Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизнь египтян история. Быт и нравы

Жизнь египтян история. Быт и нравы

[:RU]Вдали от уличной политики и яростных протестов, эти девушки живут защищенной, привилегированной жизнью в богатых общинах Египта. «Все дороги ведут в Нью-Гизу», «Чистая, безопасная и более красивая окружающая среда», «Жизнь, о которой ты всегда мечтал» — гигантские рекламные щиты на окружной дороге Каира переполнены английскими надписями, которые пытаются продать товары представителям богатой элиты, проживающим в Египте жизнь-мечту, которую практически никто в городе не может себе позволить.

Египетская элита предпочитает селиться на окраине города, подальше от традиционно популярных районов в центре старого города, в искусственной среде, в уединении от мира. Покупка дома в этих районах обещает ряд привилегий, которые, как правило, невозможно найти в перенаселенном городе: конфиденциальность, зеленые пейзажи и безопасность. Для защиты этих особняков от чужих глаз, общины окружены обширной сетью стен и армией сотрудников службы безопасности, которые охраняют покой хозяев жизни в Египте.

Фотографу Заза Бертран удалось пробраться в этот скрытый мир Египта и пообщаться с молодыми девушками – представительницами этой элиты. Ее снимки показывают красивых девушек, ищущих чувства идентичности в сюрреалистическом мире, в котором они живут. Ландшафты микро городов находятся часто в стадии строительства, и отражают определенное одиночество, которое также присутствует в девушках.. Кажется маловероятным, что это искусственная среда может дать возможность этим девушкам реализовать свои надежды и мечты.

Эсме ест гамбургер от Макдональдса на территории закрытого элитного поселка.

Ахелла и Нада отдыхают на пикнике в пустыне, пьют пиво и курят в выходные дни.

Сара на лодке фелюке. Много молодых людей отправляются на круизные прогулки по Нилу со своими друзьями.

Нур и ее подруга отдыхают у бассейна. Пользование бассейном бесплатно для жителей общины и их гостям, но строго запрещено кому-либо еще.

Нариман в гостях внутри коттеджного поселка Аптаун Каир. Она чувствует себя грусной, потому что она только что поссорилась со своим бойфрендом.

Распыление спрея-газа против комаров в поселке Палм-Спрингс. Все элитные сообщества-поселки имеют европеизированные названия, такие, как Беверли-Хиллз, «Вид на горы», «Вид на озеро», Mirage City, «Утопия», Лебединое озеро и др.

Эсме сушит свои накладные волосы. Она встречается с друзьями на обед и готовится к этому мероприятию.

Новые поселки практически завершены. Коттеджные поселки, как этот, полностью изолированы от египетской уличной политики, и бедной жизни в Каире.

Все, что нужно, хозяева могут найти внутри своего сообщества. Эта девушка не хочет показывать свое лицо, она учится танцевать на шесте в своей комнате.

Нариман позирует перед своим учебным заведением, немецким университетом в Каире.

Рано утром возле входа в казино и ночной клуб.

Древние египтяне были очень чистоплотными людьми и всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приема пищи.

После утреннего омовения переходили к услугам парикмахеров. Обычно к ним обращались женщины, мужчины же вверяли себя цирюльникам и людям, делающим маникюр и педикюр. Ежедневный утренний туалет фараона превращался в важную церемонию, при которой присутствовали все знатные люди государства. Утренний туалет высших должностных лиц (визирей, верховных судей и правителей номов) тоже становился своеобразной церемонией.

Все родственники и слуги собирались возле хозяина дома. Сидящие на корточках писцы были готовы исполнять любое его повеление: при этом одни держали в руках кисточки для записи приказов, другие - длинные папирусные свитки с именами, цифрами и перечнем работ, которые уже были сделаны или еще находились в проекте.

После необходимых омовений к работе приступал цирюльник. По окончании этой процедуры хозяин дома представал перед родственниками и слугами бодрый, свежий, с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой.

