсутствующих. Затем задаёт вопросы детям. Беседа происходит перед входом в музей.

Ребята, как вы думаете, зачем мы сюда пришли?

Как называется наш музей?

Что такое музей?

Ответы учащихся.

Правильно, наш музей называется «В гостях у прошлого». Здесь собрано много экспонатов (предметов, вещей), которые рассказывают нам о том, как жили наши предки (те люди, которые жили до нас). Мы пришли сюда для того, чтобы познакомиться с историей и культурой русского народа. Здесь очень много интересных вещей и предметов: иконы, священные книги, одежда, предметы быта, монеты, игрушки. Сегодня мы начинаем длительное путешествие по нашему музею, которое будет продолжаться до окончания вами школы. Это связано с тем, что невозможно рассказать обо всём за несколько занятий.

Ребята! Давайте представим себе, что мы находимся сейчас на « Машине- времени» и с помощью её сможем перенестись в прошлое. Открываем дверь и переносимся в…

Звучит русская народная песня «Барыня-сударыня» (1-й куплет)

Куда мы попали?

Вам здесь нравится?

Что вам наиболее интересно?

Ответы учащихся.

2). Учитель размещает детей так, чтобы всем были видны экспонаты.

Сейчас мы с вами коротко познакомимся с основными разделами музея.

Мы видим с вами домашнюю утварь: посуду, утюги, ухват т. д. Всё это использовалось нашими предками в повседневной жизни. Люди старались скрасить обыденность будней и для этого украшали предметы быта. Посмотрите, перед вами кувшин, который изготовлен в 1825 году. Подобную посуду изготавливают сейчас на родине этого экспоната АОО «Гжель». Это предприятие находится в нескольких километрах от нашего городка. Я думаю, что вряд ли среди вас найдётся человек, который скажет, что ему эта посуда не нравится. Своеобразие гжельского промысла состоит в том, что в оформлении изделий используются сине-голубые цвета.

Ребята, а у вас дома есть такая посуда? Она нравится вам?

Ответы учащихся.

Да, конечно, все гжельские изделия хранят душевное тепло тех, кто трудился над их изготовлением.

Сегодня мы начнём знакомство с раздела «Народная игрушка».

Вы любите играть?

Какие игрушки у вас любимые?

Посмотрите, что размещено вот на этом стенде?

Ответы детей.

Это игрушки наших прабабушек и прадедушек. Здесь есть куклы игровые (в которые дети играли) и есть обрядовые (которые являлись непременным атрибутом многих обрядовых действий). Сегодня вы будете своими руками мастерить куклы из нитей и сможете с ними поиграть. Это будет ваш сувенир на память о первом посещении музея.

3). Практическая работа.

На демонстрационном столе находятся куклы из нитей разных размеров и форм и всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

На столах учащихся находится всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

Ребята, нам предстоит создать куклу из нитей. Всё необходимое для этого находится на ваших столах. Подумайте что ещё нам нужно?

Ответы детей.

Смекалка нужна?

Усердие и трудолюбие нужны?

Хорошее настроение нужно?

Желание сделать куклу качественно?

Помощь друга по парте нужна?

Знание правил безопасности при работе с ножницами нужно?

Кто назовёт эти правила?

Какие загадки знаете о ножницах?

Ответы детей.

А теперь мы устраиваем конкурс. Кто будет самый активный и создаст самую лучшую куклу, тому достанется приз (кукла из моей коллекции).

I раунд-теоретический.

Посмотрите на образец готовой куклы и скажите, как её можно создать из того, что есть у вас на партах?

Ответы детей.

Учитель анализирует ответы детей и демонстрирует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

II раунд-практический.

Дети под руководством учителя поэтапно создают куклу. Учитель использует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

Во время работы тихо звучит русская народная песня «Калинка».

III раунд-награждение.

Самый активный и талантливый ребёнок получает приз.

4). Рефлексия.