Египтяне отдавали предпочтение удлиненной форме глаз. И это не просто дань моде, но и мера профилактики, предохраняющая органы зрения от ярких солнечных лучей, ветра и пыли. Жители Древнего Египта использовали различные косметические средства. Так, для избавления от запаха пота в жаркий день натирались благовониями и смесью из скипидара, ладана и неизвестного порошка. Имелись всевозможные очищающие мази, возвращающие коже лица и тела упругость. С этой целью мед добавляли в порошок из алебастра, «северной соли» и натрона.

Существовали и специальные косметические средства для избавления от пятен и угрей. Обычно их замешивали на ослином молоке, после чего протирали кожу приготовленным лосьоном.

Утренний туалет жены фараона и любой состоятельной дамы также превращался в событие. Обычно парикмахерша затрачивала несколько часов, чтобы сделать прическу знатной особе.

В отличие от богатых египтян, беднякам приходилось довольствоваться услугами уличного цирюльника, сидевшего где-нибудь под деревом в ожидании клиентов, которых всегда было довольно много. Цирюльник добросовестно выполнял свои обязанности: выбривал голову так чисто, что она становилась похожей на обкатанную волнами гальку.

Египетская крестьянка обычно делала прическу самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Примечательно, что в это время все члены семьи должны были уходить из дома, чтобы прическа получилась идеальной, иначе женщине приходилось начинать утренний туалет сначала

Одежда

Утреннее облачение мужчины состояло из короткой набедренной повязки и незначительного количества украшений. В таком виде он совершал водные процедуры, принимал цирюльника и мастера маникюра и педикюра.

Готовясь к выходу из дома, богатый египтянин надевал на запястья один или несколько браслетов, кольцо на палец и нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. Подвеска из яшмы или сердолика придавала ему респектабельный вид, а свободная прямая юбка, сменявшая утреннюю набедренную повязку, и сандалии придавали всему облику законченность. Известные с давних времен сандалии имели особую ценность в Древнем Египте. Известно, что один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта, фараон Нармер, отправляясь куда-либо в сопровождении верных слуг, всегда шел босиком, а один из приближенных нес его обувь.

Так же поступали и земледельцы, только сандалии им приходилось нести самим, привязав к концу палки. Обувались бедняки лишь достигнув места назначения. Был даже принят закон, запрещавший воинам вырывать «драгоценные» сандалии из рук проходивших мимо людей.

Во времена Нового царства египтяне мастерили обувь из различных материалов: из папируса, кожи или золота. От носка подошвы ремешок протягивался между первым и вторым пальцами ноги к лодыжке, где соединялся с другими наподобие стремени. Все эти ремешки завязывались сзади над пяткой.

Некоторые богатые египтяне отдавали предпочтение прямым, длинным платьям на бретелях и не носили никаких украшений. Но большая часть состоятельных жителей древнего Египта ходили в гофрированных, расширенных книзу платьях-туниках изо льна, которые, оставляя шею открытой, обтягивали торс.

Обязательным атрибутом одеяния был широкий гофрированный пояс, образовывавший спереди передник трапециевидной формы.

Помимо этого в праздничные дни египтяне надевали большие завитые парики, локоны которых прикрывали голову и плечи, парадные сандалии и многочисленные драгоценности (ожерелья, нагрудные подвески, браслеты).

Наряд богатой женщины, как и наряд ее знатного супруга, состоял из тонкой рубашки и надетого поверх нее белого гофрированного платья с разрезом почти до пояса, которое, в отличие от мужского, было полупрозрачным и крепилось на левом плече, при этом правое оставалось открытым.

Широкие рукава с бахромой не закрывали изящных рук, что позволяло знатным дамам демонстрировать свои запястья с драгоценными браслетами в виде двух соединенных застежками пластинок чеканного золота или золотых колец, шнуров, лент.

Волосы женщин украшали сверкающие диадемы из бирюзы, лазурита и золота, концы которой соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. Довольно часто в прическах женщин и мужчин присутствовало конусообраное благоухающее украшение, сделанное из волос, смазанных ароматными маслами.

Наряд менее состоятельных египтян отличался практичностью. Земледельцы и ремесленники предпочитали носить простые набедренные повязки, подвязав их поясом шириной с ладонь без каких-либо вышивок и кистей.

Как и богатые жители Египта, бедняки любили носить украшения, только делались они не из золота, а из бронзы и керамики. Однако эти украшения имеют художественную ценность, как и золотые изделия ювелиров, поскольку являются памятниками древней культуры.

Пища

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным мате­риалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, ис­пользовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, от­правлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всячес­кую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло ос­тавлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Трапеза

О том, как проходили застолья древних египтян, сохранились очень скудные сведения. Предполагалось, что глава семьи, просыпавшийся раньше других домочадцев, завтракал один, сразу после умывания. Его завтрак, накрытый на небольшом столике, состоял из мяса, пирога, хлеба и пива.

Хозяйка дома завтракала во время расчесывания волос, или сразу после завершения туалета. В ее утренний рацион обязательно входили фрукты, возможно, какие-то сладости и чистая вода.

Дети питались отдельно от родителей. Их усаживали на циновке или подушках, разложенных прямо на полу.

Обеденный рацион предположительно состоял из мяса, птицы, или рыбы, хлеба, пирогов, овощей, фруктов и пива. Нельзя сказать, что мясо входило в число постоянно употребляемых продуктов питания. Даже в достаточно обеспеченных семьях мясные блюда подавались обычно только во время обеда или праздничных пиршеств. Бедные семьи чаще довольствовались молочными продуктами, овощами, фруктами и лепешками.

На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представи­тель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Среди прочих предметов во время раскопок храмов, от­носящихся к эпохе Нового царства, было обнаружено множество посуды, предназначенной для приготовления и упот­ребления супов, соусов, компотов, сладостей и молочных продуктов. Там же встречаются всевозможные тарелки, вил­ки, ложки и ножи. Можно предположить, что туалетные принадлежности (кувшин с водой и таз) были необходимы египтянам для мытья рук, как перед едой, так и после нее. Это объясняется тем, что птицу, пироги, сладости и некоторые другие блюда тогда ели руками.

Около четырех-пяти часов вечера у египтян был легкий ужин, после которого они возвращались к работе или готовились к вечерним развлечениям.

египтянки

Строительство пирамид

Богатые египтяне

Хозяйство и ремесла Египта

Воспитание детей

Выпечка хлеба

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Земледелие - основа благоденствия Древнего Египта. Каждый год Нил, разливаясь, оставлял а берегах слой плодороднейшего ила, благодаря чему египтяне выращивали множество разнообразных сельскохозяйственных культур. Речная вода использова

Водяные лилии вместе с папирусом и белым и голубым лотосом составляют украшение берегов Нила. Цветы нужны для украшения храмов и жилищ. Их собирают молодые девушки. Возможно, эти цветы предназначаются для украшения стола господина, который (на заднем плане)

Фивы делились на две части: город живых на восточном берегу и город мертвых – на западном. И если на восточном берегу сегодня живут совсем другие египтяне, то жители западного берега никуда не делись за редким исключением мумий, попавших в музеи всего мира. По некоторым данным за все время существования древнеегипетской цивилизации на западном берегу Нила были захоронены сотни миллионов египтян, так что по населенности город мертвых – самый густонаселенный город на земле. Как жили мертвые – мы можем увидеть в многочисленных раскопанных гробницах, а вот каков был быт живых?

Дети и родители в Древнем Египте

Семья – основа общества Древнего Египта

Египтяне считали семью великой ценностью. Они привыкли жить в окружении родственников и очень страдали, если им приходилось уезжать, они считали жизнь на чужбине ссылкой. Египетские солдаты, мужественно переносившие тяготы военного быта и отважные в бою, плакали от тоски по родине.

Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери. Уоллис Бадж: «Отец требовал от своего сына полного повиновения, но египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но и любить ее и постоянно доказывать ей свои чувства». Писец Ани предостерегает сыновей Древнего Египта от неповиновения и обиды матери, считая, что жалоба матери богам на непочтительного сына обязательно навлечет на него божественные и земные неприятности.