Приобщение детей 4-6 лет к миру прекрасного и музейной этике. Подготовка к первому походу в музей - советы педагога-искусствоведа.

Педагог-искусствовед Н.Л. Кульчинская на основе своих наблюдений и общения с детьми и родителями предлагает несколько своих размышлений об эстетическом . Теоретическая работа подкрепляется разнообразными играми, доступными в наших условиях. Все это поможет психологически подготовить ребенка для такого культурного мероприятия, как поход в музей.

Первое посещение музея в детстве запоминается на всю жизнь, оно связано с ощущением тяжелой двери, с трудом подающейся навстречу, с необычным, каким-то загадочным запахом...

Мама-москвичка решила повести своего четырехлетнего сына в Третьяковскую галерею. Решено было начать с зала, где висели ее любимые картины художника И. Айвазовского. Однако по пути в зал ребенок отвлекался - ему было интересно буквально все, он задавал вопросы, тянул маму то в одну, то в другую сторону, и когда они дошли до нужного зала, оказалось, что малыш устал и эмоционального отклика на любимые мамины произведения, которого от него ожидали, не произошло.

Причин неудачи несколько, и все они связаны с тем, что два мира - мир детства и мир искусства - пришли в соприкосновение, имея свои собственные законы, особенности и язык.

Задумывались ли вы над тем, что существующие музеи сформировались как "взрослые" учреждения? Специфика среды музея с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - создает наиболее комфортные условия для взрослого зрителя и вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь дети 4-6 лет еще не зрители. Им только предстоит зрителями стать. Так что же, ждать, пока ребенок вырастет?

Отнюдь нет. Музейная этика легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее; отсутствие же этого опыта в зрелом возрасте приводит к тому, что человек реализует, как правило, детскую схему поведения, т. е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, даже не приступая к углубленному восприятию.

Родители еще не знают, кем будет ребенок, когда станет взрослым, но им хочется развить его творческие способности, воспитать отзывчивость ко всем проявлениям красивого в жизни, привить любовь к искусству. И, конечно, они совершенно оправданно в первую очередь обращаются к опыту музея.

Но тут сразу возникают вопросы: возможно ли развивать и обучать ребенка тому, в чем ты, родитель, не являешься специалистом. И еще: как быть, если семья живет не в большом городе, где есть музеи и парки со скульптурой, а в деревне или маленьком поселке? Наконец, не принесет ли больше вреда, чем пользы, первая неудавшаяся попытка привести ребенка в музей?

Многолетний опыт показывает, что главный залог успеха - готовность отправиться в путь постижения прекрасного, мира искусства вместе с ребенком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру. Учиться вместе с ним, обогащая его собственным жизненным опытом, часто учась у него свежести восприятия, нестереотипности мышления, образности сравнений и наблюдений. Важно также знать, что прежде чем вы отправились с ребенком в музей, нужно научиться видеть красивое в окружающей вас среде, в природе.

На этом первом этапе сельские жители оказываются в более выгодном положении, чем городские. Природа в разное время года дает замечательную возможность для наблюдений, внимательного вглядывания, близких и дальних путешествий, во время которых можно выполнять задания по развитию эстетического и художественного восприятия, используя предложенные нами и придумывая свои собственные игры (см. сс. 68-71).

Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на занятия - беседы, наблюдения, творческие задания и экскурсии на природе, дома, а затем в залах краеведческого или биологического музея.

Путешествие первое. Форма

Наблюдая за детьми 4-6 лет, можно заметить, что они полны интереса к окружающему миру и желания экспериментировать в нем. В это время в ребенке обнаруживается ярко выраженная связь, "родство" с окружающим миром - растением, животным, персонажем сказки. Способность к одухотворению окружающего делает его чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

Красота простейших природных форм. Поиск-игра. Занятия на природе начните с вопроса ребенку: может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя? Услышав ответ (например, бабочка, цветок, листик), вместе внимательно рассмотрите цветок, полюбуйтесь его яркой окраской, нежной линией изогнутого стебля.