В то же время матриархата в Древнем Египте, конечно, не было – мужчины были и воинами, и добытчиками, и правителями. Египетские женщины правили в своих домах и старались реже бывать на публике, хотя были относительно свободными и образованными. Так, царевна Неситанебташу самостоятельно скопировала Книгу мертвых, другая женщина сделал прекрасную копию манускрипта Зуча, хранящуюся теперь в Британском музее. При этом женщины самостоятельно владели и распоряжались своим имуществом, заключали сделки, особенно в эпоху Нового Царства.

Брак в Древнем Египте нередко заключался при участии старших родственников, родителей и свах, однако основывался на воле самих будущих супругов, принуждение к вступлению в брак распространено не было.

В быту, в домашней жизни мужчины внимательно прислушивались к мнению и желаниям своих подруг. Современным мужчинам будет интересно наставление мудреца Птахотепа об отношении к жене: «... Люби свою жену в своем доме справедливо и должным образом. Наполняй ее желудок и закрывай ее спину; давай масло для умащений – лекарство для ее членов. Заставляй ее сердце радоваться все время, пока ты живешь; она выгодное поле для тебя. Не ссорься с ней. Пусть она избежит насилия. Сделай так, чтобы она процветала в твоем доме. Если ты станешь врагом ей, она поглотит тебя, как бездна...».

Другой мудрец – писец Ани давал своим современникам еще более конкретные советы: «Старайся не командовать своей женой в ее доме, когда ты знаешь, что она прекрасная хозяйка. Не говори ей: «Где эта вещь? Принеси ее мне», - когда она положила ее на нужное место... Мужчина, который спорит в своем доме, только создает в нем беспорядок и никогда не поймет, что на самом деле он настоящий хозяин там всегда». Видимо, проблема «подай-принеси» живет между мужчиной и женщиной со времен Древнего Египта, причем египетские мужчины решали ее в пользу женщины.

Детство древних египтян зависело от уровня достатка их родителей. Дети рабов были вынуждены с пятилетнего возраста начинать трудиться, уровень детской смертности среди рабов и бедных крестьян был высок.

Все дети в первые годы своей жизни не носили одежды. Дети состоятельных египтян имели игрушки – тряпичные мячи, кукол с движущимися руками и ногами, фигурки животных и даже живых зверей. Так, сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода, а ловцы птиц любили дарить певчих птиц своим детям.

Образование в Древнем Египте

Лучшая профессия в Древнем Египте – непыльная государственная служба

Дети свободных людей имели возможность получить образование. Детей царя и членов царской фамилии, в основном, учили дома. Но случалось и так, что сыны фараона обучались с обычными детьми в храмовых школах. Жрецы придавали большое значение природным способностям человека, а потому поступить в школу и учиться в ней могли не только дети богатых, но и дети бедняков – все зависело от талантов ребенка, и если жрецы видели в нем потенциал, то его брали на государственное или храмовое содержание. Поэтому в истории Древнего Египта есть немало примеров, когда выходцы из бедных, незнатных семей делали блестящие воинские, политические и жреческие карьеры.

В школах изучали арифметику, письмо, чтение, землеустроение. Ценными знаниями и навыками считались навыки писца, хорошее знание земледелия, рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Роль воинских школ или кадетских корпусов выполняли конюшни фараона, где опытные ветераны обучали мальчиков верховой езде, владению оружием, навыкам командования и тактическим приемам ведения боя.

Мальчики в Древнем Египте учились примерно столько же, сколько и их юные сверстники в современном мире – от десяти до двенадцати лет. После храмовой школы их обычно ждала карьера писца, жреца или чиновника, после конюшни – воинская служба. Девочки учились дома. К мальчикам применялись телесные наказания, которые хорошо иллюстрирует древнеегипетская поговорка: «У мальчика уши на спине и он слушает, когда его бьют».

Надо сказать, что египтяне очень практично подходили как к выбору профессии, так и к образованию и знанию в целом. За исключением религиозных знаний, египтяне были весьма конкретными людьми. Они высоко ценили государственную службу, справедливо полагая, что здесь можно хорошо зарабатывать и сохранять здоровье. Это существенно отличалось от частного сектора, где превалировал тяжелый физический труд, даже если у тебя было собственное дело – ткацкая или гончарная мастерская, прачечная или рыболовная артель.