Предложите, закрыв глаза, понюхать цветок, пощупать глянцевую поверхность листьев и ощутить пушистость стебля, посмотреть на просвет лепестки цветка с тонкими прожилками. Сравните цветок с бабочкой и заметьте, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка и расходятся от спинки так же, как у цветка лепестки идут от его сердцевины.

Любоваться красотой природы - закатом солнца, окраской листьев и цветов, расцветкой насекомых, радужными тенями на снегу - в разное время дня можно бесконечно. Однако нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Чтобы это произошло, взрослым необходимо как можно чаще обращать внимание на красоту природы, поощрять самостоятельные открытия, разделять радость от увиденного. Во время прогулок можно рассматривать очертания высыхающих после дождя пятен на асфальте, бегущие по небу облака, меняющийся рисунок пены на поверхности воды, морозные узоры на стекле, прожилки камня или трещины на кафеле. В их контурах спрятаны самые причудливые образы - герои сказок, фантастические и реальные животные и птицы, портреты и силуэты людей и многое, многое другое.

Внимательное рассматривание раковин на берегу моря, любование камнями увлекают детей и взрослых. В лесу причудливо переплетенные сучья и корни, деревья, покрытые снегом, также могут стать толчком к развитию фантазии и воображения. Развитию восприятия и образного мышления помогают вопросы и творческие задания, с которыми взрослые обращаются к ребенку: "Скажи, на что похоже? Что тебе это напоминает? Сравни, найди общее, скажи, чем отличается, угадай, объясни, придумай и т. д.".

При первом знакомстве ребенка с кисточкой и красками необходимо показать, как ими правильно пользоваться, как смешивать цвета на палитре для получения новых, например, зеленых (синий + желтый), оранжевых (красный + желтый), сиреневых (синий + красный), а также как обращаться с белилами для получения мягких и нежных оттенков.

А это тебе знакомо? Знакомство с формами природы, их своеобразием и выразительностью можно продолжить, рассматривая вместе альбомы, слайды, фотографии, гербарии и коллекции бабочек, минералов, ракушек, марок с изображением рыб, животных, растений и птиц. Эти наблюдения доставляют детям большое удовольствие. Во время таких совместных занятий не обязательно выстраивать подробный диалог, но один вопрос задать необходимо: скажи, что тебе особенно понравилось из всего, что мы увидели?

У нас все получается . Разумеется, занятия предполагают создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо создавать и поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, приветливое и уважительное отношение к ребенку независимо от его успехов. Дети тонко чувствуют и поддерживают юмор. В группе необходимо отказаться от выдвижения и поддержки лидера. Своим, даже неосознанно выраженным, предпочтением одного можно тормозить развитие других.

Развитие эмоций . Развитие в ребенке эмпатических эмоций: сочувствия, сопереживания, содействия, воспитание в нем добрых, гуманных чувств к окружающему поможет оценить "красивое", выявить общность живого и неживого, человека и вещей, им созданных, почувствовать себя частью окружающего мира.

В дальнейшем, вне специальных занятий, необходимо обращать внимание ребенка на страдание или боль животных, вызывая в нем сочувствие, желание прийти на помощь.

Путешествие второе. Цвет

Цвет везде вокруг нас. Умеем ли мы различать оттенки в освещенном по-разному небе - ясном, пасмурном, во время заката, перед грозой? Замечали ли вы, сколько оттенков зеленого цвета на одной лишь небольшой лесной поляне?

Цветные тени . Зима - это снег, и взяв на прогулку с собой яблоко, апельсин или простую варежку, бросьте их на снег - вот когда можно увидеть цветные тени. Рассмотрите их вместе с ребенком. При хорошем освещении достаточно поднести к шее яркую материю или книгу в яркой, однотонной обложке и подойти к зеркалу. Вы увидите цветную тень на подбородке. Такие простые эксперименты запоминаются детям в их первом знакомстве с цветом. Как правило, подобные занятия дают толчок детскому воображению, которое начинает работать в этом направлении, придумывая свои собственные игры.