Например, в высшей степени престижной считалась работа писца. Но не потому, что ценилась грамотность сама по себе, а потому, что работа писца не была тяжелой физически и хорошо оплачивалась. Так, некий Дуауф советовал своему сыну Пепи стать писцом не из соображений «ученье – свет», а совсем по другим причинам: «Я подумал о физическом труде и пришел к выводу, что книги – лучший предмет для изучения... профессия писца – величайшая из всех; ей нет равных на земле. Даже когда писец только начинает строить свою карьеру, с ним все советуются. Он занимается государственными делами и никогда не берется за то, что поручает ему другой... каждый труженик проклинает свое занятие или ремесло, но не писец, которому никто не говорит: «Иди и работай на полях для такого-то». Весьма прагматично и современно. Это взгляд на профессию писца разделяло большинство отцов Древнего Египта и поучение Дуауфа стало хрестоматией.

Одежда египтян: мода и прически

Мужчины Древнего Египта носили парики, а дамы стрижки «под фокстрот»

Одежда египтян и египтянок

Самые древние египтяне – и мужчины, и женщины – носили набедренные повязки и короткие прямые юбки с запахом. Эти предметы одежды делались из белого льна, сначала довольно грубого, который затем стал выделываться в тонкие струящиеся ткани. Вообще лен оставался на протяжении всей истории Древнего Египта основным материалом для изготовления платья. Кожа использовалась для изготовления поясов и украшений, а также сандалий, которые, впрочем, чаще делались из тростника.

Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину. Чем древнее юбка, тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Кстати, количество одежды на человеке и ее длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнаженными, изредка одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.

Знатные египтянки долгое время оставляли обнаженными шею и грудь: их платья из полностью прозрачного материала хорошо демонстрировали другие формы тела, само платье поддерживалось широкими бретелями, соединенными на спине. Цвета платьев, в основном, ограничивались белым, иногда шили красные или желтые платья. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. На голове царицы носили уборы в виде грифа, олицетворяющие богиню Мут.

Фараоны старались одеваться так же, как одевались боги. В ходу были короткие юбки, хвосты и головные уборы в виде корон и париков. В разные времена хвосты были либо шакальими, либо искусственными. Позднее стали добавляться туники, плащи, широкие воротники.

Одежду фараонов, членов их семей и знатных египтян стирали специальные прачечники. Они раскладывали предметы одежды на плоских камнях и тщательно отбивали камнями или пальмовыми ветками. Вместо мыла использовали глину.

Обувь в Древнем Египте

Обувь была не в чести у древних египтян. Ее носили только состоятельные люди, да и то далеко не всегда. Преимущественно, обувь одевали для дальних переходов и путешествий в гористую местность. Закрытая обувь, похожая на туфли, появилась в самом конце существования цивилизации под влиянием греков и римлян, а до этого египтяне носили сандалии, которые изготавливались из папируса, реже из кожи и даже из дерева. В дом в обуви египтяне не заходили. Примечательно, что при фараонах существовала специальная должность – носильщик сандалий – человек, который нес за фараоном его обувь. Надо полагать, что ходить фараон предпочитал босиком, однако наличие обуви было признаком благополучия и состоятельности. На барельефах и картинах в усыпальницах нередко можно увидеть за фигурой фараона силуэт его слуги с сандалиями в руках. Интересно так же, что древний историк, описывавший экспедицию царицы Хатшепсут в страну Пунт, жаловался на тяготы пути, так как участникам экспедиции пришлось тащить воду, гнать скот и нести сандалии. Сандалии также входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни.

Мода египетских богов

Специальная «мода» развивалась в отношении одеяний богов. Статуи богов египтяне одевали регулярно, во время многих религиозных праздников и в числе подношений богам всегда были предметы одежды, также как и в храмах были специальные комнаты, где эти предметы хранились. Интересно, что на руки богов и умерших фараонов-богов египтяне одевали специальные напальчники, сделанные из чистого золота. Эти напальчники доходили до второй фаланги пальцев и держались с помощью тонких полосок золота, соединенных с золотыми браслетами на запястьях и лодыжках. Это украшение очень напоминает современные наборы арабских женщин, состоящие из колец, прикрепленных цепочками к браслетам – так называемые «жади». На ногти накладывали тонкие накладки, повторяющие форму ногтя и сделанные из ляпис-лазури. Соответственно, современные модницы обязаны накладным ногтям и жади моде египетских богов.

Украшения древних египтян

Другие же украшения и ювелирные изделия носили мистический, религиозный смысл. Египтяне – и мужчины, и женщины – носили ожерелья, амулеты-подвески, браслеты, серьги. В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Потом серьги удлинились и к ним добавили камни. Очень любили египтяне кольца, преимущественно золотые. Но если материальное положение не позволяло египтянину носить золотые кольца, он все равно предпочитал ходить «окольцованным», пусть даже эти кольца были из стекла и даже из соломы. На кольцах изображали скарабеев, образы богинь и богов. Кольца фараонов отражали их картуши (имена, заключенные в овал в виде завязанной узлом веревки).

Прически Древнего Египта

Мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы так и вовсе брили все тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями – изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничнее, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетенная борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона и даже царица Хатшепсут в своих парадных царских одеяниях изображается с ложной бородой. Также бороды присутствовали на изображениях богов.

Собственные волосы большинства египтян были вьющимися от природы и довольно жесткими, а потому во избежание трудностей с расчесыванием все египтяне-мужчины их коротко стригли, заменяя парадные прически париками. Парики изготавливались из овечьей шерсти, были короткими и длинными, завитыми, прямыми и заплетенными в косы. Женщины носили очень разнообразные прически, украшали себя лентами, заколками, цветами и диадемами. В эпоху Нового царства была весьма популярна стрижка «под фокстрот», когда волосы до плеч спускаются крупными волнами.

Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили физический комфорт, который дает чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте. Во время праздников и пиров на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили свое тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому они умели красить волосы в черный цвет, скрывая седину. А женщины забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

Многое из того, чем пользовались древние египтяне, мы широко применяем в своей современной жизни. Да и поучения в адрес мужей актуально и справедливо звучат для нынешних жен, а профессия государственного служащего так и осталась весьма привлекательной для многих и многих наших современников, ничего не потеряв в глазах людей за четыре с половиной тысячи лет.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Когда речь заходит о Древнем Египте, то большинство вспоминают о фараонах, пирамидах, мумиях и золотых артефактах. И при этом подавляющее большинство не имеет не малейшего понятия о том, как жили в этой стране самые обычные люди.

Настольные игры

После трудового дня простые люди в Древнем Египте тоже стремились отдохнуть. Самым популярным способом проведения досуга были настольные игры. Играть могли двое или сразу несколько игроков, а если не было игровых досок, то поле для игры рисовали прямо на земле. Любимой игрой была «сене». Поле было разделено на 30 квадратов - в 3 ряда по 10, в некоторых квадратах рисовали символы, которые обозначали что-то хорошее или наоборот неудачу.

Победителем признавался тот, чьи фишки вошли в «загробную жизнь» первыми, минуя клетки неудачи. Сене была глубоко переплетена с религией. Победителя, как утверждалось, охраняли боги, а на доске часто рисовали гробницы, чтобы защитить умершего во время перехода к загробной жизни.

В игре Асеб на поле было 20 квадратов. Чтобы освободить фишку из «домашнего» квадрата, нужно было выбросить на кубике четыре или шесть. Если фишка становилась на квадрат, удерживаемый противником, она отправлялась обратно на домашний квадрат. Правила «мехена» и другой игры «гончие и шакалы» неизвестны. Доска для мехена выглядела как скрученная змея.