Восприятие цвета . Знакомство с цветом для маленьких детей - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?

Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый - это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый - грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Из 70 опрошенных нами детей 68 предпочли пять цветов: красный, голубой, розовый, желтый, оранжевый. И только 2 - фиолетовый и черный. Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, то выбор падает на теплые, яркие тона.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: "зеленая трава", "голубое небо", "синее море". В самих этих сочетаниях угадываются "штампы", или "сенсорные эталоны", выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими "сенсорными эталонами". С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах "детского восприятия", то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика - все это пути и способы исследования окружающего мира.

Цвет и звук . Дошкольный возраст - это самое подходящее время, чтобы дать ребенку почувствовать, как близки понятия звука и цвета. Задумывались ли вы о том, как звучат цвета, или, если так можно выразиться, какого звука каждый цвет? Согласны ли вы с такими наблюдениями:

  • "Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
  • Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее даст элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали.
  • В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее - виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа..."

Этот небольшой фрагмент из статьи Василия Кандинского "О духовном в искусстве" приоткрывает нам еще один путь знакомства со свойствами цвета. Можно ли ввести в этот чудесный мир ребенка? Как это сделать? Играем в "Лоскутки и колокольчики" (см. с. 69).

Занятия-игры по развитию восприятия цвета и формы у детей 4-6 лет являются хорошей подготовкой к посещению музеев, знакомству с произведениями искусства.

Путешествие третье. Музей

Мы знаем, что маленькому ребенку при знакомстве с новым объектом необходимо входить в контакт с ним.

Лицом к музею . Наше первое знакомство с музеем начинается еще на улице, перед фасадом здания. Если здание музея дворцового типа, особняк или деревянный дом с красиво выполненным декором, необходимо обратить внимание на все детали оформления. Можно задать несколько вопросов: знает ли ребенок, что такое музей, что в нем находится, хочет ли он посмотреть, что там, как выглядят скульптуры и картины? Такой прием в музейной педагогике называется актуализацией. Конечно, на все вопросы вы ответите сами, но вы наверняка возбудите в ребенке интерес - основную движущую силу познания нового. Путешествие детей в чудесную страну - музей, где все красиво и необычно, будет продолжаться и в залах. Дошкольники постепенно познакомятся с убранством комнат - росписями стен и потолков, полами, выложенными паркетом или мрамором, торжественными дверями, украшенными бронзой, дверными ручками... Детям предлагается игра-поиск красивого в музее, во время которого они вспоминают, сравнивают: на что похоже, что напоминает, и обживают новое пространство со знаком "плюс".

В каждом музее, устроенном с любовью, можно найти "красивое" - резные наличники окон, гладкую поверхность отполированного дерева, цвет стен; даже поскрипывающие ступеньки лестницы могут дать возможность пристального вглядывания, вслушивания и любования, то есть всего того, что создает неповторимость именно этого места.

В первый раз можно познакомить детей с убранством музея в целом (особенно если музей небольшой) и дать возможность, придя домой, порисовать. Хотя желание у ребенка может прийти и позже.

Можно избрать и другой путь - полюбоваться убранством одного зала и перейти в другой с картинками или скульптурой на тему древнегреческих мифов, с сюжетами сказок.

Ожившая статуя . Наблюдая за детьми в залах музея в тот момент, когда они рассматривают незнакомый рельеф, скульптуру, можно заметить, что они спонтанно пробуют принять позу статуи.

Ребенку недостаточно зрительного восприятия и рассказа взрослого, он использует моторное движение как способ постижения нового. Спонтанное пластическое уподобление - своего рода "ожившая" скульптура или картина.