Чувство юмора

Сегодня мало что известно о древнеегипетском юморе, но это совсем не значит, что у древних оно отсутствовало. Так, в Фивах около 2000 г. до н.э., резчик на стене гробницы создал изображение умершего визиры фараона. Он был очень важной особой при жизни и, скорее всего, должен был быть изображен с благородным лицом.

Но художник придал визирю удрученный взгляд с поднятой бровью, будто Даги был удивлен, что он умер. Резьба, выполненная во время правления Аменхотепа III (1389-1349 г.г. до н. э.), показывает писца и бабуина (это животное ассоциировали с Тотом, богом письменности). У бабуина весьма смешные брови.

Не сдерживали сарказм художники, и когда изображали врагов Египта. Мемориальная доска из слоновой кости показывает пленного ассирийского принца с глупым видом и выпученными глазами. Напряженные отношения с нубийцами, вероятно, заставили художника сделать рельеф, показывающий нубийца с преувеличенными и нелепыми чертами лица.

Артрит

Когда исследователи недавно изучили останки тех, кто создавал и украшал знаменитую Долину Царей, они обнаружили что-то странное. Примерно 3500 лет назад большинство резчиков и живописцев, которые украшали могилы фараонов, были родом из деревни Дейр-эль-Медина. Обычно у художников со временем появляются проблемы с руками. Остеоартрит среди исследованных останков мужчин гораздо чаще был распространен в лодыжках и коленях.

После изучения древних записей этой деревни причина была раскрыта. Несмотря на тяжелый труд в некрополе, люди не хотели ночевать «на костях» и каждый день ходили ночевать в другое место. В течение недели они жили в хижинах возле королевских гробниц, а дорога к ним вела через крутой холм, на который дважды в день приходилось подниматься и спускаться.

В конце недели мастера отправлялись в Дейр-эль-Медина, к которому нужно было добираться 2 километра по холмам. В понедельник они снова возвращались к некрополю. Это продолжалось годами, а для некоторых людей - десятилетиями. По всей вероятности, столь длительные переходы и привели к появлению болезни, не свойственной для данной профессии.

Рацион

О кулинарных рецептах древних египтян, вероятно, уже никто и никогда не узнает. Не было найдено никаких записей, но узнать о том, чем питались египтяне, можно из произведений искусства того времени. Некоторые ингредиенты употреблялись всеми классами, но ряд продуктов простолюдинам был запрещены. К примеру, копчение рыбы было строго уделом жрецов. Зато ежедневной пищей всех слоёв общества было пиво и хлеб.

Хлеб заквашивали в воде, получая мутный напиток, который был существенной частью рациона низших классов. В дополнение к зерновым блюдам, таким как каша, в рацион входили мясо, мед, финики, фрукты и дикорастущие овощи. Рабочие ели только два раза в день.

На завтрак у них был хлеб, пиво, а иногда и лук. На обед к этому добавляли приготовленные овощи и мясо. Жрецы и фараоны питались несоизмеримо лучше. В гробницах были найдены изображения банкетов, где столы ломились от вина, газелей, запеченных в меду, жареной птицы, фруктов и десертов.

Зубы

Египтяне страдали от разрушения эмали, поскольку в их еде постоянно встречался песок. Проблема на самом деле была огромной. Исследование, проведенное на 4800 зубах из египетских гробниц, показало, что 90 процентов зубов были очень изношены.

Это приводило к возникновению таких состояний, таким как кисты, множественные абсцессы и остеоартрит челюсти. Излишне говорить, что хроническая зубная боль была повседневной неотъемлемой частью жизни в Древнем Египте. Несмотря на известную любовь египтян к чистоте, нет никаких доказательств того, что у древних египтян была развита стоматология.

Зерно

Торговля в Древнем Египте.

Денежная система Древнего Египта до конца не понятна. Раньше считалось, что она была основана на бартере без какой-либо формы валюты. Но этот вывод был сделан исключительно по сохранившимся изображениям, на которых был показан обмен товарами. Хотя торговля, безусловно, существовала, она не могла поддерживать коммерческую систему государства настолько обширной.