Антракт . Дети 4-6 лет быстро утомляются, поэтому после первых 10-15 минут лучше сесть на банкетку и рассказать или почитать ребенку миф (заранее подготовьтесь), а затем найти произведение, в котором он передан.

Путешествуя с ребенком по музею, вы в течение 20-30 минут осуществили игру-поиск, почитали, поиграли в ожившую скульптуру, порисовали и, таким образом, использовали еще один педагогический прием - смену разных видов деятельности. Переключение снимает усталость, однако, впечатлений так много, что лучше не перегружать малыша и, уходя из музея, обязательно дать ему перекусить заранее приготовленными яблоком или бутербродом.

За 20-30 минут первого знакомства с музеем ребенок должен почувствовать главное - в музее много нового, интересного, здесь можно заниматься любимыми вещами - играть, слушать сказки, рисовать. Если у вашего чада появится устойчивое желание прийти сюда еще раз, значит ваши усилия не пропали даром.

Про живопись . В следующий раз можно продолжить знакомство с музеем в залах живописи.

В возрасте 4-6 лет дети легко усваивают понятие жанров - портрет, пейзаж, натюрморт. Но важно знать, что они воспринимают картину не в целом, как взрослые, а через детали. Если вы попросите рассказать ребенка, что изображено на картине, он очень скупо будет перечислять то, что видит, радуясь, узнавая знакомые предметы. Часто дети обращают внимание на второстепенные для произведения, но эмоционально значимые для них детали, так как они являются толчком для ассоциаций, связанных с их личным опытом.

Так, например, в картине французского художника XVII века Клода Лоррена "Похищение Европы" дети отмечают девушек, плетущих венки, корабль и камень на переднем плане, который огибает струя воды, образуя бурунчики. Дети сразу вспоминают о лете, рассказывают, где и с кем его проводили и "тоже видели камень и как вокруг него маленькие волны..."

Воспоминания о лете, как правило, самые приятные для детей. Часто сюжет картины, давая толчок к этим воспоминаниям, провоцирует еще одну особенность детского восприятия, которую можно назвать самопроекцией. Так, у картины Клода Моне "Стог сена в Ниверии" дети как бы помещают себя в картину, они говорят о том, что им нравится - стог сена, потому что в нем можно прятаться или съезжать сверху; они воображают себя персонажами картины, и это помогает им на эмоциональном уровне почувствовать художественный образ - летний день, длинные тени от деревьев, трава и цветы - все это манит ребенка "войти" в художественное пространство, стать ее частью.

Другие музеи . Не менее интересными для детей могут быть походы в естественно-научные музеи. Каждый музей обладает своей спецификой, говорит с нами своим особенным языком. Естественно-научные музеи - Биологический, Зоологический, Палеонтологический с заложенной в них идеей развития всего живого на Земле учат нас логике и обобщению, тогда как художественные обращаются в первую очередь к нашим чувствам и эмоциям.

Возвращаясь к вопросам, поставленным в начале статьи, мы думаем, что теперь вы сами сможете ответить на них.

Н.Л. Кульчинская, кандидат пед. наук, искусствовед
А.А. Кульчинская, художник-педагог
Статья из журнала "Человечек"

Комментировать статью "Я поведу тебя в музей? Как подготовить ребенка к первому походу в музей"

Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально...

Обсуждение

По поводу Эрмитажа с детьми и вообще посещения Эрмитажа: всё возможно и даже будет детям интересно, если поставить конкретную цель - что посмотреть. Одно дело пробежаться по залам и сказать "я был здесь", но при этом понятно, что по всему пробежаться невозможно и утомительно, а другое дело конкретные залы. Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Потом в нашем плане был зальчик, посвященный войне 1812 года (как я поняла, это не постоянная эспозиция), и поскольку у старшей в школе как-то эту тему затрагивали, то пошли туда. Потом в тронный зал (ну,понятно, что детям это интересно), ну и папа захотел посмотреть импрессионистов. На большее не хватило ни детей, ни взрослых, но при этом остались незамученными и довольными. Я считаю, что любой большой музей только так и можно смотреть.
Наши друзья, сами питерцы, только так и посещают. Съездили, например, в Голландию - побывали там в музеях живописи - захотелось посмотреть коллекцию голландцев в Эрмитаже и тд и тп.
И вот только один минус у Эрмитажа: очень плохо там организовано со входом и билетами.

Если у вас редкие, просто исключительные 5-летки, предпочитающие тихое разглядывание картин и предметов интерьера всем развлечениям - вэлкам в Эрмитаж. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально перенасыщенное и непонятное место. Просто жалко целый день из недолгой поездки тратить на то, что ребенка не обрадует, а только утомит, скорее всего.
Я основываюсь на собственном опыте, мы прожили в Питере 5 лет: мои 2-3 класс (сестре, соответственно, было 4-5 лет) и мои 9-11 классы (сестра была в 3-5). Родители у нас очень активные, мы побывали везде, но если Петергоф я "из детства" вспоминаю с восторгом, как необыкновенное, волшебное место, то про Эрмитаж я помню три вещи - невообразимого размера очередь, лестница и гудящие ноги. Конечно, в более старшем возрасте я "прониклась", но в 5-7 лет мне это точно было не надо.
Проверено на моей дочке - музыкальной, рисующей, обожающей ходить по музеям - в 8 лет, когда мы в Питер на 2 дня приехали, я даже и не предлагала ей туда сходить (зато Зоологический музей и шоу дельфинов у нас "на ура" пошли). В 12-13 лет Эрмитаж в ее планах на 2-недельную поездку в Питер стоял на первом месте (на втором - японская выставка в музее артиллерии:), а Петергоф - на третьем). Через час-полтора "прогулки" по нему детка заныла, что больше не может и зачем ее вообще сюда понесло, лучше бы просто по городу лишний день погуляли... и, вспоминая себя, я ее понимаю.

Обычно музей это место, где на экспонаты даже дышать не разрешается. В «Экспериментариуме», который мы посетили вместе с нашими ребятами из Печатников, все совсем по-другому. Здесь главное правило – трогай и испытывай! О чем, не скрывая радости, сообщают экскурсоводы при первой встрече.

Музей совсем новый, открылся весной 2011 года. Для России подобные учреждения это еще что-то не совсем типичное, не правда ли?! В ряду крупных интерактивных центров можно назвать «Лунариум» в Большом Планетарии Москвы http://www.planetarium-moscow.ru/in-the-planetarium/lunarium/ , «Умникум» на Лиговском в Питере http://umnikum.com/main/ , Игротеху в Политехническом музее http://eng.polymus.ru/rv/?s=54 . Чести ради надо вспомнить и о ленинградском «Доме занимательной науки», открытом еще в 1935 году Яковом Перельманом (да-да, тем самым знаменитым популяризатором науки), но безвозвратно утерянном во времена блокады…

В Европе и США примеров побольше будет, да и помасштабнее они: датский «Экспериментариум» http://www.experimentarium.dk/ , шведский «Том Титс Эксперимент» http://www.tomtit.se/Russian/ , финская «Эврика» http://www.heureka.fi/portal/englanti/russian/ . В Сан-Франциско есть эталонный «Эксплораториум» http://www.exploratorium.edu/ , в Чикаго — Музей науки и промышленности http://www.msichicago.org/ , в Вашингтоне целый Смитсоновский городок.

Но верю, у нас все впереди!

И прежде чем мы наконец-то отправимся навстречу занимательной науке, расскажу парочку примечательных фактов. Музей расположился в здании машиностроительного завода «Знамя» в помещении с высокими потолками и кирпичными стенами – что может быть лучше для полета мысли и свободы действия?! Но до 1935 года на месте «Экспериментаниума» и вовсе не было ничего промышленного: стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, от которой сейчас сохранилась только скромная часть с колокольней. А еще по неподтвержденным (надеюсь пока) данным на этом месте когда-то ночевал Наполеон как раз перед тем, как уехать из Москвы. Вот так-то!