Одним из основных товаров было зерно, которое выращивалось в массовом масштабе. Избыток зерна хранился в сети силосов по всему Египту и использовался для оплаты труда рабочих, которые работали над крупными общественными проектами. Но, к примеру, что было делать, если кто-то хотел купить дом.

Ведь в данном случае мешком с зерном не обойдешься. Древние египтяне работали с единицей стоимости, называемой «шат». Данный валютный стандарт существовал еще в Древнем царстве (2750-2150 до н.э.), но сегодня никто не знает, что это было. Известно лишь, что один шат стоит 7,5 грамма золота.

Семья

В Древнем Египте приветствовалась традиционная семья с большим количеством детей. Девушки обычно выходили замуж в раннем подростковом возрасте. В то время как примеры брака по любви действительно встречались, брак был в первую очередь способом взаимопомощи в существовании для мужчины и женщины. Мужчина считался несовершенным, пока он не женился.

Фрески традиционно изображают мужчин темными от работы на свежем воздухе, а женщин бледными, поскольку они только вели домашнее хозяйство. Египетские жены рожали много и часто, поэтому они постоянно сталкивались с опасностями, которыми им грозили роды. Эффективной контрацепции не существовало, а акушерки ничего не могли сделать, если что-то «шло не так» во время родов.

Младенцев кормили грудью до трех лет. Мальчиков рано начинали обучать рабочим профессиям, а девочек уходу за детьми, кулинарии и шитью одежды. Ожидалось, что старший сын (а если его не было, то дочь) позаботится о своих пожилых родителях, а когда придёт время достойно похоронит их.

Равенство полов

Египетские женщины занимались не только домашними делами, при желании они могли работать и иметь собственность. Если в Древнем Риме женщин даже гражданами не считали, то в Египте женщины могли жить даже без мужчины-опекуна. Они могли инициировать развод и обращаться в суд.

Женщин не принуждали к браку, они могли составлять и подписывать юридические документы и строить свою карьеру. Тем не менее, в большинстве высших профессий доминировали мужчины. Лишь небольшой процент женщин стал почетными жрицами, книжниками, целителями и фараонами. По сути, первым регионом, в котором были расширены права женщин, был Древний Египет, а не Запад, как считают многие.

Инвалиды

В древнем мире о полноценной медицинской помощи речь просто не шла. А психические заболевания считали настолько постыдными, что китайские семьи скрывали слабоумных членов семьи от общественности. В Греции же их бросали на произвол судьбы, и они бродили по улицам. В Древнем Египте к таким людям были совершенно другое отношение.

Местные моральные писания учили уважению к тем, кто имеет физические недостатки. Карлики не рассматривались как инвалиды и часто работали помощниками, надзирателями, опекунами, художниками и артистами. Среди скелетов Дейр-эль-Медина (деревня художников в Долине Царей) были найдены останки молодого человека, который родился с атрофированной ногой. Как показала экспертиза его останков показала, этот человек отнюдь не был изгоем, а хорошо жил и занимал высокое положение. Что касается психических заболеваний, то египтяне вместо того, чтобы обвинять или порицать подобных пациентов, старались адаптировать их в обществе.

Насилие

На многих произведениях искусства того периода задокументированы сцены из домашнего быта. И хотя выглядят они весьма идеалистически и юридическое равенство действительно имело место в древнеегипетском обществе, насилие в отношении женщин и детей оставалось реальностью. Учёным стали известны ужасающие случаи. Так, у 2000-летнего скелета малыша в оазисе Дахлех были переломы спины, таза, ребер и рук. Некоторые из них были старее других и кости срослись, что является классическим признаком долгосрочного физического насилия.

В древнем городе Абидос была обнаружена 4000-летняя жертва. Женщине было около 35 лет, когда она получила смертельное ранение в спину. Исследование ее костей выявило, что женщина всю жизнь подвергалась физическому насилию. У нее были старые и новые переломы, которые явно свидетельствуют, что несчастную неоднократно пинали или били по ребрам. На ее руках также были травмы, возможно, от попыток защититься. Поскольку ее обидчик явно в течение очень долгого времени был рядом с женщиной, он мог быть ее мужем.

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала - Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.




6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.