Ну что же, проследуем вслед за нашими ребятами на второй этаж и рассмотрим там все хорошенько!

Первым экспонатом, возле которого мы остановились, был левитатор Бернулли… сами летать мы не научились, но почему это получается у деревянной тарелочки, помещенной под спокойный нисходящий поток воздуха, поняли.

«А страшно ли сидеть на гвоздях? Это больно?», спрашиваю я Сережу. «Нет! Их же много!», — бойко отвечает он. Делаю удивленное лицо, прося пояснения, но Сережу кто-то опережает своим верным ответом: «Давление ведь располагается по всем гвоздям». Отлично! Суть явления понятна — можно переходить к следующим экспонатам.

После гвоздей настоящим «гвоздем» программы второго этажа стал зеркальный лабиринт (именно к нему многие ребята побежали в свободное время). Это и правда здорово: блуждать среди зеркал в поисках выхода. Да, света внутри лабиринта нет, только с десяток лампочек в полу.

А Лене особенно понравилось крутить педали велосипеда: «Мне так приятно, на меня дует ветерок. А чем быстрее кручу, тем сильнее дует». Мне осталось только добавить, что энергию для работы вентилятора она получает с помощью собственных ног.

Мы надолго остановились в комнате мыльных пузырей. Саша и Нина оттачивали технику создания мыльных пузырей, а также пленок и сфер,
и все любовались этим зрелищем: «Что может быть их чудеснее? Они лёгкие, воздушные, немного загадочные… бесцветный мыльный раствор переливается всеми цветами радуги!»

Коллекция головоломок в музее тоже впечатляет: собери квадраты различными способами из разных наборов фигур, рассоедини кольца, связанные шнуром посередине, реши танграм. А между прочим, у Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. В общем, мы стали настоящими энтузиастами танграма – будем применять в педагогических целях!

Да, очень хорошо, что головоломки разной сложности: могут попробовать свои силы и дошколята, и дети постарше, и взрослые, конечно тоже!

Большая площадь на втором этаже отдана прекрасно сделанным анатомическим моделям. Здесь можно узнать обо всем: строении мозга человека и его органов чувств, кожи, легких и скелета, а также мышц, зубов и прочего. Несколько неожиданным для меня и Нины стало то, что самый большой интерес у детей вызвала демонстрационная модель эмбрионального развития человека.
Хотя… почему неожиданным. Ведь к чудесам, каковым бесспорно является развитие человека, всегда возникает неподдельный интерес, а в музее этот процесс показан так наглядно!

Гордостью музея является генератор торнадо (смерчей), специально привезенный из Америки. Тёплые и холодные воздушные вихри прямо перед нами закручивались в настоящее торнадо, какое могло унести Элли с Тотошкой в волшебную страну Оз!

На втором этаже порой бывает утомительно долго находиться. А причиной тому громкое трио: ксилофон, бас-гитара и барабанная установка. Впрочем, кто будет считаться с чрезмерной нагрузкой на свои барабанные перепонки, когда вот она — осязаемая возможность почувствовать себя настоящим рок-гитаристом или ударником?!!

Пора спускаться на первый этаж. Илья (экскурсовод и, кстати, брат-близнец нашего с Ниной однокурсника – так что можете быть уверенны, экскурсия нам была проведена по первому разряду!) показал и рассказал нам многочисленные примеры зрительных иллюзий: Невозможный трезубец, Невозможный куб Эшера, Эффект Струпа, Иллюзия железнодорожных путей, Ахроматический контраст и многое другое. Любители зрительных иллюзий и феноменов оценят ссылку http://www.psy.msu.ru/illusion/ .

В «Экспериментаниуме» есть наглядный миллион «звёзд». Его разместили на фиолетовых воротах у лестницы на второй этаж. Ровно миллион крошечных звездочек — не умозрительная величина, а реальный миллион, до которого рукой подать. Вот мы и считали все вместе!
Шутка, конечно, а вы поверили?

В музее вообще всё вокруг настолько реально и осязаемо, что кажется, американский грузовик Freightliner («Фред», как прозвали его в народе) скоро поедет, пускай у него и спилен мотор. Дети дружно забрались в кабину, причем сразу все вместе, вдесятером. Еще бы! Такие грузовики водят дальнобойщики и проводят в кабине значительную часть своей жизни, потому там и должно быть просторно и место для нас должно быть.

Ящик Вуда порадовал ребят сполна! Он представляет собой тумбу цилиндрической формы с генератором дыма внутри. Дым заполняет тумбу. На верхней поверхности тумбы установлена подвижная мембрана с круглым отверстием. Ударяя рукой по мембране, мы быстро выталкивали из ящика массу воздуха вместе с дымом. Алена, Лена, Настя особенно усиленно тренироваться… в получении не просто обычных облаков, а настоящих колец тумана. А впрочем, здесь отметились, конечно, все!

А еще у каждого из ребят была возможность оценить правдоподобность легенды про Архимеда, той, когда он с помощью системы блоков и рычагов и еще одной Земли готов был сдвинуть планету с места. Наша система из 4 блоков прекрасно справлялась с задачей по подъему не самых-то легких взрослых…

Занятие 1.

3aдaчa: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты.

Зрительный ряд:

1. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

2. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Архитектор К. И. Росси, 1819-1825 гг.

3. Михайловский дворец. Архитектор. К. И. Росси. 1819-1825.

4. Залы и интерьеры Государственного Русского музея.

Рассмотреть на сайте вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Изображение музея на странице сайта приведено в приложении 7.

Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? Спросить: что значит «музей русского искусства»?

Рассматривая сайт, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится перед зданием музея?

В конце занятия задаются вопросы:

Как называются два крупных музея русского искусства?

Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

Занятие 2

1) Дать общее представление о Государственном Русском музее, особенностях его коллекции.

2) Объяснить название музея.

Зрительный ряд:

Здание Государственного Русского музея, залы и интерьеры.

В начале теоретического занятия вспомнить тему предыдущего, спросить:

Откуда «пришло» слово «музей»?

Какие музеи называют художественными?

Какие два художественных музея дети знают?

Почему они так называются?

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей. (Дети смогут ответить, если ранее посещали Государственный Русский музей.)

Вспоминая показанное на сайте здание музея, рассказать историю строительства. Подчеркнуть, то в чем заключается своеобразие коллекции Русского музея и ее отличие от коллекций других музеев.

В конце теоретического занятия сделать выводы:

Занятия на компьютере:

Знакомство с художественным музеем.

Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

НЕЗНАЙКА:

В нашей стране очень много музеев, они очень разнообразные. А в каких музеях были вы? Какие музеи вы знаете? Что в них представлено?

А знаете ли вы что такое художественные музеи и почему эти музеи так называются?

Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К. И. Росси, 1819-1825 гг.

К.П.Бегров "Михайловский дворец". 1832

НЕЗНАЙКА:

Здание Государственного Русского музея (вид с площади Искусств)

Что значит «музей русского искусства»? В память какого человека поставлен памятник перед ним? Почему он находится перед зданием музея?

Академический зал

НЕЗНАЙКА:

Почему зал носит название Академический?

Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

НЕЗНАЙКА:

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей.

НЕЗНАЙКА:

Имя архитектора Русского музея?

НЕЗНАЙКА:

Какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными?

Ответ: Эрмитаж сейчас один из самых больших музеев мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира, в этом заключается своеобразие его коллекции и его отличие от коллекции Русского музея.

Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